ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Домоводство» разработана на основе:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат», 2020;
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28).;
- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.;
- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
- Учебного плана для обучающихся с ТМНР (Вариант II) на 2022-2023 учебный год;
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цель предмета: повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Задачи:
- формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
- освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Краткая характеристика предмета: Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
Срок реализации программы - 1 год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ДОМОВОДСТВО»
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».
Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.
Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.
Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях. Именно практические упражнения являются основным методом обучения.
Формами обучения – урок, ориентированный на методы обучения:
-словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной литературой)
-наглядные (наблюдения, демонстрация образцов, показ презентаций)
-практические (практические занятия, экскурсии)
-игровые (ролевые, деловые игры)
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного. По мере освоения учащимися включаются элементы проектной деятельности.
Предмет «Домоводство» находит свое логическое продолжение в содержании большинства предметов учебного плана АООП (вариант 2) и неразрывно связан с другими предметами учебного плана по предметной области «Окружающий мир».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Домоводство» относится к образовательной области «Окружающий мир». Программа предусматривает следующее количество часов: 6 класс – 5 часов в неделю – 34 учебных недели – всего 170 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание состоит из следующих разделов:
Работы во дворе, на участке, в огороде |
23 ч |
Уборка территории (подметание, уборка мусора в отведённые места). Сбор урожая. Заготовка земли под рассаду. Уход за клумбами. Уборка территории от снега. Посыпание дорожек песком. |
Дом. Семья |
8 ч |
Понятие о доме, семье, семейных отношениях. Семья, члены семьи. Занятия родителей. Семейные традиции. Обычаи разных народов. |
Жилище |
11ч |
Городское и сельское жилище: типы домов. Игра «Строим дом». Мебель. Различение кухонного инвентаря по его назначению (посуда, кухонные принадлежности, бытовая техника). Безопасность дома. Правила пожарной безопасности. |
Уход за жилищем |
20ч |
Чистота-залог здоровья. Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. Уборка кухни. Правила, последовательность и периодичность уборки кухни. Моющие средства, их виды. ТБ использования моющих и чистящих средств. Правила повседневной уборки. Уход за стенами, полом. Практическая работа по уходу за жилищем. |
Помощники в доме |
14 ч
|
Помощники в доме: газовая (электрическая) плита, пылесос, холодильник, утюг, электрочайник и др., их назначение в хозяйстве. Газовая (электрическая) плита, её назначение в хозяйстве. Правила работы с плитой. Кондиционер, его назначение в хозяйстве. Правила пользования кондиционером. Тостер, его назначение в хозяйстве. Правила пользования тостером. Микроволновая печь, её назначение в хозяйстве. Правила пользования микроволновой печью. Стиральная машина, её назначение в хозяйстве. Правила пользования стиральной машиной. |
Окна, стёкла, зеркала в доме |
7 ч |
«Пусть зеркало расскажет…» История стекла и зеркала. Глаза дома. Правила ухода за зеркалами и стеклами. Практическая работа «Мытьё стёкол, зеркал: правила и приёмы безопасности». Средства для чистки стёкол, зеркал, зеркальных покрытий. |
Питание |
25 ч |
Разнообразие продуктов питания и их польза в рационе питания человека (мучные, молочные, мясные, рыбные). Отделы магазина. Хранение продуктов Приготовление пищи. Беседа. Инструктаж по ТБ. Кухонные инструменты. Меню. Завтрак, обед, полдник, ужин. Сервировка стола. Сервировка стола к обеду. Сервировка стола к ужину. Праздничное чаепитие. Правила поведения за столом. Приготовление бутербродов. Объяснение, практическая работа. Блюда из чёрствого хлеба. Салаты. Приготовление овощного салата. Фруктовый салат. Изделия из круп (разновидности круп). Сладкие блюда и напитки. Отходы (мусорные баки). Сортировка отходов. |
Одежда |
12 ч |
Игра «Магазин одежды». Профессии людей, создающих одежду. Приобретение и хранение одежды. Игра «Необходимые и важные вещи в гардеробе». Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная. Игра «собираем чемодан к морю». Игра «Собираем чемодан на зимние каникулы». Одежда по назначению: деловая, праздничная, спортивная, домашняя, для сна, рабочая. Уход за одеждой: стирка, чистка, починка. Уход за одеждой: стирка. Уход за одеждой: пришивание пуговиц. |
Головные уборы |
2 ч |
Головные уборы. Составление рассказа по теме: «Головные уборы» |
Обувь |
11 ч |
Игра «Обувной магазин». Приобретение, хранение обуви (правила, способы). Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная. Обувь по назначению: спортивная, домашняя, выходная, рабочая. Уход за обувью. Профессии людей, создающих обувь. |
Бельё |
13 ч |
Бельё, его виды и назначение: постельное, кухонное, нательное. Стирка белья: ручная, машинная. Моющие средства для белья. Правила сушения белья. Глажение, правила работы с утюгом, ТБ. |
Цветоводство |
10 ч |
Растения, живущие в доме. Виды растений, польза и вред. Уход за комнатными растениями. Рассада цветов для клумб. Беседа. Уход за рассадой. |
Домашние животные |
14 ч |
Домашние животные, птицы в доме. Польза, уход за ними. Животные городской квартиры. Собака. Уход за собакой. Кошки, уход за ними. Декоративные птицы, аквариум. Их виды, содержание и уход. |
Всего |
170ч |
|
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ДОМОВОДСТВО»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты:
ü производить сухую и влажную уборку помещений;
ü убирать бытовой мусор;
ü подбирать одежду и обувь по сезону;
ü соблюдать последовательность действий при ручной стирке;
ü выбирать продукты для покупок;
ü соблюдать правила поведения в общественных местах;
ü знать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами;
ü знать правила ухода за одеждой, обувью;
ü знать правила гигиены при приготовлении пищи;
ü знать отделы магазина, места хранения продуктов.
Базовые учебные действия.
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. Исходя из этого, класс целесообразно поделить на две группы:
1 группа |
2 группа |
Запороцков Денис Шарипов Кямиль |
Запороцкова Кристина Цыбулина Ангелина Лобанов Владимир |
Учащиеся для, которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У этих детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение. Они зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Развитие детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этих детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена. У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. |
Учащиеся для, которых характерна умственная отсталость в тяжелой степени, она так же сочетается с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации. Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и МНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. |
Обучение по основной программе Достаточный уровень: -содержать в порядке своё рабочее и спальное место в доме, -ухаживать за растениями, -выполнять основные гигиенические правила, -производить мелкий ремонт одежды и белья, -подбирать одежду по сезону, -владеть навыками ручной стирки мелких вещей, -выполнять работы во дворе, на участке, на огороде. должны знать: - правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки; - санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами; - правила ухода за одеждой, обувью, бельем; - правила сушки одежды и обуви; - правила гигиены при приготовлении пищи; - отделы магазина, места хранения продуктов; - правила пользованием газовой плитой, холодильником; должны уметь: - производить сухую и влажную уборку помещений; - убирать бытовой мусор, подметать; - подбирать одежду и обувь по сезону; - соблюдать последовательность действий при ручной стирке; - выбирать продукты для покупок; - соблюдать правила поведения в общественных местах. |
Обучение по основной программе Минимальный уровень: -представление о составе семьи, -основные примеры ухода за жилищем, -основные гигиенические правила, -правила хранения одежды, белья, обуви и уход за ней, -назначение кухонной утвари, посуды; правила ухода за ними, ТБ при работе с кухонными инструментами, -правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки. должны знать: - правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки; - санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами; - правила ухода за одеждой, обувью, бельем; - правила сушки одежды и обуви; - правила гигиены при приготовлении пищи; - правила пользованием газовой плитой, холодильником; должны уметь: - производить сухую и влажную уборку помещений; - убирать бытовой мусор, подметать; - подбирать одежду и обувь по сезону; - соблюдать последовательность действий при ручной стирке; - соблюдать правила поведения в общественных местах. |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ДОМОВОДСТВО»
Оценка «5» ставится:
- если ученик выполняет все задания на уроке правильно - самостоятельно под контролем учителя.
Оценка «4» ставится:
- если ученик выполняет все задания на уроке правильно самостоятельно под контролем учителя, но имеются 2-3 негрубые ошибки;
- если ученик выполняет задания с частичной помощью учителя.
Оценка «3» ставится:
- если ученик выполняет задания самостоятельно под контролем учителя и в работе имеется 4-5 негрубых ошибок.
1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и
пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Дата |
Тематические блоки. Тема |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
I четверть 41 ч |
|||||
1 |
01.09 |
День Знаний. Инструктаж ТБ и правила поведения. |
1 |
Коммуникативная и познавательно-исследовательская деятельность с целью освоения действий по уборке территорий и помещений. |
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
|
2 |
02.09 |
Повторение. Что изучает домоводство. |
1 |
||
|
|
Работы во дворе, на участке, в огороде |
|
||
3-6 |
05-08.09 |
Уборка территории (подметание, уборка мусора в отведённые места) |
4 |
||
7-8 |
09, 12.09 |
Сбор урожая |
2 |
||
9-10 |
13, 14.09 |
Заготовка земли под рассаду |
2 |
||
11-13 |
15, 16, 19.09 |
Уход за клумбами |
3 |
||
14 |
20.09 |
Закрепление по теме: «Работы во дворе, на участке, в огороде» |
1 |
||
15 |
21.09 |
Входной контроль уровня знаний. |
1 |
||
|
|
Дом. Семья. |
|
Привлечение к совместной деятельности с целью изучения семейных отношений, традиций и обычаев. |
|
16-18 |
22, 23, 26.09 |
Понятие о доме, семье, семейных отношениях. |
3 |
||
19-20 |
27, 28.09 |
Семья, члены семьи. Занятия родителей. |
2 |
||
21-22 |
29, 30.09 |
Семейные традиции. Обычаи разных народов. |
2 |
||
23 |
03.10 |
Закрепление по теме: «Дом. Семья» |
1 |
||
|
|
Жилище |
|
Познавательно-игровая деятельность с целью изучения предметов домашнего обихода, знания ТБ при использовании домашнего инвентаря, кухонных инструментов и бытовых приборов. |
|
24-25 |
04, 05.10 |
Городское и сельское жилище: типы домов. Игра «Строим дом» |
2 |
||
26-28 |
06, 07, 10.10 |
Мебель |
3 |
||
29-31 |
11, 12, 13.10 |
Различение кухонного инвентаря по его назначению (посуда, кухонные принадлежности, бытовая техника). |
3 |
||
32-33 |
14, 17.10 |
Безопасность дома. Правила пожарной безопасности. |
2 |
||
34 |
18.10 |
Закрепление по теме: «Жилище» |
1 |
||
|
|
Уход за жилищем |
|
|
|
35-36 |
19, 20.10 |
Чистота-залог здоровья. Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. |
2 |
Продуктивная деятельность в процессе занятия домоводством |
|
37-38 |
21, 24.10 |
Уборка кухни. Правила, последовательность и периодичность уборки кухни. |
2 |
||
39-41 |
25-27.10 |
Закрепление пройденного |
3 |
||
II четверть 39 ч |
|||||
1-2 |
07, 08.11 |
Повторение пройденного. |
2 |
|
|
|
|
Уход за жилищем |
|
Познавательно-практическая деятельность для овладения элементарных навыков ухода за жильём. |
|
3-4 |
09,10.11 |
Моющие средства, их виды. ТБ использования моющих и чистящих средств. |
2 |
||
5-8 |
11-16.11 |
Правила повседневной уборки. Уход за стенами, полом. |
4 |
||
9-12 |
17-22.11 |
Практическая работа по уходу за жилищем. |
4 |
||
13 |
23.11 |
Закрепление по теме: «Уход за жилищем» |
1 |
||
|
|
Помощники в доме |
|
||
14-16 |
24,25, 28.11 |
Помощники в доме: газовая (электрическая) плита, пылесос, холодильник, утюг, электрочайник и др., их назначение в хозяйстве. |
3 |
Познавательно-игровая деятельность с целью изучения предметов домашнего обихода, знания ТБ при использовании домашнего инвентаря, кухонных инструментов и бытовых приборов.
|
|
17-18 |
29,30.11 |
Газовая (электрическая) плита, её назначение в хозяйстве. Правила работы с плитой. |
2 |
||
19-20 |
01,02.12 |
Кондиционер, его назначение в хозяйстве. Правила пользования кондиционером. |
2 |
||
21-22 |
05,06.12 |
Тостер, его назначение в хозяйстве. Правила пользования тостером. |
2 |
||
23-24 |
07,08.12 |
Микроволновая печь, её назначение в хозяйстве. Правила пользования микроволновой печью. |
2 |
||
25-26 |
09,12.12 |
Стиральная машина, её назначение в хозяйстве. Правила пользования стиральной машиной. |
2 |
||
27 |
13.12 |
Закрепление по теме: «Помощники в доме». |
1 |
||
|
|
Окна, стёкла, зеркала в доме. |
|
Продуктивная деятельность в процессе занятия домоводством
Коммуникативная и познавательно-исследовательская деятельность с целью освоения действий по уборке территорий и помещений. |
|
28 |
14.12 |
«Пусть зеркало расскажет…» История стекла и зеркала. |
1 |
||
29 |
15.12 |
Глаза дома. Правила ухода за зеркалами и стеклами. |
1 |
||
30-31 |
16,19.12 |
Практическая работа «Мытьё стёкол, зеркал: правила и приёмы безопасности». |
2 |
||
32-33 |
20,21.12 |
Средства для чистки стёкол, зеркал, зеркальных покрытий. Практическая работа. |
2 |
||
34 |
22.12 |
Закрепление по теме: «Окна, стёкла, зеркала в доме». |
1 |
||
|
|
Работы во дворе, на участке. |
|
||
35-36 |
23,26.12 |
Уборка территории от снега. |
2 |
||
37 |
27.12 |
Посыпание дорожек песком. |
1 |
||
38-39 |
28,29.12 |
Обобщение изученного |
2 |
||
III четверть 51 ч |
|||||
1 |
09.01 |
Повторение пройденного. Инструктаж ТБ. |
1 |
Познавательно-трудовая деятельность для формирования предпосылок к способности самостоятельно приготовить пищу.
Коммуникативная деятельность для развития вербальных и невербальных коммуникативных навыков. |
|
|
|
Работы во дворе, на участке. |
|
||
2 |
10.01 |
Уборка территории от снега. |
1 |
||
3 |
11.01 |
Посыпание дорожек песком. |
1 |
||
|
|
Питание |
|
||
4-5 |
12,13.01 |
Разнообразие продуктов питания и их польза в рационе питания человека (мучные, молочные, мясные, рыбные). Отделы магазина. |
2 |
||
6 |
16.01 |
Хранение продуктов |
1 |
||
7-8 |
17,18.01 |
Приготовление пищи. Беседа. Инструктаж по ТБ. Кухонные инструменты. |
2 |
||
9-10 |
19,20.01 |
Меню. Завтрак, обед, полдник, ужин. |
2 |
||
11-13 |
23,24, 25.01 |
Сервировка стола. Сервировка стола к обеду. Сервировка стола к ужину. Праздничное чаепитие. |
3 |
||
14 |
26.01 |
Правила поведения за столом. |
1 |
||
15-16 |
27,30.01 |
Приготовление бутербродов. Объяснение, практическая работа. Инструктаж ТБ. |
2 |
||
17 |
31.01 |
Блюда из чёрствого хлеба. |
1 |
||
18 |
01.02 |
Салаты. Приготовление овощного салата. |
1 |
||
19 |
02.02 |
Фруктовый салат. |
1 |
||
20 |
03.02 |
Изделия из круп (разновидности круп). |
1 |
||
21-22 |
06,07.02 |
Сладкие блюда и напитки. |
2 |
||
23-24 |
08,09.02 |
Отходы (мусорные баки) |
2 |
||
25-26 |
10,13.02 |
Сортировка отходов. |
2 |
||
27-28 |
14,15.02 |
Закрепление по теме: «Питание» |
2 |
||
|
|
Одежда |
|
Индивидуальная и групповая работа с целью осознания себя в семейно-бытовых ролях.
Коммуникативная деятельность для умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать. |
|
29 |
16.02 |
Игра «Магазин одежды» |
1 |
||
30 |
17.02 |
Профессии людей, создающих одежду. |
1 |
||
31 |
20.02 |
Приобретение и хранение одежды. Игра «Необходимые и важные вещи в гардеробе» |
1 |
||
32 |
21.02 |
Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная. |
1 |
||
33 |
22.02 |
Игра «собираем чемодан к морю» |
1 |
||
34 |
27.02 |
Игра «Собираем чемодан на зимние каникулы» |
1 |
||
35 |
28.02 |
Одежда по назначению: деловая, праздничная, спортивная, домашняя, для сна, рабочая. |
1 |
||
36 |
01.03 |
Уход за одеждой: стирка, чистка, починка. |
1 |
||
37 |
02.03 |
Уход за одеждой: стирка. |
1 |
||
38-39 |
03,06.03 |
Уход за одеждой: пришивание пуговиц. |
2 |
||
40 |
07.03 |
Закрепление по теме: «Одежда». Составление рассказа по теме. |
1 |
||
41 |
09.03 |
Головные уборы |
1 |
Индивидуальная и групповая работа с целью учёта особенностей каждого ребёнка, приобретения социальных навыков. |
|
42 |
10.03 |
Составление рассказа по теме: «Головные уборы» |
1 |
||
|
|
Обувь |
|
||
43 |
13.03 |
Игра «Обувной магазин» |
1 |
||
44 |
14.03 |
Приобретение, хранение обуви (правила, способы) |
1 |
||
45 |
15.03 |
Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная. |
1 |
||
46 |
16.03 |
Обувь по назначению: спортивная, домашняя, выходная, рабочая. |
1 |
||
47 |
17.03 |
Уход за обувью |
1 |
||
48 |
20.03 |
Профессии людей, создающих обувь. |
1 |
||
49 |
21.03 |
Закрепление по теме: «Обувь». Составление рассказа. |
1 |
||
50-51 |
22,23.03 |
Закрепление и обобщение изученного |
2 |
||
IV четверть 39 ч |
|||||
1-2 |
03,04.04 |
Повторение изученного. |
2 |
|
|
|
|
Бельё |
|
Познавательно-игровая деятельность с целью изучения предметов домашнего обихода, знаний ТБ при использовании утюга. |
|
3-5 |
05,06, 07.04 |
Бельё, его виды и назначение: постельное, кухонное, нательное. |
3 |
||
6-7 |
10,11.04 |
Стирка белья: ручная, машинная. |
2 |
||
8-9 |
12,13.04 |
Моющие средства для белья. |
2 |
||
10 |
14.04 |
Правила сушения белья. |
1 |
||
11-13 |
17,18, 19.04 |
Глажение, правила работы с утюгом, ТБ. |
3 |
||
14-15 |
20,21.04 |
Закрепление по теме: «Бельё» |
2 |
||
|
|
Цветоводство |
|
|
|
16-17 |
24,25.04 |
Растения, живущие в доме. Виды растений, польза и вред. |
2 |
Привлечение к совместной деятельности для ухода за комнатными растениями. |
|
18-20 |
26,27, 28.04 |
Уход за комнатными растениями. |
3 |
||
21-22 |
02,03.05 |
Рассада цветов для клумб. Беседа. |
2 |
||
23 |
04.05 |
Уход за рассадой. |
1 |
||
24-25 |
05,10.05 |
Закрепление по теме: «Цветоводство» |
2 |
||
|
|
Домашние животные |
|
|
|
26-27 |
11,12.05 |
Домашние животные, птицы в доме. Польза, уход за ними. |
2 |
Ведение конструктивного диалога с целью изучения особенностей ухода за домашними животными.
Познавательная деятельность социально-личностной направленности. |
|
28-29 |
15,16.05 |
Животные городской квартиры. |
2 |
||
30-31 |
17,18.05 |
Собака. Уход за собакой. |
2 |
||
32-33 |
19,22.05 |
Кошки, уход за ними. |
2 |
||
34 |
23.05 |
Итоговый контроль знаний |
1 |
||
35-36 |
24,25.05 |
Декоративные птицы, аквариум. Их виды, содержание и уход. |
2 |
||
37-38 |
26,29.05 |
Закрепление по теме: «Домашние животные». Составление рассказа. |
2 |
||
39 |
30.05 |
Закрепление и обобщение изученного. |
1 |
|
График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.
№ |
Тема |
Дата |
1 |
Входной контроль уровня знаний. |
21.09.22
|
5 |
Итоговый контроль знаний |
23.05.23 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебные пособия:
Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова «Живой мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2012.
Методические пособия:
«Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой (СПб, 2011г.)
Средства обучения:
1. цифровые образовательные ресурсы:
Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com Сеть творческих учителей
http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации
http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».
http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
http://www.shool.edu.ru – Российский образовательный портал.
http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российскоеобразование.
2. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
- предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения
- видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы,
3. дидактический материал:
- изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
- альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы;
- изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.
4. Оборудование:
- кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер,
- предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.),
- стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска,
- бытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь, электровафельница),
- уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.