Приложение III.03
к образовательной программе
по специальности 08.02.01
Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДб.03 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Форма обучения |
очная |
|
(очная, заочная) |
Курс |
1 |
Семестр |
1,2 |
2021
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
7 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
10 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
12 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОУДб.03РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы
ДисциплинаОУДб.03Родная литература входит в общеобразовательный учебный цикл как общая учебная дисциплина (базовая).
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.01Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Содержание программы учебной дисциплины ОУДб.03 Родная литература направлено на достижение следующих целей:
- развитие эстетического сознания через освоение наследия русских мастеров слова;
- целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое и духовное многообразие окружающего мира;
- формирование умения аргументировать собственное мнение;
- развитие логического мышления, самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений;
- развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,
- выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- овладение навыками и приёмами филологического анализа текста художественной литературы;
- формирование коммуникативной грамотности;
- формирование практических умений и навыков по самостоятельному созданию собственных текстов различных стилей и жанров.
Результаты изучения учебной дисциплины:
Код ОК |
Знать |
Уметь |
ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 10 |
-взаимодействия с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; -значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; - необходимости систематического чтения как средства познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; - родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; - коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской культуры.
|
-чувствовать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств; - видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста; - соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст с собственным личным опытом, с пережитым в реальности; - анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму; -соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения; -выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения; -вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, доклад, сообщение. |
В результате изучения учебной дисциплины создаются условия для формирования общих компетенций (далее – ОК):
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
|
Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска |
Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации
|
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
|
Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности |
Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности
|
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
|
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе |
Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
|
Умения: описывать значимость своей специальности для развития экономики и среды жизнедеятельности граждан российского государства; проявлять и отстаивать базовые общечеловеческие, культурные и национальные ценности российского государства в современном сообществе |
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности для развития экономики и среды жизнедеятельности граждан российского государства; основы нравственности и морали демократического общества; основные компоненты активной гражданско-патриотической позиции основы культурных, национальных традиций народов российского государства |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках. |
|
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы |
Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности
|
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДб.03 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Объем учебной дисциплины |
39 |
в том числе |
|
теоретическое обучение |
15 |
практические занятия |
24 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУДб.03 Родная литература
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем часов |
Компетенции, формированию которых способствует элемент программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Тема 1.1. Устное народное творчество. Русский фольклор |
Содержание учебного материала |
4 |
ОК 05 |
Сказки народов Тюменской земли. |
2 |
||
Обряды в фольклоре Тюменского края, «На неведомых дорожках» А. Захарова |
2 |
||
Тема 1.2. Древнерусская литература |
Содержание учебного материала |
6 |
ОК 05, ОК 06 |
Тюменский народный героический эпос. «Песня Тегинского старца» |
2 |
||
Практическое занятие№ 1. Традиция «праздничных» жанров в творчестве Николая Дмитриевича Телешова. |
2 |
||
Практическое занятие № 2. Жития сибирских святых. «Житие» протопопа Аввакума |
2 |
||
Тема 1.3. Литература XIX века |
Содержание учебного материала |
6 |
ОК 05 |
Произведения о покорении и заселении Сибири. А. Иванов «Тобол. Много званых». В.А. Жуковский и Сибирская земля. «Путешествие из Петербурга в Тобольск». По местам следования А.Н. Радищева в «Записках путешествия из Сибири». |
2
|
||
Практическое занятие № 3. Жизнь и творчество П.П. Ершова. Поэма П.П. Ершова «Сузге» |
2 |
||
Практическое занятие № 4. Сибирская тема в творчестве Н.А. Лухмановой.«В глухих местах». |
2 |
||
Тема 1.4. Литература XX века
|
Содержание учебного материала |
21 |
ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 10 |
В.П. Крапивин и тема дороги в его творчестве. |
1 |
||
Сибирский романтик А.К. Омельчук «Частное открытие Сибири». |
2 |
||
Практическое занятие № 5. К.Я. Лагунов. Военная пора в романе «Так было». |
2 |
||
Практическое занятие № 6. А.Е. Шестаков. Великая Отечественная война в повести «Он смертельно убит» |
2 |
||
Практическое занятие № 7. Проблема интенсивного освоения природных богатств Тюменской земли. Р. Лыкосова. Рассказ «Просека». |
2 |
||
Практическое занятие № 8. Образ края в современной русской поэзии |
2 |
||
Практическое занятие № 9. Исай Давыдов. Фантастика в романе «Я вернусь через тысячу лет» |
2 |
||
Практическое занятие № 10. Л.К. Иванов. «Приговорённые диагнозом» в повести «Будем жить!» |
2 |
||
Практическое занятие № 11. Н.М. Чукмалдин. Развитие промышленности в «Записках о плавании по реке Туре пароходов» |
2 |
||
О.А. Ожгибесова. Гражданская война в Западной Сибири. Повесть «Мы, крестьяне Великой Сибири» |
2 |
||
Практическое занятие № 12. В.Л. Строгальщиков. Тема власти в романе «Слой» |
2 |
||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2 |
|
|
Всего: |
39 |
|
На учебных занятиях применяются интерактивные формы работы, которые стимулируют познавательную мотивацию обучающихся, помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений, помогают установлению доброжелательной атмосферы. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, дает возможность приобрести навык самостоятельного решения проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Для позитивного восприятия обучающимися требований преподавателя, привлечения их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности на учебных занятиях между преподавателем и обучающимися устанавливаются доверительные отношения.
На учебном занятии соблюдаются общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (преподавателем) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы
Реализация рабочей программы обеспечена следующими специальными помещениями:
Кабинет Гуманитарных и социально-экономических дисциплин для проведения лекционных (теоретических) и практических занятий, дисциплинарной подготовки
Оснащенность оборудованием:
ПК, мультимедийное оборудование: компьютер с выходом в Интернет–1 шт.; проектор – 1 шт.; экран – 1 шт.; акустическая система – 1 комп.
Учебная мебель: столы, стулья, доска меловая.
Программное обеспечение:
лицензионное программное обеспечение общего и специального назначения Microsoft Windows (договор №6714-20 от 31.08.2020 до 31.08.2021), Microsoft Office Professional Plus (договор №6714-20 от 31.08.2020 до 31.08.2021), Zoom (бесплатная версия) – свободно-распространяемое ПО.
3.2 Информационное обеспечение реализации рабочей программы
Для реализации программы учебной дисциплины библиотечный фонд имеет печатные, электронные образовательные и информационные ресурсы.
3.2.1. Печатные издания:
1. Зинин С. А., Сахаров В. И. Литература : учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч. 1 / С. А. Зинин, В. И. Сахаров. - Москва: ООО «Русское слово - учебник», 2019. – 280 с. – ISBN 978-5-533-00887-7 (ч. 1). Текст : непосредственный.
2. Зинин С. А., Сахаров В. И. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч. 1 / С. А. Зинин, В. И. Сахаров. - Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 272 с. – ISBN 978-5-533-00888-4 (ч. 2). Текст : непосредственный.
3. Зинин С. А., Чалмаев В.А. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч. 1 / С. А. Зинин, В.А. Чалмаев. - Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 512 с. – ISBN 978-5-533-00880-8 (ч. 1). Текст : непосредственный.
4. Зинин С. А., Чалмаев В.А. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч. 2 / С. А. Зинин, В.А. Чалмаев. - Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 544 с. – ISBN 978-5-533-00880-8 (ч. 2). Текст : непосредственный.
3.2.2. Дополнительные источники:
1. Арзамазов, А.А. Литература народов России: литература народов Крайнего Севера и Дальнего Востока : учебное пособие для вузов / А.А. Арзамазов. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 248 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-14083-5.- Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/467992 (дата обращения: 10.06.2021).
2. Ершов, П.П. Конёк-Горбунок. Поэмы, стихи и рассказы / П.П. Ершов. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 284 с. – (Памятники литературы). – ISBN 978-5-534-13384-4.- Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/458718 (дата обращения: 10.06.2021).
3. Ершов, П.П. Сузге. Сибирское предание / П.П. Ершов. – Санкт-Петербург : Лань, 2014. – 15 с. – ISBN 978-5-507-38949-0. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/48672 (дата обращения: 16.06.2021). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. Тихонравов, Н.С. Житие протопопа Аввакума (комментарии) / Н.С. Тихонравов. – Санкт-Петербург : Лань, 2013. – 118 с. – ISBN 978-5-507-11108-4.- Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/8839 (дата обращения: 10.06.2021). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.2.3. Электронные издания (электронные ресурсы):
1. Иван Словцов. «Письма из Тюмени претендента на должность городского головы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archive.org/details/slovtsov-pisma (дата обращения : 10.06.2021).
2. Надежда Лухманова. «В глухих местах: очерки из жизни в Сибири [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archive.org/details/ocherkiizzhizni00lukhgoog (дата обращения : 10.06.2021).
3. Николай Чукмалдин. «Мои воспоминания» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archive.org/details/chukmaldin-zapiski (дата обращения : 10.06.2021).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (знания, умения, ОК) |
Показатели оценки |
Методы оценки |
Знания: |
||
взаимодействия с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; ОК 04 |
демонстрирует способность: объяснять взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения |
текущий контроль в форме устного опроса по темам 1.1. и 1.2 |
значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; ОК 05 |
демонстрирует способность: доказывать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития |
текущий контроль в форме устного опроса по темам 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 |
необходимости систематического чтения как средства познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; ОК 02 |
демонстрирует способность: пояснять необходимость систематического чтения как средства познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога |
текущий контроль в форме устного опроса по темам 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 |
родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; ОК 06 |
демонстрирует способность: воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особый способ познания жизни |
текущий контроль в форме устного опроса по темам 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 |
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской культуры; ОК 02, ОК 10 |
демонстрирует знания культуры своего народа и края |
текущий контроль в форме устного опроса по темам 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 |
Умения: |
|
|
чувствовать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств; ОК 06 |
демонстрирует способность: чувствовать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств |
текущий контроль в форме устного опроса по темам 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 и выполнения практических занятий № 1-12 |
видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста; ОК 06 |
демонстрирует способность: видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста |
текущий контроль в форме устного опроса по темам 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 и выполнения практических занятий № 1-12 |
соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст с собственным личным опытом, с пережитым в реальности; ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 10 |
демонстрирует способность: соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст с собственным личным опытом, с пережитым в реальности |
текущий контроль в форме устного опроса по темам 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 и выполнения практических занятий № 1-12 |
анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму; ОК 06 |
демонстрирует способность: анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму |
текущий контроль в форме устного опроса по темам 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 и выполнения практических занятий № 1-12 |
соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения; ОК 05 |
демонстрирует способность: соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения |
текущий контроль в форме устного опроса по темам 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 и выполнения практических занятий № 1-12 |
выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения; ОК 05 |
демонстрирует способность: выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения |
текущий контроль в форме устного опроса по темам 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 и выполнения практических занятий № 1-12 |
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, доклад, сообщение ОК 02 |
демонстрирует способность: различать виды чтения; использовать в своей деятельности основные виды чтения и нормы литературного произношения
|
текущий контроль в форме устного опроса по темам 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 и выполнения практических занятий № 1-12 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.