РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Функция: просто, сложно, интересно»
Составила: Орлова Любовь Сергеевна,
учитель математики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Функция: просто, сложно, интересно» для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» (для VII-XI (XII) классов);
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) , (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);
- Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2016 №1677 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего обшего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания о преобразовании графиков функций, выходящих за рамки школьного курса.
Цель: создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций, преобразовании графиков.
Задачи:
· закрепление основ знаний о функциях и их свойствах;
· расширение представлений о свойствах функций, их преобразовании;
· вовлекать учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития для оценки своего потенциала с точки зрения образовательной перспективы.
Используемая литература:
1. Баранова, Т., Кочетков, К,, Семенов А. Школьный интеллектуальный марафон. Математика// Прил. К газете «Первое сентября», № 5, 33, 1995., № 35, 1999., № 34, 2004.
2. Виленкин, Н. Я. Функции в природе и технике. Книга для внеклассного чтения IX-X кл. - М.: Просвещение, 1978. - 192 с: ил.
3. Галщкий, М. Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. курса математики / М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, М. И. Звавич. -М.: Просвещение, 1992. - 271 с: ил. ISBN 5-09-003875-9.
4. ГИА 2013. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин, А.В. Семёнов, п.И. Захаров. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 63, с. (Серия « ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания») ISBN 978–5–377–05478-8
5. Депман, И. Я., Виленкин, Н. Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1989. - 287 с: ил. ISBN 5-09-000412-9.
6. Доброва, О. Н. Задания по алгебре и математическому анализу: Пособие для учащихся 9-11 кл. общеобразоват. учреждений. -М.: Просвещение, 1996. - 352 с: ил. ISBN 5-09-007091-1.
7. Дорофеев, Г. В., Бунимович, Е. А., Кузнецова, Л. В., Мишаева, С. С, Суворова, С Б., Мищенко, Т. М., Рослова, Л. О. Курс по выбору для IX класса. «Избранные вопросы математики» // Журнал «Математика в школе», № 10, 2003. - С. 12-33.
8. Дорофеев, Г. В., Муравин, Г. К, Седова, Е. А. Математика. 11 кл. Подготовка к письменному экзамену за курс средней школы. Решение задач с методическими комментариями. - М.: Дрофа, 2000. - 352 с: ил. - Библиотека учителя, ISBN 5-7107-3407-1.
Интернет-ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru/ Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) к учебникам издательства "Мнемозина»
2. www.math.ru Интернет - поддержка учителей математики.
3. www.it-n.ru Сеть творческих учителей.
4. www.etudes.ru Математические этюды.
5. www.problems.ru База данных задач по всем темам школьной математики.
6. www.golovolomka.hobby.ru Головоломки для умных людей.
7. www.college.ru/mathematics Математика на портале «Открытый колледж »
8. www.int-edu.ru Институт новых технологий.
9. school-collection.edu Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
10. http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»
11. http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа
12. http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику
13. http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал
14. http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»
Планируемые предметные результаты освоения курса
Освоение содержания учебного курса «Функция: просто, сложно, интересно» обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:
• личностных:
- сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики;
- понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
- готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств для их достижения;
- целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира;
• предметных:
- сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;
- сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
- владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
- сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
- владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
- сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
|
1. |
Введение.
|
1 |
|
2. |
Функции. Свойства функции |
10 |
|
3. |
Построение графиков функций |
18 |
|
4. |
Функционально – графический метод решения уравнений |
5 |
|
ИТОГО |
34 |
Содержание курса
Введение (1час)
На данном этапе сообщается о целях и задачах изучения курса, о важности получаемых знаний для итоговой аттестации как в основной так и в средней школе.
Функции. Свойства функции ( 10 часов)
Раскрывается сложный исторический путь понятия «функция». Рассматриваются примеры простых функций: отображение, соответствие, преобразование, оператор. Повторение и углубление знаний о способах задания функций. Осуществление эвристических проб по переходу от одного способа к другому. Рассматривается табличное задание функции, графическое задание функции и аналитический способ задания функции. Четные и нечетные функции. Формируется понятие четности и нечетности функций. Определение и использование этих свойств. Изучение алгоритма выяснения четности функции, алгоритма выяснения нечетности функции. Монотонность функции. Рассматривается понятие «возрастание», «убывание» функции. Нахождение промежутков монотонности по графику и формулам. Изучение свойств монотонности функции. Ограниченные и неограниченные функции. Введение понятия «ограниченности функций», «наибольшего и наименьшего значения функции». Осуществление эвристических проб по нахождению множества значений функции. Исследование функции элементарными способами. Составление схемы исследования функции, исследование по схеме элементарных функций.
Построение графиков функций ( 18 часов)
Показать практическое применение предварительного исследования функций, заданных формулами для наглядного представления их с помощью графиков и более подробного исследования с его помощью.
Функционально – графический метод решения уравнений (5 часов)
Закрепление знаний и умений по исследованию функций и построению графиков в практической ситуации при решении уравнений.
Календарно - тематическое планирование
№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
Введение (1 час) |
||||
1 |
Подготовительный этап: постановка цели, проверка владения базовыми навыками |
1 |
|
|
Функции. Свойства функции (10 часов) |
||||
2 |
Историко-генетический подход к понятию «функция» |
1 |
|
|
3 |
Способы задания функций |
1 |
|
|
4 |
Четные и нечетные функции |
1 |
|
|
5 |
Решение задач «Четные и нечетные функции» |
1 |
|
|
6 |
Монотонность функции |
1 |
|
|
7 |
Решение задач «Монотонность функции» |
1 |
|
|
8 |
Ограниченные и неограниченные функции |
1 |
|
|
9 |
Решение задач «Ограниченные и неограниченные функции» |
1 |
|
|
10 |
Исследование функции элементарными способами |
1 |
|
|
11 |
Исследование функции элементарными способами |
1 |
|
|
Построение графиков функций (18 часов) |
||||
12 |
Построение графиков элементарных функций |
1 |
|
|
13 |
Построение графиков элементарных функций |
1 |
|
|
14 |
Геометрические преобразования графиков функций. |
|
|
|
15 |
Решение задач «Геометрические преобразования графиков функции» |
1 |
|
|
16 |
Решение задач «Геометрические преобразования графиков функции» |
1 |
|
|
17 |
Решение задач «Геометрические преобразования графиков функции» |
1 |
|
|
18 |
Решение задач «Геометрические преобразования графиков функции» |
1 |
|
|
19 |
Построение графиков, содержащих модуль |
1 |
|
|
20 |
Построение графиков, содержащих модуль |
1 |
|
|
21 |
Построение графиков, содержащих модуль |
1 |
|
|
22 |
Построение графиков, содержащих модуль |
1 |
|
|
23 |
Графики кусочно-заданных функций |
1 |
|
|
24 |
Построение графиков кусочно-заданных функций |
1 |
|
|
25 |
Построение графиков кусочно-заданных функций |
1 |
|
|
26 |
Построение графиков кусочно-заданных функций |
1 |
|
|
27 |
Метод линейного сплайна |
1 |
|
|
28 |
Метод линейного сплайна |
1 |
|
|
29 |
Метод линейного сплайна |
1 |
|
|
Функционально-графический метод решения уравнений (5 часов) |
||||
30 |
Функционально-графический метод решения уравнений |
1 |
|
|
31 |
Функционально-графический метод решения уравнений |
1 |
|
|
32 |
Функционально-графический метод решения уравнений |
1 |
|
|
33 |
Функционально-графический метод решения уравнений |
1 |
|
|
34 |
Функционально-графический метод решения уравнений |
1 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.