Рабочая программа Литература (углубленный уровень) 11 класс
Оценка 5

Рабочая программа Литература (углубленный уровень) 11 класс

Оценка 5
docx
12.05.2021
Рабочая программа Литература (углубленный уровень) 11 класс
Рабочая программа Литература (углубленный уровень) 11 класс.docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ  11 КЛАСС

(УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ)

Пояснительная записка

           Рабочая программа по литературе 11 класс (углубленный уровень) составлена на основе требований ФГОС СОО, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании». Литература как предмет входит в предметную область «Филология». Для составления программы по литературе была использована примерная программа Литература 5-11 класс. Базовый и профильный уровень  под редакцией Чертова В.Ф. М.: Просвещение, 2018. Реализация программы осуществляется с использованием учебника «Литература. Базовый и углубленный уровни. 11 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2019»

В 11 классе обобщаются все основные понятия литературного процесса: направления, традиции и новаторство в литературе. Продолжается знакомство и анализ произведений русской литературы 20 века, в том числе произведения современной литературы, раскрывающие вечные темы и традиции русской литературы.

 Программа включает рубрики:

o   Теория литературы;

o   Развитие речи;

o   Внеклассное чтение;

Уделяется внимание специальному уроку- практикуму

Планируемые результаты освоения программы (углубленный уровень)

Личностные:

o   Способность и готовность отстаивать собственное мнение, личное достоинство, формирование собственной позиции по отношению к общественно-политическим событиям;

o   Способность и реализация позитивных жизненных перспектив на достижение личного счастья;

o   Формирование уважения к своему народу, уважение государственных символов;

o   Гражданственность, осознание своих прав члена российского общества, принимающего законы, традиции, национальные и общечеловеческие ценности;

o   Нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей, толерантное отношение уважение и доброжелательное отношение к другим людям;

o   Формирование позиции и способности к выбору нравственной позиции к выбору добра, нравственного поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

o   Готовность и способность к образованию и самообразованию как условию успешной профессиональной и собственной деятельности;

o   Бережное отношение к родной земле, природным богатствам,  формирование экологической культуры;

o   Положительный образ, ответственное отношение к созданию   семьи на основе принятия традиционных ценностей семейной жизни;

o   Потребность трудиться, ответственно относиться  к различным видам трудовой деятельности;

o   Физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие, ощущение безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Планируемые метапредметные результаты:

Регулятивные

o   Готовность самостоятельно определять цели, ставить задачи своей деятельности и жизненных ситуациях;

o   Оценивать возможности и выбирать оптимальные пути для достижения целей;

o   Сопоставлять имеющиеся возможности, определять критерии для определения достижения цели;

o   Сопоставлять и оценивать полученный результат с поставленной целью.

Познавательные

o   Умение критически оценивать информацию, распознавать противоречия, использовать логико-смысловые средства, схемы для представления информации;

o   Осуществлять развернутый поиск, находить обобщенные способы решения новых задач;

o   Анализировать и преобразовывать проблемные ситуации;

o   Менять и удерживать  разные позиции в учебной деятельности, управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться.

Коммуникативные

o   Осуществлять деловое сотрудничество со сверстниками и взрослыми; Развернуто, логично, аргументированно и точно излагать свою точку зрения;

o   Выполнять разные роли при групповой форме работы, воспринимать критические замечания в свой адрес, в адрес других людей избегать личностных оценочных суждений;

o   Умение действовать в конфликтных ситуациях, распознавать конфликтные ситуации;

o   Представлять публично результаты индивидуальной и групповой работы перед различными аудиториями;

o   При формулировке замечаний в адрес других людей избегать личностных оценочных суждений.

Предметные результаты (углубленный уровень)

o   Демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы;

o   Анализировать конкретные произведения в устной и письменной форме произведения во взаимосвязи с другими видами искусства и отраслями знаний;

o   Ориентироваться в историко-литературном процессе 20 века и в современном литературном процессе.

o   Обобщать и анализировать свой читательский опыт, давать развернутые ответы на вопросы, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведений;

o   Выполнять   исследовательские и проектные работы, используя ресурсы исторических документов, музея, библиотеки, сети Интернет;

o   Пополнять и обогащать свои представления о закономерностях литературного процесса; участвовать в научных и творческих мероприятиях (конкурсах, конференциях), представляя результаты своей деятельности.

Место предмета:

На изучение курса Литература 11 класс (углубленный уровень) отводится 175 часов (5 часов в неделю)  в соответствии с программой и учебным планом школы.

Основные виды  деятельности:

Чтение (чтение произведений, выразительное чтение, в том числе наизусть, внеклассное чтение, чтении критической и справочной литературы);

Анализ (анализ в контексте творчества писателя, целостный анализ, анализ тематики и проблематики и т.д.);

Развитие устной и письменной речи (письменный ответ на вопрос, характеристика, сочинение, письменный анализ, конспектирование, исследовательский проект, рецензия)

 

Содержание программы

Литературный процесс. Традиции и новаторство (вводный урок)

Зарубежная литература 20 века

Дж. Б. Шоу. Слово о писателе. Пьеса «Пигмалион».

Теория литературы. Интеллектуальная драма. Ирония. Эпическое начало в драматургии.

Г. Аполлинер  Слово о поэте. Стихотворения «Мост Мирабо», «Прощание».
 Теория литературыНоваторство в области поэтической формы.

Поэтический эксперимент.

Ф. Кафка Слово о писателе. Новелла «Превращение». Концепция мира и человека. Биографическая основа и литературные источники сюжета.

Теория литературыМодернизм. Гротеск.

Русская литература первой половины ХХ века

Русский символизм

Д. С. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Ф.К.Сологуб  «Свет и тени». В.Я.Брюсов «Юному поэту», «Я люблю». К.Д.Бальмонт  «Я мечтою ловил уходящие тени...»,  «Безглагольность»,  «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...». А.Белый  «Петербург».

А.А.Блок  Жизнь и творчество.  Стихотворения:  «Незнакомка»,  «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане»,  «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»),  «На железной дороге», «Фабрика»,  «Вхожу я в темные храмы...»,  «О доблестях, о подвигах, о славе...»,  «О, я хочу безумно жить...»,  «Скифы».

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции.  Теория литературы. Поэма. Лирический цикл. Лирический герой. Символ.

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Стихотворения «Вечер», «Последний шмель», «Седое небо надо мной...». 

 «Господин из Сан-Франциско». Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские яблоки».

Теория литературы. Аллюзия. Реалистическая символика. Целостный анализ лирического стихотворения.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об особенностях психологизма в одном из рассказов писателя. Сочинение по творчеству И. А. Бунина.

М.Горький.  Жизнь и творчество. Рассказ «Старуха Изергиль». 

Пьеса «На дне».

Теория литературы. Романтическое и реалистическое в художественном мире писателя. Исторический, биографический, литературный контекст творчества писателя. Традиция и новаторство.

Развитие речи. Подготовка сообщений о биографии писателя. Подбор фрагментов воспоминаний о писателе. Составление вопросов к дискуссии о правде и лжи, цитатная подборка по теме. Аннотирование новейших публикаций, посвященных биографии и творчеству писателя. Сочинение по творчеству М. Горького.

А.И.Куприн. Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета рассказа. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности.

Теория литературы. Психологизм. Эпиграф.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о заглавном образе рассказа. Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении А. И. Куприна.

Е.И.Замятин.  Жизнь и творчество (обзор). Роман «Мы». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие. Проблематика и система образов, центральный конфликт романа. Особенности композиции.

Теория литературы. Антиутопия.

Развитие речи. Сообщения об утопии и антиутопии в мировой и русской литературе.

В.В.Набоков. Творческий путь В. В. Набокова.  Рассказ «Слово» - начало бездорожья героев Набокова.

И.С.Шмелев. «Лето Господне» (фрагменты). Этапы жизни и творчества писателя. Национально-историческая проблематика произведений. Тема России в творчестве.

Практикум «Цитаты и реминисценции в литературном произведении».

Систематизация сведений о цитатах и реминисценциях как самых распространенных формах. Художественные функции цитат и реминисценций.

Поэзия Акмеизма

Н.С.Гумилев. Стихотворения «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».

О.Э.Мандельштам. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...». Теория литературы. Литературная полемика. Литературный манифест. Акмеизм.

Развитие речи. Сообщение о биографии поэта (по выбору). Письменный анализ стихотворения в заданном аспекте.

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Смятение», «Я научилась просто, мудро жить...», «Муза ушла по дороге...», «Под крышей промерзшей пустого жилья...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Мне ни к чему одические рати...», «Родная земля».

Поэма «Реквием». Историческая основа, история создания и публикации. Теория литературы. Лирический цикл. Традиция. Аллюзия. Реминисценция. Дольник.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Целостный анализ лирического произведения. Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.

Русский футуризм

И. Северянин. «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава». В. В. Хлебников. «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Еще раз, еще раз...».Особенности поэтического языка, словотворчество в лирике И. Северянина и В. Хлебникова.

Теория литературы. Литературные манифесты. Футуризм. Формальные эксперименты. Словотворчество.

Развитие речи. Цитатная подборка из манифестов и поэтических произведений футуристов для устной характеристики их художественного мира. Анализ стихотворения в заданном аспекте.

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Стихотворения «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Ода революции», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне Яковлевой». Новаторство Маяковского.

Теория литературы. Художественный мир. Поэтическое новаторство. Словотворчество. Тоническое стихосложение. Акцентный стих.

Развитие речи. Доклады о биографии и творчестве В. В. Маяковского на основе справочной, мемуарной, научной литературы и материалов, размещенных в Интернете. Тезисы ответа на вопрос о соотношении традиционного и новаторского в ранней и поздней лирике поэта. Подбор цитат к сочинению, посвященному анализу одной из глав поэмы «Облако в штанах». Сочинение по творчеству В. В. Маяковского.

С.А.Есенин. Жизнь и творчество.  Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!..»,  «Я покинул родимый дом...»,  «Сорокоуст»,  «Не жалею, не зову, не плачу...»,  «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу...»,  «Собаке Качалова»,  «Спит ковыль.  Равнина дорогая...»,  «Шаганэ ты моя, Шаганэ...»,  «Русь Советская».

Теория литературы. Лирический герой. Антитеза. Цветопись.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о природных образах в есенинской поэзии. Целостный анализ лирического произведения. Реферат об особенностях стиля поэта. Сочинение по творчеству С. А. Есенина.

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Идешь, на меня похожий...», «Роландов Рог».

Теория литературы. Стиль. Поэтический синтаксис.

Развитие речи. Анализ лирического стихотворения в заданном аспекте.

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Гефсиманский сад», «Быть знаменитым некрасиво...».

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).  Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа. Традиции русской и мировой классической литературы в творчестве Пастернака.

Теория литературы. Лирический герой. Поэтика. Эпическое и лирическое. Стихотворный цикл.

Практикум «Имя собственное в литературном произведении».

Обобщение сведений о художественной функции имени собственного в литературном произведении. Антропонимы и топонимы. Имя собственное в заглавии произведения.

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Прием «роман в романе». Роль эпиграфа. Притчевая основа романа.

Теория литературы. Композиция. Фантастика. Художественный метод.

Развитие речи. Сообщение о проблематике романа и особенностях стиля писателя. Тезисный план сочинения о соотношении конкретно-исторического и вневременного в романе. Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.

А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова.

Теория литературы. Утопия и антиутопия. Символ. Стиль.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об индивидуальном стиле А. П. Платонова.

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон». История создания романа. Широта эпического повествования. Авторская позиция. Система образов в романе.

Теория литературы. Трагическое и комическое. Роман-эпопея. Эпиграф.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об историческом контексте творчества писателя. Характеристика особенностей стиля писателя. Анализ документализма как одной из стилевых доминант в романе. Анализ эпизода. Аннотирование новейших публикаций, посвященных биографии и творчеству писателя.

Зарубежная литература 2 половины 20 века.

Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи». У.Эко. «Имя розы».

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XX века. Развитие реалистических традиций. Философская, социальная и нравственная проблематика.

Теория литературы. Миф в литературном произведении.

Развитие речи. Доклад об одном из зарубежных писателей — лауреатов Нобелевской премии в области литературы.

Русская литература второй половины ХХ века

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «В чем хочешь человечество вини...».

Теория литературы. Лирический герой. Исповедь.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Целостный анализ лирического стихотворения. Сообщения о творчестве А. Т. Твардовского.

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе (обзор)

К.Воробьев. «Убиты под Москвой»

Б.Васильев. «А зори здесь тихие…»;

Б.Л.Богомолов. «В августе сорок четвёртого…».

Теория литературы. Документализм.

Развитие речи. Письменный ответ об особенностях изображения реального исторического события в одном из эпических произведений о Великой Отечественной войне.

В.М.Шукшин. Жизнь и творчество (обзор). Рассказы «Крепкий мужик». Изображение народного характера и народной жизни в рассказах.

Теория литературы. Рассказ. Повествователь.

Развитие речи. Целостный анализ одного из рассказов В. М. Шукшина.

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Повесть. Повествователь.

Развитие речи. План устного ответа на вопрос о значении исторического и биографического контекста для понимания идейного содержания произведения.

Нравственная проблематика русской прозы второй половины ХХ века

В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество В. Т. Шаламова (обзор)

«Колымские рассказы» В. Т. Шаламова. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Анализ рассказов «Одиночный замер».

В.П.Астафьев. Творящая сила памяти В. Астафьева. «Царь-рыба» - горизонты «натурфилософской прозы».

В.Г.Распутин. Проблематика повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой» и ее связь с традицией русской классической прозы.

М.А.Бродский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Воротишься на родину. Ну что ж...», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).

Теория литературы. Лирический герой.

Развитие речи. Письменная работа о сочетании традиционного и новаторского в поэзии И. А. Бродского.

Традиции и новаторство в русской поэзии второй половины ХХ века

Н.М.Рубцов. Своеобразие художественного мира Н. Рубцова (обзор)

Аналитическое чтение стихотворений Е.А.Евтушенко. «Со мною вот что происходит...». Б.А.Ахмадулина. «По улице моей который год...». А.Вознесенский. «Ностальгия по  настоящему».

Современный литературный процесс

В.С.Маканин  рассказ «Кавказский пленник» Т.Ю.Кибиров .  Поэма «История села Перхурова» В.О.Пелевин  Роман «Жизнь насекомых».


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11

Формирование уважения к своему народу, уважение государственных символов; o

Формирование уважения к своему народу, уважение государственных символов; o

Сопоставлять и оценивать полученный результат с поставленной целью

Сопоставлять и оценивать полученный результат с поставленной целью

Ориентироваться в историко-литературном процессе 20 века и в современном литературном процессе

Ориентироваться в историко-литературном процессе 20 века и в современном литературном процессе

Г. Аполлинер Слово о поэте

Г. Аполлинер Слово о поэте

М.Горький . Жизнь и творчество

М.Горький . Жизнь и творчество

Систематизация сведений о цитатах и реминисценциях как самых распространенных формах

Систематизация сведений о цитатах и реминисценциях как самых распространенных формах

Развитие речи . Цитатная подборка из манифестов и поэтических произведений футуристов для устной характеристики их художественного мира

Развитие речи . Цитатная подборка из манифестов и поэтических произведений футуристов для устной характеристики их художественного мира

Развитие речи . Анализ лирического стихотворения в заданном аспекте

Развитие речи . Анализ лирического стихотворения в заданном аспекте

М.А.Шолохов . Жизнь и творчество

М.А.Шолохов . Жизнь и творчество

Развитие речи . Письменный ответ об особенностях изображения реального исторического события в одном из эпических произведений о

Развитие речи . Письменный ответ об особенностях изображения реального исторического события в одном из эпических произведений о

Аналитическое чтение стихотворений

Аналитическое чтение стихотворений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2021