Рабочая программа
по астрономии для 10 класса
2021- 2022 учебный год
Учащийся научится:
• осознавать смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физикохимических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца,
Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
• оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях.
• узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь.
Учащийся получит возможность научиться:
• получить представление о методах астрофизических исследований и законах физики, которые используются для изучения физически свойств небесных тел.
• узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.
• узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды.
• узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы.
• Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы.
• Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры.
• Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.
• Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.
• Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии.
• Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.
• Узнать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.
• Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени.
Содержание курса
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.
Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.
Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы.
Астероидная опасность.
Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд.
Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.
Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности:
пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль.
Вращение Галактики. Темная материя.
Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения |
Примечание |
|
план |
факт |
|||
|
Предмет астрономии |
|
||
1 |
Структура и масштабы Вселенной. Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. |
03.09.2021 |
|
|
2 |
Далекие глубины Вселенной. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет |
10.09.2021 |
|
|
|
Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. |
|
|
|
Основы практической астрономии |
||||
3 |
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина |
17.09.2021 |
|
|
4 |
Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. |
24.09.2021 |
|
|
5 |
Движение Земли вокруг Солнца. |
01.10.2021 |
|
|
6 |
Видимое движение и фазы Луны. |
08.10.2021 |
|
|
7 |
Солнечные и лунные затмения. |
15.10.2021 |
|
|
8 |
Время и календарь. |
22.10.2021 |
|
|
9 |
Контрольный тест №1 по теме «Что изучает астрономия. Практические основы астрономии» |
29.10.2021 |
|
|
Законы движения небесных тел |
||||
10 |
Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. |
12.11.2021 |
|
|
11 |
Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел. |
19.11.2021 |
|
|
Солнечная система |
||||
12 |
Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы |
26.11.2021 |
|
|
13 |
Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность. |
03.12.2021 |
|
|
Методы астрономических исследований |
||||
14 |
Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. |
10.12.2021 |
|
|
15 |
Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана. |
17.12.2021 |
|
|
16 |
Контрольный тест №2 по теме «Методы астрономических |
24.12.2021 |
|
|
|
исследований Солнечная система Законы движения небесных тел» |
|
|
|
Звезды |
||||
17 |
Звезды: основные физико- химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. |
14.01.2022 |
|
|
18 |
Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. |
21.01.2022 |
|
|
19 |
Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. |
28.01.2022 |
|
|
20 |
Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. |
04.02.2022 |
|
|
21 |
Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. |
11.02.2022 |
|
|
22 |
Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. |
18.02.2022 |
|
|
23 |
Строение Солнца, солнечной атмосферы. |
25.02.2022 |
|
|
24 |
Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. |
04.03.2022 |
|
|
25 |
Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. |
11.03.2022 |
|
|
26 |
Контрольный тест №3 по теме «Звезды» |
18.03.2022 |
|
|
Наша Галактика - Млечный Путь |
||||
27 |
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. |
25.03.2022 |
|
|
28 |
Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя. |
08.04.2022 |
|
|
Галактики. Строение и эволюция Вселенной |
||||
29 |
Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. |
15.04.2022 |
|
|
30 |
Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. |
22.04.2022 |
|
|
31 |
Представление о космологии. |
29.04.2022 |
|
|
32 |
Красное смещение. Закон Хаббла |
06.05.2022 |
|
|
33 |
Эволюция Вселенной. Большой Взрыв |
13.05.2022 |
|
|
34 |
Реликтовое излучение. Темная энергия. |
20.05.2022 |
|
|
35 |
Промежуточная аттестационная работа |
27.05.2022 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.