"Рабочая программа "Читаем, считаем"
Оценка 4.7

"Рабочая программа "Читаем, считаем"

Оценка 4.7
doc
16.12.2022
"Рабочая программа "Читаем, считаем"
rabochaya-programma-vneurochnoj-deyatelnosti-chitaem-schitaem-nablyudaem.doc

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Республики Мордовия

Администрация Лямбирского муниципального района

Рассмотрена и одобрена

на заседании  методического совета

Протокол №1 от 31.08.2022 г.

Заместитель директора по УР

  _______________Е. С. Шалаева

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»

____________  А.М. Афроськин

 

Приказ № 57/4 -Д  от 31.08.2022г.

МОУ "Большеелховская средняя общеобразовательная школа" Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса  внеурочной  деятельности

«Читаем, считаем, наблюдаем»

для   1 классов                                                                                                        начального общего образования                                                                                      на 2022-2023 учебный год

 

 

 

Составитель: Золотаева Регина Валерьевна

учитель начальных классов

 

 

с. Б. Елховка 2022

 

                                                     

Пояснительная записка

      Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем, наблюдаем» для обучающихся 1 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь­ного общего образования Федерального государственного обра­зовательного стандарта начального общего образования, а также ориентирована на целевые приори­теты, сформулированные в Примерной программе воспитания. Программа «Читаем, считаем, наблюдаем» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.                           Данная программа общеинтеллектуальной направленности внеурочной деятельности по развитию функциональной грамотности

     Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3.Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

4.Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

5.Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;

6.СанПиН 1.2.3685-21; основной образовательной программы

  Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность. Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.

 

Цель занятий по развитию основ функциональной грамотности – формирование читательской компетенции младшего школьника.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;

– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;

– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответ ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

   Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю).

 

Форма организации: литературные игры, литературные гостиные,  КВНы, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, решение проектных задач, экскурсии  проекты, опыты, олимпиады, практические работы, ребусы и т.д. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

 

Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;

–  овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

–  осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– представление о роли денег в семье и обществе;

– умение характеризовать виды и функции денег;

– знание источников доходов и направлений расходов семьи;

– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

– проведение элементарных финансовых расчётов знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых

 

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Формируемые умения

Электр. ресурсы

 

Блок «Читательская грамотность»

 

1.

Виталий Бианки.                 Лис и мышонок.                     (Содержание сказки.     Качество: осторожность, предусмотрительность).

1

 Определять жанр произведения;                                 называть героев сказки; дополнять предложения, пользуясь информацией из текста; давать характеристику героям; определять последовательность событий и рассказывать сказку; составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; различать научно-познавательный текст и художественный; определять, чему учит сказка.

Презентация к уроку

2.

Русская народная сказка.                   Мороз и заяц

(Содержание сказки.   Качество: выносливость, упорство.)

1

Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия; отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст; давать характеристику героям сказки; наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия);делить текст на части в соответствии с предложенным планом;объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов); сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из научно-познавательного текста; устанавливать истинность и ложность высказываний; подбирать из текста слова на заданную тему;  определять, чему можно научиться у героя сказки;  строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Презентация к уроку

3.

Михаил Пляцковский. Урок дружбы (Содержание сказки.Дружба, жадность)

1

Определять лексическое значение слова; анализировать содержание текста и составлять план; определять по рисунку содержание отрывка из текста; давать характеристику героям; понимать, чему учит сказка; составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; фантазировать и придумывать продолжение сказки.

Презентация к уроку

4.

Русская народная сказка.                        Как лиса училась летать   (Содержание сказки.   Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость)

1.

Давать характеристику героям; определять по рисунку содержание отрывка из текста; располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; соединять части предложений;  задавать вопросы к тексту сказки; объяснять главную мысль сказки; дополнять отзыв на прочитанное произведение.

Презентация к уроку

Блок «Математическая грамотность»

 

5

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца.                                       ( Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники

. 1

Определять количество предметов при счёте; составлять и решать выражения с ответом 5; решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц; соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники; решать задачу в два действия.

Презентация к уроку

6

Про козу, козлят и капусту.                     (Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная)

1.

Определять количество предметов при счёте; образовывать число 8;составлять и решать выражения с ответом 9; решать задачу в два действия; находить остаток числа; соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную.

 

Презентация к уроку

7

Про наливные яблочки (Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах 20)

 

1

Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму; находить недостающие данные при решении задач; складывать одинаковые слагаемые в пределах 10; овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот; определять истинность/ложность высказываний.

Презентация к уроку

8

Про Машу и трёх медведей (Состав чисел 9, 10, 11.               Задачи на нахождение суммы).

 

1

Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых; решать задачи на нахождение суммы; овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные; устанавливать закономерности.

Презентация к уроку

9

Про старика, старуху, волка и лисичку (Задачи на нахождение части.Состав числа 12).

1

 Раскладывать число 12 на несколько слагаемых; решать задачи на нахождение части числа: читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы; сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам; находить прямоугольники на рисунке.

Презентация к уроку

Блок «Финансовая грамотность»

 

10

За покупками (Цена, товар, спрос)

1

Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос; анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже; рассуждать об умении экономно тратить деньги.

Презентация к уроку

11

Находчивый Колобок (Деньги, цена, услуги, товар)

1

Наблюдать над понятиями: товар и услуга; определять необходимые продукты и их цены; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; работать в группе.

Презентация к уроку

12

День рождения Мухи-Цокотухи (Цена, стоимость, сдача, сбережения)

1

Наблюдать над различием цены и стоимости; определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;определять стоимость покупки;анализировать информацию и делать соответствующие выводы;объяснять смысл пословиц.

Презентация к уроку

13

Кот Василий

продаёт молоко.

Реклама.

1

Наблюдать над понятием «реклама»;                  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина; делать выбор на основе предложенной информации;называть различные виды рекламы.

Презентация к уроку

Блок «Естественно-научная грамотность»

 

14

Как Иванушка хотел попить водицы (Предмет изучения Вода, свойства воды).

1

Наблюдать над свойством воды – прозрачность;определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром;определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука; объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности;использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

Презентация к уроку

15

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик

1

 Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды;показывать, что шарик можно наполнять водой; объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды; рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды;объяснять, почему шарик не тонет в воде;рассказывать, в каком случае шарик может летать;делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

Презентация к уроку

16

Про репку и другие корнеплоды

1

 Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида; осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Презентация к уроку

17

Владимир Сутеев. Яблоко

1

Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать; доказывать, что существует сила притяжения; пользуясь информацией из текста, дополнять предложения; соединять части текста и рисунки; называть героев сказки; отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий; давать характеристику герою; определять стоимость части от целого;

– придумывать рекламу-упаковку;

– определять профессию рабочего банка;

– объяснять, чему учит сказка.

Презентация к уроку

 

Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса:                                               

1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

Интернет-ресурсы:                                                                                                                                             1.Единая коллекция образовательных ресурсов  school-collection.edu.ru/collection/                                                     2.  Онлайн библиотека gostei.ru                                                                                                                                                   3. Электронная Энциклопедия о животных zooclub.ru                                                                                                     4. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия krugosvet.ru 

                                                                                                                                                                   Материально техническое обеспечение образовательного процесса:                                          1.Компьютер                                                                                                                                                        2. Проектор                                                                                                                                              3.Экран

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 


Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

Пояснительная записка

Пояснительная записка

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития…

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития…

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять…

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять…

Т ематическое планирование № п/п

Т ематическое планирование № п/п

Давать характеристику героям; определять по рисунку содержание отрывка из текста; располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; соединять части предложений; задавать…

Давать характеристику героям; определять по рисунку содержание отрывка из текста; располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; соединять части предложений; задавать…

Блок «Финансовая грамотность» 10

Блок «Финансовая грамотность» 10

Про репку и другие корнеплоды 1

Про репку и другие корнеплоды 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2022