Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я смотрю на мир"

  • docx
  • 28.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа вд Я смотрю на мир.docx

 

 

 

 

 

Программа

курса внеурочной деятельности

«Я смотрю на мир»

(художественно-эстетическое направление)

для обучающихся 1-4 классов

срок реализации программы 4 года

 

 

 

 

 

                                                               Программу разработала:

                                                                     учитель начальных классов

                               Кузьмина Наталья Геннадьевна

 

п.Бочкарёво 2023г

 

1.      Пояснительная записка

Рабочая программа «Я смотрю на мир» (декоративно-прикладное творчество ) создана на основе нормативно – правовых документов:

-         Федеральный закон от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-         Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

-         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-         Примерной программы  внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др (сборник программ  внеурочной деятельности из серии «Стандарты второго поколения» издательство «Просвещение» 2013г.)

-         Основная образовательная программа  начального  общего образования МКОУ «Бочкарёвская ООШ»;

Программа  соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам  начального  общего  образования  образовательной  области «Искусство» .

Актуальность  и новизна данной программы состоит в том, что процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Декоративное творчество является составной частью духовно – нравственного направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности.

Оно способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Содержание программы «Я смотрю на мир» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории, окружающий мир, литературное чтение) в освоении различных видов и техник  искусства. Отличительная особенность  данной программы заключается в том, что она не привязана к какому – либо одному направлению, а включает в себя элементы разных  техник: лепка, народная игрушка, роспись по дереву, вышивка лентами, бумагопластика, изготовление тряпичной куклы.

Цель программы: - формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;

- формировать эстетический, художественный вкус;

- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,

- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

- воспитывать нравственные качества детей;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

2. Описание места курса  по внеурочной деятельности «Я смотрю на мир» в учебном плане

По плану внеурочной деятельности на изучение курса выделяется 1 ч в неделю, по  плану внеурочной деятельности  школы выделяется 1 ч в неделю.

Программа рассчитана на проведение одного часа в неделю в 1-4-х  классах.  Общее  количество часов: 1 класс – 33 часа, 2-4 классы – по 34 часа в неделю. Итого за курс - 135 часов.

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие,  воспитывает уверенность в себе.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приёмы подкрепляются практическим применением в жизни.
          Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих проектов детей, сказочных персонажей, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

В процессе реализации программы  применяются: здоровьесберегающие технологии, технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, творческие, игровые, информационно-коммуникативные технологии,  проектное обучение.

3.Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных результатов у учащихся будут сформированы:

-  учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

-  навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Учащиеся получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  - эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Метапредметные результаты:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ,решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Учащиеся получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 - пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности;

 - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных   универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

Учащиеся получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

 - формировать собственное мнение и позицию;

Учащиеся получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.  

4. Содержание программы внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

1 класс (33ч)

п/п

Темы разделов

Кол-во часов

Формы организации

Виды деятельности

1.

Введение: правила техники безопасности

1 ч

Игры-беседы.

Познакомятся с правилами безопасности при проведении занятий

2.

Работа с пластичными материалами.

(солёное тесто, глина)

12 ч

Коллективные, групповые творческие мастерские; практические работы, индивидуальные работы, самостоятельная работа.

Познакомятся с о свойствами пластичных материалов: солёное тесто, глина.

Научатся лепить цветы из солёного теста; создадут панно из теста; научатся оформлять своё панно.

Научатся приёмам лепки из глины.

Познакомятся с историей Дымковской игрушки.

Научатся лепить игрушку по мотивам Дымки.

Создадут свой проект глиняной игрушки; научатся расписывать глиняную игрушку по мотивам Дымки.

3.

Роспись по дереву

индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа.

Познакомятся с понятием «роспись по дереву»;

познакомятся с материалами и инструментами для работы;

познакомятся с историей возникновения и особенностями росписи народного промысла «Городец»;

научатся выполнять элементы городецкой росписи; будут учиться создавать свой сюжет для росписи; выполнят роспись кухонной дощечки по мотивам мастеров Городца.

4.

Бумагопластика (квилинг)

7 ч

индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа.

Познакомятся с техникой бумагопластики «квилинг»; узнают историю возникновения «квилинга»;

Познакомятся с материалами и инструментами для работы»; научатся делать ролы; составлять композицию; научатся оформлять панно в технике «квилинг»

5.

Вышивка лентами.

5 ч

творческие мастерские, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа,

Совершат «путешествие в мир атласной ленты»;

Познакомятся с правилами техники безопасности при работе с иглой; научатся делать цветы из присборенной ленты; создадут панно из сделанных собственноручно  цветов

6.

Изготовление кукол

3 ч

Коллективные, групповые работы, творческие мастерские, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа

Познакомятся с историей возникновения народной тряпичной куклы; узнают историю славянских кукол их предназначение;

научатся делать и оформлять куклу «Пеленашку».

Итого: 33 часа

 

2 класс (34ч)

№ п/п

Темы разделов

Кол-во часов

Формы организации

Виды деятельности

1.

Введение: правила техники безопасности

Игры-беседы.

Повторят правила техники безопасности при работе с различными инструментами

2.

Работа с пластичными материалами.

(солёное тесто, глина)

12ч

Коллективные, групповые творческие мастерские, практические работы, индивидуальные работы, самостоятельная работа.

Вспомнят приёмы работы с пластичными материалами;

познакомятся с видами глины и её хранением;

познакомятся с историей возникновения филимоновской народной игрушки и особенностями росписи;

научатся приёмам лепки;

создадут свою игрушку по мотивам филимоновской; выполнят роспись игрушки по мотивам филимоновской;

вспомнят особенности лепки и росписи дымковской игрушки; вылепят и распишут  «Барыню» в стиле Дымки; создадут сюжет по сказке и выполнят роспись персонажей в стиле Дымки

3.

Роспись по дереву.

Коллективные, групповые работы, (творческие мастерские); индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа- творческий мини-проект.

Вспомнят элементы росписи; познакомятся с традициями народного праздника у христиан«Пасха»;выполнят роспись пасхального яйца;

познакомятся с народным промыслом «Жостово» ; научатся выполнять элементы жостовской росписи; создадут эскиз работы; выполнят роспись кухонной дощечки в стиле жостовских мастеров

4.

Бумагопластика.

5 ч

Коллективные, групповые работы, творческие мастерские, индивидуальные работы, творческие  проекты, самостоятельная работа.

Вспомнят правила работы в данной технике; научатся вырезать полоски для квиллинга;

составят эскиз коллективной работы «Корзина с цветами»;

оформят коллективный проект.

5.

Вышивка лентами

5 ч

Коллективные, групповые работы, творческие мастерские, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа.

Повторят приёмы работы с атласной лентой; научатся делать розы из широкой ленты; составят эскиз своей композиции; сделают и оформят пано

6.

Изготовление кукол

5 ч

Коллективные, групповые работы, творческие мастерские, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа.

Познакомятся с типом и назначением народной куклы (обрядовые, обереги, игровые); узнают об истории возникновения куклы «Счастье»; составят т/к изготовления куклы; сделают куклу «Счастье» своими руками

Итого: 34 часа

 

3 класс (34ч)

п/п

Темы разделов

Кол-во часов

Формы организации

Виды деятельности

1.

Введение: правила техники безопасности

1 ч

Игры-беседы.

Повторят правила т/б

2.

Работа с пластичными материалами

12 ч

Коллективные, групповые творческие мастерские; практические работы, индивидуальные работы, самостоятельная работа.

Познакомятся с историей и особенностями промысла Гжель; научатся выполнять элементы росписи; сделают сувенир и оформят его элементами гжельской росписи; повторят особенности дымковской игрушки; вберут сюжет сказки для изготовления дымковской игрушки; оформят коллективный проект

3.

Роспись по дереву

Изготовление эскизов,

практические работы, индивидуальные работы, самостоятельная работа.

Узнают о произведениях декоративно-прикладного искусства и значении росписи изделий в жизни человека; повторят особенности и элементы городецкой росписи; составят композицию на деревянной основе с использованием изученных мотивов

3.

Бумагопластика

5 ч

Коллективные, групповые работы (творческие мастерские); эскизы; индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа

Вспомнят материалы и инструменты для работы в технике квиллинг; научатся делать листья рябины из двойного ролла; составят и оформят собственную композицию

4.

Вышивка лентами

6 ч

Коллективные, групповые работы, творческие мастерские, эскиз работы, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа.

Повторят т/б при работе с иглой и ножницами; вспомнят приёмы работы с атласной лентой; научатся делать цветок люпина; составят карандашом эскиз работы; создадут и оформят  пано

5.

Изготовление кукол

6 ч

Коллективные, групповые работы, творческие мастерские, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа.

Познакомятся с традиционной русской куклой в праздничной символике; узнают историю создания куклы «Кубышка-травница»; будут работать с т/к; создадут свою куклу

               Итого: 34 часа

4 класс (34ч)

п/п

Темы разделов

Кол-во часов

Формы организации

Виды деятельности

1.

Введение: правила техники безопасности

1 ч

Игры-беседы.

Вспомнят правила техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами

2.

Работа с пластичными материалами.

10 ч

Коллективные, групповые творческие мастерские; практические работы, индивидуальные работы, самостоятельная работа.

Познакомятся с народной тверской игрушкой; узнают особенности росписи игрушки; вылепят игрушку и распишут её по мотивам тверской; создадут игрушки для коллективного проекта «Сказочные птицы»

3.

Роспись по дереву

Коллективные, групповые работы, (творческие мастерские); индивидуальные работы, эскизы работ; практические работы, самостоятельная работа- творческий проект.

Познакомятся с народным промыслом Хохлома; узнают об особенностях росписи; научатся выполнять элементы травного орнамента; выполнят роспись кухонной дощечки или др. предметов из дерева в стиле хохломской росписи

4.

Бумагопластика

5 ч

Коллективные, групповые работы, (творческие мастерские); эскиз работы, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа.

Повторят приёмы изготовления роллов; познакомятся с техникой изготовления нарциссов; выполнят и оформят открытку к 8 марта из цветов сложной формы

5.

Вышивка лентами .

6 ч

Коллективные, групповые работы, творческие мастерские, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа.

Повторят приёмы работы; выберут композицию для панно; ознакомятся с последовательностью выполнения цветов из сложенной ленты; будут работать со схемой; оформят пано

6.

Изготовление кукол

6 ч

Коллективные, групповые работы, творческие мастерские, индивидуальные работы, практические работы, самостоятельная работа.

Вспомнят назначение традиционной русской куклы в праздничной символике у славян; выберут куклу для создания проекта; узнают историю появления и назначение куклы «Вербница»; будут работать с т/к; сделают куклу «Вербница»; познакомятся с назначением куклы «Кормилка»;сделают эту куклу; представят проект «Куклы-обереги»

7.

Выставка –отчёт

 

Итоговая выставка творческих работ уч-ся

Итого: 34 часа

                                         

5. Тематическое планирование

1класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

по плану

фактически

1

Введение . Правила  техники  безопасности.

1

 

 

Работа с пластичными материалами (12ч)

2

Лепка из солёного теста. Приёмы лепки.

1

 

 

3

Лепка из солёного теста. Хлебобулочные изделия.

1

 

 

4

Лепка из солёного теста. Розочки. Букет розочек.

1

 

 

5

Лепка из солёного теста. Роспись изделия.

1

 

 

6

Дары осени. Лепка панно «Фруктовый сад».

1

 

 

7

Роспись панно «Фруктовый сад». Выставка работ.

1

 

 

8

Народные глиняные игрушки. История глиняной игрушки.

1

 

 

9

Знакомство с дымковской игрушкой. Приёмы лепки игрушки.

1

 

 

10-11

Лепка птиц. Индюк. Дымка .

2

 

 

12-13

Роспись изделия по мотивам дымковской игрушки. Выставка работ.

2

 

 

Роспись по дереву(5ч)

14

Знакомство с технологией росписи по дереву. Виды народной росписи. Материалы и инструменты.

1

 

 

15

Знакомство с городецкой росписью. Элементы росписи.

1

 

 

16-18

Роспись дощечки в стиле Городецких мастеров. Презентация мини-проектов.

3

 

 

Бумагопластика (7ч)

19

История возникновения техники. Материалы и инструменты. Правила работы с бумагой в технике «квилинг».

1

 

 

20

Крутим ролы. Простейшие цветочки.

1

 

 

21-23

Композиция «Разные ромашки». Изготовление цветка, скручивая и защепляя заготовку капелькой и листочком.

3

 

 

24-25

Изготовление цветущего дерева из квилинга-цветочков.

Выставка работ.

2

 

 

Вышивка лентами (5ч)

26

Вводное занятие «Путешествие в мир атласной ленты».

1

 

 

27-28

Практическая работа «Цветы из присборенной ленты. Листья из ленты».

1

 

 

29-30

Оформление панно из цветов и листьев. Выставка работ.

1

 

 

Изготовление кукол (3ч)

31

История народной куклы.

1

 

 

32

Волшебство славянских кукол. Типы и назначения кукол (обрядовые, обереги, игровые).

1

 

 

33

Изготовление куклы «Пеленашка» («Зайчик на пальчик»). Выставка работ. Итоговая выставка детских работ. Оценка детских работ.

1

 

 

2 класс

№ п/п

Тема занятия

Ко-во

часов

Дата проведения

по плану

фактически

1

Введение. Правила техники безопасности.

1

 

 

Работа с пластичными материалами (12ч)

2

Лепка из солёного теста. Подкова на счастье.

1

 

 

3

Лепка из солёного теста. Оформление  изделия. Выставка работ.

1

 

 

4

Хранение глины. Виды глины. Повторение приёмов лепки. Инструменты и приспособления для лепки.

1

 

 

5-7

Знакомство с филимоновской игрушкой. Особенности  и приёмы лепки. Игрушка «Петушок».

3

 

 

8-9

Беседа по истории возникновения Филимоновской глиняной игрушки. Просмотр презентации. Лепка элементов Филимоновской игрушки. Изделие  «Конь». Выставка работ.

2

 

 

10-11

Повторение приёмов лепки Дымковской игрушки. Лепка «Барыни» в стиле Дымки.

2

 

 

12-13

Роспись игрушки «Барыня» в стиле Дымки. Составление сюжета сказки.

Презентация творческих проектов детей.

2

 

 

Роспись по дереву (6ч )

14

Народная роспись. Элементы росписи. Просмотр презентации.

1

 

 

15-16

Русская Масленица. Знакомство с традициями праздника. Роспись пасхального яйца. Выставка работ уч-ся.

2

 

 

17-19

Знакомство с народным промыслом Жостово. Элементы росписи.

Выполнение эскиза.

Роспись кухонной дощечки элементами Жостово. Выставка работ уч-ся.

3

 

 

Бумагопластика (5 ч)

20

Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

 

1

 

 

21-22

Композиция «Цветы». Изготовление эскиза работы. Зарисовка карандашом. Изготовление заготовок.

2

 

 

23-24

Композиция «корзина с цветами». Эскиз коллективной работы. Оформление работы. Презентация творческого проекта.

2

 

 

Вышивка лентами (5 ч)

25

Презентация «Мир атласной ленты». Повторение приёмов работы с лентами.

1

 

 

26-27

Изготовление бутонов роз. Розы из широких лент.

Роза из присборенной ленты.

2

 

 

28-29

Изготовление панно из бутонов роз. Изготовление эскиза работы карандашом. Оформление панно. Выставка мини-проектов уч-ся.

2

 

 

Изготовление кукол (5 ч )

30

Волшебство славянских кукол. Куклы из бабушкиного сундука.

Типы и назначения кукол (обрядовые, обереги, игровые).

1

 

 

31-32

Знакомство с историей возникновения куклы Счастье. Просмотр  фоторяда с изображением куколки на счастье.

Знакомство с технологической картой изготовления куклы. Подбор материалов для куклы.

2

 

 

33-34

Изготовление куклы Счастье.

Выставка работ уч-ся.  Выбор лучших работ.

2

 

 

 

                                                                                          3 класс

№ п/п

Тема занятия

Ково часов

Дата проведения

 

 

 

по плану

фактически

1

Введение . Правила  техники  безопасности.

1

 

 

Работа с пластичными материалами (12 ч)

2-3

Знакомство с народным промыслом Гжель. Просмотр презентации о промысле. Элементы росписи. Выполнение отдельных элементов росписи. Зарисовка карандашом эскиза узора.

2

 

 

4-7

Лепка сувенира из глины. Роспись изделия в стиле гжельских мастеров. Выставка работ уч-ся.

4

 

 

8-11

Коллективный проект. Лепка по мотивам дымковской игрушки. Сюжет «У самовара». Роспись в стиле Дымки.

4

 

 

12-13

Выставка работ уч-ся.

Презентация проекта

2

 

 

Роспись по дереву (4ч)

14

Произведения декоративно-прикладного искусства и значение расписных изделий. Сохранение культурных традиций русского народа (беседа)

1

 

 

15

Работа над росписью по Городецким мотивам

Повторение (история росписи, цветовое решение, виды росписи, основные элементы, сюжеты)

1

 

 

16-17

Творческая работа. Составление композиции на деревянной основе с использованием изученных мотивов. Выставка работ.

2

 

 

Бумагопластика (5ч)

18

Повторение приёмов работы в технике квилинг. Материалы и инструменты. Просмотр презентации.

1

 

 

19

Изготовление листьев рябины в 2 цвета.

1

 

 

20-22

Изготовление ягод рябины – плотный ролл.    Сборка изделия. Осенняя композиция. Выставка работ.

3

 

 

Вышивка лентами (6ч)

23

Повторение приёмов работы с атласной лентой.  Просмотр фоторяда изделий. Техника безопасности.

1

 

 

24-25

Изготовление цветов из присборенной ленты.  Цветок люпина. Изготовление эскиза работы. Зарисовка карандашом. Изготовление заготовок.

2

 

 

26-28

Создание панно. Оформление панно. Выставка работ.

3

 

 

Изготовление кукол (6ч)

29 - 30

Кукла в русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике. Типы и назначения кукол (обрядовые, обереги, игровые). Беседа с просмотром  презентации.

2

 

 

31-33

Кукла «Кубышка-травница», «Зерновушка».  История создания куклы. Работа с технологической картой. Оформление куклы. Выставка работ.

3

 

 

34

Подведение итогов работы. Выставка творческих работ уч-ся. Выбор лучших.

1

 

 

                                                                                      

4 класс

№ п/п

Тема занятия

Ково часов

Дата проведения

по плану

фактически

1

Введение . Правила  техники  безопасности.

1

 

 

 

Работа с пластичными материалами (10ч)

2

Беседа по истории развития тверской игрушки. Элементы росписи тверской игрушки.

1

 

 

3-6

Лепка глиняной игрушки по мотивам тверской. Роспись готового изделия. Выставка работ. Создание коллективного проекта «Сказочные птицы».

4

 

 

7-9

Работа над объёмным образом. Лепка сказочных персонажей.

3

 

 

10-11

Лепка народной игрушки по выбору уч-ся. Выставка творческих работ.

2

 

 

Роспись по дереву (5ч)

12

Из истории хохломской росписи. Изучение техники Хохломы (цветовое решение, орнаменты). Анализ композиций

1

 

 

13

Простейшие элементы травного орнамента. Узор «травка» (осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустик)

1

 

 

14

Упражнение в рисовании  узора «ягодки» кистью и печаткой-тычком

1

 

 

15-16

Проект «Подарок маме и папе». Роспись кухонной дощечки  по мотивам  хохломской росписи. Оценка работ.

2

 

 

Бумагопластика (5ч)

17

Повторение приёмов работы  в технике квилинг.

1

 

 

18

Техника изготовления нарциссов.

1

 

 

19-21

Изготовление открытки к  8 марта. Изготовление цветов сложной формы для композиции «Весенний букет»

3

 

 

Вышивка лентами (6ч)

22

Повторение приёмов работы. Выбор композиции для  создания панно.

1

 

 

23-24

Создание панно. Ознакомление с последовательностью выполнения цветов из сложенной ленты. ТБ. Пошаговая демонстрация выполнения цветов из сложенной ленты. Отработка навыков выполнения работы. Работа со схемой.

2

 

 

25-27

Оформление панно. Выставка работ. Оценка и выбор лучших работ.

3

 

 

 

Изготовление кукол (6 ч)

28

Кукла в русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике. Типы и назначения кукол (обрядовые, обереги, игровые). исследовательский проект «Куклы на Руси»

1

 

 

29-31

Пасхальная кукла. Вербница. Пасхальная голубка. История создания куклы. Работа с технологической картой. Оформление куклы. Выставка работ.

3

 

 

32-33

Кукла-кормилка. Выставка  и оценка работ. Выбор лучших работ

Защита проекта «Куклы-обереги на Руси».

2

 

 

34

 Презентация проекта «Куклы-обереги на Руси». Итоговая выставка-отчёт.

1

 

 

 

Оценка  планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании творческих проектов, создании портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть:

·               однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

·               постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;

·               тематические - по итогом изучения разделов, тем;

·               итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

        Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это  сборник работ и результатов учащихся, который  демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

         В портфолио ученика включаются фото и видео изображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материалы самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

 

 

 

 

 

6.Материально – техническое обеспечение программы.

                                                                    Оборудование :

1.     Магнитная доска

2.     Проектор

3.     Экран

4.     Компьютер

                                              Литература :

1.    Астраханцева С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно –

     методическое   пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. –   Ростов р/Д: Феникс, 2009. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

2.    Бухина С., Бухин М. « Квилинг. Волшебство бумажных завитков». – Ростов – на – Дону «Феникс»-2011г

3.    Величко Н. «Русская роспись»-энциклопедия, АСТ пресс-2010г

4.    Горичева В.С. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль, академия развития – 1998г

5.    Ращупкина С.Ю. «Солёное тесто» - Москва – 2011г

6.    Рубцова Е. «Фантазии из глины» - Москва ЭКСМО – 2007г

7.    Соколова М.С. «Художественная роспись по дереву» - Москва, Владос – 2005г

8.    Чиотти Д. «Украшения из шёлковых лент» - Мир книги – Москва-2007г

Интернет-ресурсы:

1.     Видеофрагмент «Дымковская игрушка на все времена»

2.     Видеофрагмент «Филимоновская игрушка»

3.     Фоторяд . Квилинг.