Рабочая программа для детей с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями (11-16 лет)
Оценка 4.8

Рабочая программа для детей с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями (11-16 лет)

Оценка 4.8
docx
13.09.2022
Рабочая программа для детей с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями (11-16 лет)
коррекционно развивающая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 11-16 лет.docx

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках прохождения реабилитационного периода в Отделении по реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью и молодых инвалидов, составленной для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В реализуемый комплекс программ коррекционной работы входят следующие блоки:

·                    диагностический блок (мониторинговые исследования);

·                    программа коррекционной работы;

·                    профилактическая работа;

 

Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-логопеда.

Дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению дети нуждаются в коррекционном сопровождении.

Цель программы: диагностика, развитие и коррекция высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения детей с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей.

   Задачи:

1.                    Осуществление комплексной диагностики и определение путей коррекции, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы.

2.                    Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием.

3.                    Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов детей.

 

 

 

·         Коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки.

·         Формирование и развитие различных видов устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности.

·         Развитие связной речи.

·         Формирование учебной мотивации.

·         Формирование и развитие навыков социального поведения.

·         Формирование базовых учебных действий.

 

Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения, где задания и упражнения, подобраны таким образом, что ее задачи реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6 направлений).

Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 3 человека.

 

 

Программа построена на следующих принципах коррекционно-развивающей работы:

 

·         принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих общих и специфических задач;

·         принцип единства диагностики и коррекции;

·         приоритетности коррекции причинного типа;

·         принцип учёта соотношения первичных и вторичных нарушений;

·         деятельностный принцип коррекции;

·         принцип учёта неравномерности детского развития;

·         принцип комплексности методов  коррекционного воздействия;

·         принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;

·         принцип программированного обучения;

·         принцип возрастания сложности;

·         принцип учета объема и степени разнообразия материала;

·         принцип развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;

·         принцип уровневой дифференциации задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

·         принцип системного компенсаторно-развивающего воздействия на развитие ребенка с обеспечением преодоления им трудностей развития, обусловленных негативным влиянием нарушенного анализатора, формированием компенсаторно–адаптивных механизмов, повышающих возрастные возможности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического развития;

·         принцип стимулирования эмоционального реагирования, эмпатии и использования их для развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения.

 

 

 

Пути реализации программы:

1.                 Изучение уровня развития высших психических функций учащихся.

2.                 Подбор необходимого диагностического инструментария.

3.                 Планирование, организация  работы.

4.                 Мониторинг результатов работы.

5.                 Регуляция и корректировка работы.

 

Условия реализации программы

По результатам обследования каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей рассчитаны часы индивидуальных занятий.  Продолжительность занятия рассчитана на 20 минут (по каждому разделу).

 

Диагностический блок

При обследовании детей необходимо  ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией.

Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. В процессе диагностики следует обращать внимание на ряд общих моментов.

Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная.

Характер деятельности при выполнении заданий. Нужно установить, выполняет ли ребенок задание с интересом или формально и обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа.  Недостатки могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения.  Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нарушениями интеллекта действуют шаблонно или неадекватным образом.

Важно выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.  

Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.

Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Безразличное отношение к факту обследования встречается очень часто. Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию. Подобное поведение может быть симптомом психического заболевания и должно настораживать. Такие дети должны стать объектом особого внимания.

Практический диагностический материал

Для исследования внимания.

1.                    Бланки «Корректурных проб».

2.                    Таблицы Шульте.

3.                    Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.

Для исследования восприятия.

1.                 Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.

2.                 Доски Сегена разных вариантов сложности.

3.                 Кубики Коса.

4.                 Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать

5.                 Набор предметных картинок, разрезанных на несколько частей.

6.                 Картинки для определения правой и левой сторон, понятия «верх» и «низ», «посередине».

Для исследования мышления.

1.               Таблицы с изображением предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам.

2.               Таблицы с заданиями на исключение понятия.

3.               Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.

4.               Бланки к методике «Выделение существенных признаков».

5.               Бланки к методике «Простые аналогии», «Сложные аналогии».

6.               Таблицы с пословицами и поговорками.

7.               Сюжетные картинки для сравнения. Таблицы с заданиями на сравнение слов-понятий.

8.               Набор сюжетных картинок разной степени сложности.

9.               Таблицы с текстами разной сложности.

10.           Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.

11.            Таблицы с загадками.

12.           Бланки со словами для исследования ассоциаций.

Для исследования памяти.

1.                 Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания.

2.                 Бланки к методике для запоминания 10 слов.

3.                 Картинки для запоминания слов с изображением предметов.

4.                 Бланки с текстами для воспроизведения.

Познавательные процессы. Восприятие.

Развитие восприятия различной модальности: зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и пространственных отношений предметов, дифференцированный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов – создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь.

Исследуются процессы:

1.                 Зрительно-предметного восприятия:

·                    Узнавание предметов и изображений предметов на картинке.

·                    Узнавание «зашумленных» предметных картинок.

·                    Узнавание символических изображений, геометрических фигур, букв.

·                    Узнавание цвета.

·                    Узнавание пальцев рук.

2.                 Акустического восприятия:

·                    Оценка ритмов.

·                    Воспроизведение ритмов.

·                    Узнавание шумов.

3.                 Кожно-кинестетического восприятия:

·                    Узнавание предмета на ощупь.

Познавательные процессы. Память.

Здесь исследуются общая и специальные виды памяти: зрительная, слухо-речевая, двигательная, зрительно-предметная память.

Познавательные процессы. Внимание.

Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания.

Речь и речевые процессы. Речь должна быть обследована тщательно. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и восприятия образов. Речь организует все высшие психические функции (ВПФ), входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение. Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств – жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи – повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам, ответы на вопросы, пересказ сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов).

 

Программа коррекционно-развивающих занятий имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

 

Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы

 

Личностные результаты включают овладени социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию. Достижение личностных результатов обеспечивается овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия.

Предметные результаты связаны с овладением содержанием курса,

достижениями ребенка в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.

 

 

 

Разделы курса

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Развитие восприятия

Воспринимать зрительную и слуховую информацию, по требованию учителя.

Уметь воспринимать явления и объекты окружающей

действительности в совокупности их свойств и признаков;

Иметь элементарные

представления о количестве, форме, величине предметов;

Иметь элементарные пространственные и временные

представления

Развитие внимания

внимательно слушать

учителя и одноклассников

Уметь концентрировать своё

внимание на учебной задаче.

Развитие

Сравнивать между собой

Выделять существенные признаки

мышления

предметы, явления

предметов

 

Обобщать предметы, делать

Обобщать предметы, явления,

 

выводы

делать выводы

 

Классифицировать

Классифицировать явления,

 

предметы

предметы

 

Выявлять функциональные

судить о противоположных

 

отношения между понятиями

явлениях

 

Используя начальные

Используя начальные знания о

 

знания о числах, величинах и

числах, величинах и геометрических

 

геометрических фигурах

фигурах описывать окружающие

 

описывать окружающие

предметы процессы, явления, а

 

предметы

также оценивать, их количественные

 

 

и пространственные отношения;

 

Определять

последовательность событий

Выявлять закономерности и

 

проводить аналогии

 

 

 

Развитие речи

Иметь достаточный пассивный словарь;

Уметь строить устную монологическую речь, используя знания и представления об

окружающей действительности и  человеке

Развитие памяти

Запоминать зрительную и слуховую информацию, по

требованию учителя.

Уметь использовать различные методы запоминания.

Эмоционально -

Позитивно относится к

Знать сильные и слабые стороны

личностная

сфера подростка

своему Я, иметь интерес к самопознанию и познанию

других людей.

своей личности, работать над нежелательными чертами своего характера и поведения.

 

Участвовать в обсуждении

Уметь распознавать свои

 

литературных произведений

эмоциональные состояния и

 

и фильмов, называть эмоции

эмоциональные состояния других

 

героев

людей по мимике, жестам, голосу,

 

 

понимать чувства другого человека,

справляться со страхами, обидами, гневом.

Знать этические нормы поведения человека в обществе

Уметь высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм

и правил

Мотивационная сфера личности.

Иметь социальный мотив учения.

Иметь адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

Иметь устойчивую учебно- познавательную мотивацию.

Коммуникативная сфера и социальная интеграция

Иметь представления о социальных нормах,

принятых в обществе

Уметь устанавливать коммуникации в различных ситуациях общения;

Уметь отвечать на вопросы собеседника

Использовать диалогические формы речи в различных ситуациях

общения;

Профессиональное самоопределение

Определить свой дальнейший

образовательный маршрут.

Определить свой дальнейший образовательный маршрут.

Здоровье подростка

Знать способы укрепления здоровья.

Иметь элементарные навыки,

способствующие укреплению здоровья человека

 

Достижение личностных и предметных результатов, направленно на формирование базовых учебных действий у обучающихся.

Календарно – тематическое планирование

10-11 лет

Раздел

№ п\п

Темы занятий

Входная диагностика познавательных процессов

  1.  

Диагностика  развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

 

  1.  

Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и  произвольности внимания (таблицы Шульте, методика «исправь ошибки»)

 

  1.  

Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой и зрительной памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание  двух групп слов», «Запомни двузначные числа», «Запомни трехзначные числа»).
  • Диагностика смысловой памяти (Методика «Пары слов», уровень).

 

  1.  

Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).

Исследование скорости протекания мыслительных процессов.

Коррекция и развитие восприятия

  1.  

Упражнения для тренировки развития восприятия: «Таблица цифр»

 

 

  1.  

Упражнения для тренировки развития восприятия: «Таблица букв»

 

 

  1.  

Упражнения для тренировки развития восприятия: «Рисунок из геометрических фигур»

 

  1.  

Упражнения для тренировки развития восприятия: «Учимся видеть»

 

  1.  

Упражнения для тренировки развития восприятия. Диагностика развития восприятия.

Коррекция, развитие и диагностика внимания

  1.  

Игровой тренинг для развития внимания: «Пропусти число»

 

  1.  

Игровой тренинг для развития внимания: «Исправляем ошибки»

 

  1.  

Игровой тренинг для развития внимания: «Сравниваем картинки»

 

  1.  

Коррекция и развитие переключаемости внимания: «Методика «Красно – черная таблица»

 

  1.  

Упражнения для тренировки развития внимания. Диагностика развития внимания

Коррекция, развитие и диагностика памяти

  1.  

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Логически не связанный текст»

 

  1.  

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Лица с именами и фамилиями»

 

  1.  

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Перегруппируй слова»

 

  1.  

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Ассоциации»

 

  1.  

Игровые тренинги для развития памяти. Диагностика развития памяти.

Коррекция, развитие и диагностика мышления

  1.  

 Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Пройди лабиринт»

 

  1.  

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Составь фигуру»

 

  1.  

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:  «Дорисуй рисунок»

 

  1.  

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: Игра «Муха»

 

  1.  

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: Игра «Лишнее слово»

 

  1.  

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: Игра «Поиск общего»

 

  1.  

Упражнения для развития мышления. Диагностика развития мышления

Коррекция, развитие и диагностика моторной деятельности

  1.  

 Исследование пластичности и выразительности движений пальцев рук (упр. «Изображение пальцами букв») Пальчиковая гимнастика.

 

  1.  

Коррекция, развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика»

 

  1.  

Коррекция, развитие мелкой моторики: «Массаж пальцев и ладоней»

 

  1.  

Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов. Гимнастика для глаз

 

  1.  

Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: упр. «Радость. Печаль». Занятие 1

 

  1.  

Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: упр. «Радость. Печаль». Занятие 2.

 

  1.  

Тренинг на расслабление: «Дыхательная гимнастика», «Звуки моря»

Промежуточная диагностика

  1.  

Промежуточная диагностика  развития восприятия, внимания.

 

  1.  

Промежуточная диагностика  развития памяти, мышления.

Коррекция, развитие и диагностика восприятия

  1.  

Игровые тренинги для развития наблюдательности: «Измеряем на глазок»

 

  1.  

Игровые тренинги для развития наблюдательности: «Делим на части»

 

  1.  

Игровые тренинги для развития наблюдательности: «Что за картина»

 

  1.  

Игровые тренинги для развития наблюдательности: «Угадай голоса»

 

  1.  

Упражнения для развития наблюдательности.

 

  1.  

Упражнения для развития наблюдательности. Диагностика развития восприятия

Коррекция, развитие и диагностика внимания

  1.  

Коррекция и развитие переключаемости внимания: «Методика «Счет»

 

  1.  

Коррекция и развитие  концентрации и устойчивости внимания: Методика «Корректурная проба – буквенный вариант»

 

  1.  

Коррекция и развитие  концентрации и устойчивости внимания:  Методика «Таблицы Шульте»

 

  1.  

Игровые упражнения на развитие внимания. Диагностика развития внимания

Коррекция, развитие и диагностика памяти

  1.  

Игровые тренинги для развития памяти: «Пословицы»

 

  1.  

Игровые тренинги для развития памяти: «Предметы»

 

  1.  

Игровые тренинги для развития памяти: «Города»

 

  1.  

Игровые тренинги для развития памяти: «Я положил в мешок»

 

  1.  

Игровые тренинги для развития памяти: «Песни»

 

  1.  

Игровые тренинги для развития памяти. Диагностика развития памяти.

Коррекция, развитие и диагностика мышления

  1.  

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Ребусы»

 

  1.  

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Кроссворды»

 

  1.  

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Найди спрятанное слово»

 

  1.  

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Какое число»

 

  1.  

Развитие мышления. Сравнение предметов.

 

  1.  

Развитие мышления. Упр. «Назови слова»

 

 

  1.  

Развитие мышления. Упр. «Назови соседа»

 

  1.  

Развитие мышления. Упр. «Четвертый лишний»

 

  1.  

Упражнения для развития мышления. Диагностика развития мышления

Коррекция, развитие и диагностика моторной деятельности

  1.  

Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: упр. «Преображение»

 

  1.  

Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов. Закрепление

 

  1.  

Тренинг на расслабление: «Дыхательная гимнастика»

 

  1.  

Тренинг на расслабление: «Звуки моря»

Заключительная диагностика

  1.  

 Диагностика восприятия

 

  1.  

Диагностика внимания

 

  1.  

Диагностика памяти

 

  1.  

Диагностика мышления

 

Календарно – тематическое планирование

11-12 лет

Раздел

№ п\п

Темы занятий

Входная диагностика познавательных процессов

  1.  

Диагностика  развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

 

  1.  

Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и  произвольности внимания (таблицы Шульте, методика «исправь ошибки», уровень сложности 6.)

 

  1.  

Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой и зрительной памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание  двух групп слов», «Запомни двузначные числа», «Запомни трехзначные числа», уровень сложности 6).
  • Диагностика смысловой памяти (Методика «Пары слов», уровень сложности 6).

 

  1.  

Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).
  • Исследование скорости протекания мыслительных процессов.

Коррекция, развитие и диагностика восприятия

  1.  

Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов: «Методика «Дорисуй предмет»; «Учимся видеть»

 

  1.  

Упражнения для тренировки развития восприятия: «Таблица цифр и букв»; «Рисунок из геометрических фигур»

 

  1.  

Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Самые наблюдательные»; Игра «Взвесь в руках»

 

  1.  

Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Учись слушать звуки»; Игра «Развиваем чувство времени»

 

  1.  

Игровые тренинги для развития наблюдательности: «Измеряем на глазок»; «Делим на части»; «Что за картина»; «Угадай голоса»

 

  1.  

Упражнения для развития воображения: «Найди выпавший осколок»

 

  1.  

Упражнения для развития воображения: «Какой вид сверху соответствует предмету»

 

  1.  

Упражнения для развития воображения: «Что перепутал художник»

 

  1.  

Диагностика развития восприятия

Коррекция, развитие и диагностика внимания

  1.  

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: Игра «Корректурная проба»; «Счет по 1, 3, 10, 20»

 

  1.  

Игровой тренинг для развития внимания: «Пропусти число»; «Исправляем ошибки»; «Сравниваем картинки»

 

  1.  

Коррекция и развитие переключаемости внимания: Методика «Красно – черная таблица»; Методика «Счет»

 

  1.  

Коррекция и развитие переключения внимания: Игра «Хлопни - встань»; Игра «Не пропусти профессию»; Игра «Два дела одновременно»

 

  1.  

Коррекция и развитие произвольного внимания: Игра «Слушаем тишину»; Игра «Нарисуй и закрась треугольники»; Игра «Считаем вместе»; Игра «Поем вместе»

 

  1.  

Коррекция и развитие  концентрации и устойчивости внимания: Методика «Корректурная проба – буквенный вариант»; Методика «Таблицы Шульте»

 

  1.  

Коррекция и развитие наблюдательности: Упражнение «Найди ошибки»; Методика «Сравниваем картинки»

 

  1.  

Диагностика развития внимания

Коррекция, развитие и диагностика памяти

  1.  

Упражнения для тренировки памяти: «Логически не связанный текст»

 

 

  1.  

Упражнения для тренировки памяти: «Логически связанный текст»

 

  1.  

Упражнения для тренировки памяти: «Лица с именами и фамилиями»

 

  1.  

Упражнения для тренировки памяти: «Пересказ текстов»

 

  1.  

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Перегруппируй слова»

 

  1.  

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Ассоциативное мышление»

 

  1.  

Игровые тренинги для развития памяти: «Пословицы»; «Предметы»;  «Города»

 

  1.  

Игровые тренинги для развития памяти: «Я положил в мешок»;  «Песни»

 

  1.  

Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание.

 

  1.  

Коррекция и развитие механической памяти: «Нелогические пары»

 

  1.  

Упражнения направленные на развитие зрительной памяти: «Чей предмет?»;  «Угадай, как меня зовут?»; «Запомни порядок»

 

  1.  

Диагностика развития памяти

Коррекция, развитие и диагностика мышления

  1.  

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Пройди лабиринт»

 

  1.  

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Дорисуй рисунок»

 

  1.  

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Составь фигуру»

 

  1.  

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Дорисуй»

 

  1.  

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: Игра «Муха»

 

  1.  

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:  Игра «Круглые очки»; Анализ зрительного образа

 

  1.  

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: Игра «Лишнее слово»

 

  1.  

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: Игра «Поиск общего»

 

  1.  

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: Составление предложений

 

  1.  

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Совместная история»; «Сколько в слове слогов»

 

  1.  

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Ребусы»

 

  1.  

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Кроссворды»

 

  1.  

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Найди спрятанное слово»;  «Какое число»

 

  1.  

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: «Четвертый лишний»

 

  1.  

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: «Назови одним словом»

 

  1.  

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: «Исключение лишнего»

 

  1.  

Коррекция и развитие причинного мышления: «Преобразование предметов и слов»

 

  1.  

Коррекция и развитие причинного мышления: «Установление ситуативных связей между предметами»

 

  1.  

Коррекция и развитие причинного мышления: «Установление причинных связей между событиями»

 

  1.  

Коррекция и развитие причинного мышления: «Угадывание последствий событий»

 

  1.  

Игры на развитие мышления: «Сравнение предметов»; «Назови слова»

 

  1.  

Игры на развитие мышления: «Назови соседа»; «Четвертый лишний»

 

  1.  

Диагностика развития мышления

Диагностика моторной деятельности

  1.  

Исследование пластичности и выразительности движений пальцев рук (упр. «Изображение пальцами букв»)

 

  1.  

 Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов (Упражнения «Радость», «Печаль»)

Коррекция, развитие и диагностика мелкой и сенсорной моторики

  1.  

Коррекция, развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика

 

  1.  

Коррекция, развитие мелкой моторики: массаж пальцев и ладоней

 

  1.  

Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: «Гимнастика для глаз»; «Радость»

 

  1.  

Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: «Печаль»

 

  1.  

Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: «Преображение»

 

  1.  

Тренинг на расслабление: Дыхательная гимнастика; «Звуки моря»

Заключительная диагностика

  1.  

Диагностика восприятия

 

  1.  

Диагностика внимания

 

  1.  

Диагностика памяти

 

  1.  

Диагностика мышления

 

Календарно – тематическое планирование

12-13 лет

Раздел

№ п\п

Темы занятий

Входная диагностика познавательных процессов

1.       

Диагностика   развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений», «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

 

2.       

Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и   произвольности внимания (таблицы Шульте, методика «Исправь ошибки»)
  • Исследование переключения и концентрации внимания (методика «Красно – черная таблица»)
  • Исследование избирательности, продуктивности и устойчивости внимания (методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову»).

 

3.       

Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой  памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание  двух групп слов»).
  • Диагностика смысловой памяти (Методика «Пиктограмма»).
  • Диагностика зрительной памяти   (методика «Исследование зрительной памяти»)

 

4.       

Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени  сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).
  • Диагностика наглядно – образного мышления (Методика «Лабиринт»)

Коррекция, развитие  восприятия

5.       

Коррекция и развитие восприятия цвета: Методика М.Монтессори «Назови цвет». Игра «Цветные картинки»

 

6.       

Коррекция и развитие восприятия цвета: Игра «Цветные картинки».Таблица геометрических фигур

 

7.       

 Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов: Методика «Дорисуй предмет»

 

8.       

Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов: Учимся видеть.

Коррекция, развитие  внимания

9.       

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: «Игра «Корректурная проба»; Игра «Синтез слов и звуков»

 

10.   

Коррекция и развитие переключения внимания: Игра «Хлопни - встань»

 

11.   

Коррекция и развитие произвольного внимания: Игра «Слушаем тишину». Игра «Нарисуй и закрась треугольники».

 

12.   

Коррекция и развитие произвольного внимания: Игра «На одну букву». Игра «Правая, левая». Игра «Повтори за мной»

 

13.   

Коррекция и развитие наблюдательности: Упражнение «Найди ошибки». Игра «Чей это дом?»

 

14.   

Коррекция и развитие распределения внимания: Игра «Считай и двигайся»

 

15.   

Развитие объема внимания: Игра «Что изменилось»

Коррекция, развитие  памяти

16.   

 Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Логически не связанный текст».

 

17.   

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Логически связанный текст»

 

18.   

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Лица с именами и фамилиями».

 

19.   

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Пересказ текстов».

 

20.   

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Перегруппируй слова»

 

21.   

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: «Слова – имена»

 

22.   

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: «Кто больше запомнит»

 

23.   

Коррекция и развитие механической памяти: «Нелогические пары»

 

24.   

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: «Чей предмет?»

 

25.   

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: «Угадай, как меня зовут?»

 

26.   

Упражнения для развития вербальной памяти.

 

27.   

Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание.

Коррекция, развитие  мышления

28.   

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Пройди лабиринт» 

 

29.   

Коррекция, развитие наглядно – действенного  мышления: Игра «Муха»

 

30.   

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Составление предложений»

 

31.   

Коррекция и развитие причинного мышления: преобразование предметов и слов.

Установление ситуативных связей между предметами.

 

32.   

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: «Четвертый лишний»

Промежуточная диагностика

33.   

Промежуточная диагностика  развития восприятия, внимания.

 

34.   

Промежуточная диагностика  развития памяти, мышления.

Коррекция, развитие  восприятия

35.   

Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Развиваем наблюдательность»; Игра «Самые наблюдательные»

 

36.   

Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Самые наблюдательные»; Игра «Взвесь в руках»

 

37.   

Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Учись слушать звуки»; Игра «Развиваем чувство времени»

 

38.   

Упражнения для развития воображения: «Найди выпавший осколок»; «Какой вид сверху соответствует предмету»

 

39.   

Упражнения для развития воображения:«Что перепутал художник»

Коррекция, развитие  внимания

40.   

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: «Таблицы Шульте»;

«Перепутанные линии»

 

41.   

Коррекция и развитие переключения внимания: Игра «Не пропусти растение»

 

42.   

Коррекция и развитие переключения внимания: Методика «Красно – черная таблица»

 

43.   

Коррекция и развитие произвольного внимания: Игра «Запретное движение»

 

44.   

Коррекция и развитие наблюдательности: Упражнение «Найди ошибки». Методика «Сравниваем картинки».

 

45.   

Коррекция и развитие распределения внимания: Игра «Нос, пол, потолок»;

 

46.   

Коррекция и развитие распределения внимания: Методика «Поставь значки»

 

47.   

Развитие объема внимания: Игра «Знаем ли мы пословицы»

Коррекция, развитие  памяти

48.   

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Логически не связанный текст»; «Логически связанный текст»

 

49.   

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Лица с именами и фамилиями»; «Пересказ текстов».

 

50.   

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Ассоциативное мышление»

 

51.   

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: «Форма предметов»,  «Опиши по памяти»

 

52.   

Коррекция и развитие механической памяти: нелогические пары.

 

53.   

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: «Запомни порядок»

 

54.   

Игровые упражнения для развития вербальной памяти.

Коррекция, развитие  мышления

55.   

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Дорисуй рисунок»

 

56.   

Коррекция, развитие наглядно – действенного  мышления:  Игра «Круглые очки»

 

57.   

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Совместная история» «Сколько в слове слогов»

 

58.   

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Кто кем будет», «Установление отношений»

 

59.   

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: «Четвертый лишний»,  «Назови одним словом»

 

60.   

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: «Исключение лишнего»

 

61.   

Коррекция и развитие причинного мышления: преобразование предметов и слов.

Установление причинных связей между событиями.

 

62.   

Коррекция и развитие причинного мышления: преобразование предметов и слов. Нахождение причины событий. Угадывание последствий событий.

 

63.   

Развитие логического мышления: Игра «Вывод».

 

64.   

Развитие логического мышления: Тест «Аналогия»

Заключительная диагностика

65.   

 Диагностика восприятия

 

66.   

Диагностика внимания

 

67.   

Диагностика памяти

 

68.   

Диагностика мышления

 

Календарно – тематическое планирование

13-14 лет

Раздел

№ п\п

Темы занятий

Входная диагностика познавательных процессов

1.       

Диагностика   развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений», «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

 

2.       

Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и   произвольности внимания (таблицы Шульте, методика «Исправь ошибки»)
  • Исследование переключения и концентрации внимания (методика «Красно – черная таблица»)
  • Исследование избирательности, продуктивности и устойчивости внимания (методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову»).

 

3.       

Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой  памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание  двух групп слов»).
  • Диагностика смысловой памяти (Методика «Пиктограмма»).
  • Диагностика зрительной памяти   (методика «Исследование зрительной памяти»)

 

4.       

Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени  сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).
  • Диагностика наглядно – образного мышления (Методика «Лабиринт»)

Коррекция, развитие  восприятия

5.       

Коррекция и развитие восприятия цвета: Методика М.Монтессори «Назови цвет». Игра «Цветные картинки»

 

6.       

Коррекция и развитие восприятия цвета: Игра «Цветные картинки».Таблица геометрических фигур

 

7.       

 Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов: Методика «Дорисуй предмет»

 

8.       

Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов: Учимся видеть.

Коррекция, развитие  внимания

9.       

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: «Игра «Корректурная проба»; Игра ««Слова - невидимки»

 

10.   

Коррекция и развитие переключения внимания: Игра «Хлопни - встань», «Не пропусти профессию»

 

11.   

Коррекция и развитие произвольного внимания: Игра «Слушаем тишину». Игра «Нарисуй и закрась треугольники».

 

12.   

Коррекция и развитие произвольного внимания: Игра «Запретное движение»; Игра «Поиск предмета»; Игра «Повтори за мной»

 

13.   

Коррекция и развитие наблюдательности: Упражнение «Найди ошибки». Упражнение «Знаем ли мы пословицы»

 

14.   

Коррекция и развитие распределения внимания: Игра «Скажи наоборот» (модификация методики В.М. Когана, Э.А. Коробковой)

 

15.   

Развитие объема внимания: Игра «Кто внимательнее»

Коррекция, развитие  памяти

16.   

 Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Логически не связанный текст».

 

17.   

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Логически связанный текст»

 

18.   

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Лица с именами и фамилиями».

 

19.   

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Пересказ текстов».

 

20.   

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Перегруппируй слова»; Двойная стимуляция памяти

 

21.   

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: «Слова – имена»

 

22.   

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: «Кто больше запомнит»

 

23.   

Коррекция и развитие механической памяти: «Нелогические пары»

 

24.   

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: «Чей предмет?»

 

25.   

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: «Угадай, как меня зовут?»

 

26.   

Упражнения для развития вербальной памяти.

 

27.   

Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание.

Коррекция, развитие  мышления

28.   

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Пройди лабиринт» 

 

29.   

Коррекция, развитие наглядно – действенного  мышления: Игра «Муха»; Анализ зрительного образа

 

30.   

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Составление предложений»

 

31.   

Коррекция и развитие причинного мышления: преобразование предметов и слов.

Установление ситуативных связей между предметами.

 

32.   

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: «Четвертый лишний»

Промежуточная диагностика

33.   

Промежуточная диагностика  развития восприятия, внимания.

 

34.   

Промежуточная диагностика  развития памяти, мышления.

Коррекция, развитие  восприятия

35.   

Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Развиваем наблюдательность»; Игра «Самые наблюдательные»

 

36.   

Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Самые наблюдательные»; Игра «Взвесь в руках»

 

37.   

Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Учись слушать звуки»; Игра «Развиваем чувство времени»

 

38.   

Упражнения для развития воображения: «Найди выпавший осколок»; «Какой вид сверху соответствует предмету»

 

39.   

Упражнения для развития воображения:«Что перепутал художник»

Коррекция, развитие  внимания

40.   

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: «Счет по 25, 30, 50»; «Перепутанные линии»; Упражнение «Раскрась, что получилось»

 

41.   

Коррекция и развитие переключения внимания: Игра «Не пропусти растение»; Методика «Красно – черная таблица»

 

42.   

Коррекция и развитие переключения внимания:; Игра «Два дела одновременно»; Методика Мюнстерберга

 

43.   

Коррекция и развитие произвольного внимания: Игра «Запретное движение»; Игра «Поем вместе»

 

44.   

Коррекция и развитие наблюдательности: Упражнение «Найди ошибки». Методика «Сравниваем картинки».

 

45.   

Коррекция и развитие распределения внимания: Игра «Нос, пол, потолок»;

 

46.   

Коррекция и развитие распределения внимания: Методика «Два дела одновременно»

 

47.   

Развитие объема внимания: Упражнение «Колесо обозрения»

Коррекция, развитие  памяти

48.   

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Логически не связанный текст»; «Логически связанный текст»

 

49.   

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Лица с именами и фамилиями»; «Пересказ текстов».

 

50.   

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Ассоциативное мышление»

 

51.   

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: «Форма предметов»,  «Опиши по памяти»

 

52.   

Коррекция и развитие механической памяти: нелогические пары.

 

53.   

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: «Запомни порядок»

 

54.   

Игровые упражнения для развития вербальной памяти.

Коррекция, развитие  мышления

55.   

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Дорисуй рисунок»

 

56.   

Коррекция, развитие наглядно – действенного  мышления:  Игра «Круглые очки»

 

57.   

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Совместная история» «Сколько в слове слогов»

 

58.   

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Кто кем будет», «Установление отношений»

 

59.   

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: «Четвертый лишний»,  «Назови одним словом»

 

60.   

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: «Исключение лишнего»

 

61.   

Коррекция и развитие причинного мышления: преобразование предметов и слов.

Установление причинных связей между событиями.

 

62.   

Коррекция и развитие причинного мышления: преобразование предметов и слов. Нахождение причины событий. Угадывание последствий событий.

 

63.   

Развитие логического мышления: Игра «Вывод».

 

64.   

Развитие логического мышления: Тест «Аналогия»

Заключительная диагностика

65.   

 Диагностика восприятия

 

66.   

Диагностика внимания

 

67.   

Диагностика памяти

 

68.   

Диагностика мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

15-16 лет

Раздел

№ п\п

Темы занятий

Входная диагностика познавательных процессов

1.       

Диагностика   развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений», «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

 

2.       

Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и   произвольности внимания (таблицы Шульте, методика «Исправь ошибки»)
  • Исследование переключения и концентрации внимания (методика «Красно – черная таблица»)
  • Исследование избирательности, продуктивности и устойчивости внимания (методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову»).

 

3.       

Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой  памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание  двух групп слов»).
  • Диагностика смысловой памяти (Методика «Пиктограмма»).
  • Диагностика зрительной памяти   (методика «Исследование зрительной памяти»)

 

4.       

Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени  сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).
  • Диагностика наглядно – образного мышления (Методика «Лабиринт»)

Коррекция, развитие  восприятия

5.       

Коррекция и развитие восприятия цвета: Методика М.Монтессори «Назови цвет». Игра «Цветные картинки»

 

6.       

Упражнения для развития восприятия: Упражнение «Таблица графических изображений»; Упражнение «Таблица цифр»; Упражнение «Таблица геометрических фигур»;

 

7.       

Упражнения для развития восприятия: Упражнение «Таблица букв»; Упражнение «Нарисовать объект, пользуясь набором фигур»

 

8.       

Коррекция и развитие способности к восприятию целого по частям: Упражнение «Составь целое из частей»; Упражнение «Составь фигуры»

Коррекция, развитие  внимания

9.       

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: «Игра «Корректурная проба»; Игра ««Слова - невидимки»

 

10.   

Коррекция и развитие переключения внимания: Игра «Хлопни - встань», «Не пропусти профессию»

 

11.   

Коррекция и развитие произвольного внимания: Игра «Минутка»; Игра «Правая, левая»; Игра «Нарисуй и закрась треугольники».

 

12.   

Коррекция и развитие произвольного внимания: Игра «Запретное движение»; Игра «Поиск предмета»; Игра «Повтори за мной»

 

13.   

Коррекция и развитие наблюдательности: Упражнение «Найди ошибки». Упражнение «Знаем ли мы пословицы»; Упражнение «Чей это дом?»

 

14.   

Коррекция и развитие распределения внимания: Игра «Скажи наоборот» (модификация методики В.М. Когана, Э.А. Коробковой); Игра «Повторяем движения»

Игра «Считай и двигайся»

 

15.   

Развитие объема внимания: Игра «Кто внимательнее»

Коррекция, развитие  памяти

16.   

 Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Логически не связанный текст».

 

17.   

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Логически связанный текст»

 

18.   

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Лица с именами и фамилиями».

 

19.   

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Пересказ текстов».

 

20.   

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Перегруппируй слова»; Двойная стимуляция памяти

 

21.   

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: Игра «Восстанови пропущенное слово»; Упражнение «Скороговорки и считалки»

 

22.   

Развитие тактильной памяти: «Игра «передача воображаемого предмета»; Игра «Конспиратор»

 

23.   

Коррекция и развитие механической памяти: «Нелогические пары»

 

24.   

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: «Запомни порядок»; Игра «Кто больше увидит и запомнит»; Игра «Штирлиц»

 

25.   

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: Упражнение «Портрет»; Упражнение «Фигуры»

 

26.   

Упражнения для развития вербальной памяти.

 

27.   

Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание.

Коррекция, развитие  мышления

28.   

Тренинг мышления. Интеллектуальные игры: «Поиск общего» ; «Что лишнее?»

 

29.   

Тренинг мышления. Интеллектуальные игры: «Поиск предметов, обладающих общими свойствами»; «Поиск предметов с противоположными свойствами»; «Узнаем зашифрованные предложения»

 

30.   

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек; Упражнение «Платочек»

 

31.   

Коррекция и развитие словесно – логического мышления: Упражнение «Раздели на группы»

 

32.   

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: Упражнение «Отделение формы понятия от его содержания»; Упражнение «Установление связи между понятиями»

Промежуточная диагностика

33.   

Промежуточная диагностика  развития восприятия, внимания.

 

34.   

Промежуточная диагностика  развития памяти, мышления.

Коррекция, развитие  восприятия

35.   

Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Развиваем наблюдательность»; Игра «Самые наблюдательные»

 

36.   

Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Определи длину отрезка»; Игра «Определи размер на ощупь»

 

37.   

Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Делим на части»; Игра «Угадай голоса»

 Игра «Развиваем чувство времени»; Игра «На какой странице закладка»

 

38.   

Коррекция и развитие пространственного восприятия:  «Упражнение «Определи положение предметов»; Упражнение «Найди место»; Упражнение «Определи правую и левую сторону»

 

39.   

Упражнения для развития воображения:«Что перепутал художник»

Коррекция, развитие  внимания

40.   

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: «Счет по командам»; Игра «Синтез слов и звуков»; Методика «Таблицы Шульте»

 

41.   

Коррекция и развитие переключения внимания: Игра «Не пропусти растение»; Методика «Красно – черная таблица»

 

42.   

Коррекция и развитие переключения внимания:; Игра «Два дела одновременно»; Методика Мюнстерберга

 

43.   

Коррекция и развитие произвольного внимания: Игра «Что изменилось?»; Игра - разминка «Исходное положение»

Упражнение «Точки»

 

44.   

Коррекция и развитие наблюдательности: Упражнение «Найди ошибки». Методика «Сравниваем картинки».

 

45.   

Коррекция и развитие распределения внимания: Игра «Нос, пол, потолок»;

 

46.   

Коррекция и развитие распределения внимания: Методика «Два дела одновременно»

 

47.   

Развитие объема внимания: Упражнение «Колесо обозрения»

Коррекция, развитие  памяти

48.   

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Логически не связанный текст»; «Логически связанный текст»

 

49.   

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Лица с именами и фамилиями»; «Пересказ текстов».

 

50.   

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Ассоциативное мышление»

 

51.   

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: Игра «Снежный ком»; Игра «Я положил в мешок»

 

52.   

Развитие тактильной памяти: Игра «Тактильный образ»

 

53.   

Развитие произвольной памяти: Упражнение «Я фотоаппарат»; Упражнение «Запомни порядок»

 

54.   

Игровые упражнения для развития вербальной памяти.

Коррекция, развитие  мышления

55.   

Тренинг мышления. Интеллектуальные игры: «Учимся формулировать определения»,

«Учимся выражать мысли другими словами»

 

56.   

Тренинг мышления. Интеллектуальные игры: «Ищем возможные причины», «Построение сообщения по алгоритму»

 

57.   

Тренинг мышления. Интеллектуальные игры: «Выражения. Слова наоборот»; «Учимся замечать главное»

 

58.   

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: Упражнение «Лабиринт»

Упражнение «Найди закономерность»

 

59.   

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: Упражнение «Формирование способности оперировать смыслом»

 

60.   

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: Упражнение «Выделение существенных признаков для сохранения логичности суждений»

 

61.   

Коррекция и развитие словесно – логического мышления: Упражнение «Раздели на группы»; Логические задачи. Задачи на сравнение

 

62.   

Развитие логического мышления: Игра «Вывод». Тест «Аналогия»

Развитие коммуникативных навыков

63.   

Развитие  коммуникативных навыков: Игры «Путаница»; «Колечко»; «Мячик с путаницей»; «Передай предмет»; «Комплименты»

 

64.   

Развитие  коммуникативных навыков: Игры: «Я не знаю»; «Моргалки»; «Лабиринт»; «Ассоциации»; «Неудобная ситуация»; «Кораблекрушение»

Заключительная диагностика

65.   

 Диагностика восприятия

 

66.   

Диагностика внимания

 

67.   

Диагностика памяти

 

68.   

Диагностика мышления

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках прохождения реабилитационного периода в

Пояснительная записка Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках прохождения реабилитационного периода в

Пути реализации программы: 1

Пути реализации программы: 1

Важно выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность

Важно выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность

Узнавание цвета. ·

Узнавание цвета. ·

Развитие внимания внимательно слушать учителя и одноклассников

Развитие внимания внимательно слушать учителя и одноклассников

Иметь представления о социальных нормах, принятых в обществе

Иметь представления о социальных нормах, принятых в обществе

Упражнения для тренировки развития восприятия: «Рисунок из геометрических фигур»

Упражнения для тренировки развития восприятия: «Рисунок из геометрических фигур»

Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: упр

Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: упр

Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: упр

Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: упр

Самые наблюдательные»; Игра «Взвесь в руках»

Самые наблюдательные»; Игра «Взвесь в руках»

Упражнения направленные на развитие зрительной памяти: «Чей предмет?»; «Угадай, как меня зовут?»; «Запомни порядок»

Упражнения направленные на развитие зрительной памяти: «Чей предмет?»; «Угадай, как меня зовут?»; «Запомни порядок»

Коррекция, развитие и диагностика мелкой и сенсорной моторики

Коррекция, развитие и диагностика мелкой и сенсорной моторики

Диагностика степени сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез)

Диагностика степени сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез)

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Пройди лабиринт»

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Пройди лабиринт»

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: «Запомни порядок» 2

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: «Запомни порядок» 2

Диагностика развития памяти:

Диагностика развития памяти:

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: «Кто больше запомнит»

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: «Кто больше запомнит»

Развитие объема внимания: Упражнение «Колесо обозрения»

Развитие объема внимания: Упражнение «Колесо обозрения»

Календарно – тематическое планирование 15-16 лет

Календарно – тематическое планирование 15-16 лет

Упражнения для развития восприятия:

Упражнения для развития восприятия:

Развитие тактильной памяти: «Игра «передача воображаемого предмета»;

Развитие тактильной памяти: «Игра «передача воображаемого предмета»;

Методика «Таблицы Шульте» 1

Методика «Таблицы Шульте» 1

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2022