Рабочая программа элективного курса
Хитрецы и невидимки
для 7 - 8 класса
общеобразовательных учреждений
1 час в неделю (всего 16 часов)
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа является элективным курсом предметов естественнонаучного цикла, изучаемых по любому из концептуальных принципов: линейному или концентрическому. Программа рассчитана на 16 часов обучения для учащихся 8 классов общеобразовательных школ.
Задачи курса:
Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания живой природы через изучение многообразия и приспособленности живых организмов к жизни в различных условиях среды. Курс включает разделы: «введение», «язык животных», «хитрецы и невидимки», «маленькие хищники», «Прекраснокрылые», «ловцы удачи (паукообразные)».
Содержание курса «хитрецы и невидимки» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нем раскрываются дополнительные понятия для развития сведений экологической, биологической, географической областей знаний. Курс содержит занимательный фактологический материал, который углубляет и расширяет знания школьников об объектах живой природы, о явлениях, происходящих в ней. Особое внимание при изучении курса отводиться на знакомство с повадками, особенностями общения и поведения насекомых.
Изучение курса предполагает использование коллекций, материала познавательных телевизионных передач, дополнительной литературы, подготовку небольших рефератов и сообщений.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать:
Уметь:
Основное содержание программы:
1. Введение (1час).
Факторы среды. Группы живых организмов различных экологических сообществ. Экологические ниши членистоногих. Инстинкты и рефлексы, их роль в жизни живой природы.
2. Язык животных (5 часов).
Способы произведения звуковых сигналов у животных. Язык животных (насекомых, рыб, птиц, млекопитающих). Окраска – дополнительный язык животных. Танцы животных, их разнообразие и значение в этологии.
3. Хитрецы и невидимки (3 часа).
Дома и способы защиты насекомых. Влюбленные насекомые. Родители насекомые.
4. Ловцы удачи (паукообразные) (3 часа).
Особенности ротового аппарата, конечностей, органов чувств пауков. Способы охоты пауков. Приспособления к жизни в разных условиях среды. Паук – серебрянка. Значение пауков в природе и жизни человека.
5. Маленькие хищники(2 часа).
Членистоногие – хищники. Многоножки, их жизнедеятельность, многообразие. Стрекозы, их жизнедеятельность, значение в природе и для человека
6. Прекраснокрылые (2 часа).
Бабочки, особенности их поведения, строения, жизнедеятельности, развитие и значение в природе и для человека.
Календарно-тематическое планирование курса «Хитрецы и невидимки»
№ в курсе
|
№ в теме
|
Тема занятия |
Дата проведения |
Примечание |
Введение (1 час) |
||||
1 |
1 |
Факторы среды. Группы живых организмов различных экологических сообществ. Экологические ниши членистоногих. Инстинкты и рефлексы, их роль в жизни живой природы. |
|
|
Язык животных (5 часов) |
||||
2 |
1 |
Способы произведения сигналов у животных. |
|
|
3 |
2 |
Язык животных (насекомых, рыб, птиц, млекопитающих) |
|
|
4 |
3 |
Окраска – дополнительный язык животных. |
|
|
5 |
4 |
Танцы животных, их разнообразие и значение в этологии. |
|
|
6 |
5 |
Экскурсия в музей. |
|
Экскурсия |
Хитрецы и невидимки (3 часа) |
||||
7 |
1 |
Дома и способы защиты насекомых. |
|
|
8 |
2 |
Влюбленные насекомые. |
|
|
9 |
3 |
Родители – насекомые. |
|
|
Ловцы удачи (паукообразные), (3 часа) |
||||
10 |
1 |
Особенности ротового аппарата, конечностей, органов чувств пауков. |
|
|
11 |
2 |
Способы охоты пауков. Приспособления к жизни в разных условиях. |
|
|
12 |
3 |
Паук – серебрянка. Значение пауков в природе и жизни человека. |
|
|
Маленькие хищники (2 часа) |
||||
13 |
1 |
Многоножки, их жизнедеятельность, многообразие. |
|
|
14 |
2 |
Стрекозы, их жизнедеятельность, значение. |
|
|
Прекраснокрылые (2 часа) |
||||
15 |
1 |
Бабочки, особенности, их поведения, строения. |
|
Экскурсия |
16 |
2 |
Бабочки, особенности их жизнедеятельности, развитие. |
|
|
Список литературы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.