Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Первые шаги в химии"

  • docx
  • 17.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа первые шаги в химии 8 класс.docx

Муниципальное образование Новокубанский район, х. Марьинский Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 им. В.Н.Барчан х. Марьинского муниципального образования Новокубанский район

 

 

 

 

 

 

Утверждено

решением педагогического совета

от 30.08.2022 г. протокол № 1

Председатель педсовета ___________ В.Ф.Голубец

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности

«Первые шаги в  химии»

(линия УМК О.С. Габриеляна)

 

 

 

 

 

 

Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности

Кружок

Срок реализации 1 год

Возраст обучающихся 14-15 лет

Составитель Беликова Е.А.

 

 

 

 


Пояснительная записка

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Первые шаги в химии» для 8-х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

Данная программа является программой общеинтеллектуальной направленности. Программа построена на следующих принципах:

- научности (знания основаны на объективных научных фактах);

- последовательности и систематичности (обучение от простого к сложному, «от незнания к знанию, от неумения к умению»);

- наглядности (осуществление связи между конкретным и абстрактным);

- осмысленности (перенос имеющихся знаний в новую ситуацию);

- сознательности и активности (применение знаний на практике).

Актуальность программы обусловлена тем, что в учебном плане предмету «Химия» отведено всего 2 часа в неделю (8 класс), что дает возможность сформировать у обучающихся лишь базовые знания по предмету. В тоже время возраст 8-го класса является важным для профессионального самоопределения школьников. Возможно, что проснувшийся интерес к химии может перерасти в будущую профессию.

Актуальность данной программы состоит в и том, что она не только дает обучающимся практические умения и навыки, формирует начальный опыт творческой деятельности, но и развивает интерес обучающегося к эксперименту, научному поиску, способствует их самоопределению, осознанному выбору профессии. Обучающиеся смогут на практике использовать свои знания на уроках химии и в быту.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что базовый курс школьной программы предусматривает практические работы, но их явно недостаточно, чтобы заинтересовать обучающихся в самостоятельном приобретении теоретических знаний, практических умений и навыков. Для этого в курс «Первые шаги в химии» включены наиболее яркие, наглядные, интригующие эксперименты, способные увлечь и заинтересовать обучающихся практической наукой химией. Эксперименты, которые смогут проводить обучающиеся позволят получать достоверную информацию о протекании тех или иных химических процессов, о свойствах веществ. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что однозначно будет способствовать повышению мотивации обучения школьников.

Цель программы:

Формирование у обучающихся научных представлений о химии в повседневной жизни человека через пробуждение интереса и развитие профессиональных склонностей к предмету химия.

Задачи:

Образовательные:

·        расширить кругозор обучающихся о мире веществ;

·        использовать теоретические знания по химии на практике;

·        обучить технике безопасности при выполнении химических реакций;

·        сформировать навыки выполнения проектов с использованием ИКТ и цифрового оборудования;

·        выявить  творчески одарённых обучающихся и  помочь им  проявить  себя.

Развивающие:

·        способствовать развитию творческих способностей обучающихся;

·        формировать ИКТ-компетентости;

Воспитательные:

·        воспитать самостоятельность при выполнении работы;

·        воспитать чувство взаимопомощи, коллективизма, умение работать в команде;  воспитать чувство личной ответственности.

      Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебными предметами:

Курс внеурочной деятельности идейно и содержательно связан с базовым курсом химии и позволяет поддерживать взаимосвязь теории и практики, формирует устойчивую потребность применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Программа построена на основе межпредметной интеграции с физикой, математикой, биологией.

Особенности реализации программы:

 Возраст обучающихся:

Программа ориентирована на обучающихся в возрасте 14-15 лет без специальной подготовки.

 Формы занятий:

        В образовательном процессе используются различные формы проведения занятия: беседы; лекции; семинары; практическое занятие; химический эксперимент;

работа на компьютере; экскурсии; выполнение и защита проектов.

Режим проведения:   34 часа в год - 1 раз в неделю. Все занятия внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 40 минут.

Место проведения:    занятия проводятся в учебном кабинете химии.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям  школьника: практические работы, эксперименты и беседы.

Виды деятельности: предусмотрены теоретические  (20ч.)  и практические занятия (14ч.).

Планируемые воспитательные результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

 

Формируемые УУД

Личностные результаты:

-  осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

-   постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

-   оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

-  оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

-  формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

-    самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

-    выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

-       осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

-  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

-    работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

-      учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

-   анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

-      осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-   строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-  создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

-  составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

-  преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

-    уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

-  обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятий с меньшим объемом понятиям с большим объемом;

-   строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

-    объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные УУД:

-       уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-       отображать в речи содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;

-  уметь аргументировать свою точку зрения;

-   уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-   уметь работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

-  осознание роли веществ;

-  определять роль различных веществ в природе и технике;

-  объяснять роль веществ в их круговороте;

-  рассмотрение химических процессов;

-  использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

– различать опасные и безопасные вещества;

-  приводить примеры химических процессов в природе;

-   находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях;

-  использование химических знаний в быту;

-  объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;

-  объяснять мир с точки зрения химии;

-  формировать представления о будущем профессиональном выборе.

Кроме того, занятия призваны пробудить у обучающихся интерес к химической науке, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.

Способы определения результативности:

-         начальный контроль (сентябрь) в виде визуального наблюдения педагога за соблюдением обучающимися техники безопасности, поведением при работе с последующим обсуждением;

-         текущий контроль (в течение всего учебного года) в виде визуального наблюдения педагога за процессом выполнения учащимися практических работ, проектов, индивидуальных заданий, участия в предметной неделе естествознания;

-         промежуточный контроль (тематический) в виде предметной диагностики знания обучающимися пройденных тем;

-         итоговый контроль (май) в виде изучения и анализа продуктов труда обучающихся (проектов; сообщений, рефератов), процесса организации работы над продуктом и динамики личностных изменений.

Формы оценивания знаний обучающихся при  реализации программы.

-                                       опрос;

-                                       обсуждение;

-                                       самостоятельная работа;

-                                       тестирование;

-                                       презентация и защита творческой работы (проекты и др.).

 

Содержание курса

Инструктаж по технике безопасности проводится на каждом занятии перед проведением эксперимента.

1.     Введение 2 ч.

Вводное занятие. Знакомство обучающихся с новым учебным курсом во внеурочной деятельности. Место химии в естествознании. Зарождение химии как науки. Связь химии с практической жизнью человека.

2.     Экспериментальные основы химии 8 ч.

Вещества. Приемы обращения с веществами. Изучение правил техники безопасности.

Правила безопасной работы при проведении эксперимента. Техника лабораторных работ. Нагревательные приборы. Чистые вещества, особо чистые вещества. Примеси. Смеси. Методы познания в естествознании. Вода. Растворы. Морская и пресная вода. Биологические жидкости. Массовая доля растворенного вещества, или процентная концентрация вещества в растворе.  Насыщенные и пересыщенные растворы. Методика выращивания кристаллов.

3.     Знакомимся с миром наночастиц 8 ч.

Моделирование. Строение вещества. Размеры частиц. Наночастицы. Коллоидные системы: почва, глина, природные воды, воздух дым, минералы, хлеб, молоко, масло, кровь. Коллоидные и истинные растворы. Методы и средства эмпирического исследования. Как степень измельченности влияет на общую площадь соприкасающихся частиц. Нанообъекты и обусловленность их уникальных свойств резким увеличением площади поверхности частиц. Нанообъекты и обусловленность их уникальных свойств резким увеличением площади поверхности частиц.

Химия на страже здоровья 6 ч.

Йод.  Возгонка йода. Йод из аптеки. «Марганцовка». Перманганат калия.

Перекись водорода. Свойства и применение пероксида водорода. Ацетилсалициловая кислота. Аскорбиновая кислота. «Зеленка» или бриллиантовый зеленый. «Мыло чудесное».

Химия пищи 5 ч.

Сахар, крахмал, целлюлоза – родственники глюкозы. Алюминий: великий и ужасный. Уксусная кислота. «Соленая наша жизнь». Вред нитратов: миф или правда.

Работа над проектами  5 ч

 

Тематический  план программы внеурочной деятельности «Мир химии»

Название раздела

Тема занятия

Всего

часов

Теория

Практика

Раздел 1.

Введение (2ч.)

Вводное занятие.

2

1

 

Место химии в естествознании

 

1

Раздел 2.

Экспериментальные основы химии.  (8ч.)

3.1           Вещества. Приемы обращения с веществами.

8

 

 

1

 

3.2           Правила безопасной работы при проведении эксперимента. Техника лабораторных работ.

 

1

3.3           Нагревательные приборы.

 

 

Чые Чистые вещества, особо чистые вещества. Примеси. Смеси.

 

1

3.4           Методы познания в естествознании.

 

1

Вод Вода. Растворы. Морская и пресная вода. Биологические жидкости

 

1

МасМассовая доля растворенного вещества, или процентная концентрация вещества в растворе

1

1

3.5           Насыщенные и пересыщенные растворы.

1

 

Раздел 3.

Знакомимся с миром наночастиц

 (8ч.)

Моделирование

8

 

1

 

Строение вещества. Размеры частиц. Наночастицы

1

1

Коллоидные системы: почва, глина, природные воды, воздух дым, минералы, хлеб, молоко, масло, кровь…Коллоидные и истинные растворы

1

 

Методы и средства эмпирического исследования

1

 

Как степень измельченности влияет на общую площадь соприкасающихся частиц

1

 

Нанообъекты и обусловленность их уникальных свойств резким увеличением площади поверхности частиц

1

1

Раздел 4.

Химия на страже здоровья. (6ч.)

Йод.  Возгонка йода. Йод из аптеки

6

1

 

«Марганцовка». Перманганат калия

 

1

Перекись водорода. Свойства и применение пероксида водорода

 

1

Ацетилсалициловая кислота. Аскорбиновая кислота

 

1

«Зеленка» или бриллиантовый зеленый

1

 

«Мыло чудесное»

1

 

Раздел 5.

Химия пищи

(5ч.)

Сахар, крахмал, целлюлоза – родственники глюкозы

5

 

1

Алюминий: великий и ужасный

 

1

Уксусная кислота

1

 

«Соленая наша жизнь»

 

1

Вред нитратов: миф или правда

 

1

Раздел 6.

Работа над проектами.

(5ч.)

Выбор темы, постановки цели, задач исследования .

5

1

 

Выдвижение гипотезы.

1

 

Планирование пути достижения целей исследовательских (проектных) работ и выбора необходимого инструментария.

1

 

Проведение учебного исследования (проектной работы) с промежуточным  контролем за ходом выполнения и коррекцией результатов.

 

1

 

Оформление, представление (защита) продукта проектной работы

 

 

1

ИТОГО:

 

34

18

16

 

Список используемых источников

 

Список  основной  литературы:

1. Химическая энциклопедия. Т 1. М., 1988 г.

2. Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас», М. Высшая школа, 2018 г..

3.  В.И. Кузнецов «Химия на пороге нового тысячелетия», «Химия в школе» № 1, 2017.

4. А.М. Юдин и другие. «Химия для вас», М., 2002.

Список  литературы  для  учителя:

1.     О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова «Настольная книга учителя химии», Дрофа, 2017.

2.     Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Книга для учащихся, учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС, 2017;

3.      К.А. Макаров «Химия и здоровье». М. «Просвещение», 2005.

4.     Ю.Н. Коротышева «Химические салоны красоты». «Химия в школе».    № 1. 2005 г.

5.     Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. Справ. издание. М.: Высшая школа, 2009

6.     Ахметов М. А., Зорова Е.Ю. Обучение химии как процесс развития познавательных стратегий учащихся/ Ахметов М. А., Зорова Е.Ю.// Наука и школа, 2015.- № 2.- С.81-87

7.     Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности / Лазарев В. С. //Вопросы образования, 2015, № 3. стр. 292-307.

8.     Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Пропедевтический курс «Старт в химию»/ Габриелян О.С.- Журнал «Химия в школе».- 2005.- № 8.- С. 19-26

9.     Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе)/ под редакцией профессора Е.Я.Когана, Самара, издательство «Учебная литература», издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.

Список  литературы  для  обучающихся:

1.         В.А. Войтович «Химия в быту», М., «Знание», 2000.

2.         «Энциклопедический словарь юного химика» М. «Педагогика», 2002.

3.      «Эрудит», Химия – М. ООО «ТД «Издательство Мир книги»», 2018.

4.         Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Книга для учащихся, учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС, 2017.

5.         Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Сост. Ю.И.Смирнов. СПб.: «МиМ-Экспресс», 1995.

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания шМО учителей естественно-гуманитарного цикла

от 29.08.2022 г. протокол № 1

Руководитель шМО ________ Л.А.Ковалева

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_______ Е.А.Беликова

29.08.2022г.