Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена Педагогическом совете Протокол от_______2025 г. № ___ |
Согласована ЗДУВР ______/ Л.В. Брехнева/ «___»__________2025 г. |
Утверждена директором МОУ Семёновской СОШ Приказ от__________2025 г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
(общеинтеллектуальное направление)
для 1 класса
на 2025-2026учебный год
учитель I категории
Зайцева Оксана Александровна
стаж работы 32 года
с. Семёновка
2025 г.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования; составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Общая характеристика курса «Функциональная грамотность»
Центральным понятием в данном курсе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется как «функциональная грамотность». Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Изучение данного курса начинается в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности- письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом
Известны недостатки в обучении младших школьников (по результатам ВПР в 4 классе):
– недостаточно владеют смысловым чтением;
– не справляются с задачами на интерпретацию информации;
– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
– не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Поэтому авторы программы предлагают начинать формирование навыков функциональной грамотности именно в начальных классах.
Цель изучения курса «Функциональная грамотность»
Цель изучения курса: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно- научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно- научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Для достижения основной цели курса предполагается решение следующих задач:
- формировать умение читать тексты; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- находить и извлекать информацию из различных текстов;
- привлекать извлечённую из текста информацию для решения разного рода проблем;
- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе изучения прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т. д
- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным и бескорыстным поступкам.
Формы учёта рабочей программы воспитания в рабочей программе «Функциональная грамотность»
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
− в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
− в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
− в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Место курса «Функциональная грамотность» в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс): 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа
Содержание курса
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
Планируемые результаты освоения курса «Функциональная грамотность
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в
различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладевать логическими действиями
сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей,
построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно
выполненное задание от неверного;-
оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка,
знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других:
оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения
или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные
результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные
результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
-
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Формы проведения занятий
Беседа, игра, дисскусия, работа в группах и парах
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
Всего |
Контро льные работы |
Практические работы |
|||
1 |
Читательская грамотность |
8 |
4 |
4 |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-dozhdevye-chervi-3-klass-6188519.html https://olympiads.uchi.ru/olymp/finance/ https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2021/03/20/metodicheskaya-kopilka-kombinatornye-logicheskie-i |
2 |
Финансовая грамотность |
8 |
4 |
4 |
|
3 |
Естественно-научная грамотность |
8 |
4 |
4 |
|
4 |
Математическая грамотность |
9 |
4,5 |
4,5 |
|
Общее количество часов по программе |
33 |
16,5 |
16,5 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
||||
Всего |
Контрольные работы |
Практические работы |
|||||
план |
факт |
||||||
Раздел 1. «Читательская грамотность» 8ч. |
|||||||
1 |
В. Бианки. Лис и мышонок. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
2 |
Русская народная сказка. Мороз и заяц. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
3 |
В. Сутеев. Живые грибы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
4 |
Г. Цыферов. Петушок и солнышко. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
5 |
М. Пляцковский. Урок дружбы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
6 |
Грузинская сказка. Лев и заяц. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
7 |
Русская народная сказка. Как лиса училась летать. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
8 |
Е. Пермяк. Четыре брата. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Раздел 2.«Математическая грамотность» 8ч. |
|||||||
9 |
Про курочку рябу, золотые и простые яйца. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
10 |
Про козу, козлят и капусту. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
11 |
Про петушка и жерновцы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
12 |
Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
13 |
Про наливные яблочки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
14 |
Про Машу и трех медведей. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
15 |
Про старика, старуху, волка и лисичку. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
16 |
Про медведя, лису и мишкин мед. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Раздел 3.«Финансовая грамотность» 8ч. |
|||||||
17 |
За покупками. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
18 |
Находчивый колобок. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
19 |
День рождения мухи-цокотухи. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
20 |
Буратино и карманные деньги. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
21 |
Кот Василий продает молоко. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
22 |
Лесной банк. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
23 |
Как мужик и медведь прибыль делили. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
24 |
Как мужик золото менял. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Раздел 4. «Естественно- научная грамотность»9ч. |
|||||||
25 |
Как Иванушка хотел попить водицы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
26 |
Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
27 |
Про репку и другие корнеплоды. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
28 |
Плывет, плывет кораблик. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
29 |
Про Снегурочку и превращения воды. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
30 |
Как делили апельсин. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
31 |
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
32 |
Иванова соль. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
33 |
В. Сутеев. Яблоко. Обобщающий урок - викторина |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Общее количество тем по программе |
33 |
16,5 |
16,5 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.