Рабочая программа курса психолого-педагогического сопровождения учащихся 8-х классов «Технология выбора профессии»
Оценка 4.6

Рабочая программа курса психолого-педагогического сопровождения учащихся 8-х классов «Технология выбора профессии»

Оценка 4.6
doc
02.11.2022
Рабочая программа курса психолого-педагогического сопровождения  учащихся 8-х классов «Технология выбора профессии»
Рабочая программа курса технология выбора профессии, 8 кл..doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

 

 

 

курса психолого-педагогического сопровождения

учащихся 8-х классов «Технология выбора профессии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс «Технология выбора профессии» - интегративный курс психолого-педагогического сопровождения обучающихся 8 класса, который решает одновременно несколько задач, связанных с особенностями данного возрастного периода развития ребёнка. Подростковый период занимает особое место в жизни человека, когда происходит переход от детства к взрослости, меняется содержание сознания, мировосприятия, появляются значительные субъективные трудности и переживания, связанные с этими изменениями, формируется новый тип отношений со взрослыми и сверстниками, расширяется круг интересов. Центральным новообразованием возраста является возникновение и развитие самосознания, поэтому одной из главных задач курса является формирование и стимулирование развития социоморальной взрослости подростка, как готовности строить конструктивные отношения с миром взрослых на основании развития собственной Я-концепции, принятия собственного Я, чувства адекватности и способности осознанно принимать значимые для общества нормы, правила, ценности, формирование активной позиции в учебной деятельности, развитие самооценки, как важнейшего регулятора поведения  и механизма саморегуляции. Другой важной задачей курса является развитие профессионального самоопределения на основе сконструированной собственной психологической идентичности, построения модели собственного психического развития, которая включает знания о собственных психических качествах и на основании знаний о мире профессионального труда,   усвоения алгоритма психологического  анализа профессий и умения критически осмыслять и адекватно оценивать особенности современного рынка труда,  самостоятельно действовать на рынке образовательных услуг, конструировать собственный образовательный маршрут.

 Курс носит ориентационный, ознакомительный характер, выходит за рамки традиционных учебных предметов и знакомит школьников с основными психологическими понятиями, относящимися к психологии личности, способствует самопознанию в области своих психических и профессионально значимых качеств, личностному самоопределению и выбору профиля обучения в старшей школе. Курс выполняет функции расширения содержания знаний в области психологии   и профориентации, способствует развитию навыков исследовательской деятельности в области самопознания. В ходе занятий организуется психологическая диагностика и самодиагностика основных психических качеств, необходимых для успешной адаптации в социуме и функциональных средств труда, используемых в профессиональной деятельности. Учащиеся обучаются способам принятия научно обоснованных решений о выборе индивидуального маршрута образования на основании проделанных исследований и самонаблюдения.

Курс рассчитан на 34 часа предпрофильной подготовки в 8 классе, состоит   из самостоятельных модулей. В ходе изучения курса, учащиеся выполняют большое количество практических заданий, упражнений, тестов, творческих и исследовательских работ. Итоговой работой является создание обобщённого психологического резюме своих профессионально значимых качеств и проект версий индивидуальной образовательной траектории.

Основные результаты планируются в отношении достижений личностного, социального, познавательного развития учащихся, развитие   способности и готовности к самоопределению, собственному профессиональному выбору, развитие самосознания, адекватной, реалистичной самооценки, рефлексивной оценки собственных возможностей, целеустремлённости, настойчивости и готовности к самостоятельным и осознанным действиям.

Основной формой взаимоотношений с подростками является диалогическое сотрудничество, предполагающее взаимоуважение, помощь, доверие, экспертное, объективное оценивание реальных достижений учеников.

Предлагаемые занятия строятся как система развивающих бесед, заданий, выполняемых самостоятельно и под руководством взрослого. Работа проводится в группе, однако носит индивидуальный характер. Каждый ребёнок в ходе занятия имеет возможность проявить свою активность в общей деятельности. В данной программе используются групповые, интерактивные методы обучения, на занятиях создаётся непринуждённая атмосфера, которая стимулирует активность, креативность, интерес к собственному внутреннему миру и собственным достижениям.

 

Цели программы:

психолого-педагогическое сопровождение учащихся средней школы, развитие самосознания и профильное самоопределение обучающихся.

 

Задачи курса:

·         сформировать у школьников элементарные представления об основных психологических качествах человека, необходимых для успешной адаптации в обществе и профессиональной деятельности;

·         развивать у школьников отношение к себе как к активному субъекту будущего профессионального труда, навыки исследовательской деятельности, включая сюда анализ информации по предмету, оформление результатов работ в соответствии с целями исследования, представление результатов в необходимом для этого виде;

·           обеспечить школьников способами и приёмами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;

·           обеспечить школьников способами социально приемлемого взаимодействия с учителем и одноклассниками в совместной учебной деятельности, развивать владение вербальными и невербальными средствами общения, формировать умение слушать и уважать собеседников, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения;

·           способствовать личностному развитию через формирование интеллектуальных чувств, учебно-познавательной мотивации, рефлексии собственной   познавательной и учебной деятельности.

 

Формы деятельности:

·         анализ собственного жизненного опыта;

·         анализ результатов психологической диагностики, практических примеров, проблемных ситуаций;

·         групповые дискуссии; индивидуальная работа;

·         анализ научных и художественных источников, СМИ;

·         творческие и эвристические задания.

Оценка достижений учащихся:

 

оценивание происходит по результатам психодиагностического исследования и рефлексивного анализа образовательного продукта, активности участия в общей работе. Результаты заносятся в "Портфолио» учащихся.

 

 

Используемая литература:

 

1.      Гуткина М.С., Лернер П.С., Михальченко Г.Ф. и др. «Твоя профессиональная карьера», М. – Просвещение, 2005.

2.      Прощицкая Е.Н., Практикум по выбору профессии. – М.,1995.

3.      Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

Рекомендуемая литература для учащихся:

 

1.Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе: Книга для учащихся. М., Просвещение, 1991.

2.Коломинский Я.Л. Человек: психололгия: Книга для учащихся старших классов. М., Просвещение, 1986.

3.Лезер Ф., Тренировка памяти. М., 1979.

4.Мерлин В.С., Структура личности. Пермь: 1990.

5.Немов Р.С., Психология.т.1, 2 – М. – Просвещение, 1994.

6.Прощицкая Е. Выбирайте профессию: Учебное пособие для старших классов средней школы. М., Просвещение, 1991.

7.Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. М: Вако, 2005.

8.Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс для учащихся 9 классов: Учебное пособие/ С. Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Е. О. Черкашин. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; 2004.

9.Страхов И.В., Психология характера. – Саратов:1970.

10.Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений/М.С.Гуткин, П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко и др. под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. - М. Просвещение, 2005.

11.Тесты для выбирающих профессию/Сост.А.М.Кухарчук, В.В.Лях., С.Т.Макарова. -Минск: «Современное слово», 2005

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование курса:

 

Тема урока

теория

практика

1

Цели и задачи курса. Труд как потребность человеческой жизни.

1

 

2

Понятие о профессии, специальности, должности.  Многообразие мира профессионального труда.

1

 

3

Новые профессии. Престижные профессии. Типичные ошибки при выборе профессии.

1

 

4

Анализ профессий. Психологические признаки профессиональной деятельности. Предмет труда в профессиональной деятельности. Классификация профессий по предмету труда.

Практическая работа №1 Работа по определению профессиональных склонностей и предпочтений.

0,5

0,5

5

Цели труда и классификация профессий по целям труда.

Практическая работа №2 Определение причин выбора профессии.

0,5

0,5

6

Средства профессионального труда.

1

 

7

Проблемность и коллективность трудового процесса.

1

 

8

Ответственность и самостоятельность в труде.

1

 

9

Условия труда.

1

 

10

Особенности деловых контактов.

Практическая работа №3 Выявление готовности школьников к работе в условиях интерактивного взаимодействия.

1

 

11

Рынок труда и потребности в кадрах. Работа в группах.

1

 

12-13

Формула профессии. Профессиограмма – характеристика профессии.

Практическая работа №4 Составление профессиограмм.

1

1

14

Требования профессии к человеку. Представления о себе и выбор профессии.

1

 

15

Внутренний мир человека и возможности его познания.

1

 

16

Способности и профессиональная пригодность.

1

 

17

Способность быть внимательным.

Практическая работа № 5 Определение свойств внимания.

 

1

18

Способности к запоминанию информации.

Практическая работа №6 Определение свойств памяти.

 

1

19

Интеллектуальные способности и успешность профессиональной деятельности.

Практическая работа №7 Выполнение теста общих умственных способностей (КОТ).

 

1

20

Творческие способности и воображение.

0,5

0,5

21

Эмоциональный мир человека. Практическая работа №8 Эмоции в школе.

 

0,5

0,5

22

Эмоции и здоровье.
Практическая работа №9 Определение уровня депрессивности.

0,5

0,5

23-24

Волевые качества человека.

Практическая работа №10 Определение уровня субъективного контроля.

0.5

0.5

25

Человек среди людей. Личностные и коммуникативные свойства человека. Социализация.

Практическая работа №11 Определение уровня социализации.

0,5

0,5

26

Направленность личности.

Практическая работа №12 Тест по определению профессиональной направленности.

0.5

0.5

27-28

Интересы и склонности в профессиональном выборе («Я хочу»). Способности человека, их значение для выбора профессии («Я могу»).

Практическая работа №13 Работа с опросником по определению профессиональной готовности.

0.5

0.5

29

Свойства нервной системы человека. Темперамент. Виды темперамента. Их роль в профессиональной деятельности.

Практическая работа №14 Определение типа темперамента.

Практическая работа №15 Работа с опросником Айзенка по определению свойств темперамента.

1

1

30

Характер. Особенности характера. Характер и темперамент.

Практическая работа № 16 Составление характеристики.

 

0,5

0,5

31

Притязания человека и его профессиональная карьера.

Практическая работа №17 Анкета достижений.

 

1

32

Я-концепция. Самооценка.

Практическая работа №18 Исследование самооценки.

 

1

 

33

 

Качества профессионала XXI века. Практическая работа №19 Образ будущего.

0,5

0,5

34

Жизненные и профессиональные планы. Проектирование версий индивидуальной образовательной траектории.

 

1

 

 

19,5

14,5

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса психолого-педагогического сопровождения учащихся 8-х классов «Технология выбора профессии»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса психолого-педагогического сопровождения учащихся 8-х классов «Технология выбора профессии»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Технология выбора профессии» - интегративный курс психолого-педагогического сопровождения обучающихся 8 класса, который решает одновременно несколько задач, связанных с особенностями данного возрастного периода…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Технология выбора профессии» - интегративный курс психолого-педагогического сопровождения обучающихся 8 класса, который решает одновременно несколько задач, связанных с особенностями данного возрастного периода…

Основной формой взаимоотношений с подростками является диалогическое сотрудничество, предполагающее взаимоуважение, помощь, доверие, экспертное, объективное оценивание реальных достижений учеников

Основной формой взаимоотношений с подростками является диалогическое сотрудничество, предполагающее взаимоуважение, помощь, доверие, экспертное, объективное оценивание реальных достижений учеников

Используемая литература: 1

Используемая литература: 1

Учебно-тематическое планирование курса: №

Учебно-тематическое планирование курса: №

Эмоциональный мир человека. Практическая работа №8

Эмоциональный мир человека. Практическая работа №8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2022