РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по литературе для 6 класса «Тайны лирического произведения»
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по литературе для 6 класса «Тайны лирического произведения»

Оценка 5
doc
09.10.2022
РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА  факультативного курса  по литературе  для 6  класса  «Тайны лирического произведения»
программа тайны лирического произведения.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

 

факультативного курса  по литературе

 

для 6  класса

 

«Тайны лирического произведения»

 

 

 

 

                                                                                    

                                                                             учитель русского языка

                                                            и литературы

                                                                                           МБОУ «Моховицкая СОШ»

                                                                                           Орловского района

                                                                                           Орловской области

                                                                                           Бывшева Ольга Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

   В средних классах в курсе школьной программы по литературе ограничено количество часов на изучение и анализ лирических произведений. А умение анализировать лирическое произведение необходимо школьнику и при написании сочинения, и при сдаче традиционного устного экзамена по литературе, и при сдаче экзамена в формате ГИА и ЕГЭ. Анализ лирического произведения вызывает трудности. Лирику цитируют, пересказывают, но не обдумывают. Размышления о художественном своеобразии стихотворения часто сводится к механическому перечислению эпитетов, сравнений, метафор.  Избежать подобных недостатков позволит  факультативный курс «Тайны лирического произведения».

 

   Цель: формирование умений  анализа лирического произведения.

 

    Для реализации этой цели необходимо:

·        Углубить теоретические знания по литературоведению;

·        Ознакомиться с основными направлениями анализа лирического произведения;

·        Научиться рассматривать стихотворение как художественное целое;

·        Научиться через собственные впечатления объяснять творческий замысел автора.

 

 Где же, как ни в средних классах закладывать основы понимания лирического произведения? Индивидуальный, дифференцированный и личностно ориентированный подход позволит сформировать навыки анализа лирического произведения, так как данный курс носит не только теоретическую, но и практическую направленность и предполагает совершенствование речевой деятельности. Занятия  факультативного курса  будут проводиться в форме нестандартных уроков, а именно: практикумы, консультации, деловые игры, концерты, что позволит активизировать самостоятельную деятельность и заинтересовать учащихся. Дидактический материал подобран с учетом школьной программы, то есть будут анализироваться не только те произведения , рекомендуемые для изучения школьной программой, но и произведения для углубленного изучения.

 

 

 

По окончании курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

·        Находить сквозные и центральные образы стихотворения;

·        Понимать настроение произведения, раскрывать перепады чувств, находить причины изменений эмоций, впечатлений поэта (одно из путей постижения смысла стихотворения);

·        Осмысливать поэтические образы и художественно-выразительные средства, для постижения творческого замысла автора.

 

                                                 

Структура курса.

 

 

   Курс рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю)

 

 

Состоит из двух разделов.

 

Раздел 1. Основные направления анализа лирического произведения

 

История создания произведения. Жанр. Композиция. Художественно – выразительные средства поэтической речи. Стихотворный размер. Идейно-тематическое своеобразие и контекст.

 

Раздел 2. Анализ отдельных лирических произведений.

 

  

 А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

Ф.И. Тютчев.

А.А.Фет

А.К.Толстой

И.А.Бунин

С.А.Есенин

 

                                           

 

 

 

                                           Тематическое планирование.

 

п/п

  Тема  занятий

Кол-во часов

Чему должны научиться.

1.

Введение. Основные направления и требования к анализу лирического произведения.

    1

Знать логическую структуру анализа

2.

Особенности жанра лирического произведения.

    1

Основные лирические жанры.

3.

Практическое занятие. Жанровый анализ стихотворений А.С.Пушкина.

    1

Писать данную часть анализа.

4.

Идейно – тематическое своеобразие лирического произведения.

Виды пафоса.

Тема, тематика, проблема, проблематика, идея и идейная направленность, мотив, лейтмотив.

    1

Определять идейно-тематическое содержание произведения.

5.

Особенности композиции.

     1

Понимать функции композиции.

6.  

Герой лирического произведения. Средства языка для создания образа лирического героя.

     1

Выявлять особенности лир.героя, давать хар-ку его чувств, эмоций, переживаний.

7.

Итоговое занятие по изученному материалу. Игра «Литературное лото»

    1

Свободное владение литературоведческими терминами.

8

Художественно – выразительные средства поэтической речи. Тропы ( эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, метонимия, синекдоха, оксюморон, перифраз, ирония )

   3   

Функции художественно – выразительных средств.

9.

Поэтический синтаксис. Синтаксические фигуры художественной речи (риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, градация, антитеза, инверсия, плеоназм, алогизм, анаколуф, синтаксический параллелизм, эллипсис )

    3    

Функции синтаксических фигур речи.

10.

Поэтическая фонетика. Использование звуковых сочетаний в поэтической речи.

Звукопись, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс.

   2

Функции  звуковых сочетаний.

11

Лексические средства выразительности художественной речи.

Синонимы, антонимы, омонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, афоризмы, диалектизмы, варваризмы.

   1

Находить лексические средства и определять их роль в стихотворении

12.

Анализ стихотворений  с точки зрения использования художественно – выразительных средств.

   2

Писать данную часть анализа.

13.

Стихотворный размер.

 1

Определять систему стихосложения и размеры.

14.

Виды рифм.

  1

Объяснять связь между ритмикой стиха и особенность авторского замысла.

15.

Строфика. Двустишие, терцина, катрен, пятистишие, секстина, семистишие, октава, нона, десятистишие, сонет.

 1

Определять строфику поэтического текста.

16.

Практическая работа. Применение полученных знаний при анализе стихотворения.

  1

Написание данной части анализа.

17.

Место и роль лирического произведения в контексте творчества поэта.

  2

Виды контекста.

18.

Закрепление теоретических знаний.

Игра «Сильное звено»

  1

Устно анализировать стихотворение, применяя полученные знания.

19.

Письменный анализ отдельных лирических произведений и редактирование написанных сочинений.

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

Ф.И. Тютчев.

А.А.Фет

А.К.Толстой

И.А.Бунин

С.А.Есенин

 

8

 

 

 

Интерпретировать поэтическое произведение.

 20

Итоговое занятие.  Конкурс «Моя лучшая работа»

1

Анализировать сочинения одноклассников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература.

 

Н.А.МИРОНОВА.        Анализ стихотворения.  Учебно-методическое пособие.

Е.А.САМОЙЛОВА                           Москва.  «Экзамен»  2007 год.

 

Н.Д.ИЛЬИНА               Предметная неделя  литературы в школе.

                                                           Ростов-на-Дону  «Феникс»   2007.

 

Л.И.ТАРЕЕВА             Литература. Активные формы обучения.

                                                          Волгоград.  2008 год


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по литературе для 6 класса «Тайны лирического произведения» учитель русского языка и литературы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по литературе для 6 класса «Тайны лирического произведения» учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

По окончании курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: ·

По окончании курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: ·

Тематическое планирование . № п/п

Тематическое планирование . № п/п

Функции синтаксических фигур речи

Функции синтаксических фигур речи

Письменный анализ отдельных лирических произведений и редактирование написанных сочинений

Письменный анализ отдельных лирических произведений и редактирование написанных сочинений

Используемая литература. Н

Используемая литература. Н
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2022