Рабочая программа дополнительного образования по географии «В мире географии» в 9 классе
Оценка 4.8

Рабочая программа дополнительного образования по географии «В мире географии» в 9 классе

Оценка 4.8
docx
18.12.2022
Рабочая программа  дополнительного образования                                                     по географии                                                         «В мире географии»                                                       в  9 классе
1Прогр и план дополн. образов по географии.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

дополнительного образования

                                                    по географии
                                                        «В мире географии»

                                                      в  9 классе

                                          на 2020 - 2021 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: учитель географии
МКОУ «СОШ №2»
Балакеримова Э.Ш.

 

 

 

 




Избербаш
2020

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

1.      Общая характеристика учебного предмета, курса.

   Рабочая программа дополнительного образования по географии предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. 

     Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – дополнительная образовательная услуга, которая направлена на расширение знаний по географии и является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.

   Хорошо организованные и интересно проведённые занятия по программе дополнительного образования по географии поможет обогатить знания детей, поспособствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

   Участие школьников в занятиях даст возможность для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями станет важным моментом этой деятельности,  поможет легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, сформирует коллектив единомышленников, научит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

·      Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

·      Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

·      Системность организации учебно-воспитательного процесса;

·      Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

 

2.   Место учебного предмета, курса в учебном плане.

Содержание  структурировано  по  шести  модулям: 

Модуль 1.    Общая физическая география.        

Модуль 2.    Материки и океаны - крупнейшие природные комплексы Земли.        

Модуль 3.    Физическая география России.   

Модуль 4.    Физическая география России.     Природные комплексы.      

Модуль 5.    Главные отрасли и межотраслевые комплексы России.   

Модуль 6.    Районы России.   

        Программа предусматривает не только повторение и обобщение  базового курса географии, но и наполнена  дополнительным содержанием по каждой теме: изучение интересных фактов, легенд,  природных рекордов.

Изложение материалов   основано на принципе систематичности  и возрастания сложности: в начале курса прорабатывается материал по общим вопросам  физической географии, учащиеся отрабатывают навыки установления причинно- следственных связей  природных компонентов Земли, а затем переходят к вопросам  развития хозяйственной деятельности отдельных регионов. Объединение тем физической географии, социально- экономических    и экологических  вопросов, позволяет реализовать  принцип интеграции.

3.      Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса.

 Рабочая программа дополнительного образования по географии                                   строится с учетом следующих содержательных линий:

• многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;

• социальная сущность человека;

• уровневая организация природы, населения и хозяйства.

 Содержание  структурировано  по  шести  курсам:  «Введение  в  географию»,  «Физическая география»,  «Материки  и  океаны»,  «Физическая  география  России», «Природные комплексы России», «Районы России».

          В  курсе  «Физическая  география»  происходит  знакомство  обучающихся  с  основными понятиями  и  закономерностями  физической  географии.  Объясняются  строение  и  процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.

         Содержание  курса  «Материки  и  океаны»  раскрывает  общегеографические природы  Земли  в целом и отдельных ее территорий. Курс основан на классической школьной программе материков и океанов, которая наполнена новым содержанием. В курсе две содержательные линии. 

                    В  курсе  «Районы  России»  происходит  знакомство обучающихся с районами России и их развитием, а также  территориальной  организацией  населения  и  хозяйства Российской  Федерации.

Разделы курса раскрывают обучающимся специфику  географического положения нашей страны.

В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание  которого  одновременно  охватывает  многие  аспекты  как  естественного,  так  и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

-  целостное  восприятие  мира  не  в  виде  набора  обособленных  природных  и  общественных компонентов,  а  в  виде  взаимосвязанной  иерархии  целостных  природно-общественных территориальных систем, формирующихся и              развивающихся по определенным законам.

        Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного  географического  образования  и  является  основой  для  последующей  уровневой  дифференциации.

 

4.      Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Цели: развитие индивидуальности ребенка, выявление способностей к научно-исследовательской, творческой работе, развитие комплексного подхода в изучении естествознания.

Основными задачами являются:

1. Развитие широких познавательных интересов.

2. Развитие системного мышления.

3.Развитие способностей к самостоятельной исследовательской работе, обучение   исследовательским навыкам и умениям.

 4..Использование активных методов дистанционного обучения, дифференцированного обучения.

 5. Приобретение навыков работы с географическими приборами и оборудованием.

6. Подготовка к участию в географических олимпиадах различного уровня, как              теоретических, так и практических турах, выдвигающих равные требования и  задания учащимся 9 классов, а также к участию в других инновационных проектах.

5.      Сведения о программе.

        Рабочая программа дополнительного образования по географии создана на основе учебного пособия:

Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

Авторской программы: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы  для                                                общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы, «Дрофа», 2010 г.

Программа способствует расширению и углублению знаний в предметной области «география».

 

6.     Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа ( в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.)

         Программа рассчитана на год в количестве 68 часов, 2 часа в неделю.

7.      Формы организации образовательного процесса.

Основная форма обучения - урок. На уроке ознакомления с новым материала  используются такие формы организации учебной работы: игра, экскурсия, беседа, практическая работа, конференция, традиционный урок. Урок закрепления включает  такие формы как: семинар, практикум, консультация, практическая работа, конференция, урок-обобщение, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация  самостоятельной работы, урока - зачёта, контрольной работы, собеседования, викторины, игры и т.д.
Технологии обучения.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, технология коллективной творческой деятельности (подготовка семинарских занятий), технология проектов (подготовка индивидуальных творческих работ),   тестовый контроль знаний и др.

8.      Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

           Примерная программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений работать с географическими картами, наблюдать и описывать полученные результаты, выступать перед аудиторией.

9.       Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.   Формы контроля

Формы и режим занятий: занятия проводятся в виде лекционных курсов, семинарских занятий, практических работ в аудитории и на местности с применением измерительных приборов под руководством учителя. Формой контроля является выполнение контрольных работ, заслушивание научных рефератов, тестирование, выполнение олимпиадных заданий из пособий, предлагаемых в списке рекомендуемой и иной литературы.

10.  Планируемый уровень подготовки.

«Знать/понимать»

• основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическая зональность и поясность;

«Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том  числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

• Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими

• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных  источников географической информации и форм ее представления;

• определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

«Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды прежде всего своей местности.

• Ориентирование на местности и проведение съемок ее участков; определение поясного времени; чтение карт различного содержания;

• учет фенологических изменений в природе своей местности; проведение наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценка их последствий;

• решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятие необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

Прогнозируемые результаты.

   В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету.

    Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах, выставках и конференциях.

Учебно-методическое  обеспечение:

Список литературы.

Для учащихся:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б.  С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4.  Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География»  - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.»  - М: ООО «Издательство АСТ»2002

6. География. Справочник школьника. М.: АСТ, 1997.

Для учителя:

1. Н. М. Клюшникова  «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

3. Предметная неделя географии в школе  Серия: Библиотека учителя   Автор: Андреева В.Н.

4.Даньшин А.И., Марченко Н.А., Низовцев В.А. Готовимся к экзамену по географии. Физическая и экономическая география России. М.; Айриспресс, 2002.

5.Душина И.В., Коринская В.А., Щенев ВА. Наш дом — Земля. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. М.: Дрофа, 2002.

6.Максаковский В.П., Баринова И.Н., Дронов В.П. и др. География: пособие для поступающих в ВУЗы. М.: Дрофа, 2003.

7.Максаковский В.П., Петрова Н.Н. Физическая и экономическая география мира. – М.: Айрис-пресс, 2010.

8.Петрова Н.Н. География. Начальный курс. М.: Дрофа, 2002.

9.Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для5 класса общеобразовательных учреждений, 2012.

Содержание программы

Модуль 1. Введение. (1 час). Общая физическая география – 20 ч.
1 История географических открытий

Выдающиеся географы мира, их вклад в исследование Земли. Эратосфен, Аристотель, Птолемей, Марко Поло и др. Великие географические открытия; кругосветные путешествия, открытие и исследование материков, изучение Мирового океана. Х. Колумб, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Ф. Дрейк, А. Тасман, В. Янсзон, Д. Кук, Ф. Беллинсгаузен, М. Лазарев, Д. Ливингстон. А. Гумбольдт, Н. М. Пржевальский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Р. Пири, Ф. Кук Р. Амундсен, Р. Скотт и др.

2. Земля как планета Солнечной системы.

Положение Земли во Вселенной: (положение ее по отношению к Солнцу, Луне и другим планетам). Форма и размеры Земли. Эволюция представлений о форме планеты, доказательства шарообразности Земли. Измерения Земли. Географические следствия формы и размеров Земли. Движения Земли: суточное (осевое) и годовое (орбитальное) движения Земли и их следствия.

3 Особенности изображений Земли на плане, карте, глобусе.

Ориентирование на местности и его виды. Азимут, его определение. План местности. Составление плана. Масштаб и его виды, переход от одного вида масштаба к другому. Изображение рельефа; понятие об абсолютной и относительной высотах. Географические карты, Основные отличия карты от плана. Градусная сеть и ее элементы. Понятие о географической широте и долготе; измерения направлений и расстояний на планах и картах. Разнообразие карт по способам построения картографических проекций, характеру искажений, масштабу, назначению содержанию. Способы картографических изображений. Глобус как модель Земли. История создания. Виды глобусов, преимущества и недостатки.

4 Литосфера и рельеф Земли.

Гипотезы происхождения Земли (И. Кант, П. Лаплас, О. Шмидт и др.). История формирования ее оболочек. Возраст Земли; геологическое летоисчисление. Внутреннее строение земного шара: земная кора, литосфера, астеносфера, мантия, ядро. Процессы, происходящие в глубинах Земли и их влияние на формирование современного облика земной поверхности. Строение литосферы. Теория литосферных плит. Тектонические процессы, происходящие на границах литосферных плит; их влияние на формирование планетарных форм рельефа. Земная кора: типы, строение, минералы и горные породы, состав пород, слагающих земную кору, (магматические, осадочные метаморфические).  Внутренние силы, формирующие и изменяющие поверхность Земли. Тектонические движения, землетрясения, магматизм, вулканизм. Зоны повышенной сейсмичности на Земле. Крупнейшие вулканы мира. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли.  Антропогенные факторы преобразования рельефа.

Основные формы рельефа суши.

5 Гидросфера.

Гидросфера и ее состав. Единство и связь компонентов гидросферы. Мировой круговорот воды. Роль воды на Земле.

Мировой океан - крупнейшая часть гидросферы. Исследования Мирового океана.

Воды суши. Подземные воды. Их образование, разнообразие по условиям залегания, минерализации, температурному режиму. Использование и охрана подземных вод.

Озера. Типы озерных котловин по способу их образования.

Болота, их виды, заболоченные земли.

Река и ее части. Речная система. Понятие об истоке, устье, дельте, речной долине, бассейне, водоразделе. Питание и режим рек. Зональные типы режима рек. Горные и равнинные реки. Крупнейшие водопады планеты.

Искусственные водоемы; крупнейшие водохранилища и каналы. Ледники. Образование ледников. Снеговая линия. Горные и покровные ледники. Роль ледников в природных процессах. Многолетняя мерзлота.

6. Атмосфера.

Состав и строение атмосферы. Возникновение и эволюция атмосферы. Значение воздушной оболочки Земли.

Основные характеристики воздушной оболочки Земли. Распределение температур воздуха на Земле и факторы, его обуславливающие.

Атмосферное давление. Факторы, влияющие на распределение и изменение давления на поверхности Земли. Измерение атмосферного давления.

Воздушные массы, закономерности их формирования и циркуляции в атмосфере. Типы воздушных масс, их циркуляция. Атмосферные фронты.

Типы климата и климатические пояса Земли. Характеристика климатических поясов и областей.

7. Географическая оболочка Земли.

Географическая оболочка как глобальный природный комплекс. Взаимосвязь ее компонентов: литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы. Свойства, закономерности строения и развития.

Природные комплексы и их разнообразие. Изменение природных комплексов под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Природная зона как природный комплекс. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Проблемы взаимодействия природы и общества. Виды загрязнений окружающей среды.

Формы охраны природных сообществ. Крупнейшие биосферные заповедники мира, национальные парки, памятники природы. Региональные экологические проблемы.

Модуль 2.  Материки и океаны - крупнейшие природные комплексы Земли. – 16 ч.
1. Материки (12 ч):
Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида. Физико-географическое положение материка, история исследований и освоения, геологическое строение, рельеф, характерные профили, полезные ископаемые. Климат, климатообразующие факторы, климатические пояса. Внутренние воды. Природные зоны материка. Физико-географические области. Выдающиеся объекты материков, их местонахождение.

2. Океаны (4 ч): Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Основные части океанов (моря, проливы, заливы, острова, полуострова). История исследований и освоение. Географические характеристики океанов и морей (глубины, циркуляция вод температурный режим, соленость, животный и растительный мир и др.). Ресурсы океанов, их хозяйственное значение, история.

Модуль 3. Физическая география России – 8 ч.
1.Географическое положение и история географических открытий и исследований территории России.

Физико-географическое положение России его особенности, величина территории, крайние точки, границы и их типы. Часовые пояса.

Освоение и изучение территории России. Путешествия С. Дежнева, Е. Хабарова, В. Пояркова, В. Атласова. Великая Северная экспедиция: путешествия В.Беринга и А. Чирикова С., Челюскина и др. Экспедиции Н. М. Пржевальского, П. Семенова-Тян-Шанского, Г. Седова, В. Обручева. Исследования М.В. Ломоносова, В.В. Докучаева, А.И. Воейкова, О.Ю. Шмидта и др. Современные географические исследования.

Создание слайдовой презентации о географическом положении России.

2.Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России.  Внутренние процессы и рельеф: литосферные плиты, их влияние на формирование рельефа России, строение земной коры (геосинклинали, платформы, плиты платформ, щиты). Складчатости и соответствующие им горы. движения земной коры в складчатых и платформенных областях, и полезные ископаемые, связанные с ними. Землетрясения и вулканизм на территории России.

Внешние процессы: выветривание, работа ветра, текучих вод, ледников и др. Стихийные природные явления (обвалы, оползай, лавины, сели и др.) Рельеф и хозяйственная деятельность человека.

3.Климат. Внутренние воды. Моря России.  Климатообразующие факторы на территории России. Климатические пояса и типы климатов России. Неблагоприятные климатические явления (засухи, пыльные бури, град, заморозки и т.п.). Источники загрязнения атмосферного воздуха.

Внутренние воды и водные ресурсы. Главные речные системы России. Экологические проблемы крупнейших рек России. Озера. Экологические проблемы. Болота и заболоченные земли.

Подземные воды; терминальные и минеральные воды и их значение. Многолетняя мерзлота на территории России. Ледники. Искусственные водные объекты (водохранилища, каналы).

Моря России. Географическая характеристика морей Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Свойства вод. Течения. Морские ресурсы и биологическая продуктивность. Экологические проблемы морей России.

Модуль 4. Физическая география России - 4 ч.

Природные комплексы России. Природные зоны. Крупные природные районы
Природная зональность; взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов природного комплекса. Природные зоны России как природные комплексы  Природное районирование страны. Крупные природные районы. Русская (Восточно-Европейская) равнина, Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Средняя и Северо-Восточная Сибирь, горы Южной Сибири, дальний Восток. Особенности физико-географического положения, геологическое строение, рельеф, характеристика климата, воды, почвенно-растительный покров и животный мир, зональные природные комплексы. Основные виды хозяйственной деятельности. Геоэкологические проблемы.

 

Модуль 5. Главные отрасли и межотраслевые комплексы России 7 ч.

Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития. Сельское хозяйство, его основные особенности.  Лёгкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время.  Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России (нефтяная и газовая, угольная) промышленность. Элекроэнергетика. Металлургический комплекс его значение в хозяйстве.  Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК). Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Химическая промышленность и окружающая среда. Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного комплекса. Рекреационное хозяйство.

Модуль 6. Районы России - 12 ч.

Европейская часть России (7 ч).

Районирование России. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и заселения территории. Поволжье. Географическое положение.. Крупнейшие города района. (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико – географического положения и этапы развития. Северный Кавказ. Особенности географического положения, и разнообразие природы. Внутренняя неоднородность территории.  Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское моря , их природа и хозяйственное использование. Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства.

Азиатская часть России (5 ч).

Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей.. Население Сибири. Этнический состав. Хозяйственное освоение Сибири. Общая характеристика Восточного макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

 

Введение в географию.

1

I.

Модуль 1.    Общая физическая география.        

20

II.

Модуль 2.    Материки и океаны - крупнейшие природные комплексы Земли.        

16

III.

Модуль 3.    Физическая география России.   

8

IV.

Модуль 4.    Физическая география России.     Природные комплексы.      

4

V.

Модуль 5. Главные отрасли и межотраслевые комплексы России.   

7

VI.

Модуль 6. Районы России.   

12

 

Всего:

68

Календарно – тематический план

по географии

«В мире географии»
в 9 классе

 

на 2020-2021 учебный год

 

 

 

Модуль, тема занятия

 

Количество часов

Дата

Форма контроля

Требования к уровню усвоения материала

По плану

Фактическая

Модуль 1.    Введение в курс. ( 1 час).      Общая физическая география.         20часов.

 

Введение. Инструктаж по ТБ.

1. История географических открытий.

 Интеллектуальная игра «Исследование Земли».

 

2

 

 

Ознакомление с новым материалом

Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности.

Формировать и развивать практические компетентности применения графических изображений Земли в решении географических задач.

2. Земля как планета Солнечной системы.

Пр.р.  Составление «космического адреса» планеты Земля.

3

 

 

Практикум

Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.                                   Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты.

3 Особенности изображений Земли на плане, карте, глобусе.

Пр.р. Составление маршрута путешествия»

3

 

 

Пр.раб.

Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, глобус, атлас, аэрофотоснимок.               Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками одной местности.                                Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике.

4 Литосфера и рельеф Земли.

 Проект репортажа «У подножия вулкана. В долине гейзеров. Цунами» (по выбору ученика)

3

 

 

Деловая игра

Описывать модель строения Земли. Выявлять зависимость рельефа от внутреннего строения земли.                                           Находить по картам основные формы рельефа.                      Выявлять по  географическим картам закономерности  распространения землетрясений и вулканизма.

5. Гидросфера.

 Участие в семинаре по теме «Охрана водных ресурсов». Защита творческих работ.

3

 

 

Семинар.

Творческие проекты

Знать: состав гидросферы, роль и значение мирового круговорота воды.

Определять географическое положение и глубины морей. Обозначать на контурных картах внутренние воды.

Прогнозировать последствия деятельности человека при использовании водоемов.

6. Атмосфера.

Экскурсия на местную метеостанцию.

3

 

 

Экскурсия

Знать: Атмосфера, её строение, методы изучения.

Уметь: Составлять и читать графики хода температур. Определять средние температуры, амплитуду температур, составлять розу ветров.

Объяснять причины изменения погоды в течение дня, месяца, года. Объяснять причины климата своей местности. Обеспечивать личную безопасность при экстремальных погодных условиях.

7. Географическая оболочка Земли.

 Экологический вестник «Современные виды транспорта и загрязнение окружающей среды».

3

 

 

Диспут

Знать: Географическая оболочка. Природный комплекс. Природный компонент.

Уметь: Приводить примеры природных комплексов.

Проводить наблюдения за изменениями природы в результате хоз. деятельности человека. Оценивать последствия.

 

 

Модуль 2.    Материки и океаны - крупнейшие природные комплексы Земли.         16часов

1.  Материки: Евразия, Северная Америка.

4

 

 

Обобщение 

Определять размеры материка по географическим координатам крайних точек.

Объяснять своеобразие природы материка на основе сопоставления карт. Характеризовать природу отдельных частей материка. Составлять описание страны на основе анализа

карт.

2. Материки: Южная Америка, Африка.

4

 

 

Исследование

3. Материки: Австралия, Антарктида

Практикум. Общественный смотр знаний – зачёт.

3

 

 

Зачёт

4. Океаны: Тихий, Атлантический.

3

 

 

Заочное путешествие

Анализировать карту океанов, составлять характеристику по плану. Характеризовать возможности хозяйственного использования океанов.

Прогнозировать влияние деятельности человека на будущее океанов.

5. Океаны:  Индийский, Северный Ледовитый.

Практикум. «Отчёт экпедиционных отрядов по океанам».

2

 

 

Практикум 

Модуль 3.    Физическая география России.           8 часов

1.Географическое положение и история географических открытий и исследований территории России.

2

 

 

Тест

Характеризовать Г.П. России. Показывать границы нашей страны. Называть и показывать соседние страны.

Сравнивать положение России и других стран на карте мира. Объяснять  причины сложности освоения территории.

Решать задачи на определение поясного времени.

2.Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России.

 

2

 

 

Практикум

Анализировать и сопоставлять карты: физическую. тектоническую, геологическую. Работать с геохронологической таблицей. Характеризовать рельеф разных территорий России. Называть и показывать  месторождения полезных ископаемых, объяснять их размещение.

Давать оценку рельефа и минеральных ресурсов своей области для жизни и хозяйственной деятельности человека.

3.Климат. Внутренние воды России.

 Просмотр фильма «Озеро Байкал».

4

 

 

Беседа

Знать: факторы, определяющие климат России, закономерности распределения тепла и влаги на территории страны, типы климата, климатические пояса. Разнообразие внутренних вод России и их распределение.

 

Модуль 4.    Физическая география России.      4часа

                   Природные комплексы

5. Природные комплексы России.

2

 

 

Мозговая атака

Знать: Природные зоны России. Высотная поясность. Взаимосвязи природных компонентов. Крупнейшие заповедники и памятники природы.

Определять  и объяснять взаимосвязи природных компонентов  на примере природных зон.

Определять комфортность условий для природных компонентов. Самостоятельно находить информацию из разных источников.

6.Природные зоны. Крупные природные районы.

Практикум. Комплексная хар-ка одного из ПТК по картам атласа.

2

 

 

Практикум

Модуль 5. Главные отрасли и межотраслевые комплексы России.    7часов.

1.Агропромышленный комплекс России.

1

 

 

Кроссворд

Знать: важнейшие межотраслевые комплексы России вторичного сектора экономики, и отрасли их составляющие.

Топливно –энергетический комплекс, комплекс отраслей производящих конструкционные материалы, машиностроение, пищевая и легкая промышленность.

Называть состав отраслей и межотраслевых комплексов.

 

 

2.Топливно- энергетический и химический комплексы России.

3

 

 

Пресс-конференц.

3.Машиностроительный комплекс России.

2

 

 

 

4.Инфраструктурный комплекс России.

 Участие в работе круглого стола по теме «Межотраслевые комплексы России и их перспектива на будущее».

1

 

 

 

Модуль 6. Районы России.    12 часов.

Европейская часть России.

 Практикум. «Создание паспорта одного из городов европейской России».

7

 

 

Практикум

Знать: принципы экономико-географического районирования.

Регионы и районы.

Анализировать карты атласа и статистические материалы с целью составления характеристики района.

Определять отрасли хозяйства на основе анализа природных условий и ресурсов.

Проводить сравнительный анализ территорий.

 

Азиатская часть России.

 Пр.р. Разработка одного из маршрутов по Сибири.

5

 

 

Заочная экпедиция

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа дополнительного образования по географии «В мире географии» в 9 классе на 2020 - 2021 учебный год

Рабочая программа дополнительного образования по географии «В мире географии» в 9 классе на 2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка 1.

Пояснительная записка 1.

Содержание структурировано по шести курсам: «Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география

Содержание структурировано по шести курсам: «Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география

Формы организации образовательного процесса

Формы организации образовательного процесса

Ориентирование на местности и проведение съемок ее участков; определение поясного времени; чтение карт различного содержания; • учет фенологических изменений в природе своей местности; проведение наблюдений…

Ориентирование на местности и проведение съемок ее участков; определение поясного времени; чтение карт различного содержания; • учет фенологических изменений в природе своей местности; проведение наблюдений…

Особенности изображений Земли на плане, карте, глобусе

Особенности изображений Земли на плане, карте, глобусе

Природная зона как природный комплекс

Природная зона как природный комплекс

Модуль 5. Главные отрасли и межотраслевые комплексы

Модуль 5. Главные отрасли и межотраслевые комплексы

Календарно – тематический план по географии «В мире географии» в 9 классе на 2020-2021 учебный год

Календарно – тематический план по географии «В мире географии» в 9 классе на 2020-2021 учебный год

В долине гейзеров. Цунами» (по выбору ученика) 3

В долине гейзеров. Цунами» (по выбору ученика) 3

Объяснять своеобразие природы материка на основе сопоставления карт

Объяснять своеобразие природы материка на основе сопоставления карт

Модуль 4. Физическая география

Модуль 4. Физическая география
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2022