Выдающийся педагог и психолог, видный антрополог, биолог, врач – гигиенист и палеонтолог, прогрессивный общественный деятель. Он сочетал в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и истинного патриота, неутомимого труженика.
1837-1909
У П. Ф. Лесгафта научная и общественная деятельности сливались воедино. Стремление сблизить науку и жизнь, мысль и дело, воспитать полноценную человеческую личность, борющуюся с общественным злом и насилием, признающую общественный труд смыслом жизни, отдающую все свои силы служению идее, было программой, которую П. Ф. Лесгафт последовательно и настойчиво проводил в течение всей своей жизни.
В основе педагогической системы П. Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Учёный рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчёркивает важность разумного сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания.
П. Ф. Лесгафт видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых. Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребенка, сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т. п.
Совершенно недопустимы телесные наказания детей. Они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны. “Ребенок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип,— писал Лесгафт. — Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией”.
Советуя создавать для детей необходимые условия, чтобы они могли «жить жизнью ребёнка», Лесгафт требовал от родителей и воспитателей строго обдуманных, последовательных действий, предусматривающих выработку у детей навыков сосредоточенности, дисциплинированности, доведения своего дела до конца, умения преодолевать препятствия и трудности при достижении поставленных целей
Исторической заслугой П. Ф. Лесгафта является создание оригинальной теории физического воспитания, или, как он писал, образования, детей, в соответствии с которой на первое место в анатомо-физиологическом совершенствовании организма детей он поставил двигательные упражнения, умение сознательно управлять отдельными движениями, преодолевать препятствия с возможно большей ловкостью и наименьшей затратой энергии. Физическое воспитание он считал важнейшим средством всестороннего развития личности человека, тесно связанным с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием: “Оно поможет детям стать более активными, культурными людьми, умеющими продуктивно и экономно расходовать свои силы и энергию, как в личном, так и в общественном деле”.
По определению П. Ф. Лесгафта образование – это воспитание и формирование личности человека. В тоже время, физическое воспитание – это целенаправленное формирование организма и личности под воздействием естественных и специально подобранных движений, физических упражнений. Эти движения и упражнения должны постоянно усложняться, становиться напряженнее, требовать от ребенка большей самостоятельности и проявления волевых усилий.
Особое место в развитии и совершенствовании личности П.Ф.Лесгафт отводил методам воспитания. Приоритетным он считал «практический метод», который основан на развитии ребенка через включение его в деятельность. Ученый учитывал, что в основе данного метода находятся «наблюдательность и опытность». По его мнению, ребенок с нормальной впечатлительностью сможет различать получаемые им впечатления, сравнивать и проверять их в собственной деятельности.
Другой метод – «систематический или теоретический» – состоит в последовательном и постепенном переходе от простого к сложному, в выделении частей из целого, в сравнении и нахождении решений через опыт, эксперимент.
Главные труды Лесгафта как специалиста по антропологии и по вопросам физического воспитания детей:
«Об отношении анатомии к физическому воспитанию» (1876),
«Задачи антропологии и метод ее изучения»,
«Семейное воспитание ребенка» (ч. I и II, 5-е изд. 1906; ч. III, 1911),
«Первые годы жизни ребенка» («Известия Санкт-Петербургской Биологической Лаборатории», т. III, выпуски 3 и 4; т. V, выпуски 1 и 2; т. VII, вып. 1);
«Период возмужалости» («Известия Санкт-Петербургской Биологической Лаборатории», т. II, выпуски 2 и 3);
«Материалы для изучения школьного возраста»;
«Руководство к физическому образованию детей школьного возраста» (СПб., 1901-1904, 3-е изд. 1912).
Афоризмы
«Необходимо помнить, что нельзя ребёнка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться идеалом»
При изучении человека и условий его образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно влияют не СЛОВА, а ДЕЙСТВИЯ близких лиц на развивающегося ребенка, и насколько любовь к труду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитию ребенка.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.