РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» (Оренбургская область)
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» (Оренбургская область)

Оценка 4.8
doc
03.11.2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» (Оренбургская область)
краеведение 7 класс..doc

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 7 КЛАСС

Пояснительная записка

 

Рабочая программа для 7-а класса составлена на основе программы «Оренбургский край в русской литературе» (автор – А.Г.Прокофьева, Оренбург, 1998г) и в соответствии с базисным планом рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).

Программа литературного  краеведения  носит не только познавательный, и практический, прикладной  характер, так как предполагает различные виды деятельности, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В  этих условиях  особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, причем важнейшим развивающим фактором может оказаться внесением в практику  освоения  школьниками  социокультурного аспекта текстов, связанными с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают  учебный материал, приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

Основными формами организации занятий являются: лекция, практическое занятие, урок-презентация, творческая мастерская, урок-зарисовка,


урок-конкурс, контрольный и зачётный урок, круглый стол.


Методы и приёмы обучения соотнесены с возрастными и психологическим особенностями учащихся, таковыми являются: рассказ, беседа,


 индивидуальные задания, показ и др.


Цели и задачи курса

Программа курса «Литературное краеведение» включает  в себя материал, не содержащийся  в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактам и из жизни и творчества русских писателей и поэтов. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у учащихся  высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.

 Можно выделить следующие цели и задачи:

·          активизация познавательной деятельности учащихся;

·          формирование информационной культуры;

·          формирование навыков коммуникативного общения;

·          формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности;

·          расширение кругозора учащихся;

·          закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности  компьютера, Интернета.

Данный курс призван решить важные задачи: развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства, обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры  своего края, способствовать воспитанию любви к  Родине; играет  большую роль в эстетическом воспитании. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.

Большие  возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдение многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем  навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное  значение для воспитания патриотизма.

 В программе для 7 –го класса основной остаётся проблема родного края, но она углубляется в связи с изучением истории края. Произведения, подобранные для чтения, позволят учащимся представить процесс заселения огромных территорий, которые надо было защищать от набегов кочевников, роль казачества в этой защите, привычные занятия казахов – охоту, рыболовство. Важная задача в программе – учить школьников видеть национальное и общечеловеческое в характере героя, в образе его жизни, даже месте жительства (В.Даль вспоминал, что ему башкиры предлагали кибитку, удивляясь, как он может жить в доме, который стоит на одном месте, анне передвигается по степи).

В 7-ом классе учеников уже можно обучать разбираться в особенностях национальных культур и взаимовлиянии их, видеть роль бытовой детали в характеристике героя.

 Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной  деятельности учащихся. Методы исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия  носят интегративный характер,  важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.

Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие.

Формы занятий данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная  гостиная, конференция, презентация, защита  творческого проекта и другие.

Предполагаемые результаты: расширение круга знаний и умений учащихся по тематике данного курса, позволяющего применять полученные знания и умения на практике (например, участие в работе «Проба пера»).

Оценивание результатов может производиться по выполнению учащимися практических работ. Основными критериями оценивания работ являются :

* самостоятельность

* глубокое понимание темы

* новизна и оригинальность решения

* аккуратность

Факультатив направлен на формирование грамотного читателя, свободно владеющего словом.

 Активное включение ученика в творчество, на всех этапах литературного образования, неразрывно связано с последовательным усилением его самостоятельности от года к году.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Оренбургский край в русской литературе [Текст] : программа / Гл. упр. образования адм. Оренб. обл, Оренб. обл. ин-т повышения, Квалификации работников образования, ОГПУ, А.Г. Прокофьева - 2-е изд., доп. - Оренбург : Оренб. лит. агентство, 2003. - 32 с
  2. Оренбургский край в произведениях русских писателей. Учебное пособие по литературному краеведению./ сост. А.Г. Прокофьева, Т.Н. Пузанева, Оренбург. 1991.
  3. Хрестоматия  для 5-8 классов. Оренбургский край в произведениях русской литературы и фольклора. А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. – «Оренбургское литературное агентство» - Оренбург, 2003г.   

Литературное Оренбуржье [Текст] : библиогр. словарь / А.Г. Прокофьева, В.Ю. Прокофьева, О.В. Федосова, Г.Ф. Хомутов ; Редкол. Н.Ф. Корсунов и др. - Оренбург : Оренб. кн., 2006. - 272 с

  1. Краеведение как основной и региональный компонент литературного образования [Текст] : 13.00.02 - теория и методика обучения лит.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. док. пед. наук / А. Г. Прокофьева. - СПб. : [б. и.], 1997. - 43 с

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА 35 ЧАСОВ – 1 УРОК В НЕДЕЛЮ

п/п

Тема

Количество часов

1

Введение. Цель и задачи изучаемого курса, сущность познавательного интереса в процессе работы по  литературному краеведению, терминология курса, обзор авторов и их произведений;

1

2

Раздел №1. Из Оренбургского фольклора. Предания: «Поход на Хиву», «Атаманская гора», «Шойтас-мол», «Тайна горы», «Голубево ущелье». Исторические песни: «Из краев родных далёких», «Как за батюшкой, за Яикушкой».

 Знакомство с произведениями устного народного творчества, записанными в Оренбургском крае фольклористами А. В. Бардиным и П. Т. Завьяловским. Изображение в преданиях и песнях набегов на оренбургские земли киргиз-кайсаков, оренбуржцев в плену, походов ради освобождения русских людей и защиты оренбургских земель.  Актуализация знаний прошлого в современном мире.

3

3

      Раздел №2. Из прошлого Оренбургского края.

С.Т.Аксаков. «Семейная хроника» (главы «Переселение», «Новые места») – о заселении и освоении дедом писателя мест в Бугурусланском районе, о красоте новых мест.

В.И.Даль. «Осколок льду», «Полуночник», «Бикей и Мауляна». – Жизнь оренбуржцев в плену. Побеги из плена. Набеги кочевников и столкновения кочевников с казаками, защищавшими оренбуржцев. Быт и нравы кочевников-казахов. Взаимоотношения русских и казахов.

В.Г.Короленко. «У казаков» - главы о заселении казаками илецкой линии. Жизнь и обычаи казаков.

В.П.Правдухин. «Яик уходит в море» (1-4 главы). Художественная история оренбургского казачества, Хивинского похода. Тип казака, нарисованный писателем.

11

4

     Раздел №3. Природа, жизнь, традиционные занятия жителей Оренбуржья:

а) в произведениях русских писателей

С.Т.Аксаков.  «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Записки об уженье рыбы» (главы по выбору учителя) – научно-художественные очерки об оренбургских озёрах, рыбах, птицах.

В.И.Даль «Охота на волков», «Бикей и Мауляна» (1 глава)

В.Г.Короленко. «У казаков» (главы о занятиях сельским хозяйством)

В.П.Правдухин. «Яик уходит в море» (глава 22) – описание багренья рыбы. «Годы, тропы, ружьё» (главы по выбору учащихся).

А.Н.Толстой «Из охотничьего дневника» - очерк, написанный в результате поездки по Уралу с В.П.Правдухиным и Л.Н.Сейфуллиной.

Выявление своеобразия творческой манеры писателей, систематизация материалов, значение нововведений в литературу; чтение и анализ произведений, подбор и составление опорного конспекта по биографии писателей, иллюстрирование произведений.

б) в произведениях современных авторов

Н.Струдзюмов «Дело в руках». И.Уханов «Оренбургский платок» описание оригинального ремесла оренбургских пуховязальщиц.

П.Н.Краснов «На грани» - о земле, детстве, о смысле жизни. «Шатохи» - нравственные и экологические проблемы в рассказе.

 Биографические сведения об авторах, подборка произведений, сбор материалов в периодических изданиях Оренбургского края,

Организация выставки работ учащихся по творчеству местных авторов, творческий анализ проделанной работы;

 Подведение итогов работы.

17

5

Обобщение и контроль

3

 

Межпредметные связи: художник-пейзажист В.М.Штернберг – участник Хивинского похода. Рисунки Т.Г.Шевченко о жизни и быте казахов. Гр. Пономаренко «Оренбургский пуховый платок» (слова В.Бокова) Оренбуржье в живописи. Оренбургские пейзажи.


  Учебных занятий – 24 часа,                           

  Практических занятий – 6 часов,                   

  Зачётных занятий – 1 занятие,                  

  Контрольных занятий – 1 занятие,

  Вводных занятий – 1 занятие,

  Итоговых и заключительных – по 1 занятию


 

Интернет-ресурсы:

Исторические песни - http://www.yaik.ru/forum/showthread.php?377-%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D1%8B-%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD

http://cossackssong.ru/yaikushka-gorynovich/

песни уральских казаков - http://get-tune.net/?a=music&q=%EF%E5%F1%ED%E8+%F3%F0%E0%EB%FC%F1%EA%E8%F5+%EA%E0%E7%E0%EA%EE%E2&page=3

 Поход на Хиву - http://www.yaik.ru/rus/forces/history/index.php?SECTION_ID=264&ELEMENT_ID=2350

http://orenburg-nasledie.ru/index.php/ustnoe-norodnoe-tvorchestvo/97-legenda-sorochinska -электронный каталог унт

П.Н.Краснов - http://www.rospisatel.ru/krasnov.htm, http://www.ya-zemlyak.ru/prosa_pnk.asp

Вниз по Уралу [Очерки] (илл. Штукатуров, ...) (сост. Большаков, ...)   (скачать) - Лидия Николаевна Сейфуллина - Алексей Николаевич Толстой - Валериан Павлович Правдухин - Николай Павлович Правдухин - Василий Павлович Правдухин - http://lib.rus.ec/b/415708/read

http://orenbourg.ru/kraevedenie-orenburga/

http://bank.orenipk.ru/Text/t31_4713.htm

http://kraeved.opck.org/kraevedenie/

http://orenblog.ru/archives/1468 - оренбургский пуховый платок

http://orenclub.info/pages/welcome - фильмы, проза, поэзия, живопись, ремёсла Оренбуржья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

дата

№ урока

Тема и содержание

Форма урока

Интернет ресурсы

план

факт

1.

Введение. Оренбургский край в русской литературе

      Вводный

Урок-презентация

 

Из Оренбургского фольклора.

 

 

 

2.

Предания. «Поход на Хиву»,  «Тайна горы»

Комбинированный

http://www.yaik.ru/rus/forces/history/index.php?SECTION_ID=264&ELEMENT_ID=2350

 

 

3.

««Атаманская гора», «Шойтас-мол»

Комбинированный

 

 

 

4.

Исторические песни: «Из краев родных далёких», «Как за батюшкой, за Яикушкой».

Практическая работа

 

http://www.yaik.ru/forum/showthread.php?377-%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D1%8B %D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD

http://cossackssong.ru/yaikushka-gorynovich/

Из прошлого Оренбургского края.

 

 

 

5

С.Т.Аксаков. «Семейная хроника» (главы «Переселение», «Новые места») – о заселении и освоении дедом писателя мест в Бугурусланском районе, о красоте новых мест.

Комбинированный

http://az.lib.ru/a/aksakow_s_t/text_0014.shtml

http://his95.narod.ru/oren/istor_2_3.htm

 

 

6

В.И.Даль. « «Полуночник»  Жизнь оренбуржцев в плену. Побеги из плена. Набеги кочевников и столкновения кочевников с казаками, защищавшими оренбуржцев. Быт и нравы кочевников-казахов. Взаимоотношения русских и казахов.

Урок-презентация

 

 

 

7

В.И.Даль. «Осколок льду»

Комбинированный

 

 

 

8

В.И.Даль.  «Бикей и Мауляна».

Комбинированный

 

 

 

9

С.Т.Аксаков «Уральский казак»

Урок-презентация

 

 

 

10

В.Г.Короленко. «У казаков»(глава 12) главы о заселении казаками илецкой линии. Жизнь и обычаи казаков

Урок-презентация

http://dugward.ru/library/korolenko/korolenko_u_kazakov.html

 

 

11-13

В.П.Правдухин. «Яик уходит в море» (1-4 главы). Художественная история оренбургского казачества, Хивинского похода. Тип казака, нарисованный писателем.

Комбинированный

http://www.yaik.ru/rus/litarhiv/index.php?litarhiv=2552

 

 

14-15

В.И.Даль «Охота на волков»

Комбинированный

 

 

 

16

3ачётная работа

к/р

 

Природа, жизнь, традиционные занятия жителей Оренбуржья:

 

 

 

17

С.Т.Аксаков.  «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (главы по выбору учителя) – научно-художественные очерки об оренбургских озёрах, рыбах, птицах.

Практическая работа

http://az.lib.ru/a/aksakow_s_t/text_0010.shtml

 

 

18

С.Т.Аксаков.  «Записки об уженье рыбы» (главы по выбору учителя) – научно-художественные очерки об оренбургских озёрах, рыбах, птицах.

Комбинированный

http://az.lib.ru/a/aksakow_s_t/text_0004.shtml

 

 

19-20

В.Г.Короленко. «У казаков» (главы 8, 11 о занятиях сельским хозяйством)

Практическая работа

 

 

 

21-22

В.П.Правдухин. «Яик уходит в море» (глава 22) – описание багренья рыбы. «Годы, тропы, ружьё» (главы по выбору учащихся).

Практическая работа

 

 

 

23-24

В.П.Правдухин.  «Годы, тропы, ружьё»  (главы по выбору учащихся).

Урок-презентация

http://lib.rus.ec/b/205338/read#t1

 

 

25-26

А.Н.Толстой «Из охотничьего дневника»

Урок-презентация

http://lib.rus.ec/b/415708/read

 

 

27-28

Н.Струдзюмов «Дело в руках».

 

 

 

 

29

И.Уханов «Оренбургский платок»

Практическая работа

 

 

 

30

В.Ф.Боков Оренбургский пуховый платок

Урок-презентация

 

 

 

31-32

П.Н.Краснов «На грани» - о земле, детстве, о смысле жизни.

Комбинированный

http://www.ya-zemlyak.ru/prosa_pnk.asp

http://www.rospisatel.ru/krasnov-rasskazy.htm#3

 

 

33

П.Н.Краснов «Шатохи» - нравственные и экологические проблемы в рассказе.

Практическая работа

http://www.rospisatel.ru/krasnov-rasskazy.htm#3

 

 

34

Контрольный урок.

         К/Р

 

 

 

35

Итоговый урок. Обобщение. Рекомендации для летнего чтения.

 

 

 

Литература

1.       Кузнецов В.Н. Я посетил места / Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство» 2007.-184с.

2.       Город, усадьба, дом в литературе [Текст] : сборник науч. статей / М-во образования РФ, Оренб. гос. пед. ун-т ; Сост. А.Г. Прокофьева, О.М. Скибина, В.Ю. Прокофьева. - Оренбург : ОГПУ, 2004. - 216 с

3.       Оренбургский край в произведениях русских писателей [Текст] : ч. 1: Учеб. пособие по лит. краеведению / М-во образования РСФСР. ЛГУ им. А.И. Герцена. Оренб. Гос. пед. ин-т им. В.П. Чкалова ; М-во образования РСФСР, ЛГУ им. А.И. Герцена, Оренб. Гос. пед. ин-т им. В.П. Чкалова. - Оренбург : Б.и., 1991. - 92 с.

4.       Оренбургский край в произведениях русских писателей [Текст] : учеб. пособие по лит. краеведению / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, Оренб. гос. пед. ин-т им. В.П. Чкалова [Подгот. А.Г. Прокофьевой]. - Оренбург : ОГПИ. Ч.2.- 1993.- 101 с. : Ч.2. – 1994

5.       Оренбургский край в произведениях русских писателей [Текст] : учеб. пособие по литературному краеведению / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, Оренб. гос. пед. ин-т. - Оренбург : ОГПИ.    Ч. 3 / А.Г. Прокофьева. - 1995. - 151 с.

6.       Жизнь и творчество В.И. Даля в Оренбурге [Текст] : монография / Г. П. Матвиевская [и др.]. - М. : Академия Естествознания, 2011. - 240 с.

7.       Оренбургский край в жизни и творчестве русских писателей [Текст] : пособие к спецкурсу по литературному краеведению для студентов фил. фак. / А.Г. Прокофьева ; М-во образования РФ, ОГПУ. - Оренбург : ОГПУ, 2001. - 24 с

8.       Пушкин и Оренбургский край: Документы. Записи. Письма. Воспоминания. Исследования [Текст] : учеб. пособие / М-во образования РФ, ОГПУ ; Сост. А.Г. Прокофьева. - Оренбург : ОГПУ, 2000. - 239 с.


   


Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ

В.Даль вспоминал, что ему башкиры предлагали кибитку, удивляясь, как он может жить в доме, который стоит на одном месте, анне передвигается по степи)

В.Даль вспоминал, что ему башкиры предлагали кибитку, удивляясь, как он может жить в доме, который стоит на одном месте, анне передвигается по степи)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Межпредметные связи: художник-пейзажист

Межпредметные связи: художник-пейзажист

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ дата № урока

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ дата № урока

С.Т.Аксаков. «Записки об уженье рыбы» (главы по выбору учителя) – научно-художественные очерки об оренбургских озёрах, рыбах, птицах

С.Т.Аксаков. «Записки об уженье рыбы» (главы по выбору учителя) – научно-художественные очерки об оренбургских озёрах, рыбах, птицах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2021