Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/Федина Е.В./ Протокол №____ от «___»_____20___ г. |
«Согласовано» Зам. директора по УВР ________/ Иванова Н.И./ от «___»_____ 20___г. |
«Утверждаю» Директор школы ______/Бычкова М.Р./ Приказ №___от «___»____20___ г. |
Кратовская средняя общеобразовательная школа № 98
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
Класс: 10
Учитель:
Кузнецов Александр Евгеньевич
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
пр. №____от «___»____20___г.
г.п. Кратово
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по физической культуре для обучающихся 11 класса разработана на основе:
· федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича. -М.: Просвещение, 2012 г. и материалам авторского УМК.
• Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012 № 2);
• Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 01.02.2012 № 5);
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в действующей редакции от 25.12.2013 №3);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
• Закон Московской области от 28.11.2014 № 157/2014 – ОЗ «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2015 году»;
• Приказ министра образования Московской области от 15.04.2016 № 1427 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2016-2017 учебный год».
• Об организации работы по сбору и обработке данных годовой формы федерального статистического наблюдения N 2-ГТО "Сведения о реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 10.10.2014 N 606
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"/
• Учебный план МОУ Кратовской СОШ № 98 на 2018-2019 учебный год
• Образовательная программа МОУ Кратовской СОШ № 98
Согласно концепции развития содержания образования в области физической культуры, учебным предметом образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках основного общего образования активное освоение школьниками данной деятельности позволяет им не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать основные психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, воспитывать творческие способности и самостоятельность.
Учащиеся по уровню здоровья и физической подготовленности подразделяются на три медицинские группы:
Основную — в неё включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность.
Подготовительную – в неё включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность.
Специальную – в неё включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.
На уроках по физической культуре занимаются все учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам. Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных). Основание: Письмо Министерства образования РФ от 31.10.2003 № 13-51-263/123.
Общий объем двигательной активности и интенсивность физических нагрузок обучающихся подготовительной группы должны быть снижены по сравнению с объемом нагрузки для учащихся основной. При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Материал учебной программы проходят с облегчением сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах. Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
Учащиеся специальной медицинской группы (СМГ) присутствуют на уроках, выполняют посильные не противопоказанные упражнения в соответствии с медицинским заключением, а также теоретические задания. К специальной медицинской группе «А» относят обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенных к выполнению учебной и воспитательной работы. Занятия по физической культуре с ними проводят в учреждениях образования по специальным учебным программам, утвержденным директором учебного учреждения и согласованным с органами здравоохранения.
В специальную медицинскую группу «Б» зачисляют обучающихся, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения физических нагрузок, допущенных к теоретическим учебным занятиям.
Временно освобожденные учащиеся так же при наличии спортивной формы выполняют посильные упражнения (общеразвивающие упражнения на месте, упражнения на осанку, профилактику появления плоскостопия), или получают теоретические задания в виде доклада, реферата или презентации (проекта) с последующей их защитой.
Возможна корректировка и изменение плана урока из-за погодных условий (1-ая, 4-ая четверти – легкая атлетика, 3-я четверть – лыжная подготовка). Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, а также освобожденные от кроссов, соревнований и занятий на улице в холодное время года, занимаются и аттестуются по утвержденным практическим и теоретическим заданиям.
Цель: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать физическую культуру для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется и определяет направленность образовательного процесс, а на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостное развитие физических, духовных и нравственных качеств, творческий подход в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели образовательный процесс по физической культуре в основной школе ориентируется на решение следующих задач:
-укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
-формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;
-формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
-навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Рабочая программа основного общего образования по физической культуре составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане образовательных учреждений общего образования.
2. Общая характеристика учебного предмета
Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001), основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. «Физическая культура» призвана сформировывать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала у учащихся формируется целостное представление о физической культуре, как социальном явлении, единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития, и совершенствовании его психосоматической природы. Данное планирование предусматривает использование комплексной программы физического воспитания учащихся и предусматривает углубление обучения учащихся базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка. Предусматривает изучение теоретических вопросов по углублению знаний о личной гигиене учащихся, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма человека, на развитие коллективных, трудовых, волевых и нравственных качеств личности, на получение представления о физической культуре личности, ее взаимосвязи с основами здорового образа жизни и овладением знаний о методике самостоятельных занятий. Во время изучения конкретных разделов программы предлагаются учащимся теоретические сведения на уроках об основных видах спорта, о безопасности и оказании первой помощи при травмах.
3.Место предмета в учебном плане
Физическая культура входит в образовательную область «Физическая культура и ОБЖ». Объем часов учебной нагрузки, отведенной на освоение рабочей программы, определен Учебным планом ОУ и соответствует Базисному учебному плану ОУ РФ, утвержденному Приказом Министерства образования РФ №1312 от 09.03.2004 года. Программа курса обучения физической культуре в 10-11 классах рассчитана на 204 часа учебного времени, включая 102 часа в 11 классе из расчета 3 часа в неделю. Данная рабочая программа предусматривает реализацию содержания учебного предмета из расчета 34 учебные недели: 1 четверть – 27 часов, 2 четверть – 21 час, 3 четверть – 30 часов, 4 четверть – 24 часа.
4.Содержание учебного предмета
Программный материал усложняется по разделам каждый года за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Основы знаний о физической культуре
Изучается в процессе урока и освобожденными в форме докладов.
Развитие физических качеств
Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости и ловкости. Подвижные игры и эстафеты.
Знания о физической культуре
История физической культуры. Олимпийские игры древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия).
Физическое развитие человека. Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура. Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека.
Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Восстановительный массаж. Проведение банных процедур. Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкульт-пауз (подвижных перемен). Планирование занятий физической культурой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок). Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Правила безопасного поведения на физкультурных занятиях. Влияние физкультурных и спортивных занятий на состояние здоровья. Упражнения для развития группы мышц у мальчиков и формирование фигуры у девочек. Упражнения и простейшие комплексы упражнений для самостоятельного развития физических качеств.
Легкая атлетика- 29 часов
Овладение техникой спринтерского, длительного бега. Высокий старт с последующим ускорением до 50 м, старты из различных и.п. Бег на результат 30 м, 60 м,200 м,300 м, 1000м. Спортивная ходьба. Варианты челночного бега, прыжки, многоскоки. Эстафеты. Овладение техникой прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» с 7-9 шагов разбега; в высоту с разбега способом «перешагивание» с 3-5 шагов разбега. Овладение техникой метания малого мяча с разбега на дальность в коридор 5-6 м; в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 8-10 м, с 4-5 шагов; броски набивного мяча 2 кг. из различных и.п.с места и с заданных шагов; ловля набивных мячей 2 кг. после броска партнера, после броска вверх; бег с максимальной скоростью, бег с препятствиями. В Лёгкую атлетику включен подраздел кроссовая подготовка, который рассчитан на 12 часов, это овладение техникой длительного бега (от 10 до 15 мин). Кросс от 1000 до 2000 м. Бег в равномерном темпе до 15 мин, бег в чередовании с ходьбой.
Волейбол – 12 часов
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Освоение техники приема и передач мяча. Освоение техники нижней прямой подачи. Овладение игрой. Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом (челночный бег, всевозможные упражнения с мячом и т.д.). Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.
Футбол—10 часов
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов, стоек. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Удар по катящему мячу внутренней частью подъема; удар по неподвижному мячу внешней частью подъема. Ведению мяча с пассивным сопротивлением защитника. Перехват мяча. Удары по воротам на точность. Игра вратаря. Тактика свободного нападения. Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки. Позиционные нападения с изменением позиций игроков. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. Учебная игра по упрощенным правилам.
Гимнастика с элементами акробатики- 12 часов
Освоение строевых упражнений; общеразвивающих упражнений на месте и в движении, без предметов и с предметами. Лазание по канату, шесту. Освоение и совершенствование висов и упоров; опорных прыжков; акробатических упражнений и комбинаций. Танцевальные элементы, ритмическая гимнастика и аэробика. Упражнения и комбинации на спортивных снарядах (перекладина, гимнастическое бревно, брусья). Подтягивания, упражнения с гантелями, набивными мячами, с гимнастической скамейкой, на гимнастической стенке, прыжки со скакалкой.
Баскетбол – 21 час
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Специальные упражнения и технические действия без мяча и с мячом; ведение мяча на месте и в движении ловля и передача мяча на месте и в движении; броски мяча в корзину, стоя на месте, в движении; вырывание и выбивание мяча; тактика свободного нападения; позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков; нападение быстрым прорывом; игра по упрощенным правилам. Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди»
Лыжная подготовка – 18 часов
Освоение техники лыжных ходов. Попеременный двухшажный и одновременный двухшажный ходы. Подъем "полуелочкой". Торможение "плугом". Повороты переступанием. Прохождение дистанции 3 км. Правила самостоятельного выполнения упражнений. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях.
5.Тематическое планирование
№ раздела |
Изучаемый материал |
Количество часов |
1 |
Базовая часть |
81 |
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
В процессе урока |
1.2 |
Легкая атлетика |
29 |
1.3 |
Спортивные игры (волейбол) |
12 |
1.4 |
Спортивные игры (футбол) |
10 |
1.5 |
Гимнастика с элементами акробатики |
12 |
1.6 |
Лыжная подготовка |
18 |
2 |
Вариативная часть |
21 |
2.1 |
Баскетбол |
21 |
ИТОГО: |
102 |
6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование - безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Литература
1. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2011.
2. Рабочая программа по физической культуре
3. Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»
4. Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению.
5. Виненко В.И. Физкультура 5 – 11 классы. Календарно-тематическое планирование по трехчасовой программе / Изд. 2-е. _ Волгоград: Учитель, 2014, - 254 с.
6.
Интернет ресурсы
1. http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей"
2. http://www.trainer.h1.ru/ - сайт учителя физ.культуры
3. http://www.infosport.ru/press/fkvot/ - Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Ежеквартальный научно-методический журнал Российской Академии Образования Российской Государственной Академии Физической Культуры.
4. http://fizkultura-na5.ru
5. http://obg-fizkultura.ru
Технические средства обучения
1. Музыкальный центр
2. Аудиозаписи
3. Интерактивная доска
4. Проектор
5. Экран
6. Видеоматериалы
Учебно-практическое оборудование
1.Бревно гимнастическое высокое
2. Козел гимнастический
3. Канат для лазанья
4. Перекладина гимнастическая (на шведскую стенку)
5. Стенка гимнастическая
6. Скамейка гимнастическая
7. Мячи: малый теннисный мяч, баскетбольные, волейбольные, футбольные. Набивные мячи 1кг, 2 кг.
8. Палка гимнастическая
9. Скакалка детская
10. Мат гимнастический
11. Гимнастический подкидной мостик
12. Кегли
13. Обруч алюминиевый
14. Планка для прыжков в высоту
15. Стойка для прыжков в высоту
16. Конусы стартовые
17. Рулетка измерительная
18. Щит баскетбольный тренировочный
19. Сетка волейбольная
20. Аптечка
7.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Общеучебные навыки, формирующиеся в курсе физическая культура, направлены на формирование умения применять в повседневной жизни знания о здоровом образе жизни:
· владеть различными средствами самоконтроля;
· адаптировать основные правила гигиены под индивидуальные особенности;
· планировать свою жизнедеятельность в соответствии с требованиями ЗОЖ;
· уметь искать необходимую информацию в разных источниках.
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
· основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
· особенности развития избранного вида спорта;
«педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
· биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
· физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
· возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
· психофункциональные особенности собственного организма;
· индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
· способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
· правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
· технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
· проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
· разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
· контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
· управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
· соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
· пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
· добровольно сдавать комплекс норм ГТО
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
· использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
· составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
· классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
· самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
· тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
· взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
·
·
·
·
·
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания
Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными. Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно - оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт. Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ. Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учителя реализуют не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.
Итоговая оценка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие оценки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексные оценки состояния здоровья детей». Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
Для обучающихся в СМГ в первую очередь необходимо оценить их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
При выставлении текущей отметки обучающимся в СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.
• Демонстрировать уровень физической подготовленности:
Контрольные упражнения |
ПОКАЗАТЕЛИ |
|||||
Учащиеся |
Юноши |
Девушки |
||||
Оценка |
“5” |
“4” |
“3” |
“5” |
“4” |
“3” |
Челночный бег 3*10 м, сек |
7.3 |
8.0 |
8.2 |
9,7 |
10,1 |
10,8 |
Бег 30
м, секунд |
4.4 |
5.1 |
5.2 |
5,4 |
5,8 |
6,2 |
Бег 1000м/мин. |
3,35 |
4,00 |
4,30 |
4.05 |
4.35 |
5.05 |
Бег 500м. мин |
1.39 |
2.00 |
2.20 |
2,10 |
2,25 |
3.00 |
Бег 100 м, секунд |
14,4 |
14,8 |
15,5 |
16,5 |
17,2 |
18,2 |
Бег 3000 м.(ю) ;2000 м.(д) мин |
12,40 |
13,30 |
14,30 |
10,20 |
11,15 |
12,10 |
Прыжки в длину с места |
230 |
190 |
180 |
185 |
170 |
160 |
Подтягивание на высокой перекладине |
11 |
9 |
4 |
18 |
13 |
6 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа |
32 |
27 |
22 |
20 |
15 |
10 |
Наклоны вперед из положения
сидя |
15+ |
9 |
5- |
22+ |
12 |
7- |
Подъем туловища за 1 мин. из
положения лежа |
52 |
47 |
42 |
40 |
35 |
30 |
Бег на лыжах 3
км, мин |
14,40 |
15,10 |
16,00 |
18,30 |
19,30 |
21,00 |
Бег на лыжах 2
км, мин |
10,30 |
10,50 |
11,20 |
12,15 |
13,00 |
13,40 |
Бег на лыжах 1 км, мин |
4,40 |
5,00 |
5,30 |
6,00 |
6,30 |
7,1 |
Бег на лыжах 5 км, мин |
Без учета времени |
|||||
Прыжок на скакалке, 30 сек, раз |
65 |
60 |
50 |
75 |
70 |
60 |
Метание гранаты (ю)-700 гр. (д)- 500 гр. на дальность м. |
28 |
23 |
18 |
23 |
18 |
15 |
Критерии оценивания успеваемости по предмету «Физическая культура»
Отметка |
Теоретические знания |
Умения и навыки двигательных действий |
|
«5» |
Выставляется за ответ, в котором ученик демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики и своего опыта. |
Двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и чётко. |
Учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, комплекс упражнений утренней, атлетической (ритмической) гимнастики. Может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применять его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его. |
«4» |
Ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. |
Двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и чётко, наблюдается некоторая скованность. |
Имеются незначительные ошибки, неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности. |
«3» |
Получают ученики за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале. |
Двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряжённому выполнению. |
Учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных на развитие конкретной физической способности, утренней, атлетической, ритмической гимнастики. Испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря. Удовлетворительно контролирует ход и итоги занятия. |
«2» |
Выставляется за плохое понимание и знание теоретического и методического материала. |
Двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечётко. |
Учащийся не владеет умениями осуществлять различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности. |
Календарно-тематическое планирование
№ Урока п/п |
№ Урока в четверти |
Тема урока, содержание урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 четверть – 27 часов Лёгкая атлетика – 17 часов |
|
|||
1 урок |
1. 11. |
Вводный инструктаж по т/безопасности на уроках физической культуры. Инструктаж по Т/Б при занятиях лёгкой атлетикой. Спринтерский бег. Высокий старт, стартовый разгон. Бег по дистанции. Специальные беговые упр-я. |
|
|
2 урок |
2. |
Спринтерский бег. Низкий старт ( до 40 м.). Стартовый разгон. Бег по дистанции ( 70-80- м.). Финиширование. Эстафетный бег . Специальные беговые упр - я. Развитие скоростно-силовых качеств. Биохимические основы бега. |
|
|
3 урок |
3. |
Спринтерский бег. Низкий старт ( до 40 м.). Стартовый разгон. Бег по дистанции ( 70-80- м.). Финиширование. Эстафетный бег . Специальные беговые упр - я. Развитие скоростно-силовых качеств. |
|
|
4 урок |
4. |
Спринтерский бег. Низкий старт ( до 40 м.). Стартовый разгон. Бег о дистанции ( 70-80- м.). Финиширование. Эстафетный бег . Специальные беговые упр - я. Развитие скоростно-силовых качеств. |
|
|
5 урок |
5. |
Бег на рез-т ( 100 м.). Эстафетный бег. Развитие скоростных способностей. |
|
|
6 урок |
6. |
Прыжок в длину способом «прогнувшись» с 13 – 15 беговых шагов. Отталкивание . Челночный бег. Спец. беговые упр – я. Развитие скоростно – силовых качеств. Биохимические основы прыжков. |
|
|
7 урок |
7. |
Прыжок в длину способом «прогнувшись» с 13 – 15 беговых шагов. Отталкивание . Челночный бег. Спец. беговые упр – я. Развитие скоростно – силовых качеств. Биохимические основы прыжков. |
|
|
8 урок |
8. |
Прыжок в длину на результат. Развитие скоростно – силовых качеств. |
|
|
9 урок |
9. |
Бег 1000м не результат. |
|
|
10 урок |
10. |
Бег без учета времени: юноши- 3000 метров, девушки- 2000 метров. |
|
|
11 урок |
11. |
Учет. Бег 3000 м 5-13, 0 мин; 4- 14,0 мин; 3- 15,0 мин. 2000 м. 5- 10,10 мин; 4- 11,40; 3- 12,0 мин. |
|
|
12 урок |
12. |
Бег по пересеченной местности. Бег ( 20 мин.). Преодоление горизонтальных препятствий. Спец. беговые упр – я. Бег под гору. |
|
|
13 урок |
13. |
Бег по пересеченной местности. Бег ( 21 мин.). Преодоление горизонтальных препятствий. Спец. беговые упр – я. Бег под гору. |
|
|
14 урок |
14. |
Бег по пересеченной местности. Бег ( 22 мин.). Преодоление горизонтальных препятствий. Спец. беговые упр – я. Бег под гору. |
|
|
15 урок |
15. |
Бег по пересеченной местности. Бег ( 22 мин.). Преодоление горизонтальных препятствий. Спец. беговые упр – я. Бег под гору. |
|
|
16 урок |
16. |
Бег по пересеченной местности. Бег ( 23 мин.). Преодоление горизонтальных препятствий. Спец. беговые упр – я. Бег под гору. |
|
|
17 урок |
17. |
Бег по пересеченной местности. Бег (23 мин.). Преодоление вертикальных препятствий прыжком. Спец. беговые упр – я. Бег в гору. |
|
|
Футбол – 10 часов |
||||
18 урок |
18. |
Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по спортивным и подвижным играм. Стойки и перемещение футболиста, бегом лицом и спиной вперед, приставными и скрестными шагами в сторону |
|
|
19 урок |
1. |
Удары по неподвижному мячу различными частями стопы и подъема |
|
|
20 урок |
2. |
Удары по катящемуся мячу, остановки мяча |
|
|
21 урок |
3. |
Ведение мяча, отбор мяча |
|
|
22 урок |
4. |
Ведение мяча с изменением направления. Техника удара |
|
|
23 урок |
5. |
Передача мяча с места. Обманные движения. |
|
|
24 урок |
6. |
Передачи в движении, по диагонали. Учебная игра |
|
|
25 урок |
7. |
Передачи в движении, по диагонали. Учебная игра |
|
|
26 урок |
8. |
Тактика нападения и защиты. Учебная игра |
|
|
27 урок |
9. |
Учебная игра. Турнир класса. |
|
|
2 четверть – 21 час Гимнастика с элементами акробатики – 12 часов |
|
|||
28 урок |
1. |
Инструктаж по т/безопасности на уроках гимнастики. Выполнение строевых команд. |
|
|
29 урок |
2. |
Акробатика. Кувырок вперед-назад, стойка на лопатках. |
|
|
30 урок |
3. |
Акробатика. Кувырок вперед в стойку на лопатках (м), назад в полушпагат (д) (закрепление) |
|
|
31 урок |
4. |
Акробатика. Стойка на голове с прямыми ногами (м), мост из положения стоя с помощью (д) (закрепление) |
|
|
32 урок |
5. |
Акробатика. Развитие координационных способностей. (М) Стойка на руках. (Д) Колесо (М) Рондат |
|
|
33 урок |
6. |
(У) Акробатика. Прыжки через скакалку за 1 мин. |
|
|
34 урок |
7. |
(У) Акробатика. Лазание по канату. |
|
|
35 урок |
8. |
(У) Акробатика. Наклон вперед из положения стоя и сидя |
|
|
36 урок |
9. |
Упражнение в равновесие. Развитие координационных способностей |
|
|
37 урок |
10. |
(У) Освоение висов. Подтягивание |
|
|
38 урок |
11. |
(У) Подьем туловища за 30 сек. |
|
|
39 урок |
12. |
Демонстрация комплекса упражнений по акробатике |
|
|
Баскетбол – 9 часов |
||||
40 урок |
13. |
Инструктаж по Т/Б при проведении подвижных и спортивных игр. Техника передвижений, остановок, поворотов, стоек в баскетболе. |
|
|
41 урок |
14. |
Закрепление и совершенствование ловли и передачи мяча |
|
|
42 урок |
15. |
Ведение мяча правой и левой рукой в движении |
|
|
43 урок |
16. |
Ведение мяча с изменением направления. Закрепление. |
|
|
44 урок |
17. |
Броски мяча одной рукой от плеча с места и в движении |
|
|
45 урок |
18. |
Броски мяча в корзину |
|
|
46 урок |
19. |
Вырывание, выбивание мяча (закрепление) |
|
|
47 урок |
20. |
Игра в баскетбол |
|
|
48 урок |
21. |
Турнир класса по баскетболу |
|
|
3 четверть – 30 часов Лыжная подготовка – 18 часов |
|
|||
49 урок |
1 |
Инструктаж по т/безопасности на занятиях по лыжной подготовке. |
|
|
50 урок |
2 |
Скользящий шаг без палок и с палками. |
|
|
51 урок |
3 |
Повороты переступанием в движении. Скользящий шаг с палками. |
|
|
52 урок |
4 |
Попеременный двухшажный ход. |
|
|
53 урок |
5 |
У. Попеременный двухшажный ход. |
|
|
54 урок |
6 |
Прохождение дистанции до 5 км. |
|
|
55 урок |
7 |
Прохождение дистанции до 5 км. |
|
|
56 урок |
8 |
Подъем «елочкой», «полуелочкой». Прохождение дистанции до 5 км. |
|
|
57 урок |
9 |
(У) Подъем «елочкой», «полуелочкой». Прохождение дистанции до 5 км. |
|
|
58 урок |
10 |
Коньковый ход, совершенствование одновременного одношажного хода, бесшажного хода. Уход с лыжни в движении. Эстафета «Кто быстрее?». |
|
|
59 урок |
11 |
Коньковый ход. Торможение и поворот «плугом». Дистанция З км. |
|
|
60 урок |
12 |
Одновременный одношажный ход. |
|
|
61 урок |
13 |
Прохождение дистанции 4,5км, переходы с одного хода на другой. |
|
|
62 урок |
14 |
Переход с попеременных ходов на одновременные. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. Дистанция 2-3 км. |
|
|
63 урок |
15 |
Спуски с пологих склонов. Торможение и поворот упором |
|
|
64 урок |
16 |
Поворот на месте махом. Игра «день и ночь». Эстафеты с прохождением в ворота. |
|
|
65 урок |
17 |
Прохождение дистанции 4,5км, используя изученные ходы (У). |
|
|
66 урок |
18 |
Прохождение дистанции 3-4,5км (У). Итоги занятий по лыжной подготовке |
|
|
Баскетбол – 12 часов. |
|
|||
67 урок |
19 |
Инструктаж по Т/Б на занятиях спортивными играми. Взаимодействия 2-х игроков в нападении защите через заслон. Игра в баскетбол |
|
|
68 урок |
20 |
Жонглирование мячом. Комбинации из освоенных элементов. Игра в баскетбол. |
|
|
69 урок |
21. |
Техника перемещений и владения мячом. Нападение быстрым прорывом. Игра в б/б. |
|
|
70 урок |
22. |
Игра по упрощенным правилам в б/бол. |
|
|
71 урок |
23. |
Штрафной бросок (у). Броски по точкам. Игра в баскетбол. |
|
|
72 урок |
24. |
Ведение мяча, отбор мяча |
|
|
73 урок |
25. |
Ведение мяча с изменением направления. Техника броска |
|
|
74 урок |
26. |
Передача мяча с места. Обманные движения. |
|
|
75 урок |
27. |
Передачи в движении, по диагонали. Учебная игра |
|
|
76 урок |
28. |
Комбинации из основанных элементов баскетбола. Игра в б/б. |
|
|
77 урок |
29. |
Ведение мяча с изменением скорости. |
|
|
78 урок |
30. |
Игровой урок. Итоги, игра в баскетбол. |
|
|
4 четверть 24 часа Волейбол– 12 часов |
||||
79 урок |
1. |
Инструктаж по Т/Б при проведении подвижных и спортивных игр. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. |
|
|
80 урок |
2. |
Изучение и закрепление элементов техники перемещений в волейбольной стойке, остановки, ускорения |
|
|
81 урок |
3. |
Обучение и закрепление передачи мяча сверху двумя руками, передача мяча над собой |
|
|
82 урок |
4. |
Прием мяча снизу двумя руками, на месте и после перемещения |
|
|
83 урок |
5. |
Прямая нижняя подача через сетку |
|
|
84 урок |
6. |
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером (закрепление) |
|
|
85 урок |
7. |
Комбинации из освоенных элементов (приема, передачи, удара) |
|
|
86 урок |
8. |
Закрепление освоенных элементов перемещения и владения мячом |
|
|
87 урок |
9. |
Тактика позиционного нападения с изменением позиций игроков |
|
|
88 урок |
10. |
Игра в волейбол двумя мячами |
|
|
89 урок |
11. |
Игра в волейбол двумя мячами |
|
|
90 урок |
12. |
Турнир внутри класса по волейболу |
|
|
Лёгкая атлетика – 12 часов |
|
|||
91 урок |
13. |
Инструктаж по Т/Б при поведении занятий по лёгкой атлетике. Длительный бег. Преодоление горизонтальных препятствий. |
|
|
92 урок |
14. |
(Низкий старт, стартовый разгон, бег по дистанции (100м). Развитие скоростных качеств. Старты из различных положений |
|
|
93 урок |
15. |
Бег 100 метров на результат. Развитие скоростных качеств |
|
|
94 урок |
16. |
Бег (20мин). Преодоление горизонтальных препятствий |
|
|
95 урок |
17 |
Бег (23мин). Преодоление вертикальных препятствий |
|
|
96 урок |
18 |
Бег (23мин). Преодоление вертикальных препятствий |
|
|
97 урок |
19. |
Бег (23мин). Преодоление вертикальных препятствий |
|
|
98 урок |
20. |
Бег (23мин). Преодоление вертикальных препятствий |
|
|
99 урок |
21. |
Бег (23мин). Преодоление вертикальных препятствий |
|
|
100 урок |
22. |
(У) Бег 1500 метров |
|
|
101 урок |
23. |
Бег (3000м) на результат. Развитие выносливости. |
|
|
102 урок |
24. |
Подведение итогов учебного года |
|
|
Лист корректировки рабочей программы
по физической культуре в _______ классе
Название раздела, темы |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачено с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.