Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного
возраста «Прогимназия Кристаллик»
Кировского района г. Саратова
Принято на заседании педагогического совета УТВЕРЖДЕНО
МАОУ «Прогимназия Кристаллик» Директор МАОУ прогимназии
Протокол № _________ В. Л. Клевцова ____________
«_____» ___________2020 г. «_____» ___________2020 г.
Рабочая программа
кружка «Художественная аппликация»
младшей группы «Зеленый островок»
Срок реализации: один год
воспитатель:
Вертянкина Е.Г.
г. Саратов
2020г
Пояснительная записка
Актуальность. В дошкольных учреждениях с целью обучения детей третьего и четвертого года жизни традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.
В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 3-4 лет. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: создают из ладошек выразительные образы, приклеивают вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая, при этом композиции. Составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.
Сформированные навыки и умения, способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе
Цель: Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, художественных способностей в процессе работы с бумагой (аппликация).
Задачи:
1. Учить детей подбирать и чередовать предметы по форме, цвету, величине.
2. Формирование умений, навыков работы с разными материалами.
3. Формирование умения работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать с взрослыми в совместной деятельности.
4. Развитие внимания, аккуратности, зрительного восприятия, воображения детей.
5. Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до завершения.
На данных занятиях младший дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в младшей группе:10 минут-15 минут.
Всего 34 занятие.
Срок программы 1 год. Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи - аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы. К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.
Принципы организации занятий
1. Каждая аппликация должна быть интересна детям по содержанию.
2. Содержание аппликация обязательно должно предусматривать применение конструктивных (анализ образца) и технических (сгибание бумаги, скручивание, склеивание) навыков, которые дети получают на занятии и вне занятия.
3. В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой детям работы. Выполнение работ идёт от простого, к сложному.
4. В изготовлении аппликации должен принимать участие каждый ребенок.
5. Используемые воспитателем педагогические приемы помогают детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием.
6. При выполнении детьми работы следует предусмотреть место и роль воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а также их самостоятельности в организации, планировании и осуществлении трудового процесса.
7. Необходимо сочетать время работы с кратковременным отдыхом (проведение физкультминуток или пальчиковой гимнастики).
8. Использование метода синхронной работы, так как, работая вместе с детьми, педагог быстро налаживает устойчивый эмоциональный контакт с ними, создавая, таким образом, творческую мастерскую, где все занимаются одним делом. Педагог, поэтапно показывая, как выполняется та или иная деталь, даёт детям нужные советы.
9. На каждом занятии надо стараться сочетать слово, изображение и музыку. Это способствует более яркому, образному восприятию темы занятия, что, в свою очередь, развивает у ребёнка целостное восприятие мира, оказывает на него более сильное эмоционально-эстетическое воздействие.
10. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Основные методы работы
1. Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
2. Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
3. Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации кружка удастся положительно повлиять на развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей, познавательных и коммуникативных способностей, цвето-восприятие, образное мышление.
И самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Дети станут более усидчивыми, станут стремиться довести начатое дело до конца, активизируется речевая активность.
Материально-техническое обеспечение:
1. Наглядные материалы: • Иллюстрации к темам.
2. Картинки, книжки - раскраски.
3. Принадлежности для аппликации: альбомные листы А-4,заготовки из бумаги
• Цветная бумага и цветной картон, клей, кисточки, краска, мягкие салфетки.
• Самоклеящаяся и гофрированная бумаги, наборы для детского творчества.
• Простые и цветные карандаши
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО АППЛИКАЦИИ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Дата |
Название |
Программное содержание |
Октябрь занятие1 |
Тень-тень, потень, -вот какие у нас картинки! |
Знакомить с силуэтными картинками как видом изображения предметов. Учить рассматривать силуэтные изображения, узнавать, называть, обводить пальчиком, обыгрывать. Инициировать игры с тенью. Вызвать интерес к теневому театру. Развивать эстетическое восприятие, координацию в системе» глаз-рука». Воспитывать самостоятельность, уверенность, активность. |
Занятие 2 |
Ножницы разговаривают |
Учить детей правильно держать ножницы, осуществлять ими «холостые» движения, обучать технике безопасности при работе с ножницами |
Занятие 3 |
Вот какие у нас листочки. |
Вызвать интерес к созданию коллективного панно из осенних листьев. Учить раскладывать красивые листочки на голубом фоне и приклеивать. Познакомить с техникой аппликации: наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы. |
Занятие 4 |
Пушистая тучка. |
Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом-отщипывать кусочки, прикладывать к фону и прикреплять(прижимать, примазать) пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков пластилина разного цвета. Разнообразить способы деления пластилина на части (ощипывание, отрывание, откручивание, отрезание стекой).Развивать чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисть руки. |
Ноябрь Занятие 5 |
Билетики |
Учить держать правильно ножницы, разрезать ими бумагу. |
Занятие 6 |
Флажок
|
Учит клеить флажок из 2 элементов разного цвета. |
Занятие 7 |
Дорожка для куклы |
Учить детей наклеивать чередуя круг и квадрат по линии, развивая о поощряя самостоятельность. |
Занятие 8 |
Платье в горошек |
Учить детей на данной заготовке наклеивать круги бумаги, развивая эстетику. |
Ноябрь занятие 9 |
Лоскутное одеяло. |
Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики на основу (2 на 2 штуки) и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ. Подвести к практическому освоению понятия» часть и целое |
Занятие 10 |
Снеговик-великан. |
. Вызвать интерес к изображению снеговика-великана в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Формировать белые комочки из ваты, мягкой бумаги, салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать к силуэту снеговика в пределах нарисованного контура. Дать наглядное представление о части и целом (снеговик-целое, снежки-части).Учить наблюдать за оформительской работой педагога. Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности. |
Занятие 11 |
Колобок покатился по лесной дорожке. |
. Учить детей создавать выразительный образ Колобка в технике бумажной пластики: сминать бумажную салфетку в комок, раскатывать в ладошках и наклеивать на дорожку, нарисованную фломастером в виде кривой линии. Развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать интерес к изображению сказочных героев доступными средствами. |
Занятие 12 |
Разноцветные камешки |
Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами, учить мять бумагу, скатывая из неё комочки, приклеивать их к картону, формировать интерес и положительное отношение к работе. |
Декабрь занятие 13 |
Веселый снеговик |
Учить приклеивать три круга друг над другом, самые маленькие – ручки, знакомить с зимними героями, |
Занятие 14 |
Праздничная ёлочка |
Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки на основе незавершённой композиции (силуэта ёлки). Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки или креповую бумагу на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт ёлки-хаотично (огоньки) или упорядоченно (бусы, гирлянды). Разнообразить технику наклеивания: обмакивать мятые комочки в клей и прикреплять к фону, крепко прижимая. Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность, интерес к изодеятельности. |
Занятие 15 |
Снеговик-великан. |
Снеговик-великан. Задачи. Вызвать интерес к изображению снеговика-великана в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Формировать белые комочки из ваты, мягкой бумаги, салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать к силуэту снеговика в пределах нарисованного контура. Дать наглядное представление о части и целом (снеговик-целое, снежки-части). Учить наблюдать за оформительской работой педагога. Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности. |
Занятие 16 |
Вот какие у нас кораблики! |
Вызвать интерес в созданию коллективной композиции «Кораблики плывут по ручейкам» (на основе рисунков). Учить детей составлять изображение кораблика из готовых форм(трапеций и треугольников разного размера). Закрепить навык наклеивания готовых форм. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать любознательность. |
Январь Занятие 17 |
Пирамидка |
Пирамидка – одна из любимых игрушек малышей. Подобным образом придумывайте различные игры с ней, подключайте ваши игрушки. |
Занятие18 |
Вот какие у нас цыплятки. |
Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми создавать образ цыплят: по выбору педагога-рисовать или делать аппликации. Уточнить представление о внешнем виде цыплёнка (туловище и голова-круги разной величины, тонкие ножки, на голове-клюв и глаза). Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать интерес к природе, желание отображать свои представления и впечатления в изодеятельности |
Февраль Занятие19 |
Вот какой у нас букет! |
. Вызвать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить составлять композицию из готовых элементов-цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета). Показать возможность изготовления цветка в технике бумажной пластики-из мятых комочков и рваных кусочков. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме. |
Занятие20 |
Салфетка- коллективная работа |
Продолжать учить делать коллективные работы, украшая салфетку для куклы разными геометрическими фигурами, наклеивая их в хаотичном порядке. |
Занятие21 |
Утята |
Формировать у детей пространственные представления – учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, формировать положительный интерес. |
Занятие22 |
Воздушные шарики |
Закреплять у детей практические навыки аппликации, учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, наклеивать их. |
Март Занятие23 |
Облака на небе |
Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону. |
Занятие24 |
Крошки для птичек-коллективная работа |
Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону, формировать интерес и положительное отношение. |
Занятие25 |
Полосатый коврик |
Продолжать учит разрезать бумагу по нарисованным линиям, подбирать сочетания цветов, использовать в речи их названия, ориентироваться в пространстве-располагая детали в определённом порядке. |
Занятие26 |
Свободное вырезание |
Продолжать учить детей правильно пользоваться ножницами, соблюдая меры предосторожности. |
Апрель Занятие27 |
Вагончик
|
Продолжать формировать умение наклеивать готовые шаблоны на картон, обыгрывая их. |
Занятие28 |
Грибы
|
Закреплять умение составлять силуэт предмета из 2 готовых заготовок, наклеивая их на основу. |
Занятие29 |
Самолет |
Показать детям способ составления самолёта из трёх полосок разной длины, закрепив обыгрыванием и чтением стихов. |
Занятие30 |
Божьи коровки» |
Продолжать учить детей наклеивать готовые круги на предмет |
Май Занятие31 |
Цветочная поляна=кол работа |
Закреплять практические навыки, умение составлять цветок из нескольких кругов цветной бумаги, наклеивая их на картон, правильно располагая. |
Занятие 32 |
Мячики |
Учить детей наносить пальцем клей на изображение, прикладывать проклеенной стороной к бумаге, прижимать ладонью и разглаживать тряпочкой, закреплять знания о различных цветах. |
Занятие33 |
Красивая бутылка |
Научить наклеивать кусочки клейкой бумаги на объёмный предмет, формировать интерес к аппликации. |
Занятие 34 |
Салют |
Закреплять умение правильно наклеивать на фон кусочки рваной бумаги. |
Результаты освоения программы.
Результаты развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:
Диагностика
1. Создает изображения предметов из готовых фигур.
2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
Результаты:
- низкий уровень—1 балл;
- средний уровень- 2 балла;
- высокий уровень- 3 балла
Литература:
1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду II младшая группа». - М.: Т Ц Сфера, 2007
2. Янушко Е,А. «Аппликация с детьми раннего возраста» методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.:-Мозаика-Синтез .: 2006.-64 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.