РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса психолого-педагогического сопровождения
учащихся 8-х классов «Технология выбора профессии»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Технология выбора профессии» - интегративный курс психолого-педагогического сопровождения обучающихся 8 класса, который решает одновременно несколько задач, связанных с особенностями данного возрастного периода развития ребёнка. Подростковый период занимает особое место в жизни человека, когда происходит переход от детства к взрослости, меняется содержание сознания, мировосприятия, появляются значительные субъективные трудности и переживания, связанные с этими изменениями, формируется новый тип отношений со взрослыми и сверстниками, расширяется круг интересов. Центральным новообразованием возраста является возникновение и развитие самосознания, поэтому одной из главных задач курса является формирование и стимулирование развития социоморальной взрослости подростка, как готовности строить конструктивные отношения с миром взрослых на основании развития собственной Я-концепции, принятия собственного Я, чувства адекватности и способности осознанно принимать значимые для общества нормы, правила, ценности, формирование активной позиции в учебной деятельности, развитие самооценки, как важнейшего регулятора поведения и механизма саморегуляции. Другой важной задачей курса является развитие профессионального самоопределения на основе сконструированной собственной психологической идентичности, построения модели собственного психического развития, которая включает знания о собственных психических качествах и на основании знаний о мире профессионального труда, усвоения алгоритма психологического анализа профессий и умения критически осмыслять и адекватно оценивать особенности современного рынка труда, самостоятельно действовать на рынке образовательных услуг, конструировать собственный образовательный маршрут.
Курс носит ориентационный, ознакомительный характер, выходит за рамки традиционных учебных предметов и знакомит школьников с основными психологическими понятиями, относящимися к психологии личности, способствует самопознанию в области своих психических и профессионально значимых качеств, личностному самоопределению и выбору профиля обучения в старшей школе. Курс выполняет функции расширения содержания знаний в области психологии и профориентации, способствует развитию навыков исследовательской деятельности в области самопознания. В ходе занятий организуется психологическая диагностика и самодиагностика основных психических качеств, необходимых для успешной адаптации в социуме и функциональных средств труда, используемых в профессиональной деятельности. Учащиеся обучаются способам принятия научно обоснованных решений о выборе индивидуального маршрута образования на основании проделанных исследований и самонаблюдения.
Курс рассчитан на 34 часа предпрофильной подготовки в 8 классе, состоит из самостоятельных модулей. В ходе изучения курса, учащиеся выполняют большое количество практических заданий, упражнений, тестов, творческих и исследовательских работ. Итоговой работой является создание обобщённого психологического резюме своих профессионально значимых качеств и проект версий индивидуальной образовательной траектории.
Основные результаты планируются в отношении достижений личностного, социального, познавательного развития учащихся, развитие способности и готовности к самоопределению, собственному профессиональному выбору, развитие самосознания, адекватной, реалистичной самооценки, рефлексивной оценки собственных возможностей, целеустремлённости, настойчивости и готовности к самостоятельным и осознанным действиям.
Основной формой взаимоотношений с подростками является диалогическое сотрудничество, предполагающее взаимоуважение, помощь, доверие, экспертное, объективное оценивание реальных достижений учеников.
Предлагаемые занятия строятся как система развивающих бесед, заданий, выполняемых самостоятельно и под руководством взрослого. Работа проводится в группе, однако носит индивидуальный характер. Каждый ребёнок в ходе занятия имеет возможность проявить свою активность в общей деятельности. В данной программе используются групповые, интерактивные методы обучения, на занятиях создаётся непринуждённая атмосфера, которая стимулирует активность, креативность, интерес к собственному внутреннему миру и собственным достижениям.
Цели программы:
психолого-педагогическое сопровождение учащихся средней школы, развитие самосознания и профильное самоопределение обучающихся.
Задачи курса:
· сформировать у школьников элементарные представления об основных психологических качествах человека, необходимых для успешной адаптации в обществе и профессиональной деятельности;
· развивать у школьников отношение к себе как к активному субъекту будущего профессионального труда, навыки исследовательской деятельности, включая сюда анализ информации по предмету, оформление результатов работ в соответствии с целями исследования, представление результатов в необходимом для этого виде;
· обеспечить школьников способами и приёмами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
· обеспечить школьников способами социально приемлемого взаимодействия с учителем и одноклассниками в совместной учебной деятельности, развивать владение вербальными и невербальными средствами общения, формировать умение слушать и уважать собеседников, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения;
· способствовать личностному развитию через формирование интеллектуальных чувств, учебно-познавательной мотивации, рефлексии собственной познавательной и учебной деятельности.
Формы деятельности:
· анализ собственного жизненного опыта;
· анализ результатов психологической диагностики, практических примеров, проблемных ситуаций;
· групповые дискуссии; индивидуальная работа;
· анализ научных и художественных источников, СМИ;
· творческие и эвристические задания.
Оценка достижений учащихся:
оценивание происходит по результатам психодиагностического исследования и рефлексивного анализа образовательного продукта, активности участия в общей работе. Результаты заносятся в "Портфолио» учащихся.
Используемая литература:
1. Гуткина М.С., Лернер П.С., Михальченко Г.Ф. и др. «Твоя профессиональная карьера», М. – Просвещение, 2005.
2. Прощицкая Е.Н., Практикум по выбору профессии. – М.,1995.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Рекомендуемая литература для учащихся:
1.Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе: Книга для учащихся. М., Просвещение, 1991.
2.Коломинский Я.Л. Человек: психололгия: Книга для учащихся старших классов. М., Просвещение, 1986.
3.Лезер Ф., Тренировка памяти. М., 1979.
4.Мерлин В.С., Структура личности. Пермь: 1990.
5.Немов Р.С., Психология.т.1, 2 – М. – Просвещение, 1994.
6.Прощицкая Е. Выбирайте профессию: Учебное пособие для старших классов средней школы. М., Просвещение, 1991.
7.Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. М: Вако, 2005.
8.Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс для учащихся 9 классов: Учебное пособие/ С. Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Е. О. Черкашин. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; 2004.
9.Страхов И.В., Психология характера. – Саратов:1970.
10.Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений/М.С.Гуткин, П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко и др. под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. - М. Просвещение, 2005.
11.Тесты для выбирающих профессию/Сост.А.М.Кухарчук, В.В.Лях., С.Т.Макарова. -Минск: «Современное слово», 2005
Учебно-тематическое планирование курса:
№ |
Тема урока |
теория |
практика |
1 |
Цели и задачи курса. Труд как потребность человеческой жизни. |
1 |
|
2 |
Понятие о профессии, специальности, должности. Многообразие мира профессионального труда. |
1 |
|
3 |
Новые профессии. Престижные профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. |
1 |
|
4 |
Анализ профессий. Психологические признаки профессиональной деятельности. Предмет труда в профессиональной деятельности. Классификация профессий по предмету труда. Практическая работа №1 Работа по определению профессиональных склонностей и предпочтений. |
0,5 |
0,5 |
5 |
Цели труда и классификация профессий по целям труда. Практическая работа №2 Определение причин выбора профессии. |
0,5 |
0,5 |
6 |
Средства профессионального труда. |
1 |
|
7 |
Проблемность и коллективность трудового процесса. |
1 |
|
8 |
Ответственность и самостоятельность в труде. |
1 |
|
9 |
Условия труда. |
1 |
|
10 |
Особенности деловых контактов. Практическая работа №3 Выявление готовности школьников к работе в условиях интерактивного взаимодействия. |
1 |
|
11 |
Рынок труда и потребности в кадрах. Работа в группах. |
1 |
|
12-13 |
Формула профессии. Профессиограмма – характеристика профессии. Практическая работа №4 Составление профессиограмм. |
1 |
1 |
14 |
Требования профессии к человеку. Представления о себе и выбор профессии. |
1 |
|
15 |
Внутренний мир человека и возможности его познания. |
1 |
|
16 |
Способности и профессиональная пригодность. |
1 |
|
17 |
Способность быть внимательным. Практическая работа № 5 Определение свойств внимания. |
|
1 |
18 |
Способности к запоминанию информации. Практическая работа №6 Определение свойств памяти. |
|
1 |
19 |
Интеллектуальные способности и успешность профессиональной деятельности. Практическая работа №7 Выполнение теста общих умственных способностей (КОТ). |
|
1 |
20 |
Творческие способности и воображение. |
0,5 |
0,5 |
21 |
Эмоциональный мир человека. Практическая работа №8 Эмоции в школе.
|
0,5 |
0,5 |
22 |
Эмоции и
здоровье. |
0,5 |
0,5 |
23-24 |
Волевые качества человека. Практическая работа №10 Определение уровня субъективного контроля. |
0.5 |
0.5 |
25 |
Человек среди людей. Личностные и коммуникативные свойства человека. Социализация. Практическая работа №11 Определение уровня социализации. |
0,5 |
0,5 |
26 |
Направленность личности. Практическая работа №12 Тест по определению профессиональной направленности. |
0.5 |
0.5 |
27-28 |
Интересы и склонности в профессиональном выборе («Я хочу»). Способности человека, их значение для выбора профессии («Я могу»). Практическая работа №13 Работа с опросником по определению профессиональной готовности. |
0.5 |
0.5 |
29 |
Свойства нервной системы человека. Темперамент. Виды темперамента. Их роль в профессиональной деятельности. Практическая работа №14 Определение типа темперамента. Практическая работа №15 Работа с опросником Айзенка по определению свойств темперамента. |
1 |
1 |
30 |
Характер. Особенности характера. Характер и темперамент. Практическая работа № 16 Составление характеристики.
|
0,5 |
0,5 |
31 |
Притязания человека и его профессиональная карьера. Практическая работа №17 Анкета достижений. |
|
1 |
32 |
Я-концепция. Самооценка. Практическая работа №18 Исследование самооценки. |
|
1 |
33 |
Качества профессионала XXI века. Практическая работа №19 Образ будущего. |
0,5 |
0,5 |
34 |
Жизненные и профессиональные планы. Проектирование версий индивидуальной образовательной траектории. |
|
1 |
|
|
19,5 |
14,5 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.