РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Математика без границ»
ВВЕДЕНИЕ
Программа элективного курса по математике в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов:
- ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года, № 1897);
- Примерной рабочей программы по математике: Сборник элективных курсов Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С.. – Волгоград: 2006. Задачи с параметрами; Ястрибинецкий Г.А Математика. 8-9 классы
:
Состав УМК:
1. Литвиненко В.Н., Мордкович А. Г. Практикум по решению математических задач. 2. Ястрибинецкий Г.А Задачи с параметрами. 3. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. 4. Дорофеев Г.В., Затахавай В.В. «Решение задач, содержащих модули и параметры». 5. Дорофеев Г.В. «Квадратный трёхчлен в задачах». 6. Марков В.К. «Метод координат и задачи с параметрами». 7. Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач».
|
|
|
|
Цели и задачи обучения:
· подготовить обучающихся таким образом, чтобы они смогли на экзамене успешно справиться с задачами, содержащими модули и параметры.
· углубить знания по математике, предусматривающие формирование у обучающихся устойчивого интереса к предмету;
· выявить и развить их математические способности;
· расширить математические представления обучающихся о приёмах и методах решения задач с модулями и параметрами;
· повысить уровень математического и логического мышления обучающихся;
· развить навыки исследовательской деятельности,
· обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
Элективный курс предусматривает не только овладение различными умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создает условия для формирования мировоззрения обучающихся, логической и эвристической составляющих мышления. Задачи с модулем и параметрами, как правило, относятся к наиболее трудным задачам, носят исследовательский характер.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение курса в 9 классе отводится 35 часов из расчёта 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
1.Решение задач с модулем. (12 часов).
Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.
График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.
Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|.
Графическое решение неравенства |ах+в|≤с, где с – любое действительное число.
Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|+|сх+д|<т,|ах+в|+| сх+д|+ пх>т.
Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация.
Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.
2.Решение задач с параметрами. (12 часов).
Понятие параметра. Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами. Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры.
Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. Линейные уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение и т.д.).
Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.
Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.
Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.
Количество корней в зависимости от значений параметров. Параметр, как фиксированное число.
3. Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули и параметры. (10 часов)
Графические и аналитические методы. Классификация задач. Ответ, как наперёд заданное подмножество множества действительных чисел. Параметр, как равноправная переменная. Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.
Свойства функций в задачах с параметрами и модулями. Схема исследования функций. Область значений функции. Подстановки. Экстремальные свойства функций. Метод оценки. Свойства монотонных функций.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.