Рабочая программа "Физика 10-11 класс"
Оценка 4.9

Рабочая программа "Физика 10-11 класс"

Оценка 4.9
Образовательные программы
pdf
физика
10 кл—11 кл
12.06.2020
Рабочая программа "Физика 10-11 класс"
РП физика 10-11.pdf

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной программой. 

Используется учебник физики для 10-11 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации:

– В.А. Касьянов «Физика-10»; – В.А. Касьянов «Физика-11».

Программа по физике для курса средней (полной) школы составлена на основе обязательного минимума содержания основного общего образования для средней школы, с использованием примерной программы по физике для средней школы и авторской программы В.А.Касьянова «Физика. 10-11 классы».

На изучение курса физике по предлагаемой программе отводится 136 часов за два учебных года. Программа рассчитан на 2 часа в неделю в 10 классе и 2 ч в неделю в 11 классе. Базовый уровень подразумевает сокращение теоретического материала, уменьшение времени на решение задач. Но при этом не нарушается логическая последовательность изучения курса физики. С другой стороны, базовый уровень является стартовой площадкой для более глубокого изучения физики на профильном уровне.

Цель программы: формирование у учащихся физического мышления и научного мировоззрения, формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач.

Цели изучения физики

1.                       формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок, формулировать и обосновывать собственную позицию;

2.                       формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять поведение объектов и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;

3.                       приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, — навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

4.                       овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.

 

Результаты освоения курса физики

Личностными результатами обучения физике в средней школе являются:

1.                       в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя - ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

2.                       в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) - российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

3.                       в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного от- ношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

4.                       в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формированию позитивного  отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

5.                       в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние при- родной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;

6.                       в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений - уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Метапредметные результаты обучения физике в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:

1.  самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

2.  оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

3.  сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

4.  организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

5.  определять несколько путей достижения поставленной цели;

6.  выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;

7.  задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

8.  сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

9.  оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:

1.  критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

2.  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

3.  использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;

4.  осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

5.  искать и находить обобщенные способы решения задач;

6.  приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

7.  анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

8.  выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

9.  выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

10.                   менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:

1.  осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

2.  при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

3.  развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

4.  распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

5.  координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);

6.  согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;

7.  представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

8.  подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

9.  воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

10.                   точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений. Предметные результаты обучения физике в средней школе Выпускник на базовом уровне научится:

1.      демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

2.      демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

3.      устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;

4.      использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;

5.      различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

6.      проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины, и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;

7.      проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;

8.      использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

9.      использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;

10.  решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

11.  решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

12.  учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

13.  использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

14.  использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.

 

 

 

 

Содержание программы

Количество часов по программе в 10 классе 68 (2 часа в неделю 34 недели в учебном году).

Количество часов по учебному плану 68 (2 часа в неделю). 

В курсе физики-10 изучаются следующие темы:

1.      Введение.

2.      Кинематика материальной точки.

3.      Динамика материальной точки.

4.      Законы сохранения в механике.

5.      Динамика периодического движения.

6.      Релятивистская механика.

7.      Молекулярная структура вещества.

8.      Молекулярно-кинетическая теория.

9.      Термодинамика.

10.  Жидкость и пар.

11.  Твердое тело.

12.  Механические волны. Акустика.

13.  Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов. 14. Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов.

    

Количество часов по программе в 11 классе 68 (2 часа в неделю).

Количество часов по учебному плану 68 (2 часа в неделю). 

В курсе физики-11 изучаются следующие темы:

1.  Постоянный ток.

2.  Магнитное поле.

3.  Электромагнетизм.

4.  Излучение и прием электромагнитных волн.

5.  Геометрическая оптика.

6.  Волновая оптика.

7.  Квантовая теория электромагнитного излучения и поглощения вещества.

8.  Физика атомного ядра.

9.  Элементарные частицы. 10. Строение Вселенной.

 

Содержание программы 10 класс

1.      Введение

Физика в познании вещества, поля, пространства и времени. Методы научного познания. Физическая картина мира. Физический эксперимент, теория. Физические модели. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Законы. Фундаментальные взаимодействия. Основные физические величины. Система единиц физических величин, эталоны.

2.      Кинематика материальной точки.

Механическое движение и его относительность. Системы отсчета. Что изучает кинематика? Основная задача кинематики. Методы кинематики. Материальная точка как пример физической модели. Координатный и векторный способы описания движения. Закон движения. Путь и перемещение. Средняя, мгновенная и относительная скорости. Равномерное прямолинейное движение. Графики зависимости координаты и скорости от времени. Ускорение. Равноускоренное, равнозамедленное и равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Графики зависимости пути, перемещения, скорости и ускорения от времени при равнопеременном движении. Кинематика периодического движения. Частота и период обращения. Движение по окружности: угол поворота, угловая скорость, центростремительное ускорение. Связь угловых и линейных величин. Свободные гармонические колебания. Амплитуда, период, частота, начальная фаза колебаний.

3.      Динамика материальной точки.

Принцип относительности Галилея. Инерциальные и неинерциальные СО. Первый закон Ньютона. Масса. Сила. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Ускорение свободного падения. Зависимость ускорения свободного падения от географического расположения и высоты над поверхностью Земли. Ускорение свободного падения на других планетах. Силы в природе: сила тяжести, сила упругости, вес, сила реакции опоры, силы трения покоя и скольжения, сила натяжения. Второй и третий законы Ньютона. Движение в гравитационном поле. Космические скорости. Решение задач динамики с помощью законов Ньютона.

4.      Законы сохранения в механике.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа, мощность. Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения энергии.

5.      Динамика периодического движения.

Математический маятник: кинематика и динамика колебательного процесса, зависимость периода колебаний от параметров системы, превращения энергии. Определение ускорения свободного падения. Пружинный маятник. Зависимость от времени смещения, скорости и ускорения собственных гармонических колебаний. Период колебаний. Кинетическая и потенциальная энергия колебаний. Связь энергии колебательного движения с амплитудой колебаний. Математический маятник. Период колебаний. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс: условие возникновения, полезные и «вредные» проявления резонанса. Практическое использование резонанса, меры борьбы с резонансом при проектировании машин и механизмов. Графики гармонических колебаний: зависимость координаты, скорости и ускорения точки от времени.

6.      Релятивистская механика.

Границы применимости классической механики Ньютона. Постулаты СТО. Пространство и время в СТО. Замедление времени, парадокс близнецов. Сокращение длины. Дефект массы. Связь массы и энергии. Импульс, энергия и масса в релятивистской динамике. Релятивистский импульс. Закон сложения скоростей.

7.      Молекулярная структура вещества. Молекулярно-кинетическая теория.

Основные положения МКТ. Эксперименты, лежащие в основе МКТ. Атомы и молекулы. Размеры и строение атомов. Масса атомов. Молярная масса. Агрегатные состояния вещества. Тепловое движение. Диффузия. Идеальный газ. Температура как мера средней кинетической энергии молекул. Шкалы температур. Давление идеального газа. Основное уравнение МКТ. Связь между основными макроскопическими параметрами идеального газа. Вывод уравнения состояния и его опытная проверка. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Изопроцессы. Построение и чтение графиков изопроцессов. Распределение молекул в пространстве и по скоростям. Опыт Штерна. Газовые законы и их графическое изображение.

Построение и чтение графиков циклических процессов. Расчет макроскопических параметров газа при изменении его состояния. Закон Дальтона.

8.      Термодинамика. Жидкость и пар. Твердое тело.

Внутренняя энергия идеального газа. Способы изменения внутренней энергии. Внутренняя энергия. Процессы передачи теплоты. Теплопроводность, конвекция, излучение. Работа идеального газа. Работа газа при изобарном расширении. Графический способ вычисления работы. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели. Экологические проблемы теплоэнергетики Замкнутые циклы. КПД тепловой машины. Работы С. Карно. Цикл Карно. КПД идеальной тепловой машины. Двигатели внешнего и внутреннего сгорания. Бензиновые и дизельные двигатели внутреннего сгорания. Паровые и газовые турбины. Турбореактивные и реактивные двигатели. Ракетные двигатели. Особенности двигателей, применяемых на морском, речном, воздушном и железнодорожном транспорте. Экологические проблемы использования тепловых двигателей. Второй закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам. Вычисление работы, количества теплоты и изменения внутренней энергии газа. Уравнение теплового баланса. Адиабатный процесс. Фазовый переход пар-жидость. Испарение и кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Зависимость температуры кипения от давления. Относительная влажность воздуха. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Явления смачивания и несмачивания. Капиллярные явления. Капилляры в природе, быту и технике. Свойства поверхности жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Механические свойства твердых тел. Закон Гука. Диаграмма зависимости механического напряжения от деформации. Анизотропия. Полиморфизм. Механические свойства твердых тел. Плавление и отвердевание. Работа при циклических процессах.

9.      Механические волны. Акустика.

Распространение волн в упругой среде. Фронт волны. Поперечные. Продольные волны. Отражение волн. Периодические волны, частота, длина волны. Звук. Звуковые волны. Скорость звука. Высота тона. Тембр. Уровень интенсивности звука. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Свойства механических волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция. Акустический резонанс.

Инфразвук. Ультразвук/

10.  Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов.

Электрический заряд. Квантование заряда. Электризация. Закон сохранения заряда. Электрическое поле. Силовые линии электрического поля. Однородное поле Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. Электростатическое поле. Напряженность электрического поля. Линии напряженности. Равновесие статических зарядов. Принцип суперпозиции полей. Электрическое поле диполя, заряженной сферы, плоскости.

11.  Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов.

Работа сил электростатического поля. Работа сил электрического поля при перемещении заряда. Работа в однородном поле. Работа в поле точечного заряда. Потенциальная энергия поля. Потенциал. Эквипотенциальная поверхность Потенциал электростатического поля. Эквипотенциальные поверхности. Электрическое поле в веществе. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Строение проводников. Электростатическая индукция. Электрическое поле внутри проводящего шара. Электростатическая защита. Диэлектрики. Строение полярных и неполярных диэлектриков. Электронная, ионная и ориентационная поляризация. Диэлектрическая проницаемость вещества. Конденсатор. Виды конденсаторов. Емкость плоского конденсатора. Применение конденсаторов Электроемкость уединенного проводника и конденсатора. Энергия электростатического поля. Конденсаторы. Соединение конденсаторов. Разность потенциалов. Заряженные частицы в электрических полях.

12.  Элементы статики твердого тела.

Равновесие. Виды равновесия. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Равновесие рычага. Равновесие тела на горизонтальной и наклонной плоскости под действием сил тяжести, упругости и трения. Центр тяжести (центр масс) системы материальных точек и твердого тела. 11 класс

1.  Постоянный ток.

Условия существования электрического тока. Источник тока. ЭДС источника тока. Электрическая цепь. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Удельное сопротивление. Зависимость сопротивления веществ от температуры. Источник напряжения. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электроизмерительные приборы. Работа, мощность, тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Полезная мощность. КПД. Смешанное соединение проводников. Расчет электрических цепей. Первое правило Кирхгофа. Второе правило Кирхгофа. Применение правил Кирхгофа для расчета разветвленных цепей. Расширение пределов измерения амперметров и вольтметров. Передача мощности электрического тока. Электрический ток в различных средах. Носители свободных электрических зарядов в металлах, вакууме, полупроводниках, электролитах. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Электролиз. Законы электролиза. Сверхпроводимость. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Акцепторные, донорные примеси. р-n переход. Полупроводники. Полупроводниковые диоды и транзисторы. Ионизация газа. Несамостоятельный разряд. Виды самостоятельного разряда. электрического разряда. Электронная эмиссия. Электронные вакуумные приборы.

2.  Магнитное поле.

Магнитное взаимодействие. Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Линии индукции магнитного поля. Магнитная индукция прямого проводника и кругового витка с током. Магнитный поток. Действие магнитного поля на проводник с током, на движущиеся заряженные частицы. Правило буравчика, правила левой руки. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Рамка с током в однородном поле. Движение заряженных частиц в магнитных полях. Движение заряженных частиц, влетающих под любым углом к вектору магнитной индукции. Магнитное поле в веществе. Диа-, пара-, ферромагнетики. Магнитная проницаемость.

 

3.  Электромагнетизм.

Электромагнитная индукция. ЭДС индукции в проводнике, движущемся в магнитном поле. Закон Фарадея. Правило Ленца. Генераторы переменного и постоянного тока. Взаимная индукция и самоиндукция. Трансформатор. Передача электроэнергии. Переменный ток. Свободные электрические колебания. Превращения энергии в колебательном контуре. Формула Томсона. Резистор, конденсатор, катушка в цепи переменного тока. Действующее значение переменного тока. Колебательный контур. Законы изменения заряда конденсатора, напряжения на конденсаторе, силы тока в катушке индуктивности, энергии электрического и магнитного полей в колебательном контуре с течением времени. Свободные и вынужденные колебания. Аналогия механических и электромагнитных колебаний. Резонанс. Полное сопротивление цепи.

4.  Излучение и прием электромагнитных волн.

Опыт Герца. Электромагнитные волны и их свойства. Поперечность электромагнитных волн. Скорость распространения электромагнитных волн в веществе и вакууме. Экспериментальное открытие электромагнитных волн. Спектр электромагнитных волн. Энергия, импульс, давление электромагнитных волн. Радиосвязь. Телевидение. Радиолокация. Уравнение бегущей гармонической волны.

5.  Геометрическая оптика.

Закон отражения электромагнитных волн. Мнимое изображение предмета в плоском зеркале. Закон преломления. Абсолютный и относительный показатель преломления. Собирающие и рассеивающие тонкие линзы. Основные параметры линзы. Виды линз. Построение изображений в тонких линзах. Фокусное расстояние. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Аккомодация. Дефекты зрения. Очки, лупа, микроскоп, телескоп. Формула тонкой линзы. Развитие представлений о природе света. Методы определения скорости света. Принцип Гюйгенса. Поляризация света. Дисперсия света. Преломление света призмой, плоскопараллельной пластинкой. Полное внутреннее отражение.

6.  Волновая оптика.

Монохроматическое излучение. Когерентность. Интерференция света. Условия интерференционного максимума и минимума. Дифракция света. Дифракционная решетка как спектральный прибор. Разрешающая способность спектральных приборов. Дисперсия света. Поляризация волн. Проблема когерентности. Опыт Юнга. Интерференция в тонких пленках. Интерференция на клиньях. Кольца Ньютона. Применение интерференции: просветление оптики, измерение малых величин, астрономические измерения.

7.  Квантовая теория электромагнитного излучения и поглощения вещества.

Квантовая гипотеза Планка. Фотон. Опыты Столетова. Энергия, импульс и давление фотона. Фотоэффект. Опыт Резерфорда. Фотоэффект.

Опыты А.Г. Столетова. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Строение атома в модели Бора. Лазеры. Их применение. Экспериментальные факты, необъяснимые с точки зрения классической электродинамики. Кризис классической физики. Закон Стефана – Больцмана. Закон смещения Вина. Гипотеза Планка о квантах. Корпускулярно-волновой дуализм свойств света и частиц. Длина волны де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Спектр излучения атома. Спектры электромагнитного излучения и поглощения. Квантование энергии.

Волновая и квантовая теория давления света. Опыты Лебедева. Единство корпускулярно-волновых свойств света.

8.  Физика атомного ядра.

      Эволюция представлений о природе атома. Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Постулаты Бора. Энергетическая диаграмма состояний атома. Спектр атома водорода. Объяснение происхождения линейчатых спектров. Структура и размеры ядер. Протоны. Нейтроны. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Дефект массы ядра. Стабильность ядер. Радиоактивный распад. Альфа-, бета-, гамма-распад атомного ядра. Деление ядер. Естественная и искусственная радиоактивность. Период полураспада. Биологическое действие радиоактивного излучения. Ядерные реакции. Составление уравнений реакций распада и ядерных реакций. Цепная реакция деления. Ядерные реакторы. Термоядерный реактор. Методы регистрации ионизирующих излучений. Закон радиоактивного распада. Применение радиоизотопов. Энергетический выход реакции.

9.  Элементарные частицы.

Понятие элементарных частиц. Античастицы. Классификация элементарных частиц. Фундаментальные взаимодействия. Фундаментальные частицы. Лептоны. Адроны (мезоны, барионы). Античастицы. Глюоны. Фотоны. Законы сохранения барионного и лептонного чисел. Кварки, их цвет, аромат.

 

Тематическое планирование 

 

№ п/п

Тематические блоки

Кол-во часов по примерной

программе

 

Количество часов в рабочей программе

10 кл.

11 кл.

итого

1.

Физические методы изучения природы

2

2

-

2

2.

Механика

34

34

-

34

3.

Молекулярная физика

 

17

17

-

17

4.

Электродинамика

 

36

14

22

36

5.

Квантовые явления и элементы астрофизики

 

33

-

33

33

6.

Итоговое обобщение курса

 

14

1

13

14

 

 

Итого:

136

68

68

136

 

 

 

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

 

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение  и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3». Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 

 

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

 

 

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу. Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

                                              ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК

 Грубые ошибки

Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения. 

Неумение выделить в ответе главное. 

Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений. 

Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы. 

Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов. 

Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам. 

Неумение определить показание измерительного прибора. 

Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента. Негрубые ошибки

Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений. 

Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем. 

Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин. 

Нерациональный выбор хода решения. Недочёты

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач. 

Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата. 

Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа. 

Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. 

Орфографические и пунктуационные ошибки. 

 

Календарно-тематическое планирование курса «Физика»  10 класс

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

 

I. Физика в познании вещества, поля, пространства и времени - 2 часа

1.

Физический эксперимент, теория. Физические модели.

 

 

2.

Идея атомизма. Фундаментальные взаимодействия.

 

 

 

II. Механика – 34 часа

 

Тема: Кинематика материальной точки – 10 часов

3.

Траектория. Закон движения. Перемещение. Путь.

 

 

4.

Средняя и мгновенная скорость.

 

 

5.

Относительная скорость движения тел.

 

 

6.

Равномерное прямолинейное движение.

 

 

7.

Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением.

 

 

8.

Свободное падение тел.

 

 

9.

Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Решение задач

 

 

10.

Кинематика вращательного движения и колебательного движения.

 

 

11.

Кинематика материальной точки. Решение задач

 

 

12.

Контрольная работа № 1 по теме "Кинематика материальной точки"

 

 

 

Тема: Динамика материальной точки – 10 часов

13.

Принцип относительности Галилея. 

 

 

14.

Первый закон Ньютона.

 

 

15.

Второй закон Ньютона.

 

 

16.

Третий закон Ньютона.

 

 

17.

Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения.

 

 

18.

Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела.

 

 

19.

Сила трения.

 

 

20.

Применение законов Ньютона.

 

 

21.

Динамика материальной точки. Решение задач

 

 

22.

Контрольная работа № 2 по теме "Динамика материальной точки".

 

 

 

Тема: Законы сохранения – 7 часов

23.

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.

 

 

24.

Работа силы. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия.

 

 

25.

Мощность.

 

 

26.

Закон сохранения механической энергии. 

 

 

 

27.

Абсолютно неупругое и абсолютно упругое столкновения.

 

 

28.

Лабораторная работа № 1 «Абсолютно неупругое и абсолютно упругое столкновения»

 

 

29.

Контрольная работа № 3 по разделу "Механика"

 

 

 

Тема: Динамика периодического движения – 3 часа

30.

Движение тел в гравитационном поле.

 

 

31.

Космические скорости.

 

 

32.

Динамика периодического движения. Решение задач

 

 

 

Тема: Релятивистская механика – 4 часа

33.

Постулаты специальной теории относительности.

 

 

34.

Взаимосвязь массы и энергии.

 

 

35.

Взаимосвязь массы и энергии. Решение задач.

 

 

36.

Релятивистская механика. Решение задач.

 

 

 

III. Молекулярная физика – 17 часов

 

Тема: Молекулярная структура вещества – 2 часа

37.

Масса атомов. Молярная масса.

 

 

38.

Агрегатные состояния вещества.

 

 

 

Тема: Молекулярно-кинетическая теория идеального газа – 6 часов

 

 

39.

Статистическое описание идеального газа.

 

 

40.

Температура.

 

 

41.

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории.

 

 

42.

Уравнение Клапейрона—Менделеева.

 

 

43.

Изопроцессы.

 

 

44.

Лабораторная работа №2 "Изучение изотермического процесса в газе"

 

 

 

Тема: Термодинамика – 6 часов

45.

Внутренняя энергия.

 

 

46.

Работа газа при изопроцессах.

 

 

47.

Первый закон термодинамики.

 

 

48.

Лабораторная работа №3 "Измерение удельной теплоты плавления льда"

 

 

49.

Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики.

 

 

50.

Контрольная работа № 4 по теме "Молекулярная физика"

 

 

 

IV. Звуковые волны. Акустика – 3 часа

51.

Распространение волн в упругой среде. Периодические волны.

 

 

52.

Звуковые волны. 

 

 

53.

Высота звука. Эффект Доплера.

 

 

 

V. Электродинамика – 14 часов

 

Тема: Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов – 6 часов

 

 

54.

Электрический заряд. Квантование заряда.

 

 

55.

Электризация тел. Закон сохранения заряда.

 

 

56.

Закон Кулона.

 

 

57.

Напряженность электрического поля. 

 

 

58.

Линии напряженности электрического поля.

 

 

59.

Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов. Решение задач.

 

 

 

Тема: Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов – 8 часов

 

 

60.

Работа сил электростатического поля. Потенциал электростатического поля.

 

 

61.

Работа сил электростатического поля. Решение задач.

 

 

62.

Электрическое поле в веществе. Диэлектрики в электростатическом поле.

 

 

63.

Проводники в электростатическом поле. Электроемкость уединенного проводника и конденсатора.

 

 

64.

Энергия электростатического поля.

 

 

65.

Энергия электростатического поля. Решение задач.

 

 

66.

Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов. Решение задач.

 

 

67.

Контрольная работа № 5 "Электродинамика"

 

 

 

VI. Повторение – 1час

68.

Механика. Молекулярная физика. Электродинамика. Решение задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

 

I. Электродинамика – 22 часов

 

 

Тема: Постоянный электрический ток – 9 часов

 

 

1.

Электрический ток. Сила тока

 

 

2.

Источник тока

 

 

3.

Закон Ома для однородного проводника (участка цепи)

 

 

4.

Сопротивление проводника. Зависимость удельного сопротивления от температуры

 

 

5.

Соединения проводников

 

 

6.

Закон Ома для замкнутой цепи

 

 

7.

Измерение силы тока и напряжения

 

 

8.

Тепловое действие электрического тока

 

 

9.

Контрольная работа №1 по теме: «Постоянный электрический ток»

 

 

 

Тема: Магнитное поле – 6 часов

10.

Магнитное взаимодействие

 

 

11.

Магнитное поле электрического тока. Линии магнитной индукции

 

 

12.

Действие магнитного поля на проводник с током

 

 

13.

Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы

 

 

14.

Магнитный поток

 

 

15.

Энергия магнитного поля тока

 

 

 

Тема: Электромагнетизм – 7 часов

16.

ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле

 

 

17.

Электромагнитная индукция

 

 

18.

Способы индуцирования тока

 

 

19.

Использование электромагнитной индукции

 

 

20.

Разрядка и зарядка конденсатора, ток смещения

 

 

21.

Лабораторная работа №1 «Изучение явления электромагнитной индукции»

 

 

22.

Контрольная работа №2 по теме: «Электродинамика»

 

 

 

II. Электромагнитное излучение – 20 часов

 

Тема: Излучение и прием электромагнитных волн радио- и СВЧ-диапазона – 5 часов

23.

Электромагнитные волны

 

 

24.

Распространение электромагнитных волн

 

 

25.

Энергия, давление и импульс электромагнитных волн

 

 

26.

Спектр электромагнитных волн

 

 

27.

Радио - и СВЧ -волны в средствах связи

 

 

 

Тема: Волновая оптика – 6 часов

28.

Принцип Гюйгенса

 

 

29.

Интерференция волн. Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве

 

 

30.

Интерференция света

 

 

31.

Дифракция света

 

 

 

32.

Лабораторная работа №2 «Наблюдение интерференции и дифракции света»

 

 

33.

Контрольная работа №3 по теме: «Волновая оптика»

 

 

 

Тема: Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества – 9 часов

34.

Тепловое излучение

 

 

35.

Фотоэффект

 

 

36.

Корпускулярно-волновой дуализм

 

 

37.

Волновые свойства частиц

 

 

38.

Строение атома

 

 

39.

Теория атома водорода

 

 

40.

Поглощение и излучение света атомом. Лазер

 

 

41.

Лабораторная работа №3 «Наблюдение линейчатого и сплошного спектров испускания»

 

 

42.

Контрольная работа № 4 по теме: «Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества»

 

 

 

III. Физика высоких энергий – 13 часов

 

Тема: Физика атомного ядра – 5 часов

43.

Состав и размер атомного ядра

 

 

44.

Энергия связи нуклонов в ядре

 

 

45.

Естественная радиоактивность

 

 

46.

Закон радиоактивного распада

 

 

47.

Биологическое действие радиоактивных излучений

 

 

 

Тема: Элементарные частицы – 5 часов

48.

Классификация элементарных частиц

 

 

49.

Лептоны как фундаментальные частицы

 

 

50.

Классификация и структура адронов

 

 

51.

Взаимодействие кварков

 

 

52.

Контрольная работа №5 по теме: «Физика высоких энергий»

 

 

 

Тема: Образование и строение Вселенной – 3 часа

53.

Расширяющаяся Вселенная. Возраст и пространственные масштабы Вселенной.

 

 

54.

Основные периоды эволюции Вселенной. Образование и эволюция галактик, звезд.

 

 

55.

Современные представления о происхождении и эволюции Солнечной системы.

 

 

 

IV. Обобщение курса физики за 10 – 11 класс – 13 часов

56.

Механика

 

 

57.

Молекулярная структура вещества. МКТ идеального газа

 

 

58.

Термодинамика. Акустика

 

 

59.

Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

 

 

60.

Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

 

 

61.

Постоянный электрический ток

 

 

62.

Магнитное поле

 

 

63.

Электромагнетизм

 

 

64.

Электромагнитное излучение. Волновая оптика

 

 

65.

Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества

 

 

66.

Физика атомного ядра

 

 

67.

Элементарные частицы

 

 

68.

Современная научная картина мира

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями

Личностными результатами обучения физике в средней школе являются: 1

Личностными результатами обучения физике в средней школе являются: 1

России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние при- родной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого…

России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние при- родной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого…

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия

Содержание программы Количество часов по программе в 10 классе 68 (2 часа в неделю 34 недели в учебном году)

Содержание программы Количество часов по программе в 10 классе 68 (2 часа в неделю 34 недели в учебном году)

Динамика периодического движения

Динамика периодического движения

Ускорение. Равноускоренное, равнозамедленное и равнопеременное прямолинейное движение

Ускорение. Равноускоренное, равнозамедленное и равнопеременное прямолинейное движение

Внутренняя энергия идеального газа

Внутренняя энергия идеального газа

Равновесие. Виды равновесия. Момент силы

Равновесие. Виды равновесия. Момент силы

Закон отражения электромагнитных волн

Закон отражения электромагнитных волн

Тематические блоки Кол-во часов по примерной программе

Тематические блоки Кол-во часов по примерной программе

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для…

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для…

ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК Грубые ошибки

ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК Грубые ошибки

Календарно-тематическое планирование курса «Физика» 10 класс № урока

Календарно-тематическое планирование курса «Физика» 10 класс № урока

Контрольная работа № 2 по теме "Динамика материальной точки"

Контрольная работа № 2 по теме "Динамика материальной точки"

Лабораторная работа №2 "Изучение изотермического процесса в газе"

Лабораторная работа №2 "Изучение изотермического процесса в газе"

VI. Повторение – 1час 68

VI. Повторение – 1час 68

Магнитное взаимодействие 11

Магнитное взаимодействие 11

Тепловое излучение 35

Тепловое излучение 35

Термодинамика. Акустика 59

Термодинамика. Акустика 59
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2020