|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 210» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Ступеньки к успеху»
|
направление: общеразвивающее
Разработана: Ярославцевой Алёной Владимировной, учителем начальных классов, Первой квалификационной категории
|
Пояснительная записка
Факультативный курс «Ступеньки к успеху» призван содействовать развитию познавательных возможностей учащихся по многим учебным предметам.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Как известно, основной формой обучения в школе является урок. В настоящее время актуально также проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять знания школьников. Одна из форм внеклассной работы – факультатив по предметам. Она способствует воспитанию познавательного интереса у детей и помогает определить их уровень знаний. Программа направлена на развитие логического мышления и речи. Она разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей ребят, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, олимпиадах и дает возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе логического и творческого мышления. Программа призвана помочь детям стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Общая характеристика курса «Ступеньки к успеху»
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.
В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня: игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру», игра-конкурс по информатике «Инфознайка», дистанционный интеллектуальный конкурс «ЭМУ» (математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир, английский язык).
Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.
Цель данной программы: развитие творческого мышления младших школьников, формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения и навыки.
Задачи программы:
· Развитие психологических механизмов (внимание, памяти, воображения, наблюдательности);
· Развитие наглядно-образного мышления;
· Развитие словесно-логического мышления;
· Развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
· Решение нестандартных логических задач;
· Раскрытие творческих способностей ребенка;
· Создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Принципы построения программы:
· личностно-ориентированный подход;
· учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;
· развитие творческих способностей как средства самовыражения и самовоспитания
учащихся;
· свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации;
· системность, последовательность, преемственность в обучении;
· наглядность;
· доступность;
· сотрудничество и ответственность;
· сознательное усвоение материала;
· занимательность.
Основные методы обучения:
· объяснительно-иллюстративный;
· репродуктивный;
· проблемного изложения;
· эвристический;
· исследовательский;
· проектный.
Эвристический, исследовательский и проектный методы являются приоритетными при реализации данной программы.
С целью развития творческих способностей дети включаются в различные формы и виды деятельности. После каждого занятия происходит рефлексия.
Формы занятий:
· беседы;
· тренинги;
· диагностика;
· викторины;
· конкурсы;
· интеллектуальные игры;
· творческие работы;
· проектные работы;
· экскурсии;
· встречи;
· выставки-отчеты.
Формы работы учащихся на занятиях:
· коллективные;
· групповые;
· индивидуальные.
Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяются требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.
Предполагается участие младших школьников в школьных, муниципальных, краевых, российских интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах и проектах, дистанционных конкурсах.
Формы контроля:
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на средний возраст 6,5-10 лет. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста.
Общий объем программы по плану четырехлетнего :I год обучения – 33 часа, II год – 34 часа, III год – 34 часа, IV год – 34 часа. Программа включает в себя 3 направления: русский язык, математика, окружающий мир.
Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяется требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.
Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по 1 часу продолжительностью 35 минут. Для второго, третьего и четвертого года обучения 1 раз в неделю - продолжительностью 40 минут.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации,сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности,
использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
На четвёртом году учёбы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носит дискуссионный характер.
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
Метапредметные результаты
· Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
· Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
· Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
· Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля
Универсальные учебные действия
· Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
· Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
· Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
· Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
· Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
· Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
· Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
· использовать критерии для обоснования своего суждения.
· Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
· Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Ожидаемые результаты:
- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
- повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
Программа кружка «Ступеньки к успеху» состоит из трех направлений:
Математика.
Русский язык.
Окружающий мир.
Одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде, является анализ заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах. Основу заданий для подготовки учащихся к предметным олимпиадам составляют задания прошлых лет игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», математического конкурса-игры «Кенгуру», игры-конкурса по информатике «Инфознайка», дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».
Планируемый результат
Учащийся должен знать:
· какими качествами должен обладать творчески мыслящий человек;
· элементарные методы исследовательской работы.
Уметь:
· работать в группе;
· структурировать ранее полученные знания;
· использовать уже полученные знания на решение нестандартных задач;
· осваивать новые виды деятельности;
· проявлять изобретательность в условиях поиска решения;
· проявлять новое видение ситуации, приводящее к неожиданным идеям;
· способность ухватить наиболее существенную деталь;
· работать с доступными книгами – справочниками и словарями.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Ступеньки к успеху» является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами изучения курса «Ступеньки к успеху» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
· Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
· Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
· Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
· Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
· Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Ступеньки к успеху» являются формирование следующих умений.
1 уровень
2 уровень
3 уровень
Способы определения результативности занятий курса внеурочной деятельности "Ступеньки к успеху":
в олимпиадах и конкурсах на разных уровнях;
математических декадах (составление кроссвордов, викторин и т. д.);
интеллектуальных играх (КВН, "парад умников", "брейн-ринг" и т. д.);
исследовательских проектах.
Материально – техническое обеспечение
Календарно – тематическое планирование 1 класс
№ |
Тема |
Кол час |
Дата |
Примечание |
1 |
Распознавание геометрических фигур. |
|||
2 |
Пространственные представления |
|||
3 |
Составление
заданных фигур из определенного |
|||
4 |
Задания
на изменение заданной фигуры |
|||
5 |
Вычисления с величинами. Практические задания по моделированию. Построение геометрических фигур. |
|||
6 |
Моделирование букв. |
|||
7 |
«Лишняя»
фигура. Учись проводить прямые линии |
|||
8 |
Звуки вокруг нас. |
|||
9 |
Логические задачи на поиск недостающих фигур. Выделение фигур из сложного чертежа |
|||
10 |
Игры с буквами. Ребусы. |
|||
11 |
Срисовывание
фигуры и изображение |
|||
12 |
Составление фигуры по чертежу. Работа с чертежом |
|||
13 |
Сравни и заполни |
|||
14 |
Составление
треугольников и квадратов |
|||
15 |
Логические задачи |
|||
16 |
Геометрические фигуры, маршруты |
|||
17 |
Составление фигур. Нахождение фигур |
|||
18 |
Комплексные
задания (обведи, заштрихуй, |
|||
19 |
Графические диктанты |
|||
20 |
Однозначные
числа. Числа и действия с ними. |
|||
21 |
Задачи
на увеличение и уменьшение числа |
|||
22 |
Задачи на разностное сравнение |
|||
23 |
Простые задачи с косвенными вопросами |
|||
24 |
Составные задачи по рисункам и текстовые. |
|||
25 |
Задачи на нахождение суммы и остатка |
|||
26 |
Задачи
на нахождение неизвестного слагаемого, |
|||
27 |
Логические и комбинаторные задачи |
|||
28 |
Рифмованные задачи по теме Простые задачи |
|||
29 |
Рифмованные
задачи по теме |
|||
30 |
Простые задачи. Составные задачи. Задачи на смекалку |
|||
31 |
Интеллектуальные задания. Соедини точки |
|||
32 |
Найди закономерность и дорисуй линию Скопируй. Нарисуй такую же фигуру |
|||
33 |
Коррекционно-развивающие задания и упражнения |
Календарно – тематическое планирование 2 класс
№ |
Тема |
Кол час |
Дата |
Примечание |
1 |
Единицы длины. Отрезок. Таблица единиц длины |
|||
2 |
Время. Единицы времени |
|||
3 |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку |
|||
4 |
Задания на смекалку. |
|||
5 |
Решение олимпиадных заданий по окружающему миру |
|||
6 |
Геометрические фигуры. |
|||
7 |
Числа от 21 до 100. Внетабличное сложение и вычитание |
|||
8 |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку |
|||
9 |
Умножение и деление |
|||
10 |
Решение олимпиадных заданий по окружающему миру |
|||
11 |
Рифмованные задачи по теме «Табличные и внетабличные случаи умножения и деления» |
|||
12 |
Составление и решение задач по рисункам с помощью уравнений |
|||
13 |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку |
|||
14 |
Простые задачи на сложение и вычитание |
|||
15 |
Решение олимпиадных заданий по окружающему миру |
|||
16 |
Простые задачи на умножение |
|||
17 |
Задачи на деление по содержанию и на равные части |
|||
18 |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку |
|||
19 |
Задачи на нахождение периметра и сторон геометрических фигур |
|||
20 |
Решение олимпиадных заданий по окружающему миру |
|||
21 |
Простые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз (в прямой и косвенной форме) |
|||
22 |
Простые задачи на кратное сравнение |
|||
23 |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку |
|||
24 |
Составные задачи на нахождение суммы, на нахождение остатка |
|||
25 |
Решение олимпиадных заданий по окружающему миру |
|||
26 |
Логические задачи |
|||
27 |
Задачи на сообразительность |
|||
28 |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку |
|||
29 |
Логические и комбинаторные задачи |
|||
30 |
Решение олимпиадных заданий по окружающему миру |
|||
31 |
Трехзначные числа. Нумерация в пределах 1000 |
|||
32 |
Сложение и вычитание в пределах 100 |
|||
33 |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку |
|||
34 |
Устные примеры сложения и вычитания чисел в пределах 100 |
Календарно – тематическое планирование 2 класс
№ |
Тема |
Кол час |
Дата |
Примечание |
1 |
Единицы длины. Отрезок. Таблица единиц длины |
|||
2 |
Время. Единицы времени |
|||
3 |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку |
|||
4 |
Задания на смекалку. |
|||
5 |
Решение олимпиадных заданий по окружающему миру |
|||
6 |
Геометрические фигуры. |
|||
7 |
Числа от 21 до 100. Внетабличное сложение и вычитание |
|||
8 |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку |
|||
9 |
Умножение и деление |
|||
10 |
Решение олимпиадных заданий по окружающему миру |
|||
11 |
Рифмованные задачи по теме «Табличные и внетабличные случаи умножения и деления» |
|||
12 |
Составление и решение задач по рисункам с помощью уравнений |
|||
13 |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку |
|||
14 |
Простые задачи на сложение и вычитание |
|||
15 |
Решение олимпиадных заданий по окружающему миру |
|||
16 |
Простые задачи на умножение |
|||
17 |
Задачи на деление по содержанию и на равные части |
|||
18 |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку |
|||
19 |
Задачи на нахождение периметра и сторон геометрических фигур |
|||
20 |
Решение олимпиадных заданий по окружающему миру |
|||
21 |
Простые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз (в прямой и косвенной форме) |
|||
22 |
Простые задачи на кратное сравнение |
|||
23 |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку |
|||
24 |
Составные задачи на нахождение суммы, на нахождение остатка |
|||
25 |
Решение олимпиадных заданий по окружающему миру |
|||
26 |
Логические задачи |
|||
27 |
Задачи на сообразительность |
|||
28 |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку |
|||
29 |
Логические и комбинаторные задачи |
|||
30 |
Решение олимпиадных заданий по окружающему миру |
|||
31 |
Трехзначные числа. Нумерация в пределах 1000 |
|||
32 |
Сложение и вычитание в пределах 100 |
|||
33 |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку |
|||
34 |
Устные примеры сложения и вычитания чисел в пределах 100 |
Календарно – тематическое планирование 3 класс
№ |
Тема |
Кол час |
Дата |
Примечание |
1 |
Математические диктанты. Коррекционно-развивающие задания и упражнения |
|||
2 |
Путешествие в страну Слов. В гостях у слов- родственников. |
|||
3 |
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? |
|||
4 |
Геометрический материал. Решение ребусов и логических задач |
|||
5 |
Добрые слова. Новые слова в русском языке. |
|||
6 |
КВН «Планета загадок» Загадки растений |
|||
7 |
Сложение и вычитание чисел в пределах сотни. Сложение и вычитание трехзначных чисел |
|||
8 |
В стране Сочинителей. |
|||
9 |
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». |
|||
10 |
Деление с остатком. Дробные числа. Действия с ними |
|||
11 |
Праздник творчества и игры. Крылатые слова. |
|||
12 |
Водоёмы нашего края. Устный журнал |
|||
13 |
Единицы измерения массы (килограмм, грамм). Время и его измерение. Меры длины. Единицы длины |
|||
14 |
Анаграммы и метаграммы. |
|||
15 |
Час эрудитов «при рода моего края». |
|||
16 |
Логические задачи. Коррекционно-развивающие задания и упражнения |
|||
17 |
Шарады и логогрифы. |
|||
18 |
Час истории. Откуда пошла земля Русская! |
|||
19 |
Решение задач на движение. Логические задачи. |
|||
20 |
Откуда пришли наши имена. |
|||
21 |
Солнце — как источник энергии. |
|||
22 |
Дробные числа. Задачи на нахождение числа по доли и доли по числу |
|||
23 |
Занимательное словообразование. |
|||
24 |
Почему лёд скользкий? |
|||
25 |
Составные задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Простые и составные задачи на разностное и кратное сравнение |
|||
26 |
Ребусы. Разгадываем и составляем сами. |
|||
27 |
Самое интересное вещество на земле. Вода. |
|||
28 |
Составные задачи на нахождение суммы, остатка, уменьшаемого, вычитаемого, неизвестного слагаемого |
|||
29 |
Словообразование и состав слов |
|||
30 |
География моего края |
|||
31 |
Задачи с многовариантными решениями. Логические и комбинаторные задачи |
|||
32 |
Занимательная грамматика |
|||
33 |
Растительный и животный мир моего края |
|||
34 |
Задачи на нахождение периметра, площади и сторон геометрических фигур |
Календарно – тематическое планирование 4 класс
№ |
Тема |
Кол час |
Дата |
Примечание |
1 |
Упражнения и головоломки со спичками |
|||
2 |
Объемные геометрические фигуры |
|||
3 |
Логические задачи. Величины |
|||
4 |
Комбинаторные задачи |
|||
5 |
Старинные задачи |
|||
6 |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку |
|||
7 |
Старинные задачи на движение |
|||
8 |
Геометрические задачи |
|||
9 |
Вопросы-шутки |
|||
10 |
Логические задачи |
|||
11 |
Решение олимпиадных заданий по окружающему миру |
|||
12 |
Задачи на смекалку |
|||
13 |
Задачи со сказочным сюжетом |
|||
14 |
Решение старинных задач |
|||
15 |
Задачи-шутки |
|||
16 |
Числа-великаны |
|||
17 |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку |
|||
18 |
Многозначные числа |
|||
19 |
Решение олимпиадных заданий по окружающему миру |
|||
20 |
Действия с многозначными числами |
|||
21 |
Загадки-шутки |
|||
22 |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку |
|||
23 |
Арифметические ребусы |
|||
24 |
Решение олимпиадных заданий по окружающему миру |
|||
25 |
Решение головоломок |
|||
26 |
Математические головоломки |
|||
27 |
Объем и его измерение |
|||
28 |
Объемные и плоскостные фигуры. Площадь прямоугольного треугольника |
|||
29 |
Площадь фигур |
|||
30 |
Положительные и отрицательные числа |
|||
31 |
Римские цифры |
|||
32 |
Степень числа |
|||
33 |
Точные и приближенные числа |
|||
34 |
Решение уравнений с многозначными числами |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.