Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Садовый
им. Героя Советского Союза В. А. Васильева»
Татищевского района Саратовской области
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №_____от «____»__________20____г.
Руководитель ШМО ___________________ |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР
«___» ____________ 20___ г.
____________Величкина А. С.. |
УТВЕРЖДАЮ: директор МОУ «СОШ п. Садовый им. Героя Советского Союза В. А. Васильева»
______________ Богомолова О. Г.
приказ от __________- № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Математика с увлечением»
Уровень обучения- начальное общее образование, 4 класс
Общее количество часов: 34
Количество часов в неделю:1 Уровень :базовый
Учитель начальных классов: Каргина Л.В.
Квалификационная категория- первая
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика с увлечением» составлена на основе
ü авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2017).
п.Садовый
2022г
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Математика с увлечением» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика с увлечением» (далее – программа) составлена на основе
ü авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Математика с увлечением» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
· расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
· развитие краткости речи;
· умелое использование символики;
· правильное применение математической терминологии;
· умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
· умение делать доступные выводы и обобщения;
· обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
Ø формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
Ø освоение эвристических приемов рассуждений;
Ø формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
Ø решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
Ø развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
Ø формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
Ø формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
Ø привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Планируемые результаты изучения курса «Математика с увлечением».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса
являются:
Ø развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
Ø развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
Ø воспитание чувства справедливости, ответственности;
Ø развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия:
Ø сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
Ø моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
Ø применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
Ø анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
Ø включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
Ø выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
Ø аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
Ø сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
Ø контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в
разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
Принципы реализации программы:
Ø Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
Ø Коллективизм;
Ø Креативность (творчество);
Ø Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
Ø Научность;
Ø Сознательность и активность учащихся;
Ø Наглядность.
Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др.
Методы:
Ø Взаимодействие;
Ø Поощрение;
Ø Наблюдение;
Ø Коллективная работа;
Ø Игра.
Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.
Место кружка в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в
неделю, продолжительность занятия 40-45 минут
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Требования к результатам освоения:
Ø Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
Ø Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
Ø Решать логические задачи.
Ø Работать в коллективе и самостоятельно.
Ø Расширить свой математический кругозор.
Ø Пополнить свои математические знания.
Ø Научиться работать с дополнительной литературой.
Универсальные учебные действия
Ø Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Ø Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Ø Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Ø Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Ø Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Ø Воспроизводить способ решения задачи.
Ø Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Ø Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Ø Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Ø Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Ø Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Ø Конструировать несложные задачи.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
В результате работы по рабочей программе учащиеся 4 классов
должны знать:
инварианты;
правила решения ребусов;
правила математического соревнования;
алгоритм решения текстовых задач решаемых с конца.
должны уметь:
решать ребусы;
решать задачи на инварианты;
задачи на взвешивания;
решать задачи на логику;
решать арифметические задачи;
решать задачи на переливания.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
решать задачи на разрезания и складывание фигур.
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
работать в группах;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;
извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
уметь принять правильное направление в решении текстовых задач;
приобрести исследовательские компетенции в решении математических задач;
повысить интерес к предмету; обеспечить эмоциональное благополучие ребенка.
Требования к результатам освоения:
Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
Решать логические задачи.
Работать в коллективе и самостоятельно.
Расширить свой математический кругозор.
Пополнить свои математические знания.
Научиться работать с дополнительной литературой.
Содержание программы
Содержание курса «Математика с увлечением»
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математическиеигры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Царство математики ( 7 часов)
О математике с улыбкой. ( 2 часа)
Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых,
Решение интересных задач. Веселая викторина.
Из истории чисел. (2 часа)
Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.
Математические игры. ( 1 час)
Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число»
Четные и нечетные числа. (2 часа)
Свойства четных и нечетных чисел
Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.
Мир задач ( 4 часа)
Задачи-шутки, задачи-загадки. (2 часа)
Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста:
Задачи, решаемые с конца. (1 час)
Задуманное число
Крестьянин и царь. Сколько было яиц?
Задачи на взвешивания( 1 час)
Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.
Логические задачи. (10 часов)
Истинностные задачи. (1 час)
Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.
Несерьезные задачи. (1 час)
Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.
Логика и рассуждения(1 ч.)
Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.
Задачи с подвохом.(1 час)
Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.
Задачи на разрезания и складывание фигур. (4 часа)
Математические ребусы (2 часа)
Упражнения на быстрый счет. (4 часа)
Вычисли наиболее удобным способом.
Умножение на 9 и на 11.
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.
Использование изменения порядка счета.
Переливания.(2 часа)
Выпуск математических газет ( 1 час)
Математическая олимпиада. (5 часов)
Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и др.
Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.
Итоговое занятие
Учебно-тематический план
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.
№ п/п |
Тема |
К-во часов |
1 |
Царство математики |
7 |
2 |
Мир задач |
4 |
3 |
Логические задачи. |
10 |
4 |
Упражнения на быстрый счет. |
4 |
5 |
Переливания |
2 |
6 |
Выпуск математической газеты
|
1 |
7 |
Математическая олимпиада. |
5 |
8 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого |
34 |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Садовый
им. Героя Советского Союза В. А. Васильева»
Татищевского района Саратовской области
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №_____от «____»__________20____г.
Руководитель ШМО ___________________ |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР
«___» ____________ 20___ г.
____________Величкина А. С.. |
УТВЕРЖДАЮ: директор МОУ «СОШ п. Садовый им. Героя Советского Союза В. А. Васильева»
______________ Богомолова О. Г.
приказ от __________- № _____ |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности
«Математика с увлечением»
Класс :4
Общее количество часов: 34
Количество часов в неделю:1 Уровень :базовый
Руководитель: Каргина Л.В.
Квалификационная категория : первая
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика с увлечением» составлена на основе
ü авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2017).
п. Садовый
2022г
Календарно-тематическое планирование 4 класс
по внеурочной деятельности
«Математика с увлечением»
№ п/п |
Тема занятий |
Дата план |
Дата факт |
|
Царство математики ( 7 часов) |
|
|
1 |
О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых. |
|
|
2 |
Решение интересных задач. Веселая викторина. |
|
|
3 |
Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними. |
|
|
4 |
Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними. |
|
|
5 |
Математические игры. Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число» |
|
|
6 |
Четные и нечетные числа. Свойства четных и нечетных чисел |
|
|
7 |
Четные и нечетные числа. Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе. |
|
|
|
Мир задач ( 4 часа) |
|
|
8 |
Задачи-шутки, задачи-загадки. Таинственные задачи. |
|
|
9 |
Задачи-шутки, задачи-загадки. Задачи на определение возраста. |
|
|
10 |
Задачи, решаемые с конца. |
|
|
11 |
Задачи на взвешивания. |
|
|
|
Логические задачи. (10 часов) |
|
|
12 |
Истинностные задачи. |
|
|
13 |
Несерьезные задачи. |
|
|
14 |
Логика и рассуждения. |
|
|
15 |
Задачи с подвохом. |
|
|
16 |
Задачи на разрезания и складывание фигур. Игра «Попробуй раздели»
|
|
|
17-18 |
Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм" |
|
|
19 |
Задачи на разрезания и складывание фигур. Составление фигур из частей Колумбова яйца |
|
|
20-21 |
Математические ребусы |
|
|
|
Упражнения на быстрый счет. (4 часа) |
|
|
22 |
Вычисли наиболее удобным способом. |
|
|
23 |
Умножение на 9 и на 11. |
|
|
24 |
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. |
|
|
25 |
Использование изменения порядка счета. |
|
|
|
Переливания.(2 часа ) |
|
|
26 |
Задачи на переливание |
|
|
27 |
Задачи на переливание |
|
|
28 |
Выпуск математической газеты |
|
|
|
Математические олимпиады. (5 часов) |
|
|
29 |
Подготовка и участие в математических олимпиадах |
|
|
30 |
Подготовка и участие в математических олимпиадах |
|
|
31 |
Подготовка и участие в математических олимпиадах |
|
|
32 |
Конкурс «Лучший математик» |
|
|
33 |
Конкурс «Знатоки математики» |
|
|
34 |
Итоговое занятие |
|
|
Литература:
Нагибин Ф.Ф., Калинин Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г.
Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.- М.: ВАП, 1994
Екимова М.А Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико-
математической литературы, 2006г.
Ященко И. В. "Приглашение на математический праздник". - М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998;
Т.Г.Власова. Предметная неделя математики в школе, 2-е издание, Ростов-на- Дону,»Феникс»,2006.
Ю.М.Куликов. Уроки математического творчества., М: «Просвещение», 2005.
Л.М. Лихтарников. Числовые ребусы., Санкт-Петербург, 1996, «МИК»
В.А. Володкович. Сборник логически задач. , М.:»Дом педагогики»,2008г.
Лист корректировки
Номер урока |
Содержание корректировки |
основание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.