Рабочая программа элективного курса "Функция: просто, сложно, интересно"
Оценка 4.8

Рабочая программа элективного курса "Функция: просто, сложно, интересно"

Оценка 4.8
doc
04.05.2021
Рабочая программа элективного курса "Функция: просто, сложно, интересно"
элективный курс 9 класс функция. сложно, просто, интересно.doc

 

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

элективного курса  «Функция: просто, сложно, интересно»

 

Составила: Орлова Любовь Сергеевна,

учитель  математики

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа элективного курса «Функция: просто, сложно, интересно» для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» (для VII-XI (XII) классов);

- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) , (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);

- Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2016 №1677 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего обшего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253»

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);

Курс «Функция: просто, сложно,  интересно»  позволит  углубить  знания  учащихся  по  истории  возникновения  понятия,  по  способам  задания  функций, их  свойствам, а  также  раскроет  перед  школьниками  новые  знания  о  преобразовании графиков функций,  выходящих  за  рамки школьного  курса.

  Цель: создание  условий  для  обоснованного  выбора  учащимися  профиля  обучения  в  старшей  школе  через   оценку   собственных  возможностей  в  освоении  математического  материала  на основе  расширения  представлений о свойствах  функций,  преобразовании  графиков.

 Задачи:

·         закрепление  основ  знаний  о  функциях  и  их  свойствах;

·         расширение  представлений о свойствах функций, их  преобразовании;

·         вовлекать  учащихся  в  игровую,  коммуникативную,  практическую деятельность   как фактор  личностного  развития      для оценки  своего потенциала  с  точки зрения  образовательной  перспективы.

            

Используемая литература:

1.              Баранова, Т., Кочетков, К,, Семенов А. Школьный интеллек­туальный марафон. Математика// Прил. К газете «Первое сентяб­ря», № 5, 33, 1995., № 35, 1999., № 34, 2004.

2.             Виленкин, Н. Я. Функции в природе и технике. Книга для внеклассного чтения IX-X кл. - М.: Просвещение, 1978. - 192 с: ил.

3.             Галщкий, М. Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 клас­сов. Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. кур­са математики / М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, М. И. Звавич. -М.: Просвещение, 1992. - 271 с: ил. ISBN 5-09-003875-9.

4.              ГИА 2013. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин, А.В. Семёнов, п.И. Захаров. - М.:  Издательство «Экзамен», 2013. – 63, с. (Серия « ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания»)  ISBN 978–5–377–05478-8

5.      Депман, И. Я., Виленкин, Н. Я. За страницами учебника мате­матики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. - М.: Просвеще­ние, 1989. - 287 с: ил. ISBN 5-09-000412-9.

6.      Доброва, О. Н. Задания по алгебре и математическому анали­зу: Пособие для учащихся 9-11 кл. общеобразоват. учреждений. -М.: Просвещение, 1996. - 352 с: ил. ISBN 5-09-007091-1.

7.             Дорофеев, Г. В., Бунимович, Е. А., Кузнецова, Л. В., Мишаева, С. С, Суворова, С Б., Мищенко, Т. М., Рослова, Л. О. Курс по вы­бору для IX класса. «Избранные вопросы математики» // Журнал «Математика в школе», № 10, 2003. - С. 12-33.

8.             Дорофеев, Г. В., Муравин, Г. К, Седова, Е. А. Математика. 11 кл. Подготовка к письменному экзамену за курс средней школы. Решение задач с методическими комментариями. - М.: Дрофа, 2000. - 352 с: ил. - Библиотека учителя, ISBN 5-7107-3407-1.

Интернет-ресурсы:

1.    http://school-collection.edu.ru/ Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) к учебникам издательства "Мнемозина»

2.     www.math.ru Интернет - поддержка учителей математики.

3.    www.it-n.ru Сеть творческих учителей. 

4.    www.etudes.ru Математические этюды.

5.    www.problems.ru  База данных задач по всем темам школьной математики.

6.    www.golovolomka.hobby.ru  Головоломки для умных людей.

7.     www.college.ru/mathematics Математика на портале «Открытый колледж »

8.    www.int-edu.ru  Институт новых технологий.

9.    school-collection.edu  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

10.  http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»

11.  http:/www.drofa.ru  - сайт издательства Дрофа

12.  http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику

13.   http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал

14.   http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые предметные результаты освоения курса

Освоение содержания учебного курса «Функция: просто, сложно, интересно» обеспечивает достиже­ние учащимися следующих результатов:

•  личностных:

-   сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах ма­тематики;

-     понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;

-     развитие логического мышления, пространственного воображения, алгорит­мической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;

-     овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в по­вседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

-     готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному об­разованию как условию успешной профессиональной и общественной дея­тельности;

-     готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;

-     готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в обра­зовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

-     отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в реше­нии личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

•   метапредметных:

-     умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи­ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

-     умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффек­тивно разрешать конфликты;

-     владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

-     готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, по­лучаемую из различных источников;

-     владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

-     владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств для их достижения;

-     целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность вос­принимать красоту и гармонию мира;

 

предметных:

-     сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;

-     сформированность представлений о математических понятиях как важней­ших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;

-     владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их приме­нять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

-     владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для по­иска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;

-     сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функ­ций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;

-     владение основными понятиями о плоских и пространственных геометриче­ских фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распозна­вать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире; при­менение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;

-     сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих веро­ятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;

-     владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

 

Наименование темы

 

Количество часов

1.

Введение.

 

1

2.

Функции. Свойства функции

10

3.

Построение графиков функций

18

4.

Функционально – графический метод решения уравнений

5

                                                                                                                                                              ИТОГО

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса

Введение (1час)

На данном этапе сообщается о целях и задачах изучения курса, о важности получаемых знаний для итоговой аттестации как в основной так и в средней школе.

 

Функции. Свойства функции ( 10 часов)

Раскрывается сложный исторический путь понятия «функция». Рассматриваются примеры простых функций: отображение, соответствие, преобразование, оператор. Повторение и углубление знаний о способах задания функций. Осуществление эвристических проб по переходу от одного способа к другому. Рассматривается табличное задание функции, графическое задание функции и аналитический способ задания функции. Четные и нечетные функции. Формируется понятие четности и нечетности функций. Определение и использование этих свойств. Изучение алгоритма выяснения четности функции, алгоритма выяснения нечетности функции. Монотонность функции. Рассматривается понятие «возрастание», «убывание» функции. Нахождение промежутков монотонности по графику и формулам. Изучение свойств монотонности функции. Ограниченные и неограниченные функции.  Введение понятия «ограниченности функций», «наибольшего и наименьшего значения функции». Осуществление эвристических проб по нахождению множества значений функции. Исследование функции элементарными способами. Составление схемы исследования функции, исследование по схеме элементарных функций.

 

Построение графиков функций ( 18 часов)

Показать практическое применение предварительного исследования функций, заданных формулами для наглядного представления их с помощью графиков и более подробного исследования с его помощью.

 

Функционально – графический метод решения уравнений (5 часов)

Закрепление знаний и умений по исследованию функций и построению графиков в практической ситуации при решении уравнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование

 

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Введение (1 час)

1

Подготовительный этап: постановка цели, проверка владения базовыми на­выками

1

 

Функции. Свойства функции (10 часов)

2

Историко-генетический подход к поня­тию «функция»

1

 

3

Способы задания функций

1

 

4

Четные и нечетные функции

1

 

5

Решение задач «Четные и нечетные функции»

1

 

6

Монотонность функции

1

 

7

Решение задач «Монотонность функции»

1

 

8

Ограниченные и неограниченные функции

1

 

9

Решение задач «Ограниченные и неограниченные функции»

1

 

10

Исследование функции элементарными способами

1

 

11

Исследование функции элементарными способами

1

 

Построение графиков функций (18 часов)

12

Построение графиков элементарных функций

1

 

13

Построение графиков элементарных функций

1

 

14

Геометрические преобразования графиков функций.

 

 

15

Решение задач «Геометрические преобразования графиков функции»

1

 

16

Решение задач «Геометрические преобразования графиков функции»

1

 

17

Решение задач «Геометрические преобразования графиков функции»

1

 

18

Решение задач «Геометрические преобразования графиков функции»

1

 

19

Построение графиков, содержащих модуль

1

 

20

Построение графиков, содержащих модуль

1

 

21

Построение графиков, содержащих модуль

1

 

22

Построение графиков, содержащих модуль

1

 

23

Графики кусочно-заданных функций

1

 

24

Построение графиков кусочно-заданных функций

1

 

25

Построение графиков кусочно-заданных функций

1

 

26

Построение графиков кусочно-заданных функций

1

 

27

Метод линейного сплайна

1

 

28

Метод линейного сплайна

1

 

29

Метод линейного сплайна

1

 

Функционально-графический метод решения уравнений (5 часов)

30

Функционально-графический метод решения уравнений

1

 

31

Функционально-графический метод решения уравнений

1

 

32

Функционально-графический метод решения уравнений

1

 

33

Функционально-графический метод решения уравнений

1

 

34

Функционально-графический метод решения уравнений

1

 

 


Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Функция: просто, сложно, интересно»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Функция: просто, сложно, интересно»

Приказ Министерства образования и науки

Приказ Министерства образования и науки

Интернет-ресурсы: 1. http://school-collection

Интернет-ресурсы: 1. http://school-collection

Планируемые предметные результаты освоения курса

Планируемые предметные результаты освоения курса

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, по­лучаемую из различных источников; -…

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, по­лучаемую из различных источников; -…

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п / п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п / п

Содержание курса Введение (1час)

Содержание курса Введение (1час)

Календарно - тематическое планирование № урока

Календарно - тематическое планирование № урока

Графики кусочно-заданных функций 1 24

Графики кусочно-заданных функций 1 24
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2021