Рабочая программа элективного курса "Хитрецы и невидимки"
Оценка 4.8

Рабочая программа элективного курса "Хитрецы и невидимки"

Оценка 4.8
doc
27.06.2022
Рабочая программа элективного курса "Хитрецы и невидимки"
РП эл курса Хитрецы и невидимки.doc

Рабочая программа элективного курса

Хитрецы и невидимки

 для 7 - 8 класса

общеобразовательных учреждений

1 час в неделю (всего 16 часов)

 

Пояснительная записка.

Предлагаемая программа является элективным курсом предметов естественнонаучного цикла, изучаемых по любому из концептуальных принципов: линейному или концентрическому. Программа рассчитана на 16 часов обучения для учащихся 8 классов общеобразовательных школ.

Задачи курса:

  • Формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов естественного цикла;
  • Развитие знаний о живой природе, полученных во время изучения базовых биологических курсов;
  • Формирование дополнительных понятий, необходимых при изучении основополагающих и опорных понятий;
  • Создание у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира.

Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания живой природы через изучение многообразия и приспособленности живых организмов к жизни в различных условиях среды. Курс включает разделы: «введение», «язык животных», «хитрецы и невидимки», «маленькие хищники», «Прекраснокрылые», «ловцы удачи (паукообразные)».

Содержание курса «хитрецы и невидимки» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нем раскрываются дополнительные понятия для развития сведений экологической, биологической, географической областей знаний. Курс содержит занимательный фактологический материал, который углубляет и расширяет знания школьников об объектах живой природы, о явлениях, происходящих в ней. Особое внимание при изучении курса отводиться на знакомство с повадками, особенностями общения и поведения насекомых.

Изучение курса предполагает использование коллекций, материала познавательных телевизионных передач, дополнительной литературы, подготовку небольших рефератов и сообщений.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать:

 

  • Поведение и жизнедеятельность изученных живых организмов;
  • Механизмы приспособления живых организмов к жизни в различных условиях среды.
  • Способы защиты, охоты, общения животных.
  • Особенности инстинктов ухаживания, заботы о потомстве у представителей членистоногих;
  • Разнообразие видов классов многоножек и паукообразных, отрядов чешуекрылых, стрекоз.

Уметь:

 

  • Работать с коллекциями;
  • Анализировать фрагменты видеофильмов, устные сообщения;
  • Различать наиболее распространенные виды каждой систематической единицы;
  • Готовить сообщения и небольшие рефераты биологического содержания, используя материалы познавательных телевизионных передач и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.

 

Основное содержание программы:

 

1. Введение (1час).

Факторы среды. Группы живых организмов различных экологических сообществ. Экологические ниши членистоногих. Инстинкты и рефлексы, их роль в жизни живой природы.

 

2. Язык животных (5 часов).

Способы произведения звуковых сигналов у животных. Язык животных (насекомых, рыб, птиц, млекопитающих). Окраска – дополнительный язык животных. Танцы животных, их разнообразие и значение в этологии.

 

3. Хитрецы и невидимки (3 часа).

Дома и способы защиты насекомых. Влюбленные насекомые. Родители насекомые.

 

4. Ловцы удачи (паукообразные) (3 часа).

Особенности ротового аппарата, конечностей, органов чувств пауков. Способы охоты пауков. Приспособления к жизни в разных условиях среды. Паук – серебрянка. Значение пауков в природе и жизни человека.

 

5. Маленькие хищники(2 часа).

Членистоногие – хищники. Многоножки, их жизнедеятельность, многообразие. Стрекозы, их жизнедеятельность, значение в природе и для человека

 

6. Прекраснокрылые (2 часа).

Бабочки, особенности их поведения, строения, жизнедеятельности, развитие и значение в природе и для человека.

 

Календарно-тематическое планирование курса «Хитрецы и невидимки»

 

 

№ в курсе

 

№ в теме

 

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

Введение (1 час)

1

1

Факторы среды. Группы живых организмов различных экологических сообществ. Экологические ниши членистоногих. Инстинкты и рефлексы, их роль в жизни живой природы.

 

 

Язык животных (5 часов)

2

1

Способы произведения сигналов у животных.

 

 

3

2

Язык животных (насекомых, рыб, птиц, млекопитающих)

 

 

4

3

Окраска – дополнительный язык животных.

 

 

5

4

Танцы животных, их разнообразие и значение в этологии.

 

 

6

5

Экскурсия в музей.

 

Экскурсия

Хитрецы и невидимки (3 часа)

7

1

Дома и способы защиты насекомых.

 

 

8

2

Влюбленные насекомые.

 

 

9

3

Родители – насекомые.

 

 

Ловцы удачи (паукообразные), (3 часа)

10

1

Особенности ротового аппарата, конечностей, органов чувств пауков.

 

 

11

2

Способы охоты пауков. Приспособления к жизни в разных условиях.

 

 

12

3

Паук – серебрянка. Значение пауков в природе и жизни человека.

 

 

Маленькие хищники (2 часа)

13

1

Многоножки, их жизнедеятельность, многообразие.

 

 

14

2

Стрекозы, их жизнедеятельность, значение.

 

 

Прекраснокрылые (2 часа)

15

1

Бабочки, особенности, их поведения, строения.

 

Экскурсия

16

2

Бабочки, особенности их жизнедеятельности, развитие.

 

 

 

Список литературы:

 

  1. А. Э. Брэм. Жизнь животных. В трех томах. Москва. «Терра – Terra». 1996.
  2. И. П. Сосновский. О редких животных мира. Москва «Просвещение» 1992.
  3. Игорь Акимушкин. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные. М. « Мысль», 1999.
  4. Игорь Акимушкин. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные. М. «Мысль». 1999.
  5. Ю. Дмитриев. Если посмотреть вокруг. Москва «детская литература» 1976.
  6. Б. М. Мамаев, Л. Н. Медведев, Ф. Н. Правдин. Определитель насекомых европейской части России. М «Просвещение» 1976.

 

 

 

 

 

 

 


Рабочая программа элективного курса

Рабочая программа элективного курса

Готовить сообщения и небольшие рефераты биологического содержания, используя материалы познавательных телевизионных передач и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно

Готовить сообщения и небольшие рефераты биологического содержания, используя материалы познавательных телевизионных передач и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно

Танцы животных, их разнообразие и значение в этологии

Танцы животных, их разнообразие и значение в этологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2022