МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
СЕЛА ГРУШЕВСКОГО АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Пресс-центр»
СОСТАВИЛ: УЧИТЕЛЬ Петренко Анастасия Алексеевна |
УТВЕРЖДЕНО: на заседании МО гуманитарного цикла школы протокол № 1 от «30» августа 2019 г. Утверждаю: Директор МОУ СОШ №8 _______Л.В.Бородина |
с. Грушевское
2019- 2020 учебный год
Пояснительная записка
В связи со стремительным изменением и развитием информационной структуры общества требуется новый подход к формам работы с детьми. Активно начали развиваться средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Современные информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Пресс-центр». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Настоящая программа рассчитана на 1 год: 34 часа (1 час в неделю).
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Занятия в школьном кружке «Пресс-центр» развивают такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяют максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности и даже сказываются на профессиональном самоопределении.
Создание школьной газеты позволит обеспечить более эффективное использование современных технических средств обучения в образовательном процессе, перед учащимися открываются широкие возможности во внеклассной деятельности.
Практика работы показывает, что если работа по созданию школьной газеты грамотно спланирована и хорошо организована, если имеется необходимая техника и подобраны квалифицированные кадры, то школьная газета может стать важным органом школьного самоуправления, надежным помощником педагогического коллектива в воспитании учащихся, визитной карточкой школы.
Тематика газетных публикаций формы, темы, рубрики могут быть довольно разнообразными:
· тематические газеты к классным часам на важные и нужные для ребят темы;
· праздничные номера газет к юбилейным датам и красным дням календаря;
· газетные конкурсы и викторины.
Ребята учатся писать сочинения, эссе, стихи, берут интервью. Во время проведения в школе «Недели знаний» можно использовать такую форму работы, как викторина по предмету.
Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов выражения своих мыслей, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением отбора словесного материала, целесообразно его использовать его в своих творческих работах, учатся постигать технику выпуска газеты, постигают секреты мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию детей.
Деятельность кружка «Пресс-центр» представляет собой своеобразную редакцию подростковой газеты, где все ответственные должности распределены по желанию подростков и их способностям к той или иной работе (ответственный секретарь, художник, корректор, наборщик, агент по рекламе и пр.).
Программа может быть использована в работе как со старшеклассниками (14 – 17) лет, так и обучающимися начальной школы(10-11лет).
Актуальность
Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание кружка «Пресс-центр». Работа по созданию школьных кружков и по выпуску печатных газет помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей. Участие в работе школьного кружка влияет на развитие личности ребёнка, на развитие умений и навыков.
Цель:
Привлечение молодежи и школьников для ознакомления и получения первоначальных навыков и умений профессии журналиста.
Школьная газета создается в целях повышения результативности учебно-воспитательного процесса, организации на её базе различных форм образовательной деятельности учащихся и развития их личностных качеств.
Задачи:
-формирование характера журналиста-репортера, а также его эстетических и нравственных качеств;
- расширение кругозора подростков, научить их замечать интересные подробности ежедневной жизни;
научить:
помочь подросткам научиться мыслить творчески, четко и понятно высказывать свои мысли на бумаге;
познакомить с работой СМИ (газета, ТВ, радио и пр.)
поддерживать связи с редакциями местных СМИ,
содействовать созданию дружеских отношений в группах кружка, создание крепкого творческого коллектива;
воспитывать у подростков чувство национального достоинства, патриотизма, интернационализма и любви к своей Родине.
освоить особенности журналистики и издательского дела как профессии общественного типа, включая ее просветительские возможности в деле приобщения учащихся школы к средствам массовой информации;
изучить темы, жанры литературного творчества, типы редакционных изданий;
выбирать адекватные средства передачи информации с сохранением нравственных ориентиров журналистики как профессии;
способствовать созданию школьной культуры, информировать родителей учащихся и учеников о жизни школы;
3 этапа работы школьного кружка.
1. Изучение средств массовой информации: обучение детей в рамках "Школы юного журналиста", которая включает семинары, мастер- классы, занятия с журналистами.
2.Обучение практическим приемам коммуникации (сбор информации, обработка, редактирование, макетирование,)
3.Знакомство с проблемами выражения и передачи смысла. Выпуск газет, конкурсные номера.
Основные направления деятельности
Информационная.
Школьный кружок «Пресс-центр» – самая оперативная и многогранная форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы.
Образовательная.
Школьная газета используется в процессе преподавания школьных предметов. Подготовка номеров газет требует вовлечения детей в различные формы деятельности: учащиеся получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, наборщика, корректора. Обучаются дети современным технологиям, занятия проходят с использованием ИКТ. В результате работы с детьми по выпуску газет возрастает их мотивация к обучению.
Воспитательная.
Организация внеклассной воспитательной работы с учащимися на базе кружка и школьной газеты позволяет с пользой занять их свободное время, классным руководителям использовать школьную газету для централизованной подачи материалов во время проведения тематических классных часов и внеклассных мероприятий.
Газета – это общественный голос школы, отражающий реальные проблемы сегодняшней жизни и воспитывающий стремление сообща решать возникающие вопросы и проблемы, что способствует формированию общественного мнения, воспитанию гражданской позиции учащихся, сплачивает коллектив в единое целое.
Коммуникативная.
Подготовка газеты – дело коллективное, в процессе работы над выпуском дети общаются с разными людьми. Коллегиальное решение всех вопросов, общение способствуют развитию коммуникативных качеств учащихся.
Управленческая.
Школьная газета – это самая оперативная форма передачи необходимой информации от управленческой структуры к подразделениям школы. Целесообразно использование для совершенствования руководства ученическими организациями.
Координирующая.
Различные подразделения школы через газету согласуют свои действия, пропагандируют свои успехи и достижения, обсуждают свои трудности и проблемы.
Виды деятельности (формы, методы, средства обучения).
Каждую тему облекать в интересную форму (диалоги, репортажи, интервью, тренинги), стремиться говорить о серьёзном просто и ненавязчиво, уметь пошутить и крепко задеть сатирическим словом того, кто это заслужил.
В своих статьях чаще советоваться с читателями, задавая им вопросы: «Какие интересные темы, рубрики вы можете предложить?»
6. Особенности, отличия и преимущества данного вида образовательной деятельности от традиционных.
Средства массовой информации не могут не учитываться в качестве одного из важнейших компонентов образования, поскольку они несут значительное количество информации, которую можно эффективно использовать в системе образования школьников.
Школьный кружок и школьная газета обладают следующими преимуществами:
Создание школьной газеты позволит обеспечить более эффективное использование современных технических средств обучения в образовательном процессе, перед учащимися открываются широкие возможности во внеклассной деятельности.
Ожидаемый результат:
Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой выпуски школьной газеты.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; формирование умений и знаний в области журналистики.
Содержание программы
№
|
Количество часов
|
Темы
|
Вид деятельности
|
Практика письменной речи
|
Навыки
|
1.
|
1
|
Организация работы кружка. Вводное занятие. Обсуждение рубрик и тем газеты. |
Беседа Профессия журналиста
|
|
|
2.
|
1
|
Средства массовой информации |
Подбор статей из газет.
|
Знакомство со СМИ
|
|
3.
|
2
|
Заметка. Заметка информационного характера. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему. |
Занятия теоретического и практического плана. Создание и обсуждение заметки.
|
Составление заметки в школьную газету «Школьный калейдоскоп»
|
Устная и письменная работа с текстом
|
4.
|
2
|
Интервью и интервьюирование.
|
Деловая игра «Мое первое интервью». Анализ образцов интервью, взятых из газет и журналов. Интервью-зарисовка. |
Навыки коммуникабельности
|
|
5.
|
1
|
Понятие слова тренинг
|
Тренинг «Как взять интервью |
Умение построить беседу. |
|
6.
|
2
|
Культура письменной речи
|
Тезисы и конспекты
|
Работа с текстом Сост. тезисов и конспекта |
Умение выделять части текста |
7
|
2
|
Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, фотоэтюд, дружеский шарж, карты, заставки, репродукции). Рисунок в компьютере. |
Конкурс творческих работ. Работа в группах.
|
Составление рисунка. Участие в подготовке номера газеты «Школьный калейдоскоп»
|
Умение знать все виды иллюстраций
|
8
|
2
|
Требования к оформлению авторского оригинала, рукописного или набранного на компьютере текста
|
Занятия теоретического и практического плана. Создание и обсуждение рукописного текста |
Составление рукописного текста
|
Устная и письменная работа с текстом
|
9
|
2
|
Актуальность журнального материала. Актуальность тематики публикации школьного издания
|
Занятия теоретического и практического плана.
|
Составление публикации для школьной газеты «Школьный калейдоскоп»
|
Определить основные принципы разработки, актуальность тематики и реализации модели современного школьного СМИ |
10
|
1
|
Порядок распределения материала в газете
|
Занятия теоретического и практического плана. |
Определить порядок распределения материала в газете
|
|
11
|
1
|
Самые распространённые ошибки журналиста
|
Подготовка репортажа. Подбор материалов. Анкетирование. |
Статья о спортивном празднике в газету «Школьный калейдоскоп»
|
Умение описывать события по наблюдениям
|
12
|
2
|
Основные жанры публицистического стиля (повторение). Лексические и синтаксические нормы публицистического стиля |
Умение использовать особенности стиля.
|
|
|
13
|
1
|
Что такое очерк. Типы очерков, особенности жанра
|
Подбор материала к портретному очерку
|
Написание очерка «Мой друг».
|
Умение использовать особенности жанра. Диалог в повествовании. |
14
|
2
|
Написание корреспонденции. Статья. Передовая статья. Проблемная статья. Написание статьи. |
Подбор актуальной проблемы
|
Статья – рассуждение «Проблемы школьной жизни» в газету «Школьный калейдоскоп» |
Умение правильно строить сочинение – рассуждение.
|
15
|
1
|
Рассказ
|
Композиционные особенности рассказа. Подбор темы.
|
Рассказ об интересном человеке.
|
Умение правильно построить повествование, заинтересовать читателя. |
16
|
1
|
Фельетон Особенности фельетона.
|
Сатира. Подбор темы.
|
Написание фельетона «Недостатки моего характера» для школьной газеты. |
Умение неназойливо говорить о недостатках.
|
17
|
1
|
Работа над языком статьи
|
Лексика. Отбор материала
|
Эмоционально окрашенные слова, слова в переносном значении
|
Умение использовать средства художественной выразительности |
18
|
2
|
Редактирование текста.
|
Работа по совершенствованию написанного.
|
Знакомство с работой мастеров слова над рукописью.
|
Навыки работы с текстом
|
19
|
2
|
Оформление печатного издания
|
Час общения «Если бы я был редактором…», «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?», «Роль газеты в жизни моей семьи».
|
Оформление печатной газеты: заголовок, колонки, фотоиллюстрацииБеседы с членами кружка. Речевая компетенция. Работа по оформлению газеты. Участие в подготовке номера газеты «Школьный калейдоскоп» |
Формирование навыков по оформлению газеты.
|
20
|
5
|
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. |
Лекционное занятие. Практические занятия. Анализ предложенного материала.
|
|
|
итого
|
34
|
Тематическое планирование занятий
Задачи обучения :
* формирование характера журналиста-репортера, а также его эстетических и нравственных качеств;
* расширение кругозора подростков, научить их замечать интересные подробности ежедневной жизни;
* способствовать созданию школьной корпоративной культуры, информировать родителей учащихся и учеников о жизни школы;
№
|
Дата
|
Название темы
|
Количество часов |
Теория
|
Практика
|
Введение. (1ч) |
|||||
1
|
|
Вводное занятие. Профессия журналиста. Беседа |
1
|
1
|
|
Основы журналистики (16ч) |
|||||
2
|
|
Средства массовой информации
|
1
|
1
|
|
3-4
|
|
Заметка. Заметка информационного характера. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему. |
2
|
1
|
1
|
5-6 |
|
Интервью и интервьюирование. |
2 |
1
|
1
|
7
|
|
Понятие слова тренинг.
|
1
|
1
|
|
8-9
|
|
Культура письменной речи |
2
|
1
|
1
|
10-11
|
|
Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, фотоэтюд, дружеский шарж, карты, заставки, репродукции). Рисунок в компьютере.
|
2
|
1
|
1
|
12-13
|
|
Требования к оформлению авторского оригинала, рукописного или набранного на компьютере текста
|
2
|
1
|
1
|
14-15
|
|
Актуальность журнального материала. Актуальность тематики публикации школьного издания
|
2
|
1
|
1
|
16
|
|
Порядок распределения материала в газете
|
1
|
1
|
|
17
|
|
Самые распространённые ошибки журналиста
|
1
|
1
|
|
Основные жанры публицистического стиля (2ч) |
|||||
18-19
|
|
Основные жанры публицистического стиля (повторение). Лексические и синтаксические нормы публицистического стиля
|
2
|
1
|
1
|
Газетная журналистика ( 15ч) |
|||||
20 |
|
Очерк. Типы очерков, особенности жанра.
|
1
|
1
|
|
21-23 |
|
Написание корреспонденции. Статья. Передовая статья. Проблемная статья. Написание статьи.
|
3
|
1
|
2
|
24
|
|
Рассказ
|
1
|
1
|
|
25
|
|
Фельетон
|
1
|
1
|
|
26
|
|
Работа над языком статьи
|
1
|
1
|
|
27-28
|
|
Редактирование текста
|
2
|
1
|
1
|
29
|
|
Оформление печатного издания Час общения «Если бы я был редактором…», «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?», «Роль газеты в жизни моей семьи». |
1
|
1
|
|
30-34
|
|
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. |
5
|
2
|
3
|
34 ч
|
Список литературы
1) Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 272с. (Серия Филология и журналистика»)
2) Блокнот журналиста. Составители: Хлебников И.Н., Шигурова К.С., Дедов А.Н., Волкова В.К. Курган: Молодежное информационное агентство «МИА – Пресс» Курганской областной молодежной общественной организации «XXI век», 2006.
3) Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр» // Классный руководитель 2003 - №3 – с. 64 – 72.
4) Носова М.А. Положение о школьном творческом объединении редакции газеты «Мухомор» // Классный руководитель 2002 - №4 – с. 118 – 120.
5) Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.: ил.
6) Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. Пособие/ И.В. Цветкова. – М.: Просвещение, 2006
7) Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения.// Школьный психолог. 2003 - №25-26 – с.20-21
6. Интернет – ресурсы.
1) Метод проекта. (Определение).
2) http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-3.html
3) Метод проектов в обучении языку. (Основные виды. Этапы работы.)
4) http://filolingvia.com/publ/454-1-0-4260
5) Что такое журналистика? (определение). http://luboznaiki.ru/opredelenie/zhurnalistika.html
6) Журналистика.
7) http://www.al-dedov.narod.ru/index.htm
8) Что такое журналистика? Учебное пособие для старшеклассников.
9) http://www.al-dedov.narod.ru/proryv/chto.htm
10) Пособие для начинающих журналистов.
11) http://www.al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.