РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 7 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа для 7-а класса составлена на основе программы «Оренбургский край в русской литературе» (автор – А.Г.Прокофьева, Оренбург, 1998г) и в соответствии с базисным планом рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).
Программа литературного краеведения носит не только познавательный, и практический, прикладной характер, так как предполагает различные виды деятельности, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, причем важнейшим развивающим фактором может оказаться внесением в практику освоения школьниками социокультурного аспекта текстов, связанными с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал, приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.
Основными формами организации занятий являются: лекция, практическое занятие, урок-презентация, творческая мастерская, урок-зарисовка,
урок-конкурс, контрольный и зачётный урок, круглый стол.
Методы и приёмы обучения соотнесены с возрастными и психологическим особенностями учащихся, таковыми являются: рассказ, беседа,
индивидуальные задания, показ и др.
Цели и задачи курса
Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материал, не содержащийся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактам и из жизни и творчества русских писателей и поэтов. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у учащихся высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.
Можно выделить следующие цели и задачи:
· активизация познавательной деятельности учащихся;
· формирование информационной культуры;
· формирование навыков коммуникативного общения;
· формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности;
· расширение кругозора учащихся;
· закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.
Данный курс призван решить важные задачи: развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства, обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры своего края, способствовать воспитанию любви к Родине; играет большую роль в эстетическом воспитании. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.
Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдение многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма.
В программе для 7 –го класса основной остаётся проблема родного края, но она углубляется в связи с изучением истории края. Произведения, подобранные для чтения, позволят учащимся представить процесс заселения огромных территорий, которые надо было защищать от набегов кочевников, роль казачества в этой защите, привычные занятия казахов – охоту, рыболовство. Важная задача в программе – учить школьников видеть национальное и общечеловеческое в характере героя, в образе его жизни, даже месте жительства (В.Даль вспоминал, что ему башкиры предлагали кибитку, удивляясь, как он может жить в доме, который стоит на одном месте, анне передвигается по степи).
В 7-ом классе учеников уже можно обучать разбираться в особенностях национальных культур и взаимовлиянии их, видеть роль бытовой детали в характеристике героя.
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Методы исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.
Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие.
Формы занятий данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, презентация, защита творческого проекта и другие.
Предполагаемые результаты: расширение круга знаний и умений учащихся по тематике данного курса, позволяющего применять полученные знания и умения на практике (например, участие в работе «Проба пера»).
Оценивание результатов может производиться по выполнению учащимися практических работ. Основными критериями оценивания работ являются :
* самостоятельность
* глубокое понимание темы
* новизна и оригинальность решения
* аккуратность
Факультатив направлен на формирование грамотного читателя, свободно владеющего словом.
Активное включение ученика в творчество, на всех этапах литературного образования, неразрывно связано с последовательным усилением его самостоятельности от года к году.
Учебно-методическое обеспечение
Литературное Оренбуржье [Текст] : библиогр. словарь / А.Г. Прокофьева, В.Ю. Прокофьева, О.В. Федосова, Г.Ф. Хомутов ; Редкол. Н.Ф. Корсунов и др. - Оренбург : Оренб. кн., 2006. - 272 с
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА 35 ЧАСОВ – 1 УРОК В НЕДЕЛЮ
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Введение. Цель и задачи изучаемого курса, сущность познавательного интереса в процессе работы по литературному краеведению, терминология курса, обзор авторов и их произведений; |
1 |
2 |
Раздел №1. Из Оренбургского фольклора. Предания: «Поход на Хиву», «Атаманская гора», «Шойтас-мол», «Тайна горы», «Голубево ущелье». Исторические песни: «Из краев родных далёких», «Как за батюшкой, за Яикушкой». Знакомство с произведениями устного народного творчества, записанными в Оренбургском крае фольклористами А. В. Бардиным и П. Т. Завьяловским. Изображение в преданиях и песнях набегов на оренбургские земли киргиз-кайсаков, оренбуржцев в плену, походов ради освобождения русских людей и защиты оренбургских земель. Актуализация знаний прошлого в современном мире. |
3 |
3 |
Раздел №2. Из прошлого Оренбургского края. С.Т.Аксаков. «Семейная хроника» (главы «Переселение», «Новые места») – о заселении и освоении дедом писателя мест в Бугурусланском районе, о красоте новых мест. В.И.Даль. «Осколок льду», «Полуночник», «Бикей и Мауляна». – Жизнь оренбуржцев в плену. Побеги из плена. Набеги кочевников и столкновения кочевников с казаками, защищавшими оренбуржцев. Быт и нравы кочевников-казахов. Взаимоотношения русских и казахов. В.Г.Короленко. «У казаков» - главы о заселении казаками илецкой линии. Жизнь и обычаи казаков. В.П.Правдухин. «Яик уходит в море» (1-4 главы). Художественная история оренбургского казачества, Хивинского похода. Тип казака, нарисованный писателем. |
11 |
4 |
Раздел №3. Природа, жизнь, традиционные занятия жителей Оренбуржья: а) в произведениях русских писателей С.Т.Аксаков. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Записки об уженье рыбы» (главы по выбору учителя) – научно-художественные очерки об оренбургских озёрах, рыбах, птицах. В.И.Даль «Охота на волков», «Бикей и Мауляна» (1 глава) В.Г.Короленко. «У казаков» (главы о занятиях сельским хозяйством) В.П.Правдухин. «Яик уходит в море» (глава 22) – описание багренья рыбы. «Годы, тропы, ружьё» (главы по выбору учащихся). А.Н.Толстой «Из охотничьего дневника» - очерк, написанный в результате поездки по Уралу с В.П.Правдухиным и Л.Н.Сейфуллиной. Выявление своеобразия творческой манеры писателей, систематизация материалов, значение нововведений в литературу; чтение и анализ произведений, подбор и составление опорного конспекта по биографии писателей, иллюстрирование произведений. б) в произведениях современных авторов Н.Струдзюмов «Дело в руках». И.Уханов «Оренбургский платок» описание оригинального ремесла оренбургских пуховязальщиц. П.Н.Краснов «На грани» - о земле, детстве, о смысле жизни. «Шатохи» - нравственные и экологические проблемы в рассказе. Биографические сведения об авторах, подборка произведений, сбор материалов в периодических изданиях Оренбургского края, Организация выставки работ учащихся по творчеству местных авторов, творческий анализ проделанной работы; Подведение итогов работы. |
17 |
5 |
Обобщение и контроль |
3 |
Межпредметные связи: художник-пейзажист В.М.Штернберг – участник Хивинского похода. Рисунки Т.Г.Шевченко о жизни и быте казахов. Гр. Пономаренко «Оренбургский пуховый платок» (слова В.Бокова) Оренбуржье в живописи. Оренбургские пейзажи.
Учебных занятий – 24 часа,
Практических занятий – 6 часов,
Зачётных занятий – 1 занятие,
Контрольных занятий – 1 занятие,
Вводных занятий – 1 занятие,
Итоговых и заключительных – по 1 занятию
Интернет-ресурсы:
Исторические песни - http://www.yaik.ru/forum/showthread.php?377-%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D1%8B-%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD
http://cossackssong.ru/yaikushka-gorynovich/
песни уральских казаков - http://get-tune.net/?a=music&q=%EF%E5%F1%ED%E8+%F3%F0%E0%EB%FC%F1%EA%E8%F5+%EA%E0%E7%E0%EA%EE%E2&page=3
Поход на Хиву - http://www.yaik.ru/rus/forces/history/index.php?SECTION_ID=264&ELEMENT_ID=2350
http://orenburg-nasledie.ru/index.php/ustnoe-norodnoe-tvorchestvo/97-legenda-sorochinska -электронный каталог унт
П.Н.Краснов - http://www.rospisatel.ru/krasnov.htm, http://www.ya-zemlyak.ru/prosa_pnk.asp
Вниз по Уралу [Очерки] (илл. Штукатуров, ...) (сост. Большаков, ...) (скачать) - Лидия Николаевна Сейфуллина - Алексей Николаевич Толстой - Валериан Павлович Правдухин - Николай Павлович Правдухин - Василий Павлович Правдухин - http://lib.rus.ec/b/415708/read
http://orenbourg.ru/kraevedenie-orenburga/
http://bank.orenipk.ru/Text/t31_4713.htm
http://kraeved.opck.org/kraevedenie/
http://orenblog.ru/archives/1468 - оренбургский пуховый платок
http://orenclub.info/pages/welcome - фильмы, проза, поэзия, живопись, ремёсла Оренбуржья
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дата |
№ урока |
Тема и содержание |
Форма урока |
Интернет ресурсы |
|
план |
факт |
1. |
Введение. Оренбургский край в русской литературе |
Вводный Урок-презентация |
|
Из Оренбургского фольклора.
|
|||||
|
|
2. |
Предания. «Поход на Хиву», «Тайна горы» |
Комбинированный |
http://www.yaik.ru/rus/forces/history/index.php?SECTION_ID=264&ELEMENT_ID=2350 |
|
|
3. |
««Атаманская гора», «Шойтас-мол» |
Комбинированный |
|
|
|
4. |
Исторические песни: «Из краев родных далёких», «Как за батюшкой, за Яикушкой». |
Практическая работа
|
http://www.yaik.ru/forum/showthread.php?377-%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D1%8B %D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD http://cossackssong.ru/yaikushka-gorynovich/ |
Из прошлого Оренбургского края.
|
|||||
|
|
5 |
С.Т.Аксаков. «Семейная хроника» (главы «Переселение», «Новые места») – о заселении и освоении дедом писателя мест в Бугурусланском районе, о красоте новых мест. |
Комбинированный |
http://az.lib.ru/a/aksakow_s_t/text_0014.shtml http://his95.narod.ru/oren/istor_2_3.htm |
|
|
6 |
В.И.Даль. « «Полуночник» Жизнь оренбуржцев в плену. Побеги из плена. Набеги кочевников и столкновения кочевников с казаками, защищавшими оренбуржцев. Быт и нравы кочевников-казахов. Взаимоотношения русских и казахов. |
Урок-презентация |
|
|
|
7 |
В.И.Даль. «Осколок льду» |
Комбинированный |
|
|
|
8 |
В.И.Даль. «Бикей и Мауляна». |
Комбинированный |
|
|
|
9 |
С.Т.Аксаков «Уральский казак» |
Урок-презентация |
|
|
|
10 |
В.Г.Короленко. «У казаков»(глава 12) главы о заселении казаками илецкой линии. Жизнь и обычаи казаков |
Урок-презентация |
http://dugward.ru/library/korolenko/korolenko_u_kazakov.html |
|
|
11-13 |
В.П.Правдухин. «Яик уходит в море» (1-4 главы). Художественная история оренбургского казачества, Хивинского похода. Тип казака, нарисованный писателем. |
Комбинированный |
http://www.yaik.ru/rus/litarhiv/index.php?litarhiv=2552 |
|
|
14-15 |
В.И.Даль «Охота на волков» |
Комбинированный |
|
|
|
16 |
3ачётная работа |
к/р |
|
Природа, жизнь, традиционные занятия жителей Оренбуржья:
|
|||||
|
|
17 |
С.Т.Аксаков. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (главы по выбору учителя) – научно-художественные очерки об оренбургских озёрах, рыбах, птицах. |
Практическая работа |
http://az.lib.ru/a/aksakow_s_t/text_0010.shtml |
|
|
18 |
С.Т.Аксаков. «Записки об уженье рыбы» (главы по выбору учителя) – научно-художественные очерки об оренбургских озёрах, рыбах, птицах. |
Комбинированный |
http://az.lib.ru/a/aksakow_s_t/text_0004.shtml |
|
|
19-20 |
В.Г.Короленко. «У казаков» (главы 8, 11 о занятиях сельским хозяйством) |
Практическая работа |
|
|
|
21-22 |
В.П.Правдухин. «Яик уходит в море» (глава 22) – описание багренья рыбы. «Годы, тропы, ружьё» (главы по выбору учащихся). |
Практическая работа |
|
|
|
23-24 |
В.П.Правдухин. «Годы, тропы, ружьё» (главы по выбору учащихся). |
Урок-презентация |
http://lib.rus.ec/b/205338/read#t1 |
|
|
25-26 |
А.Н.Толстой «Из охотничьего дневника» |
Урок-презентация |
http://lib.rus.ec/b/415708/read |
|
|
27-28 |
Н.Струдзюмов «Дело в руках». |
|
|
|
|
29 |
И.Уханов «Оренбургский платок» |
Практическая работа |
|
|
|
30 |
В.Ф.Боков Оренбургский пуховый платок |
Урок-презентация |
|
|
|
31-32 |
П.Н.Краснов «На грани» - о земле, детстве, о смысле жизни. |
Комбинированный |
http://www.ya-zemlyak.ru/prosa_pnk.asp http://www.rospisatel.ru/krasnov-rasskazy.htm#3 |
|
|
33 |
П.Н.Краснов «Шатохи» - нравственные и экологические проблемы в рассказе. |
Практическая работа |
http://www.rospisatel.ru/krasnov-rasskazy.htm#3 |
|
|
34 |
Контрольный урок. |
К/Р |
|
|
|
35 |
Итоговый урок. Обобщение. Рекомендации для летнего чтения. |
|
|
Литература
1. Кузнецов В.Н. Я посетил места / Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство» 2007.-184с.
2. Город, усадьба, дом в литературе [Текст] : сборник науч. статей / М-во образования РФ, Оренб. гос. пед. ун-т ; Сост. А.Г. Прокофьева, О.М. Скибина, В.Ю. Прокофьева. - Оренбург : ОГПУ, 2004. - 216 с
3. Оренбургский край в произведениях русских писателей [Текст] : ч. 1: Учеб. пособие по лит. краеведению / М-во образования РСФСР. ЛГУ им. А.И. Герцена. Оренб. Гос. пед. ин-т им. В.П. Чкалова ; М-во образования РСФСР, ЛГУ им. А.И. Герцена, Оренб. Гос. пед. ин-т им. В.П. Чкалова. - Оренбург : Б.и., 1991. - 92 с.
4. Оренбургский край в произведениях русских писателей [Текст] : учеб. пособие по лит. краеведению / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, Оренб. гос. пед. ин-т им. В.П. Чкалова [Подгот. А.Г. Прокофьевой]. - Оренбург : ОГПИ. Ч.2.- 1993.- 101 с. : Ч.2. – 1994
5. Оренбургский край в произведениях русских писателей [Текст] : учеб. пособие по литературному краеведению / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, Оренб. гос. пед. ин-т. - Оренбург : ОГПИ. Ч. 3 / А.Г. Прокофьева. - 1995. - 151 с.
6. Жизнь и творчество В.И. Даля в Оренбурге [Текст] : монография / Г. П. Матвиевская [и др.]. - М. : Академия Естествознания, 2011. - 240 с.
7. Оренбургский край в жизни и творчестве русских писателей [Текст] : пособие к спецкурсу по литературному краеведению для студентов фил. фак. / А.Г. Прокофьева ; М-во образования РФ, ОГПУ. - Оренбург : ОГПУ, 2001. - 24 с
8. Пушкин и Оренбургский край: Документы. Записи. Письма. Воспоминания. Исследования [Текст] : учеб. пособие / М-во образования РФ, ОГПУ ; Сост. А.Г. Прокофьева. - Оренбург : ОГПУ, 2000. - 239 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.