Пояснительная записка
Документы, определяющие содержание рабочей программы.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
• Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012
• Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
• Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования" (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676)
• Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71762);
• Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
• Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования СОШ № 3 для обучения детей с задержкой психического развития (Вариант 7.2) (приказ от 30.08.2023 № 01-05/70-01).
• Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья /или инвалидностью СОШ № 3
• «Положение о взаимодействии психолого-педагогической службы школы и педагогов СОШ № 3»
«Положение о рабочей программе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3» (протокол педсовета от 25.05.2023 №13)
Рабочая программа факультатива «Магия математики» для 1- 4 классов разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования СОШ №3 , примерной программы по математике и авторской программы М.И. Моро «Математика. Рабочие программы 1- 4 классы» предметная линия учебников системы «Школа России».
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель курса: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи курса:
Обучающие:
· развитие мотивации и расширение кругозора обучающихся в различных областях элементарной математики;
· обучение правильному применению математической терминологии и умелому использованию символики;
· развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
· формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Воспитывающие:
· формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
· развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Развивающие:
· развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
· развитие мелкой моторики рук и глазомера;
· формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.
Общая характеристика курса
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место курса «Занимательная математика» в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут во 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Числа. Арифметические действия. Величины
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Универсальные учебные действия:
—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки
1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Вместо спичек можно использовать счётные палочки.
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Содержание курса
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом
заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;
число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
—набор «Геометрические тела»;
—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Тематическое планирование
Класс |
Темы |
Количество часов
|
1 класс |
Числа. Арифметические действия. Величины. Мир занимательных задач Геометрическая мозаика
|
17 3 13 Итого:33 |
2 класс |
Числа. Арифметические действия. Величины Мир занимательных задач Геометрическая мозаика
|
15 7 12 Итого:34 |
3 класс |
Числа. Арифметические действия. Величины. Мир занимательных задач Геометрическая мозаика
|
22 7 5 Итого: 34 |
4 класс |
Числа. Арифметические действия. Величины Мир занимательных задач Геометрическая мозаика
|
16 12 6 Итого: 34 |
|
|
135ч. |
Календарное планирование
1 класс
№ п/п |
№ урока |
Дата |
Тема |
Содержание |
Геометрическая мозаика (5 ч) |
||||
1 |
1 |
|
Математика — это интересно. Решение нестандартных задач. |
Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). |
2 |
2 |
|
Танграм: древняя китайская головоломка |
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. |
3 |
3 |
|
Путешествие точки |
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. |
4 |
4 |
|
Игры с кубиками |
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. |
5 |
5 |
|
Танграм: древняя китайская головоломка |
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. |
Числа. Арифметические действия. Величины (2 ч) |
||||
6 |
1 |
|
Волшебная линейка Шкала линейки |
Сведения из истории математики: история возникновения линейки. |
7 |
2 |
|
Праздник числа 10 |
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. |
Геометрическая мозаика (1 ч) |
||||
8 |
1 |
|
Конструирование многоугольников из деталей танграма |
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. |
Числа. Арифметические действия. Величины (2 ч) |
||||
9 |
1 |
|
Игра-соревнование «Весёлый счёт» |
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. |
10 |
2 |
|
Игры с кубиками |
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. |
Геометрическая мозаика (3 ч) |
||||
11 |
1 |
|
Конструктор |
Знакомство с конструктором, схемой-инструкцией и алгоритмами построения конструкций. |
12 |
2 |
|
Сбор модели по схеме |
Выполнение постройки по собственному замыслу. |
13 |
3 |
|
Весёлая геометрия |
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
Числа. Арифметические действия. Величины (1 ч) |
||||
14 |
1 |
|
Математические игры |
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10». |
Геометрическая мозаика (2 ч) |
||||
15 |
1 |
|
«Спичечный» конструктор |
Построение конструкции по заданному образцу. |
16 |
2 |
|
«Спичечный» конструктор. Задачи |
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
Мир занимательных задач (1 ч) |
||||
17 |
1 |
|
Задачи-смекалки |
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. |
Геометрическая мозаика (1 ч) |
||||
18 |
1 |
|
Прятки с фигурами |
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре. |
Числа. Арифметические действия. Величины (6 ч) |
||||
19 |
1 |
|
Математические игры. |
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20». |
20 |
2 |
|
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
21 |
3 |
|
Математическая карусель |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. |
22 |
4 |
|
Математическая карусель (продолжение) |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. |
23 |
5 |
|
Уголки |
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. |
24 |
6 |
|
Игра в магазин. |
Монеты Сложение и вычитание в пределах 20. |
Геометрическая мозаика (1 ч) |
||||
25 |
1 |
|
Конструирование фигур из деталей танграма. |
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. |
Числа. Арифметические действия. Величины (3 ч) |
||||
26 |
1 |
|
Игры с кубиками |
Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль. |
27 |
2 |
|
Математическое путешествие |
Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д. |
28 |
3 |
|
Математические игры |
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками» |
Мир занимательных задач (2 ч) |
||||
29 |
1 |
|
Секреты задач |
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. |
30 |
2 |
|
Математическая карусель |
Работа в группах деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. |
Числа. Арифметические действия. Величины (3 ч) |
||||
31 |
1 |
|
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
32 |
2 |
|
Математические игры |
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20». |
33 |
3 |
|
Математические игры |
«Вычитание в пределах 20». |
2 класс
№ п/п |
№ урока |
Дата |
Тема |
Содержание |
Геометрическая мозаика (2 ч) |
||||
1 |
1 |
|
«Удивительная снежинка» |
Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» |
2 |
2 |
|
Крестики-нолики |
|
Числа. Арифметические действия. Величины (1 ч) |
||||
3 |
1 |
|
Математические игры |
Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20). Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». |
|
Геометрическая мозаика (1 ч) |
|||
4 |
1 |
|
Прятки с фигурами |
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части |
|
Мир занимательных задач (1 ч) |
|||
5 |
1 |
|
Секреты задач |
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. |
|
|
|
Геометрическая мозаика (3 ч) |
|
6 |
1 |
|
«Спичечный» конструктор |
Построение конструкции по заданному образцу. |
7 |
2 |
|
«Спичечный» конструктор |
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
8 |
3 |
|
Геометрический калейдоскоп. |
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. |
|
Числа. Арифметические действия. Величины (2 ч) |
|||
9 |
1 |
|
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
10 |
2 |
|
«Шаг в будущее» |
Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». |
Геометрическая мозаика (4 ч) |
||||
11 |
1 |
|
Геометрия вокруг нас |
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность |
12 |
2 |
|
Путешествие точки. |
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. |
13 |
3 |
|
«Шаг в будущее» |
Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. |
14 |
4 |
|
Тайны окружности Окружность. |
Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). |
Числа. Арифметические действия. Величины (5ч) |
||||
15 |
1 |
|
Математическое путешествие |
Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 – 14 = 20 20 + 18 = 38 38 – 16 = 22 22 + 15 = 37 |
16 |
2 |
|
«Новогодний серпантин» |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математичес игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
17 |
3 |
|
«Новогодний серпантин» |
|
18 |
4 |
|
Математические игры |
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100». |
19 |
5 |
|
«Часы нас будят по утрам…» |
Определение времени по часам с точностью до часа. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». |
Геометрическая мозаика (1 ч) |
||||
20 |
1 |
|
Геометрический калейдоскоп |
Задания на разрезание и составление фигур. |
Мир занимательных задач (2 ч) |
||||
21 |
1 |
|
Головоломки. Расшифровка закодированных слов. |
Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. |
22 |
2 |
|
Секреты задач |
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи |
Числа. Арифметические действия. Величины (7 ч) |
||||
23 |
1 |
|
«Что скрывает сорока?» |
Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. |
24 |
2 |
|
Интеллектуальная разминка |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры математические головоломки, занимательные задачи. |
25 |
3 |
|
Дважды два — четыре. Таблица умножения однозначных чисел |
Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». |
26 |
4 |
|
Дважды два — четыре |
Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». |
27 |
5 |
|
Игры с кубиками на умножение |
У каждого два кубика. Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». |
28 |
6 |
|
В царстве смекалки |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
29 |
7 |
|
Интеллектуальная разминка |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. |
Геометрическая мозаика (1 ч) |
||||
30 |
1 |
|
Составь квадрат. Прямоугольник. Квадрат. |
Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. |
Мир занимательных задач (4 ч) |
||||
31 |
1 |
|
Мир занимательных задач |
Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте». |
32 |
2 |
|
Задачи, имеющие несколько решений |
Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. |
33 |
3 |
|
Математические фокусы |
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).
|
34 |
4 |
|
Математическая эстафета |
Решение олимпиадных задач (подготовка к международному кон- курсу «Кенгуру»). |
3 класс
№ п/п |
№ урока |
Дата |
Тема |
Содержание |
Мир занимательных задач (1 ч) |
||||
1 |
1 |
|
Интеллектуальная разминка |
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
Числа. Арифметические действия. Величины (1 ч) |
||||
2 |
1 |
|
«Числовой» конструктор |
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, …, 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, …, 90; 3) 100, 200, 300, 400, …, 900.
|
Геометрическая мозаика (1 ч) |
||||
3 |
1 |
|
Геометрия вокруг нас |
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников |
Мир занимательных задач (3 ч) |
||||
4 |
1 |
|
Волшебные переливания |
Задачи на переливание |
5 |
2 |
|
В царстве смекалки |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
6 |
3 |
|
Решение нестандартных задач (на «отношения») |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
Геометрическая мозаика (3 ч) |
||||
7 |
1 |
|
«Шаг в будущее» |
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты» и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». |
8 |
2 |
|
«Спичечный» конструктор |
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. |
9 |
3 |
|
«Спичечный» конструктор |
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. |
Числа. Арифметические действия. Величины (12 ч) |
||||
10 |
1 |
|
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
11 |
2 |
|
Интеллектуальная разминка |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
12 |
3 |
|
Интеллектуальная разминка |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
13 |
4 |
|
Математические фокусы |
Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, …, 15. |
14 |
5 |
|
Математические игры |
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками». |
15 |
6 |
|
Секреты чисел |
Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. |
16 |
7 |
|
Математическая копилка |
Составление сборника числового материала, взятого из жизни, для составления задач. |
17 |
8 |
|
Математическое путешествие |
Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500; 500 + 180 = 680; 680 – 160 = 520; 520 + 150= 670. |
18 |
9 |
|
Выбери маршрут |
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. |
19 |
10 |
|
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
20 |
11 |
|
В царстве смекалки |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
21 |
12 |
|
В царстве смекалки |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
Мир занимательных задач (1 ч) |
||||
22 |
1 |
|
Мир занимательных задач |
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. |
Геометрическая мозаика (1 ч) |
||||
23 |
1 |
|
Геометрический калейдоскоп |
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. |
Мир занимательных задач (2 ч) |
||||
24 |
1 |
|
Интеллектуальная разминка задачи |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки. |
25 |
2 |
|
Разверни листок. От секунды до столетия |
Занимательные задачи и задания на развитие пространственных представлений. |
Числа. Арифметические действия. Величины (9 ч) |
||||
26 |
1 |
|
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. |
Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? |
27 |
2 |
|
Одна секунда в жизни класса. |
Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. |
28 |
3 |
|
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). |
29 |
4 |
|
Конкурс смекалки |
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. |
30 |
5 |
|
Это было в старину |
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. |
31 |
6 |
|
Математические фокусы |
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. |
32 |
7 |
|
Энциклопедия математических развлечений |
|
33 |
8 |
|
Составление сборника занимательных заданий. |
Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). |
34 |
9 |
|
Математический лабиринт |
Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». |
Календарное планирование 4 класс 2019-2020 уч. год
№ п/п |
№ урока |
Дата |
Тема |
Содержание |
Мир занимательных задач (1 ч) |
||||
1 |
1 |
05.09 |
Интеллектуальная разминка |
Решение олимпиадных задач |
Числа. Арифметические действия. Величины (1 ч) |
||||
2 |
1 |
12.09 |
Числа-великаны |
Как велик миллион? Что такое гугол? |
Мир занимательных задач (2 ч) |
||||
3 |
1 |
19.09 |
Мир занимательных задач |
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. |
4 |
2 |
26.09 |
Кто что увидит? |
Задачи и задания на развитие пространственных представлений. |
Числа. Арифметические действия. Величины (2 ч) |
||||
5 |
1 |
03.10 |
Римские цифры |
Занимательные задания с римскими цифрами. |
6 |
2 |
10.10 |
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). |
Мир занимательных задач (3 ч) |
||||
7 |
1 |
17.10 |
Секреты задач |
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). |
8 |
2 |
24.10 |
В царстве смекалки |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
9 |
3 |
07.11 |
Математический марафон |
Решение задач международного конкурса «Кенгуру». |
Геометрическая мозаика (2 ч) |
||||
10 |
1 |
14.11 |
«Спичечный» конструктор |
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
11 |
2 |
21.11 |
«Спичечный» конструктор. Фигуры |
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
Числа. Арифметические действия. Величины (3 ч) |
||||
12 |
1 |
28.11 |
Выбери маршрут |
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. |
13 |
2 |
05.12 |
Интеллектуальная разминка |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
14 |
3 |
12.12 |
Математические фокусы |
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. |
Геометрическая мозаика (3 ч) |
||||
15 |
1 |
19.12 |
Занимательное моделирование |
Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). |
16 |
2 |
26.12 |
Моделирование геометрических фигур. |
Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). |
17 |
3 |
16.01 |
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб |
Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). |
Числа. Арифметические действия. Величины (7 ч) |
||||
18 |
1 |
23.01 |
Математическая копилка |
Составление сборника числового материала, взятого из жизни для составления задач. |
19 |
2 |
30.01 |
Какие слова спрятаны в таблице? |
Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.) |
20 |
3 |
06.02 |
«Математика — наш друг!» |
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. |
21 |
4 |
13.02 |
Решай, отгадывай, считай |
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. |
22 |
5 |
20.02 |
В царстве смекалки |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
23 |
6 |
27.02 |
Числовые головоломки |
|
24 |
7 |
05.03 |
Решение и составление ребусов, содержащих числа |
Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро) |
Мир занимательных задач (2 ч) |
||||
25 |
1 |
12.03 |
Мир занимательных задач |
Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. |
26 |
2 |
19.03 |
Задачи со многими возможными решениями |
Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. |
Числа. Арифметические действия. Величины (3 ч) |
||||
27 |
1 |
02.04 |
Математические фокусы |
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др
|
28 |
2 |
09.04 |
Интеллектуальная разминка |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры), математические головоломки, занимательные задачи. |
29 |
3 |
16.04 |
Интеллектуальная разминка |
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. |
Мир занимательных задач (2 ч) |
||||
30 |
1 |
23.04 |
Блиц-турнир по решению задач |
Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач. |
31 |
1 |
30.04 |
Математическая копилка |
Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? |
Геометрическая мозаика (1 ч) |
||||
32 |
1 |
07.05 |
Геометрические фигуры вокруг нас |
Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». |
Мир занимательных задач (2 ч) |
||||
33 |
1 |
14.05 |
Математический лабиринт |
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. |
34 |
1 |
21.05 |
Математический праздник |
Задачи в стихах. Игра «Задумай число». |
Материально-техническое обеспечение
Книгопечатная продукция |
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7. 2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000. 3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001. 4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993. 5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006. 6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001. 7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.: АСТ, 2006. 8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975. |
Наглядные и демонстрационные средства обучения |
1. Кубики (игральные) с точками или цифрами. 2. Комплекты карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, …, 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, …, 90; 3) 100, 200, 300, 400, …, 900. 3. «Математический веер» с цифрами и знаками. 4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100). 5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения). 6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. 7. Часовой циферблат с подвижными стрелками. 8. Набор «Геометрические тела». 9. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др. 10. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др. 11. Набор «Карточки с математическими заданиями и планшет»: запись стираемым фломастером результатов действий на прозрачной плёнке. 12. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2008. 13. Плакат «Говорящая таблица умножения» / А.А. Бахметьев и др. — М.: Знаток, 2009. 14. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М.: ВАРСОН, 2010. 15. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М.: ВАРСОН, 2010. |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Мультимедийный проектор. Компьютер. Интерактивная доска. Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др. |
Интернет-ресурсы |
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. 2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». 3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени. 4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. 5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.