Рабочая программа "Альтернативная коммуникация" 6 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа "Альтернативная коммуникация" 6 класс

Оценка 4.6
docx
26.05.2023
Рабочая программа "Альтернативная коммуникация" 6 класс
коммуникация.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2)  ГКОУ « Котовская школа-интернат»;

- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно-эпидемиологических правил   и нормативов  СанПиН   2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28).;

- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.;

- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»  / под.ред. И.М. Бгажноковой/;

- Положения о порядке  разработки и утверждения рабочих программ в  ГКОУ  «Котовская школа-интернат»;

- Учебного плана для обучающихся с ТМНР (Вариант II)  на 2022-2023 учебный год;

- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

- Устава  ГКОУ «Котовская школа-интернат».

Цель курса: научить средствам коммуникации для решения социальных задач.

Задачи:

1) Учить ребенка овладевать доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

2) Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

3) Развивать речь как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.

4) Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащегося (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного развития.

Краткая характеристика предмета: У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

Срок реализации программы  - 1 год.

В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следую­щие принципы коррекционной педагогики:

    принцип развивающего обучения (формирование «зо­ны ближайшего развития»);

    принцип единства диагностики и коррекции отклоне­ний в развитии;

    принцип генетический, раскрывающий общие законо­мерности  развития  детской  речи  применительно  к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

    принцип  коррекции  и  компенсации,  позволяющий определить адресные логопедические технологии в за­висимости от структуры и выраженности речевого на­рушения;

    деятельностный   принцип,   определяющий   ведущую деятельность, стимулирующую психическое и лично­стное развитие ребенка с отклонением в речи.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

    В содержании курса учтены общие  специфические особенности психического развития детей младшего школьного возраста, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы органи­зации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач диффе­ренцированного и интегрированного обучения и воспита­ния детей с разными проявлениями патологии.

     У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения используются для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия: указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Сопровождение учащегося с умеренной умственной отсталостью осуществляется по этапам.

Этапы работы: подготовительный, коррекционный, заключительный.                                                                                                                                                 

На подготовительном этапе проводится обследование учащегося, уточняется речевой диагноз, формируется база данных о состоянии здоровья и резервных возможностях организма, о сохранных функциях ребенка.

На коррекционном этапе решаются задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации, создается специальная речевая среда для стимулирования речевого развития. На этом этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, восприятия, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и речи.

Направления работы коррекционного этапа:

Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

Задачи:

 расширить рамки коммуникации с окружающими;

 дать представления о невербальных средствах коммуникации;

 развить невербальные компоненты коммуникации.

Приемы:

 развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой и т.д.);

 выполнение действий по невербальной инструкции;

 ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;

 моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на и тд.);

 развитие мимики и жеста;

 жестовое приветствие и прощание;

 выполнение имитирующих движений;

 понимание и пользование пиктограммам, картинок, рисунков, коммуникативных тетрадей.

Развитие слухового восприятия.

Задачи:

 расширить рамки слухового восприятия;

 развить слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти;

 сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи;

 развить способность дифференцировать неречевые и речевые звуки.

Приемы:

 привлечение внимания к звучащему предмету;

 различение звучания шумов, музыкальных инструментов, голосов;

 реагирование на громкость звучания;

 определение местонахождения и направления звука;

 различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Задачи:

 Развить мелкую моторику рук, четкую артикуляционную кинестезию, тактильную память;

 формировать представления о схемах лица и тела;

 развить подвижность речевой мускулатуры;

 обучить восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно –кинестетических ощущений.

Приемы:

 массажные расслабляющие (активизирующие) движения;

 пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;

 двигательные упражнения с погремушкой, мячом, платочком, флажком;

 активизация пассивных и активных движений рук;

 артикуляционная и мимическая гимнастика;

Развитие функции голоса и речевого дыхания.

Задачи:

 увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм;

 формировать навыки и умения правильного пользования речевым дыханием;

 стимулировать мышцы гортани;

 ознакомить с некоторыми характеристиками силы голоса;

 активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Приемы:

 развитие произвольного речевого вдоха;

 различение холодной и теплой струи выдыхаемого воздуха;

 упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;

 упражнения на расслабления шейной мускулатуры;

 выработка комбинированного типа дыхания;

 формирование голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний [а], [о], [у], [и].

Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Задачи:

 развивать понимание ситуативной и бытовой речи;

 формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц, голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы.

Приемы:

 узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда, животные);

 показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям различающихся по признакам;

 автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду);

 выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений;

 побуждение ученика к произношению эмоциональных рефлективных восклицаний;

 активизация потребности в речевых высказываниях;

 развитие речевого подражания.

На заключительном этапе после проведенной коррекционной работы осуществляется диагностика общеучебных навыков и коммуникативных способностей. Данное сопровождение учащегося с тяжелыми нарушениями речи позволит улучшить социальную адаптацию, дать возможность для дальнейшего развития ребенка и компенсации нарушений.

Формы организации учебного процесса

 Программа предусматривает проведение индивидуальных занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность - 20 минут.

Методы работы: наглядный, практический: игры, упражнения, самостоятельные работы.

Данный курс неразрывно связан с другими предметами учебного плана: «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир»,  «Человек», «Изобразительная деятельность», «Адаптивная физкультура», «Сенсорное развитие».

 

МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

      В Федеральном компоненте государственного стандарта курс «Альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в данной программе отведено 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели. Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с праздничными днями (23 февраля, 8 марта).

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание курса состоит из следующих разделов:

 

1

Добро пожаловать!

5

2

Истории о лете

3

3

Сказки

«Три поросёнка»

«Красная шапочка»

6

4

Расскажи мне о школе

3

5

Алло, алло

3

6

С днём рождения!

3

7

Дежурство

3

8

У меня есть щенок

4

9

Я записался в кружок

4

 

 

34

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Личностные результаты

1.         Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

2.         Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

3.         Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.

Предметные результаты освоения  коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»

-способности понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм.

-умения использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения (использовать предметы для выражения потребностей путем указания на них жестом; правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании; выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения, развивающие упражнения для рук)

Базовые учебные действия.

         входить и выходить из учебного помещения со звонком;

         ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

         адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

         принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

         передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

      Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. Исходя из этого, класс целесообразно поделить на две группы:

1 группа

2 группа

 

 

Учащиеся, для которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У этих детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение. Они зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Развитие детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации.       Так, у этих детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена. У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений.

Учащиеся, для которых характерна умственная отсталость в тяжелой степени, она так же сочетается с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.

            Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. 

            Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.

В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и МНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

 

Обучение по основной программе

 

  • Понимание простых по звуковому составу слов
  • Реагирование на просьбы и вопросы.
  • Называние (употребление) отдельных звуковых комплексов, простых по звуковому составу  слов
  • Работа по картинкам.

 

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

 

1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

 

2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания,  обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.

1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и

пробелами.

2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.

3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.

4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.

5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Дата

Тематические блоки. Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

I четверть 8ч 

1

07.09

Правила ТБ и правила поведения

1

 

Групповая работа с целью привлечения к совместной деятельности

Уч-к «Речевая практика» 2 класс

 

Учительский портал  http://www.uchportal.ru

 

2-4

14,28.09

05.10

Добро пожаловать!

3

5

21.09

Входной контроль уровня знаний

1

6-7

12,19.10

Истории о лете

2

8

26.10

Закрепление пройденного

1

II четверть 8ч

1-3

09,16,23.11

Сказка «Три поросёнка»

3

Групповая работа для развития коммуникативных навыков

Электронная библиотека учебников и методических материаловhttp://window.edu.ru

 

4-6

30.11; 07,14.12

Расскажи мне о школе

3

7-8

21,28.12

Алло, алло

2

III четверть 10ч

1

11.01

ТБ и правила поведения на уроках. Повторение изученного.

1

 

Групповая работа

для формирования и развития словарного запаса

Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики  http://moi-sat.ru

 

 

2-4

18,25.01;

01.02

С днём рождения!

3

5-7

08,15,22.02

Дежурство

3

8-10

01,15,22.03

У меня есть щенок

3

IV четверть 8ч

1

05.04

Повторение пройденного.

1

 

Коммуникативная деятельность с целью ведения конструктивного диалога.

 

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

 

2-4

12,19,26.04

Сказка «Красная шапочка»

3

5-6

03,10.05

Я записался в кружок.

2

7

17.05

Итоговый контроль уровня сформированности предметных результатов. 

1

8

24.05

Я записался в кружок.

1

 

 

График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.

 

 

Тема

Дата

1

Входной контроль уровня знаний.

21.09.22

5

Итоговый контроль знаний

17.05.23

 

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическая литература:

Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. "Я - говорю! Я - ребенок! Упражнения с пиктограммами. Рабочая тетрадь для занятий с детьми"  Соловьёва В.Г. «Моя книга с пиктограммами»

Комарова С.В. Речевая практика 2 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.программы/ С.В.Комарова – М.: Просвещение, 2017. – 95с.: ил.

Демонстрационный и раздаточный материал:

Демонстрационные карточки:

 "Дикие животные", "Птицы России", "Домашние животные",  "Птицы домашние и декоративные", "Овощи", "Насекомые", "Ягоды",  "Цветы", "Фрукты", "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Мозаика.

Конструкторы деревянные и пластмассовые

Трафареты :

Игрушки. 

Домашние животные

Наряди девочку

Цветы

Лесные звери

Листья деревьев

Овощи и фрукты


 

Скачано с www.znanio.ru

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ

Развитие слухового восприятия.

Развитие слухового восприятия.

Приемы:  развитие произвольного речевого вдоха;  различение холодной и теплой струи выдыхаемого воздуха;  упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового…

Приемы:  развитие произвольного речевого вдоха;  различение холодной и теплой струи выдыхаемого воздуха;  упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового…

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Содержание курса состоит из следующих разделов: 1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Содержание курса состоит из следующих разделов: 1

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ПО УСВОЕНИЮ

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ПО УСВОЕНИЮ

Учащиеся, для которых характерна умственная отсталость в тяжелой степени, она так же сочетается с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и…

Учащиеся, для которых характерна умственная отсталость в тяжелой степени, она так же сочетается с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и…

Дата Тематические блоки

Дата Тематические блоки

Тема Дата 1

Тема Дата 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2023