Содержание учебного предмета
7 класс.
Раздел 1 «Дизайн пришкольного участка» (10 часов)
Выращивание плодовых и ягодных культур
Теоретические сведения.
Основные виды и сорта ягодных и плодовых растений своего региона, их классификация. Технология выращивания ягодных кустарников. Строение плодового дерева. Правила безопасного труда при уходе за плодовыми деревьями. Профессии, связанные с выращиванием плодовых растений.
Практические работы.
Отбор посадочного материала и посадка ягодных кустарников, уход за плодовыми деревьями и подготовка к зиме: очистка штамба, перекопка приствольных кругов с внесением удобрений, влаг зарядный полив, выбор способа защиты штамбов от повреждений грызунами.
Применение сельскохозяйственной техники в растениеводстве
Устройство, принцип действия, назначение и правила эксплуатации минитракторов, мотоблоков.
Техника безопасности при работе с малогабаритной сельскохозяйственной техникой. Машины, механизмы и навесные орудия для обработки почвы. Экологический аспект применения сельскохозяйственной техники. Охрана почв. Профессии, связанные с механизацией технологических процессов в растениеводстве.
Практические работы.
Обработка почвы с помощью малогабаритной сельскохозяйственной техники, ознакомление с основными видами почвообрабатывающей техники и строением рабочих органов, определение качества механизированной обработки почвы.
Выращивание растений рассадным способом и в защищенном грунте .
Раздел 2 «Технологии домашнего хозяйства» (4 часа)
Освещение жилого помещения.
Предметы искусства и коллекции в интерьере.
Теоретические сведения. Роль освещения в интерьере. Понятие о системе освещения жилого помещения. Естественное и искусственное освещение. Типы ламп: накаливания, люминесцентные, галогенные, светодиодные. Особенности конструкции ламп, область применения, потребляемая электроэнергия, достоинства и недостатки.
Типы светильников: рассеянного и направленного освещения. Виды светильников: потолочные висячие, настенные, настольные, напольные, встроенные, рельсовые, тросовые. Современные системы управления светом: выключатели, переключатели, диммеры. Комплексная система управления «умный дом». Типы освещения: общее, местное, направленное, декоративное, комбинированное.
Предметы искусства и коллекции в интерьере. Оформление и размещение картин. Понятие о коллекционировании. Размещение коллекций в интерьере. Профессия дизайнер.
Лабораторно-практические и практические работ. Выполнение электронной презентации «Освещение жилого дома».
Систематизация коллекции, книг.
Гигиена жилища.
Теоретические сведения. Значение в жизни человека соблюдения и поддержания чистоты и порядка. Виды уборки: ежедневная (сухая), еженедельная (влажная), генеральная. Их особенности и правила проведения. Современные натуральные и синтетические средства, применяемые при уходе за посудой, уборке помещения.
Лабораторно-практические и практические работы. Генеральная уборка кабинета технологии.
Подбор моющих средств для уборки помещения.
Раздел 3 «Электротехника» ( 1 час)
Бытовые электроприборы
Теоретические сведения. Зависимость здоровья и самочувствия людей от поддержания чистоты в доме. Электрические бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении. Современный пылесос, его функции. Робот-пылесос. Понятие о микроклимате. Приборы для создания микроклимата (климатические приборы): кондиционер, ионизатор-очиститель воздуха, озонатор. Функции климатических приборов.
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение потребности в бытовых электроприборах для уборки и создания микроклимата в помещении.
Подбор современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи.
Раздел 4 «Кулинария» (11 часов)
Блюда из молока и кисломолочных продуктов.
Теоретические сведения. Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Натуральное (цельное) молоко. Молочные продукты. Молочные консервы. Кисломолочные продукты. Сыр. Методы определения качества молока и молочных продуктов. Посуда для приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Молочные супы и каши: технология приготовления и требования к качеству. Подача готовых блюд. Технология приготовления творога в домашних условиях. Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов. Профессия мастер производства молочной продукции.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение качества молока и молочных продуктов.
Приготовление молочного супа, молочной каши или блюда из творога.
Изделия из жидкого теста.
Теоретические сведения. Виды блюд из жидкого теста. Продукты для приготовления жидкого теста. Пищевые разрыхлители для теста. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Технология приготовления теста и изделий из него: блинов, блинчиков с начинкой, оладий и блинного пирога. Подача их к столу.
Определение качества мёда органолептическими и лабораторными методами.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение качества мёда.
Приготовление изделий из жидкого теста.
Виды теста и выпечки.
Теоретические сведения. Продукты для приготовления выпечки. Разрыхлители теста. Инструменты и приспособления для приготовления теста и формования мучных изделий. Электрические приборы для приготовления выпечки.
Дрожжевое, бисквитное, заварное тесто и тесто для пряничных изделий. Виды изделий из них. Рецептура и технология приготовления пресного слоёного и песочного теста. Особенности выпечки изделий из них. Профессия кондитер.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление изделий из пресного слоёного теста.
Приготовление изделий из песочного теста.
Сладости, десерты, напитки.
Теоретические сведения. Виды сладостей: цукаты, конфеты, печенье, безе (меренги). Их значение в питании человека. Виды десертов. Безалкогольные напитки: молочный коктейль, морс. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу. Профессия кондитер сахаристых изделий.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление сладких блюд и напитков.
Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет.
Теоретические сведения. Меню сладкого стола. Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд. Правила поведения за столом и пользования десертными приборами. Сладкий стол фуршет. Правила приглашения гостей. Разработка пригласительных билетов с помощью ПК.
Лабораторно-практические и практические работа. Разработка меню.
Приготовление блюд для праздничного сладкого стола.
Сервировка сладкого стола.
Разработка приглашения на праздник с помощью ПК.
Раздел 5 «Создание изделий из текстильных материалов»
(12 часов)
Свойства текстильных материалов.
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Признаки определения вида тканей по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств.
Конструирование швейных изделий.
Теоретические сведения. Понятие о поясной одежде. Виды поясной одежды. Конструкции юбок. Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Построение чертежа прямой юбки.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.
Снятие мерок и построение чертежа прямой юбки в натуральную величину.
Моделирование швейных изделий.
Теоретические сведения. Приёмы моделирования поясной одежды. Моделирование юбки с расширением книзу. Моделирование юбки со складками. Подготовка выкройки к раскрою. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с CD и из Интернета.
Лабораторно-практические и практические работы. Моделирование юбки.
Получение выкройки швейного изделия из журнала мод.
Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Швейная машина.
Теоретические сведения. Уход за швейной машиной: чистка и смазка движущихся и вращающихся частей. Приспособления к швейной машине для потайного подшивания и окантовывания среза.
Лабораторно-практические и практические работы. Уход за швейной машиной: чистка и смазка.
Выполнение потайного подшивания и окантовывания среза с помощью приспособлений к швейной машине.
Технология изготовления швейных изделий.
Теоретические сведения. Технология изготовления поясного швейного изделия. Правила раскладки выкроек поясного изделия на ткани. Правила раскроя. Выкраивание бейки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы ножницами, булавками, утюгом. Дублирование детали пояса клеевой прокладкой-корсажем.
Основные операции при ручных работах: прикрепление подогнутого края потайными стежками — подшивание.
Основные машинные операции: подшивание потайным швом с помощью лапки для потайного подшивания; стачивание косых беек; окантовывание среза бейкой. Классификация машинных швов: краевой окантовочный с закрытым срезом и с открытым срезом.
Технология обработки среднего шва юбки с застёжкой-молнией и разрезом. Притачивание застёжки-молнии вручную и на швейной машине. Технология обработки односторонней, встречной и байтовой складок. Подготовка и проведение примерки поясной одежды. Устранение дефектов после примерки.
Последовательность обработки поясного изделия после примерки. Технология обработки вытачек, боковых срезов, верхнего среза поясного изделия прямым притачным поясом. Вымётывание петли и пришивание пуговицы на поясе. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная чистка и влажно-тепловая обработка изделия.
Лабораторно-практические и практические работа. Раскрой проектного изделия.
Изготовление образцов ручных и машинных работ.
Обработка среднего шва юбки с застёжкой-молнией.
Обработка складок.
Подготовка и проведение примерки поясного изделия.
Обработка юбки после примерки: вытачек и боковых срезов, верхнего среза прямым притачным поясом, нижнего среза.
Выполнение прорезной петли и пришивание пуговицы.
Чистка изделия и окончательная влажно-тепловая обработка.
Раздел. 6 «Художественные ремёсла» (19час)
Ручная роспись тканей.
Теоретические сведения. Понятие о ручной росписи тканей. Подготовка тканей к росписи. Виды батика. Технология горячего батика. Декоративные эффекты в горячем батике. Технология холодного батика. Декоративные эффекты в холодном батике. Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи. Профессия художник росписи по ткани.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение образца росписи ткани в технике холодного батика.
Вышивание.
Теоретические сведения. Материалы и оборудование для вышивки. Приёмы подготовки ткани к вышивке. Технология выполнения прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых ручных стежков.
Техника вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование ПК в вышивке крестом.
Техника вышивания художественной, белой и владимирской гладью. Материалы и оборудование для вышивки гладью. Атласная и штриховая гладь. Швы французский узелок и рококо.
Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Швы, используемые в вышивке лентами. Стирка и оформление готовой работы. Профессия вышивальщица.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение образцов швов прямыми, петлеобразными, петельными, крестообразными и косыми стежками.
Выполнение образца вышивки в технике крест.
Выполнение образцов вышивки гладью, французским узелком и рококо.
Выполнение образца вышивки атласными лентами.
Макраме, вязание с спицами, крючком.
Раздел 7 . Дизайн пришкольного участка (весенний период) ( 12 ч) Теоретические сведения.
Технология рассадного способа выращивания растений, ее значение в регионе. Оборудование для выращивания рассады: рассадные ящики, питательные кубики, торф перегнойные горшочки, кассеты, лампы и экраны для досвечивания, парники, пленочные укрытия.
Практические работы.
Выбор культур для выращивания рассадным способом, подготовка и посев семян, уход за сеянцами, пикировка, высадка рассады в открытый грунт, пленочное укрытие, теплицу; подкормка.
Творческая, проектная деятельность
Теоретические сведения.
Выполнение основных приемов ухода за растениями, выбор необходимых ручных орудий и инструментов. Технологии изготовления изделий из металла, древесины. Поиск недостающей информации.
Практические работы.
Изучение эффективности применения имеющихся ручных орудий труда на учебно-опытном участке, выявление потребности в усовершенствовании ручных орудий для обработки почвы, разработке новых видов ручных инструментов, коллективный анализ и оценка возможности их изготовления в школьных мастерских на уроках технического труда. Выбор и обоснование темы проекта, составление плана выполнения проекта, подготовка необходимых материалов и оборудования, разработка технологической карты изделий. Изготовление изделий, их испытание, защита проекта.
Тематическое планирование.
Учебник: Синица Н.В., Симоненко В.Д.
« Технология.7 кл». (2ч в неделю, всего 70 ч)
№ |
Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов |
Кол-во часов |
|
|
Раздел «Дизайн пришкольного участка» (10 ч) |
||
1 |
Введение |
1 |
|
2-4 |
Дизайн пришкольного участка (Осенние работы) Выращивание плодовых и ягодных культур |
3 |
|
5-6 |
Применение сельскохозяйственной техники в растениеводстве |
2 |
|
7 |
Выращивание растений рассадным способом и в защищенном грунте |
1 |
|
8-10 |
Творческий проект «Дизайн пришкольного участка» |
3 |
|
|
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (4 ч) |
||
11-12 |
Тема «Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере» |
2 |
|
13-14 |
Тема «Гигиена жилища» |
2 |
|
Раздел «Электротехника» ( 1 ч) |
|||
15 |
Тема «Бытовые электроприборы» |
1 |
|
Раздел «Кулинария» (11 ч) |
|||
16-18 |
Тема «Физиология питания» «Блюда из молока и кисломолочных продуктов» |
3 |
|
19-20 |
Тема «Изделия из жидкого теста» |
2 |
|
21-22 |
Тема «Виды теста и выпечки» |
2 |
|
23-24 |
Тема «Сладости, десерты, напитки» |
2 |
|
25-26 |
Тема «Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет» |
2
|
|
|
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (12 ч) |
||
27-28 |
Тема «Свойства текстильных» |
2 |
|
29-30 |
Тема «Конструирование швейных изделий» |
2 |
|
31-32 |
Тема«Моделирование швейных изделий» |
2 |
|
33-34 |
Тема «Швейная машина» |
2 |
|
35-38 |
Тема «Технология изготовления швейных изделий» |
4 |
|
|
Раздел «Художественные ремёсла» (19ч) |
||
39-40 |
Ручная роспись тканей |
2 |
|
41 |
История вышивания |
1 |
|
42 |
Образцы вышивки |
1 |
|
43 |
Выполнение образца вышивки швом и крестом |
1 |
|
44-45 |
Вышивка гладью |
2 |
|
46-47 |
Вышивка лентами |
2 |
|
48-49 |
Макраме . Техника вязание. |
2 |
|
50 -51 |
Вязание спицами |
2 |
|
52 -53 |
Вязание крючком |
2 |
|
54-57 |
Творческий проект» Подарок своими руками» |
4 |
|
|
Раздел . Дизайн пришкольного участка (весенний период) ( 12 ч) |
||
58-59 |
Технология рассадного способа выращивания растений, ее значение в регионе. |
2 |
|
60 -66 |
Творческая, проектная деятельность . Выбор и обоснование темы проекта, составление плана выполнения проекта, подготовка необходимых материалов и оборудования, разработка . |
7 |
|
67-68 |
Выполнение основных приемов ухода за растениями |
2 |
|
69 |
Итоговая контрольная работа 1ч. |
1 |
|
70 |
Повторение. |
1 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.