Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Мы – твои друзья»
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Мы – твои друзья» составлена в соответствии с требованиями
УМК «Мы – твои друзья» разработан федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»[ А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова и др. ] - М.: ООО «Нестле Россия»
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления.
Актуальность данной программы «Мы – твои друзья» способствует формированию ценностного, глубоко-эмоционального отношения детей к животным. Позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно - научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Ориентирована на создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно- нравственного развития.
Место курса в основной образовательной программе
В соответствии с образовательной программой МБОУ «Лицей № 1 Брянского района», на изучение курса по внеурочной деятельности «Мы – твои друзья» во 2 классе отводится 18 часов в год, 1 час в неделю (при 18 учебных неделях во 2 полугодии).
Цель данного курса: формирование у школьников ответственного отношения к домашним животным
Задачи курса
1)Формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира домашних живой природы, понимания связи человека и природы
2)Развитие устойчивого познавательного , эстетического и практического интереса к домашним животным
3)Вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами
4)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
5)формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий
· по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
· по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
· по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Категория обучающихся, для которых актуальна программа
Курс «Мир вокруг» представляет систему занятий для детей в возрасте 8-9 лет
Объем программы, срок ее освоения, режим занятий
Во втором классе 18 часов (1 час в неделю) во втором полугодии.
На занятие по курсу «Мы – твои друзья» в третьем классе отводится 40-45 минут
Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
-
Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
· Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя
· Проговаривать последовательность действий
· Учиться высказывать своё предположение версию на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради
· Учиться работать по предложенному учителем плану
· Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
· Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
Познавательные УУД
· Ориентироваться в своей системе знаний отличать новое от уже известного с помощью учителя
· Добывать новые знания находить ответы на вопросы используя учебник свой жизненный опыт и информацию полученную от учителя
· Перерабатывать полученную информацию делать выводы в результате совместной работы всего класса
Коммуникативные УУД
· Донести свою позицию до других, уметь оформлять свою мысль в устной и письменной речи на уровне одного предложения или небольшого текста
· Слушать и понимать речь других
· Читать и пересказывать текст
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
· Учиться выполнять различные роли в группе: лидера, исполнителя, критика.
Предметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих умений.
Раздел 3. Тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Содержание (тема занятия) |
Количество часов |
Примечание |
1 |
|
Знакомься – домашние животные
|
1 |
|
2 |
|
Как выбрать себе питомца
|
1 |
|
3 |
|
Как кошки и собаки появились в доме человека
|
1 |
|
4 |
|
Такие разные собаки, такие разные кошки!
|
1 |
|
5 |
|
Четыре лапы, хвост и не только. Проект «Как я ухаживаю за своим питомцем» |
1 |
|
6 |
|
Удивительные факты про кошачьих и собачьих. Коллективная проектная деятельность |
1 |
|
7 |
|
Школа для животных. Как общаются животные
|
1 |
|
8 |
|
Школа для животных. Как учатся животные
|
1 |
|
9 |
|
Игры с питомцем: проводим время вместе
|
1 |
|
10 |
|
Правила безопасности с бездомными собаками и кошками. |
1 |
|
11 |
|
На приеме у Айболита. Здоров ли ваш питомец. |
1 |
|
12 |
|
Как избежать опасности. Зачем нужны прививки |
1 |
|
13 |
|
Удивительная выставка. Образы животных в произведениях искусства. |
1 |
|
14 |
|
Книги про хвостатых и усатых
|
1 |
|
15 |
|
Домашние питомцы в музыкальных произведениях
|
1 |
|
16 17 |
|
Собаки и кошки на службе у человека |
2 |
|
18 |
|
Защита проектов «Мой любимец!» |
1 |
|
Раздел 4. Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Методы и приёмы организации учебной деятельности третьеклассников ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Название раздела |
Основное содержание раздела |
Количество часов |
Раздел 1. Вместе нам - лучше
|
Почему люди заводят домашних животных Какие бывают домашние животные Как домашние животные помогают человеку Почему важно ответственно отнестись к выбору питомца |
2 |
Раздел 2. Как мы появились в доме человека |
Какие животные относятся к семейству кошачьих, а какие к семейству собачьих От кого произошли первые кошки и первые собаки Как выбрать подходящую породу домашнего питомца |
2 |
Раздел 3. Как мы устроены и как за нами ухаживать |
Особенности организма собак и кошек Сравнение внешнего строения собак и кошек Что необходимо собакам и кошкам для хорошего самочувствия Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках Почему появляются бездомные кошки и собаки. Помощь бездомным животным. |
2 |
Раздел 4 Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев |
Как общаются животные друг с другом и с человеком Почему важно «понимать язык» животных. Основные правила воспитания и дрессировки собак и кошек Игры с питомцем: проводим время вместе Правила безопасности с бездомными собаками и кошками. |
4 |
Раздел 5 На приеме у Айболита |
Здоров ли ваш питомец. Первые признаки недомогания у кошек и собак. В каких случаях нужно обращаться в ветеринарную клинику Что нужно знать о прививках собакам и кошкам. Гигиена – прежде всего. Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. Какие правила помогу избежать заражения
|
3 |
Раздел 6 Удивительная выставка. Кошки и собаки на службе у человека |
Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов. Образы собак и кошек в искусстве – в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце. Знаменитые собаки и кошки Собаки и кошки – герои Мой питомец – самый лучший! Выставка рисунков, плакатов, фотографий, поделок. Защита проектов «Мой любимец!» |
5 |
|
|
18 |
Раздел 5. Организационно-педагогические условия реализации программы
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
1.«Мы – твои друзья». Рабочая тетрадь для школьников. / А. Г. Макеева, в. А. Самкова, Е. М. Клемяшева - М, : ООО «Нестле Россия», 2018 г.
2. «Мы – твои друзья». Методическое пособие для учителей начальной школы. / А. Г. Макеева, в. А. Самкова, Е. М. - М, : ООО «Нестле Россия», 2018 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.