Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
Оценка 4.8

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"

Оценка 4.8
docx
20.05.2020
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
Рабочая программа Социокультурные истоки.docx

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

«Социокультурные истоки»

на  2018- 2019 учебный год

 

 

для учащихся  4 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Социокультурные истоки» разработана для учащихся 4а класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской  Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.

Курс «Социокультурные истоки» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.

Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы.

Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «Социокультурные истоки» в рамках начальной школы.

 Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).

Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.

В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.

В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Таким образом, выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе (1 – 4 классы).

Главные ценности жизни Слово, Образ, Книга, развивают жизненное пространство в контексте программы «Социокультурные истоки» (начальная школа) следующим образом.

Курс «Социокультурные истоки» соответствует требованию ФГОС НОО 2009 года (далее – Стандарт), который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.

Введение курса «Социокультурные истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в  образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к  ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.

Методологическую основу данной программы составляет социокультурный  системный подход в образовании. Он позволяет:

·         Развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

·         Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;

·         Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

·         Обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

·         становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

·         духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности. Образовательный процесс основан на системно – деятельностном подходе, что соответствует основным идеям Стандарта.

Содержательной целью курса «Социокультурные истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.

Достижение этой цели предпо­лагает решение следующих задач:

·         освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;

·         оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;

·         личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;

·         развитие мотивации к саморазвитию.

Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками процесса являются социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.

Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций образование и воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.

В основе преподавания учебного курса «Социокультурные истоки» лежит идея активного образования  – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.

Главными целями системы активных форм являются:

·         развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей,

·         накопление социокультурного опыта,

·         развитие навыков общения,

·         управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного  взаимодействия,

·         обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и  группы результатов.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Социокультурные истоки»;

Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

Управленческий – развитие управленческих способностей;

Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

Социокультурный  — осознание смысла служения Отечеству.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности  и  управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта. Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.

 

 

 

Планируемые результаты освоения курса

В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:

  • овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
  • приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие управленческих способностей;
  • наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
  • развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
  • создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.

Содержание программы кружка направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования.

Формирование универсальных учебных действий.

1.Личностные результаты.

Всфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Выпускник получит возможность для формирования:

· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

· мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

· ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей;

· основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;

· знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;

· эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

· установки на здоровый образ жизни;

· чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.

Всфере регулятивных УУД  обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.

Выпускник получит возможность научиться:

· в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;

· проявлять познавательную инициативность;

· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;

· различать способ и результат действия;

· выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.

В сферепознавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.

Выпускник получит возможность научиться:

· осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;

·  фиксировать информацию об окружающем мире, о себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

· адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;

· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать;

· устанавливать аналогии.

 В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).

Выпускник получит возможность научиться:

·         правильно использовать коммуникативные, речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

· учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;

· владеть диалогической формой речи; задавать вопросы;

· осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.

2. Метапредметные результаты.

В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).

Выпускник получит возможность научиться:

· организовывать поиск необходимой информации, сведений, фактов,

· определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученную информацию, сопоставлять и обобщать её;

· пересказывать текств разной форме, составлять письменные отзывы;

· участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного;

· соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;

· осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;

· различать государственные и духовные праздники

· создавать иллюстрации, по содержанию прочитанного или услышанного;

· распознавать особенности построения малых фольклорных форм;

· узнавать государственную символику РФ и региона, достопримечательности родного края и исторических мест России;

· используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;

· реализовывать свой творческий потенциал;

· узнавать и эмоционально оценивать шедевры национального искусства;

· передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных промыслов  России и своего региона;

· адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека;

· готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ,

 

            Результат освоения обучающимися курса «Социокультурные истоки» и основной образовательной программы начального общего образования представлен в личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»), которые представлены в Стандарте:

·         любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

·         владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

·         любящий свой народ, свой край и свою Родину;

·         уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

·         готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

·         доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

·         выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Содержание программы

Программа курса «Социокультурные истоки » охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий.

1 класс

Содержание первого класса, в основном, сосредоточено на понимание сути Социокультурные истоки. Система духовно – нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий «Слово», «Образ», «Книга», которые дают представление о «Мире»: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно – нравственном).Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Социокультурные истоки.Тема «Мир», помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры, как мир людей ее созидающих. Тема «Слово» раскрывается посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет пустым, бессодержательным. Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Тема «Образ» наполнена содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ». Тема «Книга» позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги.

2 класс

Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней. Все усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию.Во втором классе учебный курс «Истоки» начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них.

3 класс

В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. Тематика программы в 3 классе является продолжением изученного в 1и 2классах. Доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии данного курса. Программа призвана подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России.

4 класс

В четвертом классе учебный курс призван суммировать и обобщить всё известное ученику из курса «Социокультурные истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании. Важно понять жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире. В четвертом классе на новом уровне осуществляется повторное обращение к базовым социокультурным ценностям, осваиваемым в предыдущие годы.

Главные  цели курса

В 3 классе:

·      освоение ребенком целостного и системного осознания внутреннего мира человека.

·      актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и семьи.

·      содействие развитию этнического самосознания, переживанию ощущения социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что родство создает условия для самореализации, достойной жизни человека.

3 класс

ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ

Учебный курс «Истоки» в 3 классе является продолжением нача­того в 1-ом и 2-ом классах. В центре внимания оказываютсяценности внутреннего мира человека. «Истоки-3» призваны подвести третьеклассника кистокам духовности, морали, нравственности и этикив том их понимании, в каком они традиционно бытуют в российской цивилизации.

Главными целями этого курса в 3 классе являются:

* дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;

* посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;

* продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.

Базовое содержание курса «Истоки-3» объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». Как и в предыдущем курсе, текст книги предназначен не для заучивания, а для размышления о внутреннем мире и первом духовном   опыте.

Разделы содержания

«Вера» (5 часа)

ВЕРА. Ступеньки веры — доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело — к вере.

ВЕРНОСТЬ — преданность и надежность. Верность — знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.

ПРАВДА. Что означает — жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда — путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.

ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала — награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному.

«Надежда» (4 часа)

НАДЕЖДА — стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды — отчаяние.

СОГЛАСИЕ — единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие  и разногласие.

ТЕРПЕНИЕ — умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).

ПОСЛУШАНИЕ — доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.

«Любовь» (4 часа)

ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.

МИЛОСЕРДИЕ - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит.

ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.

РАСКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Раскаяние ведет к очищению. Раскаяние любви учит.

«София» (4 часа)

УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.

РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение - труд.

ИСТИНА -неложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.

ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. София - Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Раскаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Дата

Количество часов, отводимых на изучение темы

Тема урока

 

 

9 ч

Традиции Образа

1.           

05.09

1

Вводный урок.

2.           

12.09

1

Первые образы. Отец. Мать.

3.           

19.09

1

Родители.

4.           

26.09

1

Отечество.

5.           

03.10

1

Мир. Священные образы.

6.           

10.10

1

Священные образы. Спаситель.

7.           

17.10

1

Богородица. Ангел-хранитель.

8.           

24.10

1

Светлые образы. Свет и просветители. Праведники и мудрецы.

9.           

07.11

1

Образы-знаки.

 

 

8 ч

Традиции слова

10.         

14.11

1

Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва.

11.         

21.11

1

Сердечные слова. Родительское благословение.

12.         

28.11

1

Родительское благословение.

13.         

05.12

1

Сердце сердцу весть подает.

14.         

12.12

1

Сердечные слова.

15.         

19.12

1

Честные слова.

16.         

26.12

1

Правила честного слова.

17.         

16.01

1

Обобщающий урок. «Традиции слова».

 

 

9 ч

Традиции дела

18.         

23.01

1

Труд. Земледельцы.

19.         

30.01

1

Ремесленники.

20.         

06.02

1

Купцы и предприниматели.

21.         

13.02

1

Служение. Воинство.

22.         

20.02

1

Священство.

23.         

27.02

1

Суд и управление.

24.         

06.03

1

Творчество. Искусники.

25.         

13.03

1

Книжники.

26.         

20.03

1

Обобщающий урок. «Традиции праведного дела»

 

 

8 ч

Традиции праздника

27.         

03.04

1

Гулять всем миром.

28.         

10.04

1

Гулять всем миром.

29.         

17.04

1

Радоваться всей семьей.

30.         

24.04

1

Радоваться всей семьей.

31.         

08.05

1

Помнить всем Отечеством.

32.         

15.05

1

Молиться всей церковью.

33.         

22.05

1

Потрудиться душой.

34.         

23.05

1

Традиции Отечества.



 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Социокультурные истоки» разработана для учащихся 4а класса в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Социокультурные истоки» разработана для учащихся 4а класса в соответствии с требованиями

Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности

Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности

Планируемые результаты освоения курса

Планируемые результаты освоения курса

Интернет; · фиксировать информацию об окружающем мире, о себе, в том числе с помощью инструментов

Интернет; · фиксировать информацию об окружающем мире, о себе, в том числе с помощью инструментов

ИКТ, Результат освоения обучающимися курса «

ИКТ, Результат освоения обучающимися курса «

В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала

В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала

НАДЕЖДА — стремление к доброму исходу дела

НАДЕЖДА — стремление к доброму исходу дела

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2020