Рабочая программа элективного курса «Загадки русского языка» для преподавания в 5 классе

  • doc
  • 21.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа ЭЛЕКТИВ по русскому 5 кл 2024-2025 - копия.doc

02 - 04

 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п.Чамзинка

 

 

 

РассмотренА и одобрена

на заседании МО учителей

русского языка и литературы

Руководитель МО                   /Крылова Л.Н./

Протокол № 1 от «30» августа 2024  г. 

«УтвержденО» 

Приказ № 92/од  от «02» сентября 2024 г. 

Директор МБОУ «Лицей №1»

 р.п.Чамзинка                   /Курочкина Н.Н./ 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

элективного курса

 

«Загадки русского языка»

 

для преподавания в 5 «Б» классе

 

 

 

 

Составитель: учитель русского языка и литературы Печказова С.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

2024/2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа элективного курса «Загадки русского языка» для преподавания в 5 «Б» классе разработана в соответствии с

- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», -приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897», - приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897», - федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

- учебным планом Лицея;

- с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».  

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

 

Рабочая программа элективного курса «Загадки русского языка» для преподавания в 5 «Б» классе составлена из расчёта часов, указанных в учебном плане МБОУ «Лицей №1»  р.п.Чамзинка  и включает 34 часа при нагрузке 1 час в неделю.

 

Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности элективного курса «Загадки русского языка» для преподавания в 5 «Б» классе

 

Личностные результаты:

-        эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-        эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

-        чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-        любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-        интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-        интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-        интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-        самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-        составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-        работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-        в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

-        перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-        пользоваться словарями, справочниками;

-        осуществлять анализ и синтез;

-        устанавливать причинно-следственные связи;

-        строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

-        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

-        высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-        слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Предметные результаты:

-  представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

-    понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

-    усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

-    объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

-    аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

-    оценивать речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-  опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

-   извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;

-  опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

-    понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

-  осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

Содержание учебного предмета

 

п/п

Раздел программы

 

Содержание дисциплины,

основные понятия

1

Введение. Язык и общение (1 ч)

Язык и человек. Общение устное и письменное. Язык – хранитель всего с древнейших времен до современности. Русский язык – наша гордость.

2

Секреты устной речи. (7 ч)

Фонетика. Интонация. Ударение. Язык – звучащая речь. Различие звука и буквы. Основные фонетические процессы в языке. Роль интонации в устной речи.

3

Загадки русского словообразования (7 ч)

Морфемика. Словообразование. Этимология. Словообразовательная модель слова. Словообразовательное гнездо однокоренных слов. Изменения морфемного состава слов.

4

Секреты письменной речи  (5ч)

Графика. Орфография. Пунктуация. Алфавит. Старославянская азбука Кирилла и Мефодия. Создание на основе византийского алфавита азбуки. Кириллица. Обозначение цифр кириллицей. Правописание морфем. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Тайны письма.

5

Загадки русского слова.  (5 ч)

Лексика. Фразеология.  Словарный состав русского языка.  Особенность употребления слова в художественном тексте. Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологии в художественных произведениях. Крылатые слова.

6

Секреты морфологии и синтаксиса  (5 ч)

Морфология. Синтаксис. Склоняемые части речи. Особенность глагола и его форм. Грамматические омонимы. Виды  предложений.

7

Речевой этикет  и культура речи (3 ч)

Культура речи. Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета.

8

Словари – наши добрые спутники (1 ч)

Виды словарей. Толковые словари. Язык и история народа. 

Тематическое планирование элективного курса

«Загадки русского языка» для преподавания в 5 «Б» классе

 

№ п/п

Раздел программы

 

 

 

 

 

 

 

Количество часов

Из них

Теоретическая часть

 

Практическая часть

 

Контрольные работы

1

Введение. Язык и общение

 

1

1

-

-

2

Секреты устной речи. Фонетика.  Интонация.

 

7

6

1

-

3

Загадки русского словообразования

 

7

5

1

1

4

Секреты письменной речи 

 

5

4

1

-

5

Загадки русского слова

 

5

3

1

1

6

Секреты морфологии и синтаксиса 

 

5

4

1

-

7

Речевой этикет и культура речи.

 

3

1

1

1

8

Словари – наши добрые спутники

 

1

-

1

-

 

 

ИТОГО

 

 

34

 

24

 

7

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» р.п.Чамзинка

 

 

Календарно-тематическое планирование

программного материала элективного курса

«Загадки русского языка»

для преподавания в 5 «Б» классе

Рисунок9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего занятий                                                                    

Теоретическая часть                                   

Практическая часть                      

Контрольных  работ

34

24

7

3

 

 

№ п/п

 

Раздел программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество часов

Из них

Тип урока

Дата проведения

теоретическая часть

 

практическая часть

 

контрольная работа

планируемая

фактическая

1

2

3

 

4

5

6

7

8

9

10

1

Введение

 

1

1

-

-

 

 

 

1

1.1

Язык и общение.

 

 

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

2

 

Секреты устной речи

7

6

1

-

 

 

 

2

2.1

Язык – звучащая речь. Различие звука и буквы.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

3

2.2

Основные фонетические процессы в языке.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

4

2.3

Разночтение слов в звучании и написании.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

5

2.4

Для чего используют звуковые повторы в речи.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

6

2.5

Какова роль интонации в устной речи.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

7

2.6

Ударение в русском языке. Нормы ударения.

 

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

8

2.7

Практическое занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает».

 

 

1

 

Практическое занятие

 

 

3

 

Загадки русского словообразования

7

5

1

1

 

 

 

9

3.1

Что такое словообразовательная модель слова.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

10

3.2

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

11

3.3

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

12

3.4

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

13

3.5

Контрольная работа «Изменения морфемного состава слов».

 

 

 

 

1

Контрольная работа

 

 

14

3.6

Этимология слов.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

15

3.7

Практическое занятие «Работа со словарями ».

 

 

 

1

 

Практическое занятие

 

 

4

 

Секреты письменной речи

5

4

1

-

 

 

 

16

4.1

Зачем нужно знать алфавит. Старославянская азбука Кирилла и  Мефодия.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

17

4.2

В чём секрет правописания морфем.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

18

4.3

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

19

4.4

Тайны письма.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

20

4.5

Практическое занятие «Не пером пишут – умом».

 

 

 

1

 

Практическое занятие

 

 

5

Загадки русского слова

 

5

3

1

1

 

 

 

21

5.1

На какие группы делится словарный состав русского языка

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

22

5.2

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

23

5.3

Происхождение фразеологизмов. Крылатые слова.

 

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

24

5.4

Практическое занятие «О чём рассказывают фразеологизмы».

 

 

 

1

 

Практическое занятие

 

 

25

5.5

Контрольная работа «Роль фразеологизмов и крылатых слов в художественных произведениях».

 

 

 

1

Контрольная работа

 

 

6

Секреты морфологии и синтаксиса

 

5

4

1

-

 

 

 

26

6.1

Чем отличаются склоняемые части речи  друг от друга.

 

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

27

6.2

В чём секрет глагола и его форм.

 

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

28

6.3

Как отличать грамматические омонимы.

 

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

29

6.4

Виды  предложений.

 

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

30

6.5

Практическое занятие «Грамматике учиться всегда пригодится».

 

 

1

 

Практическое занятие

 

 

7

Речевой этикет и культура речи

 

3

1

1

1

 

 

 

31

 

Речевой этикет и культура речи.

 

 

1

 

 

Систематизация знаний

 

 

 

32

 

Практическое занятие «Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета».

 

 

1

 

Практическое занятие

 

 

33

 

Контрольная работа «Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета».

 

 

 

1

Контрольная работа

 

 

8

Обобщение. Словари – наши добрые спутники

 

1

-

1

-

 

 

 

34

 

Практическое занятие «Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета».

 

 

1

 

Практическое занятие