Комитет по образованию администрации Раменского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гжельская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №____
от «____»_______20____г. |
«Утверждаю» Директор МОУ Гжельская СОШ ___________Н.М.Туляшева
«____»_________20___г. |
с изучением предметов художественно эстетического цикла
Дополнительная общеразвивающая
программа туристско-краеведческой направленности
краеведческого кружка «КЛИО»
(стартовый уровень)
обучающихся 11-16 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель:
Дементьев Александр Олегович
педагог дополнительного
образования
с. Гжель 2019 г.
1. Пояснительная записка.
Направленность (профиль и уровень):
.Данная дополнительная общеразвивающая программа «(краеведческий кружок «КЛИО)» относится к стартовому уровню и имеет туристско-краеведческую направленность .
Актуальность и новизна.
В
настоящее время уделяется большое внимание краеведческому образованию
обучающихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины,
образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные
традиции своего народа, природу родной республики. Очень важно сегодня не
только дать определенные знания подрастающему поколению, но и научить его
практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков. Актуальность
этого объясняется тем, что существовавшая ранее преемственность между
поколениями по передаче духовных ценностей была нарушена.
В последнее время у обучающихся снизился интерес к героическим и трагическим
страницам истории нашей Родины, ее культурным ценностям и достижениям, корням,
событиям военной истории. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание
в настоящее время является приоритетным. Воспитать гражданина-патриота – значит
формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее
процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Значимость и
необходимость нравственно-патриотического воспитания учащихся – одно из главных
средств формирования интереса и уважения к прошлому своей страны, людям, чьи
имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой Родины
поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма,
толерантности, укрепит связь поколений. Все это способствует комплексному
подходу в решении важных образовательных и воспитательных задач. Решению этих
задач поможет данная программа, уже имеющиеся разработанные и апробированные
методики изучения природы, культуры и истории жителей села, материалы школьного
музея.
Программа является типовой. Особенностью её является то, что в ней особое место занимает изучение истории Раменского района и Гжели. Программа создана на местном краеведческом материале: учит методам исследовательской работы, в частности, использованию проектно- поискового метода, Настраивает на сохранение преемственности народных, семейных традиций Учит оформлению собранного материала и его паспортизации.
Данная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами
Федеральный закон Российской Федерации от
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный закон "Об основах системы
профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. (Принят
Государственной Думой 21.05.1999г., в редакции Федерального закона
от 13.01. 2001г. № 1-ФЗ).
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 г № 1726-р
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Федеральный закон от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"..
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования приказ № 413 от 17.05.2012 года.
Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
СанПиН 2.4.4. 1251-03 (утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
· Цели и задачи.
· Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа.
Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своего края и всей страны в целом.
Развитие мотивации обучающегося к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение истории своей малой родины.
Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну.
Изучение исторического и культурного наследия своей области, своего села, района, семьи.
Вовлечение учащихся в активную познавательную поисково-исследовательскую деятельность.
Развить познавательные и творческие способности детей.
Задачи:
Образовательные
Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и
культурного развития общества;.
Приобретение знаний о природе родного края, обычаях и традициях своего народа;
Закрепление этих знаний на практике.
Воспитательные:
Формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию
своего края, его истории, культуре, природе;
Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение
общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение
в различных жизненных ситуациях.
Развивающие:
Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление,
речь и т.д.)
Развитие кругозора учащихся.
Адресат.
Программа рассчитана на детей 11-16 лет.
Набор детей в две группы, в соответствии с возрастными развитиями.
1 группа 11-13 лет
2 группа 14-16 лет.
Объем и срок освоения.
Программа рассчитана на 1 год, срок реализации 1 год (36 недель).
Форма обучения и режим освоения программы.
Форма обучения очная, занятия проводятся в
групповой форме с индивидуальным подходом.
Режим занятий 1 академический час в неделю с 10-15 минутным перерывом для
снятия напряжения и отдыха.
Особенности организации образовательного процесса.
Особенностями организации образовательного процесса являются:
-ориентирована на индивидуально-личностный подход
-основной формой занятий является беседы и творческие исследования
Формы проведения занятий:
Формы и методы работы могут быть разнообразные - групповые, лекционные, игровые, с использованием ИКТ, проектной и экскурсионной деятельности. В процессе изучения краеведения рекомендуется использовать различные типы занятий, основанных на деятельностном подходе и диалоговом общении. Комбинированные учебные занятия, занятия с использованием игровых технологий, занятия-экскурсии, занятия-путешествия, занятия с элементами проблемного обучения, занятия с элементами анализа документов и др, занятия-семинары, занятия-исследования, занятия-практикумы, проблемные занятия, занятия-размышления. При этом важно чередование разнообразных форм и методов работы, умелое сочетание информационной, эмоционально-чувственной (художественно-эстетической) и практико-деятельностной составляющей учебного занятия. Составной и неотъемлемой частью освоения программы следует считать и самостоятельную работу учащихся, в рамках которой педагогом организуется поисковая, исследовательская, проектная и иная деятельность по изучению истории края и своей малой родины. Результатом этой работы может стать написание эссе, творческих работ, рефератов, составление экскурсионных маршрутов, создание музейных уголков в классе или школе и т. п.
Планируемый результат.
В результате освоения содержания программы у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у обучающихся будут сформированы:
· Внутренняя позиция ребенка на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
· познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха, самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
· эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
Результатами изучения курса краеведения являются умения:
· объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
· называть 2-3 достопримечательности края;
· рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;
· охранять природу родного микрорайона;
· наблюдать и выделять характерные особенности природы;
· соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
· выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
· добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
· ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
· анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
· создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
· вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
Форма аттестации, форма отслеживания и фиксации результатов.
· Формы подведения итогов реализации программы. в качестве текущего контроля используются опросы учащихся во время занятий, проверка их исследовательских работ;
· в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися своих творческих и исследовательских работ с последующим обсуждением в группе;
· в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения педагога за учащимися, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставка творческих и исследовательских работ, оформление летописи семьи, конкурс сочинений, фотовыставки
Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеразвивающей программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает вводный контроль (первичную диагностику), а также промежуточную и итоговую аттестацию.
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь) для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – собеседование.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.
Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится после изучения каждой темы 5 раз в год (ноябрь, январь, февраль, апрель, май) .
Учащиеся предоставляют творческие работы, проекты, доклады и презентации, проводят экскурсии в школьном музее, участвуют в школьной научной конференции
Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребёнком результата обучения, предусмотренного программой.
Итоговая аттестация проводится в виде группового проекта.
Эффективность достижения целей программы будет оцениваться:
Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;
Во-вторых: результатами участия в краеведческих форумах, олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях.
Проектирование результативности программы
Уровень |
Прогнозируемая результативность |
Стартовый |
1.Освоение образовательной программы 2.Переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся |
Материально-техническое обеспечение.
Занятия будут проводиться на базе МОУ Гжельская СОШ с изучением предметов художественно-эстетического цикла по адресу Село Гжель, улица Новая ,дом1.В кабинете №22(история) и в школьном краеведческом музее.
1.Тематические материалы школьного краеведческого музея
«История села», « Природа края», и др.
2.Экспозиции школьного музея .
3.Сценарии и разработки мероприятий в музее.
4.Экскурсии и проекты , созданные участниками музея в различные годы.
Информационное обеспечение:
Карты: Карта Московской области. 2004. Учебные материалы по курсу «Родное Подмосковье». Изд. МГУ 2007.
Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования.
2. Учебный план.
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Введение |
1 |
0,5 |
0,5 |
Первичная диагностика |
2 |
Наш край в древности |
2 |
1 |
1 |
Творческая работа. экскурсия |
3 |
Далёкое прошлое Московского края. |
5 |
4 |
1 |
Творческая работа. экскурсия |
4 |
Московская губерния |
5 |
4 |
1 |
Творческая работа экскурсия. |
5 |
Подмосковье в 20 веке. |
17 |
15 |
2 |
Проект. экскурсия |
6 |
Московская область в начале 21 века |
5 |
4 |
1 |
Экскурсия в школьном музее. Презентация |
7 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
Проект. |
|
ИТОГО: |
З6 |
28,5 |
7,5 |
|
Содержание учебного плана.
1.Вводное занятие. 1ч.
Теория. Введение в программу.
Практика. Первичная диагностика.
Раздел 1. Наш край в древности (2ч.)
Тема. Теория. Наша Родина-Подмосковье. Общая характеристика.: Археологические памятники на территории края. Наш край на археологической карте. Древние жители нашего края.
Практика:Творческие задания.Распределение обязанностей. Формирование группы экскурсоводов. Подготовка материалов для экскурсоводов. Знакомство с экспонатами школьного музея по теме.
Раздел 2.(5ч.) Далёкое прошлое Московского края.
Тема.Теория. Первые упоминания о нашем крае в исторических источниках. История Московского кремля. Наш край в период монголо-татарского нашествия.XII-XIII. Объединение вокруг Москвы. ХIV-XVIв.в. Наш край в «Смутные времена».XVIIв.
Практика: Работа с экскурсоводами по теме. Подготовка материалов для экскурсоводов.
Раздел 3.(5ч.) Московская губерния.
Тема.Теория: Наш край в Петровскую эпоху.18 век. Наш край и Отечественная война 1812 года . Знаменитые усадьбы Подмосковья.История Москвы. История города Раменское. История Гжельского промысла. Династия Кузнецовых.
Практика: Работа с экскурсоводами. Сбор материалов для экскурсоводов. Проведение экскурсий в школьном музее.
Раздел 4.(17ч.) Подмосковье в 20 веке.
Тема.Теория Социально-экономическое развитие края в начале 20 века. Две революции в судьбе края. Читаем документы. Наш край в 20-30 годах. Репрессии в судьбе каждой семьи. Великая Отечественная война в Подмосковье.Раменцы и Гжельцы в Великой отечественной. Моя семья в Великой Отечественной войне. Московская область в послевоенное десятилетие. Восстановление разрушенного хозяйства области и района. Развитие промышленности края. Наукограды Подмосковья.Социально- экономическое развитие края в 60-80-е годы 20 века. Проблемы развития сельского хозяйства области и района. История совхозов-«миллионеров».
Практика:Сбор материалов по теме.Сообщения,доклады.Оформление и размещение новых материалов в школьном музее.Проведение экскурсий в школьном музее.
Раздел 4.(5ч.) Московская область в начале 21 века.
Тема.Теория:Московская область в начале 21 века: успехи и трудности. История Гжельской школы. Работа с экскурсоводами по теме.История твоей семьи. Родословная.
Что такое проект. Как работать над проектом.
Практика:Работа над проектами.
Итоговое занятие(1ч)
Практика:
Проведение экскурсий в школьном музее .Отчёты по проектной деятельности.
Методическое обеспечение программы.
1.Учебник «История Московской области» Абдулаев Э., Сухов В.Ю., Морозов А.М.2014.г.
2.Видеофильмы Раменского телевидения.
3.Материалы школьного краеведческого музея.
Список литературы.
Список литературы для педагога.
1. Веселовский С.Б., Снегирев В.Л., Коробов Н.М. Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры 16-19 веков. М., 1955.
2. Глушкова В.Г. Монастыри Подмосковья. М., 2005.
3. Глушкова В.Г. Подмосковье, Культура, история, география. М., 2005.
4. Города Подмосковья: в 3-х книгах. М.,1979- 1981.
5. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1997.
6. Московская область: Ежегодный справочник. Вып. 1. М., 2004.
7. Московская область. История. Культура. Экономика. М., 2005.Москва и Московская область в Великой Отечественной войне.1941-1945. Краткая хроника. М., Московский рабочий.1986.
8. Островская В.Н. Древняя земля Подмосковья. М., 2004.
9. Поспелов Е.М. Топонимический словарь Московской области. М., 2001.
10. Фролов А.И. Усадьбы Подмосковья. М., 2003.
11. Веселовский С.Б., Снегирев В.Л., Коробов Н.М. Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры 16-19 веков. М., 1955.
12. Глушкова В.Г. Монастыри Подмосковья. М., 2005.
13. Глушкова В.Г. Подмосковье, Культура, история, география. М., 2005.
14. Города Подмосковья: в 3-х книгах.М.,1979- 1981.
15. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1997.
16. Московская область: Ежегодный справочник. Вып. 1. М., 2004.
17. Московская область. История. Культура. Экономика. М., 2005.Москва и Московская область в Великой Отечественной войне.1941-1945. Краткая хроника. М., Московский рабочий.1986.
18. Островская В.Н.Древняя земля Подмосковья. М., 2004.
19. Поспелов Е.М. Топонимический словарь Московской области. М., 2001.
20. Разумовский Ф.В. На берегах Оки. М., Искусство. 1988.
21. Алексеева А.И.Глушкова В.Г.Москвоведение,М.экопрос.1994
22. Города Подмосковья в 3х томах»Московский рабочий»1980г.
23. Никитина Е.В.О них и о нас.Речицы .2012г.
24. Логинов В.Скальский Ю.Эта звонкая сказка ГЖЕЛЬ.М.Сварог.1994г.
25. Бронницкий уезд.Храмы раменского района.Владимир 2008г.
26. ГреханкинаЛ.Ф.Родное Подмосковье.Москва 2012.
27. Аверьянова М.Г.Край Раменский.Памятники истории культуры.Школа радости.М.2007.
28. Аверьянова М.Г.Край Раменский хх век.М.1998г.
29. Фролов А.И. усадьбы Подмосковья. М., 2003.
Список литературы для детей и родителей.
1.Иванов Ю. Г. Памятные места Подмосковья. Смоленск, 2005.
2.Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М.,1997.
3.Островская В.Н. Древняя земля Подмосковья. М., 2004.
«Утверждено»
Директор МОУ Гжельская СО
_____________________ Н.М. Туляшева
«______»_______________20__г.
Календарный учебный график.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Краеведческий кружок «КЛИО»
Год обучения: 1
Группа: 1
Место занятий: каб. № 22. Школьный музей
№ п/п |
Месяц Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Форма контроля |
1 |
сентябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Введение |
беседа |
2 |
сентябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Наша Родина-Подмосковье. Общая характеристика. Распределение обязанностей. Формирование группы экскурсоводов. |
викторина |
3 |
сентябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Археологические памятники на территории края. Наш край на археологической карте. Творческие задания. Подготовка материалов для экскурсоводов. |
Творческая работа |
4 |
сентябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Древние жители нашего края. Сбор материалов для экскурсоводов. Знакомство с экспонатами школьного музея по теме. |
Творческая работа |
5 |
октябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Первые упоминания о нашем крае в исторических источниках. История Московского кремля. Подготовка материалов для экскурсоводов. |
беседа |
6 |
октябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Наш край в период монголо-татарского нашествия.XII-XIII.Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
7 |
октябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Объединение вокруг Москвы. ХIV-XVIв.в.Сбор материалов для экскурсоводов |
беседа |
8 |
октябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Наш край в «Смутные времена».XVIIв. Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
9 |
ноябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Наш край в Петровскую эпоху.18 век. Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
10 |
ноябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Наш край и Отечественная война 1812 года . Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
11 |
ноябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Знаменитые усадьбы Подмосковья. Работа с экскурсоводами по теме. |
сообщение |
12 |
ноябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
История Москвы. Работа с экскурсоводами по теме. |
Творческая работа |
13 |
декабрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
История города Раменское. Работа с экскурсоводами по теме. |
Экскурсия в музее |
14 |
декабрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
История Гжельского промысла. Работа с экскурсоводами по теме. |
Экскурсия в музее |
15 |
декабрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Династия Кузнецовых |
Экскурсия в музее |
16 |
декабрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Социально-экономическое развитие края в начале 20 века. Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
17 |
январь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Две революции в судьбе края. Читаем документы. Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
18 |
январь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Две революции в судьбе края. Читаем документы. Работа с экскурсоводами по теме. |
диспут |
19 |
январь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Наш край в 20-30 годах. Репрессии в судьбе каждой семьи. Работа с экскурсоводами по теме. |
дисскусия |
20 |
январь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Великая Отечественная война в Подмосковье. Работа с экскурсоводами по теме. Сбор материала. |
беседа |
21 |
февраль |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Раменцы и Гжельцы в Великой отечественной. Работа с экскурсоводами по теме. |
проект |
22 |
февраль |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Моя семья в Великой Отечественной войне. Сбор материала. |
сочинение |
23 |
февраль |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Московская область в послевоенное десятилетие. Восстановление разрушенного хозяйства области и района. Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
24 |
февраль |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Развитие промышленности края. Наукограды Подмосковья. Работа с экскурсоводами по теме. |
доклады |
25 |
март |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Социально- экономическое развитие края в 60-80-е годы 20 века. Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
26 |
март |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Проблемы развития сельского хозяйства области и района. История совхозов-«миллионеров». Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
27 |
март |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Перемены 1990-х годов. Социально- экономический кризис. |
беседа |
28 |
март |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Политическая борьба. Новые тенденции в идеологии. Сбор материала |
беседа |
29 |
апрель |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Новые тенденции в развитии культуры, возрождение духовности. Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
30 |
апрель |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Промыслы Подмосковья: прошлое и настоящее. Работа с экскурсоводами по теме. |
Конкурс рисунков |
31 |
апрель |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Московская область в начале 21 века: успехи и трудности. Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
32 |
апрель |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
История Гжельской школы. Работа с экскурсоводами по теме. |
Презентации учащихся. |
33 |
май |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
История твоей семьи. Родословная. Сбор материала. |
Презентации учащихся. |
34 |
май |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Что такое проект. Как работать над проектом |
беседа |
35 |
май |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Работа над проектом |
Конкурс проектов |
36 |
май |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Нам есть кем и чем гордиться |
.Презентации и проекты учащихся по истории Московской области и гжельского края. Экскурсии по школьному музею. |
|
|
|
|
36 ч. |
|
|
Календарный учебный график.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Краеведческий кружок «КЛИО»
Год обучения: 1
Группа: 2
Место занятий: каб. № 22. Школьный музей
№ п/п |
Месяц Число |
Время занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Форма контроля |
1 |
сентябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Введение |
беседа |
2 |
сентябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Наша Родина-Подмосковье. Общая характеристика. Распределение обязанностей. Формирование группы экскурсоводов. |
викторина |
3 |
сентябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Археологические памятники на территории края. Наш край на археологической карте. Творческие задания. Подготовка материалов для экскурсоводов. |
Творческая работа |
4 |
сентябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Древние жители нашего края. Сбор материалов для экскурсоводов. Знакомство с экспонатами школьного музея по теме. |
Творческая работа |
5 |
октябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Первые упоминания о нашем крае в исторических источниках. История Московского кремля. Подготовка материалов для экскурсоводов. |
беседа |
6 |
октябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Наш край в период монголо-татарского нашествия.XII-XIII.Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
7 |
октябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Объединение вокруг Москвы. ХIV-XVIв.в.Сбор материалов для экскурсоводов |
беседа |
8 |
октябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Наш край в «Смутные времена».XVIIв. Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
9 |
ноябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Наш край в Петровскую эпоху.18 век. Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
10 |
ноябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Наш край и Отечественная война 1812 года . Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
11 |
ноябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Знаменитые усадьбы Подмосковья. Работа с экскурсоводами по теме. |
сообщение |
12 |
ноябрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
История Москвы. Работа с экскурсоводами по теме. |
Творческая работа |
13 |
декабрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
История города Раменское. Работа с экскурсоводами по теме. |
Экскурсия в музее |
14 |
декабрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
История Гжельского промысла. Работа с экскурсоводами по теме. |
Экскурсия в музее |
15 |
декабрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Династия Кузнецовых |
Экскурсия в музее |
16 |
декабрь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Социально-экономическое развитие края в начале 20 века. Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
17 |
январь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Две революции в судьбе края. Читаем документы. Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
18 |
январь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Две революции в судьбе края. Читаем документы. Работа с экскурсоводами по теме. |
диспут |
19 |
январь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Наш край в 20-30 годах. Репрессии в судьбе каждой семьи. Работа с экскурсоводами по теме. |
дисскусия |
20 |
январь |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Великая Отечественная война в Подмосковье. Работа с экскурсоводами по теме. Сбор материала. |
беседа |
21 |
февраль |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Раменцы и гжельцы в Великой отечественной. Работа с экскурсоводами по теме. |
проект |
22 |
февраль |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Моя семья в Великой Отечественной войне. Сбор материала. |
сочинение |
23 |
февраль |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Московская область в послевоенное десятилетие. Восстановление разрушенного хозяйства области и района. Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
24 |
февраль |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Развитие промышленности края. Наукограды Подмосковья. Работа с экскурсоводами по теме. |
доклады |
25 |
март |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Социально- экономическое развитие края в 60-80-е годы 20 века. Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
26 |
март |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Проблемы развития сельского хозяйства области и района. История совхозов-«миллионеров». Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
27 |
март |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Перемены 1990-х годов. Социально- экономический кризис. |
беседа |
28 |
март |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Политическая борьба. Новые тенденции в идеологии. Сбор материала |
беседа |
29 |
апрель |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Новые тенденции в развитии культуры, возрождение духовности. Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
30 |
апрель |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Промыслы Подмосковья: прошлое и настоящее. Работа с экскурсоводами по теме. |
Конкурс рисунков |
31 |
апрель |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Московская область в начале 21 века: успехи и трудности. Работа с экскурсоводами по теме. |
беседа |
32 |
апрель |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
История Гжельской школы. Работа с экскурсоводами по теме. |
Презентации учащихся. |
33 |
май |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
История твоей семьи. Родословная. Сбор материала. |
Презентации учащихся. |
34 |
май |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Что такое проект. Как работать над проектом |
беседа |
35 |
май |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Работа над проектом |
Конкурс проектов |
36 |
май |
16.00-17.00 |
групповая |
1 |
Нам есть кем и чем гордиться |
Презентации и проекты учащихся по истории Московской области и гжельского края. Экскурсии по школьному музею. |
|
|
|
|
36 ч. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.