Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Венгерская СОШ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА:
2 КЛАСС (170 ч)
Наша речь (3 ч)
Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.
Текст (4 ч)
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.
Предложение (12 ч)
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.
Слова, слова, слова… (18 ч)
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.
Звуки и буквы (59 ч)
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).
Части речи (58 ч)
Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.
Повторение (16 ч)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА:
№ |
Раздел учебного курса |
Кол-во часов |
Практика. Развитие речи |
Контроль |
1 |
Наша речь. |
3 |
|
|
2 |
Текст. |
4 |
|
Диктант |
3 |
Предложения . |
12 |
Сочинение |
Контр. Списывание, диктант |
4 |
Слова, слова, слова… |
18 |
Изложение, составление рассказа |
Диктант |
5 |
Звуки и буквы |
59 |
Составление рассказа по репродукции с картины – 2 Обучающее сочинение -2 Проект |
Диктант -4 Списывание П.р. |
6 |
Части речи |
58 |
Обучающее изложение – 2 Составление текста по теме |
П.р. -2 Диктант- 3 |
7 |
Повторение |
16 |
Сочинение Проект |
П.р |
Итого: 170 ч |
Презентации к урокам: http://www.klassnye-chasy.ru/prezentacii-prezentaciya
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
№ урока |
Тема урока |
Характеристика деятельности учащихся. |
Примечание |
Дата |
|
п |
ф |
||||
1. |
Наша речь ( 3 ч) Знакомство с учебником. Какая бывает речь. |
Научатся рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. |
|
|
|
2. |
Что можно узнать о человеке по его речи? |
Научатся различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение» |
|
|
|
3. |
Как отличить диалог от монолога?
|
Научатся отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Развивать познавательный интерес к происхождению слов. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог. |
|
|
|
4. |
Текст (4 ч)
Что такое текст? |
Научатся отличать текст от других записей по его признакам Осмысленно читать текст.
|
|
|
|
5. |
Что такое тема и главная мысль текста? |
Научатся определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту |
|
|
|
6. |
Части текста.
|
Научатся составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, заключение. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной комму-никативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей |
|
|
|
7. |
Диктант по теме «Текст» |
Научатся самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его написания. |
|
|
|
8. |
Предложение (12 ч)
Что такое предложение? |
Научатся отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте |
|
|
|
9. |
Знаки препинания в конце предложения. |
Выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения |
|
|
|
10. |
Как составить из слов предложение? |
Научатся составлять предложения из слов, правильно оформлять их на письме. Писать слова в предложении раздельно. |
|
|
|
11. |
Контрольное списывание. |
Научатся списывать текст. |
|
|
|
12. |
Главные члены предложения (основа).
|
Научатся находить главные члены (основу) предложения.. Обозначать графически грамматическую основу.
|
|
|
|
13. |
Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
|
Научатся различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. |
|
|
|
14. |
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. |
Научатся различать и выделять главные и второстепенные члены предложения, Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. |
|
|
|
15. |
Распространённые и нераспространённые предложения. |
Научатся различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения. |
|
|
|
16. |
Связь слов в предложении. . |
Научатся устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). |
|
|
|
17. |
Сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень». |
Научатся рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. |
|
|
|
18. |
Анализ сочинений |
Научатся находить, анализировать и исправлять свои ошибки. |
|
|
|
19. |
Контрольный диктант по теме: «Предложение» |
Научатся видеть и правильно записывать слова с орфограммами. |
|
|
|
20. |
Слова, слова, слова... (18ч) Слово и его значение. |
Научатся находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. |
|
|
|
21. |
Лексическое значение слова. |
Научатся объяснять лексическое значение слова. |
|
|
|
22. |
Однозначные и многозначные слова |
Научатся распознавать слова в прямом и переносном значениях. Определять значение слова по толковому словарю |
|
|
|
23. |
Прямое и переносное значения слов. |
Научатся работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. |
|
|
|
24. |
Синонимы
|
Научатся распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы
|
|
|
|
25. |
Антонимы |
Научатся распознавать среди данных пар слов антонимы. Подбирать к слову антонимы |
|
|
|
26. |
Изложение текста по данным к нему вопросам. |
Научится находить в тексте орфограммы и правильно писать слова с ними. |
|
|
|
27. |
Работа над ошибками, допущенными в изложении. |
Научатся классифицировать ошибки по орфограммам, оценивать правильность выполнения действия, анализировать, делать выводы, сравнивать. |
|
|
|
28. |
Родственные (однокоренные) слова.
|
Научатся находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, Работать с памяткой «Как найти корень слова». |
|
|
|
29. |
Родственные (однокоренные) слова.
|
Научатся группировать однокоренные слова с разными корнями. Работать со словарём однокоренных слов учебника Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. |
|
|
|
30. |
Корень слова. Однокоренные слова. |
Научатся различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями |
|
|
|
31. |
Корень слова. Однокоренные слова. Упражнения в написании корней в однокоренных словах. |
Научатся подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. |
|
|
|
32. |
Слог как минимальная произносительная единица.
|
Научатся делить сова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Ударение. Определять ударение в слове. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. |
|
|
|
33. |
Определение ударного слога.
|
Научится определять словесное и логическое (смысловое) ударение Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов, |
|
|
|
34. |
Перенос слов. Правила переноса
|
Научатся сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (якорь, (крот, улей, зима), Переносить слова по слогам. |
|
|
|
35. |
Перенос слов. Правила переноса
|
Научатся переносить слова с одной строки на другую, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать |
|
|
|
36. |
Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. |
Научатся составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам,
|
|
|
|
37. |
Контрольный диктант по теме: Однокоренные слова. |
Научится находить в тексте орфограммы и правильно писать слова с ними. |
|
|
|
38. |
Звуки и буквы (59 ч) Звуки и буквы.
|
Научатся различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. |
|
|
|
39. |
Алфавит. |
Научатся объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями. |
|
|
|
40. |
Коллективное составление рассказа по репродукции картины. |
Научатся сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении. |
|
|
|
41. |
Как определить гласные звуки. |
Научатся видеть гласные буквы в словах, правильно обозначить их буквами, анализировать, делать выводы, сравнивать. |
|
|
|
42. |
Контрольный диктант по теме: «Звуки и буквы». |
Научатся оценивать свои достижения при выполнении заданий |
|
|
|
43. |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
Научатся различать формы слова однокоренные слова, видеть орфограмму в слове, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение. |
|
|
|
44. |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
Научатся различать формы слова однокоренные слова, видеть орфограмму в слове, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение. |
|
|
|
45. |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
Научатся различать формы слова однокоренные слова, видеть орфограмму в слове, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение. |
|
|
|
46. |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
Научатся различать формы слова однокоренные слова, видеть орфограмму в слове, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение. |
|
|
|
47. |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
Научатся различать формы слова однокоренные слова, видеть орфограмму в слове, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение. |
|
|
|
48. |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
Научатся различать формы слова однокоренные слова, видеть орфограмму в слове, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение. |
|
|
|
49. |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. |
Научатся различать формы слова однокоренные слова, видеть орфограмму в слове, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение. |
|
|
|
50. |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. |
Научатся различать формы слова однокоренные слова, видеть орфограмму в слове, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение. |
|
|
|
51. |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. |
Научатся различать формы слова однокоренные слова, видеть орфограмму в слове, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение. |
|
|
|
52. |
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство» |
Научатся писать сочинение, видеть орфограмму в слове, грамотно писать, строить сообщение в усnной и письменной форме. |
|
|
|
53. |
Работа над ошибками, допущенными в сочинении. |
Научатся анализировать допущенные ошибки, исправлять их. |
|
|
|
54. |
Диктант. Проверочная работа. Правописание безударных гласных. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий/ |
|
|
|
55. |
Работа над ошибками допущенными в диктанте. |
Научатся анализировать допущенные ошибки, исправлять их. |
|
|
|
56. |
Закрепление знаний по теме: «Безударные гласные в корне слова». |
Научатся оценивать свои достижения. |
|
|
|
57. |
Определение согласных звуков/ |
Научатся различать согласные, гласные звуки. |
|
|
|
58. |
Согласный звук [и'] и буква «и краткое». |
Научатся слышать звук Й в словах и обозначать его буквами й, е, ю ,я. |
|
|
|
59. |
Слова с удвоенными согласными. Наши проекты. «И в шутку и всерьез». |
Научатся наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на). Научатся решать логические задачи по русскому языку, отбирать занимательный материал, стоить сообщение в устной и письменной форме. |
|
|
|
60. |
Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам.
|
Научатся составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ. Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. |
|
|
|
61. |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. |
Научатся определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки |
|
|
|
62. |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. |
Научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти. |
|
|
|
63. |
Мягкий знак (ь) |
Научатся соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). |
|
|
|
64. |
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласными. |
Научатся переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу. |
|
|
|
65. |
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. |
Научатся переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу. |
|
|
|
66. |
Контрольный диктант. Правописание слов с мягким знаком. |
Научится находить в тексте орфограммы и правильно писать слова с ними. |
|
|
|
67. |
Проверочный диктант. |
Научится находить в тексте орфограммы и правильно писать слова с ними. |
|
|
|
68. |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. |
Научатся анализировать допущенные ошибки, исправлять их. |
|
|
|
69. |
Наши проекты. Пишем письмо. |
Научатся письменно излагать свои мысли, писать письмо. |
|
|
|
70. |
Обобщающий урок |
Научатся применять знания для решения не стандартных задач, аргументированно отвечать, доказывать сое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать. |
|
|
|
71. |
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.
|
Научатся различать непарные мягкие шипящие звуки. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарём |
|
|
|
72. |
Развитие речи. Обучающие изложение. Л.Н.Толстой |
Научатся пересказывать содержание текста с опорой на вопросы, находить в тексте конкретные сведения, факты, определять тему и главную мысль текста. |
|
|
|
73. |
Контрольный диктант. По теме «Буквосочетания». |
Научится находить в тексте орфограммы и правильно писать слова с ними. |
|
|
|
74. |
Работа над ошибками. Проект «Рифма». |
Научатся анализировать допущенные ошибки, исправлять их. Научатся находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы. |
|
|
|
75. |
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу |
Научатся различать непарные твёрдые и мягкие ши-пящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, |
|
|
|
76. |
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу |
Научатся различать непарные твёрдые и мягкие ши-пящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, |
|
|
|
77. |
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу |
Научатся различать непарные твёрдые и мягкие ши-пящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, |
|
|
|
78. |
Проверка знаний. |
Научатся проверять текст, соотносить произношение и написание слов, проводить звуко-буквенный разбор слова, подбирать примеры на изученную орфограмму. |
|
|
|
79. |
Проверка парных согласных в корне слова. |
Научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова, сопоставлять произношение и написание слов, подбирать примеры с лов с парными согласными в словах. |
|
|
|
80. |
Проверка парных согласных в корне слова. |
Научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова, сопоставлять произношение и написание слов, подбирать примеры с лов с парными согласными в словах. |
|
|
|
81. |
Проверка парных согласных в корне слова. |
Научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова, сопоставлять произношение и написание слов, подбирать примеры с лов с парными согласными в словах. |
|
|
|
82. |
Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста. Каток. |
Научатся пересказывать содержание текста с опорой на вопросы, находить в тексте конкретные сведения, факты, определять тему и главную мысль текста. |
|
|
|
83. |
Правописание парных звонких и глухих согласных. |
Научатся проверять парные звонкие и глухие согласные, сопоставлять произношение и написание слов, подбирать примеры с лов с парными согласными в словах. |
|
|
|
84. |
Правописание парных звонких и глухих согласных. |
Научатся проверять парные звонкие и глухие согласные, сопоставлять произношение и написание слов, подбирать примеры с лов с парными согласными в словах. |
|
|
|
85. |
Правописание парных звонких и глухих согласных. |
Научатся проверять парные звонкие и глухие согласные, сопоставлять произношение и написание слов, подбирать примеры с лов с парными согласными в словах. |
|
|
|
86. |
Правописание парных звонких и глухих согласных. Изложение повествовательного текста по вопросам плана.
|
Научатся проверять парные звонкие и глухие согласные, сопоставлять произношение и написание слов, подбирать примеры с лов с парными согласными в словах. Научатся пересказывать содержание текста с опорой на вопросы, находить в тексте конкретные сведения, факты, определять тему и главную мысль текста |
|
|
|
87. |
Проверка знаний. |
Научатся применять правила правописания, писать под диктовку, проводить звуков буквенный разбор слова. |
|
|
|
88. |
Контрольный диктант по теме « Парные согласные» |
Научатся оценивать свои достижения при выполнении заданий |
|
|
|
89. |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Составление (устно) текста по рисунку и вопросам. |
Научатся анализировать свою письменную работу; работать над ошибками |
|
|
|
90. |
Разделительный мягкий знак (ь)
|
Научатся наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. |
|
|
|
91. |
Разделительный мягкий знак (ь) |
Научатся различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего со-гласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). |
|
|
|
92. |
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
Научатся различать слова с мягким знаком, подбирать примеры к данной орфограмме, переносить слова. |
|
|
|
93. |
Разделительный мягкий знак (ь) Обобщение изученного материала. |
Научатся подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Объяснять написание разделительного ь в словах. |
|
|
|
94. |
Контрольное списывание. |
Научатся соотносить произношение и написание слов, определять место орфограмм слове, списывать текст, проверять текст. Находить и исправлять ошибки. |
|
|
|
95. |
Обучающее сочинение. Зимние забавы. |
Научатся составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описания, повествования. Самостоятельно озаглавливать текст, подбирать синонимы для устранения повторов в тексте. |
|
|
|
96. |
Обобщение изученного материала. |
Научатся анализировать текст, соотносить произношение и написание слов, проводить звуко-буквенный разбор слова, подбирать примеры на изученную орфограмму. |
|
|
|
97. |
Части речи (58 ч) Что такое части речи. |
Научатся соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. |
|
|
|
98. |
Что такое часть речи
|
Научатся соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. |
|
|
|
99. |
Общее представление об имени существительном как части речи |
Научатся обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных. |
|
|
|
100. |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
|
Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. |
|
|
|
101. |
Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных.
|
Научатся различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.
|
|
|
|
102. |
Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. |
Научатся различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.
|
|
|
|
103. |
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, название книг, журналов и газет. |
Научатся различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.
|
|
|
|
104. |
Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных) Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. |
Научатся классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. |
|
|
|
105. |
Заглавная буква в именах собственных (географических названиях) |
Научатся находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни). |
|
|
|
106. |
Обучающие изложение. Люлька. |
Научатся пересказывать содержание текста с опорой на вопросы, находить в тексте конкретные сведения, факты, определять тему и главную мысль текста, соотносить факты с общей идеи текста, составлять план текста, подробно пересказывать текс в письменной форме распознавать в словах изученные орфограммы. |
|
|
|
107. |
Обобщение знаний, Написание слов с заглавной буквой. |
Научатся классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. |
|
|
|
108. |
Диктант. Заглавная буква в именах собственных. |
Научатся применять правила правописания, писать под диктовку, проводить звуко-буквенный разбор слова прибирать примеры на изученную орфограмму. |
|
|
|
109. |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. |
Научатся анализировать свою письменную работу; работать над ошибками |
|
|
|
110. |
Число имён существительных. |
Научатся определять число имён существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам (книга — книги). Работать с орфоэпическим словарём. |
|
|
|
111. |
Единственное и множественное число имен существительных.
|
Научатся определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении. Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — простыни). |
|
|
|
112. |
Единственное и множественное число имен существительных.
|
Научатся определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении. Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — простыни). |
|
|
|
113. |
Обучающие изложение |
Научатся пересказывать содержание текста с опорой на вопросы, находить в тексте конкретные сведения, факты, определять тему и главную мысль текста, соотносить факты с общей идеей текста, составлять план текста, подробно пересказывать текс в письменной форме распознавать в словах изученные орфограммы. |
|
|
|
114. |
Проверка знаний |
Научатся распознавать существительные, самостоятельно подбирать имена существительные, классифицировать, изменять по числам. |
|
|
|
115. |
Контрольный диктант по теме « Имя существительное» |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий |
|
|
|
116. |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний об имени существительном
|
Научатся анализировать свою письменную работу; работать над ошибками Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» |
|
|
|
117. |
Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление) |
Научатся распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. |
|
|
|
118. |
Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи. |
Научатся классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. |
|
|
|
119. |
Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи. |
Научатся классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. |
|
|
|
120. |
Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста. |
Научатся определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. |
|
|
|
121. |
Число глагола. Изменение глагола по числам. |
Научатся определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. |
|
|
|
122. |
Число глагола. Изменение глагола по числам. |
Научатся определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. |
|
|
|
123.1 |
Правописание частицы не с глаголом |
Научатся раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать). |
|
|
|
124. |
Обобщение знаний о глаголе |
Научатся определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола. |
|
|
|
125. |
Обобщение знаний о глаголе |
|
|
|
|
126. |
Что такое текст-повествование. |
Научатся распознавать текст повествования и выделять его характерные признаки. Научатся писать частицу не с глаголами. Строить сообщения в устной и письменной форме. |
|
|
|
127. |
Составление текста-повествования на предложенную тему. |
|
|
|
|
128. |
Работа над ошибками. Проверка знаний. |
Научатся проверять свои знания по теме. |
|
|
|
129. |
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. |
Научатся распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных. |
|
|
|
130. |
Связь имен существительных с именами прилагательными. |
Научатся выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных |
|
|
|
131. |
Связь имен существительных с именами прилагательными. |
Научатся выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных |
|
|
|
132. |
Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению. |
Научатся обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. |
|
|
|
133. |
Изменение имён прилагательных по числам. |
Научатся определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. |
|
|
|
134. |
Изменение имён прилагательных по числам. |
Научатся определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. |
|
|
|
135. |
Понятие о тексте-описании Роль имён прилагательных в тексте-описании. |
Научатся распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании. |
|
|
|
136. |
Обобщение знаний об имени прилагательном Проверочная работа «Проверь себя» |
Научатся оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» |
|
|
|
137. |
Что такое местоимение? |
Научатся распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. |
|
|
|
138. |
Что такое местоимение? |
|
|
|
|
139. |
Правописание местоимений. |
Научатся писать местоимение отдельно от других слов. |
|
|
|
140. |
Что такое текст- рассуждение. |
Научатся определять вид текста, составлять текст рассуждения, применять правило правописания. |
|
|
|
141. |
Проверочная работа «Проверь себя» по теме « Местоимение» |
Научатся оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» |
|
|
|
142. |
Контрольный диктант по теме « Местоимение» |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий |
|
|
|
143. |
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. |
Научатся узнавать предлоги в устной и письменной речи. Научатся правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами. |
|
|
|
144. |
Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи. |
|
|
|
|
145. |
Восстановление предложения. |
Научатся правильно строить предложение из определенного набора слов. |
|
|
|
146. |
Проверочная работа «Проверь себя» |
Научатся оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» |
|
|
|
147. |
Диктант по теме «Части речи.» |
Научатся принимать правила правописания, писать под диктовку, проводить звуко-буквенный разбор слова прибирать примеры на изученную орфограмму. |
|
|
|
148. |
Работа над ошибками. |
Научатся анализировать свою письменную работу; работать над ошибками |
|
|
|
149. |
Проект: «В словари – за частями речи». |
Научатся работать с проектами, оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». |
|
|
|
150. |
Редактирование текста. Восстановление деформированного текста. |
|
|
|
|
151. |
Диктант по теме: «Части речи». |
Научатся оценивать свои достижения при выполнении заданий. |
|
|
|
152. |
Работа над ошибками |
Научатся анализировать свою письменную работу; работать над ошибками |
|
|
|
153. |
Повторение и закрепление изученного материала.
|
Научатся распознавать место возможного возникновения орфографической ошибки, применять правила правописания, подбирать примеры с определенной орфограммой. |
|
|
|
154. |
Повторение (16 ч) Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа. |
Научатся рассматривать репродукцию картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» , составлять текст по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ. |
|
|
|
155. |
Сочинение по картине И.И. Шишкина. |
Научатся соотность словесные и зрительные образы, выражать свое отношение к карине, понимать идейный замысел художника, применять правила правописания. |
|
|
|
156. |
Предложение. Знаки препинания в конце предложений. |
Научатся обобщать знания о предложении Правильно оформлять предложение в письменной речи. Признаки предложения и использование в речи. |
|
|
|
157. |
Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении. |
Усвоят понятия: «подлежащее», «сказуемое», составление предложений. Распространённое и нераспространённое предложение |
|
|
|
158. |
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. |
Усвоят лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. |
|
|
|
159. |
Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи. |
Научатся различать части речи по вопросу и значению, употребление их в речи |
|
|
|
160. |
Части речи их различение. Разбор слова как части речи. |
Научатся различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи |
|
|
|
161. |
Контрольное списывание текста. |
Научатся различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи |
|
|
|
162. |
Части речи их различение. Разбор слова как части речи. |
Научатся различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи |
|
|
|
163. |
Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов. |
Научатся различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов |
|
|
|
164. |
Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил. |
Научатся сопоставлять правила об орфограммах в корне. Правильно употреблять Ь разделительный знак на письме |
|
|
|
165. |
Проверка знаний. |
Научатся проверять текст, соотносить произношение и написание слов, проводить звуко-буквенный разбор слова, подбирать примеры на изученную орфограмму |
|
|
|
166. |
Упражнения в применении изученных правил правописания. |
Научатся находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова. |
|
|
|
167. |
Повторение и закрепление изученного материала.
|
Научатся распознавать место возможного возникновения орфографической ошибки, применять правила правописания, подбирать примеры с определенной орфограммой. |
|
|
|
168. |
Упражнения в применении изученных правил правописания. |
Научатся находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова. |
|
|
|
169. 170. |
Защита проектов. |
Учимся защищать проекты. |
|
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. Часть 1,2.
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь: 2 класс. Часть 1,2.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 1 класс/Сост. И.В.Позолотина, Е.А.Тихонова. – М.: ВАКО, 2012.
Печатные пособия
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Венгерская средняя общеобразовательная школа
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по УВР Директор МКОУ Венгерская СОШ
Олесницкая Г.А. Куликова А.В.
« » 2016 г. « » 2016 г.
Рабочая программа
Учебного предмета русский язык (обучение грамоте письмо)
для 2 класса начального общего образования
На 2016 – 2017 учебный год
Разработал программу
Учитель начальных классов
Кожухарева Ирина Васильевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной и др. «Просвещение» 2014г. Входит в образовательную область «Филология»
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Общая характеристика курса:
Содержание предмета имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
УМК:
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. Часть 1,2. «Прсвещение»
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь: 2 класс. Часть 1,2. «Прсвещение»
Описание места учебного курса «Русский язык»:
Предмет представлен в обязательной части, формируемой в объёме 170 часов (5часов в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания курса:
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.