Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Первые шаги в химии"
Оценка 5

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Первые шаги в химии"

Оценка 5
docx
17.04.2023
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Первые шаги в химии"
программа первые шаги в химии 8 класс.docx

Муниципальное образование Новокубанский район, х. Марьинский Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 им. В.Н.Барчан х. Марьинского муниципального образования Новокубанский район

 

 

 

 

 

 

Утверждено

решением педагогического совета

от 30.08.2022 г. протокол № 1

Председатель педсовета ___________ В.Ф.Голубец

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности

«Первые шаги в  химии»

(линия УМК О.С. Габриеляна)

 

 

 

 

 

 

Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности

Кружок

Срок реализации 1 год

Возраст обучающихся 14-15 лет

Составитель Беликова Е.А.

 

 

 

 


Пояснительная записка

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Первые шаги в химии» для 8-х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

Данная программа является программой общеинтеллектуальной направленности. Программа построена на следующих принципах:

- научности (знания основаны на объективных научных фактах);

- последовательности и систематичности (обучение от простого к сложному, «от незнания к знанию, от неумения к умению»);

- наглядности (осуществление связи между конкретным и абстрактным);

- осмысленности (перенос имеющихся знаний в новую ситуацию);

- сознательности и активности (применение знаний на практике).

Актуальность программы обусловлена тем, что в учебном плане предмету «Химия» отведено всего 2 часа в неделю (8 класс), что дает возможность сформировать у обучающихся лишь базовые знания по предмету. В тоже время возраст 8-го класса является важным для профессионального самоопределения школьников. Возможно, что проснувшийся интерес к химии может перерасти в будущую профессию.

Актуальность данной программы состоит в и том, что она не только дает обучающимся практические умения и навыки, формирует начальный опыт творческой деятельности, но и развивает интерес обучающегося к эксперименту, научному поиску, способствует их самоопределению, осознанному выбору профессии. Обучающиеся смогут на практике использовать свои знания на уроках химии и в быту.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что базовый курс школьной программы предусматривает практические работы, но их явно недостаточно, чтобы заинтересовать обучающихся в самостоятельном приобретении теоретических знаний, практических умений и навыков. Для этого в курс «Первые шаги в химии» включены наиболее яркие, наглядные, интригующие эксперименты, способные увлечь и заинтересовать обучающихся практической наукой химией. Эксперименты, которые смогут проводить обучающиеся позволят получать достоверную информацию о протекании тех или иных химических процессов, о свойствах веществ. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что однозначно будет способствовать повышению мотивации обучения школьников.

Цель программы:

Формирование у обучающихся научных представлений о химии в повседневной жизни человека через пробуждение интереса и развитие профессиональных склонностей к предмету химия.

Задачи:

Образовательные:

·        расширить кругозор обучающихся о мире веществ;

·        использовать теоретические знания по химии на практике;

·        обучить технике безопасности при выполнении химических реакций;

·        сформировать навыки выполнения проектов с использованием ИКТ и цифрового оборудования;

·        выявить  творчески одарённых обучающихся и  помочь им  проявить  себя.

Развивающие:

·        способствовать развитию творческих способностей обучающихся;

·        формировать ИКТ-компетентости;

Воспитательные:

·        воспитать самостоятельность при выполнении работы;

·        воспитать чувство взаимопомощи, коллективизма, умение работать в команде;  воспитать чувство личной ответственности.

      Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебными предметами:

Курс внеурочной деятельности идейно и содержательно связан с базовым курсом химии и позволяет поддерживать взаимосвязь теории и практики, формирует устойчивую потребность применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Программа построена на основе межпредметной интеграции с физикой, математикой, биологией.

Особенности реализации программы:

 Возраст обучающихся:

Программа ориентирована на обучающихся в возрасте 14-15 лет без специальной подготовки.

 Формы занятий:

        В образовательном процессе используются различные формы проведения занятия: беседы; лекции; семинары; практическое занятие; химический эксперимент;

работа на компьютере; экскурсии; выполнение и защита проектов.

Режим проведения:   34 часа в год - 1 раз в неделю. Все занятия внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 40 минут.

Место проведения:    занятия проводятся в учебном кабинете химии.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям  школьника: практические работы, эксперименты и беседы.

Виды деятельности: предусмотрены теоретические  (20ч.)  и практические занятия (14ч.).

Планируемые воспитательные результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

 

Формируемые УУД

Личностные результаты:

-  осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

-   постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

-   оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

-  оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

-  формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

-    самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

-    выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

-       осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

-  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

-    работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

-      учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

-   анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

-      осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-   строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-  создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

-  составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

-  преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

-    уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

-  обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятий с меньшим объемом понятиям с большим объемом;

-   строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

-    объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные УУД:

-       уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-       отображать в речи содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;

-  уметь аргументировать свою точку зрения;

-   уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-   уметь работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

-  осознание роли веществ;

-  определять роль различных веществ в природе и технике;

-  объяснять роль веществ в их круговороте;

-  рассмотрение химических процессов;

-  использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

– различать опасные и безопасные вещества;

-  приводить примеры химических процессов в природе;

-   находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях;

-  использование химических знаний в быту;

-  объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;

-  объяснять мир с точки зрения химии;

-  формировать представления о будущем профессиональном выборе.

Кроме того, занятия призваны пробудить у обучающихся интерес к химической науке, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.

Способы определения результативности:

-         начальный контроль (сентябрь) в виде визуального наблюдения педагога за соблюдением обучающимися техники безопасности, поведением при работе с последующим обсуждением;

-         текущий контроль (в течение всего учебного года) в виде визуального наблюдения педагога за процессом выполнения учащимися практических работ, проектов, индивидуальных заданий, участия в предметной неделе естествознания;

-         промежуточный контроль (тематический) в виде предметной диагностики знания обучающимися пройденных тем;

-         итоговый контроль (май) в виде изучения и анализа продуктов труда обучающихся (проектов; сообщений, рефератов), процесса организации работы над продуктом и динамики личностных изменений.

Формы оценивания знаний обучающихся при  реализации программы.

-                                       опрос;

-                                       обсуждение;

-                                       самостоятельная работа;

-                                       тестирование;

-                                       презентация и защита творческой работы (проекты и др.).

 

Содержание курса

Инструктаж по технике безопасности проводится на каждом занятии перед проведением эксперимента.

1.     Введение 2 ч.

Вводное занятие. Знакомство обучающихся с новым учебным курсом во внеурочной деятельности. Место химии в естествознании. Зарождение химии как науки. Связь химии с практической жизнью человека.

2.     Экспериментальные основы химии 8 ч.

Вещества. Приемы обращения с веществами. Изучение правил техники безопасности.

Правила безопасной работы при проведении эксперимента. Техника лабораторных работ. Нагревательные приборы. Чистые вещества, особо чистые вещества. Примеси. Смеси. Методы познания в естествознании. Вода. Растворы. Морская и пресная вода. Биологические жидкости. Массовая доля растворенного вещества, или процентная концентрация вещества в растворе.  Насыщенные и пересыщенные растворы. Методика выращивания кристаллов.

3.     Знакомимся с миром наночастиц 8 ч.

Моделирование. Строение вещества. Размеры частиц. Наночастицы. Коллоидные системы: почва, глина, природные воды, воздух дым, минералы, хлеб, молоко, масло, кровь. Коллоидные и истинные растворы. Методы и средства эмпирического исследования. Как степень измельченности влияет на общую площадь соприкасающихся частиц. Нанообъекты и обусловленность их уникальных свойств резким увеличением площади поверхности частиц. Нанообъекты и обусловленность их уникальных свойств резким увеличением площади поверхности частиц.

Химия на страже здоровья 6 ч.

Йод.  Возгонка йода. Йод из аптеки. «Марганцовка». Перманганат калия.

Перекись водорода. Свойства и применение пероксида водорода. Ацетилсалициловая кислота. Аскорбиновая кислота. «Зеленка» или бриллиантовый зеленый. «Мыло чудесное».

Химия пищи 5 ч.

Сахар, крахмал, целлюлоза – родственники глюкозы. Алюминий: великий и ужасный. Уксусная кислота. «Соленая наша жизнь». Вред нитратов: миф или правда.

Работа над проектами  5 ч

 

Тематический  план программы внеурочной деятельности «Мир химии»

Название раздела

Тема занятия

Всего

часов

Теория

Практика

Раздел 1.

Введение (2ч.)

Вводное занятие.

2

1

 

Место химии в естествознании

 

1

Раздел 2.

Экспериментальные основы химии.  (8ч.)

3.1           Вещества. Приемы обращения с веществами.

8

 

 

1

 

3.2           Правила безопасной работы при проведении эксперимента. Техника лабораторных работ.

 

1

3.3           Нагревательные приборы.

 

 

Чые Чистые вещества, особо чистые вещества. Примеси. Смеси.

 

1

3.4           Методы познания в естествознании.

 

1

Вод Вода. Растворы. Морская и пресная вода. Биологические жидкости

 

1

МасМассовая доля растворенного вещества, или процентная концентрация вещества в растворе

1

1

3.5           Насыщенные и пересыщенные растворы.

1

 

Раздел 3.

Знакомимся с миром наночастиц

 (8ч.)

Моделирование

8

 

1

 

Строение вещества. Размеры частиц. Наночастицы

1

1

Коллоидные системы: почва, глина, природные воды, воздух дым, минералы, хлеб, молоко, масло, кровь…Коллоидные и истинные растворы

1

 

Методы и средства эмпирического исследования

1

 

Как степень измельченности влияет на общую площадь соприкасающихся частиц

1

 

Нанообъекты и обусловленность их уникальных свойств резким увеличением площади поверхности частиц

1

1

Раздел 4.

Химия на страже здоровья. (6ч.)

Йод.  Возгонка йода. Йод из аптеки

6

1

 

«Марганцовка». Перманганат калия

 

1

Перекись водорода. Свойства и применение пероксида водорода

 

1

Ацетилсалициловая кислота. Аскорбиновая кислота

 

1

«Зеленка» или бриллиантовый зеленый

1

 

«Мыло чудесное»

1

 

Раздел 5.

Химия пищи

(5ч.)

Сахар, крахмал, целлюлоза – родственники глюкозы

5

 

1

Алюминий: великий и ужасный

 

1

Уксусная кислота

1

 

«Соленая наша жизнь»

 

1

Вред нитратов: миф или правда

 

1

Раздел 6.

Работа над проектами.

(5ч.)

Выбор темы, постановки цели, задач исследования .

5

1

 

Выдвижение гипотезы.

1

 

Планирование пути достижения целей исследовательских (проектных) работ и выбора необходимого инструментария.

1

 

Проведение учебного исследования (проектной работы) с промежуточным  контролем за ходом выполнения и коррекцией результатов.

 

1

 

Оформление, представление (защита) продукта проектной работы

 

 

1

ИТОГО:

 

34

18

16

 

Список используемых источников

 

Список  основной  литературы:

1. Химическая энциклопедия. Т 1. М., 1988 г.

2. Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас», М. Высшая школа, 2018 г..

3.  В.И. Кузнецов «Химия на пороге нового тысячелетия», «Химия в школе» № 1, 2017.

4. А.М. Юдин и другие. «Химия для вас», М., 2002.

Список  литературы  для  учителя:

1.     О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова «Настольная книга учителя химии», Дрофа, 2017.

2.     Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Книга для учащихся, учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС, 2017;

3.      К.А. Макаров «Химия и здоровье». М. «Просвещение», 2005.

4.     Ю.Н. Коротышева «Химические салоны красоты». «Химия в школе».    № 1. 2005 г.

5.     Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. Справ. издание. М.: Высшая школа, 2009

6.     Ахметов М. А., Зорова Е.Ю. Обучение химии как процесс развития познавательных стратегий учащихся/ Ахметов М. А., Зорова Е.Ю.// Наука и школа, 2015.- № 2.- С.81-87

7.     Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности / Лазарев В. С. //Вопросы образования, 2015, № 3. стр. 292-307.

8.     Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Пропедевтический курс «Старт в химию»/ Габриелян О.С.- Журнал «Химия в школе».- 2005.- № 8.- С. 19-26

9.     Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе)/ под редакцией профессора Е.Я.Когана, Самара, издательство «Учебная литература», издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.

Список  литературы  для  обучающихся:

1.         В.А. Войтович «Химия в быту», М., «Знание», 2000.

2.         «Энциклопедический словарь юного химика» М. «Педагогика», 2002.

3.      «Эрудит», Химия – М. ООО «ТД «Издательство Мир книги»», 2018.

4.         Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Книга для учащихся, учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС, 2017.

5.         Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Сост. Ю.И.Смирнов. СПб.: «МиМ-Экспресс», 1995.

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания шМО учителей естественно-гуманитарного цикла

от 29.08.2022 г. протокол № 1

Руководитель шМО ________ Л.А.Ковалева

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_______ Е.А.Беликова

29.08.2022г.

 


 

Муниципальное образование Новокубанский район, х

Муниципальное образование Новокубанский район, х

Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Первые шаги в химии» для 8-х классов составлена в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Первые шаги в химии» для 8-х классов составлена в соответствии с требованиями

Образовательные: · расширить кругозор обучающихся о мире веществ; · использовать теоретические знания по химии на практике; · обучить технике безопасности при выполнении химических реакций; ·…

Образовательные: · расширить кругозор обучающихся о мире веществ; · использовать теоретические знания по химии на практике; · обучить технике безопасности при выполнении химических реакций; ·…

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т

Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Кроме того, занятия призваны пробудить у обучающихся интерес к химической науке, стимулировать дальнейшее изучение химии

Кроме того, занятия призваны пробудить у обучающихся интерес к химической науке, стимулировать дальнейшее изучение химии

Насыщенные и пересыщенные растворы

Насыщенные и пересыщенные растворы

Насыщенные и пересыщенные растворы

Насыщенные и пересыщенные растворы

Раздел 6. Работа над проектами

Раздел 6. Работа над проектами

Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова

Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2023