Рабочая программа
элективного курса
по математике для 9 класса
«Школа решения нестандартных задач»
Рабочая программа разработана на основе учебных пособий: Ястрибинецкий Г.А Задачи с параметрами; Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С. Математика. 8-9 классы: Сборник элективных курсов. – Волгоград: 2006.
Рабочая программа рассчитана на обучающихся 9 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа разработана на 34часа ( 1 час в неделю).
Курс «Школа решения нестандартных задач» дополняет базовую программу, не нарушая её целостность.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения обучающимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования, а также в профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с параметрами и модулями в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия.
Именно задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, которые позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Как известно, в настоящее время практика вступительных экзаменов оторвалась от школы, настолько велики «ножницы» между требованиями, которые предъявляют к своему выпускнику школа, и требованиями, которые предъявляет к своему абитуриенту вуз, особенно вуз высокого уровня.
Очевидно одним из способов устранения указанных «ножниц» является изучение данного курса, посвященного трудным вопросам школьной математики, связанными с параметрами и модулями.
Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет обучающемуся любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем обучающимся.
Изучение элективного курса способствует процессу самоопределения обучающихся, помогает им адекватно оценить свои математические способности, обеспечивая системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения знаний.
Цель данного курса перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому. Научить применять знания при выполнении нестандартных заданий. При решении таких задач школьники учатся мыслить логически, творчески. Это хороший материал для учебно-исследовательской работы, что является пропедевтикой научно-исследовательской деятельности.
Основная задача курса как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого слушателя, не ограничивая заранее сверху уровень сложности задачного материала. Решение задач способствует систематическому углублению изучаемого материала и развитию навыка решения сложных задач.
Цели и задачи обучения:
· подготовить обучающихся таким образом, чтобы они смогли на экзамене успешно справиться с задачами, содержащими модули и параметры.
· углубить знания по математике, предусматривающие формирование у обучающихся устойчивого интереса к предмету;
· выявить и развить их математические способности;
· расширить математические представления обучающихся о приёмах и методах решения задач с модулями и параметрами;
· повысить уровень математического и логического мышления обучающихся;
· развить навыки исследовательской деятельности,
· обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
Элективный курс предусматривает не только овладение различными умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создает условия для формирования мировоззрения обучающихся, логической и эвристической составляющих мышления. Задачи с модулем и параметрами, как правило, относятся к наиболее трудным задачам, носят исследовательский характер.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС,
(1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 34 ЧАСА)
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов |
|
1. |
Решение задач с модулем. |
12 |
|
2. |
Решение задач с параметрами. |
12 |
|
3. |
Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули и параметры.
|
10 |
|
Всего |
34 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
1.Решение задач с модулем. (12 часов).
Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.
График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.
Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|.
Графическое решение неравенства |ах+в|≤с, где с – любое действительное число.
Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|+|сх+д|<т,|ах+в|+| сх+д|+ пх>т.
Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация.
Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.
2.Решение задач с параметрами. (12 часов).
Понятие параметра. Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами. Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры.
Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. Линейные уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение и т.д.).
Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.
Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.
Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.
Количество корней в зависимости от значений параметров. Параметр, как фиксированное число.
3. Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули и параметры. (10 часов)
Графические и аналитические методы. Классификация задач. Ответ, как наперёд заданное подмножество множества действительных чисел. Параметр, как равноправная переменная. Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.
Свойства функций в задачах с параметрами и модулями. Схема исследования функций. Область значений функции. Подстановки. Экстремальные свойства функций. Метод оценки. Свойства монотонных функций.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения |
Количество часов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.Решение задач с модулем. (12 часов).
|
||||
1 |
1 |
Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. |
|
1 |
2 |
2 |
Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. |
|
1 |
3 |
3 |
Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.
|
|
1 |
4 |
4 |
Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.
|
|
1 |
5 |
5 |
График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.
|
|
1 |
6 |
6 |
График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.
|
|
1 |
7 |
7 |
Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, |ах+в|=|сх+д|. Графическое решение неравенства |ах+в|≤с.
|
|
1 |
8 |
8 |
Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, |ах+в|=|сх+д|. Графическое решение неравенства |ах+в|≤с.
|
|
1 |
9 |
9 |
Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. |
|
1 |
10 |
10 |
Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. |
|
1 |
11 |
11 |
Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. |
|
1 |
12 |
12 |
Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. |
|
1 |
2.Решение задач с параметрами. (12 часов).
|
||||
13 |
1 |
Линейное уравнение с параметрами. |
|
1 |
14 |
2 |
Линейное уравнение с параметрами. |
|
1 |
15 |
3 |
Решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. |
|
1 |
16 |
4 |
Решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. |
|
1 |
17 |
5 |
Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.
|
|
1 |
18 |
6 |
Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.
|
|
1 |
19 |
7 |
Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. |
|
1 |
20 |
8 |
Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. |
|
1 |
21 |
9 |
Исследование квадратного трехчлена.
|
|
1 |
22 |
10 |
Исследование квадратного трехчлена.
|
|
1 |
23 |
11 |
Параметр, как фиксированное число.
|
|
1 |
24 |
12 |
Параметр, как фиксированное число. |
|
1 |
3. Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули и параметры. (10 часов)
|
||||
25 |
1 |
Графические и аналитические методы. Классификация задач. |
|
1 |
26 |
2 |
Графические и аналитические методы. Классификация задач. |
|
1 |
27 |
3 |
Свойства решений уравнений, неравенств и их систем. |
|
1 |
28 |
4 |
Свойства решений уравнений, неравенств и их систем. |
|
1 |
29 |
5 |
Свойства функций в задачах с параметрами и модулями. |
|
1 |
30 |
6 |
Свойства функций в задачах с параметрами и модулями. |
|
1 |
31 |
7 |
Схема исследования функций. Область значений функции |
|
1 |
32 |
8 |
Схема исследования функций. Область значений функции |
|
1 |
33 |
9 |
Свойства монотонных функций. |
|
1 |
34 |
10 |
Свойства монотонных функций. |
|
1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
· понятие параметра
· прочно усвоить понятие модуль числа;
· алгоритмы решений задач с модулями и параметрами;
· зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра;
· свойства решений уравнений, неравенств и их систем;
· свойства функций в задачах с параметрами.
Обучающиеся должны уметь:
· решать линейные, квадратные уравнения с модулем;
· решать линейные, квадратные неравенства с модулем;
· строить графики уравнений, содержащие модули;
· решать линейные, квадратные, рациональные уравнения с параметром;
· решать неравенства с параметром;
· находить корни квадратичной функции;
· строить графики квадратичных функций;
· исследовать квадратный трехчлен;
· знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.
Список литературы.
Для учителя:
1. Литвиненко В.Н., Мордкович А. Г. Практикум по решению математических задач.
2. Ястрибинецкий Г.А Задачи с параметрами.
3. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами.
4. Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. «О параметрах – с самого начала».
5. Дорофеев Г.В., Затахавай В.В. «Решение задач, содержащих модули и параметры».
6. Дорофеев Г.В. «Квадратный трёхчлен в задачах».
7. Марков В.К. «Метод координат и задачи с параметрами».
8. Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач».
Для учащихся:
1. Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Алгебра 8. Алгебра 9. Дополнительные главы к школьному учебнику. Москва. «Просвещение». 2001год.
2. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре
8-9. Москва. «Просвещение». 2001год.
Интернет источники
www.ege.moipkro.ru
www.fipi.ru
ege.edu.ru
www.mioo.ru
www.1september.ru
www.math.ru
www.allmath.ru
www.uztest.ru
http://schools.techno.ru/tech/index.html
http://www.catalog.alledu.ru/predmet/math/more2.html
http://shade.lcm.msu.ru:8080/index.jsp
http://wwwexponenta.ru/
http://comp-science.narod.ru/
http://methmath.chat.ru/index.html
http://www.mathnet.spb.ru/
http://vip.km.ru/vschool/demo/education.asp?subj=292
http://som.fio.ru/subject.asp?id=10000191
http:// education.bigli.ru
http://informatika.moipkro.ru/intel/int mat.shtml
http://schools.techno.ru/tech/index.html
http://kvant.mccme.ru/index.html
http://math.ournet.md/indexr.html
http://www.nsu/ru/mmf/tvims/probab.html
http://www.mccme.ru/mmmf-lrctures/books/
http://virlib.eunnet.net/mif/
http://195.19.32.10/physmath/index.htm
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.