Рабочая программа курса «Я - исследователь»
Оценка 4.9

Рабочая программа курса «Я - исследователь»

Оценка 4.9
doc
07.08.2024
Рабочая программа курса «Я - исследователь»
КТП 4 класс.doc

Календарно – тематический план 4 класс

 

Дата    

  

Тема занятия

Элементы содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным)

план

факт

Учащийся научится

 

 

Учащийся получит возможность научиться

1 четверть

 

 

 

Исследовательская практика

16ч

 

 

 

1

2

 

 

 

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

 

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися.

Самостоятельно выдвигать идеи, замысел новой продукции (изделия, мероприятия, решения и т.д.); овладеть понятиями: проблема исследования, тема исследования, явление, причина, следствие.

Проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале.

 

3

4

 

 

 

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Корректировка тем исследований, постановка цели и определение задач.

Овладеть понятиями: проблема исследования, тема исследования, явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность; осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;

рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи;

включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний.

5

6

 

 

 

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

 

Помощь в организации исследования, составление плана и выбор методов.

7

8

 

 

 

 

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Организация исследовательской практики, когда проблема решается командой, группой учащихся.

Оперировать понятиями: проблема исследования, тема исследования, явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность; осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет.

 

 

 

 

 

Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осущест-влять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

9

 

 

 

Индивидуальная консультационная работа по проведе­нию самостоятельных исследований

Помощь в организации исследования, коррекция плана и методов.

Оперировать понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; различать способ и результат действия; оценивать свои действия на уровне ретро-оценки; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; адекватно воспринимать оценку учителя; преобра-зовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи; про-

являть познавательную инициативу; определять основные понятия в исследовании; анализировать полученные материалы; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

2 четверть

 

 

 

 

10

11

12

13

 

 

 

Семинар

Предварительная защита собственных работ учащихся.

Оперировать понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов.

Фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию; реализовывать план с помощью учительского контроля каждого этапа и корректировки при возникающих трудностях.

14

15

16

 

 

 

 

 

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Отработка умения видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Оперировать понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод; проявлять умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; различать способ и результат действия;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; 

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

аргументировать свою позицию;

адекватно воспринимать оценку учителя;

 

Тренинг

12

 

 

 

3 четверть

10

 

 

 

17

 

 

 

Культура мышления.

 

Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «как правильно высказывать суждения», «Как классифицировать».

 

 

Включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний; анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии; оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение,  вывод; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи.

Проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;

рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознан-но и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; учиты-вать разные мнения и обосновывать свою позицию;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

Методы исследования.

 

Совершенствование владения основными методами исследования. Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Проявлять умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи.

Проявлять познавательную инициативу; уметь использо-вать исследовательские методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

19

 

 

 

Научная теория.

 

Беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория. Какими бывают научные теории. Главные особенности описательных и объяснительных теорий.

Включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний; анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии; оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение,  вывод; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи.

Проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи; рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

 

20

 

 

 

Научное прогнозирование.

 

Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

Анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи. 

Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

21

 

 

 

Искусство задавать вопросы и отвечать на них.

 

 

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

Проявлять умения: видеть проблемы, ставить вопросы, отвечать на вопросы, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи;   допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения, стремиться к координации; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия;  владеть монологической и диалогической формами речи.

22

23

 

 

 

Искусство делать сообщения.

 

Как правильно спланировать сообщение о своём исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практическое задание по структурированию текстов.

Включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самосто-ятельного получения новых знаний; планировать собственное выступление; подготавливать текст доклада, схемы, графики, рисунки, чертежи, макеты; структурировать полученную информацию; уметь отвечать на вопросы.

Давать аргументированные ответы только на уточняющие вопросы по теме, проблеме, результатам;

принимать отдельные критические замечания;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

 

 

24

 

 

 

Ассоциации и аналогии.

 

Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление.  Практические задания на создание аналогий.

Анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, сериацию, класси-фикацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать аналогии; видеть проблемы, ставить вопросы,  планировать и проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои  идеи.

Проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи, устанавливать причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение; аргументировать свою позицию.

25

 

 

 

Умение выявлять проблемы

Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.

Проявлять умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.

Анализ полученных материалов. Определение основных понятий

26

 

 

 

Как подготовиться к защите.

Представление результатов собственных изысканий (по желанию) и предварительная защита собственных работ.

Подготавливать текст до­клада, схемы, графики, рисунки, чертежи, макеты; уметь отвечать на вопросы; высказываться в устной и письменной формах; ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; владеть основами смыслового чтения текста.

Аргументировано отвечать только на уточняющие вопросы по теме, проблеме, результатам; допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; принимать отдельные критические замечания; реализовывать план с помощью учительского контроля каждого этапа и корректировки при возникающих трудностях.

4 четверть

 

 

 

Исследовательская практика

 

 

27

28

 

 

Подготовка собственных работ к защите. 

 

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Планировать собственное выступление; подготавливать текст до­клада, схемы, графики, рисунки, чертежи, макеты; уметь отвечать на вопросы; высказываться в устной и письменной формах.

Уметь вести дискуссию при защите проектов: аргументи-ровано отвечать только на уточняющие вопросы по теме, проблеме, результатам; допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; принимать отдельные критические замечания.

31

32

 

 

Семинар

Представление результатов собственных изысканий

Уметь использовать исследова-тельские методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром; планировать собственное выступление; подготавливать текст до­клада, схемы, графики, рисунки, чертежи, макеты; уметь отвечать на вопросы; высказываться в устной и письменной формах; владеть основами смыслового чтения текста.

33

 

 

 

Проведение самостоятельных исследований

Индивидуальная работа с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.

Создание своего продукта (в т.ч. с переработкой информации) для достижения цели проекта в подводящем диалоге с учителем с отдельными элементами оригинальности, креативности и новизны.

Включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний,

34

 

 

Повторение изученного

Мониторинг

29

30

 

 

 

Промежуточная аттестация.

 

Защита исследовательских работ и творче­ских проектов.

 

 

 

 


Календарно – тематический план 4 класс №

Календарно – тематический план 4 класс №

Интернет. Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; с…

Интернет. Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; с…

Фиксировать информацию с помощью инструментов

Фиксировать информацию с помощью инструментов

Проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи; рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи; фиксировать информацию с помощью инструментов

Проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи; рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи; фиксировать информацию с помощью инструментов

Проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи; рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи; фиксировать информацию с помощью инструментов

Проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи; рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи; фиксировать информацию с помощью инструментов

Искусство делать сообщения. Как правильно спланировать сообщение о своём исследовании

Искусство делать сообщения. Как правильно спланировать сообщение о своём исследовании

Как подготовиться к защите.

Как подготовиться к защите.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2024