Рабочая программа кружка "Пресс-центр"
Оценка 4.9

Рабочая программа кружка "Пресс-центр"

Оценка 4.9
docx
30.07.2020
Рабочая программа кружка "Пресс-центр"
Рабочая программа кружка Пресс-центр.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»

СЕЛА ГРУШЕВСКОГО АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Пресс-центр»

 

СОСТАВИЛ:

УЧИТЕЛЬ Петренко Анастасия Алексеевна

УТВЕРЖДЕНО:

               на заседании МО гуманитарного цикла школы

 протокол № 1  от «30»  августа  2019 г.

                          Утверждаю:

               Директор МОУ СОШ №8 _______Л.В.Бородина

 

с. Грушевское

2019- 2020 учебный год


Пояснительная записка

В связи со стремительным изменением и развитием информационной структуры общества требуется новый подход к формам работы с детьми. Активно начали развиваться средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Современные информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Пресс-центр». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Настоящая программа рассчитана на 1 год: 34 часа (1 час в неделю).

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Занятия в школьном кружке «Пресс-центр» развивают такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяют максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности и даже сказываются на профессиональном самоопределении.

Создание школьной газеты позволит обеспечить более эффективное использование современных технических средств обучения в образовательном процессе, перед учащимися открываются широкие возможности во внеклассной деятельности.

Практика работы показывает, что если работа по созданию школьной газеты грамотно спланирована и хорошо организована, если имеется необходимая техника и подобраны квалифицированные кадры, то школьная газета может стать важным органом школьного самоуправления, надежным помощником педагогического коллектива в воспитании учащихся, визитной карточкой школы.

Тематика газетных публикаций формы, темы, рубрики могут быть довольно разнообразными:

·      тематические газеты к классным часам на важные и нужные для ребят темы;

·      праздничные номера газет к юбилейным датам и красным дням календаря;

·      газетные конкурсы и викторины.

Ребята учатся писать сочинения, эссе, стихи, берут интервью. Во время проведения в школе «Недели знаний» можно использовать такую форму работы, как викторина по предмету.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов выражения своих мыслей, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением отбора словесного материала, целесообразно его использовать его в своих творческих работах, учатся постигать технику выпуска газеты, постигают секреты мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию детей.

Деятельность кружка «Пресс-центр» представляет собой своеобразную редакцию подростковой газеты, где все ответственные должности распределены по желанию подростков и их способностям к той или иной работе (ответственный секретарь, художник, корректор, наборщик, агент по рекламе и пр.).

Программа может быть использована в работе как со старшеклассниками (14 – 17) лет, так и обучающимися начальной школы(10-11лет).

 

 Актуальность

Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание кружка «Пресс-центр». Работа по созданию школьных кружков и по выпуску печатных газет помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей. Участие в работе школьного кружка влияет на развитие личности ребёнка, на развитие умений и навыков.

Цель:

Привлечение молодежи и школьников для ознакомления и получения первоначальных навыков и умений профессии журналиста.

Школьная газета создается в целях повышения результативности учебно-воспитательного процесса, организации на её базе различных форм образовательной деятельности учащихся и развития их личностных качеств.

Задачи:

-формирование характера журналиста-репортера, а также его эстетических и нравственных качеств;

- расширение кругозора подростков, научить их замечать интересные подробности ежедневной жизни;

научить:

  1. методике создания журналистских материалов (статей, видео-сюжетов,),
  2. созданию макета, дизайну и верстке газеты,
  3. работе с фото и художественными материалами,
  4. работе с оргтехникой,

помочь подросткам научиться мыслить творчески, четко и понятно высказывать свои мысли на бумаге;

познакомить с работой СМИ (газета, ТВ, радио и пр.)

поддерживать связи с редакциями местных СМИ,

содействовать созданию дружеских отношений в группах кружка, создание крепкого творческого коллектива;

воспитывать у подростков чувство национального достоинства, патриотизма, интернационализма и любви к своей Родине.

освоить особенности журналистики и издательского дела как профессии общественного типа, включая ее просветительские возможности в деле приобщения учащихся школы к средствам массовой информации;

изучить темы, жанры литературного творчества, типы редакционных изданий;

выбирать адекватные средства передачи информации с сохранением нравственных ориентиров журналистики как профессии;

способствовать созданию школьной культуры, информировать родителей учащихся и учеников о жизни школы;

3 этапа работы школьного кружка.

1. Изучение средств массовой информации: обучение детей в рамках "Школы юного журналиста", которая включает семинары, мастер- классы, занятия с журналистами.

2.Обучение практическим приемам коммуникации (сбор информации, обработка, редактирование, макетирование,)

3.Знакомство с проблемами выражения и передачи смысла. Выпуск газет, конкурсные номера.

 

Основные направления деятельности

Информационная.

Школьный кружок «Пресс-центр» – самая оперативная и многогранная форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы.

Образовательная.

Школьная газета используется в процессе преподавания школьных предметов. Подготовка номеров газет требует вовлечения детей в различные формы деятельности: учащиеся получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, наборщика, корректора. Обучаются дети современным технологиям, занятия проходят с использованием ИКТ. В результате работы с детьми по выпуску газет возрастает их мотивация к обучению.

Воспитательная.

Организация внеклассной воспитательной работы с учащимися на базе кружка и школьной газеты позволяет с пользой занять их свободное время, классным руководителям использовать школьную газету для централизованной подачи материалов во время проведения тематических классных часов и внеклассных мероприятий.

Газета – это общественный голос школы, отражающий реальные проблемы сегодняшней жизни и воспитывающий стремление сообща решать возникающие вопросы и проблемы, что способствует формированию общественного мнения, воспитанию гражданской позиции учащихся, сплачивает коллектив в единое целое.

Коммуникативная.

Подготовка газеты – дело коллективное, в процессе работы над выпуском дети общаются с разными людьми. Коллегиальное решение всех вопросов, общение способствуют развитию коммуникативных качеств учащихся.

Управленческая.

Школьная газета – это самая оперативная форма передачи необходимой информации от управленческой структуры к подразделениям школы. Целесообразно использование для совершенствования руководства ученическими организациями.

Координирующая.

Различные подразделения школы через газету согласуют свои действия, пропагандируют свои успехи и достижения, обсуждают свои трудности и проблемы.

 

 Виды деятельности (формы, методы, средства обучения).

  1. Организация подготовки учащихся – корреспондентов школьной газеты через кружок «Пресс-центр».
  2. Педагогическое сопровождение деятельности учащихся по созданию и функционированию школьной газеты.
  3. Выпуск печатной газеты – дело коллективное, поэтому в творческом коллективе может быть очень много учащихся: корреспонденты, корректоры, наборщики. Выяснив склонности каждого, необходимо чётко распределить обязанности. Чёткости, оперативности в работе способствует регулярность проведения занятий.
  4. Выпуск газет производится под руководством педагога дополнительного образования. Наиболее эффективной формой обучения учащихся является подготовка будущих журналистов. Надо стремиться к тому, чтобы каждая статья воспитывала читателей учиться подавать любую информацию заинтересованно, внося в нее своё личное отношение.
  5. Традиционные рубрики газеты:
    • Школьные вести;
    • Интервью;
    • Мы за здоровый образ жизни;
    • Здоровое питание;
    • Поздравляем!;
    • Календарь знаменательных дат;

Каждую тему облекать в интересную форму (диалоги, репортажи, интервью, тренинги), стремиться говорить о серьёзном просто и ненавязчиво, уметь пошутить и крепко задеть сатирическим словом того, кто это заслужил.

В своих статьях чаще советоваться с читателями, задавая им вопросы: «Какие интересные темы, рубрики вы можете предложить?»

 

 

 

6. Особенности, отличия и преимущества данного вида образовательной деятельности от традиционных.

Средства массовой информации не могут не учитываться в качестве одного из важнейших компонентов образования, поскольку они несут значительное количество информации, которую можно эффективно использовать в системе образования школьников.

Школьный кружок и школьная газета обладают следующими преимуществами:

Создание школьной газеты позволит обеспечить более эффективное использование современных технических средств обучения в образовательном процессе, перед учащимися открываются широкие возможности во внеклассной деятельности.

Ожидаемый результат:

Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой выпуски школьной газеты.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; формирование умений и знаний в области журналистики.

 

 

Содержание программы

 

Количество часов

 

Темы

 

Вид деятельности

 

Практика письменной речи

 

Навыки

 

1.

 

1

 

Организация работы кружка. Вводное занятие. Обсуждение рубрик и тем газеты.

Беседа Профессия журналиста

 

 

 

2.

 

1

 

Средства массовой информации

Подбор статей из газет.

 

Знакомство со СМИ

 

 

3.

 

2

 

Заметка. Заметка информационного характера. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему.

Занятия теоретического и практического плана. Создание и обсуждение заметки.

 

Составление заметки в школьную газету «Школьный калейдоскоп»

 

Устная и письменная работа с текстом

 

4.

 

2

 

Интервью и интервьюирование.

 

Деловая игра «Мое первое интервью». Анализ образцов интервью, взятых из газет и журналов. Интервью-зарисовка.

Навыки коммуникабельности

 

 

5.

 

1

 

Понятие слова тренинг

 

Тренинг «Как взять интервью

Умение построить беседу.

 

6.

 

2

 

Культура письменной речи

 

Тезисы и конспекты

 

Работа с текстом

Сост. тезисов и конспекта

Умение выделять

части текста

7

 

2

 

Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, фотоэтюд, дружеский шарж, карты, заставки, репродукции). Рисунок в компьютере.

Конкурс творческих работ. Работа в группах.

 

Составление рисунка. Участие в подготовке номера газеты «Школьный калейдоскоп»

 

Умение знать все виды иллюстраций

 

8

 

2

 

Требования к оформлению авторского оригинала, рукописного или набранного на компьютере текста

 

Занятия теоретического и практического плана. Создание и обсуждение рукописного текста

Составление рукописного текста

 

Устная и письменная работа с текстом

 

9

 

2

 

Актуальность журнального материала. Актуальность тематики публикации школьного издания

 

Занятия теоретического и практического плана.

 

Составление публикации для школьной газеты «Школьный калейдоскоп»

 

Определить основные принципы разработки, актуальность тематики и реализации модели современного школьного СМИ

10

 

1

 

Порядок распределения материала в газете

 

Занятия теоретического и практического плана.

Определить порядок распределения материала в газете

 

 

11

 

1

 

Самые распространённые ошибки журналиста

 

Подготовка репортажа. Подбор материалов. Анкетирование.

Статья о спортивном празднике в газету «Школьный калейдоскоп»

 

Умение описывать события по наблюдениям

 

12

 

2

 

Основные жанры публицистического стиля (повторение). Лексические и синтаксические нормы публицистического стиля

Умение использовать особенности стиля.

 

 

 

13

 

1

 

Что такое очерк. Типы очерков, особенности жанра

 

Подбор материала к портретному очерку

 

Написание очерка «Мой друг».

 

Умение использовать особенности жанра.

Диалог в повествовании.

14

 

2

 

Написание корреспонденции. Статья. Передовая статья. Проблемная статья. Написание статьи.

Подбор актуальной проблемы

 

Статья – рассуждение

«Проблемы школьной жизни» в газету «Школьный калейдоскоп»

Умение правильно строить сочинение – рассуждение.

 

15

 

1

 

Рассказ

 

Композиционные особенности рассказа. Подбор темы.

 

Рассказ об интересном человеке.

 

Умение правильно построить повествование, заинтересовать читателя.

16

 

1

 

Фельетон

Особенности фельетона.

 

Сатира. Подбор темы.

 

Написание фельетона «Недостатки моего характера» для школьной газеты.

Умение неназойливо говорить о недостатках.

 

17

 

1

 

Работа над языком статьи

 

Лексика. Отбор материала

 

Эмоционально окрашенные слова, слова в переносном значении

 

Умение использовать средства художественной выразительности

18

 

2

 

Редактирование текста.

 

Работа по совершенствованию написанного.

 

Знакомство с работой мастеров слова над рукописью.

 

Навыки работы с текстом

 

19

 

2

 

Оформление печатного издания

 

Час общения «Если бы я был редактором…», «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?», «Роль газеты в жизни моей семьи».

 

Оформление печатной газеты: заголовок, колонки, фотоиллюстрацииБеседы с членами кружка. Речевая компетенция.

Работа по оформлению газеты. Участие в подготовке номера газеты «Школьный калейдоскоп»

Формирование навыков по оформлению газеты.

 

20

 

5

 

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.

Лекционное занятие. Практические занятия. Анализ предложенного материала.

 

 

 

итого

 

34

 

 

Тематическое планирование занятий

Задачи обучения :

* формирование характера журналиста-репортера, а также его эстетических и нравственных качеств;

* расширение кругозора подростков, научить их замечать интересные подробности ежедневной жизни;

* способствовать созданию школьной корпоративной культуры, информировать родителей учащихся и учеников о жизни школы;

 

Дата

 

Название темы

 

Количество часов

Теория

 

Практика

 

Введение. (1ч)

1

 

 

Вводное занятие. Профессия журналиста. Беседа

1

 

1

 

 

Основы журналистики (16ч)

2

 

 

Средства массовой информации

 

1

 

1

 

 

3-4

 

 

Заметка. Заметка информационного характера. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему.

2

 

1

 

1

 

5-6

 

Интервью и интервьюирование.

2

1

 

1

 

7

 

 

Понятие слова тренинг.

 

1

 

1

 

 

8-9

 

 

Культура письменной речи

2

 

1

 

1

 

10-11

 

 

Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, фотоэтюд, дружеский шарж, карты, заставки, репродукции). Рисунок в компьютере.

 

2

 

1

 

1

 

12-13

 

 

Требования к оформлению авторского оригинала, рукописного или набранного на компьютере текста

 

2

 

1

 

1

 

14-15

 

 

Актуальность журнального материала. Актуальность тематики публикации школьного издания

 

2

 

1

 

1

 

16

 

 

Порядок распределения материала в газете

 

1

 

1

 

 

17

 

 

Самые распространённые ошибки журналиста

 

1

 

1

 

 

Основные жанры публицистического стиля (2ч)

18-19

 

 

Основные жанры публицистического стиля (повторение). Лексические и синтаксические нормы публицистического стиля

 

2

 

1

 

1

 

Газетная журналистика ( 15ч)

20

 

Очерк. Типы очерков, особенности жанра.

 

1

 

1

 

 

21-23

 

Написание корреспонденции. Статья. Передовая статья. Проблемная статья. Написание статьи.

 

3

 

1

 

2

 

24

 

 

Рассказ

 

1

 

1

 

 

25

 

 

Фельетон

 

1

 

1

 

 

26

 

 

Работа над языком статьи

 

1

 

1

 

 

27-28

 

 

Редактирование текста

 

2

 

1

 

1

 

29

 

 

Оформление печатного издания

Час общения «Если бы я был редактором…», «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?», «Роль газеты в жизни моей семьи».

1

 

1

 

 

 

30-34

 

 

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.

5

 

2

 

3

 

34 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1)      Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 272с. (Серия Филология и журналистика»)

2)      Блокнот журналиста. Составители: Хлебников И.Н., Шигурова К.С., Дедов А.Н., Волкова В.К. Курган: Молодежное информационное агентство «МИА – Пресс» Курганской областной молодежной общественной организации «XXI век», 2006.

3)      Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр» // Классный руководитель 2003 - №3 – с. 64 – 72.

4)      Носова М.А. Положение о школьном творческом объединении редакции газеты «Мухомор» // Классный руководитель 2002 - №4 – с. 118 – 120.

5)      Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.: ил.

6)      Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. Пособие/ И.В. Цветкова. – М.: Просвещение, 2006

7)      Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения.// Школьный психолог. 2003 - №25-26 – с.20-21

 

 

6. Интернет – ресурсы.

 

1)      Метод проекта. (Определение).

2)      http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-3.html

3)      Метод проектов в обучении языку. (Основные виды. Этапы работы.)

4)      http://filolingvia.com/publ/454-1-0-4260

5)      Что такое журналистика? (определение). http://luboznaiki.ru/opredelenie/zhurnalistika.html

6)      Журналистика.

7)      http://www.al-dedov.narod.ru/index.htm

8)      Что такое журналистика? Учебное пособие для старшеклассников.

9)      http://www.al-dedov.narod.ru/proryv/chto.htm

10)  Пособие для начинающих журналистов.

11)  http://www.al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка В связи со стремительным изменением и развитием информационной структуры общества требуется новый подход к формам работы с детьми

Пояснительная записка В связи со стремительным изменением и развитием информационной структуры общества требуется новый подход к формам работы с детьми

Программа может быть использована в работе как со старшеклассниками (14 – 17) лет, так и обучающимися начальной школы(10-11лет)

Программа может быть использована в работе как со старшеклассниками (14 – 17) лет, так и обучающимися начальной школы(10-11лет)

Информационная. Школьный кружок «Пресс-центр» – самая оперативная и многогранная форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы

Информационная. Школьный кружок «Пресс-центр» – самая оперативная и многогранная форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы

Каждую тему облекать в интересную форму (диалоги, репортажи, интервью, тренинги), стремиться говорить о серьёзном просто и ненавязчиво, уметь пошутить и крепко задеть сатирическим словом того,…

Каждую тему облекать в интересную форму (диалоги, репортажи, интервью, тренинги), стремиться говорить о серьёзном просто и ненавязчиво, уметь пошутить и крепко задеть сатирическим словом того,…

Заметка на дискуссионную тему

Заметка на дискуссионную тему

СМИ 10 1 Порядок распределения материала в газете

СМИ 10 1 Порядок распределения материала в газете

Фельетон Особенности фельетона

Фельетон Особенности фельетона

Тематическое планирование занятий

Тематическое планирование занятий

Требования к оформлению авторского оригинала, рукописного или набранного на компьютере текста 2 1 1 14-15

Требования к оформлению авторского оригинала, рукописного или набранного на компьютере текста 2 1 1 14-15

Фельетон 1 1 26

Фельетон 1 1 26

Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики

Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2020