02 - 04
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п.Чамзинка
РассмотренА и одобрена на заседании МО учителей русского языка и литературы Руководитель МО /Крылова Л.Н./ Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. |
«УтвержденО» Приказ № 92/од от «02» сентября 2024 г. Директор МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка /Курочкина Н.Н./
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Загадки русского языка»
для преподавания в 5 «Б» классе
Составитель: учитель русского языка и литературы Печказова С.П.
2024/2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Загадки русского языка» для преподавания в 5 «Б» классе разработана в соответствии с
- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», -приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897», - приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897», - федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
- учебным планом Лицея;
- с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа элективного курса «Загадки русского языка» для преподавания в 5 «Б» классе составлена из расчёта часов, указанных в учебном плане МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка и включает 34 часа при нагрузке 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности элективного курса «Загадки русского языка» для преподавания в 5 «Б» классе
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
- оценивать речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Раздел программы
|
Содержание дисциплины, основные понятия |
1 |
Введение. Язык и общение (1 ч) |
Язык и человек. Общение устное и письменное. Язык – хранитель всего с древнейших времен до современности. Русский язык – наша гордость. |
2 |
Секреты устной речи. (7 ч) |
Фонетика. Интонация. Ударение. Язык – звучащая речь. Различие звука и буквы. Основные фонетические процессы в языке. Роль интонации в устной речи. |
3 |
Загадки русского словообразования (7 ч) |
Морфемика. Словообразование. Этимология. Словообразовательная модель слова. Словообразовательное гнездо однокоренных слов. Изменения морфемного состава слов. |
4 |
Секреты письменной речи (5ч) |
Графика. Орфография. Пунктуация. Алфавит. Старославянская азбука Кирилла и Мефодия. Создание на основе византийского алфавита азбуки. Кириллица. Обозначение цифр кириллицей. Правописание морфем. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Тайны письма. |
5 |
Загадки русского слова. (5 ч) |
Лексика. Фразеология. Словарный состав русского языка. Особенность употребления слова в художественном тексте. Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологии в художественных произведениях. Крылатые слова. |
6 |
Секреты морфологии и синтаксиса (5 ч) |
Морфология. Синтаксис. Склоняемые части речи. Особенность глагола и его форм. Грамматические омонимы. Виды предложений. |
7 |
Речевой этикет и культура речи (3 ч) |
Культура речи. Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета. |
8 |
Словари – наши добрые спутники (1 ч) |
Виды словарей. Толковые словари. Язык и история народа. |
Тематическое планирование элективного курса
«Загадки русского языка» для преподавания в 5 «Б» классе
№ п/п |
Раздел программы
|
Количество часов |
Из них |
||
Теоретическая часть
|
Практическая часть
|
Контрольные работы |
|||
1 |
Введение. Язык и общение
|
1 |
1 |
- |
- |
2 |
Секреты устной речи. Фонетика. Интонация.
|
7 |
6 |
1 |
- |
3 |
Загадки русского словообразования
|
7 |
5 |
1 |
1 |
4 |
Секреты письменной речи
|
5 |
4 |
1 |
- |
5 |
Загадки русского слова
|
5 |
3 |
1 |
1 |
6 |
Секреты морфологии и синтаксиса
|
5 |
4 |
1 |
- |
7 |
Речевой этикет и культура речи.
|
3 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Словари – наши добрые спутники
|
1 |
- |
1 |
- |
|
ИТОГО
|
34 |
24 |
7 |
3 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» р.п.Чамзинка
Календарно-тематическое планирование
программного материала элективного курса
«Загадки русского языка»
для преподавания в 5 «Б» классе
Всего занятий Теоретическая часть Практическая часть Контрольных работ |
34 24 7 3 |
|
№ п/п |
|
Раздел программы
|
Количество часов |
Из них |
Тип урока |
Дата проведения |
|||
теоретическая часть |
практическая часть
|
контрольная работа |
планируемая |
фактическая |
|||||
1 |
2 |
3
|
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Введение
|
1 |
1 |
- |
- |
|
|
|
|
1 |
1.1 |
Язык и общение. |
|
|
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
2
|
Секреты устной речи |
7 |
6 |
1 |
- |
|
|
|
|
2 |
2.1 |
Язык – звучащая речь. Различие звука и буквы. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
3 |
2.2 |
Основные фонетические процессы в языке. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
4 |
2.3 |
Разночтение слов в звучании и написании. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
5 |
2.4 |
Для чего используют звуковые повторы в речи. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
6 |
2.5 |
Какова роль интонации в устной речи. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
7 |
2.6 |
Ударение в русском языке. Нормы ударения.
|
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
8 |
2.7 |
Практическое занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает». |
|
|
1 |
|
Практическое занятие |
|
|
3
|
Загадки русского словообразования |
7 |
5 |
1 |
1 |
|
|
|
|
9 |
3.1 |
Что такое словообразовательная модель слова. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
10 |
3.2 |
О чём рассказывает словообразовательная модель слова. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
11 |
3.3 |
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
12 |
3.4 |
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
13 |
3.5 |
Контрольная работа «Изменения морфемного состава слов».
|
|
|
|
1 |
Контрольная работа |
|
|
14 |
3.6 |
Этимология слов. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
15 |
3.7 |
Практическое занятие «Работа со словарями ».
|
|
|
1 |
|
Практическое занятие |
|
|
4
|
Секреты письменной речи |
5 |
4 |
1 |
- |
|
|
|
|
16 |
4.1 |
Зачем нужно знать алфавит. Старославянская азбука Кирилла и Мефодия. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
17 |
4.2 |
В чём секрет правописания морфем. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
18 |
4.3 |
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
19 |
4.4 |
Тайны письма. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
20 |
4.5 |
Практическое занятие «Не пером пишут – умом».
|
|
|
1 |
|
Практическое занятие |
|
|
5 |
Загадки русского слова
|
5 |
3 |
1 |
1 |
|
|
|
|
21 |
5.1 |
На какие группы делится словарный состав русского языка |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
22 |
5.2 |
В чём особенность употребления слова в художественном тексте. |
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
23 |
5.3 |
Происхождение фразеологизмов. Крылатые слова.
|
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
24 |
5.4 |
Практическое занятие «О чём рассказывают фразеологизмы».
|
|
|
1 |
|
Практическое занятие |
|
|
25 |
5.5 |
Контрольная работа «Роль фразеологизмов и крылатых слов в художественных произведениях». |
|
|
|
1 |
Контрольная работа |
|
|
6 |
Секреты морфологии и синтаксиса
|
5 |
4 |
1 |
- |
|
|
|
|
26 |
6.1 |
Чем отличаются склоняемые части речи друг от друга.
|
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
27 |
6.2 |
В чём секрет глагола и его форм.
|
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
28 |
6.3 |
Как отличать грамматические омонимы.
|
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
29 |
6.4 |
Виды предложений.
|
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
30 |
6.5 |
Практическое занятие «Грамматике учиться всегда пригодится». |
|
|
1 |
|
Практическое занятие |
|
|
7 |
Речевой этикет и культура речи
|
3 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
31 |
|
Речевой этикет и культура речи.
|
|
1 |
|
|
Систематизация знаний
|
|
|
32 |
|
Практическое занятие «Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета». |
|
|
1 |
|
Практическое занятие |
|
|
33 |
|
Контрольная работа «Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета». |
|
|
|
1 |
Контрольная работа |
|
|
8 |
Обобщение. Словари – наши добрые спутники
|
1 |
- |
1 |
- |
|
|
|
|
34 |
|
Практическое занятие «Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета». |
|
|
1 |
|
Практическое занятие |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.