МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 г. Майского»
МуниципальнэщIэныгъэIуэху щIапIэ «ЩIэныгъэкурытIуэху щIапIэ №5 Майкъалэ»
Майский шахарны муниципальный билимбергенучереждениясыны
«Орта билимбергенбешенчиномерни школу»
|
||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
"Основы экологии"
в 7-х классах
Разработана-
Снигирева Л.Н.
учителем географии
г. Майский
2018-2019 учебный год
Содержание:
1. Пояснительная записка 3-7 стр.
- описание места учебного предмета в учебном плане
- учебно-методический комплект
- планируемые результаты освоения предмета
- формы контроля
2. Содержание тем учебного предмета 7-8 стр.
3. Календарно-тематическое планирование 9-10 стр.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса "Основы экологии" разработана в соответствии ФГОС об организации развития нового вариативного содержания школьного экологического образования.
Содержание тем факультативного курса направлено на реализацию задач развития системы образования, сформулированных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования, Основах государственной политики в области экологического развития России до 2030 года.
Программа факультативного курса "Основы экологии" для 7 класса построена с учётом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития экологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время экологическое образование является основой становления экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Экологическая культура вбирает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества.
Целями изучения факультативного курса "Основы экологии" являются:
- способствовать становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся;
- развивать гуманизацию общего образования с рассмотрения деятельности человечества с позиций той пользы, которая эта деятельность несёт отдельному человеку;
- формировать регулятивные УУД прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей и коллектива;
- формировать у учащихся общеучебные ПУД: готовить доклады и представлять их, выполнять рефераты, умение работать с информацией;
- формировать у учащихся коммуникативные УУД путём планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умением работать в группе;
- расширять возможность нравственного воспитания в процессе обучения;
- выстраивать межпредметные связи наук естествознания при решении задач экологического содержания, дифференцируя интеллектуальную нагрузку каждого учащегося по его интересам;
- раскрывать сущность науки в целом.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Место факультатива в школьном плане.
Программа курса реализуется с учётом особенностей традиционных учебных предметов естествознания, а также целостно в самостоятельных интегрированных предметах экологического содержания, которые предусматриваются для каждого этапа обучения 7 класса. Программа нацеливает учащихся на активное познание основных экологических понятий, раскрывающих характер взаимоотношений человека и природы.
Данная программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Реализация данной программы в процессе обучения позволит сформировать у учащихся экологическое сознание как социально- психологической черты личности школьника.
Основные формы проведения данного факультатива – лекции, семинары, лабораторно-практические работы, ролевые игры, решение задач, экскурсии, содействующие развитию не только учебной деятельности, но и научно-исследовательской, творческой деятельности, обеспечивающих взаимосвязь теоретических и практических знаний по экологии. Учитывая проблемный характер изучаемых вопросов, полезны дискуссии, обсуждения докладов и рефератов, подготовленных в процессе самостоятельной работы с учебной, справочной и научно-популярной литературой. На занятиях факультатива рекомендуется организовывать деятельность учащихся по решению ситуационных задач и выполнению творческих заданий, требующих аргументации, высказываний собственного мнения, проявления личного отношения и принятия самостоятельных и ответственных решений в вопросах экологии. В процессе всего учебного года, предполагается вовлечение учащихся в проектную деятельность моделирования экосистем по изучению, оценке, улучшению ближайшего природного окружения, уход за окружающей средой.
Описание материально-технического обеспечения
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования.
- Самкова, Виктория Анатольевна «Экология. Природа, человек, культура»: Учебное пособие для 7 кл. общеобразоват. учреждений / В. А. Самкова, Л . И. Шурхал. — М. : Академкнига/Учебник, 2010. — 208 с. : цв. ил.
- С.В. Ряжин Экологический букварь, книга для факультативных занятий с детьми в школах, Санкт-Петербург, Пит-Тал 1996
- Бабакова Т. Л., Момотова А. П., 500 экологических задач1991.
-А. Т. Зверев Экология Практикум. Учебное пособие для общеобразовательной школы- М.: ООО "Издательский дом "Оникс 21 век", 2004 -176с.: ил
- Пол Митчелл 101 ключевая идея. Экология Серия: Грандиозный мир Издательство: ФАИР-ПРЕСС, 2001 г.
msuee.ru - Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству (on-line версия).
gymn415.spb.ru - Основы экологии. Школьный курс. Очень краткий вводный курс (лучше открыть весь на одной странице).
biodat.ru - BioDat - информационно-аналитический сайт о природе России и экологии.
Планируемые результаты изучения факультативного курса.
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: формирование ценности здорового и безопасного образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;
метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования: осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда.
ФГОС основного общего образования расширяет требования к обучающимся в рамках экологии и включает такую характеристику, как выпускник, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды, в портрет выпускника основной школы. Стратегия формирования экологического воспитания и обучения напрямую связана с требованиями современного общества к знаниям и социально-личностным качествам, которыми должен обладать выпускник школы: уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий. При этом предполагается, что каждый школьник должен научиться добывать знания из различных источников, анализировать и обобщать информацию, формулировать и аргументировать выводы. Формирование экологического воспитания и образования также связано с возможностью овладения универсальными (метапредметными) знаниями, умением применять их на практике в различных ситуациях.
Формы контроля.
Контроль усвоения материала осуществляется, прежде всего, через устные ответы. Но, в тоже время, учащиеся сами оценивают свою деятельность на протяжении каждого занятия и курса. После занятия предлагается написать отклик: «Я сегодня на занятии». Следующее занятие начинается с обобщения откликов и строится в соответствии с пожеланиями детей.
2. Содержание тем факультативного курса
Полугодие |
Примерные сроки |
Содержание программы |
Количество часов |
В том числе |
||||||
лекциии |
семинары |
практические |
Экс кур сии |
игра
|
Исследования |
Мини-проекты |
||||
1 |
03.09.2018-29.12.2018 |
Экология Земли Экология человека |
11 5 |
10 2 |
1 |
|
|
|
1 |
|
2 |
14.01.2019- 29.05.2019 |
Экология человека Научные методы в экологии Человек изменяет природу |
12
3
4 |
9
3
2 |
1 |
1
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Итого |
03.09.2018 29.05. 2019 |
|
35 |
26 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
Тема 1. Экология земли (11 часов)
Введение. Что изучает экология? Организмы и окружающая среда. Как живётся популяциям? Сообщества растений. Сообщества животных, бактерий и грибов. Что такое экологическая система? Почему исчезли динозавры? Есть ли в Природе вредные животные? Колебания в экосистемах, и как Природа себя регулирует? Решение экологических задач.
1. Исследование глобальных экологических катастроф.
2. Семинар по теме: "Экология Земли".
Тема 2. Экология человека (17 часов)
Запахи природы. Земля – наш общий дом. Что позволило человеку стать человеком? Хорошо ли что климат изменяется? Кислотный дождик, под который лучше не попадать. Как человек пишет Красную книгу? Чем нам грозит "озоновая дыра", или всегда ли полезно загорать? Что такое пестициды? Невидимая опасность. Осторожно! Нефть в океане! Свалка в космосе. Почему скупой платит дважды? Царь ли природы человек? Философия об отношении человека к Природе.
1. Исследование экосистем своей местности.
2. Мини-проект "Моделирование установки по очистке воды".
3. Экологическая игра "Тайны и загадки природы".
Тема 3. Научные методы в экологии (4 часа)
Методы экологических исследований. Моделирование в экологии.
1. Экскурсия "Экологическая тропа школы"
2. Практическая работа "Анализ изменения экосистемы в зависимости от антропогенных условий"
Тема 4. Человек изменяет природу (3 часа)
Человек и Природа: противоречия нарастают. Способы охраны природы.
1. Ситуационный практикум экологического поведения в природе.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел |
Номер урока |
Содержание ФЗ |
кол-во часов |
Дата проведения |
Поручение |
|
|
План |
Факт |
||||||
1. Экология Земли - 11ч.
|
1. |
Введение. Что изучает экология? |
1 |
03.09-08.09 |
|
прин.цв. каранд, фл. |
|
2. |
Организмы и окружающая среда |
1 |
10.09- 15.09 |
|
нап.свои набл. |
|
|
3. |
Как живётся популяциям? |
1 |
17.09-22.09 |
|
придум ребус |
|
|
4. |
Сообщества растений |
1 |
24.09-29.09 |
|
придум ребус |
|
|
5. |
Сообщества животных, бактерий и грибов. Что такое экологическая система? |
1
|
01.10-06.10 |
|
зарис экосистему в нашем городе |
||
6. |
Почему исчезли динозавры? |
1 |
08.10-13.10 |
|
ответ на вопрос где появились динозавры |
|
|
7. |
Исследование глобальных экологических катастроф. |
1 |
15.10- 20.10 |
|
придум вопрос с ответом |
|
|
8. |
Семинар по теме: "Экология Земли". |
1 |
22.10- 27.10 |
|
выбор тем доклада |
|
|
9. |
Есть ли в Природе вредные животные? |
1 |
07.11-10.11 |
|
подготов. план |
|
|
10. |
Колебания в экосистемах, и как Природа себя регулирует? |
1 |
12.11-17.11 |
|
выбор тем реферата |
||
11. |
Решение экологических задач |
1 |
19.11-24.11 |
|
|
||
2. Экология человека -17 ч.
|
|||||||
12. |
Кейс-урок: "Запахи природы" |
1 |
26.11-01.12 |
|
подготов. сообщение |
||
13. |
Земля – наш общий дом. |
1 |
03.12-08.12 |
|
подготов. вопрос |
||
14. |
Круглый стол: "Что позволило человеку стать человеком?" |
1 |
10.12-15.12 |
|
|
||
15. |
Хорошо ли что климат изменяется? |
1 |
17.12-22.12 |
|
|
||
16. |
Кислотный дождик, под который лучше не попадать. |
1 |
24.12-29.12 |
|
рис.-схема кисл. дождь |
||
17 |
Как человек пишет Красную книгу? |
1 |
14.01-19.01 |
|
|
||
18. |
Чем нам грозит "озоновая дыра", или всегда ли полезно загорать? |
1 |
21.01-26.01 |
|
|
||
19. |
Синквейн: "Что такое пестициды?" |
1 |
28.01-02.02 |
|
|
|
|
20. |
Исследование экосистем своей местности. |
1 |
04.02-09.02 |
|
мини-сочин. по теме |
||
21. |
Свалка в космосе. |
1 |
11.02-16.02 |
|
нарис плакат-лозунг |
|
|
22. |
Невидимая опасность. |
1 |
18.02-23.02 |
|
|
|
|
23. |
Осторожно! Нефть в океане! |
1 |
25.02-02.03 |
|
|
|
|
24. |
Мини- проект " Моделирование установки по очистке воды" |
1 |
04.03-09.03 |
|
сделать модель |
|
|
25. |
Почему скупой платит дважды? |
1 |
11.03-16.03 |
|
|
|
|
26. |
Царь ли природы человек? |
1 |
18.03- 22.03 |
|
|
|
|
27. |
Экологическая игра "Тайны и загадки природы" |
1 |
01.04-06.04 |
|
|
|
|
28. |
Философия об отношении человека к Природе. |
1 |
08.04-13.04 |
|
|
|
|
3. Научные методы в экологии -4ч. |
29. |
Методы экологических исследований. |
1 |
15.04-20.04 |
|
|
|
30. |
Моделирование в экологии. |
1 |
22.04-27.04 |
|
|
||
31. |
Экскурсия №1 "Экологическая тропа школы". |
1 |
29.04-04.05 |
|
|
|
|
32. |
ПР №1 «Анализ изменения экосистемы в зависимости от антропогенных условий». |
1 |
06.05-11.05 |
|
способы сохранения экосистем |
|
|
4. Человек изменяет природу -3 ч. |
33. |
Человек и Природа: противоречия нарастают. |
1 |
13.05-18.05 |
|
|
|
34. |
Ситуационный практикум экологического поведения в природе. |
1 |
20.05-25.05 |
|
|
|
|
35. |
Мозговой штурм: "Способы охраны природы - моё дело". |
1 |
27.05-29.05 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.