Рабочая программа элективного курса "Школа решения нестандартных задач"
Оценка 4.7

Рабочая программа элективного курса "Школа решения нестандартных задач"

Оценка 4.7
doc
04.05.2021
Рабочая программа элективного курса "Школа решения нестандартных задач"
Школа решения нестандартных задач элективный курс 9 класс.doc

 

Рабочая программа

элективного курса

по математике  для 9 класса

«Школа решения нестандартных задач»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа разработана на основе учебных пособий: Ястрибинецкий Г.А  Задачи с параметрами; Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С. Математика. 8-9 классы: Сборник элективных курсов. – Волгоград: 2006.

Рабочая программа рассчитана на обучающихся 9 класса общеобразовательной школы.

Рабочая программа разработана на 34часа ( 1 час в неделю).

Курс «Школа решения нестандартных задач» дополняет базовую программу, не нарушая её целостность.

 Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения обучающимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования, а также в профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с параметрами и модулями в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия.

Именно задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, которые позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.

Как известно, в настоящее время практика вступительных экзаменов  оторвалась от школы, настолько велики «ножницы» между требованиями, которые предъявляют к своему выпускнику школа, и требованиями, которые предъявляет к своему абитуриенту  вуз, особенно вуз высокого уровня.

Очевидно одним из способов устранения указанных «ножниц» является изучение данного курса, посвященного трудным вопросам школьной математики, связанными с параметрами и модулями.

Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет обучающемуся любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем обучающимся.

Изучение элективного курса способствует процессу самоопределения обучающихся, помогает им адекватно оценить свои математические способности, обеспечивая системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения знаний.

Цель данного курса перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому. Научить применять знания при выполнении нестандартных заданий. При решении таких задач школьники учатся мыслить логически, творчески. Это хороший материал для учебно-исследовательской работы, что является пропедевтикой научно-исследовательской деятельности.

Основная задача курса как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого слушателя, не ограничивая заранее сверху уровень сложности задачного материала. Решение задач способствует систематическому углублению изучаемого материала и развитию навыка решения сложных задач.

Цели и задачи обучения:

 

·        подготовить обучающихся таким образом, чтобы они смогли на экзамене успешно справиться с задачами, содержащими модули и параметры.

·        углубить знания по математике, предусматривающие формирование у обучающихся устойчивого интереса к предмету;

·        выявить и развить их математические способности;

·        расширить математические представления обучающихся о приёмах и методах решения задач с модулями и параметрами;

·        повысить уровень  математического и логического мышления обучающихся;

·        развить навыки исследовательской деятельности,

·        обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.

            Элективный курс предусматривает не только овладение различными умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создает условия для формирования мировоззрения обучающихся, логической и эвристической составляющих мышления. Задачи с модулем и параметрами, как правило, относятся к наиболее трудным задачам, носят исследовательский характер.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 9 КЛАСС,

(1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 34 ЧАСА)

 

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

1.

Решение задач с модулем.

12

 

2.

Решение задач с параметрами.

12

 

3.

Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули и параметры.

 

10

 

Всего

34

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 

1.Решение задач с модулем. (12 часов).

Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.

График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.

Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|.

Графическое решение неравенства |ах+в|≤с, где с – любое  действительное число.

Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|+|сх+д|<т,|ах+в|+| сх+д|+ пх>т.

Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация.

Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.

 

2.Решение задач с параметрами. (12 часов).

Понятие параметра. Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами. Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры.

Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение  линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. Линейные    уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение и т.д.).

Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.

Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.

Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.

Количество корней в зависимости от значений параметров. Параметр, как фиксированное число.

 

3. Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули и параметры. (10 часов)

Графические и аналитические методы. Классификация задач. Ответ, как наперёд заданное подмножество множества действительных чисел. Параметр, как равноправная переменная. Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.

Свойства функций в задачах с параметрами и модулями. Схема исследования функций. Область значений функции. Подстановки. Экстремальные свойства функций. Метод оценки. Свойства монотонных функций.

 

 

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

урока

Тема урока

Дата проведения

Количество часов

1

2

3

4

5

1.Решение задач с модулем. (12 часов).

 

1

1

Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация.

 

1

2

2

Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация.

 

1

3

3

Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.

 

 

1

4

4

Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.

 

 

1

5

5

График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.

 

 

1

6

6

График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.

 

 

1

7

7

Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, |ах+в|=|сх+д|. Графическое решение неравенства |ах+в|≤с.

 

 

1

8

8

Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, |ах+в|=|сх+д|. Графическое решение неравенства |ах+в|≤с.

 

 

1

9

9

Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т.

 

1

10

10

Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т.

 

1

11

11

Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной.

 

1

12

12

Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной.

 

1

2.Решение задач с параметрами. (12 часов).

 

13

1

Линейное уравнение с параметрами.

 

1

14

2

Линейное уравнение с параметрами.

 

1

15

3

Решение  линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в.

 

1

16

4

Решение  линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в.

 

1

17

5

Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.

 

 

1

18

6

Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.

 

 

1

19

7

Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром.

 

1

20

8

Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром.

 

1

21

9

Исследование квадратного трехчлена.

 

 

1

22

10

Исследование квадратного трехчлена.

 

 

1

23

11

Параметр, как фиксированное число.

 

 

1

24

12

Параметр, как фиксированное число.

 

1

3. Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули и параметры. (10 часов)

 

25

1

Графические и аналитические методы. Классификация задач.

 

1

26

2

Графические и аналитические методы. Классификация задач.

 

1

27

3

Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.

 

1

28

4

Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.

 

1

29

5

Свойства функций в задачах с параметрами и модулями.

 

1

30

6

Свойства функций в задачах с параметрами и модулями.

 

1

31

7

Схема исследования функций. Область значений функции

 

1

32

8

Схема исследования функций. Область значений функции

 

1

33

9

Свойства монотонных функций.

 

1

34

10

Свойства монотонных функций.

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Обучающиеся должны знать:

·             понятие параметра

·             прочно усвоить понятие модуль числа;

·             алгоритмы решений задач с модулями и параметрами;

·             зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра;

·             свойства решений уравнений, неравенств и их систем;

·             свойства функций в задачах с параметрами.

 

Обучающиеся должны уметь:

·             решать линейные, квадратные уравнения с модулем;

·             решать линейные, квадратные неравенства с  модулем;

·             строить графики уравнений, содержащие модули;

·             решать линейные, квадратные, рациональные уравнения с параметром;

·             решать неравенства с параметром;

·             находить корни квадратичной функции;

·             строить графики квадратичных функций;

·             исследовать квадратный трехчлен;

·            знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.

Список литературы.

Для учителя:

1.           Литвиненко В.Н., Мордкович А. Г. Практикум по решению математических задач.

2.           Ястрибинецкий Г.А  Задачи с параметрами.

3.           Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С.  Задачи с параметрами.

4.           Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. «О параметрах – с самого начала».

5.           Дорофеев Г.В., Затахавай В.В. «Решение задач, содержащих модули и параметры».

6.           Дорофеев Г.В. «Квадратный трёхчлен в задачах».

7.           Марков В.К. «Метод координат и задачи с параметрами».

8.           Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач».

 

Для учащихся:

1.           Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Алгебра 8. Алгебра 9. Дополнительные главы к школьному учебнику. Москва. «Просвещение». 2001год.

2.           Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре

8-9. Москва. «Просвещение». 2001год.

 

 

 

Интернет источники

www.ege.moipkro.ru

www.fipi.ru

ege.edu.ru

www.mioo.ru

www.1september.ru

www.math.ru

www.allmath.ru

www.uztest.ru

http://schools.techno.ru/tech/index.html

http://www.catalog.alledu.ru/predmet/math/more2.html

http://shade.lcm.msu.ru:8080/index.jsp

http://wwwexponenta.ru/

http://comp-science.narod.ru/

http://methmath.chat.ru/index.html

http://www.mathnet.spb.ru/

http://vip.km.ru/vschool/demo/education.asp?subj=292

http://som.fio.ru/subject.asp?id=10000191

http:// education.bigli.ru

 http://informatika.moipkro.ru/intel/int mat.shtml

http://schools.techno.ru/tech/index.html

http://kvant.mccme.ru/index.html

http://math.ournet.md/indexr.html

http://www.nsu/ru/mmf/tvims/probab.html

http://www.mccme.ru/mmmf-lrctures/books/

http://virlib.eunnet.net/mif/

http://195.19.32.10/physmath/index.htm

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса «Школа решения нестандартных задач»

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса «Школа решения нестандартных задач»

П ояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе учебных пособий:

П ояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе учебных пособий:

Цели и задачи обучения: · подготовить обучающихся таким образом, чтобы они смогли на экзамене успешно справиться с задачами, содержащими модули и параметры

Цели и задачи обучения: · подготовить обучающихся таким образом, чтобы они смогли на экзамене успешно справиться с задачами, содержащими модули и параметры

Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину

Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока № урока

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока № урока

Решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в

Решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки обучающихся

Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Алгебра 8

Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Алгебра 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2021