РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спецкурса «Лингвистический анализ текста»
для 7г класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа спецкрса на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения спецкурса, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в седьмом классе.
Планируемые результаты освоения программы спецкурса включают личностные, метапредметные результаты и предметные достижения обучающегося.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦКУРСА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦКУРСА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Изучение спецкурса направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
МЕСТО СПЕЦКУРСА «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведенных на изучение спецкурса, составляет 34 часа (1 час в неделю)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
I. Личностные результаты:
· Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию речевой культуры общества в целом.
· Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу — создателю культурных ценностей, уважительного отношения к другим культурам.
· Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности.
· Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
· Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
· Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
· Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
· Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии.
· Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову.
· Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей.
· Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
II. Метапредметные результаты:
· Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.
· Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении.
· Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
· Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
· Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
· Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской культуры.
· Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
III. Предметные результаты:
· Изучение понятий «текст», «комплексный анализ текста», «стилистика»; основных признаков, свойств, единиц текста; сведений о его актуальном членении, видах и средствах связи предложений в тексте; стилях и функционально-смысловых типах речи; средствах изобразительности и выразительности;
· Проведение языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
· Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания;
· Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
· Использование в собственной речевой практике стилистических ресурсов русского языка;
· Соблюдение на письме орфографических и пунктуационных правил.
Обучающийся научится:
· понимать и интерпретировать основные сведения по текстологии, стилистике русского языка и основным разделам лингвистики;
· признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
· основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
· изобразительно-выразительные средства языка;
· орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические, языковые и речевые нормы современного русского литературного языка;
· орфографические и пунктуационные правила правописания.
· определять лексические, морфологические, синтаксические признаки разных стилей речи; различать стили текста, типы речи, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу;
· определять тему, основные мысли текста; особенности композиции и средства связи смысловых частей текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
· находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;
· оценивать речь с точки зрения языковых норм и правил русского литературного языка (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
· формулировать проблему исходного текста, выражать свое отношение к предложенным проблемным вопросам, создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста в соответствии с нормами и правилами современного русского языка;
· пользоваться справочной литературой и лингвистическими словарями при анализе и создании собственного текста;
· руководствоваться критериями оценивания экзаменационной работы при создании собственного текста.
Результаты реализации воспитательного потенциала урока:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации, «Правила внутреннего распорядка обучающихся»;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, уроков-путешествий, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, уроков-диспутов, урок-конференция, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.
СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦКУРСА
Текст
(7 часов)
1 Текст. Признаки и определение текста. Способы и средства связи предложений
текста. 1 ч. 2
Тема и идея текста. 1 ч
3 Типы речи 1 ч.
4 Стили речи. Разговорный стиль. 1 ч.
5 Научный и официально-деловой стили речи. 1 ч.
6 Публицистический и художественный стили речи. 1 ч.
7 Композиция словесного произведения. Система образов. 1 ч.
Звуковые образные средства русского языка (4 часа)
8 Звукопись в художественной речи. Ассонанс и аллитерация. Приём
звукоподражания. 1 ч.
9 Особенности словесного ударения в русском языке. Стихотворный размер.
Двусложные размеры стиха. 1 ч.
10 Трёхсложные размеры стиха. 1 ч.
11 Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы
интонации. 1 ч.
Изобразительные ресурсы словообразования (3 часа)
12 Приём семантизации морфем. Особенности употребления слов с суффиксами
субъективной оценки. 1 ч.
13 Словообразовательный повтор как стилистическое средство. 1 ч.
14 Паронимы и паронимическое противопоставление. 1 ч. Изобразительные ресурсы
лексики (7 часов)
15 Слово – основная единица языка. Лексический повтор и его виды. 1 ч.
16 Прямое и переносное значения слов. Основные виды тропов. 1 ч.
17 Основные виды тропов. 1 ч.
18 Омонимы и похожие на них языковые явления 1 ч.
19 Синонимы и антонимы в художественном тексте 1 ч.
20 Устаревшие слова. Стилистическая функция в художественной речи 1 ч.
21 Лингвостилистический анализ лирического произведения. 1 ч. Морфологические
средства выразительности русской речи (5 часов)
22 Употребление имен существительных в речи. 1 ч.
23 Употребление имен прилагательных в речи. 1 ч.
24 Употребление глаголов в речи. 1 ч.
25 Употребление причастий и деепричастий в речи. 1 ч.
26 Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении
художественного текста. 1 ч. Синтаксическое богатство русского языка (9 часов)
27-28 Экспрессивное использование предложений разного типа 2 ч.
29 Способы передачи значения сравнения в русском языке. 1 ч.
30 Период как особая форма организации художественного текста. 1 ч.
31-32 Стилистические фигуры речи. 2 ч.
33 Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как средство создания речевой
характеристики персонажа. 1 ч.
34 Практическое занятие. Лингвостилистический анализ рассказа К. Г. Паустовского “Колотый сахар” 1 ч.
Способы реализации воспитательного потенциала урока:
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно-развлекательных мероприятий (конкурс-игра «Предметный кроссворд», викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.);
• организация предметных образовательных событий (проведение предметных декад) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
• использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.).
Тематическое планирование.
№ |
Тема |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
1 |
Текст. Признаки и определение текста. Способы и средства связи предложений текста |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
2 |
Тема и идея текста. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
3 |
Типы речи |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
4 |
Стили речи. Разговорный стиль. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
5 |
Научный и официально-деловой стили речи. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
6 |
Публицистический и художественный стили речи. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
7 |
Композиция словесного произведения. Система образов. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
8 |
Звукопись в художественной речи. Ассонанс и аллитерация. Приём звукоподражания. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
9 |
Особенности словесного ударения в русском языке. Стихотворный размер. Двусложные размеры стиха. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
10 |
Трёхсложные размеры стиха. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
11 |
Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
12 |
Приём семантизации морфем. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
13 |
Словообразовательный повтор как стилистическое средство. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
14 |
Паронимы
и паронимическое противопоставление. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
15 |
Слово – основная единица языка. Лексический повтор и его виды. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
16 |
Прямое и переносное значения слов. Основные виды тропов. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
17 |
Основные виды тропов. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
18 |
Омонимы и похожие на них языковые явления |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
19 |
Синонимы и антонимы в художественном тексте |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
20 |
Устаревшие
слова. Стилистическая функция в художественной речи. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
21 |
Лингвостилистический анализ лирического произведения. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
22 |
Употребление имен существительных в речи. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
23 |
Употребление имен прилагательных в речи. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
24 |
Употребление глаголов в речи. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
25 |
Употребление причастий и деепричастий в речи. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
26 |
Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
27-28 |
Экспрессивное использование предложений разного типа |
2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
29 |
Способы передачи значения сравнения в русском языке. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
30 |
Период как особая форма организации художественного текста. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
31- 32 |
Стилистические фигуры речи. |
2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
33 |
Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как средство создания речевой характеристики персонажа. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
34 |
Практическое занятие. Лингвостилистический анализ рассказа К. Г. Паустовского “Колотый сахар” |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 |
|
Итого |
34 |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.