РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса по литературе
для 6 класса
«Тайны лирического произведения»
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «Моховицкая СОШ»
Орловского района
Орловской области
Бывшева Ольга Михайловна
Пояснительная записка.
В средних классах в курсе школьной программы по литературе ограничено количество часов на изучение и анализ лирических произведений. А умение анализировать лирическое произведение необходимо школьнику и при написании сочинения, и при сдаче традиционного устного экзамена по литературе, и при сдаче экзамена в формате ГИА и ЕГЭ. Анализ лирического произведения вызывает трудности. Лирику цитируют, пересказывают, но не обдумывают. Размышления о художественном своеобразии стихотворения часто сводится к механическому перечислению эпитетов, сравнений, метафор. Избежать подобных недостатков позволит факультативный курс «Тайны лирического произведения».
Цель: формирование умений анализа лирического произведения.
Для реализации этой цели необходимо:
· Углубить теоретические знания по литературоведению;
· Ознакомиться с основными направлениями анализа лирического произведения;
· Научиться рассматривать стихотворение как художественное целое;
· Научиться через собственные впечатления объяснять творческий замысел автора.
Где же, как ни в средних классах закладывать основы понимания лирического произведения? Индивидуальный, дифференцированный и личностно ориентированный подход позволит сформировать навыки анализа лирического произведения, так как данный курс носит не только теоретическую, но и практическую направленность и предполагает совершенствование речевой деятельности. Занятия факультативного курса будут проводиться в форме нестандартных уроков, а именно: практикумы, консультации, деловые игры, концерты, что позволит активизировать самостоятельную деятельность и заинтересовать учащихся. Дидактический материал подобран с учетом школьной программы, то есть будут анализироваться не только те произведения , рекомендуемые для изучения школьной программой, но и произведения для углубленного изучения.
По окончании курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
· Находить сквозные и центральные образы стихотворения;
· Понимать настроение произведения, раскрывать перепады чувств, находить причины изменений эмоций, впечатлений поэта (одно из путей постижения смысла стихотворения);
· Осмысливать поэтические образы и художественно-выразительные средства, для постижения творческого замысла автора.
Структура курса.
Курс рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю)
Состоит из двух разделов.
Раздел 1. Основные направления анализа лирического произведения
История создания произведения. Жанр. Композиция. Художественно – выразительные средства поэтической речи. Стихотворный размер. Идейно-тематическое своеобразие и контекст.
Раздел 2. Анализ отдельных лирических произведений.
А.С.Пушкин
М.Ю.Лермонтов
Ф.И. Тютчев.
А.А.Фет
А.К.Толстой
И.А.Бунин
С.А.Есенин
Тематическое планирование.
№ п/п |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Чему должны научиться. |
1. |
Введение. Основные направления и требования к анализу лирического произведения. |
1 |
Знать логическую структуру анализа |
2. |
Особенности жанра лирического произведения. |
1 |
Основные лирические жанры. |
3. |
Практическое занятие. Жанровый анализ стихотворений А.С.Пушкина. |
1 |
Писать данную часть анализа. |
4. |
Идейно – тематическое своеобразие лирического произведения. Виды пафоса. Тема, тематика, проблема, проблематика, идея и идейная направленность, мотив, лейтмотив. |
1 |
Определять идейно-тематическое содержание произведения. |
5. |
Особенности композиции. |
1 |
Понимать функции композиции. |
6. |
Герой лирического произведения. Средства языка для создания образа лирического героя. |
1 |
Выявлять особенности лир.героя, давать хар-ку его чувств, эмоций, переживаний. |
7. |
Итоговое занятие по изученному материалу. Игра «Литературное лото» |
1 |
Свободное владение литературоведческими терминами. |
8 |
Художественно – выразительные средства поэтической речи. Тропы ( эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, метонимия, синекдоха, оксюморон, перифраз, ирония ) |
3 |
Функции художественно – выразительных средств. |
9. |
Поэтический синтаксис. Синтаксические фигуры художественной речи (риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, градация, антитеза, инверсия, плеоназм, алогизм, анаколуф, синтаксический параллелизм, эллипсис ) |
3 |
Функции синтаксических фигур речи. |
10. |
Поэтическая фонетика. Использование звуковых сочетаний в поэтической речи. Звукопись, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс. |
2 |
Функции звуковых сочетаний. |
11 |
Лексические средства выразительности художественной речи. Синонимы, антонимы, омонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, афоризмы, диалектизмы, варваризмы. |
1 |
Находить лексические средства и определять их роль в стихотворении |
12. |
Анализ стихотворений с точки зрения использования художественно – выразительных средств. |
2 |
Писать данную часть анализа. |
13. |
Стихотворный размер. |
1 |
Определять систему стихосложения и размеры. |
14. |
Виды рифм. |
1 |
Объяснять связь между ритмикой стиха и особенность авторского замысла. |
15. |
Строфика. Двустишие, терцина, катрен, пятистишие, секстина, семистишие, октава, нона, десятистишие, сонет. |
1 |
Определять строфику поэтического текста. |
16. |
Практическая работа. Применение полученных знаний при анализе стихотворения. |
1 |
Написание данной части анализа. |
17. |
Место и роль лирического произведения в контексте творчества поэта. |
2 |
Виды контекста. |
18. |
Закрепление теоретических знаний. Игра «Сильное звено» |
1 |
Устно анализировать стихотворение, применяя полученные знания. |
19. |
Письменный анализ отдельных лирических произведений и редактирование написанных сочинений. А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов Ф.И. Тютчев. А.А.Фет А.К.Толстой И.А.Бунин С.А.Есенин
|
8
|
Интерпретировать поэтическое произведение. |
20 |
Итоговое занятие. Конкурс «Моя лучшая работа» |
1 |
Анализировать сочинения одноклассников |
Используемая литература.
Н.А.МИРОНОВА. Анализ стихотворения. Учебно-методическое пособие.
Е.А.САМОЙЛОВА Москва. «Экзамен» 2007 год.
Н.Д.ИЛЬИНА Предметная неделя литературы в школе.
Ростов-на-Дону «Феникс» 2007.
Л.И.ТАРЕЕВА Литература. Активные формы обучения.
Волгоград. 2008 год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.