Календарно – тематический план 4 класс |
|||||||
№
|
Дата
|
Тема занятия |
Элементы содержания |
Требования к результатам (предметным и метапредметным) |
|||
план |
факт |
Учащийся научится
|
Учащийся получит возможность научиться |
||||
1 четверть |
9ч |
|
|
|
|||
Исследовательская практика |
16ч |
|
|
|
|||
1 2 |
|
|
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.
|
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися. |
Самостоятельно выдвигать идеи, замысел новой продукции (изделия, мероприятия, решения и т.д.); овладеть понятиями: проблема исследования, тема исследования, явление, причина, следствие. |
Проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале.
|
|
3 4 |
|
|
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований |
Корректировка тем исследований, постановка цели и определение задач. |
Овладеть понятиями: проблема исследования, тема исследования, явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность; осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет. |
Преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи; рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи; включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний. |
|
5 6 |
|
|
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
|
Помощь в организации исследования, составление плана и выбор методов. |
|||
7 8
|
|
|
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований |
Организация исследовательской практики, когда проблема решается командой, группой учащихся. |
Оперировать понятиями: проблема исследования, тема исследования, явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность; осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет.
|
Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осущест-влять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
|
9 |
|
|
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований |
Помощь в организации исследования, коррекция плана и методов. |
Оперировать понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; различать способ и результат действия; оценивать свои действия на уровне ретро-оценки; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи. |
Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; адекватно воспринимать оценку учителя; преобра-зовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи; про- являть познавательную инициативу; определять основные понятия в исследовании; анализировать полученные материалы; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
|
2 четверть |
|
7ч |
|
|
|
||
10 11 12 13 |
|
|
Семинар |
Предварительная защита собственных работ учащихся. |
Оперировать понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов. |
Фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию; реализовывать план с помощью учительского контроля каждого этапа и корректировки при возникающих трудностях. |
|
14 15 16
|
|
|
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований |
Отработка умения видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. |
Оперировать понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод; проявлять умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. |
Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию; адекватно воспринимать оценку учителя;
|
|
Тренинг |
12 |
|
|
|
|||
3 четверть |
10 |
|
|
|
|||
17 |
|
|
Культура мышления.
|
Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «как правильно высказывать суждения», «Как классифицировать».
|
Включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний; анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии; оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи. |
Проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи; рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознан-но и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; учиты-вать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
|
|
18 |
|
|
Методы исследования.
|
Совершенствование владения основными методами исследования. Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. |
Проявлять умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи. |
Проявлять познавательную инициативу; уметь использо-вать исследовательские методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. |
|
19 |
|
|
Научная теория.
|
Беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория. Какими бывают научные теории. Главные особенности описательных и объяснительных теорий. |
Включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний; анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии; оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи. |
Проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи; рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
|
|
20 |
|
|
Научное прогнозирование.
|
Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. |
Анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи. |
Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
|
21 |
|
|
Искусство задавать вопросы и отвечать на них.
|
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. |
Проявлять умения: видеть проблемы, ставить вопросы, отвечать на вопросы, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи; допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения, стремиться к координации; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; владеть монологической и диалогической формами речи. |
||
22 23 |
|
|
Искусство делать сообщения.
|
Как правильно спланировать сообщение о своём исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практическое задание по структурированию текстов. |
Включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самосто-ятельного получения новых знаний; планировать собственное выступление; подготавливать текст доклада, схемы, графики, рисунки, чертежи, макеты; структурировать полученную информацию; уметь отвечать на вопросы. |
Давать аргументированные ответы только на уточняющие вопросы по теме, проблеме, результатам; принимать отдельные критические замечания; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
|
|
24 |
|
|
Ассоциации и аналогии.
|
Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий. |
Анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, сериацию, класси-фикацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать аналогии; видеть проблемы, ставить вопросы, планировать и проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи. |
Проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи, устанавливать причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение; аргументировать свою позицию. |
|
25 |
|
|
Умение выявлять проблемы |
Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования. |
Проявлять умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи. |
Анализ полученных материалов. Определение основных понятий |
|
26 |
|
|
Как подготовиться к защите. |
Представление результатов собственных изысканий (по желанию) и предварительная защита собственных работ. |
Подготавливать текст доклада, схемы, графики, рисунки, чертежи, макеты; уметь отвечать на вопросы; высказываться в устной и письменной формах; ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; владеть основами смыслового чтения текста. |
Аргументировано отвечать только на уточняющие вопросы по теме, проблеме, результатам; допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; принимать отдельные критические замечания; реализовывать план с помощью учительского контроля каждого этапа и корректировки при возникающих трудностях. |
|
4 четверть |
8ч |
|
|
|
|||
Исследовательская практика |
6ч |
|
|
||||
27 28 |
|
|
Подготовка собственных работ к защите.
|
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. |
Планировать собственное выступление; подготавливать текст доклада, схемы, графики, рисунки, чертежи, макеты; уметь отвечать на вопросы; высказываться в устной и письменной формах. |
Уметь вести дискуссию при защите проектов: аргументи-ровано отвечать только на уточняющие вопросы по теме, проблеме, результатам; допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; принимать отдельные критические замечания. |
|
31 32 |
|
|
Семинар |
Представление результатов собственных изысканий |
Уметь использовать исследова-тельские методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром; планировать собственное выступление; подготавливать текст доклада, схемы, графики, рисунки, чертежи, макеты; уметь отвечать на вопросы; высказываться в устной и письменной формах; владеть основами смыслового чтения текста. |
||
33
|
|
|
Проведение самостоятельных исследований |
Индивидуальная работа с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. |
Создание своего продукта (в т.ч. с переработкой информации) для достижения цели проекта в подводящем диалоге с учителем с отдельными элементами оригинальности, креативности и новизны. |
Включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний, |
|
34 |
|
|
Повторение изученного |
||||
Мониторинг |
2ч |
||||||
29 30 |
|
|
Промежуточная аттестация.
|
Защита исследовательских работ и творческих проектов. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.