Рабочая программа 3а класс Литературное краеведение
Оценка 4.9

Рабочая программа 3а класс Литературное краеведение

Оценка 4.9
doc
03.05.2020
Рабочая программа 3а  класс  Литературное краеведение
3а класс Литературное краеведение Сечко.doc

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

___________________________________________________________________________

 

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
методическим объединением учителей

 начальных классов
Протокол от «___»___________2016 г.
 №____
Руководитель _________
Л. В. Маркова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы-интерната по УВР _________/ Лусникова Е. А.

от «__»________2016 г

 

  СОГЛАСОВАНО
Заместитель  директора школы - интерната по МР
______   Ю.Ю. Лезина
«____»_______2016 г.

 Протокол НМС

 «____»________2016 г.

 №_____

УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________Н.А. Подгорных
«___»________2016 г.
Приказ «___»_______  2016 г.
№ ____

 

 

 

 

    
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

 

по литературному краеведению

 

для  3 а  класса

 

1 час  в неделю (всего 34 часа)

 

 

 

Автор-составитель: учитель начальных классов  Сечко О. М., I квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 – 2017 учебный год

 

 

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Литературное краеведение» для 3 а  класса на 2016 - 2017 учебный год составлена в соответствии с

  1. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ».
  2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  3. Приказом Министерства образования и науки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации».
  4. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Приказом Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
  6. Санитарно-гигиеническими требованиями, введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям реализации обучения в общеобразовательном учреждении» № 189 г. Москва. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993).
  7. Законом ЯНАО от 27.06.2013 № 55-ЗАО (ред. от 29.04.2014) «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».
  8. ООП НОО МКОУ «Мыскаменская школа-интернат».
  9. Учебным планом МКОУ «Мыскаменская школа-интернат» на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе программы учебного курса для начальной школы «Литературное краеведение» Л.В.Фёдоровой (Рекомендовано Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации).

Учебник:  «Северные родники». Автор - составитель Л.В.Федорова.  Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера  СО РАН, 2001.

2.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Предмет "Литературное краеведение" входит в региональный компо­нент Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа.

Курс литературного краеведения направлен на достижение следу­ющих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к    культуре народов  Севера.

Литературное краеведение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями северных авторов, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного краеведения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов.

На уроках литературного краеведения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного краеведения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений о природе Севера, о народах, населяющих Север. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное краеведение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

3.      МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Литературное краеведение» введен в учебный план за счет школьного компонента.   Рассчитан на 1 час в неделю. Всего 34 часа

 

4.      Ценностные ориентиры содержания курса

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

5.      ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Реализация курса обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

· формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, родной народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

· формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

· воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания

наизусть произведений художественной литературы;

· развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

· формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

· овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

· наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

· освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

· использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

· активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

· использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

· овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

· готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

· умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

· готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

· понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

· осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

· достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

· использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

· умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

· умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

· развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Материал в программе расположен следующим образом: от неболь­ших, доступных возрасту литературных произведений, изучаемых под руко­водством учителя, учащийся постепенно переходит к более сложным тек­стам, овладевая навыками самостоятельного анализа. Отобранные произве­дения полностью отвечают требованиям гуманизации образования.

К концу 3 класса дети будут знать:

·         особенности фольклора народов нашего края;

·         первоначальные географические сведения о родном крае,

·         страницы истории родного края;

·         понятие о народной сказке;

·         основы литературной речи.

 

 

СИСТЕМА  ОЦЕНКИ  ДОСТИЖЕНИЯ  ПЛАНИРУЕМЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ПРЕДМЕТА.  КРИТЕРИИ  ОЦЕНИВАНИЯ

Текущий контроль проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно,
кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и
письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Итоговый контроль проводится в виде теста.

При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

Способами оценивания результативности обучения чтению являются:

  • ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
  • выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
  • выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
  • выполнение заданий по ориентировке в книгах;
  • наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой
    деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
  • наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
  • наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
  • анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
  • анализ творческих работ учащихся.

 

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок,  как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие
2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или
- недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по
текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота р:аскрытия вопроса.

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие
солее 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

 

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника,
четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не
должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок

 

6.      СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СЕВЕРНЫЙ ФОЛЬКЛОР - 12 часов

Камлание "У костра живущий бог мой ..." - образец самобытного северного вида фольклора. Экологические идеи камлания. Богатый мир северной сказки. Литературные сказки. "Сказка про богатыря Вшн-Отыра" (мансийская). "Комполэн - болотный дух" (мансийская). "Побежденный кит" (ненецкая). "Хилы и Аки Черное Сердце" (хантыйская).
"Золотой город" (хантыйская). "Ича-муравей" (селькупская). П.Явтысый:"Сказка о дядюшке-лемминге и летнем песце". Тарханов:"Сказка о Ерше Прыгунке и засоне Карасе".

 А. Лебедев:"Почему  у глухаря брови красные". Л.Лапцуй:"Как собака стала другом человека".

ПОДВИЖНИКИ СЕВЕРА - 9 часов

Слово об отце Иринархе Шемановском и Обдорской духовной миссии. Первый ненецкий ученый, писатель, переводчик А.Штырерка. Заслуженный учитель школы России П.Е.Хатанзеев. Поэма Л.В. Лапцуя  "Тундра шепчет" - литературный памятник педагогу  В .И Костецкому.

ЭТИ ДАТЫ СЕРДЦУ СВЯТЫ ... - 3 часа

Память о Великой Отечественной войне. Дети Ямала и война. Участие детей в труде во имя Победы. П. Явтысый: "У обелисков", "Ненецкая баллада", "Вот хэкоры..."  Л.Лапцуй: "Помните", "Радуга".  Р.Руган: "Дети войны", "Земляки", "Память о войне", "Ветераны войны".

СЛОВО О МАТЕРИ. СЛОВО О ЖЕНЩИНЕ. РОЛЬ МАТЕРИ В ДЕТСКОЙ СУДЬБЕ - 3 часа

Л. Лапцуй: "Перед землянкой", "Твой пуп.",  "Дочь тундры". Р. Ругин: "На покосе", "Руки мамы", "Гордость родной земли", "Проводы сына в армию". Ю. Вэлла:"Бабушка Ненги".

ХРАНИМ ЗАВЕТЫ ДЕДОВ И ОТЦОВ - 3 часа

Л. Лапцуй: "Первые шаги", "Дедовский мотив", "По заветам деда", "Мудрые черты".
Р. Ругин: "В куропаткином чуме", "Отцу", "Заветы отца".

Экскурсии, конкурсы, встречи с интересными людьми - 4 часа

 

7.       УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Итого

Количество  недель

9 недель

7 недель

10 недель

8 недель

34

Количество  уроков

9

7

10

8

34

Проверочные  работы

 

1

 

1

2

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Северный фольклор.

17 ч

2

Слово о матери. Слово о женщине. Роль матери в женской судьбе.

3 ч

3

Храним заветы дедов и отцов.

3 ч

4

Эти даты сердцу святы.

5 ч

5

Подвижники Севера.

5 ч

6

Заключительный урок

1 ч

 

Итого:

34 ч

 

8.      УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Планирование составлено по учебнику:  «Северные родники». Автор - составитель Л.В.Федорова.  Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера  СО РАН, 2001

 

Дополнительная литература:

· Г.Слинкина, Т.Чучелина. Олле и гусь-богатырь. - Свердловск, 1989.

· Е. Сусой. Из глубины веков - Тюмень, 1994

· Журнал "Северные просторы",1993, №№5-6, материалы А Лапцуй.

· Журнал «Стерх», 1993, № 3.

· Журнал «Ямальский меридиан», 1992, №№ 1,2, 1993, №№ 2, 4, 5, 6 (о Шемановском).

· Занимательное краеведение для младших школьников: Учебное пособие для учащихся начальной школы.- Салехард. – ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2008.

· И.Истомин. Ненецкие сказки - Свердловск, 1996.

· Мой северный край: Разработки внеклассных мероприятий. Автор-составитель  Лымарь Л. А.. – Салехард: – ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2009.

· На Ямале мы живем. - М, 1985.

· Николай Дудников «Медвежьи забавы»

· П.Явтысый. Зов морошковой земли. –М.,1989.

· Просвещение на Крайнем Севере.- С-Пб.,1992, №25, с.266-268.

· Р.Ругин. Многодумная Обь. – Салехард, 1994.

· Сказки народов Севера.- Л.,1991.

· Сказки народов Сибири. - К,1992.

· Этнокалендарь

 

 Информационно-коммуникативные средства:

· DVD Невероятность трех миров. Представляет 3 фильма.

 1. Люди с угасающей луны

2. Двенадцать апостолов (об Анне Неркаге)

3. Мир Леонтия Тарагупта.

· DVD На Ямал по Западной Сибири Фильм о природе

· DVD Записки Сибирского натуралиста Диск 1 Тундра

      1. «В плену Зимы»

      2.  « Предчувствие Весны»

      3. «Пробуждение»

      4. «И пришло Лето»

· DVD Записки Сибирского натуралиста Диск 2 Тундра

1.             «На встречу с вечной мерзлотой»

2.             «Царство постоянного непостоянства»

3.             «Солнце, лето и любовь»

     4. «Страна вечного ветра»

· DVD Записки Сибирского натуралиста Диск 3 Тундра

1.             «Пираты и хищники»

2.             «Звери тундры»

3.             «Патриархи Земли»

· DVD Степные истории 

· DVD Ненцы уроки предков.

Студия «Ханавэй» представляют «Колыбель» 14 мин о первом знакомстве люлечного ребенка со своей семьей.

«Отцы и дети» -14 мин о разделенном воспитании мальчиков и девочек в тундре.

«Звон тынзяна»- 17 мин  о главном орудии оленеводов- аркане.

«Мой друг лайка»- 16 мин о терпеливом, выносливом и верном друге – оленегоночной лайке

· DVD Два города на Сибирской реке.

Лабытнанги

Салехард

· DVD На верховых болотах Западной Сибири.

 

Наглядные пособия:

Этнокалендарь

Материально-технические средства:

Компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор, магнитная доска, флип-чарт, комплект оборудования «Живой уголок» для начальных классов.

 


РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
методическим объединением учителей

 начальных классов
Протокол от «___»___________2016 г.
 №____
Руководитель _________  Л. В. Маркова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы-интерната по УВР _________/ Лусникова Е. А.

от «__»________2016 г

 

УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________Н.А. Подгорных
«___»________2016 г.
Приказ «___»_______2016 г.
№ ____

 

Календарно–тематическое планирование уроков литературного краеведения

Класс –  3

Учитель: Сечко О. М.

Количество часов – 34, в неделю – 1.

 

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1 полугодие

2 полугодие

план

фактически

план

фактически

план

фактически

план

фактически

Количество часов

9

 

7

 

10

 

8

 

Контрольные работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические, творческие

 

 

1

 

1

 

1

 

Другие виды деятельности

Тестирование, мини-диктанты по темам, сочинения.

 

 

Планирование составлено на основании:

1.      Рабочая программа   по  литературному краеведению ( 3 кл.)/  Сечко О. М.

2.      Программа   по литературному краеведению составлена на основе программы учебного курса для начальной школы «Литературное краеведение» Л.В.Фёдоровой (Рекомендовано Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации).

3.      Учебник:  «Северные родники». Автор - составитель Л.В.Федорова.  Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера  СО РАН, 2001.

 

 

Тематическое планирование составила  ___________________/ _Сечко О. М./

 

№ п\п

Дата

Корректировка

Тема раздела

Тема урока

Основные виды деятельности учащихся  

I четверть 8 часов

Северный фольклор – 17 часов

1

06.09

 

Молитвы – образец обрядовой поэзии. Адресаты северных молитв.

 Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности.

Сравнивать сказки   народов севера по теме, жанровым особенностям, языку.

Ориентироваться в литературоведческих по­нятиях и терминах (в рамках изученного).

Наблюдать: выделять особенности разных жан­ров художественных произведений.

2

13.09

 

Приметы как обобщение многовекового опыта и наблюдений народа за явлениями природы.

3

20.09

 

Пословицы и поговорки северян. Большая мудрость «малого» фольклора

4

27.09

 

Камлание «У костра живущий бог мой…» - образец самобытного северного вида фольклора. Экологические идеи камлания.

5

04.10

 

Богатый мир северной сказки. Литературные сказки.

6

11.10

 

Сказка народа коми. «Дочка ростом с веретенце»

7

18.10

 

«Комполэн – болотный дух» (мансийская).

8

25.10

 

«Побежденный кит» (ненецкая).

9

08.11

 

«Отчего ворон черный» (мансийская).

10

15.11

 

Р.Ругин. «Кто украл краску», «Гордый олень»

Сравнивать темы про­изведений авторов - представителей   разных народов России. Анали­зировать нравственно-эс­тетические стороны и особенности фольклор­ных и художественных произведений разных на­родов (на примере ска­зок, рассказов о детях, семье, труде и др.). Наблюдать: рассмат­ривать иллюстрации, со­относить их сюжет с со­ответствующим фрагмен­том текста: озаглавливать иллюстрации.

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюст­рациям; составлять план.

 

11

22.11

 

Р.Ругин «Няньки малыша из Африки»

12

29.11

 

Р.Ругин «Хитрый художник»

13

06.12

 

«Ича-муравей» (селькупская).

14

13.12

 

П.Явтысый «Сказка о дядюшке лемминге и летнем песце»

15

20.12

 

А.Тарханов «Сказка о Ерше Прыгунке и засоне Карасе»

16

10.01

 

В.Лебедев «Почему у глухаря брови красные»

17

17.01

 

Л.Лапцуй «Как собака стала другом человека»

 

Слово о матери. Слово о женщине. Роль матери в женской судьбе. – 3 часа.

18

24.01

 

Л.Лапцуй «Перед землянкой», «Твой путь», «Дочь тундры»

Составлять план текста: делить  текст   на   части (сначала по опорным или ключевым словам, затем самостоятельно), определять микротемы каждой части, озаглавливать их.

Формулировать вопрос по фрагменту текста.

19

31.01

 

Р.Ругин «На покосе», «Руки мамы», «Гордость родной земли», «Проводы сына в армию»

20

07.02

 

Ю.Велла      «Бабушка Ненги»

Храним заветы дедов и отцов – 3 часа

21

14.02

 

Л.Лапцуй «Первые шаги», «Дедовский мотив».

Сравнивать темы про­изведений авторов — представителей разных народов России. Анали­зировать нравственно-эс­тетические стороны и особенности фольклор­ных и художественных произведений разных на­родов (на примере ска­зок, рассказов о детях, семье, труде и др.). Характеризовать книгу: анализировать струк­туру (обложка, титуль­ный лист, иллюстрации. оглавление, аннотация, выходные данные).

22

21.02

 

Л.Лапцуй  «По заветам деда», «Мудрые черты»

23

28.02

 

Р.Ругин «В куропаткином чуме», «Отцу», «Заветы отца», «Проводы сына в армию»

Эти даты сердцу святы – 5 часов

24

07.03

 

Память о Великой Отечественной войне. Дети Ямала и война. Участие детей в труде во имя победы.

Работать с учебным текстом, прочитанным са­мостоятельно: определять его цель, конструиро­вать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (определять цель-результат, отбирать необходимые средства для получения результата, выстраивать последовательность учеб­ных действий, самостоя­тельно оценивать ход и результат выполнения за­дания).

25

14.03

 

П.Явтысый «У обелисков», «Ненецкая баллада», «Вот Хэкоры...»

26

21.03

 

Л.Лапцуй «Помните», «Радуга».

27

04.04

 

Р.Ругин «Дети войны», «Земляки»

Пересказывать произ­ведение подробно (с учё­том всех сюжетных ли­ний), кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий), выбо­рочно (описание/харак­теристика героя произве­дения; место события; окружающая обстанов­ка), по иллюстрациям.

При пересказе учиты­вать жанровые особен­ности произведения, уде­лять внимание месту и времени действия, глав­ным и второстепенным героям.

28

11.04

 

Р.Ругин «Память о войне», «Ветераны войны»

Подвижники Севера – 5 часов

29

18.04

 

Слово об отце Иринархе Шемановском и Обдорской духовной миссии.

Презентовать сочине­ние, рассказ, доклад о подвижниках Севера. Определять тему сво­его письменного выска­зывания, предъявлять проект замысла (о чём я хотел бы сказать). Опре­делять тип высказыва­ния    (текст-повествование, текст-рассуждение, -текст-описание;, отби­рать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Создавать письменный текст (рас­сказ, отзыв, аннотация, сообщение) Наблюдать: сравни­вать произведения раз­ных жанров.

30

 

 

Слово об отце Иринархе Шемановском и Обдорской духовной миссии.

31

25.04

 

Первый ненецкий ученый, переводчик А.П.Пырерка.

32

02.05

 

Заслуженный ученый школы России  П.Е.Хатанзеев.

33

16.05

 

Поэма Л.Лапцуя – литературный памятник педагогу В.И. Костецкому.

34

23.05

 

Заключительный урок

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Мыскаменская школа-интернат» ___________________________________________________________________________

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Мыскаменская школа-интернат» ___________________________________________________________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Литературное краеведение» для 3 а класса на 2016 - 2017 учебный год составлена в соответствии с

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Литературное краеведение» для 3 а класса на 2016 - 2017 учебный год составлена в соответствии с

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями северных авторов, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию…

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями северных авторов, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию…

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Предметные результаты: · понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; · осознание значимости чтения для личного…

Предметные результаты: · понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; · осознание значимости чтения для личного…

Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т

Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т

Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося

Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося

Подвижники Севера. 5 ч 6

Подвижники Севера. 5 ч 6

Студия «Ханавэй» представляют «Колыбель» 14 мин о первом знакомстве люлечного ребенка со своей семьей

Студия «Ханавэй» представляют «Колыбель» 14 мин о первом знакомстве люлечного ребенка со своей семьей

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО методическим объединением учителей начальных классов

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО методическим объединением учителей начальных классов

Дата Корректировка

Дата Корректировка

Слово о матери. Слово о женщине

Слово о матери. Слово о женщине

Р.Ругин «Дети войны», «Земляки»

Р.Ругин «Дети войны», «Земляки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020