Программа
курса внеурочной деятельности
«Я смотрю на мир»
(художественно-эстетическое направление)
для обучающихся 1-4 классов
срок реализации программы 4 года
Программу разработала:
учитель начальных классов
Кузьмина Наталья Геннадьевна
п.Бочкарёво 2023г
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Я смотрю на мир» (декоративно-прикладное творчество ) создана на основе нормативно – правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др (сборник программ внеурочной деятельности из серии «Стандарты второго поколения» издательство «Просвещение» 2013г.)
- Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Бочкарёвская ООШ»;
Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования образовательной области «Искусство» .
Актуальность и новизна данной программы состоит в том, что процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Декоративное творчество является составной частью духовно – нравственного направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Содержание программы «Я смотрю на мир» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории, окружающий мир, литературное чтение) в освоении различных видов и техник искусства. Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она не привязана к какому – либо одному направлению, а включает в себя элементы разных техник: лепка, народная игрушка, роспись по дереву, вышивка лентами, бумагопластика, изготовление тряпичной куклы.
Цель программы: - формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
2. Описание места курса по внеурочной деятельности «Я смотрю на мир» в учебном плане
По плану внеурочной деятельности на изучение курса выделяется 1 ч в неделю, по плану внеурочной деятельности школы выделяется 1 ч в неделю.
Программа рассчитана на проведение одного часа в неделю в 1-4-х классах. Общее количество часов: 1 класс – 33 часа, 2-4 классы – по 34 часа в неделю. Итого за курс - 135 часов.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е.
теоретические задания и технологические приёмы подкрепляются практическим
применением в жизни.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от
создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих проектов
детей, сказочных персонажей, участие в конкурсах и выставках. Это является
стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
В процессе реализации программы применяются: здоровьесберегающие технологии, технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, творческие, игровые, информационно-коммуникативные технологии, проектное обучение.
3.Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных результатов у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ,решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Учащиеся получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Учащиеся получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию;
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
4. Содержание программы внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс (33ч)
№ п/п |
Темы разделов |
Кол-во часов |
Формы организации |
Виды деятельности |
|
1. |
Введение: правила техники безопасности |
1 ч |
Игры-беседы. |
Познакомятся с правилами безопасности при проведении занятий |
|
2. |
Работа с пластичными материалами. (солёное тесто, глина) |
12 ч |
Коллективные, групповые творческие мастерские; практические работы, индивидуальные работы, самостоятельная работа. |
Познакомятся с о свойствами пластичных материалов: солёное тесто, глина. Научатся лепить цветы из солёного теста; создадут панно из теста; научатся оформлять своё панно. Научатся приёмам лепки из глины. Познакомятся с историей Дымковской игрушки. Научатся лепить игрушку по мотивам Дымки. Создадут свой проект глиняной игрушки; научатся расписывать глиняную игрушку по мотивам Дымки. |
|
3. |
Роспись по дереву |
5ч |
индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа. |
Познакомятся с понятием «роспись по дереву»; познакомятся с материалами и инструментами для работы; познакомятся с историей возникновения и особенностями росписи народного промысла «Городец»; научатся выполнять элементы городецкой росписи; будут учиться создавать свой сюжет для росписи; выполнят роспись кухонной дощечки по мотивам мастеров Городца. |
|
4. |
Бумагопластика (квилинг) |
7 ч |
индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа. |
Познакомятся с техникой бумагопластики «квилинг»; узнают историю возникновения «квилинга»; Познакомятся с материалами и инструментами для работы»; научатся делать ролы; составлять композицию; научатся оформлять панно в технике «квилинг» |
|
5. |
Вышивка лентами. |
5 ч |
творческие мастерские, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа, |
Совершат «путешествие в мир атласной ленты»; Познакомятся с правилами техники безопасности при работе с иглой; научатся делать цветы из присборенной ленты; создадут панно из сделанных собственноручно цветов |
|
6. |
Изготовление кукол |
3 ч |
Коллективные, групповые работы, творческие мастерские, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа |
Познакомятся с историей возникновения народной тряпичной куклы; узнают историю славянских кукол их предназначение; научатся делать и оформлять куклу «Пеленашку». |
|
Итого: 33 часа |
|||||
2 класс (34ч)
№ п/п |
Темы разделов |
Кол-во часов |
Формы организации |
Виды деятельности |
|
1. |
Введение: правила техники безопасности |
1ч |
Игры-беседы. |
Повторят правила техники безопасности при работе с различными инструментами |
|
2. |
Работа с пластичными материалами. (солёное тесто, глина) |
12ч |
Коллективные, групповые творческие мастерские, практические работы, индивидуальные работы, самостоятельная работа. |
Вспомнят приёмы работы с пластичными материалами; познакомятся с видами глины и её хранением; познакомятся с историей возникновения филимоновской народной игрушки и особенностями росписи; научатся приёмам лепки; создадут свою игрушку по мотивам филимоновской; выполнят роспись игрушки по мотивам филимоновской; вспомнят особенности лепки и росписи дымковской игрушки; вылепят и распишут «Барыню» в стиле Дымки; создадут сюжет по сказке и выполнят роспись персонажей в стиле Дымки |
|
3. |
Роспись по дереву. |
6ч |
Коллективные, групповые работы, (творческие мастерские); индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа- творческий мини-проект. |
Вспомнят элементы росписи; познакомятся с традициями народного праздника у христиан«Пасха»;выполнят роспись пасхального яйца; познакомятся с народным промыслом «Жостово» ; научатся выполнять элементы жостовской росписи; создадут эскиз работы; выполнят роспись кухонной дощечки в стиле жостовских мастеров |
|
4. |
Бумагопластика. |
5 ч |
Коллективные, групповые работы, творческие мастерские, индивидуальные работы, творческие проекты, самостоятельная работа. |
Вспомнят правила работы в данной технике; научатся вырезать полоски для квиллинга; составят эскиз коллективной работы «Корзина с цветами»; оформят коллективный проект. |
|
5. |
Вышивка лентами |
5 ч |
Коллективные, групповые работы, творческие мастерские, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа. |
Повторят приёмы работы с атласной лентой; научатся делать розы из широкой ленты; составят эскиз своей композиции; сделают и оформят пано |
|
6. |
Изготовление кукол |
5 ч |
Коллективные, групповые работы, творческие мастерские, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа. |
Познакомятся с типом и назначением народной куклы (обрядовые, обереги, игровые); узнают об истории возникновения куклы «Счастье»; составят т/к изготовления куклы; сделают куклу «Счастье» своими руками |
|
Итого: 34 часа |
|||||
3 класс (34ч)
№ п/п |
Темы разделов |
Кол-во часов |
Формы организации |
Виды деятельности |
|
1. |
Введение: правила техники безопасности |
1 ч |
Игры-беседы. |
Повторят правила т/б |
|
2. |
Работа с пластичными материалами |
12 ч |
Коллективные, групповые творческие мастерские; практические работы, индивидуальные работы, самостоятельная работа. |
Познакомятся с историей и особенностями промысла Гжель; научатся выполнять элементы росписи; сделают сувенир и оформят его элементами гжельской росписи; повторят особенности дымковской игрушки; вберут сюжет сказки для изготовления дымковской игрушки; оформят коллективный проект |
|
3. |
Роспись по дереву |
4ч |
Изготовление эскизов, практические работы, индивидуальные работы, самостоятельная работа. |
Узнают о произведениях декоративно-прикладного искусства и значении росписи изделий в жизни человека; повторят особенности и элементы городецкой росписи; составят композицию на деревянной основе с использованием изученных мотивов |
|
3. |
Бумагопластика |
5 ч |
Коллективные, групповые работы (творческие мастерские); эскизы; индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа |
Вспомнят материалы и инструменты для работы в технике квиллинг; научатся делать листья рябины из двойного ролла; составят и оформят собственную композицию |
|
4. |
Вышивка лентами |
6 ч |
Коллективные, групповые работы, творческие мастерские, эскиз работы, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа. |
Повторят т/б при работе с иглой и ножницами; вспомнят приёмы работы с атласной лентой; научатся делать цветок люпина; составят карандашом эскиз работы; создадут и оформят пано |
|
5. |
Изготовление кукол |
6 ч |
Коллективные, групповые работы, творческие мастерские, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа. |
Познакомятся с традиционной русской куклой в праздничной символике; узнают историю создания куклы «Кубышка-травница»; будут работать с т/к; создадут свою куклу |
|
Итого: 34 часа |
|||||
4 класс (34ч)
№ п/п |
Темы разделов |
Кол-во часов |
Формы организации |
Виды деятельности |
|
1. |
Введение: правила техники безопасности |
1 ч |
Игры-беседы. |
Вспомнят правила техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами |
|
2. |
Работа с пластичными материалами. |
10 ч |
Коллективные, групповые творческие мастерские; практические работы, индивидуальные работы, самостоятельная работа. |
Познакомятся с народной тверской игрушкой; узнают особенности росписи игрушки; вылепят игрушку и распишут её по мотивам тверской; создадут игрушки для коллективного проекта «Сказочные птицы» |
|
3. |
Роспись по дереву |
5ч |
Коллективные, групповые работы, (творческие мастерские); индивидуальные работы, эскизы работ; практические работы, самостоятельная работа- творческий проект. |
Познакомятся с народным промыслом Хохлома; узнают об особенностях росписи; научатся выполнять элементы травного орнамента; выполнят роспись кухонной дощечки или др. предметов из дерева в стиле хохломской росписи |
|
4. |
Бумагопластика |
5 ч |
Коллективные, групповые работы, (творческие мастерские); эскиз работы, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа. |
Повторят приёмы изготовления роллов; познакомятся с техникой изготовления нарциссов; выполнят и оформят открытку к 8 марта из цветов сложной формы |
|
5. |
Вышивка лентами . |
6 ч |
Коллективные, групповые работы, творческие мастерские, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа. |
Повторят приёмы работы; выберут композицию для панно; ознакомятся с последовательностью выполнения цветов из сложенной ленты; будут работать со схемой; оформят пано |
|
6. |
Изготовление кукол |
6 ч |
Коллективные, групповые работы, творческие мастерские, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа. |
Вспомнят назначение традиционной русской куклы в праздничной символике у славян; выберут куклу для создания проекта; узнают историю появления и назначение куклы «Вербница»; будут работать с т/к; сделают куклу «Вербница»; познакомятся с назначением куклы «Кормилка»;сделают эту куклу; представят проект «Куклы-обереги» |
|
7. |
Выставка –отчёт |
1ч |
|
Итоговая выставка творческих работ уч-ся |
|
Итого: 34 часа |
|||||
5. Тематическое планирование
1класс
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
по плану |
фактически |
|||
1 |
Введение . Правила техники безопасности. |
1 |
|
|
Работа с пластичными материалами (12ч) |
||||
2 |
Лепка из солёного теста. Приёмы лепки. |
1 |
|
|
3 |
Лепка из солёного теста. Хлебобулочные изделия. |
1 |
|
|
4 |
Лепка из солёного теста. Розочки. Букет розочек. |
1 |
|
|
5 |
Лепка из солёного теста. Роспись изделия. |
1 |
|
|
6 |
Дары осени. Лепка панно «Фруктовый сад». |
1 |
|
|
7 |
Роспись панно «Фруктовый сад». Выставка работ. |
1 |
|
|
8 |
Народные глиняные игрушки. История глиняной игрушки. |
1 |
|
|
9 |
Знакомство с дымковской игрушкой. Приёмы лепки игрушки. |
1 |
|
|
10-11 |
Лепка птиц. Индюк. Дымка . |
2 |
|
|
12-13 |
Роспись изделия по мотивам дымковской игрушки. Выставка работ. |
2 |
|
|
Роспись по дереву(5ч) |
||||
14 |
Знакомство с технологией росписи по дереву. Виды народной росписи. Материалы и инструменты. |
1 |
|
|
15 |
Знакомство с городецкой росписью. Элементы росписи. |
1 |
|
|
16-18 |
Роспись дощечки в стиле Городецких мастеров. Презентация мини-проектов. |
3 |
|
|
Бумагопластика (7ч) |
||||
19 |
История возникновения техники. Материалы и инструменты. Правила работы с бумагой в технике «квилинг». |
1 |
|
|
20 |
Крутим ролы. Простейшие цветочки. |
1 |
|
|
21-23 |
Композиция «Разные ромашки». Изготовление цветка, скручивая и защепляя заготовку капелькой и листочком. |
3 |
|
|
24-25 |
Изготовление цветущего дерева из квилинга-цветочков. Выставка работ. |
2 |
|
|
Вышивка лентами (5ч) |
||||
26 |
Вводное занятие «Путешествие в мир атласной ленты». |
1 |
|
|
27-28 |
Практическая работа «Цветы из присборенной ленты. Листья из ленты». |
1 |
|
|
29-30 |
Оформление панно из цветов и листьев. Выставка работ. |
1 |
|
|
Изготовление кукол (3ч) |
||||
31 |
История народной куклы. |
1 |
|
|
32 |
Волшебство славянских кукол. Типы и назначения кукол (обрядовые, обереги, игровые). |
1 |
|
|
33 |
Изготовление куклы «Пеленашка» («Зайчик на пальчик»). Выставка работ. Итоговая выставка детских работ. Оценка детских работ. |
1 |
|
|
2 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Ко-во часов |
Дата проведения |
|
по плану |
фактически |
|||
1 |
Введение. Правила техники безопасности. |
1 |
|
|
Работа с пластичными материалами (12ч) |
||||
2 |
Лепка из солёного теста. Подкова на счастье. |
1 |
|
|
3 |
Лепка из солёного теста. Оформление изделия. Выставка работ. |
1 |
|
|
4 |
Хранение глины. Виды глины. Повторение приёмов лепки. Инструменты и приспособления для лепки. |
1 |
|
|
5-7 |
Знакомство с филимоновской игрушкой. Особенности и приёмы лепки. Игрушка «Петушок». |
3 |
|
|
8-9 |
Беседа по истории возникновения Филимоновской глиняной игрушки. Просмотр презентации. Лепка элементов Филимоновской игрушки. Изделие «Конь». Выставка работ. |
2 |
|
|
10-11 |
Повторение приёмов лепки Дымковской игрушки. Лепка «Барыни» в стиле Дымки. |
2 |
|
|
12-13 |
Роспись игрушки «Барыня» в стиле Дымки. Составление сюжета сказки. Презентация творческих проектов детей. |
2 |
|
|
Роспись по дереву (6ч ) |
||||
14 |
Народная роспись. Элементы росписи. Просмотр презентации. |
1 |
|
|
15-16 |
Русская Масленица. Знакомство с традициями праздника. Роспись пасхального яйца. Выставка работ уч-ся. |
2 |
|
|
17-19 |
Знакомство с народным промыслом Жостово. Элементы росписи. Выполнение эскиза. Роспись кухонной дощечки элементами Жостово. Выставка работ уч-ся. |
3 |
|
|
Бумагопластика (5 ч) |
||||
20 |
Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.
|
1 |
|
|
21-22 |
Композиция «Цветы». Изготовление эскиза работы. Зарисовка карандашом. Изготовление заготовок. |
2 |
|
|
23-24 |
Композиция «корзина с цветами». Эскиз коллективной работы. Оформление работы. Презентация творческого проекта. |
2 |
|
|
Вышивка лентами (5 ч) |
||||
25 |
Презентация «Мир атласной ленты». Повторение приёмов работы с лентами. |
1 |
|
|
26-27 |
Изготовление бутонов роз. Розы из широких лент. Роза из присборенной ленты. |
2 |
|
|
28-29 |
Изготовление панно из бутонов роз. Изготовление эскиза работы карандашом. Оформление панно. Выставка мини-проектов уч-ся. |
2 |
|
|
Изготовление кукол (5 ч ) |
||||
30 |
Волшебство славянских кукол. Куклы из бабушкиного сундука. Типы и назначения кукол (обрядовые, обереги, игровые). |
1 |
|
|
31-32 |
Знакомство с историей возникновения куклы Счастье. Просмотр фоторяда с изображением куколки на счастье. Знакомство с технологической картой изготовления куклы. Подбор материалов для куклы. |
2 |
|
|
33-34 |
Изготовление куклы Счастье. Выставка работ уч-ся. Выбор лучших работ. |
2 |
|
|
3 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Ково часов |
Дата проведения |
||
|
|
|
по плану |
фактически |
|
1 |
Введение . Правила техники безопасности. |
1 |
|
|
|
Работа с пластичными материалами (12 ч) |
|||||
2-3 |
Знакомство с народным промыслом Гжель. Просмотр презентации о промысле. Элементы росписи. Выполнение отдельных элементов росписи. Зарисовка карандашом эскиза узора. |
2 |
|
|
|
4-7 |
Лепка сувенира из глины. Роспись изделия в стиле гжельских мастеров. Выставка работ уч-ся. |
4 |
|
|
|
8-11 |
Коллективный проект. Лепка по мотивам дымковской игрушки. Сюжет «У самовара». Роспись в стиле Дымки. |
4 |
|
|
|
12-13 |
Выставка работ уч-ся. Презентация проекта |
2 |
|
|
|
Роспись по дереву (4ч) |
|||||
14 |
Произведения декоративно-прикладного искусства и значение расписных изделий. Сохранение культурных традиций русского народа (беседа) |
1 |
|
|
|
15 |
Работа над росписью по Городецким мотивам Повторение (история росписи, цветовое решение, виды росписи, основные элементы, сюжеты) |
1 |
|
|
|
16-17 |
Творческая работа. Составление композиции на деревянной основе с использованием изученных мотивов. Выставка работ. |
2 |
|
|
|
Бумагопластика (5ч) |
|||||
18 |
Повторение приёмов работы в технике квилинг. Материалы и инструменты. Просмотр презентации. |
1 |
|
|
|
19 |
Изготовление листьев рябины в 2 цвета. |
1 |
|
|
|
20-22 |
Изготовление ягод рябины – плотный ролл. Сборка изделия. Осенняя композиция. Выставка работ. |
3 |
|
|
|
Вышивка лентами (6ч) |
|||||
23 |
Повторение приёмов работы с атласной лентой. Просмотр фоторяда изделий. Техника безопасности. |
1 |
|
|
|
24-25 |
Изготовление цветов из присборенной ленты. Цветок люпина. Изготовление эскиза работы. Зарисовка карандашом. Изготовление заготовок. |
2 |
|
|
|
26-28 |
Создание панно. Оформление панно. Выставка работ. |
3 |
|
|
|
Изготовление кукол (6ч) |
|||||
29 - 30 |
Кукла в русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике. Типы и назначения кукол (обрядовые, обереги, игровые). Беседа с просмотром презентации. |
2 |
|
|
|
31-33 |
Кукла «Кубышка-травница», «Зерновушка». История создания куклы. Работа с технологической картой. Оформление куклы. Выставка работ. |
3 |
|
|
|
34 |
Подведение итогов работы. Выставка творческих работ уч-ся. Выбор лучших. |
1 |
|
|
|
4 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Ково часов |
Дата проведения |
|
по плану |
фактически |
|||
1 |
Введение . Правила техники безопасности. |
1 |
|
|
|
Работа с пластичными материалами (10ч) |
|||
2 |
Беседа по истории развития тверской игрушки. Элементы росписи тверской игрушки. |
1 |
|
|
3-6 |
Лепка глиняной игрушки по мотивам тверской. Роспись готового изделия. Выставка работ. Создание коллективного проекта «Сказочные птицы». |
4 |
|
|
7-9 |
Работа над объёмным образом. Лепка сказочных персонажей. |
3 |
|
|
10-11 |
Лепка народной игрушки по выбору уч-ся. Выставка творческих работ. |
2 |
|
|
Роспись по дереву (5ч) |
||||
12 |
Из истории хохломской росписи. Изучение техники Хохломы (цветовое решение, орнаменты). Анализ композиций |
1 |
|
|
13 |
Простейшие элементы травного орнамента. Узор «травка» (осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустик) |
1 |
|
|
14 |
Упражнение в рисовании узора «ягодки» кистью и печаткой-тычком |
1 |
|
|
15-16 |
Проект «Подарок маме и папе». Роспись кухонной дощечки по мотивам хохломской росписи. Оценка работ. |
2 |
|
|
Бумагопластика (5ч) |
||||
17 |
Повторение приёмов работы в технике квилинг. |
1 |
|
|
18 |
Техника изготовления нарциссов. |
1 |
|
|
19-21 |
Изготовление открытки к 8 марта. Изготовление цветов сложной формы для композиции «Весенний букет» |
3 |
|
|
Вышивка лентами (6ч) |
||||
22 |
Повторение приёмов работы. Выбор композиции для создания панно. |
1 |
|
|
23-24 |
Создание панно. Ознакомление с последовательностью выполнения цветов из сложенной ленты. ТБ. Пошаговая демонстрация выполнения цветов из сложенной ленты. Отработка навыков выполнения работы. Работа со схемой. |
2 |
|
|
25-27 |
Оформление панно. Выставка работ. Оценка и выбор лучших работ. |
3 |
|
|
|
Изготовление кукол (6 ч) |
|||
28 |
Кукла в русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике. Типы и назначения кукол (обрядовые, обереги, игровые). исследовательский проект «Куклы на Руси» |
1 |
|
|
29-31 |
Пасхальная кукла. Вербница. Пасхальная голубка. История создания куклы. Работа с технологической картой. Оформление куклы. Выставка работ. |
3 |
|
|
32-33 |
Кукла-кормилка. Выставка и оценка работ. Выбор лучших работ Защита проекта «Куклы-обереги на Руси». |
2 |
|
|
34 |
Презентация проекта «Куклы-обереги на Руси». Итоговая выставка-отчёт. |
1 |
|
|
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании творческих проектов, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
· однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
· постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
· тематические - по итогом изучения разделов, тем;
· итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видео изображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материалы самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
6.Материально – техническое обеспечение программы.
Оборудование :
1. Магнитная доска
2. Проектор
3. Экран
4. Компьютер
Литература :
1. Астраханцева С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно –
методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2009. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
2. Бухина С., Бухин М. « Квилинг. Волшебство бумажных завитков». – Ростов – на – Дону «Феникс»-2011г
3. Величко Н. «Русская роспись»-энциклопедия, АСТ пресс-2010г
4. Горичева В.С. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль, академия развития – 1998г
5. Ращупкина С.Ю. «Солёное тесто» - Москва – 2011г
6. Рубцова Е. «Фантазии из глины» - Москва ЭКСМО – 2007г
7. Соколова М.С. «Художественная роспись по дереву» - Москва, Владос – 2005г
8. Чиотти Д. «Украшения из шёлковых лент» - Мир книги – Москва-2007г
Интернет-ресурсы:
1. Видеофрагмент «Дымковская игрушка на все времена»
2. Видеофрагмент «Филимоновская игрушка»
3. Фоторяд . Квилинг.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.