Рабочая программа "Функциональная грамотность" 1 класс

  • Разработки курсов
  • docx
  • 28.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса
Иконка файла материала Функциональная грамотность.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Семёновская средняя общеобразовательная школа»

 

Рассмотрена Педагогическом совете

Протокол от_______2025 г.  № ___

Согласована ЗДУВР

______/ Л.В. Брехнева/

«___»__________2025 г.

Утверждена директором МОУ Семёновской СОШ

 Приказ от__________2025 г.  №___

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

(общеинтеллектуальное направление)

для  1 класса

на 2025-2026учебный год

 

учитель I категории

Зайцева Оксана Александровна

стаж  работы  32 года

 

с. Семёновка

2025 г.

 

 

 

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности  «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования; составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).    

Общая характеристика курса «Функциональная грамотность»

      Центральным понятием в данном курсе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется как «функциональная грамотность». Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Изучение данного курса начинается в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности- письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом

Известны недостатки в обучении младших школьников (по результатам ВПР в 4 классе):

– недостаточно владеют смысловым чтением;

– не справляются с задачами на интерпретацию информации;

– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;

– не умеют высказывать предположения, строить доказательства.

Поэтому авторы программы предлагают начинать формирование навыков функциональной грамотности именно в начальных классах.

 

Цель изучения курса «Функциональная грамотность»

Цель изучения курса: создание условий для развития функциональной грамотности.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно- научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно- научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Для достижения основной цели курса предполагается решение следующих задач:

- формировать умение читать тексты; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

- находить и извлекать информацию из различных текстов;

- привлекать извлечённую из текста информацию для решения разного рода проблем;

- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе изучения прочитанного;

- обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т. д

- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным и бескорыстным поступкам.

 

Формы учёта рабочей программы воспитания в рабочей программе «Функциональная грамотность»

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:

в выделении в цели программы ценностных приоритетов;

в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;

в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность. 

 

 

Место курса «Функциональная грамотность» в учебном плане

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс): 1 класс – 33 часа,  2 класс – 34 часа,  3 класс – 34 часа,  4 класс – 34 часа

Содержание курса

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

Планируемые результаты освоения курса «Функциональная грамотность

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

-  осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

- проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

-  умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.

Формы проведения занятий

Беседа, игра, дисскусия, работа в группах и парах

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контро

льные работы

Практические работы

1

Читательская грамотность

8

4

4

https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-dozhdevye-chervi-3-klass-6188519.html

https://olympiads.uchi.ru/olymp/finance/     

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2021/03/20/metodicheskaya-kopilka-kombinatornye-logicheskie-i

2

Финансовая грамотность

8

4

4

3

Естественно-научная грамотность

8

4

4

4

Математическая грамотность

9

4,5

4,5

Общее количество часов по программе

33

16,5

16,5

 

 


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Всего

Контрольные работы

Практические работы

план

факт

Раздел 1. «Читательская грамотность» 8ч. 

1

В. Бианки. Лис и мышонок.

1

0,5

0,5

 

 

2

Русская народная сказка. Мороз и заяц.

1

0,5

0,5

 

 

3

В. Сутеев. Живые грибы.

1

0,5

0,5

 

 

4

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

1

0,5

0,5

 

 

5

М. Пляцковский. Урок дружбы.

1

0,5

0,5

 

 

6

Грузинская сказка. Лев и заяц.

1

0,5

0,5

 

 

7

Русская народная сказка. Как лиса училась летать.

1

0,5

0,5

 

 

8

Е. Пермяк. Четыре брата.

1

0,5

0,5

 

 

Раздел 2.«Математическая грамотность» 8ч.

9

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

1

0,5

0,5

 

 

10

Про козу, козлят и капусту.

1

0,5

0,5

 

 

11

Про петушка и жерновцы.

1

0,5

0,5

 

 

12

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

1

0,5

0,5

 

 

13

Про наливные яблочки.

1

0,5

0,5

 

 

14

Про Машу и трех медведей.

1

0,5

0,5

 

 

15

Про старика, старуху, волка и лисичку.

1

0,5

0,5

 

 

16

Про медведя, лису и мишкин мед.

1

0,5

0,5

 

 

Раздел 3.«Финансовая грамотность» 8ч.

17

За покупками.

1

0,5

0,5

 

 

18

Находчивый колобок.

1

0,5

0,5

 

 

19

День рождения мухи-цокотухи.

1

0,5

0,5

 

 

20

Буратино и карманные деньги.

1

0,5

0,5

 

 

21

Кот Василий продает молоко.

1

0,5

0,5

 

 

22

Лесной банк.

1

0,5

0,5

 

 

23

Как мужик и медведь прибыль делили.

1

0,5

0,5

 

 

24

Как мужик золото менял.

1

0,5

0,5

 

 

Раздел 4. «Естественно- научная  грамотность»9ч.

25

Как Иванушка хотел попить водицы.

1

0,5

0,5

 

 

26

Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

1

0,5

0,5

 

 

27

Про репку и другие корнеплоды.

1

0,5

0,5

 

 

28

Плывет, плывет кораблик.

1

0,5

0,5

 

 

29

Про Снегурочку и превращения воды.

1

0,5

0,5

 

 

30

Как делили апельсин.

1

0,5

0,5

 

 

31

Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.

1

0,5

0,5

 

 

32

Иванова соль.

1

0,5

0,5

 

 

33

В. Сутеев. Яблоко.

Обобщающий урок - викторина

1

0,5

0,5

 

 

Общее количество тем по программе

33

16,5

16,5

 

 

 

    


        


 

Скачано с www.znanio.ru