Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках прохождения реабилитационного периода в Отделении по реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью и молодых инвалидов, составленной для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В реализуемый комплекс программ коррекционной работы входят следующие блоки:
· диагностический блок (мониторинговые исследования);
· программа коррекционной работы;
· профилактическая работа;
Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-логопеда.
Дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению дети нуждаются в коррекционном сопровождении.
Цель программы: диагностика, развитие и коррекция высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения детей с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей.
Задачи:
1. Осуществление комплексной диагностики и определение путей коррекции, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы.
2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием.
3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов детей.
· Коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки.
· Формирование и развитие различных видов устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности.
· Развитие связной речи.
· Формирование учебной мотивации.
· Формирование и развитие навыков социального поведения.
· Формирование базовых учебных действий.
Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения, где задания и упражнения, подобраны таким образом, что ее задачи реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6 направлений).
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 3 человека.
Программа построена на следующих принципах коррекционно-развивающей работы:
· принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих общих и специфических задач;
· принцип единства диагностики и коррекции;
· приоритетности коррекции причинного типа;
· принцип учёта соотношения первичных и вторичных нарушений;
· деятельностный принцип коррекции;
· принцип учёта неравномерности детского развития;
· принцип комплексности методов коррекционного воздействия;
· принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
· принцип программированного обучения;
· принцип возрастания сложности;
· принцип учета объема и степени разнообразия материала;
· принцип развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;
· принцип уровневой дифференциации задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
· принцип системного компенсаторно-развивающего воздействия на развитие ребенка с обеспечением преодоления им трудностей развития, обусловленных негативным влиянием нарушенного анализатора, формированием компенсаторно–адаптивных механизмов, повышающих возрастные возможности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического развития;
· принцип стимулирования эмоционального реагирования, эмпатии и использования их для развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения.
Пути реализации программы:
1. Изучение уровня развития высших психических функций учащихся.
2. Подбор необходимого диагностического инструментария.
3. Планирование, организация работы.
4. Мониторинг результатов работы.
5. Регуляция и корректировка работы.
Условия реализации программы
По результатам обследования каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей рассчитаны часы индивидуальных занятий. Продолжительность занятия рассчитана на 20 минут (по каждому разделу).
Диагностический блок
При обследовании детей необходимо ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией.
Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. В процессе диагностики следует обращать внимание на ряд общих моментов.
Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная.
Характер деятельности при выполнении заданий. Нужно установить, выполняет ли ребенок задание с интересом или формально и обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа. Недостатки могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения. Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нарушениями интеллекта действуют шаблонно или неадекватным образом.
Важно выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.
Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.
Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Безразличное отношение к факту обследования встречается очень часто. Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию. Подобное поведение может быть симптомом психического заболевания и должно настораживать. Такие дети должны стать объектом особого внимания.
Практический диагностический материал
Для исследования внимания.
1. Бланки «Корректурных проб».
2. Таблицы Шульте.
3. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.
Для исследования восприятия.
1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.
2. Доски Сегена разных вариантов сложности.
3. Кубики Коса.
4. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать
5. Набор предметных картинок, разрезанных на несколько частей.
6. Картинки для определения правой и левой сторон, понятия «верх» и «низ», «посередине».
Для исследования мышления.
1. Таблицы с изображением предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам.
2. Таблицы с заданиями на исключение понятия.
3. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
4. Бланки к методике «Выделение существенных признаков».
5. Бланки к методике «Простые аналогии», «Сложные аналогии».
6. Таблицы с пословицами и поговорками.
7. Сюжетные картинки для сравнения. Таблицы с заданиями на сравнение слов-понятий.
8. Набор сюжетных картинок разной степени сложности.
9. Таблицы с текстами разной сложности.
10. Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.
11. Таблицы с загадками.
12. Бланки со словами для исследования ассоциаций.
Для исследования памяти.
1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания.
2. Бланки к методике для запоминания 10 слов.
3. Картинки для запоминания слов с изображением предметов.
4. Бланки с текстами для воспроизведения.
Познавательные процессы. Восприятие.
Развитие восприятия различной модальности: зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и пространственных отношений предметов, дифференцированный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов – создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь.
Исследуются процессы:
1. Зрительно-предметного восприятия:
· Узнавание предметов и изображений предметов на картинке.
· Узнавание «зашумленных» предметных картинок.
· Узнавание символических изображений, геометрических фигур, букв.
· Узнавание цвета.
· Узнавание пальцев рук.
2. Акустического восприятия:
· Оценка ритмов.
· Воспроизведение ритмов.
· Узнавание шумов.
3. Кожно-кинестетического восприятия:
· Узнавание предмета на ощупь.
Познавательные процессы. Память.
Здесь исследуются общая и специальные виды памяти: зрительная, слухо-речевая, двигательная, зрительно-предметная память.
Познавательные процессы. Внимание.
Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания.
Речь и речевые процессы. Речь должна быть обследована тщательно. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и восприятия образов. Речь организует все высшие психические функции (ВПФ), входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение. Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств – жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи – повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам, ответы на вопросы, пересказ сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов).
Программа коррекционно-развивающих занятий имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.
Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы
Личностные результаты включают овладени социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию. Достижение личностных результатов обеспечивается овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия.
Предметные результаты связаны с овладением содержанием курса,
достижениями ребенка в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.
Разделы курса |
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
Развитие восприятия |
Воспринимать зрительную и слуховую информацию, по требованию учителя. |
Уметь воспринимать явления и объекты окружающей действительности в совокупности их свойств и признаков; |
Иметь элементарные представления о количестве, форме, величине предметов; |
Иметь элементарные пространственные и временные представления |
|
Развитие внимания |
внимательно слушать учителя и одноклассников |
Уметь концентрировать своё внимание на учебной задаче. |
Развитие |
Сравнивать между собой |
Выделять существенные признаки |
мышления |
предметы, явления |
предметов |
|
Обобщать предметы, делать |
Обобщать предметы, явления, |
|
выводы |
делать выводы |
|
Классифицировать |
Классифицировать явления, |
|
предметы |
предметы |
|
Выявлять функциональные |
судить о противоположных |
|
отношения между понятиями |
явлениях |
|
Используя начальные |
Используя начальные знания о |
|
знания о числах, величинах и |
числах, величинах и геометрических |
|
геометрических фигурах |
фигурах описывать окружающие |
|
описывать окружающие |
предметы процессы, явления, а |
|
предметы |
также оценивать, их количественные |
|
|
и пространственные отношения; |
|
Определять последовательность событий |
Выявлять закономерности и |
|
проводить аналогии |
|
|
|
|
Развитие речи |
Иметь достаточный пассивный словарь; |
Уметь строить устную монологическую речь, используя знания и представления об окружающей действительности и человеке |
Развитие памяти |
Запоминать зрительную и слуховую информацию, по требованию учителя. |
Уметь использовать различные методы запоминания. |
Эмоционально - |
Позитивно относится к |
Знать сильные и слабые стороны |
личностная сфера подростка |
своему Я, иметь интерес к самопознанию и познанию других людей. |
своей личности, работать над нежелательными чертами своего характера и поведения. |
|
Участвовать в обсуждении |
Уметь распознавать свои |
|
литературных произведений |
эмоциональные состояния и |
|
и фильмов, называть эмоции |
эмоциональные состояния других |
|
героев |
людей по мимике, жестам, голосу, |
|
|
понимать чувства другого человека, справляться со страхами, обидами, гневом. |
Знать этические нормы поведения человека в обществе |
Уметь высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил |
|
Мотивационная сфера личности. |
Иметь социальный мотив учения. |
Иметь адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления. Иметь устойчивую учебно- познавательную мотивацию. |
Коммуникативная сфера и социальная интеграция |
Иметь представления о социальных нормах, принятых в обществе |
Уметь устанавливать коммуникации в различных ситуациях общения; |
Уметь отвечать на вопросы собеседника |
Использовать диалогические формы речи в различных ситуациях общения; |
|
Профессиональное самоопределение |
Определить свой дальнейший образовательный маршрут. |
Определить свой дальнейший образовательный маршрут. |
Здоровье подростка |
Знать способы укрепления здоровья. |
Иметь элементарные навыки, способствующие укреплению здоровья человека |
Достижение личностных и предметных результатов, направленно на формирование базовых учебных действий у обучающихся.
Календарно – тематическое планирование
10-11 лет
Раздел |
№ п\п |
Темы занятий |
Входная диагностика познавательных процессов |
|
Диагностика развития восприятия:
|
|
|
Диагностика развития внимания:
|
|
|
Диагностика развития памяти:
|
|
|
Диагностика развития мышления:
Исследование скорости протекания мыслительных процессов. |
Коррекция и развитие восприятия |
|
Упражнения для тренировки развития восприятия: «Таблица цифр»
|
|
|
Упражнения для тренировки развития восприятия: «Таблица букв»
|
|
|
Упражнения для тренировки развития восприятия: «Рисунок из геометрических фигур» |
|
|
Упражнения для тренировки развития восприятия: «Учимся видеть» |
|
|
Упражнения для тренировки развития восприятия. Диагностика развития восприятия. |
Коррекция, развитие и диагностика внимания |
|
Игровой тренинг для развития внимания: «Пропусти число» |
|
|
Игровой тренинг для развития внимания: «Исправляем ошибки» |
|
|
Игровой тренинг для развития внимания: «Сравниваем картинки» |
|
|
Коррекция и развитие переключаемости внимания: «Методика «Красно – черная таблица» |
|
|
Упражнения для тренировки развития внимания. Диагностика развития внимания |
Коррекция, развитие и диагностика памяти |
|
Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Логически не связанный текст» |
|
|
Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Лица с именами и фамилиями» |
|
|
Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Перегруппируй слова» |
|
|
Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Ассоциации» |
|
|
Игровые тренинги для развития памяти. Диагностика развития памяти. |
Коррекция, развитие и диагностика мышления |
|
Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Пройди лабиринт» |
|
|
Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Составь фигуру» |
|
|
Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Дорисуй рисунок» |
|
|
Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: Игра «Муха» |
|
|
Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: Игра «Лишнее слово» |
|
|
Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: Игра «Поиск общего» |
|
|
Упражнения для развития мышления. Диагностика развития мышления |
Коррекция, развитие и диагностика моторной деятельности |
|
Исследование пластичности и выразительности движений пальцев рук (упр. «Изображение пальцами букв») Пальчиковая гимнастика. |
|
|
Коррекция, развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика» |
|
|
Коррекция, развитие мелкой моторики: «Массаж пальцев и ладоней» |
|
|
Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов. Гимнастика для глаз |
|
|
Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: упр. «Радость. Печаль». Занятие 1 |
|
|
Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: упр. «Радость. Печаль». Занятие 2. |
|
|
Тренинг на расслабление: «Дыхательная гимнастика», «Звуки моря» |
Промежуточная диагностика |
|
Промежуточная диагностика развития восприятия, внимания. |
|
|
Промежуточная диагностика развития памяти, мышления. |
Коррекция, развитие и диагностика восприятия |
|
Игровые тренинги для развития наблюдательности: «Измеряем на глазок» |
|
|
Игровые тренинги для развития наблюдательности: «Делим на части» |
|
|
Игровые тренинги для развития наблюдательности: «Что за картина» |
|
|
Игровые тренинги для развития наблюдательности: «Угадай голоса» |
|
|
Упражнения для развития наблюдательности. |
|
|
Упражнения для развития наблюдательности. Диагностика развития восприятия |
Коррекция, развитие и диагностика внимания |
|
Коррекция и развитие переключаемости внимания: «Методика «Счет» |
|
|
Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: Методика «Корректурная проба – буквенный вариант» |
|
|
Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: Методика «Таблицы Шульте» |
|
|
Игровые упражнения на развитие внимания. Диагностика развития внимания |
Коррекция, развитие и диагностика памяти |
|
Игровые тренинги для развития памяти: «Пословицы» |
|
|
Игровые тренинги для развития памяти: «Предметы» |
|
|
Игровые тренинги для развития памяти: «Города» |
|
|
Игровые тренинги для развития памяти: «Я положил в мешок» |
|
|
Игровые тренинги для развития памяти: «Песни» |
|
|
Игровые тренинги для развития памяти. Диагностика развития памяти. |
Коррекция, развитие и диагностика мышления |
|
Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Ребусы» |
|
|
Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Кроссворды» |
|
|
Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Найди спрятанное слово» |
|
|
Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Какое число» |
|
|
Развитие мышления. Сравнение предметов. |
|
|
Развитие мышления. Упр. «Назови слова»
|
|
|
Развитие мышления. Упр. «Назови соседа» |
|
|
Развитие мышления. Упр. «Четвертый лишний» |
|
|
Упражнения для развития мышления. Диагностика развития мышления |
Коррекция, развитие и диагностика моторной деятельности |
|
Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: упр. «Преображение» |
|
|
Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов. Закрепление |
|
|
Тренинг на расслабление: «Дыхательная гимнастика» |
|
|
Тренинг на расслабление: «Звуки моря» |
Заключительная диагностика |
|
Диагностика восприятия |
|
|
Диагностика внимания |
|
|
Диагностика памяти |
|
|
Диагностика мышления |
Календарно – тематическое планирование
11-12 лет
Раздел |
№ п\п |
Темы занятий |
Входная диагностика познавательных процессов |
|
Диагностика развития восприятия:
|
|
|
Диагностика развития внимания:
|
|
|
Диагностика развития памяти:
|
|
|
Диагностика развития мышления:
|
Коррекция, развитие и диагностика восприятия |
|
Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов: «Методика «Дорисуй предмет»; «Учимся видеть» |
|
|
Упражнения для тренировки развития восприятия: «Таблица цифр и букв»; «Рисунок из геометрических фигур» |
|
|
Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Самые наблюдательные»; Игра «Взвесь в руках» |
|
|
Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Учись слушать звуки»; Игра «Развиваем чувство времени» |
|
|
Игровые тренинги для развития наблюдательности: «Измеряем на глазок»; «Делим на части»; «Что за картина»; «Угадай голоса» |
|
|
Упражнения для развития воображения: «Найди выпавший осколок» |
|
|
Упражнения для развития воображения: «Какой вид сверху соответствует предмету» |
|
|
Упражнения для развития воображения: «Что перепутал художник» |
|
|
Диагностика развития восприятия |
Коррекция, развитие и диагностика внимания |
|
Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: Игра «Корректурная проба»; «Счет по 1, 3, 10, 20» |
|
|
Игровой тренинг для развития внимания: «Пропусти число»; «Исправляем ошибки»; «Сравниваем картинки» |
|
|
Коррекция и развитие переключаемости внимания: Методика «Красно – черная таблица»; Методика «Счет» |
|
|
Коррекция и развитие переключения внимания: Игра «Хлопни - встань»; Игра «Не пропусти профессию»; Игра «Два дела одновременно» |
|
|
Коррекция и развитие произвольного внимания: Игра «Слушаем тишину»; Игра «Нарисуй и закрась треугольники»; Игра «Считаем вместе»; Игра «Поем вместе» |
|
|
Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: Методика «Корректурная проба – буквенный вариант»; Методика «Таблицы Шульте» |
|
|
Коррекция и развитие наблюдательности: Упражнение «Найди ошибки»; Методика «Сравниваем картинки» |
|
|
Диагностика развития внимания |
Коррекция, развитие и диагностика памяти |
|
Упражнения для тренировки памяти: «Логически не связанный текст»
|
|
|
Упражнения для тренировки памяти: «Логически связанный текст» |
|
|
Упражнения для тренировки памяти: «Лица с именами и фамилиями» |
|
|
Упражнения для тренировки памяти: «Пересказ текстов» |
|
|
Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Перегруппируй слова» |
|
|
Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Ассоциативное мышление» |
|
|
Игровые тренинги для развития памяти: «Пословицы»; «Предметы»; «Города» |
|
|
Игровые тренинги для развития памяти: «Я положил в мешок»; «Песни» |
|
|
Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание. |
|
|
Коррекция и развитие механической памяти: «Нелогические пары» |
|
|
Упражнения направленные на развитие зрительной памяти: «Чей предмет?»; «Угадай, как меня зовут?»; «Запомни порядок» |
|
|
Диагностика развития памяти |
Коррекция, развитие и диагностика мышления |
|
Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Пройди лабиринт» |
|
|
Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Дорисуй рисунок» |
|
|
Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Составь фигуру» |
|
|
Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Дорисуй» |
|
|
Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: Игра «Муха» |
|
|
Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: Игра «Круглые очки»; Анализ зрительного образа |
|
|
Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: Игра «Лишнее слово» |
|
|
Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: Игра «Поиск общего» |
|
|
Коррекция, развитие вербально – логического мышления: Составление предложений |
|
|
Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Совместная история»; «Сколько в слове слогов» |
|
|
Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Ребусы» |
|
|
Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Кроссворды» |
|
|
Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Найди спрятанное слово»; «Какое число» |
|
|
Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: «Четвертый лишний» |
|
|
Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: «Назови одним словом» |
|
|
Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: «Исключение лишнего» |
|
|
Коррекция и развитие причинного мышления: «Преобразование предметов и слов» |
|
|
Коррекция и развитие причинного мышления: «Установление ситуативных связей между предметами» |
|
|
Коррекция и развитие причинного мышления: «Установление причинных связей между событиями» |
|
|
Коррекция и развитие причинного мышления: «Угадывание последствий событий» |
|
|
Игры на развитие мышления: «Сравнение предметов»; «Назови слова» |
|
|
Игры на развитие мышления: «Назови соседа»; «Четвертый лишний» |
|
|
Диагностика развития мышления |
Диагностика моторной деятельности |
|
Исследование пластичности и выразительности движений пальцев рук (упр. «Изображение пальцами букв») |
|
|
Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов (Упражнения «Радость», «Печаль») |
Коррекция, развитие и диагностика мелкой и сенсорной моторики |
|
Коррекция, развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика |
|
|
Коррекция, развитие мелкой моторики: массаж пальцев и ладоней |
|
|
Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: «Гимнастика для глаз»; «Радость» |
|
|
Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: «Печаль» |
|
|
Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: «Преображение» |
|
|
Тренинг на расслабление: Дыхательная гимнастика; «Звуки моря» |
Заключительная диагностика |
|
Диагностика восприятия |
|
|
Диагностика внимания |
|
|
Диагностика памяти |
|
|
Диагностика мышления |
Календарно – тематическое планирование
12-13 лет
Раздел |
№ п\п |
Темы занятий |
Входная диагностика познавательных процессов |
1. |
Диагностика развития восприятия:
|
|
2. |
Диагностика развития внимания:
|
|
3. |
Диагностика развития памяти:
|
|
4. |
Диагностика развития мышления:
|
Коррекция, развитие восприятия |
5. |
Коррекция и развитие восприятия цвета: Методика М.Монтессори «Назови цвет». Игра «Цветные картинки» |
|
6. |
Коррекция и развитие восприятия цвета: Игра «Цветные картинки».Таблица геометрических фигур |
|
7. |
Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов: Методика «Дорисуй предмет» |
|
8. |
Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов: Учимся видеть. |
Коррекция, развитие внимания |
9. |
Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: «Игра «Корректурная проба»; Игра «Синтез слов и звуков» |
|
10. |
Коррекция и развитие переключения внимания: Игра «Хлопни - встань» |
|
11. |
Коррекция и развитие произвольного внимания: Игра «Слушаем тишину». Игра «Нарисуй и закрась треугольники». |
|
12. |
Коррекция и развитие произвольного внимания: Игра «На одну букву». Игра «Правая, левая». Игра «Повтори за мной» |
|
13. |
Коррекция и развитие наблюдательности: Упражнение «Найди ошибки». Игра «Чей это дом?» |
|
14. |
Коррекция и развитие распределения внимания: Игра «Считай и двигайся» |
|
15. |
Развитие объема внимания: Игра «Что изменилось» |
Коррекция, развитие памяти |
16. |
Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Логически не связанный текст». |
|
17. |
Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Логически связанный текст» |
|
18. |
Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Лица с именами и фамилиями». |
|
19. |
Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Пересказ текстов». |
|
20. |
Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Перегруппируй слова» |
|
21. |
Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: «Слова – имена» |
|
22. |
Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: «Кто больше запомнит» |
|
23. |
Коррекция и развитие механической памяти: «Нелогические пары» |
|
24. |
Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: «Чей предмет?» |
|
25. |
Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: «Угадай, как меня зовут?» |
|
26. |
Упражнения для развития вербальной памяти. |
|
27. |
Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание. |
Коррекция, развитие мышления |
28. |
Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Пройди лабиринт» |
|
29. |
Коррекция, развитие наглядно – действенного мышления: Игра «Муха» |
|
30. |
Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Составление предложений» |
|
31. |
Коррекция и развитие причинного мышления: преобразование предметов и слов. Установление ситуативных связей между предметами. |
|
32. |
Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: «Четвертый лишний» |
Промежуточная диагностика |
33. |
Промежуточная диагностика развития восприятия, внимания. |
|
34. |
Промежуточная диагностика развития памяти, мышления. |
Коррекция, развитие восприятия |
35. |
Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Развиваем наблюдательность»; Игра «Самые наблюдательные» |
|
36. |
Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Самые наблюдательные»; Игра «Взвесь в руках» |
|
37. |
Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Учись слушать звуки»; Игра «Развиваем чувство времени» |
|
38. |
Упражнения для развития воображения: «Найди выпавший осколок»; «Какой вид сверху соответствует предмету» |
|
39. |
Упражнения для развития воображения:«Что перепутал художник» |
Коррекция, развитие внимания |
40. |
Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: «Таблицы Шульте»; «Перепутанные линии» |
|
41. |
Коррекция и развитие переключения внимания: Игра «Не пропусти растение» |
|
42. |
Коррекция и развитие переключения внимания: Методика «Красно – черная таблица» |
|
43. |
Коррекция и развитие произвольного внимания: Игра «Запретное движение» |
|
44. |
Коррекция и развитие наблюдательности: Упражнение «Найди ошибки». Методика «Сравниваем картинки». |
|
45. |
Коррекция и развитие распределения внимания: Игра «Нос, пол, потолок»; |
|
46. |
Коррекция и развитие распределения внимания: Методика «Поставь значки» |
|
47. |
Развитие объема внимания: Игра «Знаем ли мы пословицы» |
Коррекция, развитие памяти |
48. |
Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Логически не связанный текст»; «Логически связанный текст» |
|
49. |
Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Лица с именами и фамилиями»; «Пересказ текстов». |
|
50. |
Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Ассоциативное мышление» |
|
51. |
Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: «Форма предметов», «Опиши по памяти» |
|
52. |
Коррекция и развитие механической памяти: нелогические пары. |
|
53. |
Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: «Запомни порядок» |
|
54. |
Игровые упражнения для развития вербальной памяти. |
Коррекция, развитие мышления |
55. |
Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Дорисуй рисунок» |
|
56. |
Коррекция, развитие наглядно – действенного мышления: Игра «Круглые очки» |
|
57. |
Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Совместная история» «Сколько в слове слогов» |
|
58. |
Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Кто кем будет», «Установление отношений» |
|
59. |
Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: «Четвертый лишний», «Назови одним словом» |
|
60. |
Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: «Исключение лишнего» |
|
61. |
Коррекция и развитие причинного мышления: преобразование предметов и слов. Установление причинных связей между событиями. |
|
62. |
Коррекция и развитие причинного мышления: преобразование предметов и слов. Нахождение причины событий. Угадывание последствий событий. |
|
63. |
Развитие логического мышления: Игра «Вывод». |
|
64. |
Развитие логического мышления: Тест «Аналогия» |
Заключительная диагностика |
65. |
Диагностика восприятия |
|
66. |
Диагностика внимания |
|
67. |
Диагностика памяти |
|
68. |
Диагностика мышления |
Календарно – тематическое планирование
13-14 лет
Раздел |
№ п\п |
Темы занятий |
Входная диагностика познавательных процессов |
1. |
Диагностика развития восприятия:
|
|
2. |
Диагностика развития внимания:
|
|
3. |
Диагностика развития памяти:
|
|
4. |
Диагностика развития мышления:
|
Коррекция, развитие восприятия |
5. |
Коррекция и развитие восприятия цвета: Методика М.Монтессори «Назови цвет». Игра «Цветные картинки» |
|
6. |
Коррекция и развитие восприятия цвета: Игра «Цветные картинки».Таблица геометрических фигур |
|
7. |
Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов: Методика «Дорисуй предмет» |
|
8. |
Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов: Учимся видеть. |
Коррекция, развитие внимания |
9. |
Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: «Игра «Корректурная проба»; Игра ««Слова - невидимки» |
|
10. |
Коррекция и развитие переключения внимания: Игра «Хлопни - встань», «Не пропусти профессию» |
|
11. |
Коррекция и развитие произвольного внимания: Игра «Слушаем тишину». Игра «Нарисуй и закрась треугольники». |
|
12. |
Коррекция и развитие произвольного внимания: Игра «Запретное движение»; Игра «Поиск предмета»; Игра «Повтори за мной» |
|
13. |
Коррекция и развитие наблюдательности: Упражнение «Найди ошибки». Упражнение «Знаем ли мы пословицы» |
|
14. |
Коррекция и развитие распределения внимания: Игра «Скажи наоборот» (модификация методики В.М. Когана, Э.А. Коробковой) |
|
15. |
Развитие объема внимания: Игра «Кто внимательнее» |
Коррекция, развитие памяти |
16. |
Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Логически не связанный текст». |
|
17. |
Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Логически связанный текст» |
|
18. |
Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Лица с именами и фамилиями». |
|
19. |
Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Пересказ текстов». |
|
20. |
Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Перегруппируй слова»; Двойная стимуляция памяти |
|
21. |
Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: «Слова – имена» |
|
22. |
Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: «Кто больше запомнит» |
|
23. |
Коррекция и развитие механической памяти: «Нелогические пары» |
|
24. |
Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: «Чей предмет?» |
|
25. |
Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: «Угадай, как меня зовут?» |
|
26. |
Упражнения для развития вербальной памяти. |
|
27. |
Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание. |
Коррекция, развитие мышления |
28. |
Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Пройди лабиринт» |
|
29. |
Коррекция, развитие наглядно – действенного мышления: Игра «Муха»; Анализ зрительного образа |
|
30. |
Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Составление предложений» |
|
31. |
Коррекция и развитие причинного мышления: преобразование предметов и слов. Установление ситуативных связей между предметами. |
|
32. |
Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: «Четвертый лишний» |
Промежуточная диагностика |
33. |
Промежуточная диагностика развития восприятия, внимания. |
|
34. |
Промежуточная диагностика развития памяти, мышления. |
Коррекция, развитие восприятия |
35. |
Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Развиваем наблюдательность»; Игра «Самые наблюдательные» |
|
36. |
Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Самые наблюдательные»; Игра «Взвесь в руках» |
|
37. |
Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Учись слушать звуки»; Игра «Развиваем чувство времени» |
|
38. |
Упражнения для развития воображения: «Найди выпавший осколок»; «Какой вид сверху соответствует предмету» |
|
39. |
Упражнения для развития воображения:«Что перепутал художник» |
Коррекция, развитие внимания |
40. |
Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: «Счет по 25, 30, 50»; «Перепутанные линии»; Упражнение «Раскрась, что получилось» |
|
41. |
Коррекция и развитие переключения внимания: Игра «Не пропусти растение»; Методика «Красно – черная таблица» |
|
42. |
Коррекция и развитие переключения внимания:; Игра «Два дела одновременно»; Методика Мюнстерберга |
|
43. |
Коррекция и развитие произвольного внимания: Игра «Запретное движение»; Игра «Поем вместе» |
|
44. |
Коррекция и развитие наблюдательности: Упражнение «Найди ошибки». Методика «Сравниваем картинки». |
|
45. |
Коррекция и развитие распределения внимания: Игра «Нос, пол, потолок»; |
|
46. |
Коррекция и развитие распределения внимания: Методика «Два дела одновременно» |
|
47. |
Развитие объема внимания: Упражнение «Колесо обозрения» |
Коррекция, развитие памяти |
48. |
Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Логически не связанный текст»; «Логически связанный текст» |
|
49. |
Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Лица с именами и фамилиями»; «Пересказ текстов». |
|
50. |
Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Ассоциативное мышление» |
|
51. |
Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: «Форма предметов», «Опиши по памяти» |
|
52. |
Коррекция и развитие механической памяти: нелогические пары. |
|
53. |
Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: «Запомни порядок» |
|
54. |
Игровые упражнения для развития вербальной памяти. |
Коррекция, развитие мышления |
55. |
Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: «Дорисуй рисунок» |
|
56. |
Коррекция, развитие наглядно – действенного мышления: Игра «Круглые очки» |
|
57. |
Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Совместная история» «Сколько в слове слогов» |
|
58. |
Коррекция, развитие вербально – логического мышления: «Кто кем будет», «Установление отношений» |
|
59. |
Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: «Четвертый лишний», «Назови одним словом» |
|
60. |
Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: «Исключение лишнего» |
|
61. |
Коррекция и развитие причинного мышления: преобразование предметов и слов. Установление причинных связей между событиями. |
|
62. |
Коррекция и развитие причинного мышления: преобразование предметов и слов. Нахождение причины событий. Угадывание последствий событий. |
|
63. |
Развитие логического мышления: Игра «Вывод». |
|
64. |
Развитие логического мышления: Тест «Аналогия» |
Заключительная диагностика |
65. |
Диагностика восприятия |
|
66. |
Диагностика внимания |
|
67. |
Диагностика памяти |
|
68. |
Диагностика мышления |
Календарно – тематическое планирование
15-16 лет
Раздел |
№ п\п |
Темы занятий |
Входная диагностика познавательных процессов |
1. |
Диагностика развития восприятия:
|
|
2. |
Диагностика развития внимания:
|
|
3. |
Диагностика развития памяти:
|
|
4. |
Диагностика развития мышления:
|
Коррекция, развитие восприятия |
5. |
Коррекция и развитие восприятия цвета: Методика М.Монтессори «Назови цвет». Игра «Цветные картинки» |
|
6. |
Упражнения для развития восприятия: Упражнение «Таблица графических изображений»; Упражнение «Таблица цифр»; Упражнение «Таблица геометрических фигур»; |
|
7. |
Упражнения для развития восприятия: Упражнение «Таблица букв»; Упражнение «Нарисовать объект, пользуясь набором фигур» |
|
8. |
Коррекция и развитие способности к восприятию целого по частям: Упражнение «Составь целое из частей»; Упражнение «Составь фигуры» |
Коррекция, развитие внимания |
9. |
Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: «Игра «Корректурная проба»; Игра ««Слова - невидимки» |
|
10. |
Коррекция и развитие переключения внимания: Игра «Хлопни - встань», «Не пропусти профессию» |
|
11. |
Коррекция и развитие произвольного внимания: Игра «Минутка»; Игра «Правая, левая»; Игра «Нарисуй и закрась треугольники». |
|
12. |
Коррекция и развитие произвольного внимания: Игра «Запретное движение»; Игра «Поиск предмета»; Игра «Повтори за мной» |
|
13. |
Коррекция и развитие наблюдательности: Упражнение «Найди ошибки». Упражнение «Знаем ли мы пословицы»; Упражнение «Чей это дом?» |
|
14. |
Коррекция и развитие распределения внимания: Игра «Скажи наоборот» (модификация методики В.М. Когана, Э.А. Коробковой); Игра «Повторяем движения» Игра «Считай и двигайся» |
|
15. |
Развитие объема внимания: Игра «Кто внимательнее» |
Коррекция, развитие памяти |
16. |
Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Логически не связанный текст». |
|
17. |
Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Логически связанный текст» |
|
18. |
Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Лица с именами и фамилиями». |
|
19. |
Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Пересказ текстов». |
|
20. |
Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Перегруппируй слова»; Двойная стимуляция памяти |
|
21. |
Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: Игра «Восстанови пропущенное слово»; Упражнение «Скороговорки и считалки» |
|
22. |
Развитие тактильной памяти: «Игра «передача воображаемого предмета»; Игра «Конспиратор» |
|
23. |
Коррекция и развитие механической памяти: «Нелогические пары» |
|
24. |
Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: «Запомни порядок»; Игра «Кто больше увидит и запомнит»; Игра «Штирлиц» |
|
25. |
Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: Упражнение «Портрет»; Упражнение «Фигуры» |
|
26. |
Упражнения для развития вербальной памяти. |
|
27. |
Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание. |
Коррекция, развитие мышления |
28. |
Тренинг мышления. Интеллектуальные игры: «Поиск общего» ; «Что лишнее?» |
|
29. |
Тренинг мышления. Интеллектуальные игры: «Поиск предметов, обладающих общими свойствами»; «Поиск предметов с противоположными свойствами»; «Узнаем зашифрованные предложения» |
|
30. |
Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек; Упражнение «Платочек» |
|
31. |
Коррекция и развитие словесно – логического мышления: Упражнение «Раздели на группы» |
|
32. |
Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: Упражнение «Отделение формы понятия от его содержания»; Упражнение «Установление связи между понятиями» |
Промежуточная диагностика |
33. |
Промежуточная диагностика развития восприятия, внимания. |
|
34. |
Промежуточная диагностика развития памяти, мышления. |
Коррекция, развитие восприятия |
35. |
Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Развиваем наблюдательность»; Игра «Самые наблюдательные» |
|
36. |
Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Определи длину отрезка»; Игра «Определи размер на ощупь» |
|
37. |
Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Делим на части»; Игра «Угадай голоса» Игра «Развиваем чувство времени»; Игра «На какой странице закладка» |
|
38. |
Коррекция и развитие пространственного восприятия: «Упражнение «Определи положение предметов»; Упражнение «Найди место»; Упражнение «Определи правую и левую сторону» |
|
39. |
Упражнения для развития воображения:«Что перепутал художник» |
Коррекция, развитие внимания |
40. |
Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: «Счет по командам»; Игра «Синтез слов и звуков»; Методика «Таблицы Шульте» |
|
41. |
Коррекция и развитие переключения внимания: Игра «Не пропусти растение»; Методика «Красно – черная таблица» |
|
42. |
Коррекция и развитие переключения внимания:; Игра «Два дела одновременно»; Методика Мюнстерберга |
|
43. |
Коррекция и развитие произвольного внимания: Игра «Что изменилось?»; Игра - разминка «Исходное положение» Упражнение «Точки» |
|
44. |
Коррекция и развитие наблюдательности: Упражнение «Найди ошибки». Методика «Сравниваем картинки». |
|
45. |
Коррекция и развитие распределения внимания: Игра «Нос, пол, потолок»; |
|
46. |
Коррекция и развитие распределения внимания: Методика «Два дела одновременно» |
|
47. |
Развитие объема внимания: Упражнение «Колесо обозрения» |
Коррекция, развитие памяти |
48. |
Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Логически не связанный текст»; «Логически связанный текст» |
|
49. |
Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти: «Лица с именами и фамилиями»; «Пересказ текстов». |
|
50. |
Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Ассоциативное мышление» |
|
51. |
Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: Игра «Снежный ком»; Игра «Я положил в мешок» |
|
52. |
Развитие тактильной памяти: Игра «Тактильный образ» |
|
53. |
Развитие произвольной памяти: Упражнение «Я фотоаппарат»; Упражнение «Запомни порядок» |
|
54. |
Игровые упражнения для развития вербальной памяти. |
Коррекция, развитие мышления |
55. |
Тренинг мышления. Интеллектуальные игры: «Учимся формулировать определения», «Учимся выражать мысли другими словами» |
|
56. |
Тренинг мышления. Интеллектуальные игры: «Ищем возможные причины», «Построение сообщения по алгоритму» |
|
57. |
Тренинг мышления. Интеллектуальные игры: «Выражения. Слова наоборот»; «Учимся замечать главное» |
|
58. |
Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: Упражнение «Лабиринт» Упражнение «Найди закономерность» |
|
59. |
Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: Упражнение «Формирование способности оперировать смыслом» |
|
60. |
Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: Упражнение «Выделение существенных признаков для сохранения логичности суждений» |
|
61. |
Коррекция и развитие словесно – логического мышления: Упражнение «Раздели на группы»; Логические задачи. Задачи на сравнение |
|
62. |
Развитие логического мышления: Игра «Вывод». Тест «Аналогия» |
Развитие коммуникативных навыков |
63. |
Развитие коммуникативных навыков: Игры «Путаница»; «Колечко»; «Мячик с путаницей»; «Передай предмет»; «Комплименты» |
|
64. |
Развитие коммуникативных навыков: Игры: «Я не знаю»; «Моргалки»; «Лабиринт»; «Ассоциации»; «Неудобная ситуация»; «Кораблекрушение» |
Заключительная диагностика |
65. |
Диагностика восприятия |
|
66. |
Диагностика внимания |
|
67. |
Диагностика памяти |
|
68. |
Диагностика мышления |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.