Рабочая программа кружка по
художественно-эстетическому развитию
во группе раннего возраста
«ЛОВКИЕ ЛАДОШКИ»
Автор-разработчик:
Баранова М.В.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена для детей 2-3 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно-образовательного процесса.
Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образования принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей раннего дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты -все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционные техники рисования - важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и сюжет, и линия. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Педагогическая целесообразность предполагаемой программы состоит в том, что обучая малышей нетрадиционным способам рисования, воспитатель призван пробудить в ребенке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств.
Новизна данной программы заключается в комплексности содержания, и в том, что она знакомит детей со способами нестандартного рисования, дополняет основные образовательные курсы по изобразительной деятельности, художественному конструированию, по работе с природным и бросовым материалом.
С помощью нетрадиционного способа рисования, по словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Отличительные особенности данной образовательной программы:
· комплексность (обучение по нескольким разделам), интегрированность (взаимосвязь экологии и изобразительной деятельности);
· возможность художественно использовать дополнительные средства (возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинают экспериментировать и творить).
При составлении программы опирались на следующие материалы: программы «Природа и художник» Т.А. Копцевой; «Радуга красок» Н.С. Прокопьевой, «Радуга» Т.Н. Дороновой.
Цель:
- ознакомление детей со способами нестандартного рисования;
- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
- развивать творческие способности детей;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Обучающие:
- обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов;
- формировать умение оценивать созданные изображения.
Программа составлена для детей 2 - 3 лет. Занятия кружка отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Особенность возрастной группы
Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Так как дети от 2 до 3 лет только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием.
Методы
и приемы обучения:
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование потешек,
пословиц, поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение творческой работы ).
Структура занятий
Работа по данному направлению проводится следующим образом.
Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры. Стремясь установить доверительные отношения, воспитатель обращается к ребенку по имени, с улыбкой, осуществляет тактильный контакт, проявляет внимание к настроению, желаниям, чувствам. Обучение проводится в мягкой форме без насилия. В целях улучшения настроения ребенка организуются сенсорные игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, воздушными шарами, мыльными пузырями. Непосредственно - эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие проводить в форме игры. Взрослый учит жестом и словом выражать свое отношение к игрушке, людям. Он демонстрирует семиотическое значение движений, несущих различный обобщенный смысл, при этом связывая их с образом песен, стихов потешек: пожать плечами, покачать головой (как «мишка»), топнуть ножкой (рассердился мишка), погрозить пальчиком (как курочка в песенке «Цыплята»). Все это отражает смысл ситуации, помогает использовать эти знаки в общении. Воспитатель побуждает малышей действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей. Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа. Однако, они тесно связаны друг с другом.
Второй этап направлен на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей). На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации. С этой целью подобрана серия пальчиковых игр («Намотаем клубочек ниток», «Собери снеговика» и т.д.).
Третий этап реализует задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоционально-личностные, но и голосовые, и деловые контакты, а также оказание адекватных способов помощи детям и достижению совместного результата практической деятельности на основе общения. При этом, важным моментом является формирование положительной мотивационно-потребностной основы изобразительной деятельности, интересе к ее результатам. На этом этапе дети обучаются работать с различными инструментами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник (пальчики - палитра, печать от руки, печатка, тампонирование и т.д.). Для формирования игровой ситуации использовать прием «многослойного» рисования, т.е. повторного обращения к рисунку, что вызовет у детей доброе отношение к «своему» персонажу, желание помогать ему. На данном этапе реализуется задача развития у детей умения искать и находить сходство рисунка с предметом и называть его; способность понимать, «читать» свой рисунок, находить среди работ свой рисунок. При обучении рисованию учитывается индивидуально-типологические особенности детей и оказание им разных видов помощи: словесную, направляющую, обучающую.
Оборудование: альбомные листы, сухие листья, гуашь, акварельные краски,
кисти для рисования, губки, бумажные салфетки, деревянные пробки, манная крупа,
восковые мелки, свеча, поролон, отпечатки.
Организационно-методическое обеспечение:
Срок реализации кружка -1 год.
Программа разработана для детей второй группы раннего возраста (2-3 лет). Режим занятий- 1 раз в неделю, продолжительность -10-15 минут.
Форма проведения кружковой работы: групповая.
Форма занятий: тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Ожидаемый результат работы кружка:
1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности. 4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- проведение выставок детских работ;
- поделки для подарков;
- мастер-класс для родителей.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Перспективный план работы кружка «Ловкие ладошки»
с детьми группы раннего возраста
Неделя |
Тема занятия |
Нетрадиционные техники |
Задачи |
Материал |
Количество занятий |
||||||||||||||||||
|
ОКТЯБРЬ |
|
|||||||||||||||||||||
1 неделя |
«Мой любимый дождик»
|
Рисование пальчиками |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. |
Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки.
|
1 |
||||||||||||||||||
2 неделя |
«Осеннее дерево» (коллективная работа). |
Рисование ладошками |
Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. |
Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки. |
1 |
||||||||||||||||||
3 неделя |
«Вот ёжик - ни головы, ни ножек…» |
Оттиск смятой бумагой, рисование пальчиками |
Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком |
Бумага размером 1\2 альбомного листа, газета, гуашь серая, коричневая. |
1 |
||||||||||||||||||
4 неделя |
«Птички клюют ягоды» |
Рисование пальчиками |
Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции |
1\2 листа различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц |
1 |
||||||||||||||||||
5 неделя |
«Красивые цветы для пчёлки» |
Рисование ладошкой |
Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение |
Листы белой бумаги, гуашь зелёного и красного цвета, салфетки |
1 |
||||||||||||||||||
Итого за месяц |
|
5 |
|||||||||||||||||||||
|
НОЯБРЬ |
|
|||||||||||||||||||||
1 неделя |
«Свитер для друзей» |
Рисование ладошкой и пальчиками. |
Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.
|
Две куклы – мальчик девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. |
1 |
||||||||||||||||||
2 неделя |
«Ягоды на тарелочке» |
Рисование пальчиками |
Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цвет восприятие и зрительно-двигательную координацию |
Листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета. |
1 |
||||||||||||||||||
3 неделя |
«Рябинка» |
Скатывание бумаги |
Познакомить с новой техникой – скатывание бумаги. Учить аккуратно, наклеивать на изображение веточки. Развивать чувство композиции. |
Салфетки красного цвета, клейстер, цветной картон для основы с изображением веточек рябины. |
1 |
||||||||||||||||||
4 неделя |
«Мы рисуем, что хотим». |
Разные |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
Все имеющееся в наличии |
1 |
||||||||||||||||||
Итого за месяц |
|
4 |
|||||||||||||||||||||
|
ДЕКАБРЬ |
|
|||||||||||||||||||||
1 неделя |
«Зайчик» |
Рисование пальчиками. |
Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции |
Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета. |
1 |
||||||||||||||||||
2 неделя |
«Снежные комочки»
|
Рисование тычком жёсткой кистью
|
Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. |
Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь. |
1 |
||||||||||||||||||
3 неделя |
«В гостях у жирафа»
|
Рисование пальчиками |
Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость |
Картон, изображение жирафа, гуашь |
1 |
||||||||||||||||||
4 неделя |
«Маленькой ёлочке холодно зимой»
|
Рисование пальчиками |
Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку.
|
Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зелёная гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек. |
1 |
||||||||||||||||||
Итого за месяц |
|
4 |
|||||||||||||||||||||
|
ЯНВАРЬ |
|
|||||||||||||||||||||
1 неделя |
«Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа) |
Рисование техникой тычкования |
Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). |
Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая. |
1 |
||||||||||||||||||
2 неделя |
«Вишнёвый компот» |
Оттиск пробкой |
Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки. |
Силуэты банки, красная гуашь. |
1 |
||||||||||||||||||
3 неделя |
«Шарики воздушные, ветерку послушные...» |
Разные |
Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками |
Бумага размером 1\2 альбомного листа, кисти, ватные палочки, гуашь разного цвета. |
1 |
||||||||||||||||||
4 неделя |
«Украшение чайного сервиза» |
Оттиск печатками |
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. |
Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды |
1 |
||||||||||||||||||
Итого за месяц |
|
4 |
|||||||||||||||||||||
|
ФЕВРАЛЬ |
|
|||||||||||||||||||||
1 неделя |
«Красивая салфеточка» |
Рисование пальчиками |
Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. |
Белая бумага размером 50*50.Гуашь разных цветов. |
1 |
||||||||||||||||||
2 неделя |
«Снежинки» |
Свеча+акварель |
Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. |
Свеча, плотная бумага, акварель, кисти |
1 |
||||||||||||||||||
3 неделя |
«Весёлый снеговик» |
Рисование пальчиками |
Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции |
Листы бумаги с нарисованными снеговиками. Гуашь синего цвета.
|
1 |
||||||||||||||||||
4 неделя |
«Кораблик для папы» |
Скатывание бумаги |
Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. |
Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки |
1 |
||||||||||||||||||
Итого за месяц |
|
4 |
|||||||||||||||||||||
|
МАРТ |
|
|||||||||||||||||||||
1 неделя |
«Цветы для мамы» |
Рисование ладошками, пальчиками, печатками. |
Закрепить технику печатания ладошками. Воспитывать аккуратность. |
Желтая гуашь, плотный лист с изображением круга, салфетки. |
1 |
||||||||||||||||||
2 неделя |
«Бабочка» |
Рисование ватными пальчиками, тампонирование. |
Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. |
Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек. |
1 |
||||||||||||||||||
3 неделя |
«Божьи коровки на лужайке». |
Рисование пальчиками |
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность).
|
Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмнозелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках. |
1 |
||||||||||||||||||
4 неделя |
«Нарядные матрешки» |
Оттиск печатками |
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. |
Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки |
1 |
||||||||||||||||||
Итого за месяц |
|
4 |
|||||||||||||||||||||
|
АПРЕЛЬ |
|
|||||||||||||||||||||
1 неделя |
«Ночь и звёзды» |
Рисование манкой, скатывание салфеток |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. |
Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки. |
1 |
||||||||||||||||||
2 неделя |
«Рыбки в аквариуме» |
Рисование ладошкой, пальчиками |
Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. |
Тонированные листы бумаги (светлоголубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации. |
1 |
||||||||||||||||||
3 неделя |
«Закат» |
Рисование пальчиками |
Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие. |
Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки |
1 |
||||||||||||||||||
4 неделя |
«Ветка мимозы» |
Скатывание салфеток |
Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники. |
Листы с изображением ветки, желтые салфетки, ветка мимозы |
1 |
||||||||||||||||||
5 неделя |
«Морковка» |
Рисование пальчиками |
Учить рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительнодвигательную координации.
|
Листы белой бумаги с изображением моркови, гуашь оранжевого и зелёного цвета. |
1 |
||||||||||||||||||
Итого за месяц |
|
5 |
|||||||||||||||||||||
|
МАЙ |
|
|||||||||||||||||||||
1 неделя |
«Клоун» |
Рисование восковыми мелками |
Учить технике работы с графическими материалами, развивать чувство ритма. |
Контур предмета, восковые мелки, белая бумага. |
1 |
||||||||||||||||||
2 неделя |
Оформление коллажа «Подводное царство». |
Разное |
Учить детей аккуратно наклеивать готовые силуэты рыбок на один коллаж. Учить рисовать пальчиками водоросли. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом. |
Плотный синий ватман, силуэты рыбок, зеленая гуашь, клейстер, салфетки. |
1 |
||||||||||||||||||
3 неделя |
«Сиреневый букет» |
Скатывание салфеток |
Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. |
Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени. |
1 |
||||||||||||||||||
4 неделя |
«Рисуем, что хотим» |
Разное |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
Все имеющиеся в наличии |
1 |
||||||||||||||||||
Итого за месяц |
|
4 |
|||||||||||||||||||||
Итого за год |
|
34 |
|||||||||||||||||||||
Список используемой литературы
1. “Волшебный мир народного творчества”, п/р Шпикаловой Т.Я., М.: Просвещение, 2001 г.
2. Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.
3. Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-
4. Синтез, 2005 г.
5. Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: МозаикаСинтез, 2006 г.
6. “Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
7. Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
8. Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
9. Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.
10. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
11. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
12. Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.-
13. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.
14. И.А.Лыкова Цветные ладошки
15. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.