Рабочая программа для кружков по математике "Эврика"
Оценка 4.8

Рабочая программа для кружков по математике "Эврика"

Оценка 4.8
docx
18.03.2024
Рабочая программа для кружков по математике "Эврика"
Рабочая программа Эврика.docx

МКУ отдел образования Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Дом детского творчества

с. Стерлибашево муниципального района

Стерлибашевский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

Принята на заседании

педагогического совета

 «_____»_______ 2023 г.

Протокол № _____   

 

Утверждаю:

И.о. директора МБОУ ДОД ДДТ

с.Стерлибашево

 ____________ Р.М. Ибрагимова

Приказ № _______  от

«_____»______________ 2023 г.                                                                                  

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа социально-педагогической направленности

«Эврика»

 

Возраст обучающихся: 14 – 17 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

Автор-составитель:

Гатауллин Флорид Зуфарович ,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДДТ с.Стерлибашево

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Стерлибашево,  2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа объединения  «Эврика»  ориентирована  на обучающихся  9,10 классов. На занятия выделяется 2 часа в неделю (64 ч в год)

Программа предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих к основному курсу по предмету «Математика» и углубляющих его через включение более сложных задач, исторических сведений, материала занимательного характера  при минимальном расширении теоретического материала. Программа предусматривает доступность излагаемого материала для учащихся и планомерное развитие их интереса к предмету.

Изучение программного материала основано на использовании укрупнения дидактических единиц, что позволяет учащимся за короткий срок повторить и закрепить программу основной школы по математике. Сложность задач нарастает постепенно. Перед рассмотрением задач повышенной трудности рассматривается решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.

Основная задача обучения математике в основной школе – обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.

Однако часть обучающихся по различным причинам не может усваивать ряд разделов математики, что влечет за собой неудовлетворительные знания при изучении предметов естественного цикла.

Работа данного объединения организована для закрепления у обучающихся знаний, умений и навыков, полученных при изучении математики основной школы. Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к  предмету и вызвать желание узнать больше.

Цели кружка:

·        привитие интереса обучающимся к математике;

·        углубление и расширение знаний обучающихся по данному предмету;

·        развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;

·        формирование у обучающихся опыта творческой деятельности;

·        воспитание у школьников настойчивости, инициативы, самостоятельности.

Задачи кружка

1.                 Научить учащихся выполнять тождественные преобразования выражений.

2.                 Научить учащихся основным приемам решения уравнений, неравенств и их систем.

3.                 Научить строить графики и читать их.

4.                 Научить различным приемам решения текстовых задач.

5.                 Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.

6.                 Подготовить обучающихся к изучению математики в старшей школе или к поступлению в средние учебные заведения, а также к углубленному изучению математики в профильной школе.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные

1.       Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

2.       умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.

 

Метапредметные

1.       Умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

2.       умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);

3.       умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;

4.       умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

5.       применение приёмов самоконтроля при решении учебных  задач;

6.       умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

 

Предметные

1.       Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

2.       владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

3.       умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

4.       усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

5.       приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;

6.       знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;

7.       умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);

8.       использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;

9.       выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;

10.   понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;

11.   умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

12. вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки    при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.

13. геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.

Таблица №1: Учебно-тематический план

№п/п

Название раздела/Тема

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

Числа и выражения. Преобразование выражений.

10

2

8

Опрос, проверка.

2.

Уравнения. Системы уравнений

8

2

6

Опрос. Проверка самостоятельных работ

3

Неравенства. Системы неравенств.

6

2

4

Опрос. Проверка самостоятельных работ

4

Прямоугольная система координат на плоскости.

4

2

2

Опрос. Проверка самостоятельных работ

5.

Функции и их графики.

10

2

8

Опрос. Проверка самостоятельных работ

6.

Арифметическая и геометрическая прогрессии.

4

2

2

Опрос. Проверка самостоятельных работ

7.

Текстовые задачи.

16

2

14

Опрос. Проверка самостоятельных работ

8.

Уравнения и неравенства с модулем.

2

 

2

Проверка самостоятельных работ

9.

Уравнения и неравенства с параметром.

2

 

2

 Проверка работ

10.

Итоговое занятие.

2

 

2

Итоговая контрольная работа

 

Содержание учебно-тематического плана

1.     Числа и выражения. Преобразование выражений. (10 ч)

Делимость натуральных чисел. Приближенные значения. Степень с целым показателем. Квадратный корень. Корень третьей степени.

Числовые выражения и выражения с переменными. Преобразование алгебраических выражений с помощью формул сокращенного умножения. Исторический очерк.

         Дробно-рациональные выражения. Тождественные преобразования дробно-рациональных выражений.

         Иррациональные числа. Действия с иррациональными числами. Миф об иррациональных числах. Два замечательных иррациональных числа.

2.     Уравнения. Системы уравнений. (8 ч)

Развитие понятия уравнения. Исторический очерк.

         Равносильность уравнений, их систем. Следствие из уравнения и системы уравнений.

         Основные методы решения рациональных уравнений: разложение на множители, введение новой переменной.

         Квадратные уравнения. Исторический очерк. Теорема Виета. Решение квадратных уравнений.

         Квадратный трехчлен. Нахождение корней квадратного трехчлена. Разложение квадратного трехчлена на множители.

         Основные приемы решения систем уравнений

3.     Неравенства. Системы неравенств. (6 ч)

Развитие понятия неравенства. Исторический очерк.

         Равносильность неравенств, их систем. Свойства неравенств.

         Решение неравенств. Метод интервалов – универсальный метод решения неравенств.

         Метод оценки при решении неравенств.

         Системы неравенств, основные методы их решения.

4.     Прямоугольная система координат на плоскости. (4 ч)

Уравнения прямой, параболы и гиперболы. Уравнение окружности. Исторический очерк.

5.     Функции и их графики. (10 ч)

Развитие понятия функции. Исторический очерк.

Числовые функции, их графики. Функции в природе и технике.

Свойства графиков, чтение графиков.

Элементарные приемы построения и преобразования графиков функций.

         Графическое решение уравнений и их систем.

         Графическое решение неравенств и их систем.

         Построение графиков «кусочных» функций.

6.     Арифметическая и геометрическая прогрессии. (4 ч)

Формула n-ого члена.  Рекуррентная формула. Характеристическое свойство. Сумма n-первых членов. Комбинированные задачи.

7.     Текстовые задачи. (16 ч)

Основные типы текстовых задач. Алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры.

         Задачи на равномерное движение.

         Задачи на движение по реке.

         Задачи на работу.

         Задачи на проценты.

         Задачи на пропорциональные отношения.

         Арифметические текстовые задачи.

         Задачи с геометрическими фигурами.

Логические задачи. Занимательные задачи.

         Нестандартные методы решения задач (графические методы, перебор вариантов).

8.     Уравнения и неравенства с модулем. (2 ч)

Определение модуля, свойства модуля, геометрический смысл модуля. Решение уравнений и неравенств с модулем различного типа.

9.     Уравнения и неравенства с параметром. (2ч)

Линейные уравнения и неравенства. Квадратные уравнения и неравенства. Применение теоремы Виета. Расположение квадратного уравнения относительно заданных точек. Уравнения с модулем.

10.  Итоговое занятие . (2 ч)

 

 

Таблица №2: Календарно-учебный график

 

№ 

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Тема: Числа и выражения. Преобразование выражений

1

Октябрь

4

14:30-15:15

15:25-16:10

Теоретическое

2

Делимость натуральных чисел. Приближенные значения.

МБОУ СОШ с. Бузат

Опрос

2

Октябрь

11

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Степень с целым показателем. Квадратный корень. Корень третьей степени.

МБОУ СОШ с. Бузат

Проверка самостоятельно решенных задач

3

Октябрь

18

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Числовые выражения и выражения с переменными. Преобразование алгебраических выражений с помощью формул сокращенного умножения. Исторический очерк.

МБОУ СОШ с. Бузат

Проверка самостоятельно решенных задач

4

Октябрь

 

25

 

 

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Дробно-рациональные выражения. Тождественные преобразования дробно-рациональных выражений.

МБОУ СОШ с. Бузат

Тематический контроль

5

Ноябрь

1

 

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Иррациональные числа. Действия с иррациональными числами. Миф об иррациональных числах. Два замечательных иррациональных числа.

МБОУ СОШ с. Бузат

Проверка самостоятельно решенных задач

Тема: Уравнения. Системы уравнений

6

Ноябрь

8

14:30-15:15

15:25-16:10

Теоритическое

2

Развитие понятия уравнения. Исторический очерк. Равносильность уравнений, их систем. Следствие из уравнения и системы уравнений.

МБОУ СОШ с. Бузат

Фронтальный опрос

7

Ноябрь

15

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Основные методы решения рациональных уравнений: разложение на множители, введение новой переменной.

МБОУ СОШ с. Бузат

Проверка самостоятельно решенных задач

8

Ноябрь

22

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Квадратные уравнения. Исторический очерк. Теорема Виета. Решение квадратных уравнений.

Квадратный трехчлен. Нахождение корней квадратного трехчлена. Разложение квадратного трехчлена на множители.

МБОУ СОШ с. Бузат

Проверка самостоятельно решенных задач

9

Ноябрь

29

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Основные приемы решения систем уравнений.

МБОУ СОШ с. Бузат

Опрос

Тема: Неравенства и системы неравенств

10

Декабрь

6

14:30-15:15

15:25-16:10

Теоретическое

2

Развитие понятия неравенства. Исторический очерк.

Равносильность неравенств, их систем. Свойства неравенств. Решение неравенств. Метод интервалов – универсальный метод решения неравенств.

МБОУ СОШ с. Бузат

Просмотр и анализ работ

11

Декабрь

13

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Метод оценки при решении неравенств.

МБОУ СОШ с. Бузат

Просмотр и анализ работ

12

Декабрь

20

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Системы неравенств, основные методы их решения.

МБОУ СОШ с. Бузат

Проверка самостоятельно решенных задач

Тема: Прямоугольная система координат на плоскости

13

Декабрь

27

14:30-15:15

15:25-16:10

Теоритическое

2

Уравнения прямой, параболы и гиперболы

МБОУ СОШ с. Бузат

Проверка самостоятельно решенных задач

14

Январь

10

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Уравнение окружности

МБОУ СОШ с. Бузат

Опрос

Тема: Функции и их графики

15

Январь

17

 

14:30-15:15

15:25-16:10

Теория

2

Развитие понятия функции. Исторический очерк. Числовые функции, их графики. Функции в природе и технике.

МБОУ СОШ с. Бузат

Проверка самостоятельно решенных задач

16

Январь

24

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Свойства графиков, чтение графиков.

МБОУ СОШ с. Бузат

Проверка самостоятельно решенных задач

17

Январь

 

31

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Элементарные приемы построения и преобразования графиков функций.

МБОУ СОШ с. Бузат

Проверка самостоятельно решенных задач

18

Февраль

7

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Графическое решение уравнений и их систем.

Графическое решение неравенств и их систем.

МБОУ СОШ с. Бузат

Опрос

19

Февраль

14

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Построение графиков «кусочных» функций.

МБОУ СОШ с. Бузат

Проверка самостоятельно решенных задач

Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессия

20

Февраль

21

14:30-15:15

15:25-16:10

Теоритическое

2

Арифметическая прогрессия

МБОУ СОШ с. Бузат

Проверка самостоятельно решенных задач

21

Февраль

28

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Геометрическая прогрессия

МБОУ СОШ с. Бузат

Самостоятельная работа

Тема: Текстовые задачи

22

Март

6

14:30-15:15

15:25-16:10

Теоретическое

2

Основные типы текстовых задач. Алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры.

МБОУ СОШ с. Бузат

Самостоятельная работа

23

Март

13

 

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Задачи на равномерное движение.

Задачи на движение по реке.

МБОУ СОШ с. Бузат

Наблюдение

24

Март

20

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Задачи на работу.

МБОУ СОШ с. Бузат

Проверка задач

25

Апрель

3

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Задачи на проценты.

МБОУ СОШ с. Бузат

Проверка самостоятельно решенных задач

26

Апрель

10

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Задачи на пропорциональные отношения.

МБОУ СОШ с. Бузат

Самостоятельная работа

27

Апрель

17

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Задачи геометрического содержания.

МБОУ СОШ с. Бузат

Опрос

28

Апрель

24

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Логические задачи. Занимательные задачи.

МБОУ СОШ с. Бузат

Проверка самостоятельно решенных задач

29

Май

1

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Нестандартные методы решения задач (графические методы, перебор вариантов).

МБОУ СОШ с. Бузат

Проверка самостоятельно решенных задач

Тема: Уравнения и неравенства с модулем

30

Май

8

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Решение уравнений с модулем. Решение неравенств с модулем.

МБОУ СОШ с. Бузат

Проверка самостоятельно решенных задач

Тема: Уравнения и неравенства с параметром

31

Май

15

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Решение линейных и квадратных уравнений и неравенств с параметрами.

МБОУ СОШ с. Бузат

Проверка самостоятельно решенных задач

Тема: Итоговая работа

32

Май

22

14:30-15:15

15:25-16:10

Практическое

2

Итоговая тестовая работа

МБОУ СОШ с. Бузат

Проверка и анализ работ

Итого часов за год

64

 

Методическое обеспечение программы

Компьютер, интерактивная доска, школьная доска, инструменты для выполнения геометрических построений.

Учебный кабинет: стандартный учебный кабинет общеобразовательного учреждения, отвечающий требованиям, предъявляемым к школьным кабинетам

 

  Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

Описание методического обеспечения программы

№ п/п

Название разделов, темы

Дидактические материалы

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Числа и выражения. Преобразование выражений.

Варианты контрольных работ по данной теме

Доска магнитная, проектор, ноутбук, магниты, экран для проектора

Контрольная работа

2.

Уравнения. Системы уравнений

Варианты контрольных работ по данной теме

Доска магнитная, проектор, ноутбук, магниты, экран для проектора

Контрольная работа

3.

Неравенства. Системы неравенств.

Варианты контрольных работ по данной теме

Доска магнитная, проектор, ноутбук, магниты, экран для проектора

Контрольная работа

4.

Прямоугольная система координат на плоскости.

Варианты контрольных работ по данной теме

Доска магнитная, проектор, ноутбук, магниты, экран для проектора, линейка, транспортир.

Контрольная работа

5.

Функции и их графики.

Варианты контрольных работ по данной теме

Доска магнитная, проектор, ноутбук, магниты, экран для проектора, плакаты с графиками

Контрольная работа

6.

Арифметическая и геометрическая прогрессии.

Варианты контрольных работ по данной теме

Доска магнитная, проектор, ноутбук, магниты, экран для проектора

Контрольная работа

7.

Текстовые задачи.

 

Варианты контрольных работ по данной теме

Доска магнитная, проектор, ноутбук, магниты, экран для проектора

Контрольная работа

8.

Уравнения и неравенства с модулем.

Варианты контрольных работ по данной теме

Доска магнитная, проектор, ноутбук, магниты, экран для проектора

Контрольная работа

9.

Уравнения и неравенства с параметром.

Варианты контрольных работ по данной теме

Доска магнитная, проектор, ноутбук, магниты, экран для проектора

Контрольная работа

10.

Итоговое занятие.

Варианты контрольных работ по данной теме

Доска магнитная, проектор, ноутбук, магниты, экран для проектора

Итоговая контрольная работа

 

 


 

 

Список литературы

1.       Кузнецова Л. В. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. [Текст] / Л.В. Кузнецова, С.Б.Суворова, Л.О.Рослова.  – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.

2.       Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / гл.ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, 2017. – 688 с.

3.     Черкасов О.Ю. Математика. Справочник / О.Ю.Черкасов, А.Г.Якушев. -М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2016.

4.     Мантуленко В.Г. Кроссворды для школьников. Математика / В.Г.Мантуленко, О.Г.Гетманенко. – Ярославль: Академия развития, 1998.

5.     Демонстрационные версии экзаменационной работы по алгебре в в 2017. В 2018, в 2019 году. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2017, 2018, 2019. – Режим доступа:

http// wwwfipi.ru.

6.     Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика. Основное общее образование;  2016 г.

7.       Ткачук В. В. Математика – абитуриенту. М.: МЦНМО, ТЕИС, 1996.

8.     Сканави М. И. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. Тбилиси, 2015.

9.       Обучение решению задач как средство развития учащихся: Из опыта работы: Методическое пособие для учителя.- Киров: Изд-во ИУУ, 2015 – 100 с.


 

10.  

МКУ отдел образования Администрации муниципального района

МКУ отдел образования Администрации муниципального района

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа объединения «Эврика» ориентирована на обучающихся 9,10 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа объединения «Эврика» ориентирована на обучающихся 9,10 классов

Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования

Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования

Таблица №1: Учебно-тематический план №п/п

Таблица №1: Учебно-тематический план №п/п

Функции и их графики. 10 2 8

Функции и их графики. 10 2 8

Неравенства. Системы неравенств

Неравенства. Системы неравенств

Таблица №2: Календарно-учебный график № п/п

Таблица №2: Календарно-учебный график № п/п

Ноябрь 8 14: 30 -15: 15 15 :25-16:10

Ноябрь 8 14: 30 -15: 15 15 :25-16:10

Решение неравенств. Метод интервалов – универсальный метод решения неравенств

Решение неравенств. Метод интервалов – универсальный метод решения неравенств

Практическое 2 Графическое решение уравнений и их систем

Практическое 2 Графическое решение уравнений и их систем

Апрель 10 14: 30 -15: 15 15 :25-16:10

Апрель 10 14: 30 -15: 15 15 :25-16:10

Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы

Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы

Уравнения и неравенства с параметром

Уравнения и неравенства с параметром

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2024