Администрация Рассказовского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Платоновская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор школы ______________ Бузанов И.А. Приказ № 143 от 1 сентября 2015 г. |
Рассмотрена на заседании экспертного совета и рекомендована к утверждению (протокол № 1 от 1 сентября 2015 г.)
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Твоя профессиональная карьера»
по предмету ТЕХНОЛОГИЯ
для 9 классов
на 2015-2016 учебный год
срок реализации: 1 год
составитель: учитель технологии
МБОУ Платоновской СОШ
Бузанова Татьяна Владимировна
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели курса:
актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
Формы организации учебного процесса:
Применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы. Изучение курса «Твоя профессиональная карьера» предусматривает экскурсию на различные предприятия, в учреждения, учебные заведения.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
При изучении теоретического материала используются:
методы обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемный, исследовательско - творческий, репродуктивный (беседа, рассказ, семинар, применение новых знаний, самостоятельное изучение нового по книге, решение проблемных задач);методы контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся: текущие наблюдения, устный опрос, письменный опрос, домашние творческие задания (письменная работа (сочинение) «Мой путь в профессию», составление собственного резюме);дидактические принципы обучения: наглядность, системность и последовательность знаний, доступность и посильность, сознательность и активность, связь теории с практикой, обучения с жизнью, научность, прочность и т. д.;
виды деятельности учащихся (учебной): репродуктивный (деятельность по образцу), репродуктивно-поисковый, частично-поисковый, поисковый (творческий);
виды учебной работы: чтение, пересказ, слушание, ответы на вопросы;
формы учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
В процессе преподавания курса будут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, урок-тест, урок-конкурс, урок-консультация, урок-защита тематических заданий, урок-лекция, урок-практикум, урок-экскурсия, урок - деловая игра, индивидуальные и групповые беседы; описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.
Общая характеристика элективного курса
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения.
Большое значение имеют профессиональные пробы учащихся. Профессиональная проба — это завершенный вид учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, имеющей профессиональную направленность.
Место предмета в учебном базисном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю за счёт школьного компонента учебного плана.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел
|
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
||
Всего |
Из них Пр.раб. |
Из них К.раб. |
|
Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии. |
14 |
12 |
1 |
Психические особенности личности. |
5 |
3 |
- |
Неисчерпаемость человеческих возможностей, ведущих к профессиональному успеху. |
10 |
1 |
1 |
Человек на рынке труда. |
5 |
3 |
- |
Итого |
34 ч |
19 |
2 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Часы учебного времени |
Название раздела и тем
|
Плановые сроки прохождения |
Фактические сроки прохождения |
1. |
1 |
Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии.
Повторный инструктаж по Т.Б. Вводное занятие. Пр.раб. Знакомство с дневником выбора профессии. |
|
|
2. |
1 |
Внутренний мир человека и возможности его познания. Пр.раб. Составление « дерева» психологических качеств личности. |
|
|
3. |
1 |
Многообразие мира профессий. Пр.раб. Составление словаря профессий. |
|
|
4. |
1 |
Представление о себе и проблема выбора профессии. |
|
|
5. |
1 |
Секреты выбора профессии. Пр.раб. Ответы на вопросы: Какие три специальности относятся к одной профессии. |
|
|
6. |
1 |
Склонности и интересы в профессиональном выборе ( « хочу»). |
|
|
7. |
1 |
Возможности личности в профессиональной деятельности ( «могу»). Пр.раб. Знакомство с описаниями профессий. |
|
|
8. |
1 |
Социальные проблемы труда («надо»). Разделение труда. Пр.раб. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный, физический. |
|
|
9. |
1 |
Содержание и характер труда. Пр.раб. Мои возможности, проблемы, и затруднения в выборе профессии. |
|
|
10. |
1 |
Процесс и условия труда. Пр.раб. Письменная работа на тему « Труд в современном обществе» с последующим обсуждением. |
. |
|
11. |
1 |
Социально-психологический портрет современного профессионала. |
|
|
12. |
1 |
Анализ профессий. Основные признаки профессиональной деятельности. Пр.раб. Конкурс « Угадай профессию». |
|
|
13. |
1 |
Классификация профессий. Пр.раб. Составление формул профессий. |
|
|
14. |
1 |
Здоровье и выбор профессии. Контрольная работа по теме: « Путь к самопознанию. Образ « Я» и профессии. Пр.раб. Работа с « Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда. |
|
|
|
|
Психические особенности личности. |
|
|
15. |
1 |
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. |
|
|
16. |
1 |
Темперамент в профессиональном становлении личности. Пр.раб. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях. |
|
|
17. |
1 |
Ведущие отношения личности и типы профессий. |
|
|
18. |
1 |
Эмоциональные состояния личности. Пр.раб. Самонаблюдение за динамикой настроения. |
|
|
19. |
1 |
Волевые качества личности. Пр.раб. Выполнение упражнений по воспитанию воли. |
|
|
|
|
Неисчерпаемость человеческих возможностей, ведущих к профессиональному успеху. |
|
|
20. |
1 |
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. Способности к запоминанию. |
|
|
21. |
1 |
Способность быть внимательным. |
|
|
22. |
1 |
Способность оперировать пространственными представлениями. |
|
|
23. |
1 |
Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями. |
|
|
24. |
1 |
Способность изменять способы интеллектуальной деятельности. |
|
|
25. |
1 |
Индивидуальные стили кодирования информации. |
|
|
26. |
1 |
Индивидуальные стили переработки информации. |
|
|
27. |
1 |
Неисчерпаемость человеческих ресурсов. Пр.раб. Составление индивидуальной программы самовоспитания. |
|
|
28. |
1 |
Человек в новых социально-экономических условиях. |
|
|
29. |
1 |
Человек среди людей. Контрольная работа по теме: « Неисчерпаемость человеческих возможностей». |
|
|
|
|
Человек на рынке труда. |
|
|
30. |
1 |
Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Пр.раб. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет. |
|
|
31. |
1 |
Пути получения профессии. Пр.раб. Письменная работа « Мой путь в профессию». |
|
|
32. |
1 |
Моя профессиональная карьера. Пр.раб. Анализ личного профессионального плана. |
|
|
33. |
1 |
Оценка способности школьников к выбору профессии. Пр.раб. Определение способности школьников к выбору профессии. |
|
|
34. |
1 |
Профконсультационные услуги. |
|
|
Содержание программы элективного курса
1. Вводное занятие —1ч.
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Технология. Твоя профессиональная карьера».
Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии.
2. Внутренний мир человека и возможности его познания — 1 ч.
Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.
Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.
Методы изучения личности.
Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.
3. Многообразие мира
профессий —
1ч.
Труд в жизни
человека и общества.
Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.
Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
Практическая работа. Составление словаря профессий.
4. Представление
о себе и проблема выбора профессии — 1 ч.
«Образ «Я» как
система представлений о себе. Структура «об
раза «Я» (знание о
себе, оценка себя, умение управлять собой).
Диагностические процедуры. Методика «Кто я?».
Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального «я»»).
5. «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо») — 1 ч.
«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.
Общее понятие о профессии, специальности, должности.
Личный профессиональный план.
Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).
6. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») — 1 ч.
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.
Индивидуальные интересы.
Профессиональные намерения.
Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности.
Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
7. Возможности личности в профессиональной деятельности(«могу») — 1 ч.
Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии.
Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей.
Практическая работа. Знакомство с описаниями профессий.
8. Социальные проблемы труда («надо») — 3 ч.
8.1. Разделение труда (1ч).
Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций.
Профессионализация. Специализация. Квалификация.
Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».
8.2. Содержание и характер труда (1 ч).
Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда.
Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умствент ный, физический (предлагается перечень профессий).
8.3.Процесс и условия труда (1 ч). Современные требования к труду. Предметы и средства труда.
Условия труда.
Практическая работа. Письменная работа на тему «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением.
9. Социально-психологический портрет современного профессионала — 1 ч.
Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений. Развивающие процедуры. Деловая игра «Мэрия».
10. Анализ профессий — 1 ч.
10.1. Основные
признаки профессиональной деятельности (1 ч)„
Предмет труда. Цели труда. Средства
труда. Проблемность тру
довых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность
в труде. Условия труда.
Формула профессии. Понятие о профессиограмме. Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».
10.2. Классификация
профессий (1 ч).
Способы классификации профессий.
Профессии типа «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
Практическая работа. Составление формул профессий.
11. Здоровье и выбор профессии —1ч.
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.
Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
12. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности — 1 ч.
Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).
Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.
Диагностические процедуры. Теппинг-тест; проба Лан-чиса.
13. Темперамент в профессиональном становлении личности — 1 ч.
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.
Диагностические процедуры. ОпросникАйзенка.
Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».
Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.
14. Ведущие
отношения личности и типы профессий — 1 ч.
Отношение к
деятельности (удовлетворенность трудом, мес
том работы, профессией).
Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания.
Отношение к предметному миру.
Диагностические процедуры. Опросники «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому человеку как к ценности».
Развивающие процедуры. Деловая игра «Модель идеального города».
15. Эмоциональные состояния личности — 1 ч.
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).
Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство — тревога», методика «Незаконченные предложения».
Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции.
Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения.
16. Волевые качества личности — 1ч.
Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.
Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.
Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».
Практическая работа. Выполнение упражнений по воспитанию воли.
17. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда — 9 ч.
17.1. Способность к запоминанию (1 ч).
Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.
Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти).
Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино».
17.2. Способность быть внимательным (1 ч).
Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.
Диагностические процедуры. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».
Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Муха», «Хромая обезьяна».
17.3. Способность
оперировать пространственными представ
лениями (1ч).
Роль образов в процессе переработки информации. Значение способности строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач.
Диагностические процедуры: Методика «Сложение фигур».
Развивающие процедуры. Выполнение задания «Магическая фигура», методика «Кубики».
17.4. Способность
устанавливать связи и закономерности между
понятиями (1 ч).
Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.
Диагностические процедуры. Методики «Выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации».
Развивающие процедуры. Методики «Способы использования предмета», «Невозможные ситуации», «Путешествие в прошлые и будущие состояния предмета».
17.5. Способность
изменять способы интеллектуальной дея
тельности (1ч).
Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности.
Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления. Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной деятельности.
Диагностические процедуры. Методика «Решение серии арифметических задач», работа с текстом, имеющим противоречие.
Развивающие процедуры. Решение задачи «9 точек», методика «Разрыв привычных связей».
17.6. Индивидуальные стили кодирования информации (1ч).
Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Роль образного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности.
Диагностические процедуры. Методика «Пиктограмма».
Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Метафоры», «Живые скульптуры», «На что похоже?», «Немой художник», «Перевоплощение».
17.7. Индивидуальные стили переработки информации (1 ч).
Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего.
Диагностические процедуры. Методики «Свободная сортировка», «Включение фигуры».
18. Неисчерпаемость человеческих ресурсов — 1 ч.
Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы компенсации. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.
Развивающие процедуры. Деловая игра «Организация совместного предприятия с представителями внеземной цивилизации».
Практическая работа. Составление индивидуальной программы самовоспитания.
19. Человек в новых социально-экономических условиях — 1ч.
Структурная
перестройка экономики. Новая индустриализа
ция.
Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия.
Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермерство.
Экологические проблемы и их решение.
Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.
Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция».
20. Человек среди людей — 1 ч.
Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.
Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.
Диагностические процедуры. Опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эм-патия».
Развивающие процедуры. Элементы социально-психологического тренинга (умение вести диалог, поведение в конфликтных ситуациях). Психотехническая игра «Угадай человека».
21. Современный рынок труда и его требования к профессионалу — 1 ч.
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.
Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование.
Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства.
Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.
Занятость населения. Безработица.
Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.
Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие».
Практическая работа. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.
22. Пути получения профессии —1ч.
Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.
Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.
Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.
Возможности квалификационного роста.
Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию».
23. Моя профессиональная карьера — 1ч.
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.
Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.
Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация».
Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.
24. Оценка способности школьников к выбору профессии — 1 ч.
Общие основы оценки способности личности к выбору профессии.
Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах).
Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося.
Практическая работа. Определение способности школьников к выбору профессии.
25. Профконсультационные услуги — 1 ч.
Виды профконсультации. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации.
Формы и средства контроля
Оптимальным вариантом для данного курса было бы полное отсутствие отметок, выставляемых в журнал и дневник учащегося. Трудно представить себе дискуссию на отметку, высказывание собственных мыслей с осознанием их обязательного оценивания. Такие оценки заблокировали бы личностное раскрытие учащихся, их самоисследование и осознание собственной позиции. В ожидании значимой оценки будет осуществляться поиск, подбор информации, которую учитель считает верной, поиск ответа, которого он ждет.
Но если традиции школы все же требуют оценивания деятельности учащегося, то следует найти разумный компромисс. Следует объяснить учащимся, что объектом оценивания является не их мнение по какому либо вопросу, а степень самоопределения в этом вопросе, наличие собственной позиции, ее устойчивость, аргументированность. Не за все сочинения, высказывания, проявления личной позиции следует выставлять отметку. Неоднозначные позиции надо тактично сделать предметом дискуссии.
Причина непроявления, невысказывания позиции может быть в том, что учитель не смог избежать оценивания каких-то позиций или в том, что в предыдущем опыте ученика есть негативные переживания, связанные с его позицией по какому то вопросу.
Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет, что «Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок…» (ст. 16 п. 3). Это дает возможность избежать многих неприятных ситуаций, связанных с оцениванием.
Оценка в данном курсе – не очень эффективный, но очень опасный инструмент. Поэтому необходима четкая, устойчивая гуманистическая позиция педагога.
“Кроссворд»
поможет проверить, насколько хорошо вы разбираетесь в определениях и понятиях. В течение 7-10 минут решите следующий кроссворд и впишите ответы в соответствующие клетки.
(через 10 минут) Давайте подведем итоги. Перед вами ключ:
|
|
|
|
В |
|
|
|
Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
Щ |
У |
Щ |
Е |
Н |
И |
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
Ч |
|
Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б |
|
|
|
Ь |
|
Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р |
|
|
|
|
|
Ю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П |
А |
М |
Я |
Т |
Ь |
|
З |
А |
Б |
Ы |
В |
А |
Н |
И |
Е |
|
|
|
|
Ж |
|
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М |
Е |
Ч |
Т |
А |
|
|
Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М |
Ы |
Ш |
Л |
Е |
Н |
И |
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выставите себе оценку за это задание: если у вас нет ошибок — 10 баллов, 1 ошибка — 8 баллов, 2 ошибки — 6 баллов, 3-4 ошибки — 4 балла, 5 ошибок и более — 2 балла. (Ученики выставляют набранные ими баллы в свои бланки)
Последнее задание называется “Впиши недостающее”. В тексте, который записан в ваших бланках, имеются пропуски, заполните их недостающими по смыслу словами в течение 5 минут. (Дети выполняют задание)
(через 5 минут) Давайте проверим, верно ли вы справились с заданием. По цепочке зачитайте по одному предложению, вставив недостающие слова. (Ученики вслух читают предложения, при необходимости учитель корректирует их) Итак, если в тексте вы не сделали ошибок, поставьте себе 10 баллов, если у вас 1-2 ошибки — 7 баллов, если 3-4 ошибки — 5 баллов, более 5 ошибок — 3 балла, если ни одно из слов не было вставлено верно — ваша оценка 0 баллов.
«Кроссворд».
|
|
|
|
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы по горизонтали:
1. Психический процесс, отражающий отдельные свойства предмета или явления.
2. Способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и опыт.
3. Психический процесс, который прежде всего связан с торможением воспроизведения информации.
4. Создание образов желаемого будущего.
5. Высшая ступень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, устанавливающий связи и отношения между познавательными процессами.
Вопросы по вертикали:
1. Психический процесс, позволяющий отразить предмет в целом.
2. Процесс использования языка в целях общения людей.
3. Искажение отражения реальности, носящее устойчивый характер
Впиши недостающее.
Любой познавательный процесс начинается с таких психических явлений как ____________ и _______________. Примером ____________ можно считать аромат розы, а ___________________ — розу как прекрасный цветок в целом.
В основе такого психического процесса как _______________ лежат три взаимосвязанных процесса: ______________, ________________ и воспроизведение информации. По форму восприятия память можно разделить на __________________ и ___________________. Выделяют _____ этапа формирования следа памяти (запоминания).
Оценка: ______ баллов.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
Общее количество баллов: ______+_______+________=________ баллов.
Перевод баллов в отметку:
БАЛЛ |
ОТМЕТКА |
30-27 |
5 |
26-16 |
4 |
15-13 |
3 |
менее 13 |
2 |
ИТОГОВАЯ ОТМЕТКА: _______________
Подпись учителя: ______________________
Инструктивная карточка для выполнения практической работы по теме “Физиологические основы деятельности. Воля, внимание, сознание”.
I. Определение скорости концентрации внимания.
1) цель: научиться определять скорость концентрации внимания.
2) оборудование: рисунок, карандаш, бумага, секундомер.
3) посмотрите на рисунок. В верхнем ряду изображены четыре геометрические фигуры, внутри которых проставлены определенные числа. Ниже расположены в случайном порядке те же фигуры, но без чисел. Ваша задача — как можно быстрее вписать числа в фигуры так, как это сделано в образце. Учтите, что вписать числа необходимо во все фигуры подряд, а не вразбивку. Время выполнения задания фиксируется.
4) проведите эксперимент;
2 5 8 1
5) теперь подведите итоги. Сколько составило время выполнения задания. Если вы справились с заданием быстрее, чем за 30 сек., это отличный результат, за 30-35 сек. — хороший, за 36-40 сек. — средний. Если на выполнение задания ушло более 40 сек., то это низкий результат.
Практическая работа: « Оценка распределения и объема внимания».
1) цель: научиться определять способность к распределению внимания и оценивать объем внимания.
2) оборудование: таблицы, карандаш, бумага.
3) в таблице размещены числа от 1 до 40. Зафиксируйте время работы и найдите пропущенные числа, записав их на отдельном листе:
14 |
5 |
31 |
27 |
37 |
40 |
34 |
23 |
1 |
20 |
19 |
16 |
32 |
13 |
33 |
30 |
6 |
8 |
25 |
9 |
12 |
26 |
36 |
28 |
39 |
4) после выполнения задания внимательно проверьте себя, но без учета времени. За каждую ошибку (пропущенное число) определен штраф в 20 сек. Это время прибавляется к уже затраченному.
5) ели в итоге у вас получилось менее 3 минут, то это высокий результат.
6) С помощью следующей таблицы можно определить объем внимания. В таблице в случайном порядке приведены числа от 101 до 136. Вам предстоит найти цифры в порядке возрастания — 101,102,103 и т.д. до 136. Заметьте время начала работы и приступайте, отмечая точкой каждое найденное число. Зафиксируйте время в секундах.
7) определите объем вашего внимания по формуле: В=648/t, где В - объем внимания, t - время в секундах. Если В более 6, то это высокий результат, 4-6 — средний, 4 — низкий.
8) сделайте выводы о распределении и объеме внимания.
III. Выявление закономерностей выработки любого навыка путем моделирования (выработка навыка зеркального письма)
1) цель: оценить скорость выработки навыка путем моделирования.
2) оборудование лист бумаги, карандаш, зеркало.
3) попробуйте написать свои фамилию, имя и отчество, не смотря на бумагу, а наблюдая за движениями карандаша в зеркале.
4) оцените, через какой промежуток времени, запись получилась аккуратной и четкой.
5) сделайте вывод о скорости выработки навыка.
Инструктивная карточка для выполнения практической работы по теме
“Типы высшей нервной деятельности”.
I. Проведение теста “Художник или мыслитель”
1) цель: научиться тестировать доминантное полушарие и тип ВНД, связанный с преобладанием одной из сигнальных систем в оценке явлений действительности.
2) вам предлагается оценить 10 утверждений, пользуясь 11-балльной шкалой, на соответствие своим собственным представлениям о себе. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию — 10 баллов:
а) У меня преобладает хорошее настроение.
б) Я помню то, чему учился несколько лет назад.
в) Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.
г) Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.
д) Я считаю: эмоции в разговоре мешают.
е) Мне трудно дается алгебра.
ж) Я легко запоминаю незнакомые лица.
з) В группе приятелей я первым начинаю разговор.
и) Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
к) У меня преобладает плохое настроение.
3) подведите итоги: подсчитайте отдельно сумму баллов за вопросы 1,2,5,8,9 (ЛП — левополушарные ответы) и вопросы 3,4,6,7,10 (ПП — правополушарные ответы)
4) если ЛП>ПП на 5 баллов и более — преобладание мыслительного типа ВНД; если ЛП<ПП на 5 баллов и более — преобладание художественного типа ВНД; если же ЛП=ПП — наличие смешанного типа ВНД.
5) сделайте вывод о вашем доминантном полушарии и соответственном типе ВНД, сопоставьте тип ВНД и свои профессиональные предпочтения.
Практическая работа: « Определение направленности профессиональных интересов».
1) цель: оценить собственную направленность профессиональных интересов.
2) внимательно прочитайте приведенные ниже предложения. Подумайте, прежде чем ответить на каждый вопрос, и дайте по возможности более точный ответ. Если вы не раз убеждались, что вам ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ то, о чем написано, то поставьте против этого пункта два плюса “++”. Если ПРОСТИ НРАВИТСЯ, — ставьте один плюс “+”. Если сомневаетесь, ставьте 0. Если предложенное дело ПРОСТО НЕ НРАВИТСЯ, ставьте “-”, если ОЧЕНЬ НЕ НРАВИТСЯ — поставьте себе 2 минуса “- -”.
ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ?..
1. Уроки по физике.
2. Уроки по математике.
3. Уроки по химии.
4. Читать книги и статьи по астрономии.
5. Читать об опытах и животных.
6. Читать о жизни и работе врачей.
7. Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.
8. Читать о лесе.
9. Читать произведения классиков мировой литературы.
10. Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор.
11. Уроки истории.
12. Посещать театры, музеи, художественные выставки.
13. Читать литературу о геологических экспедициях.
14. Читать о различных странах, их экономике, государственном устройстве.
15. Организовывать товарищей на выполнение общественной работы и руководить ими.
16. Читать о работе милиции.
17. Читать о морских летчиках.
18. Читать о работе воспитателя.
19. Знакомиться с устройством и работой станков.
20. Готовить обеды.
21. Читать о строителях.
22. Заботиться о красоте помещения, в котором вы учитесь, живете, работаете.
23. Читать о достижениях техники.
24. Знакомиться с устройством бытовых электро- и радиоприборов.
25. Читать научно-популярную литературу об открытиях в физике.
26. Читать научно-популярную литературу о математике.
27. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио- и телепередач и т.д.).
28. Смотреть телепередачи о космонавтах.
29. Изучать биологию.
30. Интересоваться причинами и способами лечения болезней.
31. Изучать ботанику.
32. Проводить время в лесу.
33. Читать литературно-критические статьи.
34. Активно участвовать в общественной жизни.
35. Читать книги об исторических событиях.
36. Слушать симфоническую музыку.
37. Узнавать об открытиях новых месторождений полезных ископаемых.
38. Узнавать о географических открытиях.
39. Обсуждать текущие дела и события.
40. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.
41. Путешествовать по стране.
42. Давать объяснение товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение и др.
43. Знакомиться с различными инструментами.
44. Уроки домоводства.
45. Узнавать о новых достижениях в области строительства.
46. Посещать фабрики.
47. Знакомиться с устройством механизмов, машин.
48. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области радиотехники.
49. Разбираться в теории физических явлений.
50. Решать сложные математические задачи.
51. Ставить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
52. Наблюдать за небесными светилами.
53. Вести наблюдения за растениями.
54. Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах и т. д.
55. Выращивать животных и ухаживать за ними.
56. Собирать гербарий.
57. Писать рассказы и стихи.
58. Наблюдать за поведением и жизнью людей.
59. Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого.
60. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.
61. Собирать минералы, интересоваться их происхождением.
62. Изучать природу родного края.
63. Организовывать общественные мероприятия в школе.
64. Обращать особое внимание на поведение людей.
65. Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль.
66. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).
67. Изготавливать различные детали и предметы.
68. Организовывать питание во время походов.
69. Бывать на стройках.
70. Шить одежду.
71. Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов, швейных машин, часов и т. п.
72. Ремонтировать бытовые электро- и радио- приборы.
73. Заниматься в физическом кружке.
74. Заниматься в математическом кружке.
75. Готовить растворы, взвешивать реактивы.
76. Посещать планетарий.
77. Посещать кружок биологии.
78. Наблюдать за больными, оказывать им помощь.
79. Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.
80. Сажать деревья и ухаживать за ними.
81. Работать со словарем и литературными источниками, библиографическими справочниками.
82. Быстро переключаться с одной работы на другую.
83. Выступать с докладами на исторические темы.
84. Играть на музыкальных инструментах, рисовать или резать по дереву.
85. Составлять описания минералов.
86. Участвовать в географических экспедициях.
87. Выступать с сообщениями о международном положении.
88. Помогать работникам милиции.
89. Посещать кружок юных моряков.
90. Выполнять работу воспитателя.
91. Уроки труда
92. Давать советы знакомым при покупке одежды.
93. Наблюдать за работой строителя.
94. Знакомиться со швейным производством.
95. Делать модели самолетов, планеров, кораблей.
96. Собирать радиоприемники и электроприборы.
97. Участвовать в олимпиадах по физике.
98. Участвовать в математических олимпиадах.
99. Решать задачи по химии.
100. Участвовать в работе астрономического кружка.
101. Проводить опыты на животных.
102. Изучать функции организма человека и причины возникновения болезней.
103. Проводить опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур.
104. Быть членом общества охраны природы.
105. Участвовать в диспутах, читательских конференциях.
106. Анализировать явления и события жизни.
107. Интересоваться прошлым нашей страны.
108. Проявлять интерес к теории и истории развития искусства.
109. Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.
110. Составлять географические карты и собирать другие географические материалы.
111. Изучать политический строй различных стран.
112. Работа юриста.
113. Посещать кружок юных космонавтов.
114. Работа учителя.
115. Бывать на заводах.
116. Оказывать людям различные услуги.
117. Принимать участие в строительных работах.
118. Знакомиться с изготовлением промышленных товаров.
119. Разбираться в технических чертежах и схемах.
120. Пользоваться точными измерительными приборами и производить расчеты по полученным данным.
121. Проводить опыты по физике.
122. Выполнять работы, требующие знания математических правил и формул.
123. Ассистировать преподавателю при проведении опытов по химии.
124. Собирать сведения о других планетах.
125. Читать о деятельности известных биологов.
126. Быть активным членом санитарных дружин.
127. Выполнять работу по машинам и орудиям труда.
128. Знакомиться с ведением лесного хозяйства.
129. Изучать происхождение слов и отдельных словосочетаний.
130. Вести дневник, писать заметки в школьную и городскую газеты.
131. Изучать историческое прошлое других стран.
132. Неоднократно смотреть в театре одну и ту же пьесу.
133. Читать о жизни и деятельности известных геологов.
134. Изучать географию нашей планеты.
135. Изучать биографии выдающихся политических деятелей.
136. Правильно оценивать поступок друга, знакомого, литературного героя и т. д.
137. Читать книги о средствах передвижения.
138. Обучать и воспитывать детей.
139. Наблюдать за действиями квалифицированного рабочего.
140. Постоянно общаться со многими людьми.
141. Проектировать строительные объекты.
142. Посещать выставки легкой промышленности.
143. Выполнять чертежи, проектировать машины.
144. Разбираться в радиосхемах.
3) чтобы определить, направленность ваших интересов, следует подсчитать количество плюсов и минусов по следующим сферам:
ФИЗИКА: 1, 25, 49, 73, 97, 121;
МАТЕМАТИКА: 2, 26, 50, 74, 98, 122;
ХИМИЯ: 3, 27, 51, 75, 99, 123;
АСТРОНОМИЯ: 4, 28, 52, 76, 100, 124;
БИОЛОГИЯ: 5, 29, 53, 77, 101, 125;
МЕДИЦИНА: 6, 30, 54, 78, 102, 126;
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: 7, 31, 55, 79, 103, 127;
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО: 8, 32, 56, 80, 104, 128;
ФИЛОЛОГИЯ: 9, 33, 57, 81, 105, 129;
ЖУРНАЛИСТИКА: 10, 34, 58, 82, 106, 130;
ИСТОРИЯ: 11, 35, 59, 83, 107, 131;
ИСКУССТВО: 12, 36, 60, 84, 108, 132;
ГЕОЛОГИЯ: 13, 37, 61, 85, 109, 133;
ГЕОГРАФИЯ: 14, 38, 62, 86, 110, 134;
ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА: 15, 39, 63, 87, 111, 135;
ПРАВО: 16, 40, 64, 88, 112, 136;
ТРАНСПОРТ: 17, 41, 65, 89, 113, 137;
ПЕДАГОГИКА: 18, 42, 66, 90, 114, 138;
РАБОЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 19, 43, 67, 91, 115, 139;
СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ: 20, 44, 68, 92, 116, 140;
СТРОИТЕЛЬСТВО: 21, 45, 69, 93, 117, 141;
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: 22, 46, 70, 94, 118, 142;
ТЕХНИКА: 23, 47, 71, 95, 119, 143;
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА: 24, 48, 72, 96, 120, 144.
Теперь посмотрите, в какой строчке вы набрали наибольшее число плюсов. Это и есть область, в которой вам можно работать. Точно также наибольшее количество минусов говорит об обратном.
4) сделайте вывод о собственной направленности профессиональных интересов, сопоставьте результаты тестирования с собственными планами.
Типология ВНД
|__1__|__2__|__3__|__4__|__5__|__6__|__7__|__8__|__9__|__10__|
Я прочитаю вам 10 утверждений, если утверждение верное, то поставьте над соответствующим номеров вопроса “дугу”, если же неверное — пропустите этот номер и ничего не ставьте.
Итак, будьте внимательны:
1. Физиология ВНД — наука, изучающая закономерности и механизмы работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой.
2. Типология ВНД по Гиппократу основана на преобладании ведущей сигнальной системы.
3. И. П. Павлов выделил три типа ВНД: мыслительный, художественный и смешанный.
4. К сильным типам нервной системы можно отнести холерический, сангвинический и флегматический темпераменты.
5. Для слабого типа нервной системы характерны уравновешенные слабые процессы.
6. Исторические основы учения о темпераменте заложил древнегреческий ученый Гераклит.
7. Для людей художественного типа определенно подойдет профессии технического плана.
8. Характер высшей нервной деятельности обусловлен врожденными свойствами нервной системы.
9. По силе типы нервной системы делятся на сильные и слабые.
10. Сильный тип нервной системы с преобладанием возбуждения называется неуравновешенным.
Давайте проверим, как вы справились с заданием. Посмотрите на ключ (вывешивается на доске):
|__1__|__2__|__3__|__4__|__5__|__6__|__7__|__8__|__9__|__10__|
Если вы не сделали ни одной ошибки, то поставьте себе “5”, если вы верно выполнили 8-9 заданий — “4”, 5-7 заданий — “3”, менее 5 заданий — “2”.
Практическая работа: « Определение типа темперамента».
1) цель: научиться определять тип темперамента.
2) перед вами четыре блока, в которых по двадцать особенностей поведения человека. Начиная с первого блока, внимательно читайте каждое положение и, если оно определенно вам подходит, обведите кружком соответствующий номер.
ХОЛЕРИК
1 — неусидчив, суетлив
2— невыдержан, вспыльчив — нетерпелив
3 — резок и прямолинеен в отношениях с людьми
4 — решителен и инициативен
5 — упрям
6 — находчив в споре
7 — работает рывками
8 — склонен к риску
9 — незлопамятен, но обидчив
10 — обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью
11 — неуравновешен и склонен к горячности
12 — агрессивный забияка
13 — нетерпим к недостаткам
14 — обладает выразительной мимикой
15 — способен быстро решать и действовать
16 — неустанно стремится к новому
17 — обладает резкими, порывистыми движениями
18 — настойчив в достижении поставленной цели
19 — склонен к резким сменам настроения
САНГВИНИК
1 — весел и жизнерадостен
2 — энергичен и деловит
3 — часто не доводит начатое дело до конца
4 — склонен переоценивать себя
5 — способен быстро схватывать новое
6 — неустойчив в интересах и привязанностях
7 — легко переживает неудачи и неприятности
8 — легко приспосабливается к разным обстоятельствам
9 — с увлечением берется за любое новое дело
10 — быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной работы на другую
11 — быстро остывает, если дело перестает интересовать
12 — тяготится однообразной, будничной, кропотливой работой
13 — общительный и отзывчивый, не чувствует скованности с новыми людьми
14 — вынослив и работоспособен
15 — обладает громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой
16 — сохраняет самообладание в неожиданной, сложной обстановке
17 — находится всегда в бодром настроении
18 — быстро засыпает и просыпается
19 — часто несобран, проявляет поспешность в делах
20 — склонен иногда «скользить по поверхности», отвлекаться
ФЛЕГМАТИК
1 — спокоен и хладнокровен
2 — последователен и обстоятелен в делах
3 — осторожен и рассудителен
4 — умеет ждать
5 — молчалив и не любит попусту болтать
6 — обладает спокойной, размеренной речью
7 — сдержан и терпелив
8 — доводит начатое дело до конца
8 — не растрачивает попусту сил
9 —строго придерживается выработанного распорядка в жизни
10 — легко сдерживает порывы
11 — мало восприимчив к одобрению и порицанию
12 — незлоблив, проявляет снисходительное отношение к колкостям в свой адрес
14 — постоянен в своих привязанностях и интересах
15 — медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое
16 — ровен в отношениях со всеми
17—любит последовательность и порядок во всем
18 — с трудом приспосабливается к новой обстановке
19 — обладает выдержкой, уравновешен
20 — не склонен к риску и показухе
МЕЛАНХОЛИК
1 — стеснителен
2 — теряется в новой обстановке
3 — затрудняется установить контакты с незнакомыми людьми
4 — не верит в свои силы
5 — легко переносит одиночество
6—чувствует подавленность и растерянность при неудачах
7 — склонен «уходить в себя»
8 — быстро утомляется
9 — обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота
10 — невольно приспосабливается к характеру собеседника
11 — впечатлителен до слезливости
12 — чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию
13 — предъявляет высокие требования к себе и окружающим
14 — склонен к подозрительности, мнительности
15 — болезненно чувствителен и легко раним
16 — чрезмерно обидчив
17 — скрытен и необщителен
18 — малоактивен и робок
19 — безропотно покорен
20 — стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих
3) после окончания работы подсчитайте количество обведенных кружков в каждом блоке и их общее количество. Процентное отношение каждого из четырех темпераментов (обозначенных Х, С, Ф, М) считается по формуле:
КОЛИЧЕСТВО КРУЖКОВ В БЛОКЕ 100 %
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО КРУЖКОВ
Не забудьте, что в сумме у вас должно получиться 100%, то есть Х+С+Ф+М=100%.
4) сделайте выводы о собственном типе темперамента и сопоставьте определенный с помощью теста тип с предполагаемой сферой будущей профессиональной деятельностью.
«Мой темперамент»
Поставьте под каждым рисунком необходимые подписи и обоснуйте свой выбор.
1. Холерик, сильный, неуравновешенный.
2. Флегматик, сильный, уравновешенный, инертный.
3. Меланхолик, слабый.
4. Сангвиник, сильный, уравновешенный, подвижный
Бланк-отчет по теме “Физиологические основы ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления”
Задание №1. Взаимосвязи физиологии ВНД с другими науками.
ФИЗИОЛОГИЯ ВНД
Инструктивная карточка для выполнения практической работы по теме “Физиологические основы ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления”.
I. Взаимодействие анализаторов на примере опыта Аристотеля.
1) цель: убедиться в том, что восприятие осуществляется с помощью комплекса анализаторов.
2) оборудование: горошина или бусина.
3) проведите опыт Аристотеля, который состоит в следующем. Если зажать горошину между указательным и средним пальцами, то сознанием воспринимается только один предмет, если же перекрестить пальцы так, чтобы шарик очутился между внутренней поверхностью указательного и наружной поверхностью среднего пальца, то появится ощущение двух предметов. Опыт легче получается с закрытыми глазами.
4) ответьте на вопросы: какие физиологические объяснения опыта Аристотеля могли бы предложить Вы? Почему опыт легче получается с закрытыми глазами?
Практическая работа: « Условно-рефлекторная регуляция деятельности анализаторов».
1) цель: убедиться в возможности возникновения иллюзий при познании внешнего мира и изучить виды иллюзий и условия, при которых они возникают.
2) оборудование: компьютерная презентация “Зрительные иллюзии”
3) рассмотрите с помощью компьютерной презентации рисунки и выберите иллюзии, связанные с перспективой, с явлениями контраста, с движением глаз.
4) приведите примеры иллюзий, связанных с работой других анализаторов.
5) почему блок практической работы называется “Условно-рефлекторная регуляция деятельности анализаторов”?
7) сделайте выводы об условиях возникновения иллюзий, о реальных возможностях установления истинности наших представлений об изображаемых предметах.
Практическая работа: « Определение типа памяти».
1) цель: научиться определять тип памяти.
2) оборудование: таблица для тестирования зрительной, моторной и слуховой памяти.
3) в работе следует запомнить цифры, размещенные в трех колонках таблицы. Первая колонка — тест на зрительную память, вторая — на моторную, третья — на слуховую. Начните с левой колонки. Не шевеля губами, прочтите верхнее число так, чтобы на одну цифру уходила примерно одна секунда. Перепишите этим способом всю колонку, не проверяя себя. Ваши возможности определит самое длинное число, которое удастся записать правильно. Для проверки моторной памяти сделайте то же самое со средней колонкой, но при чтении обязательно беззвучно шевелите губами. Для проверки слуховой памяти попросите кого-нибудь прочесть вслух правую колонку, а сами записывайте числа.
Зрительная |
Моторная |
Слуховая |
5239 89765 224896 1267412 98615437 146769543 5649082451 24167549067 034427994410 |
5672 98761 675413 7841095 12435961 985241672 1864460902 06748117620 036777312064 |
0426 12785 651801 7082409 08761432 8652183555 1642507118 37470837502 760845267114 |
4) Подсчитайте, в какой колонке и сколько цифр Вы запомнили: 1. ___ 2.____ 3.___. Проделав это, Вы более или менее точно определите тип своей памяти. Большинство людей запоминают 7-8 цифр подряд, человек с очень хорошей памятью может запоминать до 12 цифр, а со слабой — 4 и менее.
5) сделайте вывод о типе памяти и зависимости типа памяти от склонностей человека.
Практическая работа: « Определение объема смысловой памяти».
1) цель: научиться определять объем смысловой памяти.
2) оборудование: текст.
3) внимательно прочтите следующий текст: “Согласно гипотезе, выдвинутой американскими учеными, египетские пирамиды строились из каменных блоков, которые изготавливались непосредственно на месте строительства. Это противоречит гипотезе, согласно которой тысячи людей перетаскивали огромные камни на расстояние 80 км. Ученые расшифровали иероглифический текст, согласно которому египетские боги подсказали фараону, руководившему строительством первой пирамиды в 2750 году до нашей эры, делать искусственные камни.”
4) теперь закройте текст и постарайтесь письменно воспроизвести его. В этом тексте содержится 6 значимых для понимания сути смысловых единиц. Сколько единиц удалось запомнить Вам? Если Вам удалось запомнить все 6 единиц, то объем смысловой памяти у Вас отличный, если 4-5 смысловых единиц — оценка “хорошо”, если 3 — “удовлетворительно”, меньше — “плохо”.
5) сделайте выводы об объеме смысловой памяти.
Анкета «40000 профессий»
1. Кем хочешь стать?
1- знаю точно
2- есть разные варианты
3- не знаю
2. Одобряют ли родители твой выбор?
1- одобряют
2- не одобряют
3- безразлично
3. Помогает ли школа в выборе профессии?
1- да
2- нет
3- трудно сказать
4. Что важнее по твоему мнению
1- интересная работа
2- высокая зарплата
3- трудно сказать
5. Определи сферу свое профессиональной деятельности
-человек-человек
-человек-техника
-человек-знак
- человек-природа
- человек - худож.образ
6. Согласен ли ты жить, не работая?
1- да
2- нет
3- трудно сказать
7. Хочешь получить высшее образование?
1- да
2- нет
3- не знаю
Тест «Я и моя профессия» (Резапкиной Г.В.)
Ты учишься в выпускном классе. Самое время задуматься о своём будущем. Если ты уже выбрал профессию, у тебя есть возможность проверить свой выбор.
Прочитай эти вопросы и выбери не больше двух вариантов ответа. Рядом с каждым ответом стоит его «цена». Подсчитай количество своих баллов.
1. Выбрал (а) ли ты свою профессию?
А) да (+2)
Б) нет (-2)
2. Почему именно эту профессию?
А) не будет проблем с трудоустройством (+2)
Б) высокая зарплата (-2)
В) престижно (-2)
Г) мне это интересно (+2)
3. Если не выбрал(а), то почему?
А) плохо знаю мир профессий (-2)
Б) плохо знаю свои возможности (-2)
В) не могу выбрать из нескольких вариантов (0)
Г) не знаю, как выбирать профессию (-2)
4. Что ты знаешь о своей будущей профессии?
А) предмет, содержание, условия труда (+2)
Б) профессионально важные качества (+2)
В) где можно получить эту профессию (+2)
Г) спрос на эту профессию (+2)
Д) ничего (-2)
Если у тебя получилось 8-10 баллов, ты имеешь четкое представление о своей будущей профессиональной карьере. Если тебе и нужна помощь профконсультанта, то лишь для того, чтобы подтвердить свой выбор.
От 4 до 6 баллов - выбор профессии для тебя -вполне решаемая задача. И решить ее помогут знания о себе и о мире профессий. В случае сомнений лучше обратиться к профконсультанту.
От -2 до +2 - ты испытываешь затруднения в выборе профессии. Возможно, в настоящий момент это не самая главная для тебя проблема. Но решить ее лучше сейчас, пока еще есть время.
Меньше -2 баллов - без комментариев.
Анкета для учащихся 9 классов
(проводится по завершению программы)
1. Выбрал ли ты профиль обучения? Если «да», то какой?
2. Назови предметы, необходимые тебе для углубленного изучения по этому профилю
3. Какой профессии хочешь обучаться после школы?
4. Твои планы после 11 класса (куда поступать: название учеб.заведения, факультет)
5. Полезны ли для тебя были занятия курса «Твоя профессиональная карьера»
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ |
Учебники и учебные пособия для учащихся
|
Обеспеченность, % |
|
Твоя профессиональная Карьера Москва « Просвещение» 2007. С.Н Чистякова |
100 |
|
Твоя профессиональная карьера Москва « Просвещение» 2008 С.Н. Чистякова |
100 |
|
Твоя профессиональная карьера Москва « Просвещение» 2006 |
100 |
|
Программа Курса «Технология. Твоя профессиональная Карьера» Москва «Просвещение» 2009. С.Н Чистякова |
100 |
Рекомендуемая литература
Твоя
профессиональная карьера: Учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений /
Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М.,
2008.
Методика преподавания курса «Твоя
профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и
Т. И. Шалавиной. — М., 2009.
Бондарев В. Выбор
профессии. — М., 2004.
Воробьев
А. М. Тренинг интеллекта. — М., 2009.
Выбираем профессию: 100 вопросов и 100
ответов. — М., 1999.
Дидактические материалы к курсу «Твоя
профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой,
А. Я. Журкиной. — М., 2008.
Климов Е. А.
Как выбирать профессию? — М., 2000.
Климов Е. А.
Введение в психологию труда. — М., 2008.
Климов Е. А.
Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 1996.
Коломинский
Я. Л. Человек — психология. — М., 2006.
Коломинский
Я. Л. Беседы о тайнах психики. — Минск, 2000.
Кабаков
В. С., Порховник Ю. М., Зубов И. П.
Менеджмент: проблемы, программа, решения. — Л., 1990.
Крутецкий
В. А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. — М., 2006.
Кучевская
Н. В. Советы психолога продавцу. — М., 2000.
Мир профессий: В 6 т. — М.,
2005—2009.
Прощицкая
Е. Н. Выбирайте профессию. — М., 2000.
Павлютенков
Е. М. Кем быть? — Киев, 2009.
Переход к рынку: концепция и
программа. — М., 2010.
Чистякова
С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная
ориентация школьников: организация и управление. — М., 2007
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.