Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Карта – второй язык географии» для 5-9 классов
Оценка 4.6

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Карта – второй язык географии» для 5-9 классов

Оценка 4.6
doc
28.04.2020
Рабочая программа                                                      курса внеурочной деятельности         « Карта – второй язык географии»    для 5-9 классов
РП внеурочки география 5-9 ФГОС новое.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 36»

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № __ к ООП  ООО, ФГОС

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

                                                     курса внеурочной деятельности

                                                     « Карта – второй язык географии»

                               для 5-9 классов

                                                              срок реализации – 5 лет

 

 

 

 

Составитель: Жигайлова Арина Юрьевна

         учитель географии

         первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Магнитогорск

Содержание программы

1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3) тематическое планирование

 

1.            Результаты освоения курса внеурочной деятельности

1.Личностные результаты:

Личностными результатами реализации внеурочной деятельности по географии «Карта – второй язык географии» является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.

Реализация внеурочной деятельности по географии способствует достижению следующих результатов личностного развития:

У обучающихся будет сформировано:

·                российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, знание культуры своего народа, своей местности, культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

·                целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному и духовному многообразию;

·                ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.

2. Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).

У обучающихся будет сформировано:

·               умение работать  с учебником и текстом (синквейны).

·               умение работать  с диаграммами и графиками и т.д. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Регулятивные УУД:

У обучающихся будет сформировано:

·               способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

·               умение управлять своей познавательной деятельностью;

·               умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

У обучающихся будет сформировано:

·               формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

·               умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

У обучающихся будет сформировано:

·               самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

·               учебное общение на основе создания ситуации успеха,

переход   с низкого на более высокий уровень комму­никативной    успешности.

3.Предметные результаты:

1.Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

2.Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

3.Формирование представлений об особенностях природных явлений на различных территориях и акваториях;

4. Научиться практическим навыкам охраны окружающей среды;

5. Научиться самостоятельно составлять простейший план местности, ориентироваться на местности по компасу и местным признакам, производить элементарную глазомерную съёмку местности.

Обучающиеся должны уметь (создавать, называть, показывать):

•уметь создавать и защищать электронные презентации;

•работать с различными источниками географической информации;

Требования к результатам освоения курса. 6 класс.

Тема

Метапредметные

Предметные

Личностные

1.Уроки понимания карты. Географическая карта

Коммуникативные:

-продолжить обучение в эвристической беседе;

-выделять главную мысль в тексте (смысловое чтение);

-добывать недостающую информацию с помощью карт.

Регулятивные:

-уметь самостоятельно выделять познавательную цель, необходимую информацию;

-ставить учебную задачу под руководством  учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-выслушивать и объективно оценивать другого;

-уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;

-применять методы информационного поиска. 

Познавательные:

-уметь объяснять особенности тематических карт;

-уметь объяснять значение географических карт.

Обучающийся должен уметь объяснять:

-особенности изображения земной поверхности на географических картах и глобусе;

-значение и рациональность использования карт различного содержания в конкретной учебной ситуации и различных областях сферы деятельности человека;

-приводить примеры географических карт

Обучающийся должен уметь определять:

- географические координаты объектов по физической карте полушарий и объекты по их координатам;

- определять абсолютные высоты (глубины) территорий (акваторий) и географических объектов.

Обучающийся должен уметь:

- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- распознавать и показывать географические объекты  на географических картах (простое чтение географических карт).

- развитие личностной рефлексии, толерантности;

- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.

2.Мы юные картографы

Коммуникативные:

- добывать недостающую информацию с помощью карт атласа и электронного приложения; 

- формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Регулятивные:

- ставить учебную задачу под руководством  учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- выявлять причинно-следственные связи;

- определять критерии для сравнения фактов, явлений;

- выслушивать и объективно оценивать другого;

- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Познавательные:

- выделять специфические  различия карт;

- устанавливать с помощью тематических карт географическое положение вулканов и гейзеров;

- делать выводы о значении карт;

- уметь объяснять взаимосвязи природных явлений и строения земной коры

Обучающийся должен уметь объяснять:

- особенности рельефа суши;

- уметь объяснять взаимосвязи природных явлений и строения земной коры;

- объяснять значение карт различного содержания.

Обучающийся должен уметь определять:

- отличительные особенности изображений земной поверхности;

- выявлять связи и зависимости между отображаемыми на карте географическими явлениями, обобщать, полученные на основе анализа карты, сведения, высказывать суждения о явлениях  непосредственно на карте не обозначенных (сложное чтение географической карты).

Обучающийся должен уметь:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; 

- использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

- формирование целостного мировоззрения,

- формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

- участие в социально значимом труде.

3.Мы юные топонимисты

Коммуникативные:

- формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

- организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- общественно полезная практика по созданию проекта.

Регулятивные:

- ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством  учителя;

- искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

- уметь объяснять происхождение названий географических объектов.

Обучающийся должен уметь объяснять:

- объяснять значение понятий: «топонимика», «топонимист»;

- происхождение названий географических объектов;

Обучающийся должен уметь:

- рассказывать о происхождении названий географических объектов своей местности;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о происхождении названий географических объектов на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

-развитие личностной рефлексии, толерантности;

- формирование познавательного интереса к предмету исследования;

- формирование навыков работы по образцу;

- участие в социально значимом труде.

4.Страны мира

Коммуникативные:

- формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

- добывать недостающую информацию с помощью художественной литературы  и карт.

Регулятивные:

- ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя;

- выслушивать и объективно оценивать другого.

Познавательные:

- преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- использовать карты как источник информации;

- создавать объяснительные тексты.

 

Обучающийся должен уметь объяснять

и показывать по карте местоположение отдельных стран Европы.

Обучающийся должен уметь:

- называть объекты культурного наследия;

- приводить примеры сказок и литературных произведений;

- показывать на карте страну, в которой проживает автор сказки;

- наносить на карту и правильно подписывать географические объекты;

- составлять простые картосхемы;

- создавать письменные тексты и устные сообщения на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий;

- предлагать маршруты путешествий.

- формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи;

- формирование познавательного интереса к предмету исследования;

- формирование навыков работы с картами по образцу.

- формулировать своѐ отношение к культурному и наследию народов Европы.

              Системно - деятельностный подход.

В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

•воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;

•развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

•признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;

•учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся.

Критериями эффективности реализации программы будет динамика основных показателей развития и воспитания обучающихся:

1. Динамика предметных результатов обучения.

2. Мотивация на занятиях экспериментальной деятельностью.

3. Развитие личностной, социальной, экологической и здоровье сберегающей культуры обучающихся.

4. Динамика социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в детском коллективе.

5. Включённость родителей в образовательный и воспитательный процесс.

 

В ходе осуществления программы могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

•Целеполагать (ставить и удерживать цели);

•Планировать (составлять план своей деятельности);

•Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

•Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

•Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Таким образом, данная программа внеурочной деятельности позволяет реализовать практическую часть предмета география, через экспериментально-исследовательскую деятельность в рамках реализации ФГОС ООО.

Формы подведения итогов: программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года по выбору обучающегося (защита проектов, метапредметная викторина, олимпиада) и обязательный итоговый тест.

Формы проведения занятий:

·                Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве)

·                Самостоятельная работа

·                Работа в парах

·                Игра

·                Диспут

·                Коллективные обсуждения

·                Коллективная работа над проектами, зашита проектов.

 

 

 

2.     Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание программы.

5 класс. 34 часа.

Курс “Карта – второй язык географии. Географические модели Земли”

Тема 1. Картография. (2 часа)

География как наука. Источники географической информации. Картография. Значение карт.

Тема 2. Земля и её изображение. (4 часа)

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт и первые карты Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. План местности.  Аэрофотоснимки и космические снимки.

Виды деятельности

Практические работы:

1.Сосавление плана местности.

2. Метапредметная викторина.

Тема 3. Школа Робинзонов. (8 часов)

Топографические карты. Условные знаки. Масштаб. Определение расстояния по топографической карте и плану местности. Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по местным признакам и компасу. Изображение неровностей земной поверхности.

Виды деятельности

Практическая работа (1 час)

1.Игра “Путешествие по топографической карте”.

Тема 4. История географических открытий. (9 часов)

Путешествия первобытного человека. Накопление знаний о Земле. Карты первых путешественников. Атлас несуществующих земель и загадочных карт. Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей. Современные экспедиции и исследования. Экспедиция Тура Хейердала на “Кон-Тики”. Глубоководные аппараты “Мир -1” и “Мир-2”.

Виды деятельности

Практическая работа (2 часа)

1.Работа над общим проектом “Атлас несуществующих земель и загадочных карт”.  

2. Проекты «Сказочная карта» и «Природные зоны в мультфильмах»

Тема 5. Географическая карта. (9 часов)

Многообразие географических карт. Особенности изображения земной поверхности на различных видах географических карт. Физическая карта полушарий. Карта природных зон мира. Природные зоны. Арктические пустыни. Тайга. Смешанный лес. Степь. Пустыня. Влажные экваториальные леса.

 Виды деятельности

Итоговая работа:  (2 часа)

1.Защита проектов: “Природные зоны в мультфильмах”,  «Сказочная страна»

2. Метапредметная викторина

3. Атлас несуществующих земель и загадочных карт

 

Содержание программы.

6 класс. 34 часа.

Курс “Карта – второй язык географии. Географические модели Земли”

Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая карта. (13 часов)

Многообразие геоизображений и географических карт. Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках и на географических картах. Глобус – модель Земли. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности, значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.

Виды деятельности

Практические работы (3 часа)

1.Определение географических координат. Составление географического описания по карте с использованием географических координат.

2. Освоение метода моделирования.

2.Проект “Использование географических карт”.

Тема 2. Мы юные картографы. (8 часов)

Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. Тематические карты. Карта “Строение земной коры”. Литосферные плиты. Землетрясения. Сейсмограф. Вулканы. Гейзеры.

Виды деятельности

Практические работы (2 часа)

1.Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа

2.Проект “Создаем конструктор литосферных плит”.

Тема 3. Мы юные топонимисты. (7 часов)

Топонимика. Топонимист. Сколько географических названий на всем земном шаре? Топонимика своей местности.

Виды деятельности

Практические работы:

1.Географические названия своей местности.

2.Проект “Каталог географических названий Челябинской  области”.

Тема 4. Страны мира. (6 часов)

Сколько стран на Земле? Страны Европы.  Страны Азии. Столицы стран. Крупнейшие города. Достопримечательности стран мира. Расположение стран мира на географической карте. Очертания крупнейших стран.

Виды деятельности

Итоговый тест   (1 час)

Практические работы:

1 Проект  "Сказочная карта Европы"

2. Нанесение на контурную карту крупнейших стран мира и создание настольной игры «Собери пазлы стран мира»

Содержание программы

7 класс. 34 часа.

7 класс. В курсе “Карта – второй язык географии. География Земли”

Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая карта. (10 часов)

Применение  геоизображений и географических карт. Карты материков и океанов. Шкала высот и глубин. Умение читать и анализировать карту. Умение составить характеристику территории по атласу.

Виды деятельности

Практические работы:

1.Составление географического описания по карте.

2.Проект: “Путешествие  по  карте морей и океанов ”.

Тема 2. Мы юные исследователи . (8 часов)

Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. Тематические карты.  Маршрутами первых  землепроходцев.

Виды деятельности

Практические работы:

Проект “Маршруты Магеллана и Кука”. «Необитаемый остров»

Тема 3. Рекорды планеты Земля. (10 часов)

Географические  названия на карте мира.

Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Построение профиля материка.

Виды деятельности

Практические работы:

1. Составления визитных карточек материков.

2. Проект «Построение профиля каждого материка.

Тема 4. Страны мира. (4 часа)

Изменения на карте мира. Спорные территории.

Сколько стран на Земле. Страны Европы.

Россия – как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны.

Виды деятельности

Итоговая  работа (2 часа)

1.Метапредметная викторина.

2.Олимпиада. Сравнение карт мира .

3.Защита проектов «Визитки материков», «Необитаемый остров»

4. Атлас несуществующих земель и загадочных карт

 

Содержание программы

8 класс  34 часа

8 класс. Курс “Карта – второй язык географии. География России”

Тема 1. Характеристика по карте границ Российской Федерации. (6 часов)

Умение читать и анализировать карту. Умение составлять характеристику границ  по атласу. Изменение границ во времени. Анклавы. Осваиваем метод моделирования. Создаем на к/к модель, отражающую географические объекты, которые носят имена русских путешественников. 

Виды деятельности

Практическая  работа:

1.Нанесение на карту  границ УРФО и Челябинской области

2.Проект «Как бы я разделил Россию на территории»

Тема 2. Особенности Рельефа и размещения ПИ на картах России и Челябинской области.  (10 часов)

Работа с атласом области и России. Сопоставление геологической и тектонической карт. Условные знаки геологической карты.

Виды деятельности

Практическая работа: 

1.«Многоэтажность природы гор»

2.Проект «Карта сокровищ Урала»

3.Схема маршрутов путешествий по Южному Уралу: а) для отдыха и лечения. б) горнолыжного спорта, в) знакомство с памятниками природы.

Тема 3.Климатические и почвенные карты  (6 часов)

Особенности распределения температур и осадков. Климатические рекорды России и области

Виды деятельности

Практическая работа:

1.Проект  «Гибные места Челябинской области»

2.Проект «Ягодники Челябинской области»

Тема 4. Заповедники и заказники на карте Челябинской области  (6 часов)

Особенности расположения заповедных зон на суше и на море. Зависимость расположения от антропогенной деятельности. Черные дыра на карте. Экологические катастрофы.

Виды деятельности

Практические работы:

1.Разработка виртуальной экскурсии по реке Чусовая, Ильменский заповедник, Кунгурская пещера

2.Составление визитной карточки Ильменского заповедника

Олимпиада Ильмены

Тема 5. Водные ресурсы (4 часа )

Реки - географический каркас территории.

Роль озер в антропогенной деятельности.

Виды деятельности

Итоговая работа (2 часа)

1.Защита проектов:  «Разработка и рекламирование туристических маршрутов», «Грибные места в Челябинской области», «Ягодники Челябинской области»

2.Метапредметная викторина

 

Содержание программы

9 класс 34 часа

«Карта-второй язык географии. ГИС»

Тема 1. Географическая информационная система (10 часов)

Информатизация общества в настоящее время  затрагивает все сферы деятельности, в том числе и сферу образования. Одним из проявлений информатизации образовательного процесса это использование географических информационных систем (ГИС). Географическая информационная система (geographic information system, GIS), ГИС - информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных).

Виды деятельности

Практическая работа

Тема 2. Разработка и использование ГИС

Географические информационные системы являются новым этапом развития картографического метода изучения географии, основанного на использовании самой современной вычислительной техники.

Виды деятельности

Практическая работа

Тема 3 . ГИС - это современная компьютерная технология для картирования и анализа объектов реального мира, также событий, происходящих на нашей планете.

Программное обеспечение ГИС

ПО ГИС содержит функции и инструменты, необходимые для хранения, анализа и визуализации географической (пространственной) информации. Ключевыми компонентами программных продуктов являются: инструменты для ввода и оперирования географической информацией; система управления базой данных; инструменты поддержки пространственных запросов, анализа и визуализации (отображения); графический пользовательский интерфейс для легкого доступа к инструментам и функциям.

Виды деятельности

Тема 4. Практика

Умение читать географическую карту является одним из базовых в школьной географии.

Первое, что должен освоить обучающийся с помощью школьной ГИС, - это умение читать географическую информацию по цифровым графическим картам. Чтение бумажной карты, по сути, ограничивается составлением и анализом размещения объектов. Цифровая карта отображает больше информации о представленных в условных знаках объектах. Она содержится в атрибутах или семантике объектов, нанесенных на карту. Для получения дополнительной информации об объекте достаточно подвести к нему курсор и щелкнуть левой кнопкой мыши. Эти характеристики могут быть как качественными (название, краткое описание свойств), так и количественными (числовые параметры, количество жителей и т.п.)

Умение производить расчеты по картам

Основой основ школьного географического образования является умение определять по картам географические координаты объектов.

Инструментарий школьной ГИС в сочетании с картографическими ресурсами позволяет сформировать и отработать этот навык у обучающихся.

Тема 5. Использование программы «Живая география»

Программная оболочка с инструментарием для работы с географической информацией (ГИС-оболочка) включает в себя средства для создания и редактирования цифровых, векторных и растровых карт, выполнения измерений и расчетов расстояний и площадей, построения 3D-моделей, обработки данных дистанционного зондирования, а также инструментальные средства для работы с базами данных и пространственного анализа статистических данных.

В состав УМК «Живая География 2.0» входят  отдельные наборы цифровых карт: географические карты мира и России, крупномасштабные учебные топографические карты, контурные карты, коллекция космических снимков России, исторические карты по курсам истории Отечества и Всемирной истории и методические материалы.

 

3. Тематическое планирование

 

Тематическое планирование

«Карта-второй язык географии. Географические модели Земли»

5 класс 34 часа

 

Название темы

Количество часов

1

Картография

2

2

Земля и её изображение

4

3

Школа «Робинзонов»

8

4

История географических открытий

9

5

Географическая карта

9

6

Защита проектов

2

 

Тематическое планирование

«Карта-второй язык географии. Географические модели Земли»

6 класс 34 часа

 

Название темы

Количество часов

1

Уроки понимания карты

13

2

Мы юные картографы

8

3

Мы юные топонимисты

7

4

Страны мира

6

Тематическое планирование

«Карта-второй язык географии. География Земли»

7 класс 34 часа

 

Название темы

Количество часов

1

Уроки понимания карты

10

2

Мы юные исследователи

8

3

Рекорды планеты Земля

10

4

Страны мира

4

5

Защита проектов

2

 

Тематическое планирование

Курс “Карта – второй язык географии. География России”

8 класс 34 часа

 

Название темы

Количество часов

1

Характеристика по карте границ РФ

6

2

Особенности рельефа и размещение ПИ на картах России и Челябинской области

10

3

Климатические и почвенные карты

6

4

Заповедники и заказники на карте области

6

5

Водные ресурсы

4

6

Защита проектов

2

 

Тематическое планирование

«Карта-второй язык географии. ГИС»

9 класс 34 часа

 

Название темы

Количество часов

1

Географическая информационная система

10

2

Разработка и использование ГИС

6

3

Составляющие ГИС

6

4

Практика

4

5

Живая география

6

6

Защита проектов или участие в олимпиаде

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1*

Календарно-тематическое планирование 6 класс

 

№  п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Корректировка

план

факт

Уроки понимания карты. Географическая карта (13 часов)

1.1

Многообразие геоизображений и географических карт.

1

 

 

 

 

 

 

2.2

Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках.

1

 

 

 

 

 

 

3.3

 Особенности изображения земной поверхности на географических картах.

1

 

 

 

 

 

 

4.4

Виды географических карт, их отличия. Первые географические карты мира.

1

 

 

 

 

 

 

5.5

Глобус – модель Земли. Виды глобусов и их происхождение.

ПР№1. «Освоение метода моделирования».

1

 

 

 

 

 

 

6.6

Географические координаты  - главные указатели местоположения человека и объектов.

Игра «В поисках капитана Гранта»

1

 

 

 

 

 

 

7.7

Географическая широта, ее определение с точностью градусов и минут

1

 

 

 

 

 

 

8.8

Географическая долгота, ее определение с точностью градусов и минут.

1

 

 

 

 

 

 

9.9

ПР№2. Определение географических координат уникальных природных объектов.

Игра «Найди свой клад».

1

 

 

 

 

 

 

10.10

Способы картографического изображения. Значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.

1

 

 

 

 

 

 

11.11

Топографическая карта, условные обозначения. Чтение топографической карты местности.

1

 

 

 

 

 

 

12.12

Составление топографического плана местности по художественным рассказам.

1

 

 

 

 

 

 

13.13

Проект №1 . Использование географических карт и их значение для жизни человека.

1

 

 

 

 

 

 

Мы юные картографы (8 часов)

14.1

Путешествие по карте материков и океанов.

1

 

 

 

 

 

 

15.2

Анализ и сопоставление карт различной тематики.

ПР№3. «Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа».

1

 

 

 

 

 

 

16.3

Путешествие по карте «Строение земной коры»

1

 

 

 

 

 

 

17.4

Землетрясения и их описание в художественных произведениях. Самые сильные землетрясения в истории планеты. Сейсмограф и его виды.

1

 

 

 

 

 

 

18.5

Вулканы Земли.

Фотоколлаж «Вулканы».

1

 

 

 

 

 

 

19.6

Гейзеры и их расположение на карте.

1

 

 

 

 

 

 

20.7

Проект №2 “Создаем конструктор литосферных плит”.

1

 

 

 

 

 

 

21.8

Проект  №2 “Создаем конструктор литосферных плит” (продолжение)

1

 

 

 

 

 

 

Мы юные топонимисты (7 часов)

22.1

Что изучает топонимика? Сколько географических названий на всем земном шаре?

1

 

 

 

 

 

 

23.2

О чем рассказывают названия некоторых стран мира.

1

 

 

 

 

 

 

24.3

Курьезы топонимики. Географические названия - гулливеры и лилипуты.

1

 

 

 

 

 

 

25.4

Игра. Географические названия в художественных фильмах и мультфильмах.

1

 

 

 

 

 

 

26.5

ПР№4. Географические названия своей местности.

1

 

 

 

 

 

 

27.6

Составление рассказов при помощи топонимики.

1

 

 

 

 

 

 

28.7

Проект №3 “Каталог географических названий Челябинской  области”

1

 

 

 

 

 

 

Страны мира (6 часов)

29.1

Сколько стран на Земле?

1

 

 

 

 

 

 

30.2

Страны Европы. Крупнейшие города и их достопримечательности.

1

 

 

 

 

 

 

31.3

Страны Азии. Крупнейшие города и их достопримечательности.

1

 

 

 

 

 

 

32.4

ПР№5. Нанесение на контурную карту крупнейших стран мира и создание настольной игры «Собери пазлы стран мира»

1

 

 

 

 

 

 

33.5

Итоговый тест по курсу внеурочной деятельности 6 класса

1

 

 

 

 

 

 

34.6

Проект №4  "Сказочная карта Европы"

1

 

 

 

 

 

 

Итого: 34 часа

 

 

 

Приложение 2*

Для реализации программного содержания используются следующие учебные и методические пособия:

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2.      Примерная программа основного общего образования по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

3.      Географический атлас.

4.      Контурные карты

5.      Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru

6.      Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/

7.      Карпейкина Е.Н. География. Узнавай географию, читая классику.  С комментарием географа / Х.К. Андерсен, Ж.Верн, А. Гайдар, Д. Дефо, А. Дюма и др. – Москва: Издательство АСТ, 2018. – 255 с.

8.      Маркин В.А. Увлекательная география. – Москва: Издательство АСТ, 2018 – 222 с.

9.      Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике,  основам права)/ авт.-сост. М.Е. Сергеева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 94 с.

10.   География. 7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты /авт.-сост. В.Н. Иванова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. -218 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3*

Оценочные материалы (КИМы)

Итоговый тест по курсу внеурочной деятельности 6 класса

                                                     « Карта – второй язык географии»

                                        Спецификация

1.Назначение работы

Определить уровень достижения предметных, метапредметных, личностных  результатов по курсу внеурочной деятельности «Карта – второй язык географии» обучающихся 6 класса.

2.Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) (в ред. 31.12.2015 г. № 1577);

-Примерная основная образовательная программа основного общего образования, (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) Реестр примерных программ: http://fgosreestr.ru.

3. Характеристика структуры КИМ

  Работа состоит из трех частей.

  В части А – 10 заданий, в части В – 3, в части С – 2.

  К заданиям части А приводится варианты ответов (четыре ответа, из них верный только один). Надо обвести кружком букву, соответствующую верному ответу. Если вы ошиблись при выборе ответа, то зачеркните отмеченную букву и обведите новую.

  К заданиям части В полученный ответ надо вписать в отдельном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите новый.

  Задания части С выполняются на отдельных листочках или бланках с записью хода решения. Текст задания можно не переписывать, необходимо лишь указать его номер.

 

Разделы внеурочного курса географии

Число заданий

 

Максимальный балл

1.      Уроки понимания карты. Географическая карта

4

5

2.      Мы юные картографы

4

5

3.      Мы юные топонимисты

3

5

4.      Страны мира

4

7

Итого 4 раздела

15

22

 

                    4. Продолжительность контрольной работы

На выполнение итоговой  работы отводится 45 минут (5 мин. – организационный момент, 40 мин. – выполнение теста.)

    5.  Дополнительные материалы и оборудование

Ученики могут пользоваться линейкой, транспортиром, циркулем, Атласом по географии  (изд-во «Просвещение», 5-6 класс)

6.Система оценивания выполнения отдельных заданий и итоговой  работы в целом.

1. Задания с выбором ответа считаются выполненным верно, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с эталоном.

2. Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном.

Для оценивания результатов выполнения работ учащимися наряду с традиционной отметкой «2», «3», «4» и «5» применяется и ещё один количественный показатель – общий балл, который формируется путём подсчета общего количества баллов, полученных учащимися за выполнение каждой части работы. Каждое задание части А оценивается в 1 балл, В – 2 балла, С – 3 балла. Таким образом, за работу обучающийся может набрать максимальное количество баллов – 22. С помощью общего балла, расширяющего традиционную шкалу оценивания, во-первых, проводится более тонкая дифференциация подготовки, во-вторых, отметка несёт больше информации. Общий балл нагляден, легко интерпретирует учителем, учеником, родителями. Оценивание работ может дифференцироваться в зависимости от уровня учебных возможностей класса.

 

Шкала перевода набранных баллов в отметку:

     0-9 балла – «2»;

     10-12 баллов – «3»;

     14-17 баллов – «4»;

     18-22 баллов – «5».

 

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся.

             Перечень элементов  содержания внеурочного курса , проверяемых на итоговой работе

Код элементов

Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе

1.

 

Географическая карта

 

1.1

Географическая карта. Глобус. Атлас. Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках и географических картах.

 

1.2.

Географические координаты. Основные линии на карте. Географическая широта. Географическая долгота.

2.

 

Юные картографы

 

2.1.

Карта «Строение земной коры». Опасные природные явления. Вулканы. Землетрясения.

 

2.2.

Гейзеры, горячие источники.

3.

 

Топонимика и страны мира

 

3.1.

Названия географических объектов, стран и их столиц, крупных городов.

 

3.2.

Достопримечательности стран мира и всемирно известных городов.

 

 

Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, достижение, которого проверяется на итоговой работе.

Код требования

Требования к уровню подготовки учащихся, достижение которого проверяется на итоговой  работе.

2

 

Элементы  содержания внеурочного курса

 

2.1.

Объяснять значение важнейших географических понятий

 

2.2.

Уметь пользоваться условными обозначениями на географической карте, уметь отличать основные линии на карте.

 

2.3.

Уметь определять страну или город по его географическому описанию.

 

2.4.

Уметь отличать опасные природные явления и называть их негативные последствия для человека.

3

 

Элементы метапредметного содержания

 

3.1

Определять понятия, выделять их существенные признаки, называть отличия (познавательное УУД)

 

3.2

Устанавливать причинно-следственные связи (познавательное УУД)

 

3.3

Строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (познавательное УУД)

 

3.4

Формировать и развивать посредством географического знания познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности (познавательное УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План итоговой   работы по внеурочному курсу

для учащихся 6 классов

Тип задания:

ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом, РО – задания с развернутым ответом.

Уровень: П – повышенный уровень, Б – базовый уровень

задания

Уровень

Проверяемый элемент содержания

(КЭС)

Код

проверяемого

вида умений

Тип

задания

 

Время

выполнения

(мин)

Макс.балл за

выполнение

 

А1

Б

1.1.

2.1., 3.1.

ВО

2

1

А2

Б

1.2.

3.4.

ВО

2

1

А3

Б

1.1.

3.1., 3.4.

ВО

2

1

А4

Б

2.1.

2.4., 3.1.

ВО

2

1

А5

Б

3.1.

2.3., 3.3.

ВО

2

1

А6

Б

3.1.

3.3.

ВО

2

1

А7

Б

3.2.

2.2., 3.2.

ВО

2

1

А8

Б

2.2.

2.4., 3.1.

ВО

2

1

А9

Б

3.1.

2.1., 3.1.

ВО

2

1

А10

Б

3.2.

2.3., 3.3.

ВО

2

1

В1

П

1.1.

2.1.,3.1.,3.4.

КО

3

2

В2

П

3.1., 3.2.

2.3., 3.4.

КО

3

2

В3

П

3.1., 3.2.

2.3., 3.4.

КО

3

2

С1

П

3.1.

2.3., 3.4.

РО

5

3

С2

П

2.4.

3.2., 3.4.

РО

5

3

 

 

 

 

 

Итоговый тест по внеурочному курсу «Карта-второй язык географии» 6 класс

Выберите верный вариант ответа, отгадав географическую загадку

А1. Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.

1)Глобус    2) Атлас    3)Карта     4)Учебник

 

А2. Глобус делит ровная
Линия условная.
Выше – север, ниже – юг.
Назови границу, друг.
1) Северный полярный круг 2) Меридианы  3)Параллели  4)Экватор

А3. Прибор этот верно

Дорогу подскажет,
Магнитная стрелка

На север укажет.

1)Флюгер   2)Компас     3)Барометр    4) Термометр

 

А4. У той немаленькой горы
Характер тихий до поры.
Но может так случиться –
Взорвётся, задымится!
1) Хребет    2)Сели   3) Вулкан  4) Скала

А5. Лишь в стране большой, зелёной
Кенгуру живёт смышлёный.
Он своих детей не бросит,
Он с собой их в сумке носит.
1) Египет  2) Австралия  3)Бразилия  4)Индия

А6. Мы найдём на глобусе
Два различных полюса!
А у Южного найдём
Материк, покрытый льдом!

1)Арктика  2)Антарктида   3) Гренландия  4) Евразия

 

А7. В море плавает сапог 
Тыщи лет и не промок! 
А на нем живет народ – 
Кто его нам назовет?

1)Франция и французы   2)Великобритания и англичане  3) Италия и итальянцы  4)Испания и испанцы

 

А8. Вблизи от вулканов бывает порой
Природный источник с горячей водой,
Что хлещет струёй кипятка вместе с паром.
Обычным фонтанам он вовсе не пара.

1)Гейзер  2)Цунами  3)Горячий источник   4)Оползень

 

А9. Давай-ка слово назовём:

 Большой природный водоём,

 Что заперт прочно берегами.

 Ответ мы точно знаем с вами.

1)Залив  2)Пролив  3)Море  4)Озеро

 

А10. Будем есть мы равиоли 
И кататься на гондоле. 
Город на воде стоит, 
В целом мире знаменит!

1)Венеция  2)Рим    3)Париж    4)Амстердам

 

В заданиях части В нужно вписать нужное слов, сочетание слов  или дать краткий ответ.

В1.  Отгадать географическую шараду

Первое можно из снега слепить,

Грязи кусок может тоже им быть.

Ну, а второе - мяча передача,

Важная это в футболе задача.

Целое люди в походы берут,

Ведь без него они путь не найдут.

 

В2. Первое - летучая вода,

В бане русской встретите всегда.

А второе - есть машины марка

Из российского, ребята, автопарка.

Всё же вместе - Франции столица,

Этот город модницам всем снится.

 

В3. У слона букву "С" отнимите

И названье реки припишите.

Получиться столица должна,

Что на карте Европы видна.

 

В заданиях части С необходимо дать развернутый ответ

С1. Задание «Столицы-анаграммы»

С помощью подсказок отгадайте исходное слово. Далее переставляйте в нём буквы таким образом, чтобы получилась столица какого-нибудь государства. В этом вам тоже помогут подсказки.

1)Антоним ссоры  ... (на реке Тибр, "вечный город").

2) Питерская водная артерия  ... (на Дунае, "столица вальсов").

3) Пешеходная улица Москвы  ...(в Африке, "апельсиновая столица".)

С2. Ответить на занимательный вопрос.

В Африке около одного родника всегда оживленно: женщины опускают на дно корзинки с мясом, а вынимают их, то мясо оказывается не только сваренным, но и посоленным. Как вы можете объяснить такое чудо природы?

 

 

ОТВЕТЫ:

А1 – 3

А2 – 4

А3 – 2

А4 – 3

А5 – 2

А6 – 2

А7 – 3

А8 – 1

А9 – 4

А10 – 1

В1 – Ком+Пас= Компас

В2 – Пар+ «Иж» = Париж

В3 – Лон+Дон= Лондон

С1.  1)Антоним ссоры – мир, на реке Тибр «вечный город» - Рим.

       2) Питерская водная артерия – Нева, «столица вальсов» - Вена.

       3) Пешеходная улица Москвы -  Арбат, «апельсиновая столица» - Рабат

С2.  В этом месте бьет горячий источник с минерализованной водой.




 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36»

Содержание программы 1) результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) тематическое планирование 1

Содержание программы 1) результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) тематическое планирование 1

Предметные результаты: 1.Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;…

Предметные результаты: 1.Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;…

Мы юные картографы Коммуникативные: - добывать недостающую информацию с помощью карт атласа и электронного приложения; - формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы

Мы юные картографы Коммуникативные: - добывать недостающую информацию с помощью карт атласа и электронного приложения; - формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы

Регулятивные: - ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя; - искать и выделять необходимую информацию

Регулятивные: - ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя; - искать и выделять необходимую информацию

Системно - деятельностный подход

Системно - деятельностный подход

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Виды деятельности Практические работы (3 часа) 1

Виды деятельности Практические работы (3 часа) 1

Занимательный материал по материкам (Евразия,

Занимательный материал по материкам (Евразия,

Разработка виртуальной экскурсии по реке

Разработка виртуальной экскурсии по реке

Умение производить расчеты по картам

Умение производить расчеты по картам

Характеристика по карте границ

Характеристика по карте границ

Календарно-тематическое планирование 6 класс № п/п

Календарно-тематическое планирование 6 класс № п/п

Путешествие по карте материков и океанов

Путешествие по карте материков и океанов

ПР№5 . Нанесение на контурную карту крупнейших стран мира и создание настольной игры «Собери пазлы стран мира» 1 33

ПР№5 . Нанесение на контурную карту крупнейших стран мира и создание настольной игры «Собери пазлы стран мира» 1 33

Приложение 3* Оценочные материалы (КИМы)

Приложение 3* Оценочные материалы (КИМы)

Задания с выбором ответа считаются выполненным верно, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с эталоном

Задания с выбором ответа считаются выполненным верно, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с эталоном

Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, достижение, которого проверяется на итоговой работе

Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, достижение, которого проверяется на итоговой работе

План итоговой работы по внеурочному курсу для учащихся 6 классов

План итоговой работы по внеурочному курсу для учащихся 6 классов

Итоговый тест по внеурочному курсу «Карта-второй язык географии» 6 класс

Итоговый тест по внеурочному курсу «Карта-второй язык географии» 6 класс

Что хлещет струёй кипятка вместе с паром

Что хлещет струёй кипятка вместе с паром

ОТВЕТЫ: А1 – 3 А2 – 4 А3 – 2

ОТВЕТЫ: А1 – 3 А2 – 4 А3 – 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020