муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Частинская средняя общеобразовательная школа»
для обучающихся 2-х классов на 2021 – 2022 учебный год
составлена на основе УМК по программе «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
с.Частые, 2021 г.
к рабочей программе по изобразительному искусству для обучающихся 2-х классов
на 2021 – 2022 учебный год
1.Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе. |
В Федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего 138 часов. Предмет изучается: во 2 классах – 34 ч. в год. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Изобразительное искусство направлено на формирование эмоционально-образного, художественного мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. |
2.Кому адресована программа. |
Программа адресована обучающимся 2 –х классов МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа». |
3. Нормативно-правовые документы |
· Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»; · Федеральный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373, от 6 октября 2009г.); · Концепция фундаментального ядра содержания общего образования; · Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; · Планируемые результаты начального общего образования; · Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014 г.); · Примерная программа начального общего образования по учебным предметам федерального базисного учебного плана; · Примерная программа по изобразительному искусству (авторы: Л.Г. Савенковой, Е.А.Ермолинской.); · Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа». |
4. Вид программы |
Традиционная. Изменения в авторскую программу не внесены. |
5.Цели и задачи программы. |
Цель: реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»: воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений; развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально- чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности; освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и азными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире; развитие опыта художественного восприятия произведений искусства. |
6.Принципы, лежащие в основе построения программы. |
Принципы: · наглядности; |
|
· связи теории с практикой; · научности обучения; · личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения; · индивидуальный подход; · приоритет воспитания в образовательном процессе; · целостности. |
7.Специфика программы. |
Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Программа рассматривается как целостная система введения в художественную культуру. Включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических искусствах – экранных и театре. Изучения такого многообразия искусства, необходимого для современного образования, возможно только благодаря выделению четких основ. Прежде всего это триада художественной деятельности как системообразующая основа программы: - изобразительная художественная деятельность; - декоративная художественная деятельность; - конструктивная художественная деятельность. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства. Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству. |
8.Основные содержательные линии курса (разделы, структура). |
В программе представлены три направления художественного развития обучающихся: развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму; развитие фантазии и воображения; художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства. Раздел 1- Что значит быть художником? (1ч.) Раздел 2 – Предметный мир. (4ч.) Раздел 3 – Многообразие открытого пространства (4ч.) Раздел 4 – Волшебство искусства. (3ч.) Раздел 5 - О чѐм и как рассказывает искусство? (15ч.) Раздел 6 - Природа – великий художник. (7ч.) |
9.Требования к уровню подготовки обучающихся. |
Второклассник научится: • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла; • различать основные виды и жанры пластических искусств; • эмоционально-ценностно относится к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка; • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений; • приводить примеры одного-двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного замысла в собственной учебно-творческой |
|
деятельности; • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России; • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта – природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. – живописи, графики и скульптуры, выражая свое отношение к качествам данного объекта). С опорой на правило перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. Второклассник получит возможность научиться: • воспринимать произведение изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства ( картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту ); • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человеку в различных эмоциональных состояниях; • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета. При создании живописных композиций на заданные темы; • моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства; • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; • изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое отношение; • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы; • применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ-средства. Личностные результаты освоение программы по изобразительному искусству. У второклассника продолжится: • формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурные художественное наследие мира; • формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов; • развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии; • развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира, природы и произведения искусства; • воспитание интереса самостоятельной творческой деятельности; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Метапредметные результаты освоение программы по изобразительному искусству. У второклассника продолжится: • процесс освоения способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи; • развитие визуально-образного мышления; формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и природе; |
|
• развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также собственной творческой деятельности; • активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи; • формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой ( с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог; • развитие пространственного восприятия мира; формирования понятия о природном пространстве и среде разных народов; • развитие интереса к искусству разных стран и народов; • становление понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли; • освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства; • формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; • воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре; • формирование первых представлений о пространстве как среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. Предметные результаты освоение программы по изобразительному искусству. У второклассника продолжится: • формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства; • развитие индивидуального чувства, формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах; • развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного восприятия; • воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения; • формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов; • формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языках, пластических искусств (живописи, графике, декоративно-прикладного искусства, архитектуру и дизайна); • умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства; • формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства. |
10. Виды и типы уроков |
Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков. |
11. Форма организации урока |
Фронтальная, работа в парах, группах, индивидуальная работа. |
12.Итоговый контроль. |
Контроль усвоения программного материала предусмотрен в виде контрольной работы (тест) по итогам года. |
13.Объем и сроки изучения |
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю. 34 ч в год. |
14. Библиографический список для учителя |
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». - М.: Вентана-Граф, 2010. |
15.Библиографический список для обучающегося |
Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-Граф, 2015. |
ОСНАЩЕНИЕ
№ |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Необходимое количество |
% |
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) |
|||
1.1. |
Учебно-методические комплекты (УМК) по изобразительному искусству (учебники, дидактические материалы) |
К |
100 |
1.2. |
Учебно-наглядные пособия |
К |
60 |
1.3. |
Программно-методические материалы: Программы по изобразительному искусству; Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства). |
Ф |
100 |
1.4. |
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства |
Д |
0 |
1.5. |
Предметные журналы |
Д |
100 |
1.6. |
Энциклопедии по искусству |
Д |
20 |
1.7. |
Альбомы по искусству |
Д |
10 |
1.8. |
Книги по искусству (о художниках, художественных музеях) Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры |
Д |
20 |
1.9. |
Стандарт начального общего образования по образовательной области ―Искусство‖ |
Д |
100 |
|
Всего: |
|
65 |
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ |
|||
2.1. |
Портреты русских и зарубежных художников |
Д |
50 |
2.2. |
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента |
Д |
10 |
2.3. |
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта |
Д |
20 |
2.4. |
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека |
Д |
100 |
2.5. |
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству |
Д |
100 |
2.6. |
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте |
К |
0 |
|
Всего: |
|
47 |
3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ |
|||
3.1. |
Мультимедийные обучающие художественные программы |
Д |
100 |
3.2. |
Игровые художественные компьютерные программы |
Д |
50 |
|
Всего: |
|
75 |
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ) |
4.1. |
Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям |
Д |
100 |
4.2. |
Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии) в соответствии с программой обучения |
Д |
100 |
4.3. |
Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах |
Д |
100 |
|
Всего: |
|
100 |
5. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ |
|||
5.1. |
Мольберты |
К |
0 |
5.2. |
Настольные скульптурные станки |
К |
0 |
5.3. |
Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений |
Ф |
0 |
5.4. |
Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ. |
К |
100 |
|
Всего: |
|
25 |
6. НАТУРНЫЙ ФОНД |
|||
6.1. |
Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод. |
Д |
100 |
6.2. |
Гербарии |
Д |
100 |
6.3. |
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов |
Ф/Д |
80 |
6.4. |
Гипсовые геометрические тела |
Д |
0 |
6.5. |
Модуль фигуры человека |
Д |
0 |
6.6. |
Керамические изделия (вазы, кринки и др.) |
Д |
30 |
6.7. |
Драпировки |
Д |
0 |
6.8. |
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.) |
Д |
100 |
6.9. |
Подставки для натуры |
Д |
100 |
|
Всего: |
|
57 |
|
Итого: |
|
61,5 |
Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» во 2х классах.
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Характеристика деятельности обучающихся |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
||||
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (12 часов) |
||||||
1 |
|
Что значит быть |
Работа на плоскости Выполнять работы |
Формирование |
Развитие творческого |
Воспитание нравственных |
|
художником? (1ч.) |
различными художественными |
устойчивого |
потенциала ребенка, |
и эстетических чувств, |
|
|
Рисование на тему |
материалами. Наблюдать за |
интереса к |
активизация |
любви к родной природе, |
|
|
«За лесами, за |
разнообразием формы и цвета в природе. |
изобразительному |
воображения и |
своему народу, к |
|
|
горами». |
Создавать этюды, быстрые цветовые |
творчеству. |
фантазии. |
многонациональной |
|
|
|
зарисовки на основе впечатлений. |
|
|
культуре. |
|
|
|
Создавать коллективную пополняемую |
|
|
|
|
|
|
коллекцию фактур. |
|
|
|
|
2 |
|
Предметный мир. |
Учатся находить композиционное |
Индивидуальное |
Развитие этических |
Развитие интереса к |
|
(4ч.) Фактура |
пространство для рисунка. Используют |
чувство формы и |
чувств и эстетических |
искусству разных стран и |
|
|
предметов. |
индивидуальное чувство формы и цвета |
цвета в |
потребностей, |
народов. Воспитание |
|
|
Рисование на тему |
для решения темы, применяют разные |
изобразительном |
эмоционально- |
умения и готовности |
|
|
«Ковер-самолет». |
выразительные средства и техники для |
искусстве, |
чувственного |
слушать собеседника и |
|
|
|
выполнения задания по фактуре |
сознательное |
восприятия |
поддерживать разговор об |
|
|
|
предметов( краски, пластилин, веточки |
использование |
окружающего мира |
искусстве. |
|
|
|
дерева, отпечатывающиеся на тонком слое |
цвета и формы в |
природы и |
|
|
|
|
пластилина). Рисуют в формате листа |
творческих работах. |
произведений |
|
|
|
|
ковер-самолет и украшают его разными |
|
искусства. |
|
|
|
|
фактурами. |
|
|
|
|
3 |
|
Снимаем отпечаток |
Учатся наблюдать за природой, ,за |
Формирование |
Способность |
Воспитание нравственных |
|
фактуры с |
изменением цвета , формы в природе, |
устойчивого |
воспринимать, |
и эстетических чувств, |
|
|
предметов. |
размещают предметы в открытом |
интереса к |
понимать, переживать и |
любви к родной природе, |
|
|
«Живые листья». |
пространстве. Учатся воспринимать |
изобразительному |
ценить произведения |
своему народу, к |
|
|
|
красоту осеннего пейзажа по репродукции |
творчеству. |
изобразительного и |
многонациональной |
|
|
|
с картины В.Поленова» Осень в |
|
других видов искусства. |
культуре. |
|
|
|
Абрамцево», выполняют практическое |
|
|
|
|
|
|
задание: в технике печати делают |
|
|
|
|
|
|
отпечаток фактуры с осенних листьев. |
|
|
|
|
4 |
|
Рисуем натюрморт. |
Передавать наглядную перспективу, Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалѐнных |
Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения |
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности. |
Формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о |
|
|
|
предметов, использовать загораживание. |
изобразительного и |
|
связи каждого предмета |
|
других видов |
(слова, звука) с тем |
||||
|
искусства. |
окружением, в котором он |
||||
|
|
находится. |
||||
5 |
|
Что могут |
Осваивать и изображать в рисунке |
Проявление |
Развитие желания |
Формирование у детей |
|
рассказать вещи о |
замкнутое пространство. |
эмоциональной |
привносить в |
целостного, гармоничного |
|
|
своем хозяине? |
Участвовать в беседах о художниках, о |
отзывчивости, |
окружающую |
восприятия мира, |
|
|
«Интерьер жилища |
произведениях, на которых изображѐн |
развитие фантазии |
действительность |
воспитание эмоциональной |
|
|
сказочного героя». |
интерьер. |
и воображения |
красоту. |
отзывчивости и культуры |
|
|
|
|
детей. |
|
восприятия произведений |
|
|
|
|
|
|
профессионального и |
|
|
|
|
|
|
народного искусства. |
|
6 |
|
Многообразие открытого пространства (4ч.). Открытое пространство. «Я путешествую». |
Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, – радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о |
Умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению. |
Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. |
Воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. |
|
|
художественных средствах изображения. |
|
|
|
|
7 |
|
Открытое |
Представлять и объяснять, почему |
Способность |
Пробуждение и |
Развитие |
|
пространство и |
у каждого народа своѐ природное |
воспринимать, |
обогащение чувств |
пространственного |
|
|
архитектура. |
пространство и своя архитектура: изба, |
понимать, |
ребенка, сенсорных |
восприятия мира, |
|
|
« Дом и |
хата, юрта, яранга и др. |
переживать и |
способностей детей. |
формирование понятия о |
|
|
окружающий его |
Участвовать в беседах, исследованиях. |
ценить |
|
природном пространстве и |
|
|
мир природы». |
Находить в Интернете пейзажи, |
произведения |
|
среде разных народов. |
|
|
|
характерные для разных стран, и образцы |
изобразительного и |
|
|
|
|
|
народной архитектуры. |
других видов |
|
|
|
|
|
Создавать свою коллекцию изображений |
искусства. |
|
|
|
|
|
и фотографий народной архитектуры |
|
|
|
|
8 |
|
Открытое пространство и архитектура. «Куда ты тропинка, меня привела». |
Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалѐнных предметов, использовать загораживание. |
Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Передавать в рисунке форму, цвет предметов и явлений, |
Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. |
Освоение способов решения проблем поискового характера. |
|
|
|
|
наблюдаемых в природе. |
|
|
9 |
|
Кто создаѐт архитектуру. Проект «Детская площадка». |
Иметь представление об архитектурном проекте. Создавать свой архитектурный проект. Иметь представление о связи архитектурных элементов. Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию. Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте. |
Развитость коммуникативного и художественно- образного мышления детей в условиях полихудожественно го воспитания. |
Развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. |
Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. |
10 |
|
Волшебство искусства (3ч.) Какие бывают виды искусства? |
Иметь представления о видах изобразительного искусства, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. |
Умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению. |
Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. |
Освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства. |
11 |
|
Сочиняем сказку и показываем еѐ как в театре. |
Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека. |
Умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению. |
Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. |
Освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства. |
12 |
|
Какие бывают |
Находить и объяснять связь образов |
Сформированност |
Формирование понятия |
Развитие продуктивного |
|
игрушки? Лепим |
народной игрушки с темами и |
ь представлений о |
и представления о |
проектного мышления, |
|
|
игрушку. |
персонажами сказок. |
видах |
национальной культуре, |
творческого потенциала |
|
|
|
Использовать выразительные средства |
пластических |
о вкладе своего народа в |
личности, способности |
|
|
|
декоративно - прикладного искусства. |
искусств, об их |
культурное и |
оригинально мыслить и |
|
|
|
Создавать композиции (лепка из |
специфике. |
художественное |
самостоятельно решать |
|
|
|
пластилина). |
|
наследие мира. |
творческие задачи. |
|
|
|
Украшать вылепленных героев |
|
|
|
|
|
|
разнообразными декоративными |
|
|
|
|
|
|
элементами; использовать для украшения |
|
|
|
|
|
|
разные материалы: бусинки, стеклярус, |
|
|
|
|
|
|
пуговицы и др. Уметь проводить |
|
|
|
|
|
|
коллективные исследования. |
|
|
|
|
Развитие фантазии и воображения (15ч.) |
13 |
|
О чѐм и как рассказывает искусство? (15ч.) Художественно- выразительные средства. Рисование композиции «Заколдованный лес». |
Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат). Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объѐме. Овладевать основами декоративной композиции. |
Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей. |
Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. |
Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве. |
14 |
|
О чѐм говорят на картине цвета? «Зимние игры». |
Выражать с помощью цвета различные чувства и настроение (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния). |
Овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна). |
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. |
Развитие визуально- образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе. |
15 |
|
Учимся рисовать с натуры. «Разговор двух предметов». |
Учатся рисовать с натуры, наблюдать и передавать верно пропорции изображаемых предметов, их цвет и объем. Верно определять пространство для рисунка и выбирать формат- горизонтальный или вертикальный. Понимать роль и значение цветового фона для натюрморта. Учимся выражать разные настроения посредством цвета-радость, покой, грусть. |
Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства. |
Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей. |
Развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве,а также к собственной творческой деятельности. |
16 |
|
Портрет. Рисуем портрет. |
Закрепляют понятие такого жанра, как портрет. Узнают, чем отличается портрет от автопортрета. Учатся работать в разных материалах (графических и живописных).Создают эскиз портрета мамы по памяти и представлению, передавая основные признаки образа и характера. |
Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов. |
Воспитание у детей интереса к самостоятельной творческой деятельности. |
Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. |
17 |
|
Такие разные маски! |
Узнают об истории создания масок, о разных их видах — о театральной маске и |
Использование в собственных |
Развитие желания привносить в |
Активное использование речевых, музыкальных, |
|
|
Изготавливаем праздничную маску. |
карнавальной. Учатся работать в стиле бумажной пластики, с различными декоративными украшениями — блестками, пуговицами, ,перьями и т,д, для создания яркого образа маски. Образ выбирают на основе прочитанной сказки Д.Родари»Приключения Чиполлино» |
творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов. |
окружающую действительность красоту. |
знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач; саморазвитие и самовыражение. |
18 |
|
Графическое изображение. Рисуем иллюстрацию. |
Выбирают любимый эпизод сказки и находят героя, который будет композиционным центром. Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе. |
Использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства. |
Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. |
Освоение способов решения проблем поискового характера. |
19 |
|
Контраст. «Черно-белая планета». |
Осмысливают новое понятие «контраста» как выразительного средства в графике. Находят его примеры в живописи, в музыке, стихах. Сочиняют в классе коллективную графическую сказку про неизвестную планету, где жили всего два цвета-черный и белый. Выполняют графические зарисовки в маленьких форматах и собирают их в единое целое- планету. |
Умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению |
Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. |
Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости. |
20 |
|
Пятно и тон. «Тучки небесные» |
Изучают понятия-пятно и тон, как средства выразительности в живописи и в графике. Изображают тучки на небе, просмотрев репродукцию картины С.Герасимова »Вечер».Гармонично заполняют все пространство изобразительной плоскости, передавая красоту неба с тучами. Обсуждают, анализируя роль пятна в рисунках. |
Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей. |
Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей. |
Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. |
21 |
|
Штрих. Работа цветными мелками «Музыкальный отрывок в штрихе». |
Изучают новое выразительное средство графики- штрих, его разнообразие и возможности. Слушают музыку и пытаются выразить ее настроение штрихами, с помощью цветных мелков, импровизируют с пастелью, создавая необычные композиции. |
Использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов. |
Развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. |
Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. |
22 |
|
Набросок. Передаѐм движение в аппликации. Коллективная композиция «На перемене». |
Изучают тему и понятие наброска, его роли в изобразительном искусстве. Учатся выполнять наброски не только карандашом, но и в виде аппликаций (человек в движении): собирают фигурку из разных частей и приклеивают. |
Развитость коммуникативного и художественно- образного мышления детей в условиях полихудожественно го воспитания. |
Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. |
Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. |
23 |
|
Придаѐм бумаге объѐм. Бумажная пластика «Дерево». |
Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами. Создавать коллективные работы. |
Индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах. |
Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. |
Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. |
24 |
|
Пейзаж. |
Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику. |
|
|
|
25 |
|
Работаем в смешанной технике. «Весенний пейзаж». |
Выполнять работу в смешанной технике различными художественными материалами: акварелью, карандашом, восковыми мелками. |
Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству. |
Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей. |
Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. |
26 |
|
Животные в произведениях |
Изучают творчество художников- анималистов на основе произведений |
Использование в собственных |
Развитие этических чувств и эстетических |
Понимание связи народного искусства с |
|
|
художников. Лепим животных из пластилина. |
В.Ватагина. Учатся наблюдать и анализировать увиденное. Выполняют наброски по памяти и представлению животных для дальнейшего выполнения фигур в материале( пластилин) Учатся придавать форме детальность и проработку. |
творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов. |
потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. |
окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли. |
27 |
|
Сюжет. Лепим сюжетную аппликацию «Человек и животные». |
Создают композицию «Человек и животные», по прочитанным литературным произведениям. Изучают сюжетный жанр в скульптуре. Учатся передавать пропорции фигур, движение, расположения в пространстве, основные соотношения предметов, используя основную технику работы в материале- пластилине. |
Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику. |
Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. |
Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. |
Художественно- образное восприятие изобразительного искусства (7ч.) |
||||||
28 |
|
Природа – великий художник. (7ч.) Удивительный мир растений. «Букет в вазе». |
Учатся наблюдать и любоваться красотой весенней природы, анализируя картину К.Малевича «Весна».Выполняют с натуры набросок любимых цветов в вазе, продумывая композицию. Передают тоновые соотношения цветов и пропорции вазы. Работают с палитрой, передавая цветовые оттенки. Используют кисти разных размеров для прорисовки деталей и фона. |
Выполнять работы различными художественными материалами: |
Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. |
Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. |
29 |
|
Человек учится у природы «Машинки для героев цветочного города» |
Создают композицию с использованием природных форм-цветка, стрекозы или жука. Выполняют наброски, затем, по эскизам- делают аппликации. Определяют композиционный центр и дополняют его элементами по сюжету. |
Передать характер персонажа жителя Цветочного города в форме машинки для него. |
Интерес к художественно- творческой деятельности. |
Регулятивные УУД: планировать свои действия. Познавательные УУД: находить ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: составлять небольшие устные монологические высказывания. |
30 |
|
Природные формы |
Учатся выражать через цвет разнообразие |
Передавать в |
Развитие представлений |
Регулятивные УУД: |
|
|
в архитектуре. «Сказочный дворец» |
архитектурных форм, используя любой подручный материал- ракушки, бусы, нитки, проволоку, пуговицы. Выполняют творческую работу пластилином. |
рисунке форму, цвет предметов и явлений, наблюдаемых в природе. |
о труде художника- архитектора и его роли в жизни общества. |
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка. Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы. |
31 |
|
Собираем коллекцию камней. |
Учатся осознавать особенности мира природы, ее разнообразие цвета и форм. Передают в рисунке это разнообразие форм и цвета, наблюдаемых в природе. Раскрашивают найденный камень узорами гуашью. |
Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе |
Интерес к художественно- творческой деятельности. |
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. |
32 |
|
Симметрия в природе и в искусстве Аппликация из бумаги «Сказочный дворец». |
Изучают свойства и особенности симметрии в изобразительном искусстве, осознавая связь искусства с жизнью. Приводят примеры симметричных форм в природе. Вырезают из бумаги дворец по принципу симметрии. Делают в виде аппликации. |
Иметь представления о симметрии в изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью. |
Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. |
Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий |
33 |
|
Орнамент. Слушаем и наблюдаем ритм. «Закладка». |
Изучают понятие »ритма» в декоративном и изобразительном искусстве, понятие «орнамента». Рассматривают произведение П.Петровичева «Ростов зимой». Изучают два вида орнамента- растительный и животный. Выполняют эскиз закладки для книги, создавая свой орнамент. Выполняют в цвете, дополняя орнамент мелкими элементами( растительными или геометрическими). |
Иметь представления об орнаменте и умение его создавать. |
Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. |
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе |
34 |
|
Смотри на мир широко открытыми глазами. Выставка лучших работ. |
Воспринимают и эмоционально оценивают разнообразие и неповторимость каждой детской работы, участвуют в беседе и выражают свое отношение к искусству и его роли в жизни людей, духовном развитии общества. |
Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству. |
Развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. |
Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.