2. Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
составлена на основе Программы 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под ред. В.В. Воронковой. М. 2006.), допущенной Министерством образования РФ и и обеспечена учебником «Математика : 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Автор В.В. Эк, «Просвещение», 2009./
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика. В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Математика, являясь одним из основных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни в социуме и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Курс направлен на формирование у учащихся количественных, временных, пространственных представлений.
Содержание курса выстроено с учётом психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, возрастных особенностей школьников, общих и специальных педагогических принципов.
Задачи реализации курса.
1. Коррекция и развитие познавательной деятельности учащихся.
2. Воспитание трудолюбия, любознательности, настойчивости, самостоятельности, терпеливости.
3. Формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:
формы обучения - урок, практическая работа.
методы обучения:
- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),
- наглядные (наблюдения, демонстрация),
- практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры).
методы мониторинга знаний и умений обучающихся - классные и домашние работы, чертежи, рисунки, самостоятельные и проверочные работы, контрольные работы, тесты, математический диктант, фронтальный и индивидуальный опрос.
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.
Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе, а начиная со 2 класса — количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач. Решения всех видов задач записываются с наименованиями. Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.
В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками. Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем. Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 2—3 раза в четверти контрольные работы. Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе. Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий. Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем. Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс. Встречаются ученики, которые удовлетворительно усваивают программу вспомогательной школы по всем предметам, кроме математики. Эти учащиеся (с так называемым локальным поражением или грубой акалькулией) не могут быть задержаны в том или ином классе только из-за отсутствия знаний по одному предмету. Такие ученики должны заниматься по индивидуальной программе, они обучаются в пределах своих возможностей, соответственно аттестуются и переводятся из класса в класс. Решение об обучении учащихся по индивидуальной программе по данному предмету принимается педагогическим советом школы.
Программа по математике под ред. Воронковой В.В. рассчитана в 3 классе - на 6 часов в неделю, 204 часа за учебный год
3. Основное содержание тем:
1. Повторение
Второй десяток. Нумерация чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода и с переходом через разряд. Четные - нечетные, однозначные - двузначные числа. Решение простых задач на нахождение суммы и разности. Единицы времени: час, сутки. Единицы длины: 1 см, 1 дм. Меры емкости: 1 л. Меры массы: 1 кг. Измерение и построение отрезка заданной длины. Углы и их виды. Построение по опорным точкам квадрата, прямоугольника, треугольника с помощью линейки.
2. Умножение и деление чисел
Понятие умножения. Название компонентов умножения. Знак умножения. Таблица умножений чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20). Деление. Знак деления. Название компонентов деления. Таблица деления на 2, 3, 4, 5, 6 ( в пределах 20). Взаимосвязь таблицы умножения и деления. Деление на равные части и по содержанию.
3. Сотня
Нумерация чисел в пределах 100. Круглые десятки. Сложение и вычитание круглых десятков. Получение и разложение двузначных чисел на десятки и единицы. Сравнение чисел. Понятие разряда. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и не четные. Сложение и вычитание чисел в пределах ста без перехода через разряд. Действия I и II ступени. Скобки. Простые, составные арифметические задачи. Составление задач в 2 действия: сложение и вычитание, умножение и деление.
4. Меры длины, времени, массы, стоимости.
Числа, полученные при измерении. Меры времени: минута, месяц, год. Календарь. Порядок месяцев в году, определение времени по часам с точностью до 5 минут. Мера стоимости: 1 руб. Мера веса: 1 центнер. Мера длины: 1 метр.
5. Геометрический материал (в течение года)
Окружность. Круг. Построение окружности с помощью циркуля. Четырехугольники (прямоугольник, квадрат, построение по опорным точкам). Построение отрезка заданной длины. Прямая и кривая линии. Точка пересечения линий.
6. Повторение
Нумерация чисел в пределах 100. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение простых задач. Решение задач в два действия. Порядок действий при решении примеров. Таблица умножения. Геометрический материал.
4. Учебно-тематический план.
Раздел программы |
Количество часов |
Контрольная работа |
Матем. диктант |
Проверочная работа |
Самостоятельная работа |
Практическая работа |
Повторение. (Второй десяток) |
47 |
2 |
4 |
1 |
4 |
4 |
Умножение и деление чисел |
49 |
1 |
7 |
3 |
1 |
1 |
Сотня |
70 |
3 |
2 |
4 |
4 |
2 |
Меры длины, времени, массы, стоимости. |
21 |
- |
- |
1 |
2 |
5 |
Повторение |
17 |
1 |
|
|
2 |
|
Итого за год: |
204 |
7 |
13 |
9 |
13 |
12 |
5. Календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе.
№ |
Раздел |
Тема |
Кол-во уроков |
Тип урока |
Форма контроля |
Требования к ЗУН |
|||
1 |
Повторение. (Второй десяток) |
Числовой ряд. Место числа в числовом ряду. |
1 |
Вводный |
Матеем. диктант |
Обобщить, систематизировать знания учащихся о месте числа в числовом ряду.
Совершенствовать навык устного счета в пределах двадцати.
Обобщить, систематизировать знания учащихся о четных – нечетных, однозначных – двузначных числах.
Закрепить представление о способе решения простых задач |
|||
2 |
Соседи числа. Предыдущие и следующие числа. |
1 |
Закреп. изученного материала |
ФР. опрос |
|||||
3 |
Увеличение, уменьшение числа на единицу. |
1 |
Комбинир. |
Фр. опрос |
|||||
4 |
Четные – нечетные, однозначные – двузначные числа |
1 |
Изучение нового материала |
Инд.опрос |
|||||
5 |
Увеличение, уменьшение числа на два. |
1 |
Комбинир. |
Матем. диктант |
|||||
6 |
Решение простых задач на нахождение суммы и разности. |
1 |
Изучение нового материала |
Инд.опрос |
|||||
7 |
Двадцать единиц – два десятка. Сравнение чисел в разрядных таблицах. |
1 |
Комбинир. |
Практич работа |
|||||
8 |
Сравнение чисел, решение примеров на сложение и вычитание. |
2 |
Комбинир. |
Матем. диктант |
|||||
9 |
Решение простых задач. |
2 |
Комбинир. |
Самостоят. работа |
|||||
10 |
Переместительный закон сложения. Решение примеров. |
1 |
Изучение нового материала |
Фр. опрос |
Совершенствовать умение выполнять сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.
Закрепить представление о переместительном законе сложения.
Совершенствовать умение решать простые и составные задачи. |
||||
11 |
Решение простых задач на сложение и вычитание. |
1 |
Комбинир. |
Самостоят. работа |
|||||
12 |
Компоненты сложения и вычитания. Ноль – компонент сложения и вычитания. |
1 |
Изучение нового материала |
Фр. опрос |
|||||
13 |
Решение простых задач на нахождение суммы. |
1 |
Комбинир. |
Инд.опрос |
|||||
14 |
Решение примеров в два действия. |
1 |
Комбинир. |
Фр. опрос |
|||||
15 |
Решение составных задач. |
1 |
Комбинир. |
Фр. опрос |
|||||
16 |
Решение примеров в два действия с неизвестным компонентом. |
2 |
Изучение нового материала |
работа с индив. карточками |
|||||
17 |
Контрольная работа по теме «Второй десяток». |
1 |
Контрольный урок |
КР |
|||||
|
Работа над ошибками в контрольной работе |
1 |
|
|
|
||||
18 |
Сложение Состав чисел первого десятка.
|
1 |
Закреп. изученного материала |
Работа с перфокартой |
Совершенствовать умение выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток
|
||||
19 |
Решение простых и составных задач. |
2 |
Комбинир. |
Самостоят. работа |
|||||
20 |
Решение примеров в два действия.
|
2 |
Закреп. изученного материала |
Фр. опрос |
|||||
21 |
Прибавление числа 9 |
1 |
Комбинир. |
Фр. опрос |
|||||
22 |
Прибавление числа 8 |
1 |
Комбинир. |
Фр. опрос |
|||||
23 |
Прибавление числа 7 |
1 |
Комбинир. |
Фр. опрос |
|||||
24 |
Прибавление чисел 6,5,4,3,2. |
1 |
Комбинир. |
Самостоят. работа |
|||||
25 |
Решение примеров на сложение в пределах 20 с переходом через десяток. |
2 |
Закреп. изученного материала |
Работа с индив. карточками |
|||||
|
Проверочная работа по теме «Решение примеров на сложение в пределах 20 с переходом через десяток.» |
1 |
Контрольный урок |
ПР |
|||||
26 |
Вычитание Состав чисел второго десятка. |
1 |
Закреп. изученного материала |
Работа с перфокартой |
|||||
27 |
Решение примеров в два действия. |
1 |
Закреп. изученного материала |
Инд.опрос |
|||||
28 |
Решение составных задач. |
1 |
Комбинир. |
Инд.опрос |
|||||
29 |
Вычитание числа 9 |
1 |
Комбинир. |
Матем. диктант |
|||||
30 |
Вычитание числа 8 |
1 |
Комбинир. |
Фр. опрос |
|||||
31 |
Вычитание числа 7 |
1 |
Комбинир. |
Фр. опрос |
|||||
32 |
Вычитание чисел 6,5,4,3,2.
|
1 |
Комбинир. |
Работа с индив. карточками |
|||||
33 |
Единицы длины: 1 см, 1 дм. |
1 |
Комбинир. |
Фр. опрос |
|
||||
|
|
Меры емкости: 1 л. Меры массы: 1 кг. |
1 |
Комбинир. |
Фр. опрос |
|
|||
34 |
Геометричес-кий материал |
Прямая, луч, отрезок |
1 |
Закреп. изученного материала |
Практич. работа |
Повторить различие между прямой, лучом, отрезком. Вспомнить элементы угла, четырехугольника, треугольника |
|||
35 |
Угол, четырехугольник |
1 |
Закреп. изученного материала |
Практич. Работа Тест № 4 |
|||||
|
|
Построение по опорным точкам квадрата, прямоугольника, треугольника с помощью линейки. |
1 |
Закреп. изученного материала |
Практич. работа |
|
|||
|
|
Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток». |
1 |
Контрольный урок |
КР |
|
|||
|
|
Работа над ошибками в контрольной работе |
1 |
Закреп. изученного материала |
|
|
|||
|
|
Итого уроков по изучаемой теме |
47 |
|
|
|
|||
1 |
Умножение и деление чисел |
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых. Знак умножения |
3 |
Изучение нового материала. Комбинир. |
Фр. опрос |
Сформировать представление о смысле арифметического действия умножения.
Познакомить с таблицами умножения чисел 2, 3,4,5,6.
Сформировать представление о смысле арифметического действия деления.
Познакомить с таблицами деления на 2,3,4,5,6 |
|||
2 |
Таблица умножения числа 2 |
3 |
Комбинир. |
Работа с перфокартой |
|||||
3 |
Деление на равные части. Знак деления |
3 |
Изучение нового материала. Комбинир. |
Фр. опрос |
|||||
4 |
Таблица деления на 2 |
3 |
Комбинир. |
Матем. диктант |
|||||
5 |
Деление предметных совокупностей на 2,3,4,5 равных частей |
3 |
Изучение нового материала. Комбинир. |
Фр. опрос
|
|||||
6 |
Таблица умножения числа 3 |
2 |
Комбинир. |
Фр. опрос Матем. диктант |
|||||
7 |
Таблица деления на 3 |
3 |
Комбинир. |
Инд. опрос Матем. диктант |
|||||
8 |
Таблица умножения числа 4 |
2 |
Комбинир. |
Матем. диктант |
|||||
9 |
Таблица деления на 4 |
3 |
Комбинир. |
Фр. опрос Матем. Диктант Провер. Работа |
|||||
10 |
Таблица умножения числа 5 |
2 |
Комбинир. |
Матем. диктант |
|||||
11 |
Таблица деления на 5 |
3 |
Комбинир. |
Инд. опрос Проверочная работа |
|||||
12 |
Таблица умножения чисел 2,3,4,5,6 и деления на 2,3,4,5,6 |
4 |
Закреп. изученного материала |
Работа с перфокартой
|
|||||
13 |
Решение составных арифметических задач в 2 действия |
3 |
Комбинир. |
Инд. опрос
|
|||||
14 |
Контрольная работа «Умножение и деление чисел» |
1 |
Контрольный урок |
КР |
|||||
|
Работа над ошибками в контрольной работе |
1 |
Закреп. изученного материала |
|
|||||
Итого уроков по изучаемой теме |
39 |
||||||||
1 |
Сотня |
Одна сотня – десять десятков.
|
2 |
Изучение нового материала.
|
Фр. опрос |
Познакомить учащихся с числовым рядом 1-100
Научить учащихся сравнивать числа в пределах 100 |
|||
2 |
Круглые десятки. Сравнение круглых десятков.
|
2 |
Изучение нового материала.
|
Работа с перфокартой |
|||||
3 |
Сложение и вычитание круглых десятков. Решение задач. |
2 |
Комбинир. |
Фр. опрос |
|||||
4 |
Сравнение двузначных чисел в пределах 100.
|
2 |
Изучение нового материала. |
Работа с индив. Карточками самостоятельная работа |
|||||
5 |
Увеличение числа на единицу, десяток. |
2 |
Комбинир. |
Инд.опрос Матем. диктант |
|||||
6 |
Уменьшение числа на единицу, десяток. |
2 |
Комбинир. |
Инд.опрос |
|||||
7 |
Решение составных задач на сложение и вычитание круглых десятков. |
4 |
Комбинир. |
Фр. Опрос
|
|||||
|
Проверочная работа |
1 |
Контрольный урок |
|
|||||
8 |
Числовой ряд от 1 до 100. |
2 |
Изучение нового материала. |
|
|||||
9 |
Четные – нечетные числа в пределах 100.
|
2 |
Комбинир. |
Фр. опрос |
|||||
10 |
Контрольная работа по теме «Одна сотня». |
1 |
Контрольный урок |
КР |
|||||
|
Работа над ошибками в контрольной работе |
1 |
Закреп. изученного материала |
|
|||||
11 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Нумерация чисел в пределах сотни». |
3 |
Закреп. изученного материала |
Фр. Опрос Матем. диктант |
|||||
12 |
Понятие разряда. Разрядная таблица |
2 |
Изучение нового материала. Комбинир. |
Фр. опрос 1 |
Сформировать представление о разряде |
||||
|
|
Решение составных задач |
3 |
Закреп. изученного материала |
|
|
|||
|
|
Проверочная работа |
1 |
Контрольный урок |
|
|
|||
13 |
Меры длины, времени, массы, стоимости. |
Меры длины |
2 |
Комбинир. |
Практич. Работа Фр. опрос |
Закреплять представаление о единицах измерения длины |
|||
14 |
Меры времени |
2 |
Комбинир. |
Практич. Работа Фр. опрос |
Закреплять представаление о единицах измерения времени. Вспомнить порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года |
||||
15 |
Меры массы |
2 |
Комбинир. |
Практич. Работа Фр. опрос |
Закреплять представаление о единицах измерения массы |
||||
16 |
Меры стоимости |
2 |
Комбинир. |
Практич. Работа Фр. опрос |
Закреплять представаление о единицах измерения стоимости |
||||
17 |
Геометричес-кий материал |
Окружность |
3 |
Изучение нового материала.
|
Фр. Опрос Практич. Работа
|
Научить чертить окружность разных радиусов, различать окружность и круг |
|||
18 |
Круг |
2 |
Комбинир. |
Инд.опрос |
|||||
19 |
Сотня |
Сложение и вычитание круглых десятков.
|
3 |
Изучение нового материала. Комбинир. |
Работа с индив. карточками |
Научить складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд |
|||
20 |
Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел.
|
3 |
Изучение нового материала. Комбинир. |
Работа с индив. карточками |
|||||
21 |
Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел.
|
3 |
Изучение нового материала. Комбинир. |
Фр. опрос
|
|||||
22 |
Сложение круглых десятков и двузначных чисел.
|
2 |
Изучение нового материала. Комбинир. |
Работа с индив. карточками |
|||||
23 |
Вычитание круглых десятков и двузначных чисел |
2 |
Изучение нового материала. |
Фр. опрос |
|||||
24 |
Сложение и вычитание двузначных чисел |
2 |
Комбинир. |
Проверочная работа |
|||||
25 |
Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным. |
2 |
Комбинир. |
Инд.опрос |
|||||
26 |
Получение круглых десятков и сотни сложением 2 двузначных чисел. |
2 |
Комбинир. |
Фр. опрос |
|||||
27 |
Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни.
|
2 |
Комбинир. |
Инд.опрос |
|||||
28 |
Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» |
1 |
Контрольный урок |
КР |
|||||
|
|
Работа над ошибками в контрольной работе |
1 |
Закреп. изученного материала |
|
|
|||
29 |
Геометричес материал |
Взаимное положение линий на плоскости |
2 |
Изучение нового материала. |
Практич. работа |
Научить находить точку пересечения линий |
|||
Итого уроков по изучаемой теме |
70 |
||||||||
1 |
Меры длины, времени, массы, стоимости. |
Примеры и задачи с мерами стоимости.
|
2 |
Закреп. изученного материала |
Фр. Опрос Самост. работа |
Научить различать числа, полученные при счете и при измерении, записывать их двумя мерами |
|||
2 |
Примеры и задачи с мерами длины.
|
2 |
Закреп. изученного материала |
Фр. Опрос Самост. работа |
|||||
3 |
Числа, полученные при счете.
|
1 |
Закреп. изученного материала |
Фр. Опрос
|
|||||
4 |
Примеры и задачи с мерами времени.
|
2 |
Закреп. изученного материала |
Фр. Опрос
|
|||||
|
|
Проверочная работа |
1 |
Контрольный урок |
ПР |
|
|||
|
|
Итого уроков по изучаемой теме |
8 |
|
|
|
|||
5 |
Умножение и деление чисел |
Деление на равные части. Деление по содержанию.
|
2 |
Изучение нового материала. |
Практич. работа |
Дать представление о различии двух видов деления, способа чтения и записи каждого вида деления |
|||
6 |
Деление на 2 равные части. Деление по 2.
|
1 |
Комбинир. |
Фр. опрос
|
|||||
7 |
Деление на 3 равные части. Деление по 3.
|
1 |
Комбинир. |
Матем. диктант |
|||||
8 |
Деление на 4 равные части. Деление по 4.
|
1 |
Комбинир. |
Фр. опрос
|
|||||
9 |
Деление на 5 равных частей. Деление по 5.
|
1 |
Комбинир. |
|
|||||
10 |
Решение задач.
|
3 |
Комбинир. |
Самост. работа |
|||||
11 |
Проверочная работа «Деление на равные части и по содержанию» |
1 |
Контрольный урок |
|
|||||
|
|
Итого уроков по изучаемой теме |
10 |
|
|
|
|||
12 |
Сотня |
Порядок арифметических действий.
|
2 |
Изучение нового материала. Комбинир. |
Фр. опрос
|
Сформировать понятие о порядке действий в примерах в 2-3 арифметических действия |
|||
13 |
Решение примеров на изученное правило. |
2 |
Комбинир. |
Самост. работа |
|||||
14 |
Решение простых задач на умножение и деление. |
2 |
Комбинир. |
Фр. опрос
|
|||||
15 |
Дифференциация простых задач на деление. |
2 |
Комбинир. |
Фр. опрос
|
|||||
16 |
Решение примеров в два действия.
|
2 |
Закреп. изученного материала |
Работа с индив. карточками Самост. работа |
|||||
17 |
Решение примеров с мерами веса, стоимости, времени в два действия.
|
1 |
Закреп. изученного материала |
Фр. опрос
|
|||||
18 |
Контрольная работа «Сотня. Умножение и деление». |
1 |
Контрольный урок |
КР |
|||||
|
|
Работа над ошибками в контрольной работе |
1 |
Закреп. изученного материала |
|
|
|||
|
|
Итого уроков по изучаемой теме |
13 |
|
|
|
|||
19 |
Повторение |
Нумерация чисел в пределах 100 |
3 |
Закреп. изученного материала |
Фр. опрос
|
|
|||
20 |
Решение составных задач |
4 |
Самост. работа |
|
|||||
21 |
Таблица умножения |
4 |
Самост. работа |
|
|||||
|
Контрольная работа за год |
1 |
|
||||||
|
Работа над ошибками в контрольной работе |
1 |
|
||||||
22 |
Геометрический материал |
4 |
|
||||||
|
|
Итого уроков по изучаемой теме |
17 |
|
|
|
|||
Итого за год |
204 часа |
||||||||
6. Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;
смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;
порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;
единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;
порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Учащиеся должны уметь:
считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
откладывать на счетах любые числа в пределах 100;
складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;
использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
различать числа, полученные при счете и измерении;
записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;
определять время по часам (время прошедшее, будущее);
находить точку пересечения линий;
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Примечания.
1. Продолжать решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью.
2. Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения.
3. Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году.
4. Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых — умножение или деление.
7. Список литературы:
1. Белошистая А.В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе/Вопросы психологии. - 2002. - №6.
2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.: Школа-Пресс, 1994.
3. Истомина Н.Б., Клецкина А.А. Тетрадь по математике для 3 класса четырехлетней начальной школы (№1,2). - Смоленск, 2000.
4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.- М.: Просвещение, 1990.
5. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. - М: Просвещение, 1989.
6. Программы 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под ред. В.В. Воронковой. М. 2006.).
7. Эк В.В. Математика (Учебник для 3 класса специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. - М., 2010.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.