___________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО начальных классов |
|
СОГЛАСОВАНО Протокол НМС «____»________2016 г. №_____ |
УТВЕРЖДАЮ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному краеведению
для 3 а класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Автор-составитель: учитель начальных классов Сечко О. М., I квалификационная категория
2016 – 2017 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Литературное краеведение» для 3 а класса на 2016 - 2017 учебный год составлена в соответствии с
Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе программы учебного курса для начальной школы «Литературное краеведение» Л.В.Фёдоровой (Рекомендовано Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации).
Учебник: «Северные родники». Автор - составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет "Литературное краеведение" входит в региональный компонент Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа.
Курс литературного краеведения направлен на достижение следующих целей:
Литературное краеведение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями северных авторов, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного краеведения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов.
На уроках литературного краеведения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного краеведения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений о природе Севера, о народах, населяющих Север. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное краеведение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Литературное краеведение» введен в учебный план за счет школьного компонента. Рассчитан на 1 час в неделю. Всего 34 часа
4. Ценностные ориентиры содержания курса
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Реализация курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
· формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, родной народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
· формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания
наизусть произведений художественной литературы;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
· овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
· наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
· освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
· активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
· использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
· овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
· готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
· готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
· понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
· осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
· достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
· использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
· умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
· умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
· развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Материал в программе расположен следующим образом: от небольших, доступных возрасту литературных произведений, изучаемых под руководством учителя, учащийся постепенно переходит к более сложным текстам, овладевая навыками самостоятельного анализа. Отобранные произведения полностью отвечают требованиям гуманизации образования.
К концу 3 класса дети будут знать:
· особенности фольклора народов нашего края;
· первоначальные географические сведения о родном крае,
· страницы истории родного края;
· понятие о народной сказке;
· основы литературной речи.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Текущий
контроль проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального
устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно,
кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется
на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме.
Возможны и
письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или
события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение»,
«найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Итоговый контроль проводится в виде теста.
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4»
(«хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование
дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность
суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие
2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок
или
- недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения
материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи;
отдельные неточности в изложении материала.
«3»
(«удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований,
предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по
текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по
пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала;
неполнота р:аскрытия вопроса.
«2»
(«плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие
солее 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более
8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота,
нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее
основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная
оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта
форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов
его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью
словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника,
четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти
причины не
должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СЕВЕРНЫЙ ФОЛЬКЛОР - 12 часов
Камлание "У костра живущий бог мой ..." - образец самобытного
северного вида фольклора. Экологические идеи камлания. Богатый мир северной
сказки. Литературные сказки. "Сказка про богатыря Вшн-Отыра"
(мансийская). "Комполэн - болотный дух" (мансийская).
"Побежденный кит" (ненецкая). "Хилы и Аки Черное Сердце"
(хантыйская).
"Золотой город" (хантыйская). "Ича-муравей" (селькупская).
П.Явтысый:"Сказка о дядюшке-лемминге и летнем песце".
Тарханов:"Сказка о Ерше Прыгунке и засоне Карасе".
А. Лебедев:"Почему у глухаря брови красные". Л.Лапцуй:"Как собака стала другом человека".
ПОДВИЖНИКИ СЕВЕРА - 9 часов
Слово об отце Иринархе Шемановском и Обдорской духовной миссии. Первый ненецкий ученый, писатель, переводчик А.Штырерка. Заслуженный учитель школы России П.Е.Хатанзеев. Поэма Л.В. Лапцуя "Тундра шепчет" - литературный памятник педагогу В .И Костецкому.
ЭТИ ДАТЫ СЕРДЦУ СВЯТЫ ... - 3 часа
Память о Великой Отечественной войне. Дети Ямала и война. Участие детей в труде во имя Победы. П. Явтысый: "У обелисков", "Ненецкая баллада", "Вот хэкоры..." Л.Лапцуй: "Помните", "Радуга". Р.Руган: "Дети войны", "Земляки", "Память о войне", "Ветераны войны".
СЛОВО О МАТЕРИ. СЛОВО О ЖЕНЩИНЕ. РОЛЬ МАТЕРИ В ДЕТСКОЙ СУДЬБЕ - 3 часа
Л. Лапцуй: "Перед землянкой", "Твой пуп.", "Дочь тундры". Р. Ругин: "На покосе", "Руки мамы", "Гордость родной земли", "Проводы сына в армию". Ю. Вэлла:"Бабушка Ненги".
ХРАНИМ ЗАВЕТЫ ДЕДОВ И ОТЦОВ - 3 часа
Л. Лапцуй: "Первые шаги", "Дедовский мотив",
"По заветам деда", "Мудрые черты".
Р. Ругин: "В куропаткином чуме", "Отцу", "Заветы
отца".
Экскурсии, конкурсы, встречи с интересными людьми - 4 часа
7. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Итого |
Количество недель |
9 недель |
7 недель |
10 недель |
8 недель |
34 |
Количество уроков |
9 |
7 |
10 |
8 |
34 |
Проверочные работы |
|
1 |
|
1 |
2 |
№№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Северный фольклор. |
17 ч |
2 |
Слово о матери. Слово о женщине. Роль матери в женской судьбе. |
3 ч |
3 |
Храним заветы дедов и отцов. |
3 ч |
4 |
Эти даты сердцу святы. |
5 ч |
5 |
Подвижники Севера. |
5 ч |
6 |
Заключительный урок |
1 ч |
|
Итого: |
34 ч |
8. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Планирование составлено по учебнику: «Северные родники». Автор - составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001
Дополнительная литература:
· Г.Слинкина, Т.Чучелина. Олле и гусь-богатырь. - Свердловск, 1989.
· Е. Сусой. Из глубины веков - Тюмень, 1994
· Журнал "Северные просторы",1993, №№5-6, материалы А Лапцуй.
· Журнал «Стерх», 1993, № 3.
· Журнал «Ямальский меридиан», 1992, №№ 1,2, 1993, №№ 2, 4, 5, 6 (о Шемановском).
· Занимательное краеведение для младших школьников: Учебное пособие для учащихся начальной школы.- Салехард. – ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2008.
· И.Истомин. Ненецкие сказки - Свердловск, 1996.
· Мой северный край: Разработки внеклассных мероприятий. Автор-составитель Лымарь Л. А.. – Салехард: – ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2009.
· На Ямале мы живем. - М, 1985.
· Николай Дудников «Медвежьи забавы»
· П.Явтысый. Зов морошковой земли. –М.,1989.
· Просвещение на Крайнем Севере.- С-Пб.,1992, №25, с.266-268.
· Р.Ругин. Многодумная Обь. – Салехард, 1994.
· Сказки народов Севера.- Л.,1991.
· Сказки народов Сибири. - К,1992.
· Этнокалендарь
Информационно-коммуникативные средства:
· DVD Невероятность трех миров. Представляет 3 фильма.
1. Люди с угасающей луны
2. Двенадцать апостолов (об Анне Неркаге)
3. Мир Леонтия Тарагупта.
· DVD На Ямал по Западной Сибири Фильм о природе
· DVD Записки Сибирского натуралиста Диск 1 Тундра
1. «В плену Зимы»
2. « Предчувствие Весны»
3. «Пробуждение»
4. «И пришло Лето»
· DVD Записки Сибирского натуралиста Диск 2 Тундра
1. «На встречу с вечной мерзлотой»
2. «Царство постоянного непостоянства»
3. «Солнце, лето и любовь»
4. «Страна вечного ветра»
· DVD Записки Сибирского натуралиста Диск 3 Тундра
1. «Пираты и хищники»
2. «Звери тундры»
3. «Патриархи Земли»
· DVD Степные истории
· DVD Ненцы уроки предков.
Студия «Ханавэй» представляют «Колыбель» 14 мин о первом знакомстве люлечного ребенка со своей семьей.
«Отцы и дети» -14 мин о разделенном воспитании мальчиков и девочек в тундре.
«Звон тынзяна»- 17 мин о главном орудии оленеводов- аркане.
«Мой друг лайка»- 16 мин о терпеливом, выносливом и верном друге – оленегоночной лайке
· DVD Два города на Сибирской реке.
Лабытнанги
Салехард
· DVD На верховых болотах Западной Сибири.
Наглядные пособия:
Этнокалендарь
Материально-технические средства:
Компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор, магнитная доска, флип-чарт, комплект оборудования «Живой уголок» для начальных классов.
РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО начальных классов |
|
|
УТВЕРЖДАЮ |
Календарно–тематическое планирование уроков литературного краеведения
Класс – 3
Учитель: Сечко О. М.
Количество часов – 34, в неделю – 1.
|
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
||||
1 полугодие |
2 полугодие |
|||||||
план |
фактически |
план |
фактически |
план |
фактически |
план |
фактически |
|
Количество часов |
9 |
|
7 |
|
10 |
|
8 |
|
Контрольные работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Практические, творческие |
|
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
Другие виды деятельности |
Тестирование, мини-диктанты по темам, сочинения. |
Планирование составлено на основании:
1. Рабочая программа по литературному краеведению ( 3 кл.)/ Сечко О. М.
2. Программа по литературному краеведению составлена на основе программы учебного курса для начальной школы «Литературное краеведение» Л.В.Фёдоровой (Рекомендовано Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации).
3. Учебник: «Северные родники». Автор - составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
Тематическое планирование составила ___________________/ _Сечко О. М./
№ п\п |
Дата |
Корректировка |
Тема раздела Тема урока |
Основные виды деятельности учащихся |
I четверть 8 часов |
||||
Северный фольклор – 17 часов |
||||
1 |
06.09 |
|
Молитвы – образец обрядовой поэзии. Адресаты северных молитв. |
Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности. Сравнивать сказки народов севера по теме, жанровым особенностям, языку. Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного). Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений. |
2 |
13.09 |
|
Приметы как обобщение многовекового опыта и наблюдений народа за явлениями природы. |
|
3 |
20.09 |
|
Пословицы и поговорки северян. Большая мудрость «малого» фольклора |
|
4 |
27.09 |
|
Камлание «У костра живущий бог мой…» - образец самобытного северного вида фольклора. Экологические идеи камлания. |
|
5 |
04.10 |
|
Богатый мир северной сказки. Литературные сказки. |
|
6 |
11.10 |
|
Сказка народа коми. «Дочка ростом с веретенце» |
|
7 |
18.10 |
|
«Комполэн – болотный дух» (мансийская). |
|
8 |
25.10 |
|
«Побежденный кит» (ненецкая). |
|
9 |
08.11 |
|
«Отчего ворон черный» (мансийская). |
|
10 |
15.11 |
|
Р.Ругин. «Кто украл краску», «Гордый олень» |
Сравнивать темы произведений авторов - представителей разных народов России. Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов (на примере сказок, рассказов о детях, семье, труде и др.). Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации. Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.
|
11 |
22.11 |
|
Р.Ругин «Няньки малыша из Африки» |
|
12 |
29.11 |
|
Р.Ругин «Хитрый художник» |
|
13 |
06.12 |
|
«Ича-муравей» (селькупская). |
|
14 |
13.12 |
|
П.Явтысый «Сказка о дядюшке лемминге и летнем песце» |
|
15 |
20.12 |
|
А.Тарханов «Сказка о Ерше Прыгунке и засоне Карасе» |
|
16 |
10.01 |
|
В.Лебедев «Почему у глухаря брови красные» |
|
17 |
17.01 |
|
Л.Лапцуй «Как собака стала другом человека» |
|
Слово о матери. Слово о женщине. Роль матери в женской судьбе. – 3 часа. |
||||
18 |
24.01 |
|
Л.Лапцуй «Перед землянкой», «Твой путь», «Дочь тундры» |
Составлять план текста: делить текст на части (сначала по опорным или ключевым словам, затем самостоятельно), определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. |
19 |
31.01 |
|
Р.Ругин «На покосе», «Руки мамы», «Гордость родной земли», «Проводы сына в армию» |
|
20 |
07.02 |
|
Ю.Велла «Бабушка Ненги» |
|
Храним заветы дедов и отцов – 3 часа |
||||
21 |
14.02 |
|
Л.Лапцуй «Первые шаги», «Дедовский мотив». |
Сравнивать темы произведений авторов — представителей разных народов России. Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов (на примере сказок, рассказов о детях, семье, труде и др.). Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации. оглавление, аннотация, выходные данные). |
22 |
21.02 |
|
Л.Лапцуй «По заветам деда», «Мудрые черты» |
|
23 |
28.02 |
|
Р.Ругин «В куропаткином чуме», «Отцу», «Заветы отца», «Проводы сына в армию» |
|
Эти даты сердцу святы – 5 часов |
||||
24 |
07.03 |
|
Память о Великой Отечественной войне. Дети Ямала и война. Участие детей в труде во имя победы. |
Работать с учебным текстом, прочитанным самостоятельно: определять его цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (определять цель-результат, отбирать необходимые средства для получения результата, выстраивать последовательность учебных действий, самостоятельно оценивать ход и результат выполнения задания). |
25 |
14.03 |
|
П.Явтысый «У обелисков», «Ненецкая баллада», «Вот Хэкоры...» |
|
26 |
21.03 |
|
Л.Лапцуй «Помните», «Радуга». |
|
27 |
04.04 |
|
Р.Ругин «Дети войны», «Земляки» |
Пересказывать произведение подробно (с учётом всех сюжетных линий), кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий), выборочно (описание/характеристика героя произведения; место события; окружающая обстановка), по иллюстрациям. При пересказе учитывать жанровые особенности произведения, уделять внимание месту и времени действия, главным и второстепенным героям. |
28 |
11.04 |
|
Р.Ругин «Память о войне», «Ветераны войны» |
|
Подвижники Севера – 5 часов |
||||
29 |
18.04 |
|
Слово об отце Иринархе Шемановском и Обдорской духовной миссии. |
Презентовать сочинение, рассказ, доклад о подвижниках Севера. Определять тему своего письменного высказывания, предъявлять проект замысла (о чём я хотел бы сказать). Определять тип высказывания (текст-повествование, текст-рассуждение, -текст-описание;, отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Создавать письменный текст (рассказ, отзыв, аннотация, сообщение) Наблюдать: сравнивать произведения разных жанров. |
30 |
|
|
Слово об отце Иринархе Шемановском и Обдорской духовной миссии. |
|
31 |
25.04 |
|
Первый ненецкий ученый, переводчик А.П.Пырерка. |
|
32 |
02.05 |
|
Заслуженный ученый школы России П.Е.Хатанзеев. |
|
33 |
16.05 |
|
Поэма Л.Лапцуя – литературный памятник педагогу В.И. Костецкому. |
|
34 |
23.05 |
|
Заключительный урок |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.