МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 г. Майского»
Муниципальнэ щIэныгъэIуэху казённэ щIапIэ «ЩIэныгъэкурытIуэху щIапIэ №5 Майкъалэ»
Майский шахарны муниципальный билимбергенучереждениясыны
«Орта билимбергенбешенчиномерни школу»
|
|
|
||||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (авторская)
кружка "Моя малая родина- уникальная КБР"
для учащихся 8-9 классов.
учитель Снигирева Л.Н.
г. Майский
2016 г
Содержание:
I. Пояснительная записка 3-4 стр.
II. Общая характеристика кружковой деятельности 4стр.
III. Описание места кружка "Моя малая родина- уникальная КБР"
в учебном плане 4- 5 стр.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания
курса кружка "Моя малая родина- уникальная КБР". 5стр.
V. Результаты освоения курса кружка "Моя малая родина- уникальная КБР".
(Личностные, метапредметные и предметные) 5-6стр.
VI. Содержание программы учебного курса кружка
"Моя малая родина- уникальная КБР". 6-9 стр.
VII. Календарно-тематическое планирование с указанием основных
видов учебной деятельности обучающихся, планируемой и
фактической дат 10-17 стр.
VIII. Методы контроля. 18 стр.
IX. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса. 18 стр.
X. Методические рекомендации. 18-19 стр.
I. Пояснительная записка
Программа курса кружка «Моя малая родина- уникальная КБР» предназначена для учащихся 8-9 классов.
Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы экологии и экономики.
Программа географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
Курс региональной географии призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся, он также имеет подлинно страноведческий характер.
Целями изучения внеурочной деятельности кружка в основной школе являются:
· обеспечить создание социальной среды развития обучающихся;
· включить учащихся в общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;
· формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества;
· учитывать историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
II. Общая характеристика кружковой деятельности.
Настоящая программа предметного географического кружка позволяет решать широкий круг учебно-воспитательных задач не эпизодически, а в определенной системе в течение всего учебного года. Ниже перечислены основные идеи курса.
· Гибкость организации форм кружковой работы, возможность варировать содержание занятий и расстановку учащихся при выполнении тех или иных заданий открывают большие перспективы для осуществления индивидуального подхода к учащимся.
· Максимальный учёт склонностей и возможностей каждого ученика- залог успешных результатов в деле развития их способностей и формирования у них устойчивого интереса к определённым областям географии.
· В рамках кружка выполняются краткосрочные программы, учитывающие изменяющиеся интересы и теоретический уровень подготовки учащихся.
· Кружок выполняет функцию связующего звена между естественнонаучной подготовкой и трудовым обучением, предполагающим овладение умениями проектной деятельности.
· Число членов кружка 12-15 человек. Работа организуется в творческих группах по 2-3 человека.
· На занятиях значительная часть времени посвящается индивидуальной работе учащихся, меньшая часть- докладам, выступлениям, отчётам кружковцев. В промежутках между заданиями учитель проводит индивидуальные консультации.
· К организационной работе кружка следует привлекать самих учащихся, выбрав старосту, его заместителей, секретаря кружка. На занятиях желательно создавать атмосферу свободного обмена мнениями и активной дискуссии.
· Участники кружка широко привлекаются к участию в научных конференциях и конкурсах регионального, республиканского, и всероссийского значения.
III. Описание места кружка "Моя малая родина- уникальная КБР"
в учебном плане
Программа внеурочного курса рассчитана на тех учащихся, которые интересуются историей, географией, культурой, краеведением. Программа нацеливает учащихся на активное познание родного края.
Данная программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые географические компетенции и понять роль географии среди других наук о Земле, значение её для человечества.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания
курса кружка "Моя малая родина- уникальная КБР".
Современная общеобразовательная школа вместе со всем российским обществом переживает период обновления. Одним из направлений модернизации школы становится дифференциация и индивидуализация обучения. В содержании образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества, состоящий из четырех элементов:
опыта познавательной деятельности или знаний;
опыта осуществления известных способов деятельности или умений действовать по образцу;
нестандартные решения;
социального опыта и ценностных ориентаций.
В сложившихся условиях большое значение приобретает целенаправленная работа школы по созданию условий для осознания личностных смыслов и ценностей существования личности.
Эти условия может реализовать курс "Моя малая родина- уникальная КБР".
Поэтому главной целью курса является ориентирование учащихся в выборе профиля через углубленное изучение систематизированного, целостного представления о Малой Родине (село, поселок, межселенная территория)
Курс "Моя малая родина- уникальная КБР"обеспечивает:
Создание образных представлений о взаимодействии природы и общества;
Выявление оценки явлений социальной и экономической жизни общества;
В процессе изучения ближайшего окружения (города Майский) способствовать формированию учащихся грамотного поведения в природе и обществе, как социального и личностно-значимого компонента образования человека;
Развивать умения оценивать различные источники информации;
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся, расширяет базовый курс по географии, является предметно-ориентированным и дает возможность познакомить учащихся с интересными вопросами, подходами в изучении родной республики. Данный курс является междисциплинарным, т.к.содержит круг вопросов историко-географического характера.
Средством воспитания и образования служит участие учащихся в индивидуальной и групповой исследовательской - поисковой деятельности, освоение проектного способа преобразования своей жизни и окружающего сообщества – малой Родины, поэтому программа предусматривает значительно количество практических работ исследовательского характера, что позволит развить у учащихся познавательные коммуникативные умения и навыки, формировать новаторский тип мышления.
Педагогическая технология, применяемая при освоении содержания курса: обучение в сотрудничестве. Выбор методических приёмов обусловлен осознанием необходимости мотивационно - целевого управления процессом познания: малая дискуссионная группа, работа с документом, беседа, интервью, практическая работа, экскурсии.
Итогом курса является включение учащихся в разнообразные виды учебно-познавательной деятельности, выполнение ряда мини- исследовательских проектов, предполагает личный вклад каждого учащегося в разработку и реализацию 1-2 общественно – значимых полезных для города дела. Таким образом, содержание курса раскрывает широкие возможности для самоопределения учащихся в будущем, нацеливает на жизнь в своем родном городе, преимущественно сельской территории.
Курс предназначен для предпрофильной подготовки 8-9 класса, реализует компонент регионального образования, может быть рекомендован для изучения учащимися социально-экономического, гуманитарного профилей.
V. Результаты освоения курса кружка "Моя малая родина- уникальная КБР".
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.
3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.
Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
"Выпускник научится":
Определять:
- существенные признаки понятий: экономико-географическое положение территории, воспроизводство, естественный прирост, половозрастной, национальный состав населения, трудовые ресурсы и занятость населения , специализация территории;
Объяснять:
-национальные традиции и обычаи, культурно-исторические особенности народов. Религии, трудовые навыки своей местности;
Обнаруживать:
-главные черты хозяйства сельского поселения, историко-географические особенности развития города, посёлка городского типа и села, ведения хозяйства формы повседневной жизни, обычаи, правила поведения в обществе.
Описывать:
-образы природохозяйственных объектов (промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортоного, рекреационного);
-образы прошлого и будущего региона;
-эмоции и чувства, связанные с окружающей действительностью.
«Выпускник получит возможность научиться»:
Выдвигать гипотезы – версии импорта замещения своего региона как основа развития хозяйства, подтверждать или опровергать их на основе собранных фактов;
Согласовывать правила ведения учебной дискуссии, участвовать в дискуссии;
проводить маршрутную съемку местности;
Развивать простейшие навыки интервьюирования, проводить интервью, обрабатывать данные;
Работы в текстовом и графическом редакторе Word: набирать текст объёмом до 70 слов, редактировать его, сканировать фотографии и размещать их в тексте;
Уметь ставить задачи, договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать вклад своего участия в экскурсиях, дискуссиях, на уроке в групповой работе, на основе анализа своих затруднений в способах работы и интересующих вопросов;
Подготавливать материал для газеты и школьного сайта.
VI. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
кружка "Моя малая родина- уникальная КБР".
(35 часов в год- 1 ч/нед)
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование тем курса |
Всего часов |
В том числе |
|
||||
лекции |
Практи-ческие |
Экскур-сии |
Семинары |
Форма контроля |
||||
1. |
Введение |
5 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Игра- соревнование "Страничка новостей нашего города". |
|
Раздел I. Краеведение Майского района КБР. |
12 |
2 |
8 |
1 |
1 |
Проект развития хозяйства Майского района с условием импорта замещения. |
||
2. |
Тема 1. Общий обзор города Майский |
4 |
2 |
|
1 |
1 |
Оформление краеведческого уголка. |
|
3. |
Тема 2. Общая характеристика населения и хозяйства города Майский. |
3 |
1 |
1 |
|
1 |
Оформление стенда «Наша гордость». |
|
4. |
Тема 3. Экологические проблемы населённого пункта. |
3 |
1 |
1 |
|
1 |
Конкурс сочинений. |
|
5. |
Подведение итогов по темам раздела I. |
2 |
|
1 |
|
1 |
Создание и защита проектов. |
|
Раздел II: Комплексное изучение географии Муниципальных районов КБР.
|
16 |
4 |
7 |
1 |
4 |
Выпуск туристической брошюры по хозяйству районов КБР. |
||
6. |
Тема 1. Физическая география районов КБР. |
5 |
2 |
2 |
|
1 |
Проектирование макета рекламного буклета, посвящённого отдыху в каждом районе КБР. |
|
7. |
Тема 2. Общая характеристика населения и хозяйства районов КБР. |
5 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Оформление статьи об экскурсии на предприятие (по выбору) для школьного сайта. |
|
8. |
Тема 3. Экологические проблемы предприятий КБР. |
4 |
1 |
2 |
|
1 |
Моделирование карты экологических проблем КБР. |
|
9. |
Тема 4. Культурное и социальное развитие районов. |
2 |
|
1 |
|
1 |
Конкурс презентаций "Муниципальные районы КБР" |
|
10. |
Итоги курса «Моя малая родина- уникальная КБР» |
2 |
|
1 |
|
1 |
Игра-конкурс "Сундучок Знаний КБР" |
|
Содержание
Тема |
Примерное содержание |
1 |
2 |
Введение. (5ч) |
Введение в предмет, задачи: вызвать интерес к способам работы и изучаемому кругу вопросов. Социально-географический портрет Майского района. Особенности социально-экономического развития Майского района, его место в экономике Кабардино-Балкарской республики. (1 час) Практическая работа №1" Составление плана-схемы Майского района." Площадь территории Майского района, конфигурация. Выделение соседей, главных географических объектов. Оценка экономико-географического положения по картам и типовому плану. Экскурсия №1 "Посещение школьной библиотеки". Анализ статей газеты "Майские новости" (за текущий год) для определения актуальности решения круга проблем района. Семинар (2ч). Игра- соревнование "Страничка новостей нашего города". Дискуссия "Выдвижение гипотезы индивидуальной траектории развития Майского района". |
Раздел 1. Краеведение Майского района КБР -12 часов. |
|
Тема 1. Общий обзор города Майский (4 ч) |
Географическое положение. История возникновения моего города. Природа своей местности. (2 часа) Экскурсия №2. "Посещение краеведческого музея". Интервью директора музея. Семинар (1 час) Творческая работа. Составление гербария местных растений. Описание их лечебных свойств. Оформление краеведческого уголка. |
Тема 2. Общая характеристика населения и хозяйства города Майский. (3ч) |
Население, демографическая ситуация Майского района, социальный состав, обычаи и традиции; АПК района, его особенности. (1 час) Практическая работа №2. "Характеристика АПК, почв и земельных угодий Майского района КБР. " Семинар (1час) Творческая работа. Составление сообщения об интересных людях Майского района (своих родных и близких), об их профессиях на предприятиях Майского района. Оформление стенда «Наша гордость». |
Тема 3. Экологические проблемы населённого пункта. (3 ч) |
Виды загрязнений. Экологические проблемы района. Экология человека, воспитание экологической культуры. (1 час) Практическая работа №3. "Характеристика по карте, личным наблюдениям и типовым планам климата, составление климатических диаграмм с помощью графического редактора Word. Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающею среду." Семинар (1час) Творческая работа. Написание сочинений на тему «Экологические проблемы Майского района», «Мой город в будущем». |
Подведение итогов по темам раздела I. (2 ч) |
Практическая работа №4. Работа над проектами. Семинар (1 час) Защита мини-проектов. |
Раздел II: Комплексное изучение географии Муниципальных районов КБР- 16 часов. |
|
Тема 1. Физическая география районов КБР. (5ч) |
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые; Климат и агроклиматические ресурсы; Внутренние воды; Почвы, земельные ресурсы; Растительный мир и животный мир. Рекреационные ресурсы. (2 часа) Практическая работа №5. Комплексное описание физико-географического положения муниципального района КБР (по выбору учащихся)-2 часа. Семинар (1час) Групповая работа. Проектирование макета рекламного буклета, посвящённого отдыху в каждом районе КБР. (работа с редактором Publisher). |
Тема 2. Общая характеристика населения и хозяйства районов КБР. (5ч) |
Знакомство с экономикой и разнообразными видами деятельности людей в каждом из районов КБР, основными предприятиями. Показать. чем живут районы сегодня. (1 час) Экскурсия №3 на предприятия города, где работают родители учащихся (по выбору учителя). Практическая работа №6. Комплексное описание экономико- географического положения муниципального района КБР (по выбору учащихся)-2 часа. Семинар (1час) Кейс-работа. Оформление статьи об экскурсии на предприятие (по выбору) для школьного сайта. |
Тема 3. Экологические проблемы предприятий КБР. (4ч) |
Оценка экологической ситуации отдельных частей территории КБР. (1 час) Практическая работа №7. Распределение по районам КБР(по выбору учащихся) предприятий "чистых" и "грязных" отраслей хозяйства. Практическая работа №8. Нанесение на контурную карту района (по выбору учащихся) территорий с наибольшей концентрацией источников загрязнения. Семинар (1час) Проектная работа. Моделирование карты экологических проблем КБР. (на примере из атласа России). |
Тема 4. Культурное и социальное развитие районов.(2ч) |
Практическая работа №9. Создание презентаций о муниципальном районе КБР (по выбору учащихся). Семинар (1час) Коллективная творческая работа. Конкурс презентаций "Муниципальные районы КБР". Выпуск туристической брошюры по хозяйству районов КБР. |
Итоги курса «Моя малая родина- уникальная КБР» (2ч) |
Практическая работа №10. Разработка карточки-задания по одному из муниципальных районов(по выбору учащихся): "10-ть уникальных черт района и 8-мь вопросов к ним". Семинар (1 час) Игра-конкурс "Сундучок Знаний КБР" -десятиминутный вызов уму и памяти, играет каждая группа в отдельности. Затем создаётся группа победителей из 10 человек. И выбирается сильнейший. |
VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА- УНИКАЛЬНАЯ КБР"
Дата |
№ п/п |
Тема занятия |
Деятельность учителя |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Кол-во ч.
|
Поручение |
||
план |
факт |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Введение. (5ч) |
||||||||
|
|
1 |
Социально-географический портрет Майского района. Особенности социально-экономического развития Майского района, его место в экономике Кабардино-Балкарской республики. |
1. Распределяет обязанности кружковцев. (по группам интереса 8-9 класс) 2. Проводит лекцию по теме. |
1. Выбирают старосту, заместителей, секретаря в каждой группе. 2.Составляют тезисный план лекции. Формулируют вопросы по теме.
|
1 |
написать отклик: «Я сегодня на занятии». |
|
|
|
2 |
Практическая работа №1" Составление плана-схемы Майского района." |
1. Организует индивидуальную работу по контурной карте Майского района |
Оценивают площадь территории Майского района, конфигурацию. Выделяют соседей, главных географических объектов. Характеризуют экономико-географическое положения по картам и типовому плану. |
1 |
Выделить свою уникальную особенность Майского района. |
|
|
|
3 |
Экскурсия №1 "Посещение школьной библиотеки" |
1. Помогает определить круг интересов по группам отраслей хозяйства района. 2. Готовит карточки-задания "Странички новостей" 3. Направляет работу по формулированию актуальности темы. |
1.Собирают интересующею информацию о развитии хозяйства района. 2.Анализируют статью газеты "Майские новости" (за текущий год) для определения актуальности решения круга проблем района. |
1 |
Оформить свою "Страничку новостей" |
|
|
|
4 |
Игра- соревнование "Страничка новостей нашего города". |
1. Проводит соревнование. 2. Готовит рейтинг активности групп. 3. Проводит награждение передающая энциклопедия "Узнай мир" |
1. Определяют кто в группах будет защищать "Страничку новостей". 2. Оформляют стен- газету. |
1 |
Принести рабочую папку с файлами (1 на группу) для накопительной информации. |
|
|
|
5 |
Дискуссия "Выдвижение гипотезы индивидуальной траектории развития Майского района". |
1. Готовит круг вопросов к подведению гипотез. 2. Помогает сформулировать задачи для подтверждения или опровержения своей гипотезы. |
1. На основе собранных фактов своих "Страниц новостей" учащиеся каждой группы выдвигают одну гипотезу индивидуальной траектории развития Майского района" 2. Ставят перед собой задачи, которые они должны выполнить для доказательства своей гипотезы. |
1 |
Собрать папку по плану. 1. Цель.-"Я сегодня на занятии" 2. Актуальность темы.- "Страничка новостей" 3. Гипотеза. 4. Задачи. |
|
Раздел 1. Краеведение Майского района КБР -12 часов. |
||||||||
Тема 1. Общий обзор города Майский |
4 |
|
||||||
|
|
6 |
Географическое положение. История возникновения моего города. |
Проводит вводную лекцию по теме. |
Составляют тезисный план лекции. Формулируют вопросы по теме. |
1 |
Подготовить один вопрос по теме гипотезы к директору краеведческого музея, принести фотоаппарат. |
|
|
|
7 |
Экскурсия №2. "Посещение краеведческого музея".. |
Организует экскурсию. |
Интервью директора музея |
1 |
Оформить ответ на свой вопрос. |
|
|
|
8 |
Природа своей местности |
Готовит карту спутниковой съёмки вида местности города Майский. |
Составляют общую характеристику природы своей местности. |
1 |
Подумать, где и какие можно собрать на природе в Майском лекарственные растения. У кого есть принести гербарий или фотографию одного из лекарственных растений. |
|
|
|
9 |
Творческая работа. Составление гербария местных растений. Описание их лечебных свойств. |
Готовит информацию об лекарственных растениях. |
Выбирают лучшие фотографии (гербарии) лекарственных растений, отчеты об экскурсии Майского района. Оформляют краеведческий уголок. |
1 |
Принести любимую фотографию уголка своего города. |
|
Тема 2. Общая характеристика населения и хозяйства города Майский. |
3 |
|
||||||
|
|
10 |
Население, демографическая ситуация Майского района, социальный состав, обычаи и традиции; АПК района, его особенности. |
Готовит презентацию по теме. Подготавливает идейные бланки. |
По своим фотографиям определяют близость съёмки к объектам предприятий Майского района. |
1 |
Заполнить идейный бланк будущего предприятия Майского района. |
|
|
|
11 |
Практическая работа №2. "Характеристика АПК, почв и земельных угодий Майского района КБР. " |
Характеризует новое направление АПК - лекарственное растениеводство. Готовит мини-фотографии лекарственных растений для карты. |
Оформляют карту распространения лекарственных растений Майского района. |
1 |
Написать эссе о профессии своих родных и близких на предприятиях Майского района (с фотографиями). |
|
|
|
12 |
Творческая работа. Составление сообщения об интересных людях Майского района (своих родных и близких), об их профессиях на предприятиях Майского района. |
Редактирует эссе. |
Оформление стенда «Наша гордость». |
1 |
Написать одну экологическую проблему Майского района. |
|
Тема 3. Экологические проблемы населённого пункта. |
3 |
|
||||||
|
|
13 |
Виды загрязнений. Экологические проблемы района. Экология человека, воспитание экологической культуры. |
Готовит презентацию по теме на примере проекта завода "Этана". Готовит бланки календаря наблюдений за погодой. |
Определяют пути решения вынесенных экологических проблем Майского района. |
1 |
Заполнить бланки наблюдений за погодой за текущею неделю по сайту "GISMETIO.RU" |
|
|
|
14 |
Практическая работа №3. "Характеристика по карте, личным наблюдениям и типовым планам климата, составление климатических диаграмм с помощью графического редактора Word. Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающею среду." |
Организует работу кружка в компьютерном классе. Раздаёт задания по группам. |
Работают с графическим редактором Word. Чертят лепестковую диаграмму розы ветров. Анализируют характер расположения промышленной зоны на топографической карте Майского района. |
1 |
Распечатать свою диаграмму с анализом размещения предприятий. |
|
|
|
15 |
Творческая работа. Написание сочинений на тему «Экологические проблемы Майского района», «Мой город в будущем». |
Составляет примерный план сочинения. Готовит крылатые выражения по теме для выбора учащимся. Золотые высказывания великих писателей, научных деятелей, философов, как вступление к исследовательской работе. Готовит заметки с требованием оформления текста в текстовом редакторе Word. |
По желанию выбирают интересующею тему. Обсуждают её в группе интересов. Конспектируют интересные предложения. Оформляют (по выбору) в виде рекомендаций местным органам самоуправления, письма в редакцию газеты, литературного очерка или стиха. |
1 |
Оформить сочинение на компьютере по требованиям к конкурсным исследовательским работам. |
|
Подведение итогов по темам раздела I. |
2 |
|
||||||
|
|
16 |
Практическая работа №4. Работа над проектами. |
Организует работу в группах по проектной деятельности (в папках) |
Оформляют работу по плану. 1. Цель.-"Я сегодня на занятии" 2. Актуальность темы.- "Страничка новостей" 3. Гипотеза. 4. Задачи. 5. Теоретическая часть. (конспекты лекций, дополнительная литература) 6. Практическая часть (отчеты об экскурсии, практические работы) 7. Заключение (сочинение по направлениям на выбор) Тезисы к защите работы - 1 лист |
1 |
Отрепетировать тезисы к защите работы. |
|
|
|
17 |
Защита мини-проектов. |
1. Готовит бланки оценивания на каждую группу. 2. Заполняет рейтинг активности групп. 3. Проводит награждение передающая энциклопедия "Узнай мир". |
Защищают мини-проекты по группам. Заполняют бланки голосования за другие группы по критериям оценивания. |
1 |
|
|
Раздел II: Комплексное изучение географии Муниципальных районов КБР- 16 часов. |
||||||||
Тема 1. Физическая география районов КБР. |
5 |
|
||||||
|
|
18 |
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые; Климат и агроклиматические ресурсы. |
1. Демонстрирует презентационную лекцию. 2. Отвечает на вопросы учащихся. |
1. В группах составляют вопросы по теме. 2. Определяют актуальность темы. |
1 |
Принести фотографию с пейзажем местности КБР |
|
|
|
19 |
Внутренние воды; Почвы, земельные ресурсы; Растительный мир и животный мир. Рекреационные ресурсы. |
1. Демонстрирует презентационную лекцию. 2. Заготавливает плакат вывеску с фотографиями Районы КБР. |
1. Составляют смартмоб фотографий по районам с рекламным лозунгом (и музыкой по желанию). 2. Определяют уникальность каждого района КБР. |
1 |
Разработать маршрут путешествия по одному из районов КБР |
|
|
|
20-21 |
Практическая работа №5. Комплексное описание физико-географического положения Муниципального района КБР (по выбору учащихся) |
1.Готовит таблицу с планом комплексного описания района КБР. 2. Составляет дополнительную информацию по районам. |
1. Заполняют таблицу по району (на выбор группы) 2. Оформляют виртуальный маршрут путешествия по району. |
2 |
Написать рекламный лозунг посещения своего выбранного района. |
|
|
|
22 |
Групповая работа. Проектирование макета рекламного буклета, посвящённого отдыху в каждом районе КБР. |
1. Готовит накопительные файлы для выбора в редакторе Publisher по созданию буклета. 2. Заполняет рейтинг активности групп. 3. Проводит награждение передающая энциклопедия "Узнай мир". |
1. Работают с редактором Publisher по созданию буклета. 2. Организуют мини-защиту буклета. |
1 |
Посмотреть воскресный выпуск "Вести с Дмитрием Киселёвым", обратить на репортаж о регионе России. |
|
Тема 2. Общая характеристика населения и хозяйства районов КБР. |
5 |
|
||||||
|
|
23 |
Знакомство с экономикой и разнообразными видами деятельности людей в каждом из районов КБР, основными предприятиями. |
Показывает видеоролик о КБР из воскресных "Вестей" за 2015 год. |
Определяют, чем живут районы КБР сегодня. |
1 |
Подготовить один вопрос по теме. |
|
|
|
24 |
Экскурсия №3 на предприятия города, где работают родители учащихся (по выбору учителя). |
1.Организует экскурсию. 2. Готовит бланки отчёта. |
Записывают (на диктофон) и фотографируют интересные события экскурсии. |
1 |
Оформляют отчёт об экскурсии. |
|
|
|
25 |
Кейс-работа. Оформление статьи об экскурсии на предприятие (по выбору) для школьного сайта. |
1. Готовит план различных рубрик статьи. 2. Консультирует по работе с текстом. |
Работают в текстовом редакторе Word: набирают текст объёмом до 70 слов, редактируют его, сканируют фотографии и размещают их в тексте. |
1 |
Придумать одно поздравление ветерану труда в городе Майском. |
|
|
|
26-27 |
Практическая работа №6. Комплексное описание экономико-географического положения муниципального района КБР (по выбору учащихся) |
1.Готовит таблицу с планом комплексного описания ЭГП района КБР. 2. Составляет дополнительную информацию по районам. |
1. Заполняют таблицу по району (на выбор группы) 2. Прогнозируют будущее развития экономики своего региона. |
2 |
Найти в интернете, интересные факты из жизни своего района. |
|
Тема 3. Экологические проблемы предприятий КБР. |
4 |
|
||||||
|
|
28 |
Оценка экологической ситуации отдельных частей территории КБР. |
1. Готовит вводную презентацию. 2. Готовит лист с примерами действующих предприятий на территории КБР. |
1. Заполняют лист с таблицей предприятий "чистых" и "грязных" отраслей хозяйства. 2. Анализируют взаимосвязь экологических проблем с размещением производства по отраслям. |
1 |
Найти в интернете или в СМИ экологические проблемы района. |
|
|
|
29 |
Практическая работа №7. Распределение по районам КБР(по выбору учащихся) предприятий "чистых" и "грязных" отраслей хозяйства. |
1. Составляет список действующих предприятий по районам КБР. 2. Готовит опорный конспект взаимосвязи экологических проблем с размещением производств и пути их решения. |
1. Распределяют предприятия своего района на "чистые" и "грязные" отрасли хозяйства. 2. Формулируют выводы решения экологической проблемы. |
1 |
Найти на карте КБР расположение "грязных" производств своего района. |
|
|
|
30 |
Практическая работа №8. Нанесение на контурную карту района (по выбору учащихся) территорий с наибольшей концентрацией источников загрязнения. |
1. Готовит карту АТД КБР в формате А2. 2. Распределяет образцы карты по районам (в группах интереса учащихся). 3. Готовит лист с мини- рисунками (значки) различных типов "грязных" производств. |
1. Создают легенду карты своего района. 2. Наклеивают значки производств по расположению района. 3. Составляют вывод о размещении промышленной зоны района и концентрации "грязных" производств. |
1 |
Найти (придумать) инновационную технологию по решению одной экологической проблеме своего региона как вид безотходного производства. (обратная связь опорного конспекта) |
|
|
|
31 |
Проектная работа. Моделирование карты экологических проблем КБР. |
1. Направляет работу по созданию модели экологической карты КБР. |
1. Создают легенду экологической карты (на примере из атласа России) 2. Соединяют части своих карт региона. 3. Оформляют контурную карту экологических проблем КБР в формате А4. |
1 |
Собрать папку по плану. 1. Цель- уникальность региона (по выбору) 2. Актуальность темы- интересные факт из жизни района. 3. Гипотеза- (по выбору: рекламный лозунг. маршрут путешествия, развитие экономики, инновационные технологии экологии) 4. Задачи (в зависимости от реализации какой из практических работ) 5. Отчёт по практической работе (репортаж) 6. Вывод. 7. Заключение (развитие района или применение исследовательской работы в будущем) |
|
Тема 4. Культурное и социальное развитие районов. |
2 |
|
||||||
|
|
32 |
Практическая работа №9. Создание презентаций о муниципальном районе КБР (по выбору учащихся). |
1. Организует работу в компьютерном классе. 2. Составляет дополнительный материал для презентации. 3. Распределяет обязанности в группе по защите презентации. |
1. Работают в режиме Microsoft Office PowerPoint. 2. Составляют тезисы к исследованию. |
1 |
Отрепетировать тезисы к защите презентаций своего района. |
|
|
|
33 |
Конкурс презентаций "Муниципальные районы КБР". |
1. Проводит конкурс. 2. Готовит рейтинг активности групп. 3. Проводит награждение передающая энциклопедия "Узнай мир" |
1. Защищают мини-проекты по группам. Заполняют бланки голосования за другие группы по критериям оценивания.
|
1 |
Выпуск туристической брошюры по хозяйству районов КБР либо составить 10 уникальных черт своего района КБР. |
|
Итоги курса «Моя малая родина- уникальная КБР» |
2 |
|
||||||
|
|
34 |
Практическая работа №10. Разработка карточки-задания по одному из муниципальных районов(по выбору учащихся) |
1. Готовит карточку размером 9х9 по Майскому району. 2. Помогает в правильности оформления формулировке вопросов.
|
1. Разрабатывают "10-ть уникальных черт" района и 8-мь вопросов к ним.
|
1 |
Оформить карточку по аналогии с Майским районом. |
|
|
|
35 |
Игра-конкурс "Сундучок Знаний КБР" -десятиминутный вызов уму и памяти, |
1. Объясняет правила игры: играет каждая группа в отдельности. Затем создаётся группа победителей из 10 человек. И выбирается сильнейший. 2. Раздаёт цветные карточки для голосования за понравившегося кружковца в других группах, готовит кармашки-стойки с маркерами для написания победителей. 3. Проводит награждение передающая энциклопедия "Узнай мир" на память (по выбору победителя). |
1. Участвуют в игре. 2. Составляют итоги рейтинга активности групп. 3. Участвуют в выборе победителя. 4. Места определяются из общей суммы голосов учителя и учащихся. Учитель: I место- 5 баллов. II место- 4 балла. III место- 3 балла. Если победителей несколько, то баллы ставятся до 1 и 0. |
1 |
|
|
VIII.Методы контроля:
- Контроль усвоения материала осуществляется, прежде всего, через устные ответы. Но, в тоже время, учащиеся сами оценивают свою деятельность на протяжении каждого занятия и курса. После занятия предлагается написать отклик: «Я сегодня на занятии». Следующее занятие начинается с обобщения откликов и строится в соответствии с пожеланиями детей.
IX. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
1. Ананьев Ю. П, Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980
2. Бочкарева Н.Ф. Экология России: Пособие по географии. 8-9 класс.- Калуга: Золотая аллея, 1997. – 72 с.
3. Википедия - свободная энциклопедия; URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 20. 08.2011).
4. География: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004. – 656 с.
5. География в таблицах. 6 – 10 кл.: Справочное пособие/Авт.-сост. В.В.Климанов, О.А. Климанова.- М.: Дрофа, 2002. – 160 с.
6. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура: пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев и т.д. (Экология для гуманитариев). – М.: «Горизонт»,1997. – 208 с.
7. Лобжанидзе А.А. География России: эколого-экономические аспекты: Учебное пособие для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 1996. – 96 с.
8. Давыдовы А. и К. Майский: город и район: путеводитель по Майскому району.- ГУП "Изд-во КЗ", г.Минводы, 2000 г. 24с.
9. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Е.Б. Спасской. – СПб.: КАРО, 2001.- 152 с.
10. Котляровы М. и В., Шогенова Ж. Кабардино-Балкария: Природная жемчужина-Кабардинская равнина- издательство М. и В. Котляровых- Нальчик 2005-42с.
11.Х.Х. Пхешков: Охрана окружающей среды Кабардино-Балкарии- Нальчик: Эльбрус, 2007- 136с.
X. Методические рекомендации
В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:
1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы, проведение опросов местных жителей.
2. Сбор, изучение и обработка устного народного творчества.
3. Проведение картографического анализа.
4. Выполнение фотографий.
5. Составление тезисного плана беседы.
6. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.
7. Осуществление систематизации исследовательских материалов.
8. Проведение экскурсий по школьному музею и городу.
Критериями, позволяющими проводить самостоятельный анализ, по изучению курса, являются:
1. Учитель, интересующийся историей края и принимающий непосредственное участие в его изучении.
2. Исследовательская работа учителя выступает как условие повышения его педагогического мастерства.
3. Создание для учащихся реальных условий для проведения самостоятельных исследований.
4. Соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении (выборе) тем исследовательских заданий.
5. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с учащимися.
6. Учащиеся знают и видят, что их исследования приносят реальный результат: появление интереса учителей, родителей, общественности к их делам, пополнение архива школьного музея новыми экспонатами и выставками, собранный краеведческий материал используются в учебно-воспитательном процессе.
Особенности кейс- работы.
Кейс -метод- метод ситуационного анализа, т.е. метод конкретных ситуаций- техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес- ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Неструктурированные кейсы представляют собой материал с большим количеством данных и предназначена для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответа и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения.
Особенности создания смартмоба фотографий.
Это понятие пришло к нам из английского языка. ( "smart mob" -"умная толпа")- форма структурирующейся социальной организации посредствам эффективного использования высоких технологий.
Особенности определения инновационных технологий.
Получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций, а именно:
- научно-исследовательская деятельность, направленная на получения знания о том, как нечто может быть ("открытие"), и о том, как нечто можно сделать ("изобретение");
- проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть ("инновационный проект");
- образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определённой практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике ("реализация").
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.