Рабочая программа по курсу «Изложения и сочинения»
3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа начального общего образования по данному курсу составлена на основе программы начального (общего) образования МАОУ СОШ №49 по русскому языку. Она направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов, учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей. Формирование умений и навыков в рамках программы осуществляется в связи и на основе изучения элементов речеведческой теории. Предусмотрено постепенное усложнение материала. В системе предметов общеобразовательной школы курс «Изложения и сочинения» реализует познавательную и социокультурную цели.
Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления учеников.
Социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие письменной и устной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного письма как показателя общей культуры человека. Для достижения поставленных целей в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и тексты повествования небольшого объема;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Данный курс направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции этого предмета носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам.
Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию связной речи учащихся. Формирование у школьников представления о тексте как о лингвистической категории позволяет обратиться ко всем сторонам анализа связной речи: содержательной, структурной, языковой. Без этого в работе по обучению связной речи отсутствует организующее стержневое понятие. Опора на теорию текста позволяет выработать у учащихся более направленные и продуктивные умения и навыки составления связных высказываний. Это способствует совершенствованию качества письменных работ младших школьников, обеспечивает смысловую и грамматическую спаянность текста.
В 3 классе дети учатся составлять разные виды плана текста, основную мысль, озаглавливать его, выделять в нем опорные слова, определять его тип. Учатся определять стилистическую принадлежность текстов. Формируемые при этом знания и умения помогают им осознать смысловую целостность текста.
Учебный план МАОУ СОШ №49 отводит на курс «Изложения и сочинения» в 3 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
При работе над данным курсом как одной из содержательных линий курса русского языка в 3 классе проводится целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
· интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.),
· познавательных (учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением),
· организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность)
Ценностные ориентиры содержательной линии «Изложения и сочинения» учебного предмета «Русский язык»
Предмет «Русский язык» занимает ведущее место в системе общего образования, так как является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятия русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная письменная и устная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка и работы над развитием речи в начальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать , характеризовать такие языковые единицы, как слово, часть речи, простое предложение, текст ,способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Учащиеся получат возможность научится:
• самостоятельно определять тему и микротему текста, главную мысль;
• составлять разные виды плана текста;
• составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях;
• устанавливать связь предложений в тексте;
• составлять текст- описание, текст- повествование, текст- рассуждение;
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
•конструировать тексты по заданной схеме;
• анализировать последовательность собственных действий при работе ад изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms – сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание курса
ТЕКСТ
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение, контаминированный текст. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте
Тематическое планирование по курсу «Изложения и сочинения»
№ п/п |
Тема |
Сроки |
1. |
Сочинение «Как я провёл лето?» |
|
2. |
Заслушивание и обсуждение сочинений |
|
3. |
Изложение «Котёнок» |
|
4. |
Работа с текстом «В зоопарке» |
|
5. |
Работа с деформированным текстом |
|
6. |
Изложение «Пример аккуратности» |
|
7. |
Изложение «Сам себя напугал» |
|
8. |
Обучающее сочинение описание «Волк» |
|
9. |
Сочинение- описание «Кенгуру» |
|
10. |
Изложение – повествование «Мурка и ежата» |
|
11. |
Текст- рассуждение |
|
12. |
Сочинение с элементами описания и рассуждения к Дню Матери «Моя мама» |
|
13. |
Изложение – рассуждение «Почему понравился кирпич?» |
|
14. |
Сочинение с элементами описания и рассуждения «Клесты» |
|
15. |
Сочинение- описание «Пришла волшебница- зима» |
|
16. |
Изложение «Ёлка» |
|
17. |
Изложение «Чужая пятёрка» |
|
18. |
Изложение «Плохо» |
|
19. |
Изложение «Снег идёт» |
|
20. |
Сочинение описание по картине И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» |
|
21. |
Сочинение описание по картине И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» |
|
22. |
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван- царевич на сером волке |
|
23. |
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван- царевич на сером волке |
|
24. |
Сжатое изложение «Поклон» |
|
25. |
Изложение «Камень, ручей, сосулька и солнце» |
|
26. |
Сочинение по картине И.И.Левитана «Март» |
|
27. |
Изложение «Одинаковые» |
|
28. |
Сжатое изложение «Берёзка» |
|
29. |
Изложение «В лесу» |
|
30. |
Изложение с творческим заданием «Когда люди радуются» |
|
31. |
Сжатое изложение «Птица- лесовод» |
|
32. |
Изложение «Три весны» |
|
33. |
Сочинение – описание «Весна – красна» |
|
34. |
Урок-обобщение |
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
№ п\п |
Наименование оборудования |
Необходимый минимум на каждого ученика |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
1 |
Работа по курсу «Русский язык» обеспечивается УМК: 1. Д.Мали, О.С. Арямова, С. А. Климова, Н.С. Пескова. Речевое развитие младших школьников: Методические рекомендации к работе по программе «Речь» . 3 класс.- Пенза. 2. . Д.Мали, О.С. Арямова, С. А. Климова, Н.С. Пескова. Речевое развитие младших школьников : Дидактический материал. 3 класс.- Пенза.
|
для учителя 1 экз.
на каждого ученика
|
2 |
Примерная программа начального общего образования по русскому языку |
1 экз. на класс |
3 |
Рабочая программа начального общего образования по развитию речи для 3 класса МОУ СОШ №221 |
1 экз. на класс |
Печатные пособия, материалы |
||
4 |
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе «Речь» |
1 экз. на класс |
5 |
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствие с тематикой, определенной в программе по русскому языку (в том числе, в цифровой форме) |
1 экз. на класс |
6 |
Словари по русскому языку: толковый словарь, орфографический словарь, словарь синонимов, фразеологический словарь |
1 экз. на 2 чел. + 1 экз. демонстрационный |
7 |
Контролирующие и тестовые карты в соответствие с тематикой, определенной в программе «Речь» 3 класс |
на каждого ученика |
Технические средства |
||
8 |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок |
1 экз. на класс |
9 |
Интерактивная доска |
1 экз. на класс |
10 |
Мультимедийный проектор |
1 экз. на класс |
11 |
Компьютер |
1 экз. на класс |
12 |
МФУ |
1 экз. на класс |
13 |
Фотокамера (цифровая) |
1 экз. на класс |
Экранно-звуковые пособия |
||
14 |
Аудиозаписи |
1 экз. на класс |
15 |
Видеофильмы |
1 экз. на класс |
16 |
Слайды |
1 экз. на класс |
17 |
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы (в том числе электронные учебники, мультимедийные тренинговые, контролирующие программы, игровые компьютерные программы) |
1 экз. на класс |
Игры и игрушки |
||
18 |
Настольные развивающие игры (типа "Эрудит") и др. |
1 экз. на 2 чел. |
Оборудование класса |
||
19 |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев |
на каждого ученика |
20 |
Стол учительский с тумбой |
1 экз. на класс |
21 |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. |
1 экз. на класс |
22 |
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала |
1 экз. на класс |
23 |
Подставки для книг |
на каждого ученика |
Календарно – тематическое планирование
Общее количество часов – 34
Количество часов в неделю – 1
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Содержание работы |
Хар-ка деятельности уч-ся |
Предметные УУД |
|
План |
Факт |
||||||
Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - представление о своей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию русского языка; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД Обучающийся научится: - строить сообщения в устной форме; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - строить монологическое высказывание. |
|||||||
1 |
06.09 |
|
Тема текста, опорные слова, связь предложений в тексте. |
1 |
Тема текста, опорные слова, связь предложений в тексте |
Определение темы текстов, составление цепочек связи предложений в тексте, сочинение текста по ключевым словам. |
Обучающийся научится: - определять тему текста, подбирать заглавие, устанавливать связь в тексте. |
2 |
13.09 |
|
Типы текстов. |
1 |
Текст-описание, повествование, рассуждение |
Уметь выявлять основные черты типов текста |
Обучающийся получит возможность научиться: - распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение |
3 |
20.09 |
|
Стили речи: разговорный и книжный. |
1 |
Понятие о стилях речи( разговорный и книжный) |
Определение стилистической принадлежности текстов, составление текстов в заданном стиле. |
Обучающийся получит возможность научиться: - сочинять собственный текст или редактировать готовый текст , правильно отбирая языковые средства |
4 |
27.09 |
|
Разговорный стиль. Диалог. |
1 |
Диалог как форма разговорного стиля |
Оформление диалога на письме, составление текста с диалогом. |
Обучающийся получит возможность научиться: - сочинять собственный текст с диалогом по схеме. |
5 |
04.10 |
|
Культура общения. Правила поведения в театре. |
1 |
Устройство театра, поведение в театре |
Применение правил этикета в соответствии с коммуникативной задачей |
Обучающийся научиться: - обосновывать свою точку зрения, аргументировать её с точки зрения ситуации общения; - сочинять диалог о посещении иеатра. |
6 |
11.10 |
|
Речевой этикет в споре, дискуссии. |
1 |
Правила речевого этикета, понятие дискуссии |
Применение правил этикета в соответствии с коммуникативной задачей |
Обучающийся научиться: - обосновывать свою точку зрения, аргументировать её с точки зрения ситуации общения; - сочинять спор любых персонажей. |
7 |
18.10 |
|
Художественный стиль. Общее понятие. |
1 |
Художественный стиль – разновидность книжного стиля. |
Определение стилистической принадлежности текстов, составление текстов в заданном стиле. |
Обучающийся получит возможность научиться: - сочинять собственный текст или редактировать готовый текст , правильно отбирая языковые средства |
8 |
25.10 |
|
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. |
1 |
Эмоционально окрашенная лексика. |
Определение эмоциональной окраски текстов. |
Обучающийся научится: - определять эмоциональную окраску текста. |
9 |
|
|
Тропы. Эпитет. |
1 |
Эпитет . |
Выделение эпитетов в тексте, подробный пересказ текста с использованием эпитетов. |
Обучающийся научится: - подробно пересказывать текст с использованием эпитетов. |
10 |
|
|
Тропы. Метафора, сравнение. |
1 |
Метафора, сравнение. |
Выделение метафоры и сравнений в стихотворных текстах. |
Обучающийся получит возможность научиться: - сочинять загадки, построенные на метафоре и сравнении. |
11 |
|
|
Олицетворение. |
1 |
Представление об олицетворении. |
Выделение и употребление в речи олицетворений. |
Обучающийся получит возможность научиться: - сочинять сказки, используя заданные олицетворения. |
12 |
|
|
Сочинение загадок. |
1 |
Жанровые особенности загадки, изобразительные средства языка. |
Сочинение загадок о явлениях природы. |
Обучающийся получит возможность научиться: - сочинять загадки, построенные на метафоре и сравнении, олицетворении. |
13 |
|
|
Работа с деформированным текстом. |
1 |
Восстановление текста с опорой на первые предложения и цепочки связей в тексте |
Составлять текст по заданным критериям |
Обучающийся научится: - восстанавливать деформированные тексты - применять правила правописания |
14 |
|
|
Творческое редактирование текста. |
1 |
Контаминированный текст |
Составлять текст по заданным критериям с самостоятельной доработкой |
Обучающийся научится: - восстанавливать деформированные тексты - применять правила правописания |
15 |
|
|
Жизнь слова. Устаревшие и новые слова. |
1 |
Архаизмы и неологизмы. |
Выписывание слов из тексов и объяснение их значения. |
Обучающийся получит возможность научиться: - сочинять собственный текст или редактировать готовый текст , правильно отбирая языковые средства |
16 |
|
|
Цепная связь в тексте. |
1 |
Средства связи предложений в тексте. |
Творческая доработка текста, наблюдение связи в готовом тексте. |
Обучающийся получит возможность научиться: - сочинять собственный текст на заданную тему по опорным словам. |
17 |
|
|
Изложение с языковым разбором текста. |
1 |
Изложение содержания увиденного текста |
Излагать содержание увиденного текста |
Обучающийся получит возможность научиться: - письменно пересказывать текст по коллективно составленному плану. |
18 |
|
|
Лексическое редактирование текста с цепной связью. |
1 |
Средства связи в текстах с цепным построением, лексико-стилистические ошибки. |
Восстановление авторского текста, редактирование текста с творческим дополнением. |
Обучающийся научится: - редактировать тексты; - обосновывать свою точку зрения, аргументировать её. |
19 |
|
|
Построение описательного текста. |
1 |
Параллельное построение текста. |
Наблюдение структурной связи предложений в тексте. |
Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять поиск отрывков из художественных текстов с заданной структурой связи предложений. |
20 |
|
|
Сочинение-повествование с элементами описания. |
1 |
Создание небольшого текста по заданной теме |
Уметь излагать сочинение на заданную тему |
Обучающийся получит возможность научиться: - излагать сочинение на заданную тему |
21 |
|
|
Редактирование сочинения. |
1 |
Тип речевых ошибок в тексте |
Находить и исправлять речевые ошибки в тексте сочинения |
Обучающийся научиться: - восстанавливать деформированные тексты - применять правила правописания |
22 |
|
|
Культура общения. Правила поведения в транспорте. |
1 |
Особенности поведения в данных общественных местах. |
Применение правил этикета в соответствии с коммуникативной задачей |
Обучающийся научиться: - обосновывать свою точку зрения, аргументировать её с точки зрения ситуации общения. |
23 |
|
|
Культура общения. Правила поведения в школе. |
1 |
|||
24 |
|
|
Сочинение -повествование с элементами рассуждения. |
1 |
Создание небольшого текста по заданной теме |
Уметь излагать сочинение на заданную тему |
Обучающийся получит возможность научиться: - излагать сочинение на заданную тему |
25 |
|
|
Сочинение-описание портрета. |
1 |
Создание небольшого текста по заданной теме |
Уметь излагать сочинение на заданную тему |
Обучающийся получит возможность научиться: - излагать сочинение на заданную тему |
26 |
|
|
Редактирование сочинения. |
1 |
Тип речевых ошибок в тексте. |
Находить и исправлять речевые ошибки в тексте сочинения |
Обучающийся научиться: - восстанавливать деформированные тексты - применять правила правописания |
27 |
|
|
Научный стиль речи. |
1 |
Лексические и синтаксические особенности научного стиля. |
Определение стилистической принадлежности текстов, составление текстов в заданном стиле. |
Обучающийся получит возможность научиться: - сочинять собственный текст или редактировать готовый текст , правильно отбирая языковые средства. |
28 |
|
|
Словарная статья как пример научного стиля. |
1 |
Строение словарной статьи. |
Работа с толковым словарём, составление словарной статьи. |
Обучающийся научиться: - строить определение значения в словарной статье. |
29 |
|
|
Крылатые слова. |
1 |
Фразеологизмы. |
Продолжение фразеологизмов по данному началу, угадывание выражений по описанию его значения. |
Обучающийся научиться: - определять значение фразеологизмов, пользуясь словарём. Обучающийся получит возможность научиться: - составлять предложения и небольшие тексты, употребляя в них фразеологизмы. |
30 |
|
|
Сочинение-рассуждение. |
1 |
Создание небольшого текста по заданной теме |
Уметь излагать сочинение на заданную тему |
Обучающийся получит возможность научиться: - излагать сочинение на заданную тему; - обосновывать свою точку зрения, аргументировать её с точки зрения ситуации общения. |
31 |
|
|
Редактирование сочинения. |
1 |
Тип речевых ошибок в тексте. |
Находить и исправлять речевые ошибки в тексте сочинения |
Обучающийся научиться: - восстанавливать деформированные тексты - применять правила правописания |
32 |
|
|
Работа с деформированным текстом. |
1 |
Тип речевых ошибок в тексте |
Находить и исправлять речевые ошибки в тексте сочинения. Оценивать качество творческой работы. |
Обучающийся научиться: - восстанавливать деформированные тексты - применять правила правописания Обучающийся получит возможность научиться: - осознанно анализировать успешность участия в данном виде работы с текстом |
33 |
|
|
Распространение предложений. |
1 |
Лексические средства языка. |
Редактирование нераспространённых предложений. |
Обучающийся научиться: - восстанавливать нераспространенные предложения; - применять правила правописания Обучающийся получит возможность научиться: - осознанно анализировать успешность участия в данном виде работы с предложениями. |
34 |
|
|
Урок самоконтроля. |
1 |
Основные понятия, изученные на уроках в 3 классе. |
Работа в группах. |
Обучающийся получит возможность научиться: - обосновывать свою точку зрения, аргументировать её с точки зрения ситуации общения. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.