Рабочая программа "Лингвистический анализ художественного текста" 7 класс" 11 класс

  • docx
  • 11.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Спецкурс 7г.docx

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

спецкурса «Лингвистический анализ текста»

для 7г класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа спецкрса на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения спецкурса, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в седьмом классе.

Планируемые результаты освоения программы спецкурса включают личностные, метапредметные результаты и предметные достижения обучающегося.

 

​​ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦКУРСА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»

 

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.

Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.

Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.

Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.

Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦКУРСА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»

 

Изучение спецкурса направлено на достижение следующих целей:

осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах ­человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;

овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;

овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;

совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;

совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка;

развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.

 

МЕСТО СПЕЦКУРСА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Общее число часов, отведенных на изучение спецкурса, составляет 34 часа (1 час в неделю)


 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОБУЧЕНИЯ

I. Личностные  результаты:

·                    Осознание  русского  языка  как  духовной,  нравственной  и  культурной  ценности  народа; формирование  гражданина  и  патриота  своей  страны,  бережно  относящегося  к  своему  языку  и созданным  на  нём  памятникам  словесного  искусства,  осознающим  свою  причастность  к состоянию речевой культуры общества в целом.

·         Cформированность  российской  гражданской  идентичности,  патриотизма,  уважения  к  своему народу  — создателю культурных ценностей,  уважительного отношения к другим культурам.

·         Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей  значение  языка  для  саморазвития  и  самореализации,  готовность  и  способность  к самостоятельной, творческой деятельности.

·         Сформированность  толерантного  сознания  и  поведения  в  поликультурном  мире,  готовность  и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

·         Приобретение  коммуникативных  навыков,  важных  для  организации  сотрудничества  со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

·         Сформированность  духовно-нравственных  основ  личности  в  результате  освоения  культурно значимых  текстов,  приобщения  к  культурному  опыту  человечества,  нравственное  сознание  и поведение на  основе усвоения общечеловеческих ценностей.

·         Сформированность потребности и способности к  образованию, в том числе самообразованию, на протяжении  всей  жизни;  сознательное  отношение  к  непрерывному  образованию  как  условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.

·         Осознание  эстетической  ценности  слова,  воспитание  эстетического  отношения  к  миру; понимание этики и эстетики филологии.

·         Сформированность экологического мышления, бережного  отношения  к  слову.

·         Сформированность  духовно-нравственных  ориентиров,  способствующих  воспитанию национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей.

·         Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.

II.  Метапредметные  результаты:

·         Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные  алгоритмы  деятельности;  самостоятельно  осуществлять,  контролировать  и корректировать  деятельность;  анализировать  свои  образовательные  приращения,  выбирать способы  корректировки  достигнутых  результатов;  в  ситуациях  общения  выбирать  успешные речевые стратегии.

·         Умение  продуктивно  общаться  и  взаимодействовать  в  процессе  совместной  деятельности,  в сотрудничестве  с  другими  людьми,  учитывать  позиции  других  участников  деятельности, коммуникативно  целесообразно  взаимодействовать  с  другими  людьми,  эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении.

·         Владеть  навыками  познавательной,  учебно-исследовательской  и  проектной  деятельности, навыками  разрешения  проблем;  способность  и  готовность  к  самостоятельному  поиску  методов решения практических задач, применению различных методов познания.

·         Готовность  и  способность  к  самостоятельной  информационно-познавательной  деятельности, владение  навыками  получения  необходимой  информации  из  словарей  разных  типов,  умение ориентироваться  в  различных  источниках  информации,  критически  оценивать  и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

·         Умение  использовать  средства  информационных  и  коммуникационных  технологий  в  решении когнитивных,  коммуникативных  и  организационных  задач  с  соблюдением  требований эргономики,  техники  безопасности,  гигиены,  ресурсосбережения,  правовых  и  этических  норм, норм информационной безопасности.

·         Умение  самостоятельно  оценивать  модели  поведения  и  принимать  решения,  определяющие стратегию  поведения,  с  учётом  гражданских  и  нравственных  ценностей,  основываясь  на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской  культуры.

·         Овладение языком  —  умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Овладение  навыками  познавательной  рефлексии  как  осознания  совершаемых  действий  и мыслительных  процессов,  их  результатов  и  оснований,  границ  своего  знания  и  незнания,  новых познавательных задач и средств их достижения.

III.  Предметные  результаты:

·         Изучение     понятий     «текст»,     «комплексный     анализ     текста»,     «стилистика»;      основных признаков,  свойств,     единиц     текста;     сведений     о     его     актуальном     членении,     видах     и средствах  связи  предложений  в  тексте;  стилях  и  функционально-смысловых  типах  речи; средствах изобразительности и выразительности;

·         Проведение      языкового      анализа      слов,      предложений      и       текстов       различных функциональных  стилей  и  разновидностей  языка;     проведение     лингвистического     анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

·         Анализ  языковых  единиц  с  точки  зрения  правильности,  точности  и  уместности     их употребления; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания;

·         Применение      в       практике       речевого       общения       орфоэпических,       лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;

·         Использование    в    собственной    речевой    практике    стилистических    ресурсов русского языка;

·         Соблюдение на письме  орфографических  и пунктуационных  правил.

Обучающийся научится:

·         понимать и интерпретировать основные сведения по текстологии, стилистике русского  языка и основным разделам лингвистики;

·         признаки    текста    и    его    функционально-смысловых    типов    (повествования,    описания,  рассуждения);

·         основные  признаки  разговорной  речи,  научного,  публицистического,  официально-делового  стилей, языка художественной литературы;

·         изобразительно-выразительные  средства  языка;

·         орфоэпические,  лексические,  грамматические,  синтаксические,  языковые  и речевые нормы современного  русского литературного  языка;

·         орфографические и  пунктуационные  правила  правописания.

·         определять    лексические,    морфологические,    синтаксические    признаки    разных стилей речи; различать стили текста, типы речи, доказывать принадлежность текста к тому  или иному  стилю и типу;

·         определять тему,    основные    мысли    текста;    особенности    композиции    и    средства связи смысловых частей текста в соответствии  с коммуникативным замыслом;

·         находить в тексте средства художественной выразительности и  определять их  роль;

·         оценивать речь с точки зрения языковых норм и правил русского    литературного языка  (орфографических,  орфоэпических,  лексических,  словообразовательных, морфологических, синтаксических);

·         формулировать      проблему      исходного    текста,       выражать       свое       отношение       к предложенным     проблемным     вопросам,     создавать     устное     и      письменное      речевое высказывание  в  форме  рассуждения  на  основе     прочитанного     текста     в     соответствии     с нормами и правилами современного русского языка;

·         пользоваться справочной   литературой и лингвистическими словарями при анализе и создании собственного текста;

·         руководствоваться  критериями  оценивания     экзаменационной     работы     при     создании собственного текста.

Результаты  реализации  воспитательного  потенциала урока:

•  установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному  восприятию  учащимися  требований  и  просьб  учителя,  привлечению  их  внимания  к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

•  побуждение  школьников  соблюдать  на  уроке  общепринятые  нормы  поведения,  правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации, «Правила внутреннего распорядка обучающихся»;

•  привлечение  внимания  школьников  к  ценностному  аспекту  изучаемых  на  уроках  явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией  –  инициирование ее обсуждения,  высказывания  учащимися  своего  мнения  по  ее  поводу,  выработки  своего  к  ней отношения;

•  применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, уроков-путешествий,  стимулирующих  познавательную  мотивацию  школьников;  дидактического  театра, где  полученные  на  уроке  знания  обыгрываются  в  театральных  постановках;  дискуссий,  уроков-диспутов,  урок-конференция,  которые  дают  учащимся  возможность  приобрести  опыт  ведения конструктивного  диалога;  групповой  работы  или  работы  в  парах,  которые  учат  школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.

СОДЕРЖАНИЕ  СПЕЦКУРСА

Текст (7 часов)
1 Текст. Признаки и определение текста. Способы и средства связи предложений текста. 1 ч. 2
 Тема и идея текста. 1 ч
 3 Типы речи 1 ч.
4 Стили речи. Разговорный стиль. 1 ч.
5 Научный и официально-деловой стили речи. 1 ч.
6 Публицистический и художественный стили речи. 1 ч.
7 Композиция словесного произведения. Система образов. 1 ч.
Звуковые образные средства русского языка (4 часа)
8 Звукопись в художественной речи. Ассонанс и аллитерация. Приём звукоподражания. 1 ч.
9 Особенности словесного ударения в русском языке. Стихотворный размер. Двусложные размеры стиха. 1 ч.
10 Трёхсложные размеры стиха. 1 ч.
11 Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации. 1 ч.
Изобразительные ресурсы словообразования (3 часа)
12 Приём семантизации морфем. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки. 1 ч.
13 Словообразовательный повтор как стилистическое средство. 1 ч.
14 Паронимы и паронимическое противопоставление. 1 ч. Изобразительные ресурсы лексики (7 часов)
15 Слово – основная единица языка. Лексический повтор и его виды. 1 ч.
16 Прямое и переносное значения слов. Основные виды тропов. 1 ч.
17 Основные виды тропов. 1 ч.
18 Омонимы и похожие на них языковые явления 1 ч.
19 Синонимы и антонимы в художественном тексте 1 ч.
 20 Устаревшие слова. Стилистическая функция в художественной речи 1 ч.
 21 Лингвостилистический анализ лирического произведения. 1 ч. Морфологические средства выразительности русской речи (5 часов)
22 Употребление имен существительных в речи. 1 ч.
23 Употребление имен прилагательных в речи. 1 ч.
24 Употребление глаголов в речи. 1 ч.
25 Употребление причастий и деепричастий в речи. 1 ч.
26 Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста. 1 ч. Синтаксическое богатство русского языка (9 часов)
 27-28 Экспрессивное использование предложений разного типа 2 ч.
 29 Способы передачи значения сравнения в русском языке. 1 ч.
30 Период как особая форма организации художественного текста. 1 ч.
31-32 Стилистические фигуры речи. 2 ч.
33 Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как средство создания речевой характеристики персонажа. 1 ч.

34 Практическое занятие. Лингвостилистический анализ рассказа К. Г. Паустовского “Колотый сахар” 1 ч.

 

Способы  реализации  воспитательного  потенциала  урока:

•  использование  воспитательных  возможностей  содержания  учебного  предмета  через демонстрацию  детям  примеров  ответственного,  гражданского  поведения,  проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор  соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

•  включение  в  урок  игровых  процедур,  которые  помогают  поддержать  мотивацию  детей  к получению  знаний,  налаживанию  позитивных  межличностных  отношений  в  классе,  помогают установлению доброжелательной атмосферы во  время урока;

•  проведение учебных  (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок  -  деловая игра, урок  –  путешествие,  урок  мастер-класс,  урок-исследование  и  др.)  и  учебно-развлекательных мероприятий  (конкурс-игра  «Предметный  кроссворд»,  викторины,  литературная  композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.);

•  организация  предметных  образовательных  событий  (проведение  предметных  декад)  для обучающихся  с  целью  развития  познавательной  и  творческой  активности,  инициативности  в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;

•  использование  ИКТ  и  дистанционных  образовательных  технологий  обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных  приложениях,  мультимедийные  презентации,  научно-популярные  передачи,  фильмы, обучающие сайты,  уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.).

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование.

Тема

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

1

Текст. Признаки и определение текста. Способы и средства связи предложений текста

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

2

Тема и идея текста.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

3

Типы речи

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

4

Стили речи. Разговорный стиль.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

5

Научный и официально-деловой стили речи.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

6

Публицистический и художественный стили речи.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

7

Композиция словесного произведения. Система образов.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

8

Звукопись в художественной речи. Ассонанс и аллитерация. Приём звукоподражания.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

9

Особенности словесного ударения в русском языке. Стихотворный размер. Двусложные размеры стиха.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

10

Трёхсложные размеры стиха.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

11

Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

12

Приём семантизации морфем. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

13

Словообразовательный повтор как стилистическое средство.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

14

Паронимы и паронимическое противопоставление.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

15

Слово – основная единица языка. Лексический повтор и его виды.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

16

Прямое и переносное значения слов. Основные виды тропов.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

17

Основные виды тропов.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

18

Омонимы и похожие на них языковые явления

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

19

Синонимы и антонимы в художественном тексте

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

20

Устаревшие слова. Стилистическая функция в художественной речи.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

21

Лингвостилистический анализ лирического произведения.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

22

Употребление имен существительных в речи.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

23

Употребление имен прилагательных в речи.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

24

Употребление глаголов в речи.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

25

Употребление причастий и деепричастий в речи.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

26

Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

27-28

Экспрессивное использование предложений разного типа

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

29

Способы передачи значения сравнения в русском языке.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

30

Период как особая форма организации художественного текста.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

31- 32

Стилистические фигуры речи.

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

33

Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как средство создания речевой характеристики персонажа.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

34

Практическое занятие. Лингвостилистический анализ рассказа К. Г. Паустовского “Колотый сахар”

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

 

                                                                   Итого

34

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru