Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»
ПРИНЯТА: на заседании педагогического совета протокол №____от __________ г. |
УТВЕРЖДАЮ: приказ № от _____2021г. Директор школы_______________ В.В. Кокоткина |
Дополнительная общеразвивающая программа
социально – гуманитарной направленности
«Я – гражданин России»
срок реализации программы: 1 год
программу разработала: Садовская Н.В.
г. Светогорск
2021
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с:
• Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);
• Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020);
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Программа кружка «Я – гражданин России» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также на основе авторской программы Сабиной С.В. «Я – гражданин России» (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011), которая обеспечена учебником (Чутко Н.Я. «Я - гражданин России (Я - моя страна – мой мир): Учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009) и методическими пояснениями к курсу (Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009).
Цель курса: способствовать формированию гражданско- патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:
- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
Актуальность выбора определена следующими факторами
В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.
Содержание учебных пособий «Я - гражданин России» построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории.
Учебное пособие для 3 класса углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.
Внеурочные занятия в начальных классах школы - уникальная возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнении различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.
Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей. Необходим творческий подход учителя к организации содержательного общения детей с учетом их потребностей и сложившихся условий. Желательно сочетать проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия. Это сочетание вносит разнообразие и в формы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, театральный капустник, ярмарка.
Объём курса в 3 классе 36 ч из расчета 1 ч в неделю.
Календарно - тематическое планирование
1 |
Тема/ раздел курса |
Кол-во часов |
Форма проведения занятий |
Форма контроля |
|
||||
1 |
Самое необычное на Земле |
1 |
Мини-проект: «Достижения человека. Каждый человек – личность?» |
Фронтальный |
2 |
Как настоящее связано с прошлым |
1 |
Беседа «Уроки прошлого» |
Фронтальный |
3 |
Наука о происхождении и становлении человека |
1 |
Познавательная игра «Машина времени». Фантастический рассказ «Как появился человек?» |
Фронтальный |
4 |
Наука о происхождении и становлении человека |
1 |
Познавательная игра «Машина времени». Фантастический рассказ «Как появился человек?» |
Фронтальный |
5 |
Религиозно- мифологические представления о мире и человеке |
1 |
Исследовательские мини-проекты: «Легенды славян. Былинный пир. Мифы Древней Греции» |
Индивидуальный |
6 |
Религиозно- мифологические представления о мире и человеке |
1 |
Исследовательские мини-проекты: «Легенды славян. Былинный пир. Мифы Древней Греции» |
Индивидуальный |
7 |
Религиозно- мифологические представления о мире и человеке |
1 |
Исследовательские мини-проекты: «Легенды славян. Былинный пир. Мифы Древней Греции» |
Индивидуальный |
8 |
Религиозно- мифологические представления о мире и человеке |
1 |
Исследовательские мини-проекты: «Легенды славян. Былинный пир. Мифы Древней Греции» |
Индивидуальный |
9 |
Библейские представления о происхождении мира и человека. |
1 |
Исследовательский мини-проект: «Библия и наука (современные ученые о достоверности Библии)» |
Групповой |
10 |
Библейские представления о происхождении мира и человека. |
1 |
Исследовательский мини-проект: «Библия и наука (современные ученые о достоверности Библии)» |
Групповой |
11 |
Как воскресить прошлое. Археология |
1 |
Виртуальная экскурсия «Что таит прошлое? Знаменитые археологические раскопки в России. Великий Новгород: город археологии» |
Фронтальный |
12 |
Как воскресить прошлое. Этнография. Топонимика |
1 |
Экскурсия: «Как жили наши предки (жилища, одежда, обычаи)» |
Фронтальный |
13 |
Имена и фамилии |
1 |
Исследовательские мини-проекты: «Что означает мое имя? История моей фамилии. Моя родословная. «Храни меня, мой талисман» |
Индивидуальный |
14 |
Имена и фамилии |
1 |
Исследовательские мини-проекты: «Что означает мое имя? История моей фамилии. Моя родословная. «Храни меня, мой талисман» |
Индивидуальный |
15 |
Письменность |
1 |
Мини- проект «Первые буквари на Руси. От берестяных грамот до печатных книг» |
Фронтальный |
17 |
Письменность |
1 |
Мини- проект «Первые буквари на Руси. От берестяных грамот до печатных книг» |
Фронтальный |
18 |
Время и пространство в истории |
1 |
Работа с лентой времени. Экскурсия в музей |
Фронтальный |
19 |
Мы все разные |
1 |
Мини- проект «Что я знаю о себе? Что я знаю о другом?» |
Индивидуальный |
20 |
Мы все разные |
1 |
Мини- проект «Что я знаю о себе? Что я знаю о другом?» |
Индивидуальный |
21 |
Чудеса света |
1 |
Исследовательские мини-проекты: «Восьмое чудо света в России. Восьмое чудо света в мире» |
Групповой |
22 |
Чудеса света |
1 |
Исследовательские мини-проекты: «Восьмое чудо света в России. Восьмое чудо света в мире» |
Групповой |
23 |
Чудеса света |
1 |
Исследовательские мини-проекты: «Восьмое чудо света в России. Восьмое чудо света в мире» |
Групповой |
24 |
Сохранить прекрасное, вечное |
1 |
Практическая работа. География моей семьи. Где мы путешествуем и отдыхаем (маршруты моей семьи, фотоальбом путешествий) |
Индивидуальный |
25 |
Сохранить прекрасное, вечное |
1 |
Практическая работа. География моей семьи. Где мы путешествуем и отдыхаем (маршруты моей семьи, фотоальбом путешествий) |
Индивидуальный |
26 |
Сохранить прекрасное, вечное |
1 |
Практическая работа. География моей семьи. Где мы путешествуем и отдыхаем (маршруты моей семьи, фотоальбом путешествий) |
Индивидуальный |
27 |
Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир |
1 |
Виртуальная экскурсия. Памятные места Великой Отечественной войны.» |
Фронтальный |
28 |
Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир |
1 |
Виртуальная экскурсия. Памятные места Великой Отечественной войны.» |
Фронтальный |
29 |
Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир |
1 |
Виртуальная экскурсия. Памятные места Великой Отечественной войны.» |
Фронтальный |
30 |
Общечеловеческие проблемы. Здоровье людей и природа |
1 |
Экскурсия. Природа родного края. Экологический маршрут |
Самоконтроль |
31 |
Международное сотрудничество |
1 |
Беседа. Диспут. Что угрожает Земле? Сохранить Землю |
Групповой |
32 |
Россия – моя Родина |
1 |
Экскурсия : «История родного края. История моей улицы. |
Самоконтроль |
33 |
Россия – моя Родина |
1 |
Экскурсия : «История родного края. История моей улицы. |
Самоконтроль |
34 |
Время и пространство в истории |
1 |
Работа с лентой времени. Экскурсия в музей |
Фронтальный |
35 |
Россия – моя Родина |
1 |
Экскурсия : «История родного края. История моей улицы. |
Самоконтроль |
36 |
Россия – моя Родина |
1 |
Экскурсия : «История родного края. История моей улицы. |
Самоконтроль |
Содержание курса
Я – моя страна – мой мир
(36 ч)
Раздел I. Я живу в России (8 часов)
Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство - люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина.
Москва - столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи.
Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения.
Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).
Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).
Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).
Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура.
Раздел II. Без прошлого нет настоящего и будущего (10 часов)
Человек - самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория.
Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления.
Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог, неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние.
Раздел III. Как далекая Россия становится близкой (9 часов)
Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность.
Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь.
Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман, летопись, олимпиада, эра.
Раздел IV. Россия и мир (11 часов)
Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля - наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. «Чудеса света»
(искусство, наука, культура - на примере России и ряда других стран).
Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.
Россия – моя Родина.
Понятия: чудеса света, папирус, пилоны, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка.
Методическое обеспечение занятий
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Виды деятельности:
игровая, проектная, художественно-творческая, трудовая.
Формы:
Экскурсии в музеи, встречи с интересными людьми, беседы, сообщения, просмотр и обсуждение видеоматериалов, исследовательская работа, диспут, групповая работа, игры, конкурсы, викторины, выставки рисунков, экскурсии по памятным местам, выставки семейного творчества, заочные путешествия.
Наряду с традиционными формами преподавания используются адаптивные психологические формы и методы:
- ролевая игра;
- психологический тренинг;
- практикум;
- создание проблемных ситуаций;
Место проведения: школа, учреждения дополнительного образования. Время проведения: вторая половина учебного дня.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «я гражданин России» обучающиеся должны знать:
· ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе;
· учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним;
·
учащиеся обладают начальными представлениями о правах и
обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения
к окружающему миру и самому себе.
Должны уметь:
· адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
· отвечать за свои поступки;
· отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
· управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
· учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире.
Требования к УУД , которые должен сформировать обучающийся в процессе внеурочной деятельности
Личностные результаты:
· осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
· осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
· способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
1. Регулятивные УУД:
· - способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
· способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
2. Познавательные УУД:
-добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
-устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; овладение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, родословная, здоровый образ жизни. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах).
· владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
· овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,
· знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
· умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;
· умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Качества личности , которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- внимательный к сверстникам;
- коммуникабельный, социально зрелый, активный;
- толерантный, милосердный, сопереживающий;
-доброжелательный, воспитанный, целеустремленный, интеллектуальный, трудолюбивый,
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется тестирование, которое проводится 1 раз в триместр.
Критерии оценки знаний учащихся.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальная сумма баллов – 12.
10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;
8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо;
6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;
менее 6 баллов – курс не усвоен.
Формы подведения итогов реализации программы
∙ Участие в школьных и муниципальных олимпиадах по краеведению
∙ Участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах творческих работ.
∙ Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев.
∙ Оформление портфолио учащихся
∙ Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно-практических конференциях.
∙ Участие в общественно-полезных делах школы, района
Место курса в учебном плане.
Программа «Я – гражданин России» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами патриотического воспитания детей в возрасте от 9-10 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 36 ч в год.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение
Тест №1 (1 класс)
1. Выбери и отметь правильный ответ:
Как называется наша страна?
а) СССР; б) Россия; в) США; г) Англия.
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Что значит быть гражданином?
а) иметь права;
б) выполнять законы, иметь права;
в) выполнять законы.
3. Напиши полное название нашей страны:
Р ___________________
Ф ___________________
4. Соедини линиями дату и название праздника:
23 февраля День согласия и примирения
1 мая День защитника Отечества
4 ноября День России
12. июня День солидарности трудящихся
5.Какие правила поведения в школе ты знаешь?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Почему нужно соблюдать режим дня?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
7. Допиши предложение:
Родной край – это__________________________________________.
8.Назови реки Тульской области.
__________________________________________________________________________________________________________________________
9. Растения Тульской области: ___________________________________________________________________________________________________________________________________.
10. Напиши дату начала и окончания Великой Отечественной войны. __________________________________________________________________
11. Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребенком на руках. Как ты поступишь в данной ситуации?
_______________________________________________________________________________________________________________________________
12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, правила поведения в лесу.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Тест №2
1. Впиши пропущенные слова.
Главой нашего государства является __________________________,
а законы создаёт ___________________________________
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?
а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;
б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;
в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;
г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Что такое герб?
а) нагрудный знак;
б) отличительный знак города, государства;
в) эмблема;
г) рисунок.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
До какого возраста человек считается ребёнком?
а) до 14 лет; б) до 18 лет;
в) до 20 лет; г) до 25 лет.
5. Закончи предложение:
Каждый человек имеет право на _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России, и он падает в грязь. Что ты сделаешь?
__________________________________________________________________________________________________________________________
2. Объясни названия праздников.
Праздники |
Событие, которое дало название празднику |
9 Мая – День Победы |
|
12 июня – день независимости России |
|
12 апреля – день космонавта |
3. Нарисуй российский флаг.
4. Напиши название своего регионального центра.
__________________________________________________________
5. Города Тульской области: __________________________________________________________________________________________________________________________
6. Охраняемые растения Тульской области:
________________________________________________________
________________________________________________________
7. Какого человека можно назвать другом? Напиши.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Тест №3
1. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб:
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Кто утверждает важные законы нашей страны?
а) президент России;
б) правительство Российской Федерации;
в) государственная дума;
г) народ.
3. Перечисли города России:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников.
(Если сможешь, заполни все листки календаря):
январь |
февраль |
март |
май |
июнь |
ноябрь |
5.Напиши, что означают цвета флага России.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. День рождения нашей страны
а) 1 января
б) 1 сентября
в) 12 июня
г) 9 мая
7. Соедини начало и конец пословиц:
Родина – мать… …зайцу дорог
Родная сторона- мать, а… …умей за неё постоять
Родной куст и… …чужая- мачеха.
8. Напиши пословицы и поговорки о Родине.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Чем славится Тульский край.
10. Охраняемые растения и животные Тульской области:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Как мы узнаём о прошлом нашей страны.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
12. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили.
Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася… .Напиши как должен был поступить Вася.
Тестовая работа №4 (4 класс)
1. Запиши слова, близкие по значению слову «родина»
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2. Выбери и отметь правильные утверждения:
а) государство - это все люди,
живущие в стране;
Что такое б) государство - это механизм
государство? управления людьми,
живущими в стране;
в) государство устанавливает законы,
которые нельзя нарушать;
3. Выбери и отметь правильный ответ:
В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас:
а) Всеобщая декларация прав человека;
б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Конституция Российской Федерации;
г) Устав школы.
4. Соедини линиями название документа и его основное назначе
5. Выбери и отметь правильный ответ:
Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке?
а) если остался без семьи;
б) если проживает в семье;
в) если проживает с мамой;
г) если проживает с бабушкой.
6. Отметь права детей:
а) носить фамилию родителей
б) вести себя, как тебе захочется
в) жить и воспитываться в семье
г) общаться с родителями и другими родственниками
д) брать чужие вещи
7 .Отметь права человека:
а) на свободный труд
б) обманывать по поводу и без повода
в) на образование
г) на лечение
д) читать чужие записи и письма
8. Растения из Красной книги России: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Герои России: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Чем и кем славится город Тула?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Каким должен быть современный школьник. Напиши.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Какие обязанности имеет каждый ребёнок в семье. Напиши. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии оценки знаний обучающихся.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальная сумма баллов – 12.
10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;
8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо;
6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;
менее 6 баллов – курс не усвоен.
4 ноября День России
12 июня День солидарности трудящи
Ресурсное обеспечение программы
Литература основная и дополнительная
1. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011
2. Чутко Н.Я. «Я - гражданин России (Я - моя страна – мой мир): Учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
3. Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
4. Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
5. Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
6. Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и обязанности (О Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Медиаресурсы и пр.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,
Компьютерная игра – энциклопедия «Живая планета», ЗАО «Новый диск» Москва. «История России и её ближайших соседей Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
Информационно-коммуникативные средства.
1. Видеофильм «Береги природу» (DVD).
2. Словарь юного географа (CD).
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.