Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Романовский детский сад № 1»
Романовского района, Алтайского края
Рабочая программа
кружка «В мире природы»
для подготовительной к школе группы
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Борисовская Е.А.,
воспитатель ДОУ I квалификационной категории
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего, мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума»
В. Сухомлинский.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о
природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Наше выживание сегодня полностью зависит от защиты окружающей среды, мы должны внушить каждому ребенку простую и убедительную мысль: «Люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь».
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняется флора и фауна, выпадают кислотные дожди – это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их учетом. Активная позиция детей – показатель степени экологической культуры подрастающего поколения.
Для того чтобы ребенок был более внимательным, следует учить его вести наблюдения за явлениями природы, любоваться увиденным. Дошкольник, который занимается наблюдением, намного спокойнее, усидчивее, добрее, внимательнее других детей.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Цели кружковой работы: обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, взаимосвязях и отношениях между ними; развитие любознательности и наблюдательности; воспитание любви к природе родного края.
Задачи экологического кружка «В мире природы»:
- подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
- развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
- учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.
- дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
- дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)
- включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).
- воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
Основные направления экологического кружка «В мире природы»:
Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет
эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:
- принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип
предусматривает учет возрастных особенностей детей.
- принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических
функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
- принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность
одновременно во всех направлениях развития.
- принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной
деятельности детей и взрослых.
- принцип системности. Деятельность планируется систематически.
- принцип «от простого к сложному». Начинаем с простых понятий,
заканчиваем серьезными умозаключениями.
Алгоритм организации кружковой работы и план работы педагога на каждом этапе:
1. Определение проблемы, актуальной и интересной для всех участников кружка, разрешение которой посильно детям, а также соответствует материально-техническим возможностям ДОУ.
2. Мотивация деятельности и разработка плана действий. Это создание проблемной ситуации, вызывающей у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы и составить план действий.
3. Практическая деятельность по реализации кружковой работы. На этом этапе идет сбор и накопление материала. На этапе реализации кружковой работы открываются широкие возможности для организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагога и родителей. Предусматривается интеграция образовательных областей.
Методическое сопровождение кружковой работы включает практические материалы, помогающие не только спланировать, но и реализовать кружковую работу: экскурсии, наблюдения, опыты, работа с моделями, беседы, различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику, игры, рассказы воспитателя, чтение художественной литературы.
Организация деятельности и режим экологического кружка
Кружок проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц во второй половине дня. (36 занятий в год). Занятие продолжительностью 30 минут.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
· игровые ситуации;
· наблюдение;
· беседа;
· исследовательская деятельность;
· экспериментальная деятельность.
В качестве подведения итогов планируется провести игровые конкурсы, викторины, экологические марафоны.
Условия реализации кружковой работы «Учись любить природу» в ДОУ:
1. Создание предметно-пространственной развивающей природной среды в ДОУ (экологически правильно озелененный участок, наличие экологической площадки на участке детского сада, уголки природы в группах).
2. Сотрудничество педагога и родителей.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях.
- понимать ценность природных объектов.
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста
Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.
Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно-чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.
Перспективный календарно-тематический план кружковой работы
|
Дата |
Тема |
Программные задачи |
Источник |
|
Сентябрь |
|||
|
1 неделя |
Что изучает экология. Как стать юным экологом |
- дать понятие экологии как науки; - сформировать представление о том, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных), создает для них хорошие условия |
Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ (с.74) |
|
2 неделя |
Земля – наш дом |
- сформировать у детей общее представление о планете Земля, современном состоянии природы; - подвести к пониманию: чтобы спасти нашу планету (она сейчас в опасности), надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней общаться |
Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ (с.75) |
|
3 неделя |
Природный дом |
- сформировать у детей представление о том, что природный дом есть у каждого растения, животного, человека; это все то, что окружает живые организмы в природе |
Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ (с.76) |
|
4 неделя |
Я и все мы |
- сформировать представление о том, что каждый человек – частичка Вселенной; каждый способен на многое, но только все вместе люди – огромная сила, от которой зависит будущее нашей планеты Земля |
Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ (с.79)
|
|
Октябрь |
|||
|
1 неделя |
Село, в котором я хотел бы жить |
- учить детей коллективному творчеству; - дать возможность ощутить радость поиска наилучших решений |
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми (с.115) |
|
2 неделя |
Природа дарит чудеса |
- продолжать знакомить с родным краем, его климатическими и природными условиями; - учить детей работать с календарем природы, фиксировать результаты, отражать свои впечатления в рисунках; - учить договариваться между собой, работать в парах |
Костюченко М.П. Исследовательская деятельность на прогулках. Экологические занятия с детьми 5-7 лет (с.41) |
|
3 неделя |
Объекты неживой природы |
- познакомить с объектами неживой природы, их характерными особенностями; - учить работать с календарем природы (погоды) |
Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ (с.80) |
|
4 неделя |
Солнце – большая звезда. Солнце – источник света и тепла |
- обратить внимание на постоянное присутствие солнца (света, тепла) в нашей повседневной жизни; - познакомить детей с «небесным светилом» - Солнцем.
|
Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ (с.80) |
|
Ноябрь |
|||
|
1 неделя |
Роль света в жизни растений, животных, человека. Сезонные изменения в природе. |
- познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира. - учить понимать причины сезонных изменений в природе.
|
Авторская разработка Экспериментирование |
|
2 неделя |
Экскурсия в осенний парк «Как растения готовятся к зиме» |
- сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустарников, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению; - уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью; - познакомить с трудом людей в парке по уходу за растениями осенью |
Авторская разработка |
|
3 неделя |
«Прозрачный невидимка». Воздух |
- познакомить с понятием «воздух» («воздушная среда»), его современным состоянием и значением в жизни человека; - показать на опытах движение воздуха, его состав; воздух занимает место |
Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ (с.81) |
|
4 неделя |
«Волшебница Вода» |
- познакомить с понятиями «водная среда», «Мировой океан», значением воды для жизни на Земле; - показать на опытах, что вода может находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном; что в воде есть воздух и что вода - растворитель |
Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ (с.83) |
|
Декабрь |
|||
|
1 неделя |
Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе |
- обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни; - показать, где в каком виде существует вода в окружающей среде; - рассказать о «путешествии капельки»; - познакомить с явлением «кислого» дождя |
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет (с.106) |
|
2 неделя |
Явления неживой природы |
- продолжать знакомить с явлениями неживой природы, их происхождением, влиянием на все живое; - познакомить с правилами безопасного поведения во время грозы, гололеда; - развивать любознательность, наблюдательность |
Костюченко М.П. Исследовательская деятельность на прогулках. Экологические занятия с детьми 5-7 лет (с.30) |
|
3 неделя |
Осадки |
продолжать знакомить с явлениями природы, видами и происхождением осадков; - развивать наблюдательность и любознательность |
Костюченко М.П. Исследовательская деятельность на прогулках. Экологические занятия с детьми 5-7 лет (с.27) |
|
4 неделя |
Почва – верхний слой земли – «Живая земля»
|
- познакомить детей с понятием «Живая земля»; - познакомить с составом земли – почвой.
|
Авторская разработка |
|
Январь |
|||
|
1 неделя |
Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека. |
- учить узнавать, различать, называть обитателей почвы; - рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека
|
Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ (с.85) |
|
2 неделя |
Человек и неживая природа |
- показать взаимосвязь компонентов неживой природы и зависимость от них человека |
Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ (с.86) |
|
3 неделя |
Растительный мир, его разнообразие |
- формировать представления детей о многообразии мира растений; о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений; - познакомить с разнообразием растительного мира на территории детского сада |
Авторская разработка |
|
4 неделя |
Развитие растений. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений. |
- формировать у детей представления о том, что для жизни растений необходимо сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва; - показать, как отношение человека влияет на рост и развитие растений |
Авторская разработка Экспериментирование |
|
Февраль |
|||
|
1 неделя |
Комнатные растения |
- расширить представление о разнообразии комнатных растений, правилах ухода за ними; - сформировать представления детей о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге; - показать на опыте, как растение теряет воду через испарение |
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет (с.61) |
|
2 неделя |
Путешествие в страну «Вредных и полезных растений» |
- познакомить детей с классификациями растений по признаку места произрастания и полезности для человека (культурные и дикорастущие; Лекарственные и ядовитые); -учить различать их в природе |
Авторская разработка |
|
3 неделя |
Лекарственные растения |
- познакомить с видовым составом, местом произрастания, характерными особенностями, применением лекарственных растений |
Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ (с.97) |
|
4 неделя |
Ядовитые растения и растения-сорняки |
-закрепить знания о видовом составе, внешнем виде и характерных особенностях ядовитых растений; - учить осторожному обращению с ними; - познакомить с видовым составом сорных растений, рассказать о вреде, который они причиняют культурным растениям и как с ними бороться |
Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ (с.100, 95) |
|
Март |
|||
|
1 неделя |
Важность растений ни с чем несравнима |
- учить детей понимать происходящие в природе процессы; - дать представление о значении растений; - показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова |
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми (с.96) |
|
2 неделя |
Экскурсия в весенний парк (рябиновую рощу) |
- сформировать у детей представления о состоянии «оживания» растений весной; - уточнить представления детей об условиях жизни растений весной; - познакомить с трудом людей в парке по уходу за растениями весной |
Авторская разработка |
|
3 неделя |
Животные, их разнообразие и значение в природе и в жизни человека |
- расширить знания о разнообразии представителей животного мира, их жизненном пространстве, значении для человека и для природы в целом
|
Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ (с.105) |
|
4 неделя |
Домашние и дикие животные, их значение в жизни человека |
-уточнить с детьми признаки домашних животных; - показать, что они отличаются от диких животных; - уточнить представления об условиях обитания и повадках этих групп животных, опираясь на наблюдения за домашними питомцами; - упражнять умственные способности детей |
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет (с.90) |
|
Апрель |
|||
|
1 неделя |
Охрана растений и животных. Красная книга Алтайского края |
- научить детей осознавать значение растений и животных не только для человека, но для природы в целом; - познакомить детей с Красной книгой Алтайского края; - помочь детям осознать, что исчезновение животных и растений на Земле приведет к гибели всей природы, в том числе и человека. |
Авторская разработка Встреча с библиотекарем |
|
2 неделя |
Что мы знаем о птицах? |
- уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их обитания и роли человека в жизни птиц |
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет (с.92) |
|
3 неделя |
Рыбы наших водоемов |
- расширить представления о видовом составе, особенностях строения, передвижения, питания, среде обитания рыб водоемов района |
Авторская разработка |
|
4 неделя |
Какие бывают насекомые? |
- систематизировать представления детей о многообразии насекомых; - учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы), местам обитания (наземные, водные), способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие); - закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания; - воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним |
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет (с.34) |
|
Май |
|||
|
1 неделя |
«Кто в лесу главный?». Лес как пример сообщества. |
- дать детям первоначальные сведения о лесе; - учить различать 5-7 деревьев; - более подробно познакомить детей с обитателями хвойного леса (бора) нашего района |
Авторская разработка |
|
2 неделя |
Экологические пирамиды |
-формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга |
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет (с.96) |
|
3 неделя |
Природа и человек (обобщающее занятие) |
- уточнить знания детей о необходимости бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле; - привлечь их внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, воздуха, почвы; - показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой |
Авторская разработка |
|
4 неделя |
Праздник «Мы – друзья природы» |
- закрепить у детей знания о правилах поведения в природе; - учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу; - доставить детям радость от участия в общем празднике |
Авторская разработка |
Библиография
· Баринова Е.В. Учимся любить природу. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014.
· Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Воронеж, «Учитель», 2002.
· Воронкевич О.А. Детские экологические проекты. - Санкт-Петербург, 2014.
· Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Организация деятельности детей на прогулке (подготовительная группа). – Волгоград, «Учитель», 2015.
· Костюченко М.П. Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия и детьми 5-7 лет. – Волгоград, «Учитель», 2014.
· Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Москва, «Асар», 1996.
· Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. - Ярославль, «Академия Холдинг», 2002.
· Соколова Л.А. Экологическая тропа детского сада. - Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2014.
· Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. – Москва, «Сфера», 2008.
· Шорыгина Т.А. Беседы о том, кто где живет – Москва, «Сфера», 2014.
Интернет-ресурсы
· www.edu.ru – Единый образовательный портал
· http://www.moi-detsad.ru/
· http://www.maam.ru
· http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.