РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины БД.07.Астрономия
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины БД.07.Астрономия

Оценка 5
Документация
docx
астрономия
11 кл +1
12.12.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  общеобразовательной учебной дисциплины БД.07.Астрономия
2022_РП_БД07Астрономия_1 курс.docx

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебно-методической работе

_____________Н.В. Стригова

_____._______.2022

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

общеобразовательной учебной дисциплины БД.07.Астрономия

 

Предметная область: _естественные науки_____

 

Технологический профиль

 

Специальности

15.02.04 Специальные машины и устройства

22.02.05 Обработка металлов давлением

22.02.06 Сварочное производство

 

Форма обучения __очная____

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2022

РАССМОТРЕНО

Кафедра общеобразовательных

дисциплин

Протокол от ___. ___.2022 №__

 

 

ОДОБРЕНО

Методический совет

Протокол от __. __.2022 №__

 

 

 

 

 

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины БД.07. Астрономия предназначена для специальностей:

-        15.02.04 Специальные машины и устройства

-        22.02.05 Обработка металлов давлением

-        22.02.06 Сварочное производство

 

 

Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина»

 

Автор-разработчик:  Сергеева И.В.

 

 


Содержание

 

1. Пояснительная записка. 5

3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины.. 8

4. Содержание учебной дисциплины с учетом профиля профессионального образования. 8

5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы    10

6. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. 15

 

 

 

 

 


1 Пояснительная записка

            Программа общеобразовательной учебной дисциплины БД.07 Астрономия предназначена для изучения астрономии в Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Академия машиностроения имени Ж.Я.Котина» для реализации среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Программа разработана на основании требований

-        ФГОС среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. №413;

-        Методических рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования, утвержденных Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.

-        Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины БД.07 Астрономия;

-        Программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) по специальности15.02.04 Специальные машины и устройства, 22.02.05 Обработка металлов давлением, 22.02.06 Сварочное производство;

-        Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.

            Общеобразовательная учебная дисциплина БД.07 Астрономия изучается как общая, базовая из обязательной предметной области естественные науки для специальностей СПО технологического профиля профессионального образования.

            Содержание рабочей программы учебной дисциплины БД.07 Астрономия направлено на достижение следующих целей: 

·         осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

·         приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

·         овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

·         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

·         использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

·         формирование научного мировоззрения;

·         формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

 


 

2. Место учебной дисциплины в учебном плане

 

            Учебная дисциплина БД.07 Астрономияизучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины БД.07 Астрономия завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения ППССЗ.

 

 

пп.

Виды учебной работы

Объем часов

1

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

2

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

практические занятия

44

 

16

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

составление таблицы

подготовка реферата-презентации с докладом

домашние наблюдения и упражнения

написание эссе

 

22

 

1

8

11

2

4

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 

3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

            Освоение содержания учебной дисциплины БД.07 Астрономия обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

·         личностных:

-        чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной науки; готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности;

-        умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации;

-         умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

-        умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

·         метапредметных:

-        использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

-        использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

-        умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

-        умение использовать различные источники для получения информации, оценивать ее достоверность; умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

-        умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

·         предметных:

-        сформированность представлений о роли и месте астрономии в современной научной картине мира; понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли астрономии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

-        владение основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование астрономической терминологии и символики;

-        владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

-        умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

-        сформированность умения решать астрономические задачи;  

-        сформированность умения применять полученные знания для объяснения   условий протекания явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

-        сформированность собственной позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников.

В результате изучения астрономии на базовом уровне учащийся должен:
знать/понимать:

·         смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

·         смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; смысл физического закона Хаббла;
основные этапы освоения космического пространства;
гипотезы происхождения Солнечной системы; основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь:

·         приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

·         описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

·         характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

·         находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

·         использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

·         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

 


 

4. Содержание учебной дисциплины с учетом профиля профессионального образования

 

Раздел 1.Введение и основы практической астрономии.

1.1.Введение. Наблюдения – основа астрономии.

Предмет астрономии: задачи и цели, разделы, периоды развития. астрономии, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации.  Структура и масштабы Вселенной. Астрономические наблюдения и их значения.

Виды телескопов, принцип действия и их основные характеристики. Решение задач на нахождение основных характеристик телескопа. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.

1.2.Основы практической астрономии.

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Раздел 2.Строение Солнечной системы.Механика небесных тел.

2.1. Строение Солнечной системы.

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

2.2. Законы движения небесных тел.

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Раздел 3.Природа тел Солнечной системы.

3.1. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну.

3.2. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса.

3.3. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

Раздел 4.Солнце и звезды.

4.1. Солнце: его состав и внутреннее строение.Излучение и температура Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

4.2. Основные характеристики звезд. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

Раздел 5.Строение и эволюция Вселенной.

5.1. Наша Галактика — Млечный Путь. Ее размеры и структура. Модели Вселенной. Модели эволюции Вселенной. Антропный принцип.Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).Строение и эволюция Вселенной. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А.А.Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

5.2. Жизнь и разум во Вселенной. Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы.

 

 

 

 


 

5Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

№ занятий

Наименование

раздела / темы

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Вид

занятий

Самостоятельная работа

Уро

вень освоения

Кол-во

часов

Задание для самостоятельной работы

 

Раздел 1.Введение и основы практической астрономии

12

 

5

 

 

 

Тема 1.1. Введение

 

4

 

2

 

2

1

Введение. Наблюдения – основа астрономии.

Предмет астрономии: задачи и цели, разделы, периоды развития. Структура и масштабы Вселенной. Астрономические наблюдения и их значения.

2

Лекция

1

Составление таблицы «Основные этапы развития астрономии»

 

2

П/з №1.Виды телескопов, основные характеристики и принцип их действия.

Виды телескопов, принцип действия и их основные характеристики. Решение задач на нахождение основных характеристик телескопа.

2

Практическое занятие

1

Домашний эксперимент – при соответствующих погодных условиях для наблюдения звёзд на небе оценить в утреннее или вечернее время расстояние от серпа Луны до ближайшего наиболее яркого объекта на небе. Зарисовать картину наблюдаемого расположения всех видимых глазу светил.

 

 

Тема 1.2.Практические основы астрономии

8

 

3

 

2

3

Небесные координаты и звездные карты.

Небесные координаты и звездные карты. Основные линии и точки системы координат.

2

Лекция

 

 

 

4

П/з №2.Звёзды и созвездия. Небесные координаты.

Звёзды и созвездия. Небесные координаты. Звёздные карты. Определение географической широты. Измерение времени. Определение географической долготы.

2

Практическое занятие

2

Написать эссе «Моё зодиакальное созвездие» (объём не более страницы, зарисовать с указанием самых ярких звёзд)

 

5

П/з №3. Видимое движение звёзд на различных географических широтах.

Обучение навыкам определения и анализа движения светил в зависимости от положения наблюдателя. Работа с подвижной картой звездного неба. Контрольная работа №1 по теме «Практические основы астрономии»

2

Практическое занятие

 

 

 

6

Годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Время и календарь.

Исследование характеристики суточного и годичного движения Солнца. Затмения Солнца и Луны.

Точное время и определение географической долготы. Календарь.

2

Лекция

1

Домашний эксперимент – наблюдение времени восхода и захода Солнца, наблюдение движения Луны и смены её фаз. Выполнение упражнений и наблюдений раздела 1учебника Воронцова-Вельяминова Б.А., Страута Е.К

 

 

Раздел 2.Строение Солнечной системы.Механика небесных тел

12

 

4

 

 

 

Тема 2.1.Строение Солнечной системы

2

 

2

 

2

7

Развитие представлений о строении мира. Конфигурации планет.

Развитие представлений о строении мира. Конфигурации планет. Видимое движение планет. Сидерический и синодический период обращения планет.

2

Лекция

2

Подготовкаиндивидуальногосообщения-презентации (список тем №1)

 

 

Тема 2.2. Механика небесных тел

10

 

2

 

2

   8

П/з №4

Механика небесных тел.

Механика небесных тел. Законы движения небесных тел. Законы Кеплера.

2

Практическое занятие

 

 

 

9

Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел.

Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел.

2

Лекция

 

 

 

10

П/з №5

Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел. Открытие и применение закона Всемирного тяготения.

Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел. Работа с планом Солнечной системы.Определение массы небесных тел.

2

Практическое занятие

2

Домашнее практическое задание (вычисление периода обращения Нептуна, величины большой полуоси Сатурна). Выполнение упражнений и наблюдений раздела 2учебника Воронцова-Вельяминова Б.А., Страута Е.К

 

11

Определение массы небесных тел.

Определение массы небесных тел.

2

Лекция

 

 

 

12

Движение небесных тел под действием сил тяготения.

Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Контрольная работа №2 по теме «Строение Солнечной системы»

2

Лекция

 

 

 

 

Раздел 3.Природа тел Солнечной системы

8

 

5

 

 

 

Тема 3.1. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

2

 

0

 

2

13

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

Земля и Луна – двойная планета.

2

Лекция

 

 

 

 

Тема 3.2. Планеты Земной группы, планеты-гиганты. Малые тела.

6

 

6

 

 

14

Две группы планет. Природа планет земной группы.  Планеты – гиганты.

Две группы планет. Природа планет земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Планеты – гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), их спутники и кольца

2

Лекция

2

            Выбор темы и подготовка сообщения с презентацией (по два-три студента) к дискуссии на тему «Парниковый эффект – польза или вред?»

 

15

П/з №6

Парниковый эффект

Занятие - дискуссия на тему «Парниковый эффект – польза или вред?»

2

Практическое занятие

2

Подготовка индивидуального сообщения-презентации (список тем №2)

 

16

П/з №7

Малые тела Солнечной системы. Природа телСолнечной системы

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты, кометы, метеоры, болиды и метеориты). Контрольная работа №3 по теме «Природа телСолнечной системы».

2

Практическое занятие

2

Выполнение упражнений и наблюдений раздела 3учебника Воронцова-Вельяминова Б.А., Страута Е.К.

 

 

Раздел 4.Солнце и звезды

6

 

4

 

 

 

Тема 4.1. Солнце: его состав и внутреннее строение

4

 

2

 

2

17

Солнце: его состав и внутреннее строение.

Солнце как звезда. Строение солнечной атмосферы. Источники энергии и внутреннее строение Солнца.

2

Лекция

1

Домашний эксперимент – наблюдение Солнца с использованием online данных спутника СОХО

 

18

Солнечная активность

Солнечная активность и её влияние на Землю. Исследование солнечно-земных связей.

2

Практическое занятие

1

Домашнее практическое задание по теме «Солнечная активность»

 

 

Тема 4.2. Основные характеристики звезд

2

 

2

 

2

19

Основные характеристики звезд

Основные характеристики звезд: светимость, температура, масса и размеры звезд. Двойные звезды. Эволюция звезд. Нестационарные звезды.Контрольная работа №4 по теме «Солнце и звёзды».

2

Лекция

2

Выполнение упражнений и наблюдений раздела 4учебника Воронцова-Вельяминова Б.А., Страута Е.К.

 

 

Раздел 5.Строение и эволюция Вселенной

6

 

3

 

 

 

Тема 5.1. Наша Галактика. Модели Вселенной

2

 

2

 

2

20

Строение и эволюция Вселенной.

Наша Галактика. Межзвездная среда. Звездные системы – галактики. Модели Вселенной. Модели эволюции Вселенной. Антропный принцип. Контрольная работа №5 по теме «Строение и эволюция Вселенной».

2

Лекция

2

Выбор темы и подготовка сообщения с презентацией (по два-три студента) к дискуссии на тему «Одиноки ли мы во Вселенной?»

 

 

Тема 5.2. Жизнь и разум во Вселенной.

4

 

1

 

 

21

П/з №8

Основы современной космологии.Одиноки ли мы во Вселенной?

Занятие - дискуссия на тему «Одиноки ли мы во Вселенной?»

2

Практическое занятие

1

Выполнение упражнений и наблюдений раздела 5учебникаВоронцова-Вельяминова Б.А., Страута Е.К.

 

22

Астрономическая картина мира - картина строения и эволюции Вселенной.

Астрономическая картина мира - картина строения и эволюции Вселенной. Дифференцированный зачёт

2

Лекция

 

 

 

 

 

Итого

44

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

 

 

 

 

 

 

 


6. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

 

Основные источники (печатные издания):

1.      Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. «Астрономия»: Учебник для общеобразовательных учреждений – 11 класс. – М.: Дрофа, 2018.

2.      Кунаш М.А. Методическое пособие к учебнику Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута «Астрономия»: Базовый уровень – 11 класс. – М.: Дрофа, 2018.

3.      Кунаш М.А.  «Астрономия 11 класс: Технологические карты учебнику Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута «Астрономия»: Базовый уровень – 11 класс. – М.: Дрофа, 2018.

 

Интернет-ресурсы:

1.    Астрофизический портал. Новости астрономии.http://www.afportal.ru/astro

2.    Вокруг света. http://www.vokrugsveta.ru

3.    Всероссийская олимпиада школьников по астрономии. http://www. astrojlimp.ru

4.    Государственный астрономический институт им. П.К. Штейнберга. http://www. sai.msu.ru

5.    Интерактивный гид в мире космоса. http://www. spacegid.com

6.    МКС онлайн. http://www. mks-onlin.ru

7.    Обсерватория Сиб.ГАУ. http://www. sky.sibsau.ru/index.php

8.    Общероссийский астрономический портал. http://астрономия.рф

9.    Репозиторий Вселенной. http://www.space-my.ru

10.  Российская астрономическая сеть. http://www. astronet.ru

11.  Сезоны года. Вселенная, планеты и звёзды. http://www. сезоны-года. рф/планеты %20 и %20 звёзды.html

12.  ФГБУН Институт астрономии РАН. http://www. unasan.ru

13.  05 Небесные координаты и звёздные карты - https://yandex.ru/video/preview/10240876727755119769

 


 

Приложение А

Темы докладов - презентаций

 

 

Темы индивидуальных

докладов - презентаций

(Одно индивидуальное выступление в семестр -5 минут)

Iчасть

1)      Древнейшие культовые обсерватории доисторической астрономии.

2)      Зарождение наблюдательной астрономии в Египте, Китае, Индии, Древнем Вавилоне, Древней Греции, Риме.

3)      Устройство, принцип действия и применение теодолитов.

4)      Угломерные инструменты древних вавилонян – сектанты и октанты.

5)      Современные космические обсерватории.

6)      Современные наземные обсерватории.

7)      История названий созвездий

8)      Легенды и мифы о возникновении созвездий

9)      Звёздные каталоги от древности до наших дней

10)  Сумерки и их виды 

11)  Традиции встречи весны у древних славян

12)  Достижения и уровень знаний древнейших астрономов.

13)  Система мира Аристотеля

14)  Система мира Коперника

15)  Открытия Галилея

16)  Описание явлений солнечных и лунных затмений в произведениях древних авторов

17)  Огненные и водяные часы в древности.

18)  Изобретение первых механических часов

19)  Календарь древних славян

20)  Принцип счёта времени в Древнем Вавилоне

21)  Принцип счёта лет у древних народов

22)  Наблюдение прохождения планет по диску Солнца и их научное значение

23)  Радиолокационный метод в астрономии

24)  Лазерная локация и её использование в астрономии

25)  Современные методы геодезических измерений

26)  Изучение формы Земли

27)  Юбилейные события истории астрономии текущего учебного года

28)  Значимые астрономические события текущего учебного года

29)  История открытия Плутона

30)  История открытия Нептуна

31)  Клайд Томбо

32)  Явление прецессии и его объяснение на основе закона Всемирного тяготения

 

IIчасть

1)       Полёты АМС к планетам Солнечной системы

2)      Сфера Хилла

3)      Теория происхождения Солнечной системы Канта-Лапласа

4)       Звёздная история. АМС «Венера»

5)      Звёздная история. АМС «Вояджер»

6)       Реголит: химическая и физическая характеристика

7)      Лунные пилотируемые экспедиции

8)       Исследования Луны советскими пилотируемыми станциями «Луна»

9)      Проекты строительства долговременных научно-исследовательских станций на Луне

10)   Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне

11)  Сравнительная характеристика рельефа планет земной группы

12)   Органическая жизнь на планетах земной группы в произведениях писателей-фантастов

13)   Научные поиски органической жизни на Марсе

14)   Атмосферы на планетах земной группы

15)   Научное и практическое значение изучения планет земной группы

16)   Кратеры на планетах земной группы: особенности, причины образования

17)   Роль атмосферы в жизни Земли

18)   Современные исследования планет – гигантов АМС

19)   Современные исследования спутников планет – гигантов АМС

 

20)   Поиск пятой планеты от Солнца: открытие первых астероидов»

21)   Изучение комет

22)   Загадка Тунгусского метеорита

23)  Падение Челябинского метеорита

24)  Результаты первых наблюдений Солнца Галилеем

25)   Закон Стефана-Больцмана. Закон Вина. Устройство и принцип действия коронографа

26)  Изучение магнитных бурь на Земле

27)  Исследования А.Л. Чижевского

28)   Особенности возникновения полярных сияний

29)   Исследование проявлений циклов солнечной активности

30)   Влияние магнитных бурь на здоровье человека

31)   Космический эксперимент «Генезис»

32)  Эффект Доплера

33)   Особенности затменно-переменных звёзд

34)   Образование новых звёзд

35)   Диаграмма звёзд «масса-светимость»

36)   Изучение спектрально-двойных звёзд

37)   «Открытия и особенности сверхновых звёзд

38)   Открытия и особенности нейтронных звёзд

39)   Открытия и особенности чёрных дыр»

40)  История исследования Галактики

41)   Млечный путь в легендах народов мира

42)  Открытие «островной» структуры Вселенной В.Я. Струве

43)  Модель Галактики В. Гершеля

44)   Загадка скрытой массы

45)   Исследование квазаров»

46)   Исследование радиогалактик. Открытие сейфертовских галактик

 

Тема

Темы докладов - презентаций

для занятия - дискуссии на тему

(Одно выступление в малой группе по три-четыре студента-5 минут)

Парниковый эффект – польза или вред?

1.      Физические основы возникновения парникового эффекта;

2.      Химические основы возникновения парникового эффекта;

3.      Антипарниковый эффект в атмосфере Марса;

4.      Парниковый эффект в атмосфере Венеры;

5.      Атмосфера Земли;

6.      Основные факторы загрязнения атмосферы Земли и их влияние на возникновение парникового эффекта;

7.      Роль выбросов автомобильного транспорта в формировании парникового эффект;

8.      Современные способы снижения влияния выбросов в атмосферу Земли промышленными предприятиями. Международные соглашения об ограничении промышленных выбросов.

Одиноки ли мы во Вселенной?

1.      Идеи множественности миров Джордано Бруно.

2.      Условия возникновения и развития органической жизни на Земле. Земные цивилизации.

3.      Идеи существования внеземного разума в работах философов-космистов.

4.      Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе и кинематографе.

5.      История радиопосланий землян другим цивилизациям.

6.      Проблемы поиска внеземных цивилизаций. Экзопланеты.

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАССМОТРЕНО Кафедра общеобразовательных дисциплин

РАССМОТРЕНО Кафедра общеобразовательных дисциплин

Содержание

Содержание

Пояснительная записка

Пояснительная записка

· мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

· мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Место учебной дисциплины в учебном плане

Место учебной дисциплины в учебном плане

Вселенной явлений, роли астрономии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; - владение основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное…

Вселенной явлений, роли астрономии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; - владение основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное…

Доплера; · характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет

Доплера; · характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет

Содержание учебной дисциплины с учетом профиля профессионального образования

Содержание учебной дисциплины с учетом профиля профессионального образования

Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»)

Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»)

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № занятий

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № занятий

П/з №3. Видимое движение звёзд на различных географических широтах

П/з №3. Видимое движение звёзд на различных географических широтах

Движение небесных тел под действием сил тяготения

Движение небесных тел под действием сил тяготения

Основные характеристики звезд

Основные характеристики звезд

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины БД.07.Астрономия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  общеобразовательной учебной дисциплины БД.07.Астрономия

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Приложение А Темы докладов - презентаций

Приложение А Темы докладов - презентаций

II часть 1) Полёты

II часть 1) Полёты

Тема Темы докладов - презентаций д ля за нятия - дискуссии на тему (

Тема Темы докладов - презентаций д ля за нятия - дискуссии на тему (
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2023