Рабочая программа курса по выбору обучающихся "Решение элементарных биологических задач" (9 класс)
Оценка 4.9

Рабочая программа курса по выбору обучающихся "Решение элементарных биологических задач" (9 класс)

Оценка 4.9
docx
28.06.2020
Рабочая программа курса по выбору обучающихся "Решение элементарных биологических задач" (9 класс)
КПВ, 9В класс Решение элемент биологических задач.docx

 

 

Результаты изучения курса «Решение элементарных биологических задач»

в 9 классе

Изучение курса даёт возможность достичь следующих предметных результатов:

Учащиеся должны знать:

·         Признаки биологических объектов: живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий), клеток, популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы;

·         Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

·         особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

В результате прохождения курса учащиеся должны уметь:  

·         объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; роль различных организмов в жизни человека; взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; родство человек с млекопитающими животными; причины наследственности и изменчивости; роль гормонов и витаминов в организме.

·         распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека, органы цветковых растений, растения разных отделов, органы и системы органов разных животных, животных отдельных типов и классов.

·         выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистемах.

·         сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе
сравнения.

·         определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация), соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму.

·         анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах.

·         проводить самостоятельный поиск информации: находить в тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями.

·         устанавливать соответствие, последовательность биологических объектов, процессов, явлений;

·         проводить множественный выбор, оценивать правильность биологических суждений.

·         работать с результатами научных исследований, представленными в графической форме, со статистическими данными, представленными в табличной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса «Решение элементарных биологических задач»

Тема 1. Биология как наука. Методы биологии (2 час)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

Тема 2. Признаки живых организмов (4 часа)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества. Гены и хромосомы.

Строение эукариотической клетки. Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке.

Вирусы – неклеточные формы жизни.

 

Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой природы (8 часа)

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.

Царство Грибы.  Роль грибов в природе и в жизни человека. Лишайники. организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.

Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.

Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

 

Тема 4. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.

Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Тема 5. Человек и его здоровье (12 часов)

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны.

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

Дыхание. Система дыхания.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

Покровы тела и их функции.

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

Органы чувств, их роль в жизни человека.

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. 

Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении зрения.

 

Тема 6. Решение  вариантов ОГЭ (4 часа)

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности  Время выполнения работы. Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ. Разбор типичных ошибок. Рекомендации по выполнению.

 

Тематическое планирование

№ занятия

Тема

Количество часов

Тема 1. Биология как наука. Методы биологии.

2

1

Биология как наука. Методы биологии

1

2

Решение заданий  в формате ОГЭ по темам: «Биология как наука», «Методы биологии»,

1

Тема 2. Признаки живых организмов

4

3

Клетка как биологическая система

1

4

Решение заданий в формате ОГЭ по теме:

«Клетка: строение и состав»

1

5

Признаки живых организмов                                                    

1

6

Решение заданий в формате ОГЭ по теме:

«Признаки живых организмов

1

Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой природы

8

7

Царство Бактерии.                                                                      

1

8

Царство Грибы

1

9

Решение заданий в формате ОГЭ по темам:

«Царство Бактерии», «Царство Грибы»

1

10

Царство Растения.

 

1

11

Решение заданий в формате ОГЭ по теме: «Царство Растения»

1

12

Царство Животные

1

13

Учение об эволюции органического мира

1

14

Решение  заданий в формате ОГЭ по темам: «Царство Животные»,  «Учение об эволюции органического мира»

1

Тема 4. Взаимосвязи организмов и окружающей среды

4

15

Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия  видов. 

1

16

Экосистемы, их структура. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.

1

17

Учение о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы

1

18

Решение заданий в формате ОГЭ по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

1

Тема 5. Человек и его здоровье

12

19

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.  Рефлекс. Гормоны.

1

20

Решение заданий в формате ОГЭ по темам: «Общий план строения человека», «Нейрогуморальная регуляция организма»

1

21

Органы чувств, их роль в жизни человека.

1

22

Решение заданий в формате ОГЭ по теме: «Органы чувств» 

1

23

Опорно-двигательный аппарат.

1

24

Решение заданий в формате ОГЭ по теме: «Опорно-двигательный аппарат»,

1

25

Внутренняя среда организма. Транспорт веществ.  Дыхание.

1

26

Решение заданий в формате ОГЭ по темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ», «Дыхание».

1

27

Пищеварение. Обмен веществ.

1

28

Решение заданий в формате ОГЭ по темам: «Пищеварение», «Обмен веществ»  

1

29

Решение заданий в формате ОГЭ по темам: «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека»

1

30

Решение  заданий в формате ОГЭ по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи»

1

Тема 6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ

4

31

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы.

Решение демонстрационного варианта ОГЭ

1

32

Анализ ошибок, допущенных при решение демонстрационного варианта ОГЭ.

         1

33-34

Решение  вариантов ОГЭ. Анализ решений.

        2

 


 

Рабочая программа курса по выбору обучающихся "Решение элементарных биологических задач" (9 класс)

Рабочая программа курса по выбору обучающихся "Решение элементарных биологических задач" (9 класс)

Результаты изучения курса «Решение элементарных биологических задач» в 9 классе

Результаты изучения курса «Решение элементарных биологических задач» в 9 классе

Содержание курса «Решение элементарных биологических задач»

Содержание курса «Решение элементарных биологических задач»

Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость

Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость

Царство Бактерии. 1 8

Царство Бактерии. 1 8

Решение заданий в формате ОГЭ по теме: «Опорно-двигательный аппарат», 1 25

Решение заданий в формате ОГЭ по теме: «Опорно-двигательный аппарат», 1 25
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2020