Рабочая программа факультатива " Магия математики" 3 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа факультатива " Магия математики" 3 класс

Оценка 4.9
doc
05.06.2024
Рабочая программа факультатива " Магия математики" 3 класс
магия математики.doc

 

Пояснительная записка

Документы, определяющие содержание рабочей программы.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

         Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012

         Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

         Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”

         Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования" (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676)

          Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

         Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71762);

         Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822);

         Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

         Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования СОШ № 3 для обучения детей с задержкой психического развития (Вариант 7.2) (приказ от 30.08.2023 № 01-05/70-01).

         Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья /или инвалидностью СОШ № 3

          «Положение о взаимодействии психолого-педагогической службы школы и педагогов СОШ № 3»

«Положение о рабочей программе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3» (протокол педсовета от 25.05.2023 №13)

 

            Рабочая программа факультатива «Магия математики» для 1- 4 классов разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования СОШ №3 , примерной программы по математике и авторской программы М.И. Моро «Математика. Рабочие программы 1- 4 классы» предметная линия учебников системы «Школа России».

             Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате­матической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формирова­нию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

             Программа предназначена для развития математических способно­стей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмиче­ской грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использова­нием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций ак­тивного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладе­ние элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

            Цель курса: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

           Задачи курса:

Обучающие:

·                     развитие мотивации и расширение кругозора обучающихся в различных областях элементарной математики;

·                     обучение правильному применению математической терминологии и умелому использованию символики;

·                     развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

·                     формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Воспитывающие:

·                    формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

·                    развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Развивающие:

·                     развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

·                     развитие мелкой моторики рук и глазомера;

·                     формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи.

 

Общая характеристика курса

            Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др.  Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

 

Место курса «Занимательная математика» в учебном плане

            Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут во 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

Планируемые результаты изучения курса

            Личностные результаты:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

            Метапредметные результаты:

Числа. Арифметические действия. Величины

Универсальные учебные действия:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы

для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Универсальные учебные действия:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Универсальные учебные действия:

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки

11и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:

сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Вместо спичек можно использовать счётные палочки.

            Предметные результаты отражены в содержании программы.

Содержание курса

Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геомет­рической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, до­казывать, решать учебную задачу творчески.      Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения — математические игры:

— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом

заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;

число, стрелки 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;

—набор  «Геометрические тела»;

—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Тематическое планирование

 

Класс

Темы

Количество часов

 

1 класс

Числа. Арифметические действия. Величины.

Мир занимательных задач

Геометрическая мозаика

 

17

3

13

         Итого:33

2 класс

Числа. Арифметические действия. Величины

Мир занимательных задач

Геометрическая мозаика

 

15

7

12

Итого:34

3 класс

Числа. Арифметические действия. Величины.

Мир занимательных задач

Геометрическая мозаика

 

22

7

5

Итого: 34

4 класс

Числа. Арифметические действия. Величины

Мир занимательных задач

Геометрическая мозаика

 

16

12

6

Итого: 34

 

 

135ч.

 


Календарное планирование

1 класс

 

№ п/п

№ урока

Дата

Тема

Содержание

Геометрическая мозаика (5 ч)

1

1

 

Математика — это интересно. Решение нестандартных задач.

Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

2

2

 

Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

3

3

 

Путешествие точки

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

4

4

 

Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

5

5

 

Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.  Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Числа. Арифметические действия. Величины (2 ч)

6

1

 

Волшебная линейка

Шкала линейки

Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

7

2

 

Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Геометрическая мозаика (1 ч)

8

1

 

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Числа. Арифметические действия. Величины (2 ч)

9

1

 

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

10

2

 

Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Геометрическая мозаика (3 ч)

11

1

 

Конструктор

Знакомство с конструктором, схемой-инструкцией и алгоритмами построения конструкций.

12

2

 

Сбор модели по схеме

Выполнение постройки по собственному замыслу.

13

3

 

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Числа. Арифметические действия. Величины (1 ч)

14

1

 

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».

Геометрическая мозаика (2 ч)

15

1

 

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу.

16

2

 

«Спичечный» конструктор. Задачи

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Мир занимательных задач (1 ч)

17

1

 

Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

Геометрическая мозаика (1 ч)

18

1

 

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре.

Числа. Арифметические действия. Величины (6 ч)

19

1

 

Математические игры.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».

20

2

 

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

21

3

 

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

22

4

 

Математическая карусель (продолжение)

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

23

5

 

Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

24

6

 

Игра в магазин.

Монеты Сложение и вычитание в пределах 20.

Геометрическая мозаика (1 ч)

25

1

 

Конструирование фигур из деталей танграма.

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Числа. Арифметические действия. Величины (3 ч)

26

1

 

Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

27

2

 

Математическое путешествие

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.

28

3

 

Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками»

Мир занимательных задач (2 ч)

29

1

 

Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

30

2

 

Математическая карусель

Работа в группах деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Числа. Арифметические действия. Величины (3 ч)

31

1

 

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

32

2

 

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20».

33

3

 

Математические игры

«Вычитание в пределах 20».

 


2 класс

 

№ п/п

№ урока

Дата

Тема

Содержание

Геометрическая мозаика (2 ч)

1

1

 

«Удивительная снежинка»

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»

2

2

 

Крестики-нолики

 

Числа. Арифметические действия. Величины (1 ч)

3

1

 

Математические игры

Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20). Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

 

Геометрическая мозаика (1 ч)

4

1

 

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части

 

Мир занимательных задач (1 ч)

5

1

 

Секреты задач

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

 

 

 

Геометрическая мозаика (3 ч)

6

1

 

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу.

7

2

 

«Спичечный» конструктор

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

8

3

 

Геометрический калейдоскоп.

Конструирование многоугольников из заданных элементов.  Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

 

Числа. Арифметические действия. Величины (2 ч)

9

1

 

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

10

2

 

«Шаг в будущее»

Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

Геометрическая мозаика (4 ч)

11

1

 

Геометрия вокруг нас

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

12

2

 

Путешествие точки.

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

13

3

 

«Шаг в будущее»

Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».  Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

14

4

 

Тайны окружности

Окружность.

Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Числа. Арифметические действия. Величины (5ч)

15

1

 

Математическое путешествие

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 – 14 = 20  20 + 18 = 38  38 – 16 = 22  22 + 15 = 37

16

2

 

«Новогодний серпантин»

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математичес игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

17

3

 

«Новогодний серпантин»

 

18

4

 

Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

19

5

 

«Часы нас будят по утрам…»

Определение времени по часам с точностью до часа. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Геометрическая мозаика (1 ч)

20

1

 

Геометрический калейдоскоп

Задания на разрезание и составление фигур.

Мир занимательных задач (2 ч)

21

1

 

Головоломки. Расшифровка закодированных слов.

Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

22

2

 

Секреты задач

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи

Числа. Арифметические действия. Величины (7 ч)

23

1

 

«Что скрывает сорока?»

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

24

2

 

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры математические головоломки, занимательные задачи.

25

3

 

Дважды два — четыре. Таблица умножения однозначных чисел

Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».

26

4

 

Дважды два — четыре

Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».

27

5

 

Игры с кубиками на умножение

У каждого два кубика.  Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

28

6

 

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

29

7

 

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.

Геометрическая мозаика (1 ч)

30

1

 

Составь квадрат.

Прямоугольник. Квадрат.

Задания на составление прямоугольников

(квадратов) из заданных частей.

Мир занимательных задач (4 ч)

31

1

 

Мир занимательных задач

Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

32

2

 

Задачи, имеющие несколько решений

Задачи и задания, допускающие нестандартные решения.

33

3

 

Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

 

34

4

 

Математическая эстафета

Решение олимпиадных задач (подготовка к международному кон-

курсу «Кенгуру»).

 

 

 

3 класс

 

№ п/п

№ урока

Дата

Тема

Содержание

Мир занимательных задач (1 ч)

1

1

 

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Числа. Арифметические действия. Величины (1 ч)

2

1

 

«Числовой» конструктор

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, …, 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, …,

90; 3) 100, 200, 300, 400, …, 900.

 

Геометрическая мозаика (1 ч)

3

1

 

Геометрия вокруг нас

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников

Мир занимательных задач (3 ч)

4

1

 

Волшебные переливания

Задачи на переливание

5

2

 

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

6

3

 

Решение нестандартных задач (на «отношения»)

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Геометрическая мозаика (3 ч)

7

1

 

«Шаг в будущее»

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты» и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

8

2

 

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

9

3

 

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

Числа. Арифметические действия. Величины (12 ч)

10

1

 

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

11

2

 

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

12

3

 

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

13

4

 

Математические фокусы

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, …, 15.

14

5

 

Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками».

15

6

 

Секреты чисел

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

16

7

 

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни, для составления задач.

17

8

 

Математическое путешествие

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500; 500 + 180 = 680; 680 – 160 = 520; 520 + 150= 670.

18

9

 

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

19

10

 

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

20

11

 

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

21

12

 

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Мир занимательных задач (1 ч)

22

1

 

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на

доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:

СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Геометрическая мозаика (1 ч)

23

1

 

Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов.

Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

Мир занимательных задач (2 ч)

24

1

 

Интеллектуальная разминка задачи

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки.

25

2

 

Разверни листок. От секунды до столетия

Занимательные задачи и задания на развитие пространственных представлений.

Числа. Арифметические действия. Величины (9 ч)

26

1

 

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.

Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает

сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки?

27

2

 

Одна секунда в жизни класса.

Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

28

3

 

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).

29

4

 

Конкурс смекалки

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

30

5

 

Это было в старину

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.

31

6

 

Математические фокусы

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

32

7

 

Энциклопедия математических развлечений

 

33

8

 

Составление сборника занимательных заданий.

Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

34

9

 

Математический лабиринт

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

 

 

 

Календарное планирование 4 класс 2019-2020 уч. год

 

№ п/п

№ урока

Дата

Тема

Содержание

Мир занимательных задач (1 ч)

1

1

05.09

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач

Числа. Арифметические действия. Величины (1 ч)

2

1

12.09

Числа-великаны

Как велик миллион? Что такое гугол?

Мир занимательных задач (2 ч)

3

1

19.09

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:

СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

4

2

26.09

Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

Числа. Арифметические действия. Величины (2 ч)

5

1

03.10

Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

6

2

10.10

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Мир занимательных задач (3 ч)

7

1

17.10

Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

8

2

24.10

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

9

3

07.11

Математический марафон

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

Геометрическая мозаика (2 ч)

10

1

14.11

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной  работы.

11

2

21.11

«Спичечный» конструктор. Фигуры

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной  работы.

Числа. Арифметические действия. Величины (3 ч)

12

1

28.11

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

13

2

05.12

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

14

3

12.12

Математические фокусы

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда?  Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

Геометрическая мозаика (3 ч)

15

1

19.12

Занимательное моделирование

Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр  (по выбору учащихся).

16

2

26.12

Моделирование геометрических фигур.

Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр  (по выбору учащихся).

17

3

16.01

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб

Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр  (по выбору учащихся).

Числа. Арифметические действия. Величины (7 ч)

18

1

23.01

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни для составления задач.

19

2

30.01

Какие слова спрятаны в таблице?

Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)

20

3

06.02

«Математика — наш друг!»

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

21

4

13.02

Решай, отгадывай, считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

22

5

20.02

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

23

6

27.02

Числовые головоломки

 

24

7

05.03

Решение и составление ребусов, содержащих числа

Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро)

Мир занимательных задач (2 ч)

25

1

12.03

Мир занимательных задач

Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия.

26

2

19.03

Задачи со многими возможными решениями

Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

Числа. Арифметические действия. Величины (3 ч)

27

1

02.04

Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др

 

28

2

09.04

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры), математические головоломки, занимательные задачи.

29

3

16.04

Интеллектуальная разминка

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих

несколько решений.

Мир занимательных задач (2 ч)

30

1

23.04

Блиц-турнир по решению задач

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.

31

1

30.04

Математическая копилка

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?

Геометрическая мозаика (1 ч)

32

1

07.05

Геометрические фигуры вокруг нас

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

Мир занимательных задач (2 ч)

33

1

14.05

Математический лабиринт

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки.

34

1

21.05

Математический праздник

Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение

 

Книгопечатная продукция

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.

2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —

СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,

Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.

7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.: АСТ, 2006.

8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной

школе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975.

Наглядные и демонстрационные средства обучения

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами:

1) 0, 1, 2, 3, 4, …, 9 (10);

2) 10, 20, 30, 40, …, 90;

3) 100, 200, 300, 400, …, 900.

3. «Математический веер» с цифрами и знаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.

7. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

8. Набор «Геометрические тела».

9. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.

10. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.

11. Набор «Карточки с математическими заданиями и планшет»: запись стираемым фломастером результатов действий на прозрачной плёнке.

12. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2008.

13. Плакат «Говорящая таблица умножения» / А.А. Бахметьев и др. — М.: Знаток, 2009.

14. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М.: ВАРСОН, 2010.

15. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М.: ВАРСОН, 2010.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Интерактивная доска.

Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

 


 


Пояснительная записка Документы, определяющие содержание рабочей программы

Пояснительная записка Документы, определяющие содержание рабочей программы

Программа предназначена для развития математических способно­стей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмиче­ской грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и…

Программа предназначена для развития математических способно­стей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмиче­ской грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и…

Планируемые результаты изучения курса

Планируемые результаты изучения курса

Вместо спичек можно использовать счётные палочки

Вместо спичек можно использовать счётные палочки

Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; — работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом…

Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; — работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом…

Числа. Арифметические действия

Числа. Арифметические действия

Календарное планирование 1 класс № п/п № урока

Календарное планирование 1 класс № п/п № урока

Конструктор Знакомство с конструктором, схемой-инструкцией и алгоритмами построения конструкций

Конструктор Знакомство с конструктором, схемой-инструкцией и алгоритмами построения конструкций

Игры с кубиками Сложение и вычитание в пределах 20

Игры с кубиками Сложение и вычитание в пределах 20

Дата Тема Содержание

Дата Тема Содержание

Построение собственного рисунка и описание его шагов

Построение собственного рисунка и описание его шагов

Интеллектуальная разминка

Интеллектуальная разминка

Мир занимательных задач (1 ч) 11

Мир занимательных задач (1 ч) 11

Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, …, 15

Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, …, 15

Мир занимательных задач (2 ч) 24 1

Мир занимательных задач (2 ч) 24 1

Числа-великаныКак велик миллион?

Числа-великаныКак велик миллион?

Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида,…

Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида,…

Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро)

Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро)

Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников //

Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников //

Рабочая программа факультатива " Магия математики" 3 класс

Рабочая программа факультатива " Магия математики" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2024