Рабочая программа БП.10 Биология специальность 23.02.02 Автомобиле и тракторостроение
Оценка 4.7

Рабочая программа БП.10 Биология специальность 23.02.02 Автомобиле и тракторостроение

Оценка 4.7
docx
18.12.2024
Рабочая программа БП.10 Биология  специальность 23.02.02 Автомобиле и тракторостроение
23.02.02 РП БП.10 Биология.docx

Министерство  образования и молодежной политики  Свердловской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Ирбитский мотоциклетный техникум»

(ГАПОУ СО «ИМТ»)

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ  СО «ИМТ»

___________  Катцина С.А.

 

Приказ  № 226-од

от «24» мая  2024 г.

                   

МП.

 

 

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 

23.02.02  АВТОМОБИЛЕ И ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  ДИСЦИПЛИНЫ 

 

 

 БП.10 БИОЛОГИЯ

 

Форма обучения

очная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024


 


РАССМОТРЕНО

на заседании цикловой комиссии

УГС 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта, ГАПОУ СО «ИМТ»

Протокол № ___13___

от «27»   апреля  2024  г.

Председатель _________Н.В. Сидорова

 

 

СОГЛАСОВАНО

Методобъединение

Протокол № __10___

от «14» мая  2024 г.

 

Заместитель директора по учебно-методической  работе  ГАПОУ СО «ИМТ»

Приказ  № 226-од

от «24» мая  2024 г.

_________________ Е.С. Прокопьев

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 

23.02.02  АВТОМОБИЛЕ И ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  ДИСЦИПЛИНЫ 

 

 БП.10  БИОЛОГИЯ

 

Форма обучения

очная

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:  Е.В. Ягорь,  преподаватель ГАПОУ СО «ИМТ»

 

Рецензент: Прокопьев Е.С., зам. директора по УМР  ГАПОУ СО «ИМТ»

 

 

 

 

 

 

 

          Рабочая программа разработана в соответствии с приказом Минпросвещения России от 23 ноября 2022 г. 1014 "Об  утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования», рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных про­грамм среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо  Министерства просвещения  Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения от 01 марта 2023 г. № 05-592), рабочей программой воспитания по  специальности 23.02.02 Автомобиле и тракторостроение.

В рабочей программе раскрывается содержание  учебного материала, указываются тематика  практических работ, виды самостоятельных работ, формы и методы текущего контроля учебных достижений  и промежуточной аттестации обучающихся,  рекомендуемые учебные пособия.

 

 

 

 

 

ГАПОУ   СО «ИМТ», г. Ирбит, 2024


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   ДИСЦИПЛИНЫ   БП.10 БИОЛОГИЯ

 

Наименование раздела

С.

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

Структура и содержание  дисциплины

10

3.

условия реализации программы дисциплины

14

4.

Контроль и оценка результатов освоения  дисциплины

15

 СОДЕРЖАНИЕ

 

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ   ДИСЦИПЛИНЫ БП.10 БИОЛОГИЯ

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Программа общеобразовательной учебной дисциплины БП.10 Биология предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальности: 23.02.02 Автомобиле и тракторостроение.

        Рабочая программа разработана в соответствии с приказом Минпросвещения России от 23 ноября 2022 г. 1014 "Об  утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования».

        Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисципли­ны БП.10 Биология, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных про­грамм среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо  Министерства просвещения  Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения от 01 марта 2023 г. № 05-592).

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Дисциплина БП.10 Биология  входит в обязательную часть ППССЗ, является дисциплиной общеобразовательного цикла. Учебная дисциплина БП.10 Биология  изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования  как базовый учебный предмет.

                    1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

                    Освоение содержания учебной дисциплины БП.10 Биология обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

             Личностные результаты освоения биологии обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности;

ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

                   Метапредметные результаты освоения биологии должны отражать:

                   Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а)    базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;

б)    базовые исследовательские действия:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в

профессиональную среду;

уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;

в)     работа с информацией:

владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.

             Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а)    общение:

осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

б)     совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и

возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

             Овладение универсальными регулятивными действиями:

а)    самоорганизация:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

давать оценку новым ситуациям;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

оценивать приобретенный опыт;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

б)     самоконтроль:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

в)    эмоциональный интеллект, предполагающий сформированное:

самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;

г)     принятие себя и других людей:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

признавать свое право и право других людей на ошибки;

развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

Предметные результаты освоения программы по биологии должны отражать:

1)                  сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем;

2)                  сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация;

3)                  сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека;

4)                  сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам;

5)                  приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов;

6)                         сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере;

7)                        сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования;

8)                        сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

9)                            сформированность умений критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию;

10)                         сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии.

                   Обучающийся должен проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК:

Код

Наименование общих компетенций

ОК 1

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 2

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 4

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 7

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

 

Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО:

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие[1]

Дисциплинарные[2]

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

- способность их использования в познавательной и социальной практике

сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем;

сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация;

сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека;

сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам;

приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов;

сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере;

сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети)

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности

сформированность умений критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию;

сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека

приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

В областиэкологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

- расширение опыта деятельности экологической направленности;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования

ПК

Овладение профессиональными компетенциями

- характеризовать отходы производства;

-владеть умениями на основе федерального классификационного каталога отходов определять класс опасности отходов; агрегатное состояние и физическую форму отходов, образующихся на рабочем месте / на этапах производства, связанные с определенной профессией/специальностью;

-определять  направления  развития промышленной биотехнологий и ее применение в жизни человека,  осуществлять поиск и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)

-владеть умениями решать кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам)

 

Код ЛР

ЛР реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности

ЛР  8

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

ЛР 10

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 14

Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности

1.4. Количество часов на освоение рабочей  программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося   72 часа,  в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося   68 часов (в т.ч. ПР – 24 часа);

самостоятельная работа 4 часа;

консультации 4 часа,

проекты 2 часа.

 

2. Структура и содержание  дисциплины БП.10 БИОЛОГИЯ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:

 

Лабораторная работа №1.  «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»

 

24

Практическая работа №1. Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков.

Практическая работа №2. Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК

Практическая работа №3. Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания

Практическая работа №4. Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания

Практическая работа №5. Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания

Практическая работа №6. Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.

Практическая работа №7. Практическое занятие «Отходы производства».

Лабораторная работа №2.  «Умственная работоспособность»

Лабораторная работа №3. «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие температуры)»

Практическая работа №8. Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)

Практическая работа №9.Развитие промышленной биотехнологий и ее применение в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)

 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

в том числе:

 

доклады

1

презентации

1

составление таблиц

0,5

составление схем

0,5

задания занимательного характера

1

Проектная деятельность:

Темы проектов:

  1. Жевательная резинка: польза или вред?
  2. Добавки, красители и консерванты в пищевых продуктах
  3. Исследование образования пластиковых отходов потребления. Состояние и способы решения экологической проблемы

2

Консультации

4

Решение практико-ориентированных задач

2

Углубленное рассмотрение биологических  вопросов связанных со специальностью /профессией

2

Итоговая аттестация в форме Итоговой контрольной работы  по дисциплине  БП.10 Биология

Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.

 

2.2 Тематический план содержания учебной дисциплины  БП .10 Биология

Вид учебной работы

Количество часов

 

 

 

Аудиторные занятия. Содержание обучения.

Специально­сти СПО

Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого

16

Раздел 2. Строение и функции организма

20

Раздел 3. Теория эволюции

6

Раздел 4. Экология

20

Раздел 5. Биология в жизни

6

Консультации

4

Всего

 

72

 

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого

16 (10/6/-)

 

Тема 1.1.

Биология как наука. Общая характеристика жизни

Основное содержание

2

ОК 2

Теоретическое обучение:

2

Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Химический состав клеток

 

Тема 1.2.

Структурно-функциональная организация клеток

Основное содержание

6

ОК - 1

ОК - 2

ОК - 4

Теоретическое обучение:

2

Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги)

 

Лабораторные занятия:

2

Приобретение опыта применения техники микроскопирования при выполнении лабораторных работ:

Лабораторная работа №1.  «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»

Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между изучаемыми объектами, формулирование выводов

 

Практические занятия:

2

Практическая работа №1. Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков. Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем

 

Тема 1.3. Структурно-функциональные факторы наследственности

Основное содержание

4

ОК - 1

ОК - 2

Теоретическое обучение:

2

Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор.  Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез белка, репарация. Генетический код и его свойства

 

Практические занятия:

2

Практическая работа №2. Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК

 

Тема 1.4.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Основное содержание

2

ОК - 2

Теоретическое обучение:

2

Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез

 

Тема 1.5. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз

 

Основное содержание

2

ОК - 2

ОК - 4

Теоретическое обучение:

2

Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза

 

Раздел 2. Строение и функции организма

20

(12/6/2)

 

Тема 2.1.Строение организма

Основное содержание

2

ОК - 2

ОК - 4

Теоретическое обучение:

2

Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности

 

Тема 2.2.

Формы размножения организмов

Основное содержание

2

ОК - 2

Теоретическое обучение:

2

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения. Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение

 

Тема 2.3.

Онтогенез растений, животных и человека

Основное содержание

2

ОК - 2

ОК - 4

Теоретическое обучение:

2

Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период. Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое развитие. Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений

 

Тема 2.4. Закономерности наследования

 

Основное содержание

4

ОК - 2

ОК - 4

Теоретическое обучение:

2

Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя (моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов

 

Практические занятия:

2

Практическая работа №3. Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания

 

Тема 2.5. Сцепленное наследование признаков

 

Основное содержание

4

ОК - 1

ОК - 2

Теоретическое обучение:

2

Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование признаков, сцепленных с полом

 

Практические занятия:

2

Практическая работа №4. Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания

 

Тема 2.6. Закономерности изменчивости

 

Основное содержание

4

ОК - 1

ОК - 2

ОК - 4

Теоретическое обучение:

2

Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека

 

Практические занятия:

2

Практическая работа №5. Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания

 

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы. Подготовка докладов на актуальные темы.

2

 

Раздел 3. Теория эволюции

6 (6/-/-)

 

Тема 3.1. История эволюционного учения. Микроэволюция

Основное содержание

2

ОК - 2

ОК - 4

Теоретическое обучение:

2

Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.

Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Видообразование как результат микроэволюции

 

Тема 3.2. Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на Земле

Основное содержание

2

ОК - 2

ОК - 4

Теоретическое обучение:

2

Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле.

Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот

 

Тема 3.3. Происхождениечеловека – антропогенез

Основное содержание

2

ОК - 2

ОК - 4

Теоретическое обучение:

2

Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека.

Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете.Приспособленность человека к разным условиям среды

 

Раздел 4. Экология

20

(10/8/2)

 

Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни

Основное содержание

2

ОК - 1

ОК - 2

ОК - 7

Теоретическое обучение:

2

Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда

 

Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы

Основное содержание

4

ОК - 1

ОК - 2

ОК - 7

Теоретическое обучение:

2

Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни

 

Практические занятия:

2

Практическая работа №6. Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.

Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии

 

Тема 4.3. Биосфера -    глобальная экологическая система

Основное содержание

2

ОК - 1

ОК - 2

        ОК - 7

Теоретическое обучение:

2

Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.

Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности

 

Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу

Основное содержание

4

ОК - 1

ОК - 2

ОК - 4

ОК - 7

ПК …

Теоретическое обучение:

2

Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия. Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на литосферу. Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Углубленно изучаются отходы, связанные с определенной профессией/специальностью

 

Практические занятия:

2

Практическая работа №7. Практическое занятие «Отходы производства»

 

*В том числе профессионально-ориентированное содержание практического занятия

2

Практическое занятие «Отходы производства». На основе федерального классификационного каталога отходов определять класс опасности отходов; агрегатное состояние и физическую форму отходов, образующихся на рабочем месте / на этапах производства, связанные с определенной профессией/специальностью

 

Тема 4.5. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека

Основное содержание

4

ОК - 2

ОК - 4

ОК - 7

ПК …

Теоретическое обучение:

2

Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания

2

Лабораторные занятия:

4

Лабораторная работа на выбор:

Лабораторная работа №2.  «Умственная работоспособность»

Овладение методами определения показателей умственной работоспособности, объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов

2

Лабораторная работа №3. «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие температуры)»

Изучение механизмов адаптации организма человека к низким и высоким температурам и объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов

2

*В том числе профессионально-ориентированное содержание лабораторного занятия

2

В качестве триггеров снижающих работоспособность использовать условия осуществления профессиональной деятельности: шум, температура, физическая нагрузка и т.д.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы. Подготовка докладов на актуальные темы.

2

 

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

 

 

Раздел 5. Биология в жизни

6(2/4/-)

ОК - 1

ОК - 2

ОК - 4

ПК …

Тема 5.1. Биотехнологии в жизни каждого

Основное содержание

4

Теоретическое содержание:

2

Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)

2

Практические занятия:

2

Практическая работа №8. Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)

2

Тема 5.2.1. Биотехнологии в промышленности (для укрупненных групп профессий/специальностей 07.00.00, 08.00.00, 13.00.00, 14.00.00, 18.00.00, 20.00.00, 21.00.00, 22.00.00, 23.00.00, 24.00.00, 25.00.00, 26.00.00, 29.00.00, 38.00.00, 43.00.00, 46.00.00, 53.00.00, 54.00.00 (кроме 54.02.07)

4

ОК - 1

ОК - 2

ОК - 4

ПК …

Тема 5.2.1. Биотехнологии в промышленности

Основное содержание

2

Практические занятия:

2

Практическая работа №9.Развитие промышленной биотехнологий и ее применение в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)

Кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам)

Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)

2

 

 

Консультации

4

 

Всего:

72

 

 

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины БП.10 БИОЛОГИЯ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрено следующее специальное помещение:

Кабинет №26 «Естественнонаучных дисциплин»;

Оснащенный оборудованием:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

-проектор

-ноутбук

-экран

- комплект учебно-наглядных пособий.

 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Основные источники:

1.Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.

2.Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.

3.Константинов В.М. и др. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. -М., 2017

4.Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.

5.Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2014.

6.Никитинская Т.В. Биология: карманный справочник. — М., 2015.

7.Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.

8.Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень). 10— 11 класс. — М., 2014.

9.Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М., 2017

                                                            

Дополнительные источники:

1)    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 № 273-ФЗ (в действующей редакции)

2)    Приказ Минпросвещения России от 23 ноября 2022 г. 1014 "Об  утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»

3)                  Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных про­грамм среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо  Министерства просвещения  Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения от 01 марта 2023 г. № 05-592).

Электронные ресурсы

1. Константинов В.М. Биология для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: ЭФУП: учебное издание / Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. - Москва : Академия, 2024. - 0 c. (Общеобразовательная подготовка в учреждениях СПО). - URL: https://academia-moscow.ru - Режим доступа: Электронная библиотека «Academia-moscow». - Текст : электронный

 

Интернет-ресурсы

www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по био­логии).

www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).

www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разрабо­танного в Московском государственном открытом университете).

www.nature.ok.ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М.В.Ломоносова).

www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).

www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).

www.bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Чело­век.

 

4.                   Контроль и оценка результатов освоения  дисциплины БП.10 БИОЛОГИЯ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины БП.10 Биология осуществляется преподавателями в процессе проведения практических и самостоятельных  работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

                    Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме Итоговой контрольной работы (тестирование).

                    Контроль и оценка результатов освоения дисциплины   направлено на формирование общих и профессиональных компетенций, знаний и умений  в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом  по специальности  23.02.02 Автомобиле и тракторостроение:

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные

знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

-                      сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем;

-                      сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация;

-                      сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека;

-                      сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам;

-                      приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов;

-                            сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере;

-                            сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования;

-                            сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

-                                сформированность умений критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию;

-                                сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии.

Фронтальный опрос.

Письменная  самостоятельная работа.

Тестирование.

Комбинированный метод.

Устный фронтальный опрос.

Устный индивидуальный опрос.

Кроссворды.

Викторины.

Итоговая контрольная работа

 

 

Лабораторная работа №1.  «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»

Лабораторная работа №2.  «Умственная работоспособность»

Лабораторная работа №3. «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие температуры)»

 

Практическая работа №1. Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков.

Практическая работа №2. Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК

Практическая работа №3. Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания

Практическая работа №4. Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания

Практическая работа №5. Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания

Практическая работа №6. Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.

Практическая работа №7. Практическое занятие «Отходы производства».

Практическая работа №8. Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)

Практическая работа №9.Развитие промышленной биотехнологий и ее применение в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)

                  

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.

Общая компетенция

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

 

Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого

Проверочная  работа «Молекулярный уровень организации живого»

ОК 02

Биология как наука. Общая характеристика жизни

Заполнение таблицы с описанием методов микроскопирования с их достоинствами и недостатками.

Заполнение таблицы «Вклад ученых в развитие биологии»

Заполнение сравнительной таблицы сходства и различий живого и не живого

ОК 01

ОК 02

ОК 04

Структурно-функциональная организация клеток

Оцениваемая дискуссия по вопросам лекции

Разработка ментальной карты по классификации клеток и их строению на про- и эукариотических и по царствам в мини группах

Практическое занятие. Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем

ОК 01

ОК 02

Структурно-функциональные факторы наследственности

Фронтальный опрос

Разработка глоссария

Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК

ОК 02

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Фронтальный опрос

Заполнение сравнительной таблицы характеристик типов обмена веществ

ОК 02

ОК 04

Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз

Обсуждение по вопросам лекции

Разработка ленты времени жизненного цикла

 

Раздел 2. Строение и функции организма

Проверочная  работа  “Строение и функции организма”

ОК 02

ОК 04

Закономерности наследования

Разработка глоссария

Фронтальный опрос

Тест по вопросам лекции

Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания

ОК 01 

ОК 02

ОК 04

Закономерности изменчивости

Тест.

Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания

 

Раздел 3. Теория эволюции

Проверочная  работа “Теоретические аспекты эволюции жизни на Земле”

ОК 02

ОК 04

История эволюционного учения. Микроэволюция

Фронтальный опрос

Разработка глоссария терминов

Разработка ленты времени развития эволюционного учения

 

Раздел 4. Экология

 

ОК 01

ОК 02

ОК 07

Экологические факторы и среды жизни

Тест по экологическим факторам и средам жизни организмов

ОК 01 

ОК 02

ОК 07

Популяция, сообщества, экосистемы

Составление схем круговорота веществ, используя материалы лекции

Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии

ОК 01 

ОК 02

ОК 07

Биосфера - глобальная экологическая система

Оцениваемая дискуссия

Тест

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Влияние антропогенных факторов на биосферу

Тест

Практическая работа “Отходы производства”

 

Раздел 5. Биология в жизни

Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)

ОК 01

ОК 02

ОК 04

Биотехнологии в жизни каждого

Выполнение кейса на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов

ОК 01

ОК 02

ОК 04

Биотехнологии в промышленности

Выполнение кейса на анализ информации о развития биотехнологий в промышленности, представление результатов решения кейсов

                   Планируемые формы и методы контроля и оценки результатов обучения предусматривают проверку у обучающихся личностных результатов.

 

Результаты (личностные результаты)

Формы и методы контроля оценки

Код ЛР

ЛР реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности

ЛР  8

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

Тематическая беседа «Меры гигиены в период пандемии. Профилактика гриппа, ОРВИ»,

Всемирный день туризма: онлайн экскурсия,

Экологическая выставка: "Все цвета ОСЕНИ",

Классный час «День народного единства», конкурс-викторина «День народного единства»,

Участие в акции Международный исторический «Диктант победы»

ЛР 10

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

День здоровья

День эколога,

Участие в Экологической акции «Зеленый десант», «Чистый город» - уборка территории,

Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения: «Вместе Ярче!»,

Квест «Здоровье сгубишь, новое не купишь»,

Классный час на тему «Скажи наркотикам нет»,

Профилактическая беседа «Алкозависимость и наркозависимость»,

Информационная беседа «Волонтерство»

Книжная выставка «Скажем наркотикам нет!»,

Участие в «Эко – марафоне

«Сдай макулатуру - спаси дерево!»

ЛР 14

Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности.

День русской науки: студенческая конференция, круглый стол, дискуссия

Всероссийский фестиваль науки "NAUKA 0+", экскурсия по  гипермузею

 

 


Скачано с www.znanio.ru



[1] Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022), формируемые общеобразовательной дисциплиной

[2]Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022)

 

Министерство образования и молодежной политики

Министерство образования и молодежной политики

РАССМОТРЕНО на заседании цикловой комиссии

РАССМОТРЕНО на заседании цикловой комиссии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

России; эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции…

России; эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции…

Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и…

Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и…

Предметные результаты освоения программы по биологии должны отражать: 1) сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения…

Предметные результаты освоения программы по биологии должны отражать: 1) сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения…

Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова,

Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова,

Овладение универсальными регулятивными действиями: г ) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое…

Овладение универсальными регулятивными действиями: г ) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое…

Код ЛР ЛР реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности

Код ЛР ЛР реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности

Проектная деятельность: Темы проектов:

Проектная деятельность: Темы проектов:

Практические занятия: 2

Практические занятия: 2

Тема 2.5. Сцепленное наследование признаков

Тема 2.5. Сцепленное наследование признаков

Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни

Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни

Здоровье и его составляющие.

Здоровье и его составляющие.

УЧЕБНОЙ дисциплины БП .10 БИОЛОГИЯ 3

УЧЕБНОЙ дисциплины БП .10 БИОЛОГИЯ 3

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Фронтальный опрос. Письменная самостоятельная работа

Фронтальный опрос. Письменная самостоятельная работа

ОК 01 ОК 02 ОК 04Закономерности изменчивостиТест

ОК 01 ОК 02 ОК 04Закономерности изменчивостиТест

ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2024