Рабочая программа элективного курса по математике
«Решение уравнений и неравенств с параметрами»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Д.Ф.Айвазяна
(Математика 10-11 классы. Решение уравнений и неравенств с параметрами:
элективный курс / авт.-сост. Д.Ф.Айвазян. Волгоград: Учитель, 2009.204 с). Элективный курс является предметно-ориентированным и
предназначен на два года обучения для реализации в 10-11 классах
общеобразовательной школы для расширения теоретических и практических знаний
учащихся.
Задачи с параметрами включены в содержание ЕГЭ по математике и очень часто
оказываются не по силам обучающимся. Это, вообще говоря, неудивительно,
поскольку у большинства учащихся нет должной свободы в,
общении с параметрами.
Появление таких задач на экзамене далеко не случайно, так как с их помощью
проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами
решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку
рассуждений (без чего решение задач с параметрами невозможно) и уровень
логического мышления учащихся.
Необходимость введения элективного курса «Решение уравнений и неравенств с
параметрами» обусловлена тем, что практика вступительных экзаменов далеко
оторвалась от школы и достаточно велика разница между требованиями, которые
предъявляет к своему выпускнику школа, и требованиями, которые предъявляет к
своему поступающему вуз, особенно вуз высокого уровня. В процессе решения задач
с параметрами приобретаются определенные умения исследовательской работы.
Цель курса – научить учащихся методам решения задач с
параметрами, помочь преодолеть психологический барьер, который обусловлен
противоречивыми характеристиками параметра. С одной стороны, параметр в уравнении
следует считать величиной известной, а с другой - конкретное значение
параметра неизвестно. С одной стороны, параметр является величиной постоянной,
а с другой – может принимать различные значения. Получается, что параметр -
неизвестная известная, переменная постоянная величина.
Предлагаемый элективный курс «Решение уравнений и неравенств с параметрами»
составлен на основе авторской программы Д.Ф.Айвазяна с одноименным названием и
является предметно-ориентированным и предназначен на два года обучения для
реализации в 10-11 классах общеобразовательной школы для расширения
теоретических и практический знаний учащихся. Решение уравнений, содержащих
параметры, разделов школьного курса. Запланированный данной программой для
усвоения учащимися объем знаний необходим для овладения ими методами решения
некоторых классов заданий с параметрами, для обобщения теоретических знаний. В
процессе решения задач с параметрами приобретаются определенные умения
исследовательской работы. Трудности при решении задач с параметрами обусловлены
тем, что наличие параметра заставляет решать задачу не по шаблону, а
рассматривать различные случаи, при каждом из которых методы решения
существенно отличаются друг от друга. Так же необходимо хорошо знать свойства
функций и выделять те, которые нужно применять в конкретном случае.
Целью данного курса является изучение избранных классов уравнений
с параметрами и научное обоснование методов их решения, а также формирование
логического мышления и математической культуры у школьников.
Курс имеет общеобразовательное значение, способствует развитию логического
мышления учащихся. Программа данного элективного курса ориентирована на
приобретение определенного опыта решения задач с параметрами. Курс входит в
число дисциплин, включенных в компонент учебного плана образовательного
учреждения. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как
алгебра, алгебра и начала анализа, геометрия.
В результате курса учащиеся должны научиться применять теоретические знания при
решении уравнений и неравенств с параметрами, знать некоторые методы решения
заданий с параметрами (по определению, по свойствам
функций,графическиит.д.)
Данный курс представляется особенно актуальным и современным, так как
расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному
пониманию теоретических сведений.
Данный курс имеет существенное образовательное значение для изучения алгебры.
Задачи курса:
Содержание курса предполагает работу с различными источниками математической
литературы. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя
самостоятельную работу учащихся.
Данный курс рассчитан на 34 часа и содержит следующие основные разделы:
Введение. Понятие уравнений с параметрами. Первое знакомство с уравнениями,
содержащими параметр.
1. Линейные уравнения, неравенства и их системы.
2. Квадратные уравнения и неравенства.
3. Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами.
4. Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами.
Задачи программы:
Ожидаемые результаты
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
Учащийся должен владеть:
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
Формы работы: лекционно-семинарская, групповая и индивидуальная.
Методы работы: исследовательский и частично-поисковый.
Виды деятельности на занятиях: лекция, беседа, практикум,
консультация, работа с компьютером.
При решении задач с параметрами одновременно активно реализуются основные
методические принципы:
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ
Введение. Понятие уравнений с
параметрами. Первое знакомство с уравнениями с параметром.
Тема 1. Линейные уравнения, их системы и неравенства с параметром.
Линейные уравнения с параметром. Алгоритм решения
линейных уравнений с параметром. Решение линейных уравнений с параметрами.
Зависимость количества корней в зависимости от коэффициентов а и b. Решение
уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнения.
Решение уравнений с параметрами, приводимых к линейным. Линейные неравенства с
параметрами. Решение линейных неравенств с параметрами. Классификация систем
линейных уравнений по количеству решений (неопределенные, однозначные, несовместные).
Понятие системы с параметрами. Алгоритм решения систем линейных уравнений с параметрами.
Параметр и количество решений системы линейных уравнений.
Тема 2. Квадратные уравнения и неравенства.
Понятие квадратного уравнения с параметром.
Алгоритмическое предписание решения Квадратных уравнений с параметром.
Решение квадратных уравнений с параметрами. Зависимость, количества корней
уравнения от коэффициента а и дискриминанта. Решение с помощью графика.
Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметром. Решение
квадратных уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням
уравнения. Расположение корней квадратичной функции относительно заданной
точки. Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной
функции. Решение квадратных уравнений с параметром первого типа («для каждого
значения параметра найти все решения уравнения»). Решение квадратных уравнений
второго типа («найти все значения параметра, при каждом из которых уравнение
удовлетворяет заданным условиям»). Решение квадратных неравенств с параметром
первого типа. Решение квадратных неравенств с параметром второго типа.
Тема 3. Аналитические и геометрические приемы решения задач с
параметрами.
Использование графических иллюстраций в задачах с
параметрами. Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую
части уравнений и неравенств. Использование симметрии аналитических выражений.
Метод решения относительно параметра. Применение равносильных переходов при
решении уравнений и неравенств с параметром.
Тема 4. Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами.
Решение тригонометрических уравнений, неравенств с
параметром. Решение логарифмических уравнений, неравенств с параметром.
Решение иррациональных уравнений, неравенств с параметром.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
Введение. Понятие уравнений с
параметрами. Первое знакомство с уравнениями с параметром.
Элективный курс целесообразно начать с вводного (организационного) занятия,
где учитель знакомит учащихся с содержанием и структурой курса, объемом и видом
самостоятельных работ, а также формой итоговой работы, которую они выполнят в
конце изучения курса. На первом занятии рекомендуется предложить учащимся темы
и обсудить их для выступлений на практических занятиях.
Во второй части вводного занятия рекомендуется перейти к раскрытию понятий
уравнения с параметром как семейства уравнений, равносильности уравнений,
понятия уравнения с параметром, рассмотреть примеры задач, приводящих к
уравнению с параметром и решения некоторых уравнений с параметром.
Тема 1. Линейные уравнения, их системы и неравенства с параметром.
При изучении темы на уроке дается понятие линейных
уравнений с параметром, рассматриваются три случая зависимости количества
корней от значения коэффициентов а и b. Здесь же необходимо начать
решение уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням
уравнения.
На последующих уроках необходимо рассмотреть понятие линейных неравенств с
параметрами, на практическом занятии необходимо повторить свойства линейных
неравенств и использовать их при решении линейных неравенств с параметрами.
Ввести классификацию систем линейных уравнений по количеству решений
(неопределенные, однозначные), дать понятие системы с параметрами и алгоритм
решения систем линейных уравнений с параметрами.
Тема 2. Квадратные уравнения и неравенства.
Данная тема – самая главная и основная тема курса,
именно здесь отводится больше часов для изучения, на уроках необходимо ввести
понятие квадратного уравнения с параметром, обратив внимание на неравенство
нулю коэффициента а, рассмотреть зависимость корней уравнения от
коэффициента а и дискриминанта, записать алгоритм решения квадратных
уравнений с параметром. На практическом занятии целесообразно рассмотреть
решение квадратных уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к
корням уравнения.
В содержании данной темы раскрываются теоретические сведения о нахождении
корней квадратного трехчлена в зависимости от значений параметров. Учащиеся
должны представлять, как может проходить график параболы в том или ином случае.
Тема 3. Аналитические и геометрические приемы и методы решения задач с
параметрами.
На этих уроках нужно рассмотреть различные приемы и методы решения уравнений с
параметрами. Учащиеся должны понимать, что красота и краткость решения зачастую
зависят от выбора пути решения задания. Необходимо подчеркнуть, какие именно
задачи удобнее всего решать графическим методом.
Тема
4. Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами.
Обобщение и систематизация знаний учащихся в ходе
решения задач различного типа. Эти уроки предполагается проводить в виде
практикумов.
Литература для учителя:
1. Айвазян Д.Ф. Математика. 10 – 11 классы. Решение уравнений и неравенств с параметрами: элективный курс / авт.-сост. Д.Ф. Айвазян. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Амелькин В.В. Задачи с параметрами [Текст] / В. В. Амелькин, В. Л. Рабцевич. – М.: Асар, 1996.
3. Башмаков М.И., Братусь Т.А. и др. Алгебра и начала анализа 10-11. Дидактические материалы. М.: Дрофа, 2003.
4. Беляев С.А. Задачи с параметрами: методическая разработка для учащихся Заочной школы «Юный математик» при ВЗМШ и МЦНМО. – М.: МЦНМО, 2009.
5. Васильева В. Уравнения и системы уравнений с параметром: применение понятия «пучок прямых на плоскости» [Текст] / В. Васильева, С. Забелина // Математика. – 2002. №4. - с. 20-22.
6. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2005.
7. Дорофеев В.Ю. Пособие по математике для поступающих в СПбГУЭФ. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
8. Дорофеев Г.В. Решение задач, содержащих параметры. Ч. 2 [Текст] / Г. В. Дорофеев, В. В. Затакавай. – М.: Перспектива, 1990.-с. 2-38.
9. Дубич С. Линейные и квадратные уравнения с параметрами [Текст]: 9 класс / С. Дубич // Математика. – 2001. №36. -с. 28-31.
10. Егерман Е. Задачи с параметрами. 7-11 классы [Текст] / Е. Егерман // Математика. – 2003. №1 -с. 18-20.
11. Егерман Е. Задачи с параметрами. 7-11 классы [Текст] / Е. Егерман // Математика. – 2003. №2. -с. 10-14.
12. Карасев В. Решение задач с параметрами [Текст] / В. Ка-расев, Г. Левшина, И. Данченков // Математика. – 2005. №4. -с. 38-44.
13. Косякова Т. Решение квадратных и дробно-рациональных уравнений, содержащих параметры [Текст] / Т. Косякова // Математика. – 2002. №22. -с. 15-18.
14. Косякова Т. Решение линейных уравнений и систем линейных уравнений, содержащих параметры [Текст] / Т. Косякова // Математика. – 2001. №38. -с. 5-9.
15. Крамор В. С. Примеры с параметрами и их решение [Текст]: пособие для поступающих в вузы / В.С. Крамор. - М.: АРКТИ, 2000.-с. 48.
16. Креславская О. Задачи с параметром в итоговом повторении [Текст] / О. Креславская // Математика. – 2004. №18. -с. 23-27.
17. Креславская О. Задачи с параметром в итоговом повторении [Текст] / О. Креславская // Математика. – 2004. №19. -с,23-27
18. Кривчикова Э. Тема «Уравнения и системы уравнений» в курсе алгебры 11 класса [Текст] / Э. Кривчикова // Математика. – 2004. №37.-с. 18-37.
19. Легошина С. Решение неравенств первой и второй степени с параметрами [Текст] / С. Легошина // Математика. – 2000. №6.-с. 15-17.
20. Малинин В. Уравнение с параметрами [Текст]: графический метод решения // Математика. – 2003. №29. -с. 12-15.
21. Мордкович А.Г. Решаем уравнения. – М.: Школа-Пресс, 1995.
22. Муравин Г.К. Уравнения, неравенства и их системы [Текст]: фрагмент учебника Г.К. Муравина О.В., Муравиной Г.К. // Математика. – 2003. №4. -с. 21-27.
23. Окунев А.А. Графическое решение уравнений с параметрами [Текст] / А. А. Окунев. – М.: Школа-Пресс, 1986.
24. Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник. – М.: Изд-во Факториал, 1997.
25. Письменский Д. Т. Математика для старшеклассников [Текст] / Д. Т. Письменский. – М.: Айрис, 1996.
26. Сканави М.И. Полный сборник задач для поступающих в ВУЗы. Группа повышенной сложности / Под редакцией М.И. Сканави. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: Мн.: ООО «Харвест», 2006. – 624 с.: ил.
27. Ткачук В.В. Математика – абитуриенту. Том 1 [Текст] / B. В. Ткачук. - М.: МЦНМО ТЕИС, 1996.-415 с.
28. Цыганов Ш. Десять правил расположения корней квадратного трехчлена [Текст] / Ш. Цыганов // Математика. – 2002. №18.-с. 19-23.
29. Цыганов Ш. Квадратные трехчлены и параметры [Текст] / Ш. Цыганов // Математика. – 1999. №5. -с. 4-9.
30. Шабунин М.И., Уравнения и системы уравнений с параметрами / Математика в школе. – 2003. №7. -с. 10-14.
31. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач [Текст]: учебное пособие для 10 класса средней школы / И. Ф. Шарыгин. – М.: Просвещение, 1989. – 252 с.
32. Шахмейстер А.Х. Задачи с параметрами в ЕГЭ. – СПб.: «ЧеРо-на-Неве», 2004.
для ученика:
1. Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / [А.Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2007.
2. Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразоват. учреждений (профильный уровень) / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. – М.: Мнемозина, 2007.
3. Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / [А.Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2007.
4. Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразоват. учреждений (профильный уровень) / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. – М.: Мнемозина, 2007.
5. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы [Текст]: задачник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, Л.О. Денищева, Т.А. Корешкова, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская; под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2006.
6. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2006.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Формы контроля |
Дата проведения |
|
Введение (1ч) |
1ч |
|
|
|
1 |
Понятие уравнения с параметрами |
1 |
Понятие уравнений с параметрами. Первое знакомство с уравнениями с параметром |
|
|
|
Линейные уравнения, их системы и неравенства с параметром
|
12 ч |
|
|
|
2 |
Решение линейных уравнений с параметрами |
2 |
Линейные уравнения с параметром. Алгоритм решения линейных уравнений с параметром |
Тест |
|
3 |
Решение линейных уравнений с параметрами |
|
Зависимость количества корней от значения коэффициентов а и в. Решение линейных уравнений с параметрами |
Самостоятельная работа |
|
4
|
Решение линейных уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий (ограничений) к корням уравнений |
1 |
Решение уравнении с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнения |
Самостоятельная работа |
|
5 |
Решение уравнении, приводимых к линейным |
2 |
Решение уравнений с параметрами, приводимых к линейным |
|
|
6
|
Решение уравнении, приводимых к линейным |
|
|
Самостоятельная работа |
|
7 |
Решение систем линейных уравнений (с двумя переменными) с параметрами
|
3 |
Классификация систем линейных уравнений по количеству решений (неопределенные). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Решение систем линейных уравнений (с двумя переменными) с параметрами |
|
Понятие системы линейных уравнений с параметрами. Алгоритм решения систем линейных уравнений с параметрами. |
Самостоятельная работа |
|
9 |
Решение линейных уравнений и систем линейных уравнений, содержащих параметры |
|
Параметр и количество решений системы линейных уравнений |
|
|
10 |
Контрольная работа по теме «Линейные уравнения и системы линейных уравнений с параметрами» |
1 |
|
Контрольная работа |
|
11 |
Решение линейных неравенств с параметрами |
1 |
Линейные неравенства с параметрами |
|
|
12 |
Решение линейных неравенств с параметрами с помощью графической интерпретации |
1 |
Решение линейных неравенств с параметрами |
Самостоятельная работа |
|
13 |
Решение систем линейных неравенств с одной переменной, содержащих параметры |
1 |
|
Самостоятельная работа |
|
|
Квадратные уравнения и неравенства |
11 ч |
|
|
|
14 |
Решение квадратных уравнений с параметрами |
1
|
Понятие квадратного уравнения с параметром.
|
|
|
15 |
Использование теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметрами |
1 |
Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметром. |
|
|
16 |
Решение уравнений с параметрами, приводимых к квадратным |
1 |
Решение квадратных уравнений с параметрами |
|
|
17 |
Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра |
3
|
Решение квадратных уравнений второго типа («найти все значения параметра, при каждом из которых уравнение удовлетворяет заданным условиям») |
|
|
18 |
Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра |
||||
19 |
Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра |
|
|
|
|
20 |
Взаимное расположение корней двух квадратных уравнений |
1 |
Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной функции |
|
|
21 |
Контрольная работа по теме «Квадратные уравнения с параметрами» |
1 |
|
Контрольная работа |
|
22 |
Решение квадратных неравенств |
1 |
Решение квадратных неравенств с параметром первого типа. Решение квадратных неравенств с параметром второго типа
|
|
|
23 |
Решение неравенств методом интервалов |
1 |
|
|
|
24
|
Нахождение заданного количества решений уравнения или неравенства |
1 |
Зависимость количества корней уравнения от коэффициента а и дискриминанта |
|
|
|
Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами |
9 ч |
|
|
|
25 |
Графический метод решения задач с параметрами |
2 |
Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами
|
|
|
26 |
Графический метод решения задач с параметрами |
|
|
|
|
27 |
Применение понятия «пучок прямых на плоскости» |
1 |
|
|
|
28 |
Фазовая плоскость |
1 |
|
|
|
29 |
Использование симметрии аналитических выражений |
1 |
Использование симметрии аналитических выражений |
|
|
30 |
Решение относительно параметра |
1 |
Метод решения относительно параметра |
|
|
31 |
Область определения помогает решать задачи с параметром |
1 |
Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств |
|
|
32 |
Использование метода оценок и экстремальных свойств функции |
1 |
|
|
|
33 |
Равносильность при решении задач с параметрами |
1 |
Применение равносильных переходов при решении уравнений и неравенств с параметром |
|
|
|
Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами |
1 ч |
|
|
|
34 |
Решение тригонометрических, показательных, логарифмических и иррациональных уравнений и неравенств |
1 |
Решение тригонометрических уравнений, неравенств с параметром. Решение логарифмических уравнений, неравенств с параметром. Решение иррациональных уравнений, неравенств с параметром |
Обобщение материала |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.