Муниципальное образование Новокубанский район, х. Марьинский Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 им. В.Н.Барчан х. Марьинского муниципального образования Новокубанский район
|
Утверждено решением педагогического совета от 30.08.2022 г. протокол № 1 Председатель педсовета ___________ В.Ф.Голубец |
Программа внеурочной деятельности
«Первые шаги в химии»
(линия УМК О.С. Габриеляна)
Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности
Кружок
Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся 14-15 лет
Составитель Беликова Е.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Первые шаги в химии» для 8-х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Данная программа является программой общеинтеллектуальной направленности. Программа построена на следующих принципах:
- научности (знания основаны на объективных научных фактах);
- последовательности и систематичности (обучение от простого к сложному, «от незнания к знанию, от неумения к умению»);
- наглядности (осуществление связи между конкретным и абстрактным);
- осмысленности (перенос имеющихся знаний в новую ситуацию);
- сознательности и активности (применение знаний на практике).
Актуальность программы обусловлена тем, что в учебном плане предмету «Химия» отведено всего 2 часа в неделю (8 класс), что дает возможность сформировать у обучающихся лишь базовые знания по предмету. В тоже время возраст 8-го класса является важным для профессионального самоопределения школьников. Возможно, что проснувшийся интерес к химии может перерасти в будущую профессию.
Актуальность данной программы состоит в и том, что она не только дает обучающимся практические умения и навыки, формирует начальный опыт творческой деятельности, но и развивает интерес обучающегося к эксперименту, научному поиску, способствует их самоопределению, осознанному выбору профессии. Обучающиеся смогут на практике использовать свои знания на уроках химии и в быту.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что базовый курс школьной программы предусматривает практические работы, но их явно недостаточно, чтобы заинтересовать обучающихся в самостоятельном приобретении теоретических знаний, практических умений и навыков. Для этого в курс «Первые шаги в химии» включены наиболее яркие, наглядные, интригующие эксперименты, способные увлечь и заинтересовать обучающихся практической наукой химией. Эксперименты, которые смогут проводить обучающиеся позволят получать достоверную информацию о протекании тех или иных химических процессов, о свойствах веществ. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что однозначно будет способствовать повышению мотивации обучения школьников.
Цель программы:
Формирование у обучающихся научных представлений о химии в повседневной жизни человека через пробуждение интереса и развитие профессиональных склонностей к предмету химия.
Задачи:
Образовательные:
· расширить кругозор обучающихся о мире веществ;
· использовать теоретические знания по химии на практике;
· обучить технике безопасности при выполнении химических реакций;
· сформировать навыки выполнения проектов с использованием ИКТ и цифрового оборудования;
· выявить творчески одарённых обучающихся и помочь им проявить себя.
Развивающие:
· способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
· формировать ИКТ-компетентости;
Воспитательные:
· воспитать самостоятельность при выполнении работы;
· воспитать чувство взаимопомощи, коллективизма, умение работать в команде; воспитать чувство личной ответственности.
Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебными предметами:
Курс внеурочной деятельности идейно и содержательно связан с базовым курсом химии и позволяет поддерживать взаимосвязь теории и практики, формирует устойчивую потребность применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Программа построена на основе межпредметной интеграции с физикой, математикой, биологией.
Особенности реализации программы:
Возраст обучающихся:
Программа ориентирована на обучающихся в возрасте 14-15 лет без специальной подготовки.
Формы занятий:
В образовательном процессе используются различные формы проведения занятия: беседы; лекции; семинары; практическое занятие; химический эксперимент;
работа на компьютере; экскурсии; выполнение и защита проектов.
Режим проведения: 34 часа в год - 1 раз в неделю. Все занятия внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 40 минут.
Место проведения: занятия проводятся в учебном кабинете химии.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям школьника: практические работы, эксперименты и беседы.
Виды деятельности: предусмотрены теоретические (20ч.) и практические занятия (14ч.).
Планируемые воспитательные результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Формируемые УУД
Личностные результаты:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
- обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятий с меньшим объемом понятиям с большим объемом;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные УУД:
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- отображать в речи содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
- уметь аргументировать свою точку зрения;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- уметь работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
- осознание роли веществ;
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте;
- рассмотрение химических процессов;
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
– различать опасные и безопасные вещества;
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях;
- использование химических знаний в быту;
- объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;
- объяснять мир с точки зрения химии;
- формировать представления о будущем профессиональном выборе.
Кроме того, занятия призваны пробудить у обучающихся интерес к химической науке, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.
Способы определения результативности:
- начальный контроль (сентябрь) в виде визуального наблюдения педагога за соблюдением обучающимися техники безопасности, поведением при работе с последующим обсуждением;
- текущий контроль (в течение всего учебного года) в виде визуального наблюдения педагога за процессом выполнения учащимися практических работ, проектов, индивидуальных заданий, участия в предметной неделе естествознания;
- промежуточный контроль (тематический) в виде предметной диагностики знания обучающимися пройденных тем;
- итоговый контроль (май) в виде изучения и анализа продуктов труда обучающихся (проектов; сообщений, рефератов), процесса организации работы над продуктом и динамики личностных изменений.
Формы оценивания знаний обучающихся при реализации программы.
- опрос;
- обсуждение;
- самостоятельная работа;
- тестирование;
- презентация и защита творческой работы (проекты и др.).
Содержание курса
Инструктаж по технике безопасности проводится на каждом занятии перед проведением эксперимента.
1. Введение 2 ч.
Вводное занятие. Знакомство обучающихся с новым учебным курсом во внеурочной деятельности. Место химии в естествознании. Зарождение химии как науки. Связь химии с практической жизнью человека.
2. Экспериментальные основы химии 8 ч.
Вещества. Приемы обращения с веществами. Изучение правил техники безопасности.
Правила безопасной работы при проведении эксперимента. Техника лабораторных работ. Нагревательные приборы. Чистые вещества, особо чистые вещества. Примеси. Смеси. Методы познания в естествознании. Вода. Растворы. Морская и пресная вода. Биологические жидкости. Массовая доля растворенного вещества, или процентная концентрация вещества в растворе. Насыщенные и пересыщенные растворы. Методика выращивания кристаллов.
3. Знакомимся с миром наночастиц 8 ч.
Моделирование. Строение вещества. Размеры частиц. Наночастицы. Коллоидные системы: почва, глина, природные воды, воздух дым, минералы, хлеб, молоко, масло, кровь. Коллоидные и истинные растворы. Методы и средства эмпирического исследования. Как степень измельченности влияет на общую площадь соприкасающихся частиц. Нанообъекты и обусловленность их уникальных свойств резким увеличением площади поверхности частиц. Нанообъекты и обусловленность их уникальных свойств резким увеличением площади поверхности частиц.
Химия на страже здоровья 6 ч.
Йод. Возгонка йода. Йод из аптеки. «Марганцовка». Перманганат калия.
Перекись водорода. Свойства и применение пероксида водорода. Ацетилсалициловая кислота. Аскорбиновая кислота. «Зеленка» или бриллиантовый зеленый. «Мыло чудесное».
Химия пищи 5 ч.
Сахар, крахмал, целлюлоза – родственники глюкозы. Алюминий: великий и ужасный. Уксусная кислота. «Соленая наша жизнь». Вред нитратов: миф или правда.
Работа над проектами 5 ч
Тематический план программы внеурочной деятельности «Мир химии»
Название раздела |
Тема занятия |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Раздел 1. Введение (2ч.) |
Вводное занятие. |
2 |
1 |
|
Место химии в естествознании |
|
1 |
||
Раздел 2. Экспериментальные основы химии. (8ч.) |
3.1 Вещества. Приемы обращения с веществами. |
8
|
1 |
|
3.2 Правила безопасной работы при проведении эксперимента. Техника лабораторных работ. |
|
1 |
||
3.3 Нагревательные приборы. |
|
|
||
Чые Чистые вещества, особо чистые вещества. Примеси. Смеси. |
|
1 |
||
3.4 Методы познания в естествознании. |
|
1 |
||
Вод Вода. Растворы. Морская и пресная вода. Биологические жидкости |
|
1 |
||
МасМассовая доля растворенного вещества, или процентная концентрация вещества в растворе |
1 |
1 |
||
3.5 Насыщенные и пересыщенные растворы. |
1 |
|
||
Раздел 3. Знакомимся с миром наночастиц (8ч.) |
Моделирование |
8
|
1 |
|
Строение вещества. Размеры частиц. Наночастицы |
1 |
1 |
||
Коллоидные системы: почва, глина, природные воды, воздух дым, минералы, хлеб, молоко, масло, кровь…Коллоидные и истинные растворы |
1 |
|
||
Методы и средства эмпирического исследования |
1 |
|
||
Как степень измельченности влияет на общую площадь соприкасающихся частиц |
1 |
|
||
Нанообъекты и обусловленность их уникальных свойств резким увеличением площади поверхности частиц |
1 |
1 |
||
Раздел 4. Химия на страже здоровья. (6ч.) |
Йод. Возгонка йода. Йод из аптеки |
6 |
1 |
|
«Марганцовка». Перманганат калия |
|
1 |
||
Перекись водорода. Свойства и применение пероксида водорода |
|
1 |
||
Ацетилсалициловая кислота. Аскорбиновая кислота |
|
1 |
||
«Зеленка» или бриллиантовый зеленый |
1 |
|
||
«Мыло чудесное» |
1 |
|
||
Раздел 5. Химия пищи (5ч.) |
Сахар, крахмал, целлюлоза – родственники глюкозы |
5 |
|
1 |
Алюминий: великий и ужасный |
|
1 |
||
Уксусная кислота |
1 |
|
||
«Соленая наша жизнь» |
|
1 |
||
Вред нитратов: миф или правда |
|
1 |
||
Раздел 6. Работа над проектами. (5ч.) |
Выбор темы, постановки цели, задач исследования . |
5 |
1 |
|
Выдвижение гипотезы. |
1 |
|
||
Планирование пути достижения целей исследовательских (проектных) работ и выбора необходимого инструментария. |
1 |
|
||
Проведение учебного исследования (проектной работы) с промежуточным контролем за ходом выполнения и коррекцией результатов. |
|
1 |
|
|
Оформление, представление (защита) продукта проектной работы |
|
|
1 |
|
ИТОГО: |
|
34 |
18 |
16 |
Список используемых источников
Список основной литературы:
1. Химическая энциклопедия. Т 1. М., 1988 г.
2. Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас», М. Высшая школа, 2018 г..
3. В.И. Кузнецов «Химия на пороге нового тысячелетия», «Химия в школе» № 1, 2017.
4. А.М. Юдин и другие. «Химия для вас», М., 2002.
Список литературы для учителя:
1. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова «Настольная книга учителя химии», Дрофа, 2017.
2. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Книга для учащихся, учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС, 2017;
3. К.А. Макаров «Химия и здоровье». М. «Просвещение», 2005.
4. Ю.Н. Коротышева «Химические салоны красоты». «Химия в школе». № 1. 2005 г.
5. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. Справ. издание. М.: Высшая школа, 2009
6. Ахметов М. А., Зорова Е.Ю. Обучение химии как процесс развития познавательных стратегий учащихся/ Ахметов М. А., Зорова Е.Ю.// Наука и школа, 2015.- № 2.- С.81-87
7. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности / Лазарев В. С. //Вопросы образования, 2015, № 3. стр. 292-307.
8. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Пропедевтический курс «Старт в химию»/ Габриелян О.С.- Журнал «Химия в школе».- 2005.- № 8.- С. 19-26
9. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе)/ под редакцией профессора Е.Я.Когана, Самара, издательство «Учебная литература», издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.
Список литературы для обучающихся:
1. В.А. Войтович «Химия в быту», М., «Знание», 2000.
2. «Энциклопедический словарь юного химика» М. «Педагогика», 2002.
3. «Эрудит», Химия – М. ООО «ТД «Издательство Мир книги»», 2018.
4. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Книга для учащихся, учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС, 2017.
5. Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Сост. Ю.И.Смирнов. СПб.: «МиМ-Экспресс», 1995.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания шМО учителей естественно-гуманитарного цикла от 29.08.2022 г. протокол № 1 Руководитель шМО ________ Л.А.Ковалева |
Согласовано Заместитель директора по УВР _______ Е.А.Беликова 29.08.2022г. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.